Причины возникновения коррупции в органах государственной власти

Обновлено: 29.04.2024


Аннотация
В статье рассматривается причины коррупционных преступлений в государственном управлении Российской Федерации. В работе выявлены основные факторы детерминирующие преступность в этой сфере, а так же предложены некоторые способы по преодолению причин коррупции в государственном управлении Российской Федерации.


Abstract
The article considers the reasons of corruption crimes in the public administration of the Russian Federation. The paper identified the main factors determining crime in this area, and proposed some ways to overcome the causes of corruption in public administration of the Russian Federation.

Как мы знаем, все явления на сегодняшний день являются следствием, каких либо событий или процессов, т.е. следствием каких либо причин, коррупция в государственном управлении не является исключением она, как и другие социальные явления имеет свои причины.

На сегодняшний день учеными выдвинуто множество гипотез по поводу того, что является причинами столь высокого уровня коррупции в государственном управлении нашего государства.

Так, А.И. Долгова отмечает, что коррупция является следствием как общих процессов детерминации и причинности преступности, так и специфических. Последние преимущественно связаны с государственной или иной службой, а также с развитием организованной экономической преступности, отсутствием действенных преград на пути перерастания экономического интереса соответствующих преступников в политический и использования криминальных доходов на подкуп [1, c.17].

Коррупция на сегодняшний день является сложным и неоднозначным явлением. Так и ее причины являются разнообразными и многочисленными.

На сегодняшний день основными факторами, детерминирующими коррупционную преступность, являются следующие причины и условия:

3) социально экономические

По мнению Н.И Мельника к правовым причинам можно отнести неразвитость нормативно-правовой антикоррупционной базы, эта неразвитость выступает так же фактором, детерминирующем коррупцию. Так же автор считает, что большое количество инициатив высших должностных лиц государства по этой проблематике, «излишне нагромождает массив нормативных документов, регламентирующих аспекты противодействия коррупции» [2, c.24].

В литературе по борьбе с коррупцией как отечественной, так и зарубежной выделяется такая организационно-управленческая причина, как низкая эффективность деятельности контролирующих, правоохранительных и государственных органов [3, c.18]. Во многом это обусловлено тем, что указанные органы, которые призваны противодействовать коррупции различными средствами, данными им государством, сами не свободны от этого порока.

Так же коррупция в органах государственного управления напрямую зависит от доступа должностных лиц к материальным ресурсам, таким как бюджет, муниципальная или государственная собственность и т.д.

Специфика причин коррупции в государственном управлении в России является слабая судебная система, традиционное подчинение должностных лиц не закону, а инструкциям и начальнику, привычная ориентация органов правоохранительной системы на защиту исключительно «интересов государства» и «общественной собственности», неразвитость правового сознания населения и др [4, c.33].

Один из важнейших факторов, высокого уровня коррупции в государственном управлении является неразвитое гражданское общество. Общество на сегодняшний день не до конца понимает весь вред причиняемый коррупционными преступлениями. Многие граждане нашей страны безразлично относятся к коррупции в государственном управлении. Люди в силу исторических предпосылок и менталитета свыкаются с привилегированностью коррупционеров и тех, кто занимается подкупом.

Все же необходимо отметить, что некоторые граждане занимают активную позицию в сфере борьбы с коррупцией, однако данные лица зачастую боятся обращаться в правоохранительные органы по причине низкого уровня доверия к правоохранительным органам [5, c.45].

Коррупция в государственном управлении крайне отрицательно сказывается на экономическом развитии регионов, с каждым годом увеличивая глубину расслоения доходов граждан, т.е. каждый факт коррупции, появляется все больше богатых и бедных. Подобная тенденция грозит тем, что средний слой как основа функционирования рыночной системы в России исчезнет окончательно [6, c.41].

А.Г. Хабибулин считает, что одной из экономических причин коррупции являются так называемые «свободные» деньги, т.е. средства которые небыли учтены. Поэтому он предлагает осуществлять мероприятия по подрыву экономических основ данного негативного явления, в частности он предлагает свести к минимуму оборот наличных денег в деятельности органов государственного управления [7, c.33].

К психологическим причинам коррупционного поведения можно отнести низкий уровень морального и нравственного развития как граждан дающих взятку, так и должностных лиц получающих ее. В целом гражданин, совершая коррупционное преступление, предает не только государство, но и общество в целом.

Оглядываясь на сегодняшнее состояние коррупции в государственном управлении можно сказать, что в нашем государстве низкий уровень морального и нравственного развития, и преодолеть подобное состояние общества можно лишь должным образом воспитывая будущих граждан нашей страны, вырабатывая в них уважительное или даже щепетильное отношение к закону.

  1. Долгова А.И. Основные особенности организованной преступности на Дальнем Востоке // Борьба с организованной преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе: проблемы организации и взаимодействия. Иркутск, 1998.
  2. Н.И Мельника. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011.
  3. Белова С.В., Алексеева Л.Г. Соблюдение законодательства о борьбе с коррупцией // Законность. 2011. № 8.
  4. Костенников М.В., Куракин А.В., Колчеманов Д.Н., Марьян А.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 5.
  5. Астанин В.В. Диалектика системного подхода в борьбе с коррупцией в России XV – XX вв. Монография. М., 2003.
  6. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009.
  7. А.Г. Хабибулин Об эффективных механизмах взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2011. № 4.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.

Среди данных нарушений можно выделить:

  • многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;
  • оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса (рынков, отдельных фирм, конкретных предпринимателей и др.);
  • использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур (милиции);
  • передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;
  • учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности (приобретения этих объектов в свою собственность, а в случае акционирования — получения контрольного пакета акций);
  • неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;
  • лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;
  • протекционизм малоспособных работников;
  • установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;
  • подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме.

Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и «экономика обязательств» 1 Кузьминов Я.И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате // Административное право. Теория и практика. М., 2002. .

Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому, на наш взгляд, нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. — они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой.

Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в большей или в меньшей степени в России следующие:

  • сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;
  • подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;
  • снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;
  • создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;
  • необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ, прежде всего в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;
  • ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;
  • обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;
  • прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;
  • назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);
  • повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.

Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции — в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов. По оценкам экономистов, в России «теневая экономика» до 7 млрд. долл. ежегодно направляет на подкуп коррумпированных чиновников, до половины своих преступных доходов на эти цели тратит организованная преступность.

Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.


Данная статья посвящена исследованию коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, а также выявлению обстоятельств, влияющих на непосредственное состояние коррупции в стране.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, органы государственной власти, должностное лицо, антикоррупционная политика, служебные полномочия.

Проблема коррумпированности в различных направлениях деятельности всегда являлась наиболее острой в современном российском обществе, а коррупция органов государственной власти носит систематический характер и является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В условиях, когда коррупция прорастает в органах государственной власти, говорить о развитии экономики и всего общества довольно сложно. Когда коррупция является одним из элементов функционирования публичной власти, в том числе во взаимоотношениях с гражданами, вызывая негативные последствия на качество государственного управления, доверие общества к власти и надежда на справедливость дезинтегрируется.

Одной из основных угроз порождения и распространения коррупции является обладание должностным лицом дискреционной властью, которая дает полномочия действовать по своему усмотрению.

Разработка эффективных механизмов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, минимизации и ликвидации их последствий является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Хотя выявление и устранение причин коррупционных преступлений является на сегодняшний день не менее важной проблемой и задачей по искоренению коррупционной составляющей в деятельности, как хозяйствующих субъектах, так органов государственной власти.

Чтобы приступить к исследованию коррупции в органах государственной власти и причин ее возникновения, определим само понятие «коррупция». Термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве вплоть до начала 20 века. Однако интерпретация понятий коррупции и взяточничества в русском языке в 13–14 веках существовала в терминах «лихоимство» и «мздоимство».

Общепринятое понимание коррумпированных действий — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и официально-властных возможностей в личных целях и для получения личной выгоды, противоречащих действующему законодательству и канонам морали.

Официальное определение коррупции детально раскрыто в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое трактуется путем перечисления конкретных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 201, 204, 285, 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], а также как иное незаконное использование лицом своего должностного положения в целях получения выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, вопреки законным интересам общества и государства. [3].

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку, являясь субъектами по реализации нужд своего населения, они наделены государственно-властными полномочиями по управлению обществом в целом [8, с. 680].

Современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Виды коррупции в государственных органах многообразны и многолики. Коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица, которые способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе (приобретение предметов роскоши, криминальное прошлое служащего и др.), так и в виде правонарушения (преступления, административного или дисциплинарного проступка и др.) [10, с. 20].

Наиболее распространенными формами коррупции в органах государственной власти можно назвать: вознаграждения за получение выгодных контрактов, получение денежных средств за размещение государственных заказов, оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых за счет средств заинтересованного в решении вопроса лица, скрытого вымогательства взяток, в том числе незаконного вознаграждения за оперативное решение служебного вопроса, выдачу документов и др.

Таким образом, некоторые представители органов государственной власти могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставления преимущественного положения определенным лицам, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме [11, с. 37].

Наличие властных полномочий и возможность распоряжаться государственными и общественными ресурсами, такими как бюджетные средства, государственная собственность, государственные заказы или льготы, приводит государственных служащих к искушению использовать их для собственной выгоды и в своих интересах [5, с. 22].

Если рассмотреть коррупционную составляющую с позиции правовой особенности деятельности аппарата управления государственных органов, то в большей степени она связана со знанием и умением воспользоваться несовершенствами определенных норм законодательных актов в политических, корыстных, личных и иных целях.

В связи с чем, одной из причин возникновения коррупционных составляющих в действиях должных лиц органов власти является нечеткие формулировки законодательства, несогласованность и неясность норм действующих законов, коллизии норм права, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.

Ко всему прочему, недостаточность и отсутствие четких процессуальных норм в регламентации деятельности должностных лиц приводит не только к совершению коррупционных преступлений, но и к невозможности дать правоприменителем уголовно-правовую оценку конкретного деяния.

Хотелось бы отметить, что кадровая коррупция в системе государственного управления также приносит значительный вред как обществу в целом, так и отдельным его составляющим [7, с. 53]. Примером такой коррупции является неофициальный конкурс на замещение государственных должностей, который проводится исходя из корыстных интересов соискателя и заинтересованного в получении этой должности лица, а не из уровня профессионализма и профессиональных характеристик претендента на замещение должности государственного служащего.

Одними из основных задач кадровой политики, осуществляющей эффективное функционирование органов государственной власти, должны являться: активное привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов, создание условий для повышения уровня их правосознания, антикоррупционное просвещение и разъяснение антикоррупционных стандартов и др.

Таким образом, продуманная, взвешенная и грамотная кадровая политика может способствовать повышению эффективности противодействия коррупции и предотвращению возникновения коррупционных составляющих служащими при исполнении служебных полномочий.

Об этом также говорит Магомедов К. О. в своей статье, где, проведя анализ эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти, с использованием данных репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2012–2013 гг., приходит к выводу, что «наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать взвешенная и современная по социально-технологическому оснащению кадровая политика, а также мотивация государственных гражданских служащих на антикоррупционное поведение» [6, с. 209].

Безусловно, правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляет высший нормативно правовой акт — Конституция РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а народ, осуществляет свою власть через органы государственной власти [1]. В связи с чем, для профилактики и противодействия коррупции необходимо создать такие механизмы, которые позволят гражданам и общественным объединениям проводить антикоррупционный мониторинг, получить открытый и быстрый доступ к актуальной информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц, осуществлять общественный контроль.

Стоит отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне насчитывается около 30 нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Из основных, можно назвать Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», Указ Президента РФ от 19.05. 2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» и иные. Так, в Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы [4], уточняется программа действий как органов государственной власти, так общественных объединений и граждан по борьбе с коррупционными преступлениями. В настоящем плане, одной из мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, является совершенствование взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции, с субъектами общественного контроля.

И несмотря на эти, законодательно закрепленные, антикоррупционные механизмы, на сегодняшний день практически отсутствует в открытом доступе объективные показатели коррупционной ситуации в стране, в том числе отсутствуют конкретные показатели коррупционных преступлений, совершенных именно органами государственной власти, из общего числа коррумпированных деяний. В связи с чем, считаю необходимым создать новые механизмы взаимодействия между обществом и публичной властью, повысить значимость общественной антикоррупционной деятельности, с возможностью влияния на власть общественных объединений и граждан, а также создать прозрачную, открытую и централизованную систему государственного мониторинга коррупционной ситуации.

Подведя итог, можно отметить, что для достижения положительных результатов в области противодействия коррупции в системе органов государственной власти антикоррупционная политика должна содержать в себе комплекс мероприятий как по пресечению коррупционных преступлений, так и их профилактику, путем минимизации прецедентов, связанных с коррупционными деяниями чиновников.

Стоит полагать, что основная проблема антикоррупционной политики состоит в том, что органы, которые призваны искоренять причины и условия, порождающие коррупцию, предотвращать и пресекать правонарушения коррупционной направленности, зачастую сами становятся фигурантами данных противоправных деяний, в том числе в условиях отсутствия конкретизации в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции.

Можно отметить лишь одно, нынешняя антикоррупционная политика нуждается в совершенствовании как законодательства в целом, так и механизмов государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, орган, государственное управление, должностное лицо, преступление, Российская Федерация, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.


В федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 года дается определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». [1]

Анализируя основные факторы коррупции, необходимо отметить, что основной причиной коррумпированности общества является кризис этого общества, связанный с высокой степенью пренебрежения к праву, отрицанием права. По мнению Е. В. Платова: «На протяжении многих веков в России доминировал авторитет не права, а власти, где единственным законом была воля князя, царя и др. Российский менталитет пропитан насквозь оправданием достижения цели любыми способами и средствами. Именно этими качествами обуславливается личная заинтересованность, «круговая порука» в системе государственной службы в ущерб профессионализму, компетентности и эффективности осуществления публичной власти». [2, с. 73]

Коррупция является следствием целого ряда причин.

1) недобросовестность исполнительной власти перед судебной и законодательной властями, что проявляется в деятельности патронажного механизма образования государственного аппарата, при котором просматривается кумовство, т. е. «угодный» человек продвигается на министерские и другие ключевые посты без обсуждения кандидата в законодательных и представительных органах власти;

2) излишнее наличие бюрократических разрешительных процедур, запретов на определенный вид деятельности;

3) недостаточный общественный контроль со стороны институтов гражданского общества за деятельностью чиновников, сопровождающийся видимостью прозрачности органов государственной власти и местного самоуправления;

4) недостаточно четкое распределение полномочий между государственными структурами с сохранением некоторой части совмещения служебных компетенций при халатном отношении государственных служащих к своим обязанностям;

5) несовершенство антикоррупционной политики, что проявляется в нерешительности руководства страны при принятии решений о привлечении высокопоставленных чинов к уголовной ответственности, когда во главу ставится не закон, а политическая целесообразность, степень родства и близости к правящим структурам власти, партийные интересы и т. д.

Для значительной части чиновников, по выражению В. В. Потомского: «коррупция стала основным способом первоначального накопления капитала и присвоения государственной собственности» [3, с. 7].

Несомненно, рыночные реформы в России в 1990-е годы ХХ века, выражающиеся в приватизации, неконтролируемом потреблении природных ресурсов, вымогательстве, квазирыночных методах управления, благоприятствовали разрастанию коррупции в государстве. Российские коммерсанты начали использовать коррупцию для достижения экономического успеха и для воздействия на политику. Это обусловлено тем, что:

– внедрение каких-либо обязательных требований и правил может нести угрозу существованию фирмы;

– некоторые вопросы не могли быть решены законными средствами, а если и могли, то законные способы решения проблем гораздо дешевле обходились бизнесмену.

На сегодняшний день, действующее законодательство, к сожалению, не обеспечивает уголовным делам с коррупционной направленностью реальную судебную перспективу. [4, с. 107] Не разработан надёжный алгоритм решения задач по исполнению существующих многочисленных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Коррупционеры по собственному усмотрению и в личных интересах интерпретируют законы.

Низкая эффективность деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов. Органы, призванные оказывать эффективное государственное противодействие коррупционным преступлениям законными средствами, сами подвержены коррупции. Что снижает доверие к ним граждан. И. С. Паршин по этому поводу пишет: «Коррупция в органах государственной власти напрямую зависит от доступа служащих к материальным ресурсам и их властных полномочий, от возможности распоряжаться такими ресурсами путём принятия выгодных для себя решений. Такими ресурсами могут быть бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, льготы и тому подобное». [5, с. 38]

Существенным фактором, обуславливающим коррупцию является неразвитое гражданское общество, которое не до конца понимает или не имеет возможности противостоять заинтересованному в ней меньшинству. Слабое проявление гражданами чувства собственного достоинства и терпимость к неравенству порождают равнодушное отношение общества к коррупции. [6, с. 298]

Экономической причиной коррупции является наличие в хозяйственной деятельности неучтенных денежных средств. Именно эти денежные средства служат питательной средой коррупции.

Эти причины определяются морально-психологической атмосферой в любой сфере жизни общества. К сожалению, ценностные ориентиры нашего общества, в большинстве своем, способствуют отсутствию нравственного барьера, пресекающего коррупционные действия. По этой причине происходит всеобщая деморализация сознания, не только должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и граждан обратившихся к ним для решения своих проблем. В результате, происходит отчуждение общества от основных государственных институтов власти. [7]

Кроме вышеназванных факторов существуют и другие причины, порождающие коррупцию. К ним можно отнести существование особых преимущества для отдельных категорий государственных служащих, непрозрачность системы государственного и муниципального управления, слабость судебной системы и другие.

Немаловажным фактором появления коррупции является неэффективная кадровая политика государства. Так, часто практикуется назначение на должность лиц, преданных начальству, или проведение конкурсных процедур под определенного человека. Не секрет, что чиновник с низкой квалификацией, но беспрекословно преданный руководству, есть идеальный реципиент коррупционных услуг. Безусловно подобная кадровая политика должна изживаться.

Необходимо отметить, что ликвидация причин, порождающих коррупцию в Российской Федерации, возможно снизит уровень коррумпированности общества, а возможно и обострит существующие проблемы общественных отношений, связанные с факторами, определяющими коррупционные процессы. Только комплексное и одновременное воздействие на все причины коррупции позволит избежать обострение проблем.

Таким образом системное воздействие на причины коррупции необходимо осуществлять как со стороны государства, так и со стороны всего общества.

2. Платов, Е. В. Причины коррупции в России / Е. В. Платов. Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2018. — № 4(24). С. 70–75

3. Потомский, В. В. Коррупция как социально-политическое явление: источники и причины возникновения в России / В. В. Потомский. Текст непосредственный // Вестник Поволжского института управления. — 2017. — № 17. — С. 4–10.

4. Гринько, С. Д. Факторы, способствующие распространению коррупции / С. Д. Гринько. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2019. — № 2. С. 107–111.

5. Паршин, И. С. Причины и условия коррупционной преступности / И. С. Паршин. — Текст: непосредственный // Российский следователь. — 2014. — № 1. С. 36–40.

6. Денисов С. А. Неразвитое гражданское общество как главный фактор развития коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предупреждения, междунар. сотрудничество: Сб. ст. / Под ред. П. Н. Панченко, А. Ю. Чупровой, А. И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. С. 298–299

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, государственная власть, причина, местное самоуправление, причина коррупции, Россия, средство.


В данной статье рассмотрены особенности становления и отражён процесс возникновения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации.

В частности, доказывается потребность более тесного международного взаимодействия в целях достижения победы в борьбе с коррупцией. Изложены меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти в России.

Ключевые слова: коррупция, органы государственной власти, борьба с коррупцией, взяточничество, антикоррупционное законодательство, подкуп.

Коррупция, это глобальная проблема нынешнего общества, которая в достаточной степени изучена с позиций различных взглядов и аспектов человеческого общества. Вместе с тем, в современных условиях международного пространства, изучение коррупции, как транснациональной опасности, которая порочит авторитетность органов государственной власти, нарушает права физических и юридических лиц, является значимой и актуальной, также, как и разработка высокоэффективных и действенных мер противодействия коррупции во всех сферах взаимодействия власти и общества.

Коррупция в органах государственной власти, это в некоторой степени «болезнь», которая научилась взаимодействию и легкому функционированию с получением прибыли и выгоды, а также оправданием собственного существования. В отчетливо налаженной системе существующих органов государственной власти, эта «болезнь» уже явно заметна, но её губительное воздействие несомненно сказывается на законной работе органов государственной власти. Как уже было сказано выше, существование коррупции в государстве подрывает не только авторитет властных органов, но и такие понятия как: легитимность, стабильность, тем самым нарушая народное единство и затрудняя социально — экономическое развитие государства в целом.

Субъект, который обладает полномочиями власти, приобретает легкую возможность, пользуясь своим положением, осуществлять разнообразного рода правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами.

Целесообразно отметить, что определение «коррупция» появилось у нас лишь в 1993 г. в проекте первого закона о борьбе с коррупцией. А наставшее в начале 90-х годов динамичное правовое исследование такого опасного явления в системе государственной службы уже не соответствовало объёмам его увеличения в сфере государственного управления нашей страны.

Ещё в тот период было очевидно, что с таким явлением ожидается сложное противостояние, борьба, в которой нашей стране нужна только победа, но достичь её можно лишь посредством общих стараний и четко организованной работе.

В наши дни оборачиваясь на минувшие годы борьбы с коррупцией в органах государственной власти, можно сказать о том, что борьба с коррупцией ведётся у нас в стране. Систематически ужесточаются законы касаемо взяточничества, а в судебное производство уходят уголовные дела.

Сроки получают как министры, так и мелкие чиновники, президент Российской Федерации регулярно докладывает о принятии программ по борьбе с коррупцией. Позволит ли это раз и навсегда одержать победу над коррупцией? Ответ на этот вопрос может дать только время, тем не менее за всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось реализовать.

В коррупционных отношениях И. В. Годунов определяет три стороны: государственный служащий, в силу различных причин и за незаконное вознаграждение совершающий действия в пользу заинтересованной стороны; заинтересованная сторона, которая желает получить блага, законом не предусмотренные; потерпевшая сторона — государство, представитель общества [1].

На первом заседании Совета по борьбе с коррупцией, которое состоялось 12 января 2004 г. президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сделал акцент на том, что корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, которые подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти [2].

Российские ученые, изучающие коррупцию, обращают внимание на тот факт, что в России отсутствуют необходимые условия для эффективного функционирования государственной службы, а также меры, направленные на предупреждение коррупции [3].

А. В. Гайдук считает, что целеустремленная борьба с коррупцией не может быть успешной, если она будет основана на разовых и краткосрочных кампаниях. Позитивные результаты борьбы с коррупцией можно получить только при условии долгосрочных социально-экономических, политических и правовых перемен. [4]

В России коррупция достигла невероятных масштабов. Средства массовой информации по всему миру изо дня в день представляют материалы, которые свидетельствуют об актуализации проблематики коррупции и, следовательно, о потребности осуществления государствами согласованных действий в борьбе против этого неблагоприятного явления.

Тем не менее очевидно, что сдвиги в борьбе с нынешним явлением практически ничтожны. Появляется правомерный вопрос: почему?

Чиновники из правоохранительных органов при ответе на этот вопрос зачастую ссылаются на недостаточность нормативно — правовой базы для борьбы с коррупцией, однако в последние годы проведена большая работа по усовершенствованию антикоррупционного законодательства.

В общественном восприятии в последнее время бытует мнение о сплошной коррумпированности государственного аппарата, о том, что без подкупа добиться своих прав просто невозможно.

Мнение о том, что России является одной из самых коррумпированных стран существует и в мировом обществе.

Наиболее опасными проявлениями нынешнего явления — государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Всё это является не только сложными вопросами и проблемами для России, но и для общемирового масштаба.

При это нужно признать то, что радикальных перемен в данной области, к сожалению, не происходит, и по всей видимости, в ближайшем будущем каких-либо изменений в борьбе с коррупцией не ожидается.

Но тем не менее опасность нынешней российской коррупции заключается в ее массовости, распространении во все сферы жизни общества, моментальной приспособляемости к новым условиям, соответственно доверие граждан к институтам государственной власти оказывается на низком уровне.

Усовершенствование деятельности по борьбе с коррупцией необходимо объединять с комплексным осуществлением организационных, политических, правовых, финансовых и технических мероприятий, которые будут обеспечивать тенденцию надлежащих механизмов, осуществление которых позволит реализовать основательные предпосылки для кардинальных изменений ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции. Но для результативной работы по минимизации явления коррупции этого слишком мало. Нужна политическая воля руководителей совершено различных уровней государственной власти для организации борьбы с коррупцией на мировом уровне. Очень большое значение имеет то, чтобы эта политическая воля не была результатом тех или иных политических разборок, а преследовала интересы защиты закона и граждан.

Исходя из этого, необходимо принятие существенных политико-правовых мер, которые будут направлены на укрощение коррупции в государственной и муниципальной службе. К одним из таким мер можно отнести:

  1. Усиление надведомственного контроля и надзора в отношении абсолютно всех государственных и муниципальных органов вне зависимости от того, к какой ветви власти они относятся;
  2. Общественный контроль со стороны СМИ, института по правам человека;
  3. Политический контроль за органами власти и муниципальными органами со стороны общества через различные политические партии и движения.
  1. Годунов И. В. — Противодействие организованной преступности: Учеб. пособие. — М., 2013. С. 335.
  2. Выступление В. В. Путина 12 января 2004 г. на первом заседании Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.
  3. Куракин А. В. — Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // — Журнал российского права. 2013. № 7. С. 79–89.
  4. Гайдук, этнологического метода в научных исследованиях национальных и федеративных отношений в России // Политика и общество, 2011. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, Россия, борьба, орган, Российская Федерация, антикоррупционное законодательство, государственная служба, заинтересованная сторона, нынешнее явление.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: