При введении карантина обязанности государства

Обновлено: 25.04.2024

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Штрафы за нарушение санитарных правил

В статью КоАП о санитарных правилах добавили еще два состава. Если раньше статья была общей, состав — один, а штрафы для граждан не превышали 500 Р , то теперь даже за незначительные нарушения могут оштрафовать на 15 тысяч.

Новые нарушения и штрафы в статье 6.3 КоАП РФ

Состав Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
Невыполнение требований санэпиднадзора 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает 150 000—300 000 Р 300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте. То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы. Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Получить штраф можно даже за несоблюдение дистанции: это правило установлено главным санитарным врачом для всех регионов. Такие случаи тоже уже есть. Хотя есть и случаи отмены штрафов из-за неправильной квалификации нарушения.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого. Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать. Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Штраф за несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

За что и на сколько штрафуют по статье 20.6.1 КоАП РФ

Вид нарушения Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП 1000—30 000 Р или предупреждение 10 000—50 000 Р 30 000—50 000 Р 100 000—300 000 Р
То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу 15 000—50 000 Р 300 000—500 000 Р , или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Берегите здоровье и кошелек

Пока юристы продолжают спорить, а адвокаты раздают советы насчет незаконности ограничений и неправильной квалификации нарушений, помните о своей безопасности и беспокойтесь о личном бюджете.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий. Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе. А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

Уголовная ответственность за нарушение санитарных правил

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц. Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза. В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Виды уголовной ответственности и наказаний по ст. 236 УК РФ

Нарушение Варианты наказаний
Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза Штраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет
То же самое, если умер один человек Штраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет
Если умерли два человека и более Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Штраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет

Штраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок. Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании. Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам заболевшего курьера, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты. Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан. И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

В статье 236 УК РФ упоминается понятие «массовое заболевание». Но сколько именно человек для этого должны заболеть, не указано. Обычно массовое заболевание — это когда количество пациентов больше, чем может принять врач за день. Или случаев заболевания больше, чем обычно регистрируют. Точная квалификация — на усмотрение суда. Вред здоровью при этом может быть любой тяжести — даже легкий.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Нарушение Варианты наказаний
Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты Штраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет
Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека Штраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет
То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия Штраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты

Штраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет

Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека

Штраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет

Штраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

Екатерина Мирошкина

Загрузка

Красиво. Если не можешь бороться с вирусом, борись с населением.

семен, много вас таких умников, как посмотрю. А население ни хрена не понимает даже со штрафами, не то что просто с "рекомендациями". Все же профессора диванные.

Андрей Николаевич

Изменения, внесённые 01.04.2020 в ст. 20.6.1 КоАП незаконны:
"Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации"
В новом изложении некий режим повышенной / пониженной / обычной готовности вводится на основании угрозы. И вот почему я считаю, что закон сырой:
- нет законодательно закреплённого термина "УГРОЗА возникновения ЧС";
- нет законодательно определённой методики определения наличия либо отсутствия "УГРОЗЫ", нет градации её степеней;
- законом не обозначены лица, уполномоченные принимать решение относительно наличия "УГРОЗЫ", а также зона их ответственности за возможные последствия.
С режимом ЧС и карантином всё чётко и понятно: он либо есть, либо его нет, на основании соответствующих указов и положений от конкретно определённых лиц.
Поскольку определение УГРОЗЫ не закреплено законодательно, её наличие является субъективным мнением, а субъективный фактор не может быть положен в основу какого бы то ни было закона. Как следствие, все штрафы и ограничения нелегитимны.

Ущемлять данное Основным законом право (на свободу передвижения) ради другого права (на здоровье) можно только в особых режимах (ЧС, например).
Прокуратура, подмахнув законодательной власти, реагируя на заявления общественников, в материалах проверок признаёт законность ущемления данных Конституцией основных прав вне особых режимов, то есть, создаёт прецедент: народ можно загонять в стойло в любое время по одному лишь желанию властей.

Митрополиты в регионах пропагандируют экстремизм, продолжая призывать к посещению церквей. Неплохо бы привлекать их к ответственности как лиц, призывающих к массовым нарушениям санитарного режима по ст.236 ч.1 УК РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий". Именно как физические лица, а не должностные, поскольку они действуют на основе личных убеждений, нарушающих Закон, а не на основании должностных полномочий (таких полномочий у них нет).

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:

Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», кроме уточнения мер, которые должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации, для граждан введено такое ограничение, как соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси", а для иностранных граждан и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности - выполнение требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

ГАРАНТ:

О принятых актах о профилактических мерах и мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, см. справку

Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, см. постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 г. N 529

1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

ГАРАНТ:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ осуществляется Роспотребнадзором

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенностью введенного на большинстве территорий РФ режима повышенной готовности является наделение властей специальными полномочиями по ограничению прав и установлению обязанностей граждан и организаций.

2 апреля 2020 г. Правительство РФ утвердило Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Постановление №417), обязательные для всех граждан и организаций, находящихся на соответствующих территориях.

Правилами предусмотрены, в частности, следующие обязанности для граждан:

  • соблюдать общественный порядок и требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • выполнять законные требования экстренных оперативных служб и должностных лиц в связи с осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • при получении инструкций от уполномоченных лиц, в т.ч. через СМИ, эвакуироваться с зараженной территории и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • оказывать помощь пострадавшим и иметь при себе удостоверяющие личность документы.
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске пребывания в определенных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайной ситуации;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством РФ.

Однако законность таких актов уже успел заранее подтвердить Верховный суд РФ в Обзоре практики применения коронавирусного законодательства от 21.04.2020 №1.

Госдумой в целях обеспечения соблюдения коронавирусных правил внесен ряд поправок в КоАП РФ, Федеральный закон от 01.04.2020 №99-ФЗ уже вступил в силу.

Так, согласно ст. 20.6.1 КоАП РФ граждане могут быть оштрафованы за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на сумму до 30 тысяч рублей, а если причинен вред здоровью человека или имуществу – штраф составит от 15 до 50 тысяч рублей.

Такая ответственность применяется, если правонарушение не содержит состав правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Эта статья применяется при нарушении специальных ограничительных мероприятий (карантина), либо в случае невыполнения законного предписания (постановления) или требования Роспотребнадзора (Главного государственного санитарного врача РФ). Штраф – от 15 до 40 тысяч рублей.

Отметим также, что производство по делу об административном правонарушении возбуждается только на основании протокола, составленного уполномоченным должностным лицом:

  • должностными лицами МЧС, Росгвардии, сотрудниками полиции или другими лицами в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р. (ст. 20.6.1 КоАП РФ);
  • сотрудниками полиции или органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 6.3 КоАП РФ).

В этой связи незаконно штрафовать граждан, не выполнивших правила поведения в условиях пандемии, на основе сведений, полученных с помощью специальных технических средств фото- и видеофиксации и работающих в автоматическом режиме (например, дорожные камеры). В силу прямого указания закона такие способы фиксации могут применяться только для выявления административных правонарушений в области ПДД (глава 12 КоАП РФ) или административных правонарушений в области благоустройства (см. примечание к ст. 1.5 КоАП РФ).

Важно также помнить, что действует презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Это значит, что обязанность по доказыванию события административного правонарушения и вины лица, привлекаемого к ответственности, возлагается на соответствующие государственный орган или должностное лицо (п. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).

Продолжая дискуссию о проблемах "карантинного права", не могу не ответить на весьма дельные замечания коллеги Александра Латыева, который в своём материале "Норма или приказ" рассказал о практической невозможности одним взглядом не только охватить сегодняшнее "карантинное право", но и предугадать, в какую сторону оно будет развиваться.

В своём материале, критикуя юристов за незнание "карантинного права", я как раз и говорил о том, что никто не знает о том, что такое "карантинное право" не потому, что ленится или ещё что-то не так, а потому что "карантинного права" как такового у нас не существует, при том, что существует значительное количество людей, даже юристов, которые с ним работают, а также неюристов (санитарных и ветеринарных врачей), которых учат соответствующим нормам, но учат именно как врачей, а не как юристов. А "общее правоведение" им если и начитывают, то в духе "Федеральное собрание - парламент, ещё есть суды, а разводятся в загсе".

Оно и понятно со всеми редкими специальностями: они потому и редкие, что до поры до времени никому не нужны, на них идут или фанатики или неудачники, а выпускникам по ним не платят достойного дохода. Санитарные врачи и врачи-эпидемиологи в последние двадцать лет явно не были героями обложек, для них допускалась неприлично низкая зарплата, явно не способствующая хоть какой-нибудь уверенности в завтрашнем дне, а к их замечаниям если и прислушивались, то как к фону.

То же самое и с чрезвычайными полицейскими режимами. Из курса конституционного права мы знаем про чрезвычайное и военное положения, да и то потому, что есть соответствующие федеральные конституционные законы, да особый порядок их объявления, при том, что последний раз чрезвычайное положение в нашей стране объявлялось во время осетино-ингушского конфликта, а военное - 22 июня 1941 года. Даже первая и вторая чеченские войны без них обходились. Там, если внимательно присмотреться, даже федеральные конституционные законы предельно рамочные, неконкретные, написанные в духе "будет комендант - он нас рассудит, какие-нибудь права будем ограничивать, но вы из фильмов и сами знаете, что война - это расстрелы на месте и прочие нарушения всего и вся".

Попробуйте найти какую-нибудь монографическую литературу с правовым анализом уже вводившихся режимов чрезвычайного и военного положения. Хотя бы в годы Великой Отечественной. Наткнётесь или на сборники документов "чрезвычайного права", или на общие фразы. Единственное вводившееся ЧП на страницы монографий и вовсе не попадо, хотя там правовых актов должно быть тоже больше, чем достаточно. Я не говорю про войны чеченские. Надо не политические решение говорить в духе "хорошо-плохо", а анализировать: какие правовые акты принимались той или иной стороной, как они исполнялись, кем, какие именно органы власти были задействованы с той или иной стороны, как они формировались на освобождённых территориях и в каком порядке и прочее и прочее и прочее. Но и этого нет, "отвоевали - и хватит".

А вот со специальными полицейскими режимами "чрезвычайной ситуации", "готовности сил и средств", "карантина" у нас даже в законодательстве не всё так просто. Привыкли, что режим чрезвычайной ситуации объявляется, если или какая-нибудь конго-крымская геморрогическая лихорадка объявилась, а карантин - это когда бешенство у кота, тоже можно особо не волноваться. На юриста, который бы попытался заранее описать все возможные ограничения прав и законодательные риски карантинов или ещё каких-нибудь страшных последствий, смотрели бы как на писателя-фантаста, не говоря о серьёзном открытии профильных кафедр при медицинских и ветеринарных академиях, где бы думали как раз над вопросами имплементации санитарных норм в правовую систему.

Но дело оказывается куда серьёзнее.

Когда надо действительно вводить чрезвычайные полицейские режимы, к ним с правовой точки зрения мало что готово. Пытаются на весь субъект федерации или на всю страну распространять те нормы, которые методом "копировать-вставить" издавались для чего-то более мелкого, и фактическое выполнение которых никто никогда и не контролировал. Например, вы видели когда-нибудь санитарные кордоны, если не в фильмах? А они почти во всех указах о карантинах, вместе с ограничением движения транспортных средств, посещения территорий и прочего-прочего-прочего.

Не разработаны вопросы введения о отмены чрезвычайных полицейских мер (чрезвычайной ситуации и режима готовности), предельных ограничений прав и свобод граждан, которые могут вводиться при введении таких мер, разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления с соответствующим бюджетным финансированием, а также порядка и сроков введенияи отмены всех остальных ограничений (или преимуществ), связанных с указанным режимом.

А то что получается - по состоянию весьма обрывочного законодательства на сегодняшний день - есть некое непонятное правовое явление ("режим готовности"), которое можно ввести правовым актом субъекта федерации, но которое при этом накладывает кучу всяких обязанностей как на федеральные органы, так и органы местного самоуправления, приводит к отмене выборов, существенным образом ограничивает права граждан и юридических лиц (при том, что обычно административное приостановление - это суровое наказание, назначаемое районным судом), но которое при этом весьма сложно оценить на законность.

Почему вводится такой суровый режим, существенно ограничивающий права граждан? Потому что есть некие "рекомендации Роспотребнадзора" или "предписание Россельхознадзора" или ещё какой-нибудь документ от территориального органа федерального органа исполнительной власти, или же просто река вышла из берегов и половодье. И суды таким же образом будут реагировать: "Имел право издать указ? Имел. Предписание было? Было. Значит, отменяем выборы, тут бешенство у кота!".

Санитарные и ветеринарные врачи разве разбираются в полицейских режимах? Нет, они разбираются в распространении "своих" заболеваний и им достаточно наплевать на то, какие именно правовые меры приняты, главное - результат. А вот за процесс и процедуры отвечают как раз самые простые "гражданские" власти, которым как скажут - так они и сделают, а то их оштрафуют за неисполнение предписания или будут судить за халатность или ещё какое-нибудь страшное преступление, когда настанет стадия наказания невиновных.

Поэтому юристам сейчас не стоит надеяться на Роспотребнадзор, который "всё знает", ничего он в юриспруденции больше вас не знает - там сидят такие же юристы, подготовленные по таким же программам на тех же юрфаках, причём, с учётом зарплаты, не самые фанатичные. И органы власти порой просто копируют в свои постановления ранее скопированенные из других документов "предписания" и "рекомендации", не особо вдумываясь в их содержание, которому сразу же пытаются придавать сакральный смысл "борьбы с пандемией". Дай санитарам волю - они будут придумывать предписания в духе ветеринаров: "никого не лечить, всё стадо убить и сжечь, а территорию засыпать хлоркой". Негуманно, зато фантастически эффективно.

Каждая мера ограничения прав граждан, предпринимателей или органов местного самоуправления должна ограничиваться исключительно на основании закона и исключительно в соответствующих целях. Это не простое славословие.

Презумпция незаконности и необоснованности принимаемых мер должна сохраняться и в условиях карантина. Почему в одни магазины можно ходить, а в другие - нет? Почему одни предприятия закрыты, а другие имеют право продолжать работать? Почему можно идти на работу по улице, но нельзя гулять в безлюдном парке? Почему одним категориям граждан можно перемещаться свободно, а другие обязаны сидеть дома, нет ли тут дискриминации или необоснованных привилегий? Какой правовой статус у лиц, находящихся в "самоизоляции" или "карантине", как он сочетается с иными правовыми статусами? Как можно ограничивать свободу слова, свободу собраний, права на правосудие и защиту достоинства личности? И - главное - как все эти ограничения сопоставляются со статьёй 16.1 ГК РФ, гарантирующей право на компенсацию вреда от законных действий госорганов в случаях, установленных федеральными законами?

Слышим ли мы это в парламентах? Нет. Слышим ли мы эти вопросы в юридическом сообществе? За редчайшими исключениями - тоже нет. Под лозунгом "все на борьбу с карантином" можно принимать любые, даже не относящиеся к карантину правовые акты, забывая при этом о соразмерности умаления прав даже в случаях чрезвычайного и военного положений, не говоря уже о более "мягких" чрезвычайных полицейских режимах.

Вот всего этого в нашем праве нет. Никто этим не занимался, никто это не исследовал. Даже самому хорошему и честному правоприменителю почитать на эту тему нечего, не говоря про правоприменителей ситуативных, бьющих по хвостам. Вот об этом я и говорил, когда писал, что юристы не знают "карантинного права". Ведь до недавних пор его даже как области научных интересов не существовало вовсе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: