При поступлении гражданина на государственную таможенную службу устанавливается испытательный срок

Обновлено: 13.05.2024

Статья 27 Закона о государственной гражданской службе:

"1. В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

2. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

3. Испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин - гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее, чем за три дня".

Статья 9 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания.

2. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.

4. Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения (далее - врачебная комиссия), возмещаются Федеральной таможенной службой".

Законом о государственной гражданской службе испытание при поступлении на гражданскую службу не отнесено к числу существенных условий служебного контракта.

В Законе о службе в таможенных органах также отсутствует императивная норма об испытании в отношении граждан, поступающих на должности сотрудников таможенных органов.

Выделим следующие различия в правовом регулировании испытания при поступлении на государственную службу в таможенные органы.

Во-первых, срок, на который может быть установлено испытание. К лицу, поступающему на службу в таможенные органы, может быть установлено испытание до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Таким образом, минимальный срок испытания не установлен и определяется в каждом конкретном случае, исходя из качеств лица, поступающего на службу в таможенные органы. Продолжительность испытания определяется в приказе о назначении на должность. Срок может быть сокращен по решению начальника таможенного органа. При этом законодательно установленные пределы срока испытания едины.

В отношении лиц, поступающих на гражданскую службу в таможенный орган, устанавливается минимальный срок, который не может быть изменен сторонами контракта. Кроме того, максимальная продолжительность испытания характеризуется более длительным сроком. Срок испытания для гражданских служащих таможенных органов устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года (ч. 1 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе). При этом гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев (ч. 4 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе).

Во-вторых, различается статус лиц, поступающих на службу в таможенные органы, на условиях установления испытательного срока.

Положением ч. 1 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что "в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы". Из чего следует, что на период испытания гражданин РФ считается принятым на государственную службу и с ним заключен служебный контракт.

В период испытания с лицом, поступающим на должность сотрудника таможенного органа, контракт о службе в таможенных органах не заключается. С гражданином на период прохождения испытания заключается срочный трудовой договор. Трудовые отношения с гражданином в указанный период регламентируются законодательством Российской Федерации о труде.

При этом гарантией защиты интересов сотрудников таможенных органов, проходившим испытание при поступлении на службу, является то, что работа в период прохождения испытания засчитывается в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, а также в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов.

Стажеру до присвоения ему специального звания выплачиваются должностной оклад, установленный по соответствующей штатной должности, компенсационные, стимулирующие и иные выплаты, предусмотренные положением об оплате труда работников таможенного органа.

В-третьих, различается перечень лиц, в отношении которых испытание не устанавливается. В отношении лиц, поступающих на должности сотрудников таможенных органов, Законом о службе в таможенных органах к данной категории отнесены выпускники образовательных учреждений Федеральной таможенной службы, а также граждане, поступающие на службу в таможенные органы на конкурсной основе (ч. 3 ст. 9). В отличие от данного Закона Инструкция Федеральной таможенной службы России не содержит закрытого перечня, а отсылает к положениям законодательства Российской Федерации о труде. Соответственно, в данную категорию попадают, например, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет.

В отношении лиц, поступающих на должность гражданской службы, перечень лиц, к которым испытания не применяются, включает также граждан при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" на определенный срок; государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы. Отметим, что в отношении категории гражданских служащих законодатель использовал бланкетную норму, и перечень лиц, к которым испытание не устанавливается, открыт.

В-четвертых, порядок прохождения испытания лицами, претендующими на должности сотрудников таможенных органов, регламентирован подзаконным ведомственным актом.

В целях подготовки гражданина к исполнению должностных обязанностей и систематического контроля за прохождением испытания начальник структурного подразделения совместно с наставником составляет индивидуальный план прохождения испытания, который утверждает начальник таможенного органа, и доводит до сведения гражданина под подпись. В плане отражаются основные мероприятия, сроки, место их проведения. В плане может быть указано время обучения в учебном центре и на курсах, порядок и сроки выполнения практических заданий, проведение собеседования и другие мероприятия. Начальник таможенного органа либо по его поручению один из заместителей начальника таможенного органа, а также руководитель кадрового подразделения осуществляют систематический контроль за прохождением испытания.

В-пятых, различаются последствия неудовлетворительного результата прохождения испытания. По итогам прохождения испытания лицом, претендующим на должность сотрудника таможенного органа, начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв, в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа, и другие объективные показатели. С указанной характеристикой гражданин должен быть ознакомлен не менее чем за три дня до рассмотрения отзыва аттестационной комиссией таможенного органа. Должностные лица таможенного органа: заместитель начальника таможенного органа, курирующий структурное подразделение, начальник кадрового подразделения, начальник подразделения по противодействию коррупции и психолог отражают в листе отзыва свои замечания и предложения. Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной комиссией не позднее, чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии гражданина.

Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания. Председатель аттестационной комиссии представляет заключение аттестационной комиссии начальнику таможенного органа в день проведения заседания аттестационной комиссии. После утверждения начальником таможенного органа заключения аттестационной комиссии, рекомендующего принять гражданина на службу в таможенные органы, с указанным гражданином в соответствии с установленным порядком заключается контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации и производится назначение на соответствующую должность приказом таможенного органа.

Решение начальника таможенного органа об увольнении гражданина при неудовлетворительном результате испытания оформляется в письменном виде с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданина не выдержавшим испытание, и доводится до сведения гражданина под подпись не позднее, чем за три дня до истечения срока испытания. После принятия соответствующего решения начальником таможенного органа с учетом заключения аттестационной комиссии о результатах прохождения гражданином испытания издается приказ о расторжении срочного трудового договора.

Если срок испытания истек, а гражданин продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание и с ним заключается контракт о службе в таможенных органах.

С лицом, поступающим на должность гражданского служащего таможенного органа, служебный контракт заключается сразу, в этой связи при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право: предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы; до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание (ч. 7 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе). Такой подход к регулированию последствий неудовлетворительного результата испытания представляется спорным. Законодателю следовало сформулировать императивную норму, отказавшись от предоставления представителю нанимателя права выбора последствий неудовлетворительного результата испытания.

5.5. Испытание при поступлении на государственную службу в таможенных органах

Статья 7. Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении

Лица, имеющие на 01.07.2021 гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязаны сообщить об этом до 10.07.2021. Об условиях продолжения службы на занимаемых ими должностях см. ФЗ от 30.04.2021 N 116-ФЗ.

1. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, в случае наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы

1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

2. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).

3. Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документы об образовании и о квалификации;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее - близкие родственники).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

В отличие от обычных работников, которым испытательный срок государственного служащего устанавливается не всегда, установление его некоторым гражданским служащим обязательно. И в январе 2020 года Правительство РФ в целях повышения эффективности формирования профессионального кадрового состава государственной гражданской службы утвердило единую методику прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти. В чем заключаются принципы прохождения испытания и определения его результатов, расскажем в статье.

Общие положения об испытательном сроке.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы устанавливается условие об испытании гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности (если иное не предусмотрено ст. 27).

Кроме этого, определены категории гражданских служащих, которым испытание может быть установлено и для которых оно невозможно. Причем, в отличие от испытательный срок государственного служащего, преду­смотренного Трудовым кодексом и по общим правилам составляющего 3 месяца, служащие проходят испытание сроком от 1 месяца до 1 года, а в отдельных случаях до 6 месяцев.

Испытание может устанавливаться

Испытание не устанавливается

Случаи установления

Срок испытания

При назначении граждани-
на или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ

От 1 месяца до 1 года

Гражданам, получившим среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на такую службу

При назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ

От 1 до 6 месяцев

Служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа

При назначении гражданско-го служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа

От 1 до 6 месяцев

Гражданам и гражданским служащим, для которых законодательством РФ
предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). Например, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет (абз. 2 ч. 4 ст. 70 ТК РФ)

В срок испытания не засчитываются периоды, в которые гражданский служащий фактически не исполнял возложенные на него должностные обязанности, в частности периоды:

пребывания в отпуске без сохранения заработной платы;

пребывания в учебном отпуске.

Статьей 27 Закона № 79‑ФЗ также установлено, что если у гражданского служащего до назначения на должность не было классного чина, то по окончании испытания ему присваивается классный чин согласно ст. 11 того же закона.

Для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности в течение испытательный срок государственного служащего может быть проведена внеочередная всесторонняя оценка его деятельности.

К сведению:

Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего утверждена Минтрудом и направлена его Письмом от 14.06.2016 № 18‑1/10/В-3980.

Служебный контракт может быть расторгнут до истечения срока испытания, если будет установлено, что гражданский служащий не соответствует должности, на которую принят. Представитель нанимателя обязан предупредить служащего об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня и указать причины такого решения; служащий вправе обжаловать такое решение в судебном порядке. Гражданский служащий тоже вправе в период испытания расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя также за 3 дня. Причем объяснять причину увольнения он не обязан.

Если же срок испытания истек, а служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается выдержавшим испытание.

Методика испытания.

Единая методика прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2020 № 9 (далее – Методика). В ней обозначены цели установления испытательный срок служащего, порядок его оформления, порядок принятия решения об установлении испытания, а также указано, как проходит само испытание и как оцениваются результаты его прохождения. Рассмотрим все по порядку.

Цели испытания

Если по Закону № 79‑ФЗ целью испытания является установление соответствия гражданского служащего занимаемой должности, то Методика относит к таким целям и подтверждение способности применить при исполнении должностных обязанностей имеющиеся у служащего знания и умения, и оценку его профессиональных и личностных качеств.

Кто принимает решение о сроке испытания?

Поскольку назначение на должность гражданской службы осуществляется сначала по акту представителя нанимателя, на основании которого заключается служебный контракт, Методикой установлено, что основанием для испытания считается условие о нем, предусмотренное в акте федерального органа исполнительной власти о назначении гражданина РФ или гражданского служащего на должность гражданской службы.

В отличие от установления испытания в соответствии с Трудовым кодексом, когда основным документом, регламентирующим прохождение испытательного срока работником, является трудовой договор, для гражданских служащих таким основным документом является акт представителя нанимателя о назначении на должность. Можно сделать вывод: если прохождение испытания установлено таким актом, но не служебным контрактом, то служащий будет рассматриваться как назначенный на должность с испытательный срок служащего.

Решение об установлении испытания в отношении гражданского служащего принимает представитель нанимателя, в том числе по представлению непосредственного руководителя в лице руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Если гражданский служащий возглавляет структурное подразделение федерального органа исполнительной власти или его территориального органа либо замещает должность вне указанного структурного подразделения, непосредственным руководителем для него является гражданский служащий, осуществляющий непосредственное руководство его профессиональной служебной деятельностью.

Срок испытания начинает исчисляться с даты назначения на должность гражданской службы.

Как проходит испытание?

В период испытания:

Непосредственный руководитель обеспечивает:

координацию профессиональной служебной деятельности гражданского служащего так, чтобы результаты исполнения им поручений позволяли всесторонне оценить его знания и умения, а также профессиональные и личностные качества;

проведение на регулярной основе собеседований с гражданским служащим, его наставником (при наличии) в целях оценки профессиональной служебной деятельности служащего.

ведет в таблице учет результатов исполнения им должностных обязанностей в период испытания. Форма таблицы установлена приложением 1 к Методике (и используется, если в рамках электронного делопроизводства не применяется система автоматического учета поручений).

Кадровая служба федерального органа исполнительной власти совместно с непосредственным руководителем в целях адаптации гражданского служащего к условиям профессиональной служебной деятельности и обеспечения эффективного исполнения им должностных обязанностей:

знакомят служащего с документами, регламентирующими деятельность органа власти, его структурой и функциями структурных подразделений;

представляют его коллективу;

консультируют служащего по вопросам организации исполнения должностных обязанностей;

организуют профессиональное развитие и (или) наставничество (при необходимости).

Как осуществляется наставничество?

Порядок наставничества определяется Положением о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296. Согласно данному Положению наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.

Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя, а организацию наставничества осуществляет кадровая служба государственного органа с использованием в том числе государственных информационных систем в области гражданской службы.

Наставничество осуществляется в отношении служащего:

поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган;

имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.

Инициатором осуществления наставничества является непосредственный руководитель – он направляет представителю нанимателя предложение об этом, которое содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.

Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных служащих. У него не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением обычных должностных обязанностей. Не может являться наставником непосредственный руководитель служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.

Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем двух гражданских служащих. И наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного служащего.

Если в период наставничества наставник заболел, уехал в командировку или отсутствует на службе по другим причинам, непосредственный руководитель в течение рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет представителю нанимателя предложение для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется. Оно прекращается до истечения установленного срока лишь в случае назначения служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или увольнения с гражданской службы.

Не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества наставник представляет непосредственному руководителю служащего отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению к Положению. Отзыв о результатах наставничества, после ознакомления с ним непосредственного руководителя, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

В целях подведения итогов наставничества непосредственный руководитель проводит с гражданским служащим индивидуальное собеседование. Кроме этого, он оценивает результативность деятельности наставника на основе результатов его деятельности и профессиональной служебной деятельности служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Результативность деятельности наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий и учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением за безупречную и эффективную гражданскую службу.

Как устанавливаются результаты испытания?

Непосредственный руководитель либо его заместитель не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока испытания передает этот документ в кадровую службу. Форма такого отзыва установлена приложением 2 к Методике.

В отзыве дается оценка соответствия служащего замещаемой должности гражданской службы, делается вывод о результате испытания и отражаются замечания непосредственного руководителя по подготовленным служащим проектам документов.

К отзыву прилагается таблица (если в рамках электронного делопроизводства не используется система автоматического учета поручений). А если в период испытания в отношении служащего осуществлялось наставничество, к отзыву также прилагается отзыв о результатах наставничества.

Таблица содержит следующие графы:

Дата (период) выполнения поручения

Отметка о выполнении (выполнено, выполнено с замечаниями, не выполнено – указать нужное)

Комментарии (при наличии) непосредственного руководителя

Если служащий выдержал испытание успешно, в отзыв могут включаться рекомендации о направлении служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию. При неудовлетворительном результате испытания в отзыве указываются причины, послужившие основанием для признания служащего не выдержавшим испытание.

Отзыв о результатах испытания, содержащий мнение непосредственного руководителя о неудовлетворительном результате испытания, таблица и отзыв о результатах наставничества (при наличии) предоставляются кадровой службой представителю нанимателя не позднее чем через 3 рабочих дня после передачи отзыва в кадровую службу.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме (под подпись) согласно приложению 3 к Методике не позднее чем за 3 дня до истечения срока испытания – с указанием причин, послуживших основанием для признания служащего не выдержавшим испытание. При его отказе от ознакомления под подпись с отзывом о результатах испытания и уведомлением о неудовлетворительном результате испытания или от получения копии отзыва о результатах испытания составляется акт о таком отказе.

Отзыв о результатах испытания, таблица (за исключением случая, если в рамках электронного делопроизводства используется система автоматического учета поручений) и отзыв о результатах наставничества (при наличии) приобщаются к личному делу гражданского служащего.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе (Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).

Условия прохождения службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Для участия в конкурсе необходимо представить:

личное заявление; заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р (2 экз.); фотографии 3х4 (2шт.); копию паспорта (2 экз.); копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность; копии документов об образовании и о квалификации (2 экз.); копию военного билета (2 экз.); заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей (форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»); сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (форма справки утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р).

Дополнительно могут быть представлены: автобиография (2 экз.); выписки из домовой книги и финансового лицевого счета; копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания; копии ИНН и копию документа подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа; копии свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении детей.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, в течение 21 календарного дня со дня объявления о приеме документов для участия в конкурсе на официальном сайте ФТС России лично представляет вышеперечисленные документы (подлинники документов в обязательном порядке иметь при себе) в Управление государственной службы и кадров ФТС России (Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5) с 10 до 12 часов и с 14 до 16 часов или в электронном виде с использованием ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации».

Информация о вакантных должностях федеральной государственной гражданской службы, на замещение которых объявляется конкурс в центральном аппарате ФТС России, размещается на официальном сайте ФТС России.

Примечание: денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФТС России в зависимости от занимаемой должности, стажа государственной службы и классного чина составляет от 20 539 до 37 737 рублей.

Обращаем внимание на ограничения, установленные статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ):

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: