Список судов построенных балтийским заводом

Обновлено: 28.03.2024

Предприятие основано в 1856 году в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова.
В настоящее время активно развито гражданское судостроение, а также судовое машиностроение.
В советское время так же именовался п/я 821.

Суда, построенные на данном предприятии

Суда, достроенные на данном предприятии

ПроектСтр. №ПостроеноНазваниеРег. №Приписка
Подводные лодки 1 25.07.1915 Барс (приписка неизвестна)
Проект Новик, тип Изяслав 20.07.1927 Калинин (Прямислав) ВМФ СССР (Российский Императорский флот)
Тип Светлана 01.07.1928 Красный Крым (Профинтерн, Светлана) ВМФ СССР ((СССР), (Российская Империя))
Тип Светлана 01.07.1928 ПКЗ-144 (ОС-20, Краный Крым, Профинтерн, Светлана) ВМФ СССР (Российский Императорский флот)
Проект Yuba/Юба (США) 1929 Драга №86 Амурская область ((СССР))
Тип Щ (Щука), проект серия V 159 22.09.1933 С-92 (Щ-102, Щ-102 Лещ) ВМФ СССР
Тип Blücher 941 15.02.1941 ПКЗ-112 (Днепр, Таллин, Петропавловск, Lützow) ВМФ СССР (ВМС Германии)
Проект 1128 В31/55 31.10.1958 Сибирь (Прокопьевск) ВМФ СССР (Ленинград)
Проект 1128 B31/54 12.11.1958 Спасск (Сучан, Первоуральск) ВМФ России (ВМФ СССР, (СССР))
Проект 1128 B31/56 04.12.1958 Сахалин (Павлоград) ВМФ СССР ((СССР))
Проект 10580 (Финляндия), тип Таймыр 474 30.06.1989 Таймыр 851404 Мурманск
Проект 10580 (Финляндия), тип Таймыр 475 01.08.1990 Вайгач М-17588 Мурманск
Проект 20870 05711 28.06.2019 Академик Ломоносов 070075 Санкт-Петербург

© Администрация ВТ и авторы материалов, 2010—2022
Использование фотографий и иных материалов, опубликованных на сайте, допускается только с разрешения их авторов.

Сегодня одним из важнейших направлений деятельности стало атомное надводное гражданское судостроение. Балтийский завод обладает уникальными компетенциями и всеми необходимыми лицензиями для строительства надводных судов с ядерными энергетическими установками. Именно здесь были построены все действующие российские атомные ледоколы, оснащенные судовыми реакторами КЛТ-40 и его модификациями, а также атомные крейсеры.

Балтийский завод выпускает широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения, как для оснащения кораблей и судов собственной постройки, так и для поставок другим судостроительным предприятиям. В машиностроительной номенклатуре завода есть теплообменное оборудование для атомных станций, пусковые установки, оснащение для судового машиностроения: гребные винты фиксируемого и регулируемого шага с полным циклом изготовления, валы для кораблей и судов всех классов, дейдвудные и рулевые устройства, упорные валы и многое другое. Также завод оснащен полноценным производством цветного, стального и чугунного литья.

На производственных площадках Балтийского завода ведется строительство универсальных атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220, которые станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире. В 2020 году начнется строительство еще двух атомоходов проекта 22220. Суда строятся по заказу с ФГУП «Росатомфлот» на класс Российского морского регистра судоходства (РС).

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220

На достроечной набережной Балтийского завода идет строительство трех атомных ледоколов проекта 22220 мощность 60 МВт: «Арктика», «Сибирь» и «Урал».

Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 был заложен на стапеле «А» 5 ноября 2013 года. Торжественный спуск на воду состоялся 16 июня 2016 года, крестной матерью атомохода стала председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко.

Первый серийный атомный ледокол «Сибирь» был заложен 26 мая 2015 года, спущен на воду 22 сентября 2017 года, его крестной матерью стала Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова.

Второй серийный атомоход «Урал» был заложен 25 июля 2016 года. Спуск на воду состоялся 25 мая 2019 года, крестной матерью стала Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина.

Атомные ледоколы проекта 22220 имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

Технический проект атомоходов разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.


Основные характеристики:

  • Длина - 173,3 м,
  • Длина по КВЛ - 160 м.
  • Ширина - 34 м.
  • Ширина по КВЛ- 33 м.
  • Высота борта на миделе до ВП - 15,2 м.
  • Осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м,
  • Минимальная рабочая осадка - 8,55 м.
  • Водоизмещение - 33,54 тыс. тонн.
  • Назначенный срок службы - 40 лет;
  • Заказчик: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
  • Экипаж универсального атомного ледокола -52 человека

Универсальные атомные ледоколы предназначены для:

  • самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики;
  • ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы;
  • буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде;
  • оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.
  • предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.

Конструкции корпуса, механизмов, оборудования и систем ледокола удовлетворяют требованиям «Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов» (МАРПОЛ 73/78) изд. 2000 г. с поправками (бюл. № 4-9, 2005 г.), а также требованиям РД 31.04.21-84 «Суда морские. Предотвращение загрязнения Северного морского пути сточными водами и мусором.

Универсальный дизель-электрический ледокол мощностью 25 мвт
«Виктор Черномырдин»

Дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» спущен на воду 30 декабря 2016 года.

В октябре 2019 года ледокол успешно завершил ходовые испытания.

Ледокол «Виктор Черномырдин» станет самым большим и самым мощным неатомным ледоколом в мире. Он предназначен как для самостоятельной проводки судов на мелководных арктических участках и в устьях сибирских рек, так и для работы в качестве вспомогательного ледокола в составе сложных караванов на трассе Север­ного морского пути.

Противообледенительная установка обеспечивает подачу сжатого воздуха вдоль борта судна, что исключает обмерзание (облипание) корпуса и снижает коэффициент трения при его взаимодействии со льдом и др. Это существенно повышает ледопроходимость корабля и, соответственно, скорость проводки судов.


Основные характеристики:

  • Водоизмещение 22258 т
  • Длина максимальная 146.8 м
  • Длина между перпендикулярами 132.8 м
  • Ширина 29.0 м
  • Осадка наименьшая 8.5 м
  • Осадка наибольшая 9.5 м
  • Мощность силовой установки 25 МВт
  • Скорость около 17 узлов
  • Автономность 60 суток
  • Ледопроходимость 2 м
  • Экипаж 38 чел.
  • Спецперсонал 90 чел.
  • Государственный заказчик: ФГУП «Росморпорт»

Назначение судна:

  • ЛК-25 может самостоятельно проводить караваны или работать в связке с атомным ледоколом-лидером;
  • оказывает помощь судам и выполняет аварийно-спасательные работы в ледовых условиях и на чистой воде, совершает экспедиционных рейсов;
  • выполняет функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, буровых и нефтедобывающих платформах;
  • обеспечивает выполнение подводно-технических работ с использованием судового водолазного комплекса в контейнерном исполнении, возможность размещения которого на судне предусмотрена, в районах установки буровых и нефтедобыва­ющих платформ и прокладки подводных трубопрово­дов;
  • исследование морского дна, проведение поисково-спасательных операций с использованием специальных комплексов, установленных на судне;

Судно проектируется и строится на класс Российского Морского Регистра судоходства КМ Icebreaker8 [2] АUT1-IСS OMBO DYNPOS-2 FF2WS EPP HELIDECK-H ANTI-ICE WINTERIZATION (-40) ECO-S Special Purpose Ship.

Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов»

Плавучий энергоблок (ПЭБ) проекта 20870 с реакторными установками КЛТ-40С предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и обеспечивает в номинальном режиме выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Головной ПЭБ «Академик Ломоносов» был построен для плавучей атомной теплоэлектростанции в г. Певек Чукотского автономного округа.

Прежде всего, ПЭБ – это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Его основная цель — обеспечить энергией крупные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

Строительство ПЭБ «Академик Ломоносов» завершилось 28 июня 2019 года подписанием приемного акта, согласно которому судно в полном объеме прошло все испытания, предусмотренные техническим проектом, и успешно подтвердило свои спецификационные характеристики. В соответствии с приёмным актом плавучий энергоблок может быть допущен к полноценной эксплуатации.

30 июня был подписан акт приема-передачи ПЭБ «Академик Ломоносов» заказчику - АО «Концерн Росэнергоатом».

В сентябре 2019 года Энергоблок прибыл на место постоянного базирования в город Певек Чукотского автономного округа.

Все работы по строительству плавучего энергоблока (ПЭБ), осуществляемые на Балтийском заводе, организованы в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области ядерной и радиационной безопасности и при строжайшем соблюдении всех необходимых мер безопасности под контролем надзорных органов федеральной власти (Ростехнадзор, Прокуратура, ФСБ).

АО «Балтийский завод» обладает всеми необходимыми компетенциями, разрешениями и лицензиями, подтверждающими готовность к осуществлению деятельности в сфере атомного судостроения, прежде всего это:

    • Государственная лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор) № ГН-02-102-2624 от 30.05.2012 г. на сооружение ядерной установки плавучего энергоблока проекта 20870 с ядерными реакторами КЛТ-40С.
    • Разрешение на право строительства атомных объектов и проведение заключительных этапов строительства ПЭБ, утвержденное правительством г. Санкт-Петербург (№ 07-114/9043);
    • Санитарно-эпидемиологическое заключение межрегионального управления №122 ФМБА о соответствии предприятия правилам радиационной безопасности.

    Характеристики:

    • Водоизмещение 21,5 тыс. тонн,
    • Команда 69 человек.
    • ПЭБ не оборудован собственными двигателями, поэтому для его транспортировки необходим буксир.
    • Станция оснащена двумя модифицированными двигателями KLT-40, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 тыс. человек.
    • ПАТЭС может использоваться в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. кубометров воды ежедневно.
    • Назначенный срок службы ПЭБ - 35 - 40 лет.
    • Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью 2,5 - 3,0 года.

    ПЭБ разработан с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.

    Канонерские лодки

    • канонерская лодка "Опыт" (1862)
    • канонерская лодка «Отважный» (1893)
    • речные канонерские лодки (1907 - 1910) - 8 ед.

    Корабли серии: "Свердлов" (1952), "Жданов" (1952), "Адмирал Ушаков" (1953), "Александр Суворов" (1953), "Адмирал Синявин" (1954), "Дмитрий Пожарский" (1954), "Кронштадт" (1954), "Таллин" (1954), "Варяг" (1954) - 9 ед.

    Главные размерения

    Скорость на чистой воде

    Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144 («Киров») и последующие корабли улучшенного проекта 11442 имели практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных для боевых надводных кораблей. Главное ударное ракетное оружие корабля – противокорабельный ракетный комплект «Гранит».

    Крейсер «Киров» не имел аналогов в мировом кораблестроении. Он мог эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению надводных кораблей противника и его атомных подводных лодок. Ударное ракетное вооружение обеспечивало с достаточно большой вероятностью поражение крупных надводных кораблей ударной группировки.

    «Киров» ( с1992 года – «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» (с1992 года – «Адмирал Лазарев»), «Калинин» (с1992 года – «Адмирал Нахимов»), «Юрий Андропов» (с1992 года – «Петр Великий»)

    • фрегат "Адмирал Лазарев" (1866-1869)
    • фрегат "Минин" (1869-1878)
    • полуброненосный фрегат "Герцог Эдинбургский" (1870-1877)
    • полуброненосный фрегат "Дмитрий Донской" (1881 - 1883)
    • полуброненосный фрегат "Владимир Мономах" (1881 - 1883)
    • серия фрегатов для ВМФ Индии (2001-2004)

    Фрегат проекта 11356

    Фрегаты (по российской классификации - сторожевые корабли) - одни из самых современных боевых надводных кораблей XXI века.

    Современный фрегат - это многоцелевой корабль ограниченного водоизмещения, способный решать широкий круг задач как в морской, так и в океанской зонах.

    Судно предназначено для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения.

    Фрегаты проекта 11356, построенные на Балтийском заводе, являются самыми современными кораблями своего класса в мире. На сегодняшний день им нет аналогов. По своему назначению и составу вооружения эти фрегаты универсальны. Они обладают беспрецедентной огневой мощью: на них установлены 100-мм артиллерийские установки, ударные противокорабельные ракетные комплексы "Club-N", зенитно-ракетные комплексы средней дальности "Штиль" для защиты от противокорабельных ракет в ближней зоне, торпедные аппараты и реактивные бомбометы.

    Главные размерения

    Осадка средняя (при нормальном водоизмещении)

    Осадка максимальная
    в районе обтекания ГАС "HUMSA" (при полном водоизмещении)

    Водоизмещение

    Скорость хода и дальность плавания

    Скорость полного хода при toнаружного воздуха +15o

    Дальность плавания на экономической скорости (14 узл.) при наибольшем запасе топлива

    Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э

    Максимальная мощность на валах при to наружного воздуха +15

    • мониторы - броненосцы береговой обороны (1863-1865) - 2 ед.
    • броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» (1892-1896) - 1 ед.
    • эскадренные броненосцы (1895-1901) - 5 ед.

    Подводные лодки

    • опытная подводная лодка Н.Ф.Александровского (1866) - 1 ед.
    • подводная лодка "Дельфин" (1904)
    • подводная лодка "Акула" (1911)
    • подводная лодка "Гепард" (серии "Барс"); (1913-1915)
    • подводные лодки "Морж", "АГ", "С", "Л", "Щ" (1901-1934) - 44 ед.
    • подводные лодки типа "Д" (I сер.) ("Декабрист", "Народоволец", "Красногвардеец") (1930, 1931) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "Л" (II сер.) ("Ленинец", "Сталинец", "Фрунзенец") (1933) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "Щ"(III сер.) (1933) -2 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (V сер.) (1933) - 4 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (У-бис-2 сер.) (1935) -3 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (V-бис сер.) (1934, 1935) - 5 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (X сер.) (1936) - 8 ед.
    • эскадренные 2-корпусные подводные лодки типа "П" (IV сер.) (1936) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "С" (IX сер.) (1936, 1938) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "С" (IХ-бис. сер.) (1939-1943) - 7 ед.
    • крейсерско-эскадренные подводные лодки типа "К" (XIV сер.) (1942, 1944) - 2 ед.
    • подводные лодки (пр. 613) (1953 - 1958) - 19 ед.
    • подводные лодки (пр. 665) (1962) - 6 ед.
    • подводные лодки (пр. 651) (1963, 1964) - 2 ед.

    Линейные корабли

    • "Слава" (1869)
    • "Император Павел I" (1912)
    • "Севастополь" (1914)
    • "Петропавловск" (1914)
    • "Советский Союз" (пр. 23) (1949) – не достроен
    • миноноски (1877-1886) – 31 ед.
    • миноносец "Котлин" (1885) – первый в России
    • эскадренные миноносцы (пр.7) (1936- 1941) - 7 ед.
    • миноносцы (1941 - 1945) - 9 ед.

    Минные заградители

    • минные заградители (1989 - 1909) - 4 ед.
    • подводный минный заградитель ("Ерш") (1914 - 1917)
    • подводные минные заградители типа "Л" (XI сер.) ("Ворошиловец", "Дзержинец" "Кировец" (1936) - 3 ед.
    • подводные минные заградители типа "Л" (XIII сер.) (1938) -3 ед.
    • подводные минные заградители типа "Л" (XIII-бис-сер.) (1942, 1943) - 3 ед.

    Эскадронный миноносец (пр. ЗО-К) "Образцовый" (1949) - 1 ед. (достройка)

    Малый тральщик "стотонник" (1943 - 1945) - 36 ед.

    • ледоколы-(1921-1941)-8 ед.
    • паромы - ледоколы (1913, 1935, 1967) - 3 ед.
    • речные ледоколы - буксиры (1956 -1958) - 10 ед.
    • мелкосидящий атомный ледокол проекта 10580

    Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» построены в кооперации с финской компанией Wartsila – 2 ед. Предназначены для работы в устьях сибирских рек. Минимальная рабочая осадка – 8 метров.

    Советский Союз (1989 г.)

    50 лет Победы (2007 г.)

    Ледокол "Арктика"

    За период с 1974 по 2007 годы на Балтийском заводе построена серия атомных ледоколов второго поколения (проект 10520 и модернизированный проект 10521).

    Головной корабль серии - атомоход проекта 10520 "Арктика" - был заложен 3 июля 1971 года, и уже 26 декабря 1972 года судно было спущено на воду.

    17 августа 1977 года весь мир облетела новость о покорении Северного полюса атомоходом "Арктика". Поход к полюсу и возвращение в Мурманск заняли 13 дней.

    Второе судно этого проекта - атомоход "Сибирь", вошедший в строй в 1977 году. В последствии проект был модернизирован и воплощен при строительстве ледокола "Россия", которое завершилось в 1985 году. Следующим судном серии стал атомный ледокол "Советский Союз", закладка которого состоялась в 1983 году. Спустя 3 года Балтийский завод заложил ледокол "Октябрьская революция" (в 1992 году переименован в "Ямал").

    Последний ледокол этой серии - "Урал" (сегодня он носит название "50 лет Победы") - заложен 4 октября 1989 года. Спуск судна на воду состоялся 29 декабря 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования строительство ледокола было приостановлено. Контракт на достройку судна Балтийский завод и Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписали в феврале 2003 года, а в 2007 году ледокол был сдан заказчику.

    Характеристики проекта 10521

    Тип: атомный ледокол мощностью 75000 л.с. (51550 кВт) с трехвальной турбоэлектрической установкой и распределением мощности по валам 1-1-1 с избыточным надводным бортом, четырьмя палубами и двумя платформами, баком, развитой пятиярусной средней надстройкой, двумя мачтами.

    Проводка судов в Ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледокольных работ.

    Буксировка судов и других объектов как во льдах, так и на чистой воде.

    Оказание помощи судам и выполнение спасательных работ

    Главные размерения

    Длина наибольшая

    Длина по КВЛ (при Т=11,0 м)

    Ширина по КВЛ (при Т=11,0 м)

    Высота борта при миделе

    Масса корпуса и надстройки

    Средняя осадка при этом

    Средняя осадка при этом

    Средняя осадка при этом

    Для улучшения ледовых качеств судна предусмотрены:
    • Турбонаддувочное противооледенительное устройство (ТПУ)
    • Плакированная сталь в районе ледового пояса, нос - 93 шт.
    • Окраска подводной части корпуса ледокола стойкой эмалью
    • Улучшенная форма обводов носовой оконечности
    • Катодная защита с ледостойкими анодами.

    * Изначально проект был разработан с учетом того, что ледоколы смогут применяться для научно-исследовательской работы, а в настоящий момент суда используются также для экскурсионных туров в Арктике. На кораблях оборудованы комфортабельные каюты и места для временного размещения людей.

    «Москва», «Санкт-Петербург»
    Дизель-электрические ледоколы

    Головной ледокол серии заложен на стапеле Балтийского завода в 2005 г., спущен на воду в мае 2007 г. В октябре этого же года предприятие приступило к швартовным испытаниям судна. Государственные ходовые испытания «Москвы» Балтийский завод провел в ноябре 2008 года. Во время испытаний ледокол показал отличные ходовые качества и исправность работы бортовых систем. Члены государственной комиссии отметили строгое соответствие всех механизмов судна отечественным стандартам и международным нормам.

    Балтийский завод построил многофункциональный ледокол принципиально нового класса, аналогов которому в России не строила ни одна верфь. Форма корпуса судна спроектирована с учетом новых технологических разработок по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшению эксплуатационных качеств судна. Оригинальное техническое решение - оснастить ледокол двумя полноповоротными винторулевыми колонками - обеспечило судну повышенную маневренность.

    Технический проект ледокола разработан Балтийским заводом при участии специалистов ЦКБ «Балтсудопроект».

    Второй дизель-электрический ледокол серии "Санкт-Петербург" сдан заказчику в 2009 году.

    Корабли серии: "Свердлов" (1952), "Жданов" (1952), "Адмирал Ушаков" (1953), "Александр Суворов" (1953), "Адмирал Синявин" (1954), "Дмитрий Пожарский" (1954), "Кронштадт" (1954), "Таллин" (1954), "Варяг" (1954) - 9 ед.

    Главные размерения

    Скорость на чистой воде

    Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144 («Киров») и последующие корабли улучшенного проекта 11442 имели практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных для боевых надводных кораблей. Главное ударное ракетное оружие корабля – противокорабельный ракетный комплект «Гранит».

    Крейсер «Киров» не имел аналогов в мировом кораблестроении. Он мог эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению надводных кораблей противника и его атомных подводных лодок. Ударное ракетное вооружение обеспечивало с достаточно большой вероятностью поражение крупных надводных кораблей ударной группировки.

    «Киров» ( с1992 года – «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» (с1992 года – «Адмирал Лазарев»), «Калинин» (с1992 года – «Адмирал Нахимов»), «Юрий Андропов» (с1992 года – «Петр Великий»)

    • фрегат "Адмирал Лазарев" (1866-1869)
    • фрегат "Минин" (1869-1878)
    • полуброненосный фрегат "Герцог Эдинбургский" (1870-1877)
    • полуброненосный фрегат "Дмитрий Донской" (1881 - 1883)
    • полуброненосный фрегат "Владимир Мономах" (1881 - 1883)
    • серия фрегатов для ВМФ Индии (2001-2004)

    Фрегат проекта 11356

    Фрегаты (по российской классификации - сторожевые корабли) - одни из самых современных боевых надводных кораблей XXI века.

    Современный фрегат - это многоцелевой корабль ограниченного водоизмещения, способный решать широкий круг задач как в морской, так и в океанской зонах.

    Судно предназначено для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения.

    Фрегаты проекта 11356, построенные на Балтийском заводе, являются самыми современными кораблями своего класса в мире. На сегодняшний день им нет аналогов. По своему назначению и составу вооружения эти фрегаты универсальны. Они обладают беспрецедентной огневой мощью: на них установлены 100-мм артиллерийские установки, ударные противокорабельные ракетные комплексы "Club-N", зенитно-ракетные комплексы средней дальности "Штиль" для защиты от противокорабельных ракет в ближней зоне, торпедные аппараты и реактивные бомбометы.

    Главные размерения

    Осадка средняя (при нормальном водоизмещении)

    Осадка максимальная
    в районе обтекания ГАС "HUMSA" (при полном водоизмещении)

    Водоизмещение

    Скорость хода и дальность плавания

    Скорость полного хода при toнаружного воздуха +15o

    Дальность плавания на экономической скорости (14 узл.) при наибольшем запасе топлива

    Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э

    Максимальная мощность на валах при to наружного воздуха +15

    • мониторы - броненосцы береговой обороны (1863-1865) - 2 ед.
    • броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» (1892-1896) - 1 ед.
    • эскадренные броненосцы (1895-1901) - 5 ед.
    • опытная подводная лодка Н.Ф.Александровского (1866) - 1 ед.
    • подводная лодка "Дельфин" (1904)
    • подводная лодка "Акула" (1911)
    • подводная лодка "Гепард" (серии "Барс"); (1913-1915)
    • подводные лодки "Морж", "АГ", "С", "Л", "Щ" (1901-1934) - 44 ед.
    • подводные лодки типа "Д" (I сер.) ("Декабрист", "Народоволец", "Красногвардеец") (1930, 1931) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "Л" (II сер.) ("Ленинец", "Сталинец", "Фрунзенец") (1933) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "Щ"(III сер.) (1933) -2 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (V сер.) (1933) - 4 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (У-бис-2 сер.) (1935) -3 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (V-бис сер.) (1934, 1935) - 5 ед.
    • подводные лодки типа "Щ" (X сер.) (1936) - 8 ед.
    • эскадренные 2-корпусные подводные лодки типа "П" (IV сер.) (1936) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "С" (IX сер.) (1936, 1938) - 3 ед.
    • подводные лодки типа "С" (IХ-бис. сер.) (1939-1943) - 7 ед.
    • крейсерско-эскадренные подводные лодки типа "К" (XIV сер.) (1942, 1944) - 2 ед.
    • подводные лодки (пр. 613) (1953 - 1958) - 19 ед.
    • подводные лодки (пр. 665) (1962) - 6 ед.
    • подводные лодки (пр. 651) (1963, 1964) - 2 ед.
    • "Слава" (1869)
    • "Император Павел I" (1912)
    • "Севастополь" (1914)
    • "Петропавловск" (1914)
    • "Советский Союз" (пр. 23) (1949) – не достроен
    • миноноски (1877-1886) – 31 ед.
    • миноносец "Котлин" (1885) – первый в России
    • эскадренные миноносцы (пр.7) (1936- 1941) - 7 ед.
    • миноносцы (1941 - 1945) - 9 ед.
    • минные заградители (1989 - 1909) - 4 ед.
    • подводный минный заградитель ("Ерш") (1914 - 1917)
    • подводные минные заградители типа "Л" (XI сер.) ("Ворошиловец", "Дзержинец" "Кировец" (1936) - 3 ед.
    • подводные минные заградители типа "Л" (XIII сер.) (1938) -3 ед.
    • подводные минные заградители типа "Л" (XIII-бис-сер.) (1942, 1943) - 3 ед.
    • ледоколы-(1921-1941)-8 ед.
    • паромы - ледоколы (1913, 1935, 1967) - 3 ед.
    • речные ледоколы - буксиры (1956 -1958) - 10 ед.
    • мелкосидящий атомный ледокол проекта 10580

    Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» построены в кооперации с финской компанией Wartsila – 2 ед. Предназначены для работы в устьях сибирских рек. Минимальная рабочая осадка – 8 метров.

    Советский Союз (1989 г.)

    50 лет Победы (2007 г.)

    Ледокол "Арктика"

    За период с 1974 по 2007 годы на Балтийском заводе построена серия атомных ледоколов второго поколения (проект 10520 и модернизированный проект 10521).

    Головной корабль серии - атомоход проекта 10520 "Арктика" - был заложен 3 июля 1971 года, и уже 26 декабря 1972 года судно было спущено на воду.

    17 августа 1977 года весь мир облетела новость о покорении Северного полюса атомоходом "Арктика". Поход к полюсу и возвращение в Мурманск заняли 13 дней.

    Второе судно этого проекта - атомоход "Сибирь", вошедший в строй в 1977 году. В последствии проект был модернизирован и воплощен при строительстве ледокола "Россия", которое завершилось в 1985 году. Следующим судном серии стал атомный ледокол "Советский Союз", закладка которого состоялась в 1983 году. Спустя 3 года Балтийский завод заложил ледокол "Октябрьская революция" (в 1992 году переименован в "Ямал").

    Последний ледокол этой серии - "Урал" (сегодня он носит название "50 лет Победы") - заложен 4 октября 1989 года. Спуск судна на воду состоялся 29 декабря 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования строительство ледокола было приостановлено. Контракт на достройку судна Балтийский завод и Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписали в феврале 2003 года, а в 2007 году ледокол был сдан заказчику.

    Характеристики проекта 10521

    Тип: атомный ледокол мощностью 75000 л.с. (51550 кВт) с трехвальной турбоэлектрической установкой и распределением мощности по валам 1-1-1 с избыточным надводным бортом, четырьмя палубами и двумя платформами, баком, развитой пятиярусной средней надстройкой, двумя мачтами.

    Проводка судов в Ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледокольных работ.

    Буксировка судов и других объектов как во льдах, так и на чистой воде.

    Оказание помощи судам и выполнение спасательных работ

    Главные размерения

    Длина наибольшая

    Длина по КВЛ (при Т=11,0 м)

    Ширина по КВЛ (при Т=11,0 м)

    Высота борта при миделе

    Масса корпуса и надстройки

    Средняя осадка при этом

    Средняя осадка при этом

    Средняя осадка при этом

    Для улучшения ледовых качеств судна предусмотрены:
    • Турбонаддувочное противооледенительное устройство (ТПУ)
    • Плакированная сталь в районе ледового пояса, нос - 93 шт.
    • Окраска подводной части корпуса ледокола стойкой эмалью
    • Улучшенная форма обводов носовой оконечности
    • Катодная защита с ледостойкими анодами.

    * Изначально проект был разработан с учетом того, что ледоколы смогут применяться для научно-исследовательской работы, а в настоящий момент суда используются также для экскурсионных туров в Арктике. На кораблях оборудованы комфортабельные каюты и места для временного размещения людей.

    «Москва», «Санкт-Петербург»
    Дизель-электрические ледоколы

    Головной ледокол серии заложен на стапеле Балтийского завода в 2005 г., спущен на воду в мае 2007 г. В октябре этого же года предприятие приступило к швартовным испытаниям судна. Государственные ходовые испытания «Москвы» Балтийский завод провел в ноябре 2008 года. Во время испытаний ледокол показал отличные ходовые качества и исправность работы бортовых систем. Члены государственной комиссии отметили строгое соответствие всех механизмов судна отечественным стандартам и международным нормам.

    Балтийский завод построил многофункциональный ледокол принципиально нового класса, аналогов которому в России не строила ни одна верфь. Форма корпуса судна спроектирована с учетом новых технологических разработок по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшению эксплуатационных качеств судна. Оригинальное техническое решение - оснастить ледокол двумя полноповоротными винторулевыми колонками - обеспечило судну повышенную маневренность.

    Технический проект ледокола разработан Балтийским заводом при участии специалистов ЦКБ «Балтсудопроект».

    Второй дизель-электрический ледокол серии "Санкт-Петербург" сдан заказчику в 2009 году.

    Предприятие основано в 1856 году в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова.
    В настоящее время активно развито гражданское судостроение, а также судовое машиностроение.
    В советское время так же именовался п/я 821.

    Суда, построенные на данном предприятии

    Суда, достроенные на данном предприятии

    ПроектСтр. №ПостроеноНазваниеРег. №Приписка
    Подводные лодки 1 25.07.1915 Барс (приписка неизвестна)
    Проект Новик, тип Изяслав 20.07.1927 Калинин (Прямислав) ВМФ СССР (Российский Императорский флот)
    Тип Светлана 01.07.1928 Красный Крым (Профинтерн, Светлана) ВМФ СССР ((СССР), (Российская Империя))
    Тип Светлана 01.07.1928 ПКЗ-144 (ОС-20, Краный Крым, Профинтерн, Светлана) ВМФ СССР (Российский Императорский флот)
    Проект Yuba/Юба (США) 1929 Драга №86 Амурская область ((СССР))
    Тип Щ (Щука), проект серия V 159 22.09.1933 С-92 (Щ-102, Щ-102 Лещ) ВМФ СССР
    Тип Blücher 941 15.02.1941 ПКЗ-112 (Днепр, Таллин, Петропавловск, Lützow) ВМФ СССР (ВМС Германии)
    Проект 1128 В31/55 31.10.1958 Сибирь (Прокопьевск) ВМФ СССР (Ленинград)
    Проект 1128 B31/54 12.11.1958 Спасск (Сучан, Первоуральск) ВМФ России (ВМФ СССР, (СССР))
    Проект 1128 B31/56 04.12.1958 Сахалин (Павлоград) ВМФ СССР ((СССР))
    Проект 10580 (Финляндия), тип Таймыр 474 30.06.1989 Таймыр М-17587 Мурманск
    Проект 10580 (Финляндия), тип Таймыр 475 01.08.1990 Вайгач М-17588 Мурманск
    Проект 20870 05711 28.06.2019 Академик Ломоносов 070075 Санкт-Петербург

    © Администрация ВТ и авторы материалов, 2010—2022
    Использование фотографий и иных материалов, опубликованных на сайте, допускается только с разрешения их авторов.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: