Правовым может быть государство как с республиканской формой правления так

Обновлено: 03.05.2024

Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство — это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан.

2) Необходимым условием существования правового государства является разделение властей.

3) В правовом государстве ответственность власти перед обществом выше ответственности гражданина.

4) Для правового государства необходима взаимная ответственность государства и гражданина.

5) Любое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым.

Задание 2 (14)

Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами

Б) независимость судов от исполнительной власти

B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права

Г) взаимная ответственность государства и гражданина

Д) верховенство права (закона) в обществе

1) только правовое государство

2) государство любого типа

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 3 (15)

Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.

1) территориальная целостность 2) верховенство закона 3) суверенитет

4) взаимная ответственность государства и личности

5) разделение властей 6) наличие органов принуждения

Задание 4(20)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

«Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и _________(А), выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются различные _________(Б): в материальном благополучии, семье, образовании, творчестве, общении и т.д. Здесь, в отличие от вертикальных связей, то есть _________(В), возникают горизонтальные связи. Это социально-экономические, социокультурные, социально-политические отношения. В рамках гражданского общества возникают и функционируют различные негосударственные социальные институты. Ими являются: рыночная экономика, основанная на многообразии _________(Г), свободе труда и предпринимательской деятельности; семья; школа; общественные организации; средства массовой информации. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и добровольные объединения, общественно-политические движения и _________(Д).

_________(Е) обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества».

Список терминов:

1) государственно-властные 2) демократические 3) политические партии 4) форма собственности

5) потребности 6) институты 7) федеративное государство 8) правовое государство 9) парламент

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Задания Д14 № 3530

В государстве Н. глава государства - президент. Он не относится ни к одной из ветвей власти, обладая полномочиями в каждой из них. Главой исполнительной власти является премьер-министр. Правительство подотчётно как президенту, так и парламенту.

Какова форма правления в этом государстве?

1) смешанная республика

2) парламентарная монархия

3) президентская республика

4) абсолютная монархия

Наличие поста президента говорит о том, что в государстве существует республиканская форма правления. Выделяется три вида республик: президентская, полупрезидентская (смешанная) и парламентская. Пост премьер-министра существует только в смешанной и парламентской республиках. Но только в смешанной республике правительство ответственно и перед президентом и перед парламентом. Пример республики смешанного типа - Российская Федерация.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Ответ указан неверно, в тексте задания описана президентская республика даже суперпрезидентская (каковой является РФ). В ответе указана смешанная! Таких в конституционном праве нет. Читайте учебники по конституционному праву! или хотя бы учебник МГУ под ред Марченко для поступающих в вузы. Успехов!!Инна Владимировна.

Вы не правы. Российская Федерация является смешанной республикой. Нигде и никогда не было понятия суперпрезидентская республика. Республика, в которой президент не относится ни к одной из ветвей власти - называется смешанной. Читайте правильные учебники или экзамен не сдадите. Удачи.


Задания Д15 № 4499

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа разделения властей.

Б. Правовым может быть государство как с республиканской формой правления, так и с монархической.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Суждение А верно. Один из признаков правового государства действующая система сдержек и противовесов, целью которой является обеспечение законности и устранение злоупотреблений власти, а значит разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Суждение Б верно. Правовое государство − такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, а также для регламентации посредством правовых норм деятельности государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. В Швеции, Великобритании сохраняется монархическая форма правления, но власть монарха ограничена законом (конституцией).

Правильный ответ указан под номером: 3.


Задания Д1 № 4541

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
МонархияВласть одного человека является пожизненной, передаётся по наследству
. Все высшие органы власти избираются населением

Форма правления, при которой все высшие органы избираются населением — республика.

Почему республика, а не демократия?!

Демократия - это политический режим, а не форма правления.


Тип 20 № 4731

В каких формах правления, по мнению автора, может существовать единая власть государства (аргументируйте свой ответ с опорой на текст)? О каком источнике государственной власти идёт речь в тексте? С опорой на обществоведческие знания назовите дополнительно ещё один источник государственной власти.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Цель государства - главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью и намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимости власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.


Тип 17 № 4728

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа разделения властей.

Б. Правовым может быть государство как с республиканской формой правления, так и с монархической.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Монархическая форма правления не является препятствием для успешного развития гражданского общества.

Б. При монархической форме правления вся полнота власти всегда сосредотачивается в руках одного человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. При мажоритарной избирательной системе в избирательных округах на один мандат могут претендовать несколько кандидатов.

Б. Победу на выборах по мажоритарной системе одерживает та партия, которая получает по представленному ей списку кандидатов большинство голосов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Гражданское общество представляют неправительственные правозащитные организации.

Б. Гражданское общество представляют Федеральное Собрание РФ и Общественная Палата РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. В условиях гражданского общества население имеет возможность самостоятельно создавать ассоциации по защите своих интересов.

Б. Наличие гражданского общества является одним из условий формирования правового государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Местное самоуправление является одним из институтов законодательной власти.

Б. Выборный орган местного самоуправления обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Наличие той или иной партийной системы обусловлено множеством факторов — историческими традициями, уровнем политической культуры, расстановкой политических сил.

Б. При двухпартийной системе запрещается деятельность оппозиционных политических партий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Федеральное Собрание РФ обладает правом законотворчества.

Б. Федеральное Собрание РФ является институтом исполнительной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. В монархических государствах невозможны парламентаризм и демократия.

Б. При республиканской форме правления источником власти признается народ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Одним из отличительных признаков государственных органов является определение их компетенции действующим законодательством.

Б. К существенным признакам любого государства относится федеративное государственное устройство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. особый тип общественных отношений, связанный с функцией социального управления.

Б. волевое действие, при котором воля и желания одного субъекта определяют поведение других субъектов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Независимость позиции средств массовой информации — одна из гарантий необратимости демократических преобразований в обществе.

Б. Средства массовой информации в демократическом обществе должны действовать в рамках закона, запрещающего публикацию материалов, разжигающих межнациональную рознь.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В государстве Z принята новая конституция, с определенной периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим? Выберите верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Основные высшие органы власти формируются на основе выборов.

2. Ветви власти конституционно разделены.

3. Отдельные статьи конституции посвящены правам и свободам граждан.

4. Существует единая обязательная политическая идеология.

5. Установлен полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

6. Глава государства пользуется авторитетом.

В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Парламент является постоянно действующим органом.

3. Правительство несет ответственность перед президентом.

4. Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5. Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6. Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны

1. Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

2. Республика отличается стабильными социальными отношениями.

3. Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

4. Республика является современным государством с развитым законодательством.

5. Республика провозгласила суверенитет народа.

6. Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

В стране Z сложилась устойчивая политическая система, что обеспечивает стабильное развитие общества. Какие компоненты входят в политическую систему?

Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил.

Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов

2. оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов

3. голосование проводится по партийным спискам

4. в предвыборный период создаются межпартийные коалиции

5. голосование проводится в несколько туров

6. устанавливается наименьшее число голосов для избрания

В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.

1. власть носит публичный характер

2. сложилась система правоохранительных органов

3. все стороны жизни подчинены единой идеологии

4. большое влияние имеет церковь как общественный институт

5. для удержания власти используются силовые структуры

6. контроль над экономикой полностью централизован

В государстве Z оппозиция создала свою партию и имеет свои печатные органы. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является демократическим? Найдите в приведенном списке отличительные признаки демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. сложилась многопартийная система

2. существуют образовательный и имущественный избирательные цензы

3. парламент избирается на свободных и альтернативных выборах

4. страна имеет унитарную форму государственного устройства

5. конституция гарантирует права и свободы граждан

6. президент наделен широкими полномочиями

Государство Z возглавляет харизматический лидер. Какие черты свойственны данному типу политического лидерства? Запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1. лидерство основывается на традициях

2. лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом

3. лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм граждане наделяют лидера

4. граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя

5. лидер заряжает своей энергией окружающих

6. лидерство основывается на привычке граждан к подчинению

Государство Z возглавил популярный в народе наследник правящей династии. Какая информация из перечисленной ниже свидетельствует о том, что политическое лидерство в государстве Z может быть охарактеризовано как традиционное? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Авторитет главы основан на существующих в стране обычаях.

2. Политическое лидерство характеризует вера граждан в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.

3. Лидер осуществляет политическую власть на основе законов и в рамках законов.

4. Члены общества испытывают по отношению к лидеру одновременно и чувство любви, и чувство страха.

5. Лидерство опирается на привычку к подчинению.

6. Компетенция лидера четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

В Основном Законе Федеративной Республики Германии говорится, что Федеративная Республика Германия является демократическим государством. Какая дополнительная информация о государстве ФРГ подтверждает эту характеристику? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. высокий уровень экономического развития

2. государственный суверенитет

3. политический плюрализм

4. активная роль в Европейском Союзе

5. право граждан критиковать власть

6. выборные государственные должности

В стране Z правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы происходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

2. количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

3. граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей

4. предусмотрено голосование по одномандатным округам

5. победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

6. голосование проводится по спискам политических партий

В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z - парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Парламент принимает законы.

2. Полномочия президента ограничены законом.

3. Правительство ответственно перед парламентом.

4. Главой государства является президент.

5. Президент избирается законодательным собранием.

6. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1. Голосование проводится по спискам политических партий.

2. Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3. Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

4. Предусмотрено голосование по одномандатным округам.

5. Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.

6. Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что форма правления государства Z - монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Глава государства получает власть по наследству.

2. Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.

3. Законы принимает избранный гражданами парламент.

4. Государство состоит из нескольких административно-территориальных единиц.

5. Глава государства пользуется своей властью пожизненно.

6. При вступлении в должность глава государства приносит присягу.

Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Какие характеристики относятся к типу политического лидерства в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», - признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», - указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», - объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: