Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти

Обновлено: 27.04.2024

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:

1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
    • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
    • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
    • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
    • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
    • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

    2 блок - федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

      • Министерство здравоохранения Российской Федерации
      • Министерство культуры Российской Федерации
      • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
      • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
      • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
      • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
      • Федеральное агентство водных ресурсов
      • Федеральное агентство лесного хозяйства
      • Федеральное агентство по недропользованию
      • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
      • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
      • Министерство просвещения Российской Федерации
      • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
      • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
      • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
      • Федеральное агентство по рыболовству
      • Министерство спорта Российской Федерации
      • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
      • Министерство транспорта Российской Федерации
      • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
      • Федеральное агентство воздушного транспорта
      • Федеральное дорожное агентство
      • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
      • Федеральное агентство морского и речного транспорта
      • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
      • Федеральная служба по труду и занятости
      • Министерство финансов Российской Федерации
      • Федеральная налоговая служба
      • Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
      • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
      • Федеральная таможенная служба
      • Федеральное казначейство (федеральная служба)
      • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
      • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
      • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Министерство экономического развития Российской Федерации
      • Федеральная служба по аккредитации
      • Федеральная служба государственной статистики
      • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
      • Федеральное агентство по туризму
      • Министерство энергетики Российской Федерации.

      3 блок - федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

        • Федеральная антимонопольная служба
        • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
        • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
        • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
        • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
        • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
        • Федеральное агентство по государственным резервам
        • Федеральное медико-биологическое агентство
        • Федеральное агентство по делам молодежи
        • Федеральное агентство по делам национальностей.

        Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

        Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

        Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

        Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

        Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

        [1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
        Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

        Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной системой, принадлежит ей и характеризует ее. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:

        1) структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);

        2) структура системы федеральных органов исполнительной власти;

        3) структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

        4) структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

        5) организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

        Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в стране обеспечиваются тремя факторами: во-первых, всеобщими обязательными для всех требованиями — принципами их организации и деятельности — принципы конституционности и верховенства Конституции РФ и федеральных законов; принципы народовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина; принципы равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаимного согласования их интересов и некоторые другие принципы, отраженные и закрепленные в Конституции РФ (ст. 2, 5, 10, 71-73, 77 и некоторые другие); во-вторых, всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности, органов исполнительной власти, а так же различными формами административной соподчиненности (прямая подчиненность, подведомственность, подотчетность, подконтрольность и др.); в-третьих, общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации правилами организации и деятельности различных видов исполнительных органов (единые наименования, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т.д.).

        Если единство и целостность всего аппарата исполнительной власти как системы основаны на общности рассмотренных организационно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья и его структуры) проводится на основе различий, их компетенции (в объеме, территориальных масштабах деятельности и порядке формирования).

        На основе совокупности этих признаков в системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить четыре фундаментальных укрупненных структурных звена: федеральный центральный аппарат исполнительной власти (центральных органов государственного управления и их территориальных органов); аппарат исполнительной власти (органов государственного управления) субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниципальных образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

        Данный текст является ознакомительным фрагментом.

        Продолжение на ЛитРес

        72. Структурные звенья системы органов внутренних дел

        72. Структурные звенья системы органов внутренних дел Основными структурными звеньями системы органов внутренних дел помимо Министерства внутренних дел РФ являются:министерства внутренних дел республик, главные управления (управления) внутренних дел краев, областей,

        Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

        Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

        3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

        3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти) Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно

        2. Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления)

        2. Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив

        1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции

        1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей

        3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

        3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

        4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации

        4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной

        5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)

        5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного

        Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)

        Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности) 1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового

        Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

        Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

        Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

        Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

        1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления

        1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления Понятие «государственное управление» нельзя отождествлять с понятием «государственная власть», целесообразно их соотносить как общее и его часть.

        3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти

        3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти Согласно Конституции РФ в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Федеральные

        Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.

        Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основанием формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. 110, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются Указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании очередного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления губернатора (главы администрации) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т.д.

        Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.

        Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти- предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание формирования данного органа). Это — юридические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.

        Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.

        Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа — это специализированная часть его аппарата.

        В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные под разделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

        Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица административно-управленческого персонала на 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих и т.д. в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях). Штатные контингенты также представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т.д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные расписания. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа. Штатное расписание устанавливается и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего органа исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов (если таковые установлены государством) и в пределах установленных штатных контингентов.

        Данный текст является ознакомительным фрагментом.

        Продолжение на ЛитРес

        Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства

        Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства 1. В целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительство

        Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

        Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

        Структура федеральных органов исполнительной власти

        Структура федеральных органов исполнительной

        3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

        3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти) Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно

        2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

        2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с

        3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

        3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

        4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации

        4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной

        ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ

        ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ 1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом

        1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия

        1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ

        2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления

        2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных

        Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

        Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 1. Генеральный прокурор Российской

        СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием

        СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов

        Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

        Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

        3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти

        3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти Согласно Конституции РФ в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Федеральные

        Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.

        Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основанием формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. 110, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются Указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании очередного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления губернатора (главы администрации) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т.д.

        Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.

        Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти- предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание формирования данного органа). Это — юридические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.

        Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.

        Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа — это специализированная часть его аппарата.

        В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные под разделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

        Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица административно-управленческого персонала на 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих и т.д. в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях). Штатные контингенты также представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т.д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные расписания. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа. Штатное расписание устанавливается и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего органа исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов (если таковые установлены государством) и в пределах установленных штатных контингентов.

        Порядок формирования органов гос. управления определяется как государственно-распорядительный. Т.е. орган управления формируется государством, а акты, принимаемые в процессе формирования органа, носят распорядительный, обязательный характер.

        Исходя из выше указанного, выделяют 3 способа формирования органов исполнительной власти:

        1. образование (министерство)

        2. избрание (глава администрации)

        3. назначение (администрация гос. предприятия)

        Порядок формирования государственный органов как процесс их создания включает в себя следующие этапы:

        1) точное установление предмета ведения и наименования органа

        2) определение источников финансирования его содержания

        3) разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов

        4) разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа

        Под организационной структурой органа гос. управления следует понимать совокупность внутренних частей органа – структурных подразделений, каждое из которых имеет точно определенную компетенцию, производную (как часть) от компетенции органа.

        В структуре аппарата любого государственного органа исполнительной власти можно выделить 5 типовых видов структурных подразделений:

        1) руководство (руководитель (министр, председатель, начальник, управляющий, директор и т.д.), все его заместители и члены коллегии);

        2) отраслевые структурные подразделения, которые характеризуются, во-первых, тем, что в их подчиненном ведении находится определенная группа вопросов, а в подчинении – субъекты, входящие в систему руководимой отрасли, сферы (управление или отдел уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, подразделения ГИБДД и т.д.). Во-вторых, отраслевые структурные подразделения наделены по предметам своего ведения и профилю руководящей деятельности определенными распорядительными полномочиями и могут давать обязательные к исполнению указания руководимым субъектам;

        3) функциональные структурные подразделения специализированы на осуществлении определенных функций внутриаппаратного управления (управление или отдел кадров, бухгалтерия и т.д.), не имеют в своем непосредственном подчинении каких-либо других структур и их работников и не наделены никакими распорядительными полномочиями;

        4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечит законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы управления (юридические службы, инспекции при министрах и руководителях ведомств, контрольно-ревизионные подразделения и диспетчерские службы). Эти структурные подразделения и их работники имеют право давать обязательные длля исполнения оперативные указания в пределах своей компетенции, но они не наделены при этом никакими дисциплинарными полномочиями даже в отношении явных нарушителей порядка. Это остается прерогативой руководства.

        5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа характеризуются тем, что они не отражают специфики функций и полномочий органа исполнительной власти, структурными подразделениями которого они являются (архив, канцелярия, учетные и иные структурные подразделения).

        Виды организационных структур:

        1. линейная – простейший вид организационной структуры применяется при несложной организации управления, отсутствии необходимости иметь значительное число структурных подразделений. Т.е. когда между руководством органа и объектом управления устанавливаются прямые организационные связи без посредства структурных подразделений. (Взаимоотношения руководящего состава на предприятиях)

        2. функциональная - структурное подразделение аппарата органа создается для реализации какой-либо одной функции и наделяется распорядительными полномочиями в отношении предприятий и учреждений.

        В штатах определяется перечень и количество должностей, а также объем работы по должностям. В понятие «штаты» включается 3 самостоятельные категории:

        1. типовые штаты – технико-экономические нормы, в которых устанавливается количество работников предприятия (учреждения) в соответствии с объемом работы, количественное соотношение рабочих и служащих, количественное соотношение групп служащих между собой. За основу определения типовых штатов берется объем деятельности предприятия (учреждения). Например, одна единица административно-управленческого персонала на 10-15 обучающихся, лечащихся, работающих в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях.

        2. штатное расписание – это перечень структурных подразделений, должностей, как в целом, так и по каждому отдельному наименованию должности с указанием должностного оклада. Штатное расписание устанавливается и пересматривается в любое время руководителем соответствующего органа по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов и в пределах установленных штатных контингентов. Штатное расписание приобретает юридическую силу с момента его утверждения в вышестоящем органе.

        3. штатные контингенты – это показатель предельной численности работающих на конкретном предприятия и предельных ассигнований на содержание аппарата управления. Эта величина известна заранее (при планировании и поэтому служит основанием для составления штатных расписаний).

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: