Правовой статус прокурорского работника как государственного служащего рб

Обновлено: 25.04.2024

Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон) устанавливает и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру Республики Беларусь, а также особенности правового положения прокурорских работников.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 утверждено Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, которым определяется порядок и условия прохождения службы в органах прокуратуры (далее — Положение).

Согласно ст. 47 Закона служба в органах прокуратуры является государственной службой в Республике Беларусь. На прокурорских работников распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о государственной службе).

Прокурорские работники как государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные функции. Трудовые правоотношения прокурорских работников характеризуются чертами, присущими любым трудовым правоотношениям, и в то же время в силу своего публичного характера имеют некоторые особенности.

Ряд особенностей трудовых правоотношений прокурорских работников появляется уже на стадии их возникновения, которая характеризуется сложным юридическим составом: кроме контракта как вида трудового договора здесь имеет место и специфический акт — назначение на должность. Весьма существенны и другие отличительные черты правового регулирования трудовых и производных от них отношений прокурорских работников, возникающих в ходе прохождения службы в прокуратуре: ограничения, установленные законодательством для прокурорских работников в период службы, способы проверки соответствия занимаемой должности (стажировка, испытание при приеме на службу, аттестация), присвоение классных чинов, дисциплинарная ответственность, материальное обеспечение, порядок прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры и др.

В соответствии со ст. 47 Закона порядок и условия прохождения службы прокурорскими работниками регулируются данным Законом, Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, законодательством о государственной службе, а также законодательством о труде.

Рассматривая особенности трудовых отношений прокурорских работников, следует четко разграничивать, кто к ним относится. Термины «работник прокуратуры» и «прокурорский работник» неоднозначны. Работники прокуратуры — это все работники, состоящие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры, должности которых предусмотрены в штатном расписании прокуратуры, не являющиеся прокурорскими работниками. К работникам прокуратуры, кроме прокурорских работников, относятся секретари, заведующие канцелярией, инспекторы прокуратуры, технические работники и т.д. Это обычные работники, с которыми заключается трудовой договор или контракт, и на них полностью распространяется трудовое законодательство. Понятие «прокурорский работник» дано в ст. 3 Закона. Прокурорский работник — прокурор, следователь прокуратуры, стажер прокуратуры; работник прокуратуры — лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Прокурорские работники в соответствии со ст. 5 Закона о государственной службе являются государственными служащими.

Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не относятся к государственным должностям.

Особенности трудовых отношений прокурорских работников касаются:

    требований к кандидатам на должность прокурорского работника;

Прокуратура Республики Беларусь является одной из структур государства, деятельность которой направлена на обеспечение верховенства права, законности, правопорядка в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Важность и значимость направления деятельности прокуратуры влечет предъявление к лицам, претендующим на занятие должности прокурорского работника, особых требований. Особенности правового положения прокурорских работников обусловлены тем, что прокуроры и следователи прокуратуры выполняют важнейшие функции по осуществлению надзора за законностью и т.д., в силу чего они должны обладать высокими личностными качествами, соответствующими ряду формальных требований, предъявляемых к ним законодателем. Эти требования предусмотрены в ст. 48 Закона и п. 4 Положения. На должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающие иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе. На должности прокурорских работников в исключительных случаях могут назначаться также граждане, имеющие иное высшее образование.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров — лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

Согласно ст. 49 Закона и п. 10 Положения лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, проходят на основании срочного трудового договора стажировку в течение шести месяцев. Время стажировки засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. Порядок и условия прохождения стажировки определяются Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (89), июнь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Основополагающим элементом построения не только системы государственной службы, но и всей государственной власти является государственная должность. Именно через понятие государственной должности определяется понятие государственной службы [1, c. 23].

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется достаточно исследований сущности правого явления «государственная должность», в том числе в различных государственных органах. Вместе с тем за рамками научных изысканий остается нерассмотренным вопрос построения системы государственных должностей в органах прокуратуры, что и обуславливает актуальность данного исследования с научной и практической точки зрения.

Нормативное определение государственной должности раскрывается в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь » (далее – Закон о государственной службе), под которой понимается «должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь , Законом о государственной службе и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа». Приведенная дефиниция подчеркивает организационную и функционально-практическую стороны государственной должности: она устанавливается только в государственном органе, а лицо, занимающее такую должность, наделяется соответствующим объемом полномочий.

Многие правоведы придерживаются данного легального толкования государственной должности, акцентируя внимание на характеристиках этой должности.

Так, по мнению И.И.Маха, «государственная должность – это установленная компетентным государственным органом структурная единица, наделенная функциями и задачами государственного органа» [2, c. 271]. В.М.Манохин под должностью государственной службы «понимает часть организационной структуры государственного органа (организации), которая обособлена и закреплена в официальных документах (штатах), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления» [3, c. 72]. Некоторые исследователи в своих определениях подчеркивают и другие характерные для анализируемого правового явления черты: ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, квалификационные требования, наличие заработной платы и др.

Анализ Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь » (далее – Закон о прокуратуре) позволяет выделить две категории должностей, которые могут занимать государственные служащие в органах прокуратуры: 1) прокурорский работник; 2) работник прокуратуры. При этом данный закон не раскрывает термин «прокурорский работник», но называет категории лиц, относящиеся к ним: прокурор и стажер прокуратуры.

Модельный закон о прокуратуре также употребляет понятие «прокурорский работник» наряду с терминами «прокурор» (которое раскрывается через понятие должностного лица и тех задач, которые оно призвано осуществлять) и «сотрудник органов прокуратуры» (аттестованные лица, занимающие должности прокуроров и следователей; аттестованные работники научных и педагогических учреждений прокуратуры). Обязательным требованием, предъявляемым к сотрудникам прокуратуры, является их «аттестованность» – наличие классного чина. Таким образом, Модельный закон о прокуратуре термины «прокурорский работник» и «сотрудник органов прокуратуры» рассматривает как равнозначные, что не является корректным, поскольку любой модельный законодательный акт должен быть стандартом для нормотворческих органов с целью формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств – участников СНГ .

В рассматриваемом контексте представляет интерес зарубежный опыт трактовки государственных должностей в органах прокуратуры.

Например, в Российской Федерации , как и в Республике Беларусь , используется термин «прокурорский работник», охватывающий прокуроров и иных работников органов и организаций прокуратуры, имеющих классные чины. В то же время российский закон о прокуратуре в данное понятие включает также научно-педагогических работников органов прокуратуры, которым присваивается классный чин. В других государствах наблюдается схожий подход: в Кыргызской Республике употребляется понятие «прокурорский работник», а в законодательствах Республики Таджикистан , Республики Узбекистан и в Туркменистане – «работник прокуратуры». Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI «О прокуратуре» использует термины «сотрудник прокуратуры» и «прокурор», под которыми понимается сотрудник органов прокуратуры, осуществляющий установленные полномочия в целях реализации функций прокуратуры.

Общим для практически всех анализируемых законов о прокуратуре государств-участников СНГ является отсутствие в качестве самостоятельной категории стажеров прокуратуры. Напомним, что в Республике Беларусь стажер прокуратуры относится к прокурорским работникам, поскольку им является лицо, сдавшее квалификационный экзамен и занимающее должность, на которой предусмотрено получение соответствующего классного чина. При этом Закон о прокуратуре и Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь , утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181, практически не выделяют особенностей прохождения службы стажерами, за исключением заключения с ними срочного трудового договора на время прохождения стажировки. Более того, ряд вопросов, касающихся прохождения службы (контракт, аттестация, классный чин, форменная одежда и т.д.), в указанных нормативных правовых актах распространяется в целом на прокурорских работников. Иными словами, исходя из буквального толкования цитируемых нормативных правовых актов можно сделать вывод, что данные нормы распространяются и на стажеров прокуратуры, что является неверным, поскольку стажеры не подлежат аттестации, а классный чин им присваивается после успешного завершения стажировки. Кроме того, перед прокурорами и стажерами прокуратуры стоят разные задачи. Основная задача деятельности прокурора – это осуществление прокурорского надзора, в то время как задачей стажера прокуратуры является изучение специфики работы прокуроров, приобретение необходимых практических навыков для исполнения обязанностей прокурора по соответствующей должности.

Изложенное приводит к выводу, что объединение прокуроров и стажеров прокуратуры в одну правовую категорию «прокурорский работник» является неверным. Поэтому, на наш взгляд, в ст. 3 Закона о прокуратуре необходимо закрепить самостоятельное понятие «стажер прокуратуры», а в названном выше Положении о прохождении стажировки в органах прокуратуры Республики Беларусь изложить особенности прохождения службы стажером прокуратуры в отдельных нормах.

В целом считаем, что использование термина «прокурорский работник» при обозначении государственных должностей в органах прокуратуры Республики Беларусь является неоправданным, поскольку он характерен для трудового права и не может в полной мере подчеркнуть особый статус прокурорской службы, которую в виду особого конституционно-правового статуса прокуратуры Республики Беларусь и важности задач, выполняемых прокурорами, обоснованно следует рассматривать как самостоятельный вид государственной службы [4, с. 61–62]. В ст. 1 Закона о государственной службе подчеркивается главенство служебно-правовых норм над трудовыми, соотношение которых строится по принципу субсидиарности [5]. В этой связи полагаем, что целесообразным видится использование при регламентации служебно-правовых отношений в органах прокуратуры Республики Беларусь терминологии, свойственной административному праву. Указанное должно применяться и при определении государственных должностей в органах прокуратуры Республики Беларусь .

Государственными служащими прокуратуры также являются работники государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь » (далее – Научно-практический центр). Как известно, одним из основных направлений деятельности Научно-практического центра является осуществление научной деятельности, поэтому его сотрудников следует относить к категории научных работников. Как нами указывалось выше, в некоторых государствах – участниках СНГ научно-педагогическим работникам органов прокуратуры присваиваются классные чины и они относятся к категории прокурорских работников. Однако полагаем, что такой подход является неоправданным в виду разности решаемых задач, стоящих перед прокурорами и научными работниками. На наш взгляд, присвоение классного чина подчеркивает особую значимость прокурора и возлагаемых на него задач по осуществлению прокурорского надзора. В связи с чем избранный в Республике Беларусь подход к работникам прокуратуры, занимающимся научной деятельностью, является оправданным. Согласно Закону о прокуратуре такие государственные служащие отнесены к категории работников прокуратуры, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющихся прокурорскими работниками. Рассматриваемая категория включает в себя как лиц, занимающих государственные должности, так и лиц, выполняющих техническое обслуживание и обеспечение деятельности органов прокуратуры. По мнению А.А.Данилевича , на таких лиц в полном объеме распространяются нормы законодательства о труде [6, c. 13]. Однако указанное является не совсем верным, поскольку вопросы прохождения службы государственными служащими прокуратуры регулируются главным образом Законом о государственной службе, а лицами, осуществляющими техническое обслуживание и обеспечение деятельности органов прокуратуры – Трудовым кодексом Республики Беларусь . Более того, в ст. 68 Закона о прокуратуре указывается на равномерность служебных и трудовых правовых норм, что в случае с работниками прокуратуры, замещающими государственные должности, по нашему мнению, является недопустимым, что также справедливо отмечает и О.И.Чуприс [7, c. 35–36].

Таким образом, представляется целесообразным выделить из категории «работник прокуратуры» лиц, состоящих на государственной службе в органах прокуратуры, но не наделенных полномочиями по выполнению задач прокуратуры, закрепленных в ст. 4 Закона о прокуратуре, и придать им статус «служащий прокуратуры».

Вышеизложенное показывает, что одной из отличительных черт службы в органах прокуратуры является наличие в ней двух категорий государственных должностей. К первой следует относить должности прокуроров, основной задачей которых является реализация основных направлений деятельности прокуратуры – осуществление прокурорского надзора, поддержание государственного обвинения, координация правоохранительной деятельности государственной органов и т.д. Вторую группу составляют иные государственные служащие, которые не являются прокурорами.

В этой связи видится рациональным корректировка понятийного аппарата Закона о прокуратуре путем исключения из него термина «прокурорский работник» и закрепление соответствующих должностных терминов, подчеркивающих статус службы в органах прокуратуры Республики Беларусь как самостоятельного вида государственной службы, которые следует отобразить в ст. 3 Закона о прокуратуре следующим образом:

«Прокурор – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, а также выполняющее иные функции прокуратуры, которому в установленном законе порядке присвоен классный чин.

Прокурорами являются: Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе.

Работник прокуратуры – лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры, осуществляющее обеспечение деятельности и техническое обслуживание органа прокуратуры.

Служащий прокуратуры – государственный служащий органов прокуратуры, не являющийся прокурором.

Стажер прокуратуры – лицо, сдавшее квалификационный экзамен и проходящее стажировку в органах прокуратуры».

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Чуприс, О. И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О. И. Чуприс . – Минск : Право и экономика, 2009. – 310 с.

2. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И. И. Мах – Минск : Амалфея, 2008. – 704 с.

3. Манохин, В. М. Советская государственная служба / В. М. Манохин . – М. : Юридическая литература, 1966. – 194 с.

4. Гасанов, А. П. Понятие и сущность службы в органах прокуратуры Республики Беларусь / А. П. Гасанов // Юстиция Беларуси . – 2019. – № 2. – 59–62.

5. Кеник, К. И. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь » [Электронный ресурс] : [по состоянию на 15.12.2009] / К. И. Кеник, В. В. Подгруша , А. Г. Тиковенко // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр» , Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь . – Минск , 2020.

6. Комментарий к Закону «О прокуратуре Республики Беларусь » / Л. Г. Букато [и др.] ; под общ. ред. А. В. Конюка . – Минск : Амалфея, 2012. – 264 с.

7. Чуприс, О. И. Теоретические проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь : автореф. дис. докт. юрид. наук : 12.00.14 / О. И. Чуприс ; Бел. гос. ун-т. – Минск , 2010. – 46 с.

Гасанов А.П. ,
преподаватель кафедры конституционного и административного права
Института управленческих кадров Академии управления
при Президенте Республики Беларусь

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре

1.1. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 855 "О форменном обмундировании прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации".

15. Требование прокурора об изменении акта, составленное по результатам проведенной в соответствии с Федеральными законами от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" антикоррупционной экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования в Роскосмос и учитывается в установленном порядке.

96. В случае получения в ходе проверки объективных данных о нарушении ограничений, установленных статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, государственному (муниципальному) органу необходимо информировать об этом прокуратуру, на которую в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства возложено осуществление надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

1.1. Отраслевое соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне, разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"), Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

"получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей" - получение федеральным государственным служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в рамках осуществления деятельности в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", иными федеральными законами, организационно-распорядительными документами органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, должностным регламентом, должностной инструкцией.

1.1. Военнослужащие органов военной прокуратуры проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов военной прокуратуры.

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также подзаконных нормативных правовых актов.

1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации и впредь до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" постановляю:

1. Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

2. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и организаций прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры

Статьей 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований этого федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным федеральным законом (пункт 1); трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных этим федеральным законом (пункт 2).

Аналогичная защита предоставляется в Российской Федерации беременным женщинам, например, при прохождении муниципальной службы (часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), службы в органах прокуратуры (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"). Применительно к беременным женщинам - военнослужащим возможные основания увольнения по инициативе командования также существенно сокращены (пункт 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы").

При этом в силу статьи 48 Федерального закона N 2202-1 военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 Федерального закона N 2202-1. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

Изложенная правовая позиция сохраняет свою силу и, как констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, применима к прокурорским работникам, поскольку служба в органах и учреждениях прокуратуры, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники - государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона (Определение от 5 июля 2001 года по запросу Суда Чукотского автономного округа и по жалобе гражданина В.П. Соковца).

Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и к прокурорским работникам, поскольку служба в органах и учреждениях прокуратуры, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники - государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона.

Основополагающим элементом построения не только системы государственной службы, но и всей государственной власти является государственная должность. Именно через понятие государственной должности определяется понятие государственной службы [1, c. 23].

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется достаточно исследований сущности правого явления «государственная должность», в том числе в различных государственных органах. Вместе с тем за рамками научных изысканий остается нерассмотренным вопрос построения системы государственных должностей в органах прокуратуры, что и обуславливает актуальность данного исследования с научной и практической точки зрения.

Нормативное определение государственной должности раскрывается в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь » (далее – Закон о государственной службе), под которой понимается «должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь , Законом о государственной службе и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа». Приведенная дефиниция подчеркивает организационную и функционально-практическую стороны государственной должности: она устанавливается только в государственном органе, а лицо, занимающее такую должность, наделяется соответствующим объемом полномочий.

Многие правоведы придерживаются данного легального толкования государственной должности, акцентируя внимание на характеристиках этой должности.

Так, по мнению И.И.Маха, «государственная должность – это установленная компетентным государственным органом структурная единица, наделенная функциями и задачами государственного органа» [2, c. 271]. В.М.Манохин под должностью государственной службы «понимает часть организационной структуры государственного органа (организации), которая обособлена и закреплена в официальных документах (штатах), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления» [3, c. 72]. Некоторые исследователи в своих определениях подчеркивают и другие характерные для анализируемого правового явления черты: ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, квалификационные требования, наличие заработной платы и др.

Анализ Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь » (далее – Закон о прокуратуре) позволяет выделить две категории должностей, которые могут занимать государственные служащие в органах прокуратуры: 1) прокурорский работник; 2) работник прокуратуры. При этом данный закон не раскрывает термин «прокурорский работник», но называет категории лиц, относящиеся к ним: прокурор и стажер прокуратуры.

Модельный закон о прокуратуре также употребляет понятие «прокурорский работник» наряду с терминами «прокурор» (которое раскрывается через понятие должностного лица и тех задач, которые оно призвано осуществлять) и «сотрудник органов прокуратуры» (аттестованные лица, занимающие должности прокуроров и следователей; аттестованные работники научных и педагогических учреждений прокуратуры). Обязательным требованием, предъявляемым к сотрудникам прокуратуры, является их «аттестованность» – наличие классного чина. Таким образом, Модельный закон о прокуратуре термины «прокурорский работник» и «сотрудник органов прокуратуры» рассматривает как равнозначные, что не является корректным, поскольку любой модельный законодательный акт должен быть стандартом для нормотворческих органов с целью формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств – участников СНГ .

В рассматриваемом контексте представляет интерес зарубежный опыт трактовки государственных должностей в органах прокуратуры.

Например, в Российской Федерации , как и в Республике Беларусь , используется термин «прокурорский работник», охватывающий прокуроров и иных работников органов и организаций прокуратуры, имеющих классные чины. В то же время российский закон о прокуратуре в данное понятие включает также научно-педагогических работников органов прокуратуры, которым присваивается классный чин. В других государствах наблюдается схожий подход: в Кыргызской Республике употребляется понятие «прокурорский работник», а в законодательствах Республики Таджикистан , Республики Узбекистан и в Туркменистане – «работник прокуратуры». Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI «О прокуратуре» использует термины «сотрудник прокуратуры» и «прокурор», под которыми понимается сотрудник органов прокуратуры, осуществляющий установленные полномочия в целях реализации функций прокуратуры.

Общим для практически всех анализируемых законов о прокуратуре государств-участников СНГ является отсутствие в качестве самостоятельной категории стажеров прокуратуры. Напомним, что в Республике Беларусь стажер прокуратуры относится к прокурорским работникам, поскольку им является лицо, сдавшее квалификационный экзамен и занимающее должность, на которой предусмотрено получение соответствующего классного чина. При этом Закон о прокуратуре и Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь , утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181, практически не выделяют особенностей прохождения службы стажерами, за исключением заключения с ними срочного трудового договора на время прохождения стажировки. Более того, ряд вопросов, касающихся прохождения службы (контракт, аттестация, классный чин, форменная одежда и т.д.), в указанных нормативных правовых актах распространяется в целом на прокурорских работников. Иными словами, исходя из буквального толкования цитируемых нормативных правовых актов можно сделать вывод, что данные нормы распространяются и на стажеров прокуратуры, что является неверным, поскольку стажеры не подлежат аттестации, а классный чин им присваивается после успешного завершения стажировки. Кроме того, перед прокурорами и стажерами прокуратуры стоят разные задачи. Основная задача деятельности прокурора – это осуществление прокурорского надзора, в то время как задачей стажера прокуратуры является изучение специфики работы прокуроров, приобретение необходимых практических навыков для исполнения обязанностей прокурора по соответствующей должности.

Изложенное приводит к выводу, что объединение прокуроров и стажеров прокуратуры в одну правовую категорию «прокурорский работник» является неверным. Поэтому, на наш взгляд, в ст. 3 Закона о прокуратуре необходимо закрепить самостоятельное понятие «стажер прокуратуры», а в названном выше Положении о прохождении стажировки в органах прокуратуры Республики Беларусь изложить особенности прохождения службы стажером прокуратуры в отдельных нормах.

В целом считаем, что использование термина «прокурорский работник» при обозначении государственных должностей в органах прокуратуры Республики Беларусь является неоправданным, поскольку он характерен для трудового права и не может в полной мере подчеркнуть особый статус прокурорской службы, которую в виду особого конституционно-правового статуса прокуратуры Республики Беларусь и важности задач, выполняемых прокурорами, обоснованно следует рассматривать как самостоятельный вид государственной службы [4, с. 61–62]. В ст. 1 Закона о государственной службе подчеркивается главенство служебно-правовых норм над трудовыми, соотношение которых строится по принципу субсидиарности [5]. В этой связи полагаем, что целесообразным видится использование при регламентации служебно-правовых отношений в органах прокуратуры Республики Беларусь терминологии, свойственной административному праву. Указанное должно применяться и при определении государственных должностей в органах прокуратуры Республики Беларусь .

Государственными служащими прокуратуры также являются работники государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь » (далее – Научно-практический центр). Как известно, одним из основных направлений деятельности Научно-практического центра является осуществление научной деятельности, поэтому его сотрудников следует относить к категории научных работников. Как нами указывалось выше, в некоторых государствах – участниках СНГ научно-педагогическим работникам органов прокуратуры присваиваются классные чины и они относятся к категории прокурорских работников. Однако полагаем, что такой подход является неоправданным в виду разности решаемых задач, стоящих перед прокурорами и научными работниками. На наш взгляд, присвоение классного чина подчеркивает особую значимость прокурора и возлагаемых на него задач по осуществлению прокурорского надзора. В связи с чем избранный в Республике Беларусь подход к работникам прокуратуры, занимающимся научной деятельностью, является оправданным. Согласно Закону о прокуратуре такие государственные служащие отнесены к категории работников прокуратуры, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющихся прокурорскими работниками. Рассматриваемая категория включает в себя как лиц, занимающих государственные должности, так и лиц, выполняющих техническое обслуживание и обеспечение деятельности органов прокуратуры. По мнению А.А.Данилевича , на таких лиц в полном объеме распространяются нормы законодательства о труде [6, c. 13]. Однако указанное является не совсем верным, поскольку вопросы прохождения службы государственными служащими прокуратуры регулируются главным образом Законом о государственной службе, а лицами, осуществляющими техническое обслуживание и обеспечение деятельности органов прокуратуры – Трудовым кодексом Республики Беларусь . Более того, в ст. 68 Закона о прокуратуре указывается на равномерность служебных и трудовых правовых норм, что в случае с работниками прокуратуры, замещающими государственные должности, по нашему мнению, является недопустимым, что также справедливо отмечает и О.И.Чуприс [7, c. 35–36].

Таким образом, представляется целесообразным выделить из категории «работник прокуратуры» лиц, состоящих на государственной службе в органах прокуратуры, но не наделенных полномочиями по выполнению задач прокуратуры, закрепленных в ст. 4 Закона о прокуратуре, и придать им статус «служащий прокуратуры».

Вышеизложенное показывает, что одной из отличительных черт службы в органах прокуратуры является наличие в ней двух категорий государственных должностей. К первой следует относить должности прокуроров, основной задачей которых является реализация основных направлений деятельности прокуратуры – осуществление прокурорского надзора, поддержание государственного обвинения, координация правоохранительной деятельности государственной органов и т.д. Вторую группу составляют иные государственные служащие, которые не являются прокурорами.

В этой связи видится рациональным корректировка понятийного аппарата Закона о прокуратуре путем исключения из него термина «прокурорский работник» и закрепление соответствующих должностных терминов, подчеркивающих статус службы в органах прокуратуры Республики Беларусь как самостоятельного вида государственной службы, которые следует отобразить в ст. 3 Закона о прокуратуре следующим образом:

«Прокурор – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, а также выполняющее иные функции прокуратуры, которому в установленном законе порядке присвоен классный чин.

Прокурорами являются: Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе.

Работник прокуратуры – лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры, осуществляющее обеспечение деятельности и техническое обслуживание органа прокуратуры.

Служащий прокуратуры – государственный служащий органов прокуратуры, не являющийся прокурором.

Стажер прокуратуры – лицо, сдавшее квалификационный экзамен и проходящее стажировку в органах прокуратуры».

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Чуприс, О. И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О. И. Чуприс . – Минск : Право и экономика, 2009. – 310 с.

2. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И. И. Мах – Минск : Амалфея, 2008. – 704 с.

3. Манохин, В. М. Советская государственная служба / В. М. Манохин . – М. : Юридическая литература, 1966. – 194 с.

4. Гасанов, А. П. Понятие и сущность службы в органах прокуратуры Республики Беларусь / А. П. Гасанов // Юстиция Беларуси . – 2019. – № 2. – 59–62.

5. Кеник, К. И. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь » [Электронный ресурс] : [по состоянию на 15.12.2009] / К. И. Кеник, В. В. Подгруша , А. Г. Тиковенко // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр» , Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь . – Минск , 2020.

6. Комментарий к Закону «О прокуратуре Республики Беларусь » / Л. Г. Букато [и др.] ; под общ. ред. А. В. Конюка . – Минск : Амалфея, 2012. – 264 с.

7. Чуприс, О. И. Теоретические проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь : автореф. дис. докт. юрид. наук : 12.00.14 / О. И. Чуприс ; Бел. гос. ун-т. – Минск , 2010. – 46 с.

Гасанов А.П. ,
преподаватель кафедры конституционного и административного права
Института управленческих кадров Академии управления
при Президенте Республики Беларусь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: