Правовой статус государства это его правовое положение

Обновлено: 27.04.2024


Государство — это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и при­нуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства (наличие собственной территории, суве­ренитета, аппарата управления и принуждения, правотворчества), главные принципы деятельности государства (то есть его внутрен­ней и внешней политики), а также основы его устройства (то есть структуры государственного механизма и территории).[16]
Конституционные принципы деятельности государства — это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях за­падной модели принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское, которые все чаще используются в конституциях различных стран (ФРГ, Ис­пания, Италия, Франция и др.).
Социальное государство предполагает, что государство слу­жит обществу и стремится минимизировать социальные конфлик­ты, создать всем членам общества условия достойной жизни.
Правовое государство — это государство, признающее вер­ховенство права, в том числе над собой, причем права как в пози­тивном, так и в естественном понимании, права не только внут­реннего, но и международного. Данную характеристику госу­дарства одним из первых включил в свой текст Основной закон — ФРГ 1949 года, и до сих пор его трактовка правового государства считается наиболее удачной. Статья 20 данного Основного закона гласит: «Законодательство связано конституционным строем, ис­полнительная власть и правосудие — законом и правом».
Демократическое государство — это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и значительное влия­ние на власть, на содержание и исполнение управленческих решений государства, в котором реально действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Демокра­тическое государство может функционировать только в рамках демократического политического режима в целом. Конституцион­ными характеристиками демократического государства являют­ся: закрепление за гражданами широкого круга политических прав, а также их гарантий и механизмов их реализации; установ­ление возможностей использования институтов непосредственной демократии для участия населения в осуществлении политичес­кой власти; регламентация основ участия политических партий и других общественных объединений в политическом процессе; обеспечение гласности государственной деятельности и т.д.

Светское государство — это государство, от которого отде­лена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Дан­ный принцип закреплен, например, в ст. 29 Конституции Румы­нии 1991 года: «Религиозные культы автономны по отношению к государству».
Но не все государства устанавливают в своих конституциях перечисленные характеристики, а следовательно, базируются на соответствующих принципах. Так, противоположностью светско­му государству является государство теократическое, в котором церковь обладает государственной властью (Ватикан), а также клерикальное, в котором церковь, хоть и не совпадает с государством, но определяющим образом влияет на него в соответствии с законом (Иран). Вообще во многих государствах с мусульманс­кой правовой системой главным принципом государственной по­литики является обеспечение ее соответствия постулатам ислама. Социалистические же государства базируются на конституционно закрепленных принципах классового подхода к решению всех вопросов государственной значимости и цели построения комму­низма.
Конституционные принципы внешней политики государства стали регламентироваться в большинстве конституций после Вто­рой мировой войны.
— Недопустимость войны и приоритет международного права над внутренним. Например, Конституция Япо­нии 1947 года содержит специальную вторую главу, именуемую «Отказ от войны», в которой имеется лишь одна статья (девя­тая): «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разре­шения международных споров».

— Народный суверенитет. Принцип народного суверенитета означает, что источником власти в государстве является народ, который осуще­ствляет ее непосредственно или через органы государства и мест­ного самоуправления. Главными формами непосредственного осу­ществления народом власти являются референдум и выборы. Осуществления народом власти через органы публичной власти означает, что важнейшие из них являются выборными населением, а все остальные органы формируются с участием этих выборных органов, то есть в демократическом государстве ни один из важ­ных органов публичной власти не получает свои полномочия поми­мо воли народа, в конечном счете источником полномочий любого органа публичной власти является народ. Исключение составляют существующие в ряде демократических государств монархи — гла­вы государств, получающие полномочия по наследству, то есть не от народа или его представителей. Совместимость такого положе­ния с демократическим режимом определяется тем, что полномо­чия монарха в демократических государствах являются весьма ог­раниченными.
-Принцип разделения властей предполагает, что полномочия по законотворчеству, текущему управлению и осуществлению право­судия вверяются разным государственным органам. Полномочия между ними строго разграничены, они не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, осуществляют свою деятельность неза­висимо друг от друга, но при этом контролируют друг друга с целью не допустить злоупотреблений, нарушения законов и сво­боды личности. Это позволяет предотвратить узурпацию власти в государстве. Законодательная власть осуществляется парламен­том. Исполнительная — правительством и иными органами специ­альной компетенции, а правосудие — судами. Принцип разделе­ния властей по-разному оформляется в конституциях зарубежных стран. В большинстве из них он не получил вербального выраже­ния, а вытекает из их положений о порядке формирования раз­личных государственных органов, их полномочиях и взаимоотно­шениях друг с другом. Например, согласно Конституции США 1787 года полномочия законодательной власти принадлежат Кон­грессу США (ст. I), исполнительная власть осуществляется Пре­зидентом (ст. II), а судебная — Верховным судом США и ниже­стоящими судами, учреждаемыми Конгрессом (ст. III).
Разделение властей может осуществляться по горизонтали и вертикали. Разделение властей по горизонтали означает, что государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей по вертикали означает, что государственная власть делится в федеративных государствах и государствах с автономным образованиями между центром (федерации) и регионами (субъектами федерации).
Следует отметить, что разделение власти на три ветви являет­ся самой общей схемой организации государственного механиз­ма, так как помимо трех названных ветвей власти практически каждое государство имеет некоторые иные органы, не относящие­ся ни к одной из трех классических ветвей власти, например про­куратуру, которая в ряде стран является обособленной от других государственных органов; учредительное собрание, принимающее конституцию; счетные суды и палаты и т.д. Конституции ряда стран в качестве самостоятельного вида государственных органов признают контролирующие органы. Так, раздел IX Конституции Польши 1997 года называется «Органы государственного контро­ля и охраны права». Он регламентирует статус Верховной пала ты контроля, Уполномоченного по гражданским правам и Все польского совета радиовещания и телевидения.
Социалистические страны принцип разделения властей отвер­гают, провозглашая вместо него в своих конституциях принцип полновластия представительных органов, избираемых народом. Полновластие их определяется тем, что они являются органами, наиболее тесно связанными с народом. Чтобы такая связь не ос­лабевала, депутаты представительных органов осуществляют де­путатские функции не на постоянной основе, а собираясь на сес­сии лишь на несколько дней в году и находясь большую часть времени среди избирателей. Результатом являются полный не­профессионализм представительных органов социалистического типа и их неспособность противостоять всевластию бюрократии. Таким образом, на деле конституционный принцип полновластия представительных органов непарламентского типа в социалисти­ческих странах превращается в свою полную противоположность и является, по сути, фасадом, прикрывающим полновластие бю­рократического аппарата.
Помимо статуса государства в целом в конституциях зарубежных стран, как правило, регулируются основы статуса его территори­альных единиц: субъектов федерации, муниципальных образова­ний, иных политико-территориальных или административно-терри­ториальных единиц. Главными направлениями конституционной регламентации статуса территориальных единиц являются установ­ление основ порядка их образования, компетенции, порядка изме­нения их границ, организации в них публичной власти, а также их участия в осуществлении государственной власти.

ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.

Согласно ст. 124 ГК государственные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика государственных образований проявляется прежде всего в особом порядке их возникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.

Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, государственные образования могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав. Этот правовой аспект выражен в некоторых нормах ГК недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК сделками названы только действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст. 1064 ГК говорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина и юридического лица, и не называются государственные образования. Пробел восполняет ст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы нормы, относящиеся к юридическим лицам.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане.

Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве.

Понятие правовой статус означает некое правовое состояние (правовое положение) того или иного участника правоотношений. Иными словами, правовое положение человека и гражданина или государства в соответствии с нормами конституционного права следует признать синонимом их конституционно-правового статуса. В связи с тем, что в науке конституционного права предлагается различать нормативный конституционно-правовой статус и фактический статус, под которым понимается реальное положение субъекта соответствующих правовых отношений, представляется вполне обоснованным выделять два основных аспекта в понимании конституционно-правового статуса названных субъектов: как реальных отношений, урегулированных нормами конституционного права, и как конституционного (конституционно-правового) института.

Конституционно-правовой статус государства представляет собой правовое состояние этого субъекта, включающее в себя систему правовых связей (общих правоотношений), соответствующих специфике государства как субъекта конституционного права и конституционно-правовых отношений и его главному назначению и функциям.

Категория «конституционно-правовой статус» выполняет интегрирующую функцию, она позволяет объединить набор правовых связей, характерных для государства, в единую систему, единый комплекс. Разные по характеру и целевому назначению правовые связи называются его элементами. Нередко определение правового статуса того или иного субъекта конституционного права выводится путем перечисления основных элементов статуса Демидов В.Н. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства Российской. Таким образом, можно говорить о различных видах элементов конституционно-правового статуса государства, которые в совокупности составляют его структуру, позволяющую отразить общие черты и особенности статусов различных субъектов.

В литературе отмечаются такие общие черты конституционно-правового статуса любого субъекта, как его целостность, устойчивость, внутренняя согласованность, системообразующая значимость, т.е. способность отражать единство юридических свойств субъектов конституционно-правовых отношений, объединять их различные виды в единую систему. Названные свойства конституционно-правового статуса (в частности, такого субъекта, как государство), несомненно, полнее раскрываются при широком подходе Лучин В.О. к определению структуры конституционно-правового статуса различных субъектов, когда в нее в качестве самостоятельных элементов помимо прав и обязанностей (или полномочий применительно к государству и некоторым другим субъектам) включаются и иные виды конституционно-правовых связей, находящихся в диалектической связи друг с другом, и в первую очередь с правами и обязанностями как ядром правового статуса любого субъекта.

Рассмотрение структуры конституционно-правового статуса государства предполагает выявление общих (родовых) признаков и черт (присущих элементам статуса различных субъектов), а также индивидуальных особенностей, свойственных структурным элементам статуса субъектов, осуществляющих деятельность публично-властного характера, и, наконец, непосредственно Российскому государству как одному из этих субъектов. Поскольку специфика статуса и его структура определяются особенностями и ролью субъекта правовых отношений во взаимосвязи с другими участниками общественных отношений, определяя структуру статуса государства, нужно помнить о публично-властной природе этого субъекта, о таких его свойствах, как обладание государственным суверенитетом, производным от суверенитета народа, о функциях государства, в частности функции правового регулирования общественных отношений в интересах защиты прав граждан, обеспечения устойчивого развития российского общества.

Конституционная (конституционно-правовая) правосубъектность государства отражает такие его «юридически значимые характеристики», политико-правовые свойства и особенности, как обладание государственным суверенитетом и одновременно олицетворение собой формы народовластия. Эта двойственная природа государства и обусловливает главную особенность его правосубъектности, которая наиболее ярко проявляется при характеристике прав и обязанностей этого субъекта. Конституционно-правовой статус российского государства: понятие, содержание, структура .

Есть все основания для выделения ответственности государства по отношению к обществу, народу, человеку и гражданину в качестве самостоятельного элемента его конституционно-правового статуса. Широкое понимание конституционно-правовой ответственности, предполагающее неразрывную связь двух сторон ответственности как единого явления - позитивной и ретроспективной, позволяет определить механизм ответственности государственной власти перед народом, обществом, человеком и гражданином, а также взаимной ответственности государства и личности, понять роль и место конкретного государства в современном цивилизационном развитии, сделать его ответственным за происходящее не только в моральном, но и юридическом смысле слова перед настоящими и будущими поколениями. По юридической природе конституционно-правовая ответственность государства - это общее правоотношение (правовое состояние), которое представляет собой постоянные, длящиеся правовые связи между государством и обществом, народом, каждым человеком и гражданином.

Конституционные полномочия и ответственность государства реализуются в полном соответствии с закрепленными конституционно-правовыми нормами целями и задачами государства, которые также следует рассматривать в качестве обособленного элемента его статуса. В свою очередь, содержание последних зависит от конституционно закрепленных сфер и объектов воздействия со стороны государства, то есть предметов ведения, которые являются самостоятельным элементом конституционно-правового статуса государства.

Предметы ведения государства как субъекта конституционно-правовых отношений понимаются в широком смысле. Фактически под ними подразумевается предмет конституционно-правового регулирования отношений с участием государства. Конституционно закрепленные предметы ведения Российской Федерации представляют собой детализацию в широком смысле слова понимаемых предметов ведения Российского государства в связи с их разграничением между различными уровнями государственной власти: федеральным и субъектов Федерации (по сути дела, речь идет о разделении компетенции между уровнями власти внутри государства). Но это лишь один из аспектов возможного рассмотрения предметов ведения государства, призванного обеспечить воздействие на всю систему общественных отношений и сферы жизнедеятельности общества для обеспечения его развития в интересах каждого человека.

Правовой статус

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Что такое правовой статус

Правовой статус — это правовое положение объекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом, другими объектами и государством.

Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

  1. права и обязанности (ядро правового статуса);
  2. законные интересы;
  3. правосубъектность;
  4. гражданство;
  5. юридическая ответственность;
  6. правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Структура правового статуса

  1. Правовые принципы — основополагающие идеи, на которых строится правовой статус: равноправие, равенство перед законом и судом, неотчуждаемость основных прав и свобод, запрет дискриминации, невмешательство во внутренние дела,
  2. Правовые нормы — общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с правовым статусом.
  3. Полномочия — совокупность прав и обязанностей государства, государственного органа, Юридического лица, должностного лица и т.п.
  4. Права и свободы человека — это естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Законные интересы других субъектов права — юридических лиц, государства, субъекта федерации, муниципального образования.
  5. Обязанности — мера должного поведения, которое требует государство для обеспечения интересов государства, общества и других индивидов.
  6. Юридическая ответственность — обязанность претерпевать лишения в связи с нарушением правовых норм, которая накладывается от имени государства.
  7. Правосубъектность — способность быть субъектом правовых отношений, состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Виды правовых статусов

  1. Общий — статус лица как члена общества и гражданина государства, закрепляется конституцией, отражает типичное положение (статус гражданина, статус юридического лица).
  2. Специальный (родовой) — отражает особенности положения определенных категорий субъектов права: военнослужащих, судей, акционерных обществ, политических партий и т.п.
  3. Индивидуальный — отражает положение конкретного субъекта права, включая средства индивидуализации: имя, место жительства, возраст, род занятий гражданина; организационно-правовую форму, юридический адрес, наименование юридического лица и т.п.

Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды. Правовой статус личности на современном этапе становления и развития государственности в России является сложной, собирательной категорией, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими. Безусловно, негативным моментом является нестабильность, изменчивость правового статуса личности, что приводит в итоге к чувству неуверенности у граждан в завтрашнем дне, ведь со стороны государства нет четких и надежных гарантий реальной защиты прав и свобод.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Бараненков В.В., докторант МПИ ФСБ России, кандидат юридических наук, доцент.

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но само понятие "правовое положение" легально не определено.

В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его правовым статусом, правосубъектностью. Такой подход представляется не совсем удачным, так как применение в правовой сфере различных терминов, обозначающих одно и то же явление, так же, как и "расплывчатость", недостаточная определенность содержания какого-либо понятия, неизбежно влечет проблемы правового регулирования.

В то же время, определяя содержание того или иного понятия, следует учитывать и их системное соотношение между собой, как элементов структуры института юридического лица. Так, в частности, анализ взглядов на содержание понятий "правовое положение", "правовой статус", "правоспособность" позволяет сделать вывод о том, что понятие "правовое положение" используется обычно как более широкое. Исходя из этого, представляется целесообразным применять его в качестве обобщающего.

Таким образом, под правовым положением предлагается понимать правовое состояние лица, характеризующееся совокупностью его правовых свойств. Правовое положение лица, в свою очередь, можно условно разделить на гражданско-правовое, административно-правовое и т.п.

Как же соотносятся достаточно близкие по смыслу и, казалось бы, взаимозаменяемые понятия "правовое положение" и "правовой статус"? Учитывая то, что применение в понятийном аппарате правового института различных понятий, идентичных по содержанию, вряд ли можно признать обоснованным, представляется целесообразным разграничить эти понятия. Сравнительный семантический анализ слов "статус" и "положение" позволяет определить некоторые их существенные различия. В частности, использование слова "статус" в устоявшихся словосочетаниях "приобрести статус", "лишить статуса", "наделить статусом", "признать статус" позволяет сделать вывод о возможном значении слова "статус" как статической характеристики (четко определенного (установленного кем-либо или чем-либо) уровня развития положения) лица, а также свидетельствует о зависимости статуса от оценки некоего другого субъекта. Важно отметить, что изменение правового статуса нередко обусловливается необходимостью регистрации и, как правило, сопровождается выдачей соответствующего документа (свидетельства, паспорта, диплома и т.п.).

В свою очередь, нехарактерных для слова "положение".

Таким образом, правовое положение лица обусловливается его правовым статусом, который можно определить как определенный фиксированный уровень (ступень) развития правового положения, достижение которого влечет его скачкообразное существенное изменение. Иными словами, развитие правового положения приводит к такому его уровню, когда лицо приобретает качественно новый статус. Так, например, при определенных условиях организация приобретает статус юридического лица , затем, получив соответствующую лицензию, приобретает статус образовательной организации <**>, после чего, пройдя аккредитацию, получает статус аккредитованной образовательной организации <***>. При этом приобретение юридическим лицом статуса образовательной организации существенным образом изменяет его правовое положение, права и обязанности организации и, следовательно, - ее правосубъектность. Правовое положение является, таким образом, понятием более широким, характеризующим в том числе и определенный правовой статус субъекта, "достигнутый" им к определенному моменту времени. Кроме того, правовое положение более точно, но в то же время более динамично характеризует субъект, чем правовой статус, более устойчивый по своей природе. Так, например, правовое положение физического лица может характеризоваться такими его статусами, как статус гражданина, дееспособного лица, имеющего право управления автомобилем, избирателя, кандидата в депутаты Государственной Думы, супруга и родителя. В то же время наличие у него определенных конкретных льгот, выслуги лет, курс обучения, участие в конкретных правоотношениях в качестве, например, одаряемого, пассажира автобуса, представителя, действующего по доверенности, и т.п. характеризует не статус, а конкретное правовое положение указанного лица на определенный момент времени.

Получая право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в качестве субъекта гражданского права.
<**>Получая право осуществления образовательной деятельности.
<***>Получая право выдачи диплома государственного образца и т.д.

Под правовым положением предлагается понимать правовое состояние лица, характеризующееся совокупностью его правовых свойств.

Содержание понятия правовое положение (элементный состав и структура субинститута правового положения) имеет весьма важное практическое значение, так как ГК РФ содержит отсылочные нормы в отношении целого ряда организационно-правовых форм юридических лиц, устанавливающие, что особенности правового положения таких организаций определяются в соответствии с ГК специальными законами. Что же понимать под правовым положением и, соответственно, какие нормы должен включать в себя соответствующий специальный закон? Так, например, согласно пункту 6 статьи 113 ГК РФ, "правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <**>"настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия".

См.: пункт 3 статьи 87, пункт 3 статьи 96, пункт 4 статьи 107, пункт 6 статьи 113, пункт 6 статьи 116, пункт 3 статьи 117, пункт 3 статьи 120 ГК РФ.
<**>Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. См. также, например: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785.

Таким образом, развитие понятийного аппарата института юридического лица идет по пути исключения норм о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, правах и обязанностях их участников (собственников их имущества) из элементного состава и структуры субинститута "правовое положение".

Насколько такой подход обоснован?

Как уже отмечалось, согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но правовое положение конкретного юридического лица определяется в первую очередь его организационно-правовой формой. В свою очередь, ГК РФ, определяя особенности различных организационно-правовых форм юридических лиц, как правило, структурирует их примерно следующим образом:

  1. общие положения (включая определение);
  2. особенности ответственности участников (собственников имущества) по обязательствам юридического лица;
  3. требования к содержанию фирменного наименования;
  4. источники правового регулирования;
  5. правовой режим имущества, требования к уставному капиталу;
  6. требования к субъектному составу;
  7. права и обязанности участников;
  8. требования к учредительным документам;
  9. органы и порядок организации управления;
  10. особенности правоспособности, включая ограничение прав совершения определенных видов сделок, иные особенности ведения дел;
  11. особенности создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

В связи с указанным представляется целесообразным использовать понятие "правосубъектность" в качестве обобщающего, объединяющего в своем содержании все нормы, включенные в субинституты правового положения юридического лица, правового положения участников (акционеров, собственников имущества и т.п.) юридического лица, и, кроме того, нормы, составляющие субинституты создания, реорганизации, ликвидации юридического лица.

Правосубъектность каждого конкретного лица определяется прежде всего нормами ГК РФ, затем (если это предусмотрено ГК РФ) нормами специального федерального закона, а затем, в случаях, предусмотренных ГК РФ, положениями учредительных документов. Учредители (участники) юридического лица в ходе его развития, совершая те или иные юридически значимые действия, способны изменять гражданско-правовой статус этого субъекта, изменяя, таким образом, и его правосубъектность (а также свое правовое положение как составную часть такой правосубъектности). При этом ключевым элементом таких изменений является гражданско-правовой статус юридического лица, определяющий возможности (границы) таких изменений . Изменение статуса является, говоря языком системологии, "точками бифуркации", в которых медленное накопление изменений приводит к качественному изменению системы.

Так, например, выбрав ту или иную организационно-правовую форму юридического лица, учредители (участники) получают возможность устанавливать особенности своего правового положения (права и обязанности), но только в тех пределах, которые предусмотрены законом для такой организационно-правовой формы юридических лиц.

В свою очередь, гражданско-правовой статус является и наиболее значимым элементом правосубъектности для контрагентов организации, которые, достаточно легко установив (например, на основании представленных документов) статус организации, получают наиболее важную информацию о ее правосубъектности, что позволяет достаточно легко ориентироваться в огромном количестве юридических лиц, так как именно статус определяет возможные пределы правоспособности юридического лица. Так, например, статус некоммерческой организации свидетельствует о том, что она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: