Правовое государство и гражданское общество как идеальные формы социально политической организации

Обновлено: 25.04.2024

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов.

Под гражданским обществом понимаются все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. Понятие гражданского общества длительное время проходило эволюцию. Так, Джон Локк рассматривает гражданское общество с либеральной точки зрения, как отражение уровня исторического развития человечества. Гегель придерживался позитивно-либеральной трактовки, утверждая, что гражданское общество основано на частной собственности, а движущей силой прогресса является государство, которое способно обеспечить справедливость, защитить человека от случайности, реализовать всю общность интересов.

Марксистская концепция, которой придерживались Карл Маркс и Фридрих Энгельс, представляет собой понятие гражданского общества как фундамента человеческого существования. Жизнедеятельность индивидов при этом рассматривалась в качестве решающего фактора исторического развития.

Гражданское общество характеризуется следующими признаками:

  • Наличие экономической свободы и частной собственности.
  • Наличие социальной стабильности гарантий.
  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
  • Наличие самоуправляемости, гражданской активности со стороны общества.
  • Существование конкуренции мнений, плюрализма.
  • Толерантность и открытость, легитимность власти.
  • Наличие правового государства, в котором имеются действующие нормативно правовые акты, подробно регламентирующие существующие общественные отношения.

Функции гражданского общества заключаются в том, что оно побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивая социализацию и воспитание граждан. Кроме того, общество должно защищать граждан и объединения от незаконного вмешательства в их деятельность, причем не только со стороны преступного контингента, но и со стороны государства в принципе. Гражданское общество также способствует формированию демократических органов государственной власти, оказывая развитие на всю политическую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимоотношения между обществом и государством зависят от того типа политического режима, который установился на данный момент времени. Так, при тоталитарном режиме государство контролирует все сферы жизнедеятельности человека, практически не оставляя пространство для свободного существования гражданского общества. В данный момент гражданское общество существует. При авторитарном режиме гражданское общество находится в более свободном состоянии, однако не развито до конца, свобода слова не присутствует. Демократический режим создает условия для свободного функционирования и развития зрелого гражданского общества, а также для развития правового государства.

Рисунок 1. Гражданское общество и государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Связь гражданского общества и правового государства

Для существования гражданского общества необходимо наличие правового государства. Это означает, что все общественные отношения в данном государстве должны быть урегулированы нормами действующего законодательства. Так, нормативно-правовой акт регламентирует практически все сферы жизнедеятельности людей, в том числе и самые незначительные. Это делается для того, чтобы в случае возникновения споров можно было максимально быстро их разрешить.

Законодательство в гражданском обществе должно отвечать некоторым признакам. Так, правовое государство характеризуется гуманизмом по отношению к людям, в том числе к лицам, совершающим правонарушения и преступления. Например, в России проявлением гуманизма является введение моратория на смертную казнь как на запрет уголовного наказания.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество характеризуются действием принципа разделения властей. Ветви власти делится на три основных – законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная ветвь власти представлена законодательными органами, которые обладают правом законодательной инициативы. Исполнительная ветвь власти реализует нормативно-правовые акты, которые существуют на территории государства. Судебная ветвь власти следит за тем, чтобы все субъекты гражданского общества соблюдали нормы действующего законодательства, а в случае выявления нарушителей – следуют санкции по отношению к ним. Все ветви власти находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, при развитом гражданском обществе они характеризуются независимостью.

Система сдержек и противовесов

Разделение власти характеризуется наличием принципа сдержек и противовесов. Так, законодательная власть, которая избирается всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов, а судебная власти является стержнем формирования правовой системы. Воплощение идей сдержек и противовесов нашло отражение в труде американского государственного деятеля Д. Мэдисона. Он представил данную систему в виде схемы, в которой сила каждой из 3 ветвей власти уравновешивая другую, становится относительно равной, чтобы удержать две другие ветви власти от злоупотреблений. Данный механизм сдержек и противовесов до сих пор существует во многих странах. В качестве механизма сдержек и противовесов также называют частное частичное совпадение полномочий трех ветвей власти.

По мнению некоторых ученых-правоведов, существует должность, которая не относится ни к одной из ветвей власти. В России – это Президент РФ. По мнению специалистов, Президент не относится ни к одной из ветвей власти, не реализует ни исполнительную, ни законодательную, не судебную власть. Некоторые даже называют его четвертой ветвью власти в силу сильного влияния на ряд законодательных и исполнительных субъектов.

Надо сказать, что взаимоотношения общества и государства развивались сложно. Первые государства возникли на Древнем Востоке и были очень деспотичны. Свободным был только правитель, все остальные подчинялись его власти. Достаточно деспотичными были и государства в Средние века. Своего апофеоза власть государства достигает в период абсолютизма. Во Франции абсолютизм оформляется в эпоху мушкетеров, т. е. в XVII в. В России датой становления абсолютизма считается принятие Воинского устава 1718 г., где было оговорено, что император никому не должен давать отчета о своих действиях. Как никогда прежде, в период абсолютной монархии закрепляется, что человек живет ради государства и государство полностью распоряжается человеком. Обязанность каждого – служить государству, быть таким, каким государство ему скажет. И при этом представления о личных правах, свободах отсутствовали. Человек не мог даже выбрать род занятий. Даже дворянин не имел права решать, чем ему заниматься, какой род деятельности ему выбрать. Реформы Петра I обозначали для дворян целый ряд новых обязанностей: учиться, служить. Никто не спрашивал молодых дворян, хотят они ехать учиться за границу или нет. Даже жениться можно было только при определенных условиях. При Анне Иоанновне вводится закон, запрещающий венчать дворян, не сдавших экзамен. Человек не мог распоряжаться даже собственной жизнью. И во времена кардинала Ришелье, и во времена Петра выяснение отношений на дуэли неслучайно рассматривалось как преступление (Петр вводит уголовную ответственность за дуэли). Причем ей подлежали даже погибшие участники дуэли (их не хоронили, давали на растерзание собакам и т. д.). Более того, в качестве уголовного преступления рассматривалось покушение на самоубийство. Неудачного самоубийцу казнили. Ответственность за дуэли и покушение на самоубийство введена была неслучайно: жизнь человека принадлежала государству. Кто будет погибать под Нарвой, если ты дал себя продырявить из-за какой-то ерунды на дуэли? Это не значит, что человеческая жизнь ценилась. Военные победы порою брались очень высокой ценой. Петербург стоит на костях людей. Никто о комфорте и высокой смертности работников во время строительства новой столицы не думал и не беспокоился, но эта смерть – по приказу Государя, а вот сам ты своей жизнью распоряжаться не можешь.

И только в эпоху Просвещения постепенно стали формироваться представления о том, что отношения государства и человека должны быть равноправны. В ходе буржуазных революций они стали воплощаться в жизнь. И для трактовки взаимоотношений общества и государства стало использоваться такое понятие, как «гражданское общество». Первые представления о гражданском обществе стали зарождаться в эпоху Просвещения. И Гоббс, и Д. Локк, и Ш. Л. Монтескье, и Ж. Ж. Руссо внесли большой вклад в трактовку понятия гражданского общества. Большой вклад внес Г. В. Гегель. По сей день политологи, юристы, историки не могут однозначно сказать, что такое гражданское общество. Единого подхода нет. Различных определений существует масса. Чаще всего под гражданским обществом понимают совокупность относительно автономной от государства деятельности граждан, которая выражается через работу органов самоуправления, различных обществ, организаций, партий. Выделяют ряд институтов гражданского общества:

• политические партии, общественные движения, различные коммерческие, благотворительные, творческие союзы и объединения, например, общество журналистов или общество по защите природы – это тоже элемент гражданского общества;

• негосударственные средства массовой информации;

Однако эти институты действуют не сами по себе. Автоматически решать вопрос, есть ли в стране гражданское общество, только по факту наличия этих институтов – значит сильно упрощать. В Советском Союзе были общественные организации, и многие из них существуют и по сей день: Союз журналистов, Союз писателей, Общество охраны природы, Общество охраны памятников. Массовыми были пионерская и комсомольские организации. При этом вряд ли можно утверждать, что в стране было гражданское общество. Деятельность общественных организаций была подконтрольна государству. Автономности практически не было. Добровольность тоже была относительной.

Институты гражданского общества существуют не сами по себе. Их деятельность нужна, чтобы создавать относительно автономную от государства сферу деятельности человека. Затем, чтобы человек мог реализовывать любую свою инициативу: творческую, художественную, экономическую. Затем, чтобы он мог проявлять себя как личность и в определенном плане воздействовать на власть. Поэтому, когда говорят о гражданском обществе, обязательно надо указать признаки.

Признаки гражданского общества:

1. Уважение к личности и возможности реализации личного интереса, полное обеспечение прав и свобод людей. Как отмечал Г. Гегель: «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все остальное для него ничто». Каждый гражданин может проявить себя в любой сфере – политической, предпринимательской, творческой. В гражданском обществе крайне узок круг ограничений – культура, образование, государственная служба доступны широким слоям населения. При этом реализация одного частного интереса не может ущемлять интересы другого лица. Гражданское общество несовместимо с нарушениями прав человека, репрессиями и т. д., в нем существует эффективная система восстановления нарушенных прав и свобод. Обязательным атрибутом является сильная независимая судебная власть, которая разрешает споры, восстанавливая нарушенные права. Также определенным критериям должна отвечать правоохранительная система (полиция, прокуратура).

2. Правовое государство. Это государство, где абсолютно все, включая должностных лиц, действуют только на основе закона. В правовом государстве за нарушение закона могут быть привлечены к ответственности даже самые знаменитые личности.

3. Демократический характер власти. Невозможно говорить о гражданском обществе, если граждане не имеют права участвовать в управлении государством, если нет институтов демократии (парламента, выборов). Самое главное, должно быть не формальное голосование, как это было в Советском Союзе, когда в бюллетенях была только одна фамилия, а реальные демократические выборы. Существование различных политических партий обеспечивает возможность выражать интересы различных социальных групп, создает политическую конкуренцию, ограничивает возможности какой-либо силы монополизировать власть, предоставляет обществу возможность воздействовать на власть.

4. Развитое самоуправление.

5. Свободное формирование общественного мнения, деятельность средств массовой информации различных учредителей, возможность каждого говорить, что думаешь. Существуют только небольшие исключения, которые вытекают из необходимости защищать права людей. Так, нельзя заниматься разжиганием религиозной или национальной и другой ненависти, призывать к свержению государственного строя, клеветать, оскорблять.

6. Возможность общества воздействовать на власть. Механизм такого воздействия может быть различным. В гражданском обществе существует целый ряд таких способов: выборы, обсуждение властных инициатив в прессе, проведение митингов и пикетов. Граждане могут открыто выражать свое отношение к деятельности официальных властей, протестовать против их решения и даже вынуждать власть менять свою позицию. Также в современных демократических государствах важным способом воздействия на власть является суд. В гражданском обществе через суд можно не только добиться восстановления нарушенных прав, но и потребовать отменить закон, который противоречит конституции, ущемляет права и свободы людей.

7. Многоукладность экономики. По мнению многих авторов, экономическим базисом гражданского общества является рыночная экономика, которая базируется на негосударственных формах собственности, в том числе как частной, так и коллективной. В гражданском обществе инициативу в предпринимательской деятельности может проявить как любой индивид, так и объединение индивидов. Именно частная собственность делает человека независимым, а уничтожение рыночной экономики ведет к ликвидации свободы и равенства. В то же время гражданское общество предусматривает, что существует и государственный сектор экономики, а само государство не полностью устраняется от регулирования экономической жизни. Поощряя предпринимательство, рыночные отношения, оно в то же время принимает меры, чтобы минимизировать негативные стороны капитализма. В частности, вводятся меры, предупреждающие создание монополий (во многих странах существуют мощные государственные структуры, следящие за этим), предпринимателей обязывают соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать социальные права работников. То есть капитализм принимает элементы плановой экономики, поэтому говорят о многоукладности экономической жизни.

8. Высокий уровень жизни. Следует выделить еще один важнейший признак гражданского общества, обязательного в современные дни: высокий уровень жизни населения, основу социальной структуры общества составляет middle class – средний класс.

9. Состояние общественного сознания. Для гражданского общества характерен также определенный уровень развития общественного сознания и наличие определенных ментальных установок: высокий уровень уважения к законам и к правам и свободам других членов социума, ответственная жизненная позиция. Доктор исторических наук Н. А. Невоструев выделяет такую черту гражданского общества, как наличие в общественном сознании общества чувства гражданской ответственности и долга.

Обобщая все это, можно сформулировать следующее определение гражданского общества. Гражданское общество – это определенный уровень взаимоотношений между государством и обществом, для которого характерны взаимная ответственность граждан и государства, высокий уровень защиты прав и свобод, возможность общества воздействовать на власть. В современной общественной мысли уже менее активно выдвигается тезис о том, что в гражданском обществе общество и государство противостоят другу, как это было распространено в трудах XIX в. В работах ХХ в. роль государства в процессе становления гражданского общества возвышается. Как отмечал отечественный философ С. Л. Франк: «Гражданское общество не только вне себя предполагает государство, но в лице права и само внутренне пронизано государственным началом»45. Именно на государстве, на его органах лежит в первую очередь обязанность защитить права и свободы людей, обеспечить возможности для деятельности общественных организаций. И только государство может осуществить функцию пресечения нарушений закона и восстановления попранного права.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и автономию от государства и его произвольного вмешательства.

Изначально понятия «государство» и «гражданское общество» отождествлялись. Жан-Жак Руссо первым предположил, что это делать нельзя, поскольку гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных развитых формах государственного устройства, где государство ответственно перед обществом и им же формируется.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него следующих признаков:

? это должно быть сообщество свободных индивидов, каждый из которых является собственником, не важно, крупным или не очень. Только собственник может быть социально свободным и не зависеть от государства;

? это всегда открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, информации и контактов с остальным миром;

? это всегда плюралистическая система со сложной структурой. В таком обществе присутствует множество общественных форм (объединений, клубов), а также форм собственности;

? это должна быть саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Только она может быть независима от государства. В ней присутствует ярко выраженная гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность на благо общества;

? это должно быть правовое демократическое общество, где связующими факторами выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Современное российское общество находится лишь на пути к этому. Оно в стадии развития. Идеального гражданского общества нет нигде, поэтому каждое лучше или хуже соответствует обозначенным критериям. Государство, безусловно, может вмешиваться в эти отношения, но только строго в рамках закона, одобренного самим обществом через его представителей в парламенте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

77. Воззрения Гегеля на гражданское общество и государство

77. Воззрения Гегеля на гражданское общество и государство Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система

Глава 5. Государство и гражданское общество

Глава 5. Государство и гражданское общество Институт гражданского общества изучается уже более двух тысячелетий. Своими корнями он восходит к идее полиса Аристотеля, Цицерона и идеям естественного права. Над этим понятием работали также Платон, Г. Гегель, Э. Кант, Ш.

34. Правовое государство

34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и автономию

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Горизонты государства и права. Характеристика и понятие гражданского общества. Право и гражданское общество. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Государство

Глава III Гражданское общество

Глава III Гражданское общество Гражданское общество есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом. Кроме отдельных лиц, сюда входят и образуемые ими частные союзы. С этой точки зрения семейство входит в состав гражданского

7. Корпоративное право и гражданское общество

7. Корпоративное право и гражданское общество Наличие развитых корпоративных правоотношений на основе норм корпоративного права – один из признаков гражданского общества.Гражданское общество – это система общественных отношений и институтов, сущностной

Раздел IV ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО

Раздел IV ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО Глава 29 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны. Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским.Современное понимание гражданского

Глава 29 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Глава 29 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны. Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским.Современное понимание гражданского общества сложилось в период

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Власть – способность и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно и на авторитете, и на

7. Гражданское общество, государство и государственная измена

7. Гражданское общество, государство и государственная измена Эта тема такова, что начинать её освещение придётся с определения значений терминов. «Гражданское общество» — это термин, вошедший в политический лексикон СССР в годы перестройки. Для СССР его

Правовое государство – это государство, в котором закон ставится превыше всего, то есть каждый человек независимо от статуса, ограничен в своих действиях общепринятым законом, который призван защищать свободу личности, и обязывает власть подчиняться воле суверенного народа.

Верховенство закона имеет древние исторические корни. Закон есть комплекс общепризнанных, формально оформленных, гарантированных государством норм, т.е. норм поведения общего характера, которые служат регулятором общественных отношений. Закон – это средство организации власти в государстве. Посредством правовых норм государственная власть осуществляет возложенные на нее функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

Свойства правового государства:

  • конституционный режим правления;
  • развитая правовая система, в которой отсутствуют противоречия;
  • эффективный контроль политики и власти в целом.

Правовое государство должно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику в рамках Государственной конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и международных законов. Функциональность государственных органов и всех высокопоставленных должностных лиц связана с правовыми нормами, и их деятельность подчинена им. Суть правового государства определяет правовое равенство всех граждан, ставит права человека превыше закона государства, закрепляет суверенитет гражданского общества.

Признаки правового государства

В теории правового государства принято выделять следующие признаки, отличающие правовое государство от других:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Суверенитет народа, законно-правовое регулирование государственного суверенитета. То есть, народ – это и есть власть, государственный суверенитет имеет свойства представителя своего народа.
  2. Верховенство закона - это нормы, которые выражают правовые нормы принципов общества. Конституция государства обладает наивысшей обязательной силой. Закон не подлежит отмене или изменению. В демократическом правовом государстве закон соответствует праву, закон должен быть гуманным, справедливым и представлять права человека.
  3. Всеобщность права – это связь права с государством и его органами власти. Таким образом, государство не вправе нарушать законы, им созданные. Все государственные органы и лица, представляющие государство, обязаны действовать строго во исполнение законов.
  4. Взаимная ответственность государства и общества. Государство и должностные лица, как представители этого государства несут ответственность перед гражданским обществом, сам гражданин ответственен перед государством. Общество соглашается на определенные государством ограничения и обязуется им подчиняться, государство обязуется соблюдать права личности, гарантируя обществу достойные условия жизни. Правовое государство стремится оградить гражданина от государственного террора, гарантирует индивидуальную свободу.
  5. Разделение властей. Основой разделения власти является самостоятельность, независимость, определенное разграничение компетенций трех властей, обязательное существование системы сдержек и противовесов, которая помогает ограничивать каждой ветви власти друг друга, присутствие определенного верховенства законодательной власти, законные решения которой обязательны для всех.
  6. Неприкосновенность свободы личности. Защита прав, чести, достоинства личности - одна из основ правового государства. Признание прав и свобод человека и гражданина, обязывает государство гарантировать защиту всех прав и свобод личности, которые принадлежат ему от рождения.
  7. Эффективные формы контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Правовое государство обязуется обеспечить существование действенной и развитой системы судебных органов.

Правовое государство способствовало расширению свободы индивида и общества в целом. Основой правового государства является формальное, правовое равенство, которое не учитывает проблемы фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому правовое государство невозможно без развития социальной политики в государстве.

Теория социального государства

Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить достойные условия для жизни для всех членов гражданского общества, удовлетворяющие материальные и духовные потребности, социальную защищенность. Осуществление этих условий достигается с помощью перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев общества, проведения эффективной политики занятости, обеспечение охраны труда, развития доступного образования, здравоохранения и др.

Социальное государство реализует свои цели в форме правовой государственности, стремясь расширить права и свободы граждан, достигнуть большей социальной справедливости, сгладить социальное неравенство.

Для конституционного фактического закрепления правового, социального статуса необходимы: политическая воля, соответствующие политические реформы, создание социально-экономической базы.

Гражданское общество

Правовое государство формируется на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации индивидов или коллективов.

По своей структуре гражданское общество имеет сложное строение, включая в себя различные общественные институты (экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные), не контролируемые государством. Гражданское общество охватывает частную жизнь населения, традиции народа, нравы, обычаи и др.

Потребности индивидов и групп гражданского общества осуществляются через институты семьи, церковь, политические партии, профессиональные и различные творческие объединения, кооперативы. В гражданском обществе, преобладают горизонтальные связи в отличие от горизонтальных связей государственных структур.

Гражданское общество формируется в основном снизу, неожиданно, как результат раскрепощения индивидов, которые готовы нести хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество неделимо связано с государством. Гражданское общество является сферой для реализации индивидуальных интересов и потребностей. Государство является представителем воли всего призвано обеспечить консенсус по основным вопросам общественно-политической жизни.

Саморазвивающееся гражданское общество, испытывает постоянное давление со стороны государства. Неразвитость гражданского общества провоцирует государство к узурпации его прав и присвоению себе функций гражданского общества.

Гражданское общество – это система демократически установленных и гарантированных ценностей, подразумевающая право индивидов добровольно объединяться в общественные объединения и организации для открытого свободного самовыражения вне прямого государственного вмешательства в социально-экономической, религиозной, семейной, культурной и иных сферах общественной жизни.

Понятие и значение гражданского общества

Прежде всего следует отметить, что категория гражданского общества, которая активно используется как в теории государства и права, так и в законодательстве и государственно-правовой практике, является дискуссионной, единого подхода к ее определению не сформировано.

В самом общем виде гражданское общество можно определить как уровень развития общества, его состояние, при котором личность воспринимается как высшая ценность, что, в свою очередь, позволяет индивидуумам объединяться для реализации своих прав в семейной, религиозной, социальной, экономической, культурной и иных сферах общественной жизни без прямого вмешательства государственной власти.

Другими словами, гражданское общество возникает там, где личности гарантированы наиболее полно ее права и свободы, в том числе право объединяться для свободного выражения и реализации своей позиции в культурной, семейной, социально-экономической и иной сферах общественной жизни.

Отсюда к условиям становления и развития гражданского общества следует отнести:

  • правовое государство, то есть такое государственное устройство, в котором законодательно закреплен правовой статус личности, ее приоритет в системе государственного управления, а деятельность системы государственного управления подчинена закону;
  • независимость индивида с экономической точки зрения, в том числе посредством гарантирования ему частной собственности и возможности свободно на равных с другими субъектами реализовывать свои экономические права.

В центре гражданского общества личность и объединение индивидов по политическим, культурным, экономическим и иным интересам, морально-нравственным ориентациям. Эти субъекты общественной жизни, реализуя свои интересы, определяют общественные отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и значение правового государства

Категория правового государства характеризует такое государственное устройство, при котором должностные лица и органы государственного управления ограничены в своих деятельности и функционировании волей народа, зафиксированной в законе, и приоритетом обеспечения прав личности.

Иными словами, правовое государство предполагает, что в центре государственной системы управления стоит личность, ее права и свободы. Система государственного управления функционирует для обеспечения прав и свобод личности и в своей деятельности подчиняется демократическим по процедуре принятия и содержанию законам.

Таким образом, к ключевым характеристикам правового государства следует отнести:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества. Государственная система учреждается и функционирует в соответствии с законом. При этом важно подчеркнуть, что правовое государство предполагает соблюдение и уважение законов не только со стороны представителей системы государственного управления, но и со стороны общества и личности;
  • гарантированная законом развитая система прав и свобод личности. Правовое государство требует подчинения государства не просто закону, но закону, который определяет в качестве главной задачи функционирования системы государственного управления всестороннее гарантирование и соблюдение прав личности;
  • наличие реальных механизмов обеспечения защиты прав и свобод личности.

Понятие и значение социального государства

Социальное государство предполагает такую модель организации государственного устройства, при которой обеспечивается перераспределение материальных благ на основе принципа социальной справедливости для того чтобы обеспечить каждому члену общества достойный уровень жизни.

Другими словами, политика социального государства предполагает поддержку социально уязвимых и нуждающихся слоев населения за счет наиболее обеспеченных слоев населения.

При этом политика социального государства не строится исключительно на прямых мерах поддержки: политика социального государства направлена на формирование благоприятной социально-экономической среды для эффективного развития личности, позволяющей использовать собственные права и свободы для обеспечения благосостояния. Это значит, что государство оказывает целенаправленное воздействие на занятость, обеспечение жильем, медицинскую помощь, обеспечения образования и пр.

Характеристика связи гражданского общества с правовым социальным государством

Связь гражданского общества с правовым социальным государством выражается в общности природы указанных государственно-правовых явлений. Эти категории выступают характеристиками развитого типа демократического государства.

Иными словами, подлинно гражданское общество и правовое социальное государство возможны только там, где:

  • государственное устройство определяется демократическими принципами, личность, ее права и свободы выступают приоритетом деятельности должностных лиц и органов государственного управления;
  • во взаимоотношениях общества и государства личность играет центральную роль, законодательство фиксирует правовой статус личности наиболее полно, предусматривает эффективные инструменты защиты и восстановления прав;
  • деятельность система государственного управления подчиняется закону.

В свою очередь, государство берет на себя социальные обязательства по обеспечению благосостояния всего населения, в том числе социально уязвимых и нуждающихся слоев посредством перераспределения материальных ресурсов. Указанное возможно только в условиях демократического политического устройства и правового государства.

Гражданское общество формируется там, где гарантированы права и свободы личности, деятельность государственного механизма подчинена закону: свободные независимые личности объединяются для эффективной реализации собственных интересов в конкретной сфере общественной жизни без вмешательства государственной власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: