Правосудие понятие и виды судопроизводства

Обновлено: 25.04.2024

Вид правосудия – это понятие, которое тесно связано с понятием "форма судопроизводства". Такое обстоятельство объясняется тем, что правосудие должно реализовываться в конкретных, процессуальных формах, которые предусмотрены законом. Эти формы еще именуются видами судопроизводств.

Перечень видов судопроизводства определен в статье 118 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и дублируется в части три первой статьи закона РФ "О судебной системе РФ". Согласно этим документам судебная власть осуществляется посредством:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного судопроизводства.

В реальной судебной действительности к вышеперечисленным формами правосудия добавляется еще арбитражная форма, которая регулируется Арбитражным процессуальным Кодексом РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Арбитражные суды РФ подробнее .

Кроме того, каждый из вышеназванных видов правосудия имеет свою процессуальную форму, котрая закреплена:

  • гражданское — ГПК РФ,
  • уголовное — УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право. Общая часть подробнее ,
  • административное — КАС РФ,
  • конституционное – закон о Конституционном суде По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное право подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие всегда ассоциируется у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Особенности форм

В деятельности федерального суда общей юрисдикции По данной теме мы уже выполнили реферат " Федеральные суды общей юрисдикции (структура) подробнее , а также мирового судьи выделяются два вида юридической деятельности:

  • рассмотрение и разрешение судом в судебных заседаниях дел, носящих гражданский характер (о наследстве, алиментах, задолженностях по ЖКХ и др.);
  • рассмотрение судом уголовных дел и применение к виновным мер наказания или же оправдание невиновных.

Правосудие по гражданским и уголовным делам понимается как деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению, разрешению дел, которые отнесены к их компетенции гражданским и уголовным процессуальным законодательством. Гражданское и уголовное правосудие осуществляется судами общей юрисдикции, в систему которых входят районные и городские суды, суды субъекта, а также Верховный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее .

Кроме судов общей юрисдикции в стране существуют арбитражные суды. Их деятельность также подпадает под определение правосудия. Компетенция арбитражных судов связана с разрешением экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности и ряд иных дел, например, о банкротстве физических и юридических лиц.

Арбитражное правосудие осуществляется арбитражными судами, в систему которых входят арбитражные суды субъекта, апелляционные арбитражные суды, кассационные арбитражные суда, а также Верховный суд РФ.

Деятельность Конституционного суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный Суд подробнее связана с разрешение вопросов, касающихся действия Конституции РФ. Главным судебным органом в данной сфере является Конституционный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее . К его компетенции относится:

  • разрешение дел о соответствии Конституции РФ определенных федеральных законов, их отдельных статей и смыслов отдельных статей и положений, придаваемых им правоприменительной практикой;
  • разрешение споров о компетенциях между органами государственной власти (федеральными и региональными, федеральными и федеральными);
  • разрешение жалоб граждан и организаций на нарушение их конституционных прав и свобод путем проверки конституционности закона, примененного судом (иным государственным органов) по конкретному делу.

Кроме того в каждом субъекте РФ существует специальный уставный суд, уполномоченный рассматривать споры о соответствии законов субъекта соответственно уставу или конституции субъекта.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Они предопределяются функциями государства, под которыми понимаются направления его деятельности, обусловленные объективными потребностями общественной жизни и задачами, стоящими перед государством.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. Если в функциях государства выражается содержание его деятельности в целом, то в функциях отдельного государственного органа – содержание относительно обособленной части государственного механизма.

Правоохранительную функцию государства осуществляют все государственные органы. Чтобы не возникло сомнений, в какой мере тот или иной государственный орган отражает ту или иную сторону правоохранительной функции государства, необходимо четкое законодательное закрепление за ними их функций. В отношении судов так и сделано. В ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Указание в законодательстве на то, что правосудие осуществляется только судом, является органически необходимым. Его отсутствие свидетельствовали бы о том, что органы законодательной власти не провели до конца тот подход, который они использовали в отношении других государственных органов, например, органов исполнительной власти. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, означает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом, а не судом.

Правосудие – это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция (от лат. competo – добиваюсь, соответствую) означает: 1) круг полномочий, предоставленных законом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области.

Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный – поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный – потому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, является одной из важнейших предпосылок эффективного использования всех возможностей государства в руководстве социальными процессами.

Устанавливая компетенцию судов, государство тем самым определяет место судов в системе органов государственной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами задач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Механизм осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отношения.

Компетенция суда устанавливается в законодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществлять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции.

Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность – это совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).

Таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

В законодательстве последовательно проводится идея, что правосудие – правоприменительная деятельность суда. Так, в ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. сказано: «Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством», а в ст. 9 говорится, что судьи подчиняются только закону.

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность. Но лишь наиболее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регулированию. В остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание судьи. Каждый шаг суда невозможно подробно регламентировать. Именно поэтому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему предоставляется определенная свобода в выборе варианта поведения. В таких случаях суд использует свое усмотрение. Причем решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию.

Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных правовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы, применив ее, не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы.

Вместе с тем, от того что суд использует судебное усмотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.

Следует отметить, что судебная власть в государстве распространяется или, по крайней мере, должна распространяться на все юридические конфликты, которые объективно требуют ее вмешательства. Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия. В итоге правосудие – это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции.

Исходя из уровня развития действующего законодательства существуют следующие виды правосудия:

– по уголовным делам;

– по гражданским делам;

– по хозяйственным делам;

– по делам об административных правонарушениях;

– по конституционным делам.

Уголовные дела – это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами.

Гражданские дела – это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, патентных правоотношений и др.

Дела об административных правонарушениях разнообразны. Они рассматриваются многими административными органами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры административного взыскания.

Все эти дела рассматривают суды общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется в судебных заседаниях, порядок проведения которых определен в законе. Важной особенностью этих заседаний является участие в них конфликтующих сторон. В гражданском процессе они называются – истец и ответчик, в уголовном процессе – обвиняемый и потерпевший. Кроме них есть еще другие участники судебного процесса: свидетели, эксперты, переводчики и др. Они не заинтересованы в исходе дела. В исходе дела заинтересованы конфликтующие стороны. Для отстаивания своих интересов они не только наделены правами, но имеют и обязанности.

В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, а по делам об административных правонарушениях – постановление о наложении административного взыскания.

Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникающих в сфере экономических отношений) созданы хозяйственные суды.

Конституционные дела – это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.

Положение Конституционного Суда и хозяйственных судов в судебной системе Республики Беларусь своеобразно: при рассмотрении ими дел представители народа (народные заседатели или присяжные заседатели) не участвуют.

Правосудие всегда осуществляется по конкретному делу. Формой правосудия является судопроизводство, под которым следует понимать последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела. Существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное. Понятие «судопроизводство» идентично понятию «судебный процесс».

Необходимо различать понятие “судебная власть” и понятие “правосудие”.

Понятие “судебная власть” применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие “правосудие”.

В соответствии со статьей 118 Конституции РФ:

правосудие в РФ осуществляется только судом, а

судебная власть осуществляется посредством судопроизводства 4-х видов:

административного судопроизводства и

Законодательство о судопроизводстве в РФ

Судопроизводство в РФ регламентируется следующими основными федеральными законами:

главой 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ;

Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 25.10.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 01.09.2019) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) "О военных судах Российской Федерации";

Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.10.2019) "О статусе судей в Российской Федерации";

Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

Понятие и виды судопроизводства

Судопроизводство — это установленный законом порядок действия судов по возбуждению, рассмотрению и разрешению судебных дел по защите прав.

Рассмотрение в судах любых судебных дел всегда осуществляется по строго определенным правилам, которые устанавливаются различными процессуальными кодексами, в частности:

Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ),

Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ),

Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

Судебная власть в государстве функционирует по заранее установленным правилам судопроизводства. Форма в процессуальном праве это - основа судебной системы.

Но так как судебные дела по защите различных прав имеют большое разнообразие, то разнообразны и формы их судебного рассмотрения, судопроизводства. Вот почему все судебные дела имеют четкую классификацию.

Как предусмотрено в статье 118 Конституции РФ, судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

административного судопроизводства и

Некоторые юристы из гражданского судопроизводства выделяют в качестве самостоятельного Арбитражное судопроизводство (арбитражный процесс). Такое выделение Арбитражного процесса в особую категорию обусловлено тем, что происходит он в специальном суде - арбитражном суде и регулируется отдельным кодексом - Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ).

Как известно, нарушение прав нарушению рознь:

разные нарушения прав имеют разные последствия,

одни нарушения прав имеют очень опасные последствия для общества, другие - менее опасны.

В связи с этим, от степени последствий нарушения прав и общественной сферы, в которой эти нарушения происходят, судебные разбирательства разделяют на четыре основных направления:

  • конституционное,
  • гражданское,
  • административное и
  • уголовное.

Порядок судебного разбирательства в каждом из этих направлений свой и они могут довольно сильно отличаться друг от друга. Более того, задачи, которые ставятся перед каждым направлением при рассмотрении того или иного судебные разбирательства тоже разные.

Например, согласно статье 125 Конституции РФ:

  • одной из задач конституционного судопроизводства является разрешение дел о соответствии федеральных законов, договоров между органами государственной власти Конституции РФ.

Или, например, согласно статье 2 «Задачи гражданского судопроизводства» ГПК РФ:

  • задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Итак, судопроизводство — это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судебных дел.

Именно вид судопроизводства определяет:

статус участников судебного дела, а также

объем прав и обязанностей его участников.

Конституционное судопроизводство (конституционный процесс)

Конституционное судопроизводство находиться в компетенции Конституционного Суда РФ, занимающего особое место не только среди ветвей судебной системы в целом, но и среди всех иных государственных органов.

Основной задачей Конституционного Суда является:

контроль за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных субъектов права;

решения Конституционного Суда являются окончательными и не подлежащими обжалованию,

действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

В том случае, если:

решением Конституционного Суда какой-либо нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично

либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании,

государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт:

  • рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и/или дополнений в нормативный акт, признанный несоответствующим Конституции РФ в отдельной его части.

Основные требования к конституционному судопроизводству установлены:

  • Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Возможность создания субъектами РФ конституционных (уставных) судов предусмотрена Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации":

  • по состоянию на 2020 год в 15 субъектах РФ действуют свои конституционные (уставные) суды.

Конституционные суды республик:

  • Конституционный суд Республики Адыгея
  • Конституционный суд Республики Башкортостан
  • Конституционный суд Республики Дагестан
  • Конституционный суд Республики Ингушетия
  • Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики
  • Конституционный суд Республики Карелия
  • Конституционный суд Республики Коми
  • Конституционный суд Республики Марий Эл
  • Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
  • Конституционный суд Республики Северная Осетия - Алания
  • Конституционный суд Республики Татарстан
  • Конституционный суд Чеченской Республики

Уставные суды краев и областей:

  • Уставный суд Калининградской области
  • Уставный суд Свердловской области

Уставные суды городов федерального значения:

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс)

Уголовное судопроизводство:

  • досудебное и судебное производство по уголовному делу.

Статья 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ)

Уголовное судопроизводство по значимости не уступает конституционному судопроизводству.

Уголовное судопроизводство призвано:

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Статья 14 «Понятие преступления» Уголовного кодекса РФ (УК РФ)

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются:

на преступления небольшой тяжести,

преступления средней тяжести,

тяжкие преступления и

особо тяжкие преступления.

Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается:

  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.07.2020), основанным на Конституции РФ.

Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ:

  • является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Назначение уголовного судопроизводства:

защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Статья 6 «Назначение уголовного судопроизводства» Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ)

Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.

Итак, в уголовном судопроизводстве:

место судопроизводства - суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд);

как судить – отвечает Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ);

за что судить и как наказывать – отвечает Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Административное судопроизводство (административный процесс)

Административное судопроизводство:

это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти

в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Порядок осуществления административного судопроизводства регламентируется:

  • Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ) от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 24.03.2020).

В рамках административного судопроизводства:

  • рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти - административные дела.

Основной функцией административного судопроизводства является:

судебный контроль за органами власти;

при осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского судопроизводства и арбитражного судопроизводства, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

Субъектами в административном судопроизводстве являются:

с одной стороны - гражданин, организация, права которых нарушены,

а с другой стороны - орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

Административное судопроизводство отличается:

особым процессуальным порядком,

позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

При этом целью и основным назначением административного судопроизводства является:

  • защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства:

административное судопроизводство в арбитражных судах в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ);

административное судопроизводство в судах общей юрисдикции в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются:

обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;

мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Статья 3 «Задачи административного судопроизводства» Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)

Важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций является:

  • законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу.

Особенности административного судопроизводства:

  • административное судопроизводство, наряду с конституционным, уголовным и гражданским судопроизводством - закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в РФ;

ч. 2 статьи 118 Конституции РФ

административное судопроизводство - носит публично-правовой характер;

основной функцией административного судопроизводства - является рассмотрение и разрешение административных дел;

Административные дела отличаются от уголовных тяжестью правонарушений. Как правило, административные дела не грозят окружающим существенным вредом, не общеопасны. Последствия совершения административных правонарушений – наказание за них – гораздо мягче, чем за уголовные преступления. Суд за административные правонарушения чаще всего ограничивается наложением штрафа. За повторное привлечение к административной ответственности могут назначаться общественные работы или, в редких случаях, реальный срок.

  • административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство - имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства можно выделить:

во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти;

во-вторых, активная роль суда на всех стадиях административного судопроизводства;

в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия);

в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом;

Пресекательный (преклюзивный) срок — это срок, по истечении которого погашается само право требования. По его истечении нельзя путем обращения в суд получить защиту нарушенного права.

  • в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Гражданское судопроизводство

Статьей 118 Конституции РФ предусмотрено:

право всех граждан на судебную защиту их интересов;

реализация данного права происходит только посредством гражданского судопроизводства.

Гражданское судопроизводство:

это законная процедура защиты, восстановления или реализации нарушенных прав граждан;

реализуется оно путём обращения в суд с соответствующим документом (исковым заявлением, жалобой, заявлением особого производства, ходатайством и т.д.), последующим рассмотрением дела по существу, по которому выносится судебное решение.

Процессуальный порядок гражданского судопроизводства определен:

  • нормами Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Существуют несколько видов гражданского судопроизводства, но на практике самыми распространенными считаются:

исковое гражданское судопроизводство и

особое гражданское судопроизводство.

Исковое гражданское судопроизводство:

осуществляет защиту и восстановление нарушенных прав при возникновении между сторонами гражданских споров - жилищных, семейных, трудовых и пр.;

это самый сложный вид гражданского судопроизводства, при котором его стороны (истец и ответчик) на равных правах отстаивают в суде свои интересы.

Особое гражданское судопроизводство:

помогает в осуществлении определенных гражданских прав, реализация которых в соответствие с законом возможна, только на основании судебного решения,

это - признание гражданина недееспособным; усыновление ребенка, установление юридического факта и т.д.

В любом из всех существующих видов гражданского судопроизводства желательно участие опытного юриста, который сможет профессионально оказать представительство в суде интересов своего клиента.

Нормативные акты, регулирующие гражданское судопроизводство, также многочисленны, как и сферы, которые оно охватывает.

Основными нормативными актами, регулирующими гражданское судопроизводство, являются:

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ);

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ);

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Исходя из сферы правоотношений, подпадающих под гражданское судопроизводство, судебные дела будут рассматриваться:

или в арбитражных судах,

или в федеральных судах общей юрисдикции,

или в мировом суде.

Точную подсудность и подведомственность, а соответственно и правила гражданского судопроизводства, определяют:

по Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) и

по Арбитражному процессуальному кодексу РФ (АПК РФ).

Арбитражное судопроизводство (арбитражный процесс)

Арбитражное судопроизводство выделяют в особую категорию, потому что происходит оно в специальном арбитражном суде и регулируется отдельным кодексом - Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ). Но некоторые юристы относят арбитражное судопроизводство к гражданскому судопроизводству, считая его лишь разновидностью последнего.

В арбитражном судопроизводство может быть несколько ситуаций:

  • первая ситуация – один бизнесмен обвиняет другого в нарушении договора или закона и требует компенсации убытков;

Под бизнесменом в данном случае условно подразумевается как индивидуальный предприниматель (ИП), так и юридическое лицо.

Появление термина «судебная власть» в российском юридическом лексиконе следует связывать с Конституцией Российской Федерации 1993 г., статья 10 которой закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть является одним из проявлений государственной власти в целом. Чтобы определить понятие судебной власти, необходимо вначале выяснить, что же понимается под властью вообще и государственной властью в частности.

По В. Далю, власть - это "право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление". В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как "право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле"

Понятие государственной власти более узко и указывает нам на субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями, - на государство в лице его органов и должностных лиц. В демократическом государстве власть принадлежит народу и осуществляется им непосредственно (в первую очередь путем выборов и референдума), а также опосредованно - через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

Сам термин "судебная власть" указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Статья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей. Суд обладает только ему присущими возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть справедливо определятькак возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Статья 10 Конституции РФ установила принцип разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Таким образом, судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной.

Принципразделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между различными государственными органами, но иналичие системы сдержек и противовесов, не позволяющей одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Взаимное уравновешивание ветвей власти создает благоприятные условия для установления законности и правопорядка. Поэтому вполне объясним тот факт, что законы, например, принимает законодательный орган, а судей назначает президент страны. Таким образом, изданный закон как бы отделяется от законодателя и становится обязательным для всех, в том числе для законодательных органов, а судья, назначенный исполнительной властью, обретает самостоятельность и независимость от всех, включая орган, его назначивший. Суд выступает важнейшим элементом в механизме системы сдержек и противовесов, обладая возможностями разрешать споры о компетенции между различными государственными органами, признавать незаконными и не подлежащими применению акты, изданные органами исполнительной и законодательной власти. При этом судебная власть является той реальной опорой, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности страны, разрешая все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности.

Сущностью судебной власти, так же как и государственной власти вообще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебная власть, в отличие от других ветвей власти, оказывает не иначе, как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечить высокий уровень правовых гарантий участникам судопроизводства. Таким образом, судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законом процессуальной форме - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ"). Здесь необходимо отметить, что в этих нормах не указано арбитражное судопроизводство, которое в данных случаях считается особой формой гражданского судопроизводства, так как арбитражный суд рассматривает, в первую очередь, дела, вытекающие из гражданско-правовых отношений. Тем не менее, это не означает, что законодатель признает за арбитражным процессом подчиненную роль по отношению к гражданскому судопроизводству. Судопроизводство в арбитражных судах регулирует специальный кодифицированный нормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Главной особенностью арбитражного процесса является то, что арбитражным судам подведомственны споры экономического характера, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ"судебную власть в России осуществляют суды общей юрисдикции (в том числе специализированные), арбитражные суды (в том числе специализированные), Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Соответственно, арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами, конституционное - Конституционным Судом России и конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Глава 7 Конституции РФ, именуемая "Судебная власть", посвящена прежде всего принципам правосудия, т.е. его основополагающим началам, важнейшим правилам осуществления. В ней закреплены, в частности, такие принципы, как осуществление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Принципы правосудия закреплены и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе РФ". Помимо указанных в главе 7 Конституции РФ принципов, в нем содержатся нормы, посвященные таким принципам, как самостоятельность судов, обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом и судом, принцип государственного языка судопроизводства и др. Такое подробное конституционно-правовое регулирование принципов организации и деятельности не свойственно каким-либо другим органам государственной власти, что говорит о высочайшей ценности суда для гражданского общества, его значении для построения в нашей стране правового государства.

Именно судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав. Поэтому укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства - основные вехи на пути построения в нашей стране правового государства.

Судебная власть в Российской Федерации характеризуется следующими признаками:

1) эта власть самостоятельна, обособлена и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;

2) Исключительность. Эта власть осуществляется только судами, входящими в судебную систему РФ;

3) Деятельность суда носит правоприменительный характер: суд не издает законы и иные нормативные акты, применяя их к конкретным фактам и обстоятельствам;

4) Подзаконность. Суды при разрешении различных вопросов и дел руководствуются только законом;

5) Судебная власть реализуется различными правовыми способами - посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства;

4) Властный характер решений суда, которые обеспечиваются принудительной силой государства.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, осуществляемую только судом посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства на основе принципов организации и деятельности, установленных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ".

Ошибкой является сведение судебной власти к суду как к учреждению, государственному органу. Как подчеркивают К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев, авторы учебника «Правоохранительные оргаены» МГУ им. Ломоносова, является свидетельством низкого уровня правовой культуры встречающаяся склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судах. Властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать. По существу, это полномочие, функция, но не ее исполнитель.

Суды, наделенные судебной властью, имеют многогранные полномочия, которые связаны с реализацией способности и возможности суда воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

В литературе понятие «судебная власть» нередко отождествляют с понятием «правосудие». Однако, несмотря на то, что судебная власть и правосудие являются родственными понятиями, близкими по содержанию, они не тождественны. Правосудие - это деятельность судов по рассмотрению и разрешению судебных дел. Судебная власть – это право судебных органов, которым они наделены по закону, возможность осуществлять широкие юрисдикционные полномочия, это правовой статус судов, их место и положение как особых органов государственной власти, а также само осуществление властных судейских полномочий.

Правосудие является одним из проявлений судебной власти, но не единственным.

В учебной и научной литературе вопрос о формах осуществления судебной власти является дискуссионным. Авторы большинства учебников и учебных пособий выделяют несколько возможных форм ее осуществления, в частности такие, как:

- правосудие;

- конституционный контроль;

- судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- обеспечение исполнения судебных решений;

- разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества. При этом основной формой осуществления судебной власти признается правосудие, поскольку с помощью его осуществляется основная задача судебной власти - разрешение споров о праве.

Сразу же оговоримся, что такие специфические полномочия судов, как разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики и участие в формировании судейского корпуса, содействие органам судейского сообщества, как представляется, нацелены на управление организацией и деятельностью судов внутри самой судебной системы (обеспечение единообразия судебной практики, кадровое обеспечение, содействие советам и квалификационным коллегиям судей) и потому не могут являться выражением судебной власти вовне,сущность которой заключается в возможности суда определять права и обязанности различных субъектов права путем принятия обязательных к исполнению решений.

Ряд авторов полагает, что судебная власть, являясь по своей сути содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы - осуществления правосудия, признакам которого отвечает деятельность суда, поэтому и судебный контроль, и обеспечение исполнения судебных решений они рассматривают как составную часть правосудия, при этом они подчеркивают, что в этих случаях суд действует не иначе, как в процессуальной форме и в соответствии с демократическими принципами правосудия, закрепленными Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ"[1].

К полномочиям судебной власти следует относить:

- правосудие;

- конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ и конституционными судами субъектов РФ;

- судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, в том числе судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.

Таким образом, правосудиене является единственным полномочием судебной власти. Его не следует отождествлять с другими полномочиями судебной власти, реализация которых тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

В соответствии с правовой позициейКонституционного Суда РФ, имеющей обязательную силу в соответствии со ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ, под осуществлением правосудия следует пониматьтолько разрешение дела по существу. В одном из своих решений Суд обращает внимание, что «отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти»,«под осуществлением правосудия понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению по подведомственных суду дел, т.е.е судебных актов, разрешающих дело по существу.Судебный процесс завершается принятием именно таких актов, в которых находит выражение воля государства разрешить дело, отнесенное к ведению суда», «В актах,разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, т.е. применяет норму права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве. Именно разрешая дело (ст. 126-128 Конституции) и принимая решение в соответствии с законом (ст. 120 Конституции),суд осуществляет правосудие в собственном смысле слова».При этом, как подчеркнул Конституционный Суд, «Судебные акты, которые хотя и принимаются в гражданском судопроизводстве,по которым дела не разрешаются по существу и материально-правовое положение сторон не определяется,не охватываются понятием«осуществление правосудия»; в других актах решаются «процессуально-правовые вопросы, возникающие в течение процесса – от принятия заявления и до исполнения судебного решения, в т.ч. при окончании дела (прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения»[2].

Что касается судебного контроля,то Суд не считает его элементом или составной частью правосудия, а придает ему самостоятельное значение[3].

Правосудие в собственном смысле слова следует отличать от системы правосудия. Часто в официальных документах правосудие понимается как система, которая предполагает весь комплекс находящихся во взаимной связи и единстве правовых средств, действий, форм и других элементов, без которых возможность отправления правосудия именно в собственном смысле исключается. Например, в ряде международно-правовых актах (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.79 г. и др.), органы предварительного расследования, суда и прокуратуры, адвокатура и их процессуальная деятельность включаются в систему уголовного правосудия. Содержащиеся в ст. 18 и 52 Конституции РФ понятия «обеспечиваются правосудием», «доступ к правосудию», «Преступления против правосудия» в главе 31 УК РФ подразумевают правосудие не в собственном смысле слова, а его систему. Отсюда, как следует из вышесказанного, уголовное преследование, начиная с возбуждения уголовного дела и все последующее судопроизводство, включая и судебный контроль, входят в механизм осуществления уголовного правосудия.

Закон о судах общей юрисдикции, провозглашая осуществление правосудия судами общей юрисдикции (ст. 4), устанавливает, что суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Здесь речь идет не о правосудии в собственном смысле слова, а о полномочиях судебной власти, реализуемых судами общей юрисдикции, которые тесно связаны с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

Под правосудием следует понимать деятельность суда в судебном заседании по рассмотрению и разрешению судебных дел в установленном законом процессуальном порядке.

Признаки правосудия:

1. Правосудие - это правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой дело разрешается по существу и выносится окончательное решение, которое определяет права и обязанности участников процесса и других лиц.

2. Эта деятельность осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа.

3. Правосудие осуществляется не иначе как в процессуальной форме, т.е. в рамках определенной строго формализованной процедуры, подробно регламентированной процессуальным законом.

4. Правосудие осуществляется на основе определенных принципов, установленных нормами международного и внутреннего права. Эти принципы определяют построение правосудия и судопроизводства в целом.

5. Правосудие призвано осуществлять справедливое разрешение споров о праве, т.е. гражданских, уголовных и административных дел.

В нормативных актах и литературе часто употребляется термин "судопроизводство", который является более широким по объему и включает в себя, помимо правосудия, деятельность других государственных органов, должностных лиц и других физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса. Например, уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, которые обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений. Тем не менее в любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны, отстаивающие в процессе противоположные интересы.

Под судопроизводством обычно понимают деятельность судов по рассмотрению и разрешению судебных дел, а также действия других субъектов, которые реализуют свои права и обязанности вступая в процессуальные отношения с судом, а по уголовным делам и деятельность органов дознания и предварительного следствия.

Судопроизводство – понятие более широкое, чем правосудие.

[1] А.В. Смирнов и К.Б. Калиновский, Н.Н. Ковтун, А.В. Азаров и Таричко И.Ю., Н.Г. Муратова.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: