По каким вопросам международный суд оон может давать консультативные заключения

Обновлено: 28.03.2024

Консультативные заключения Международного суда ООН - заключения, которые дает Международный суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре.

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое "Консультативные заключения Международного суда ООН" в других словарях:

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея… … Юридическая энциклопедия

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставам ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея… … Энциклопедический словарь экономики и права

консультативные заключения Международного Суда ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и … Большой юридический словарь

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и специализированные… … Юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ — КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ — (см. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН) … Энциклопедический словарь экономики и права

Международный суд ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Международный Суд ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или … Википедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН) — – международная организация, созданная после второй мировой войны на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами. Необходимость создания… … Советский юридический словарь

Международный суд ООН — учрежден Уставом ООН и Статутом Международного суда в 1945 г. Местонахождение Гаага. Является постоянно действующим органом для разрешения международных споров (между государствами). Международный суд ООН вправе разрешать международные споры… … Теория государства и права в схемах и определениях

Международный суд ООН: история и функции — Международный суд ООН главный судебный орган Организации объединенных наций. Учрежден в 1945 г. вместо существовавшей до Второй мировой войны при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия. Суд формируется и действует в соответствии… … Энциклопедия ньюсмейкеров

«Процедура вынесения консультативных заключений является одним из самых надежных средств содействия регламентации институциональной системы [Организации Объединенных Наций]».

Бутрос-Бутрос Гали
Генеральный секретарь ООН (1992–1996 годы)

Процедурой вынесения консультативных заключений могут воспользоваться некоторые публичные международные организации (а именно, органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций), и она позволяет им запрашивать консультативные заключения у Суда по тому или иному юридическому вопросу.

Какие органы и специализированные учреждения ООН могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения?

Связанные с вынесением консультативных заключений дела представляют собой примерно одну пятую от общей численности дел, рассматриваемых Судом.

Правом запрашивать консультативное заключение Суда обладают пять органов ООН и 16 специализированных учреждений системы ООН.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций унаследовали в отношении МС право, которым Статут Лиги Наций ранее наделял Ассамблею и Совет Лиги в отношении ППМП. Три других органа ООН, включая Экономический и Социальный Совет, получили право запрашивать консультативные заключения по решению Генеральной Ассамблеи.

Шестнадцать специализированных учреждений получили на это право от Генеральной Ассамблеи в соответствии с соглашениями, регулирующими их отношения с Организацией Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать консультативные заключения «по любому юридическому вопросу»; другие органы и специализированные учреждения ООН — «по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельности».

Может ли государство в исключительных обстоятельствах обратиться с просьбой о вынесении консультативного заключения?

Нет. Просьба о вынесении консультативного заключения всегда должна представляться международной организацией, даже если порой просьба направляется по инициативе государства или группы государств — членов этой организации.

Значительно ли отличается процедура вынесения консультативных заключений от разбирательства спорных дел?

Процедура вынесения консультативных заключений имеет отличительные характеристики, связанные с особым характером и объектом консультативных функций Суда, однако она основывается на правилах, применимых к разбирательству спорных дел.

Деталь резной панели в Большом зале правосудия.


Деталь резной панели в Большом зале правосудия.

Получив просьбу о вынесении консультативного заключения, Суд составляет список тех государств и организаций, которые могут представить имеющую отношение к делу информацию. Однако включенные в этот список государства не находятся в одном и том же положении, что и стороны спора, и любое их участие в процессе вынесения Судом консультативного заключения не делает его обязательным для них.

Эта процедура осуществляется быстрее, чем при рассмотрении спора между государствами. Письменные заявления представляются запрашивающим органом или специализированным учреждением ООН и любыми государствами, желающими сделать это, и им всем предлагается представить свои комментарии в отношении этих заявлений. Затем проводятся открытые слушания.

Может ли организация или государство, с которыми не были проведены консультации, обращаться с просьбой об их проведении? Как обстоит дело в отношении неправительственных организаций?

Организация или государство, с которыми не были проведены консультации, могут обратиться с просьбой об их проведении, и Суд выносит решение в отношении такой просьбы. Неправительственным организациям редко давалось разрешение представлять их мнения.

Организации, обладающие правом запрашивать консультативные заключения

Специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций

    (МОТ) (ФАО) (ЮНЕСКО) (ВОЗ) (МБРР) (МФК) (МАР) (МВФ) (ИКАО) (МСЭ) (ВМО) (ИМО) (ВОИС) (МФСР) (ЮНИДО) (МАГАТЭ)

Записки amicus curiae (т.е. записки, подаваемые лицом или учреждением, которое не участвует в деле, но желает обратить внимание Суда на моменты, которые могли бы в противном случае пройти незамеченными) не принимаются.

Может ли Суд отказаться вынести консультативное заключение?

Да. Суд может отказаться вынести консультативное заключение, если оно будет противоречить его судебному характеру или существенно важным нормам, которыми он руководствуется в своей деятельности, или если такая просьба выходит за рамки полномочий запрашивающего органа.

Около 60 процентов консультативных заключений, вынесенных Судом, были запрошены Генеральной Ассамблеей ООН.

Несколько раз Суду приходилось, по своей собственной инициативе или по просьбе государства, рассматривать вопрос о том, обладает ли он юрисдикцией, является ли переданный на его рассмотрение вопрос юридическим или делают ли некоторые особенности предыдущего рассмотрения какого-либо вопроса его нежелательным для того, чтобы Суд высказывался по нему.

Суд лишь один раз отклонял просьбу о вынесении консультативного заключения.

Как выглядит консультативное заключение?

Консультативное заключение составляется в ходе таких же закрытых обсуждений, что и обсуждения при рассмотрении споров, и делится на такие же части: резюме хода обсуждений, аргументация Суда и пункт постановляющей части.

В среднем они несколько короче (примерно 30 страниц на каждом языке). К ним могут прилагаться заявления и отдельные или особые мнения. Консультативное заключение оглашается на открытом заседании в Большом зале правосудия во Дворце мира.

Одна подписанная и скрепленная печатью копия каждого заключения хранится в архивах Суда, а вторая направляется Генеральному секретарю ООН; если просьба исходит от какого-либо иного органа, третья подписанная и скрепленная печатью копия направляется его директору или генеральному секретарю.

Имеет ли консультативное заключение обязательную силу?

В отличие от решений, консультативные заключения Суда обязательной силы не имеют. Запрашивающий орган или специализированное учреждение ООН вольны выполнить или не выполнить положения заключения.

Хотя консультативные заключения и не имеют обязательной силы, они способствуют разъяснению и развитию международного права.

В некоторых особых случаях предусматривается, что консультативное заключение имеет обязательную силу (например, заключения, которые касаются Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, или Соглашения о Центральных учреждениях ООН, заключенного между ООН и Соединенными Штатами).

В то же время за консультативными заключениями и выводами Суда, содержащимися в этих заключениях, стоит авторитет Суда. Тот факт, что консультативные заключения Суда принимаются во внимание международными организациями и государствами, на практике способствует развитию международного права.

1. При осуществлении своих консультативных функций на основании статьи 65 Статута Суд применяет, наряду с положениями статьи 96 Устава и главы IV Статута, положения настоящей части Регламента.

2. Суд также руководствуется положениями Статута и настоящего Регламента, распространяющимися на спорные дела, в той мере, в какой он признаёт их применимыми. Для этого он исследует прежде всего, не относится ли просьба о консультативном заключении к юридическому вопросу, не разрешенному на данный момент в отношениях между двумя и более государствами.

3. Когда консультативное заключение запрашивается по юридическому вопросу, не разрешенному на данный момент в отношениях между двумя и более государствами, применяется статья 31 Статута, а также положения настоящего Регламента, касающиеся применения этой статьи.

Когда орган, уполномоченный Уставом Организации Объединенных Наций или согласно ему запрашивать консультативное заключение, извещает Суд, что его просьба нуждается в срочном ответе, или когда Суд находит, что желательным был бы скорейший ответ, Суд принимает все необходимые меры к ускорению процедуры и собирается как можно раньше, чтобы провести слушание и совещание по данной просьбе.

Все просьбы о консультативных заключениях препровождаются Суду Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций или, в зависимости от ситуации, главным административным должностным лицом органа, уполномоченного запрашивать такое заключение. Документы, указанные в пункте 2 статьи 65 Статута, препровождаются Суду одновременно с просьбой или как можно раньше после нее в затребованном Секретариатом количестве экземпляров.

1. Представляемые Суду письменные доклады направляются Секретарем любым государствам и организациям, которые представили такие доклады.

2. Суд или, если он не заседает, Председатель:

a) определяет, в какой форме и в каком объеме принимать замечания, разрешенные пунктом 4 статьи 66 Статута, и устанавливает срок для представления таких замечаний в письменном виде;

b) решает, не следует ли осуществить устное производство, в ходе которого Суду могут быть представлены доклады и замечания на основании положений статьи 66 Статута, и устанавливает дату открытия такого устного производства.

Суд или, если он не заседает, Председатель может распорядиться о том, чтобы при открытии или после открытия устного производства письменные доклады и приложенные документы стали доступны для публики. Если просьба о консультативном заключении относится к юридическому вопросу, не разрешенному на данный момент в отношениях между двумя и более государствами, сначала выясняются мнения этих государств.

1. После того как Суд завершил свои совещания и принял свое консультативное заключение, оно оглашается в открытом заседании Суда.

2. В консультативном заключении приводятся:

  • дата его вынесения;
  • фамилии участвовавших судей;
  • краткое изложение разбирательства;
  • фактические обстоятельства;
  • правовые соображения;
  • ответ на поставленный Суду вопрос;
  • число и фамилии судей, составивших большинство;
  • указание, какой текст заключения имеет преимущественную силу.

3. Любой судья может, при желании, приобщить к консультативному заключению Суда свое индивидуальное мнение как при несогласии, так и при согласии с мнением большинства; судья, который желает зафиксировать свое согласие или несогласие без указания мотивов, может сделать это в форме заявления.

Секретарь Суда извещает Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а в подходящих случаях — главное административное должностное лицо органа, который запросил консультативное заключение, о дате и времени, установленных для проведения открытого судебного заседания, в котором будет оглашено заключение. Кроме того, он извещает представителей членов Организации Объединенных Наций, а также других государств, специализированных учреждений и публичных международных организаций, являющихся непосредственно заинтересованными.

Один экземпляр консультативного заключения, должным образом подписанный и скрепленный печатью, помещается в архив Суда, еще один посылается Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, а третий в подходящих случаях направляется главному административному должностному лицу органа, который запросил заключение Суда. Копии направляются Секретарем Суда членам Организации Объединенных Наций, а также любым другим государствам, специализированным учреждениям и публичным международным организациям, являющимся непосредственно заинтересованными.

(Подпись) Розалин Хиггинс
Председатель

(Подпись) Ф. Куврёр
Секретарь

1 В настоящее время после принятия Судом каких-либо поправок к своему Регламенту эти поправки помещаются на веб-сайте Суда с указанием даты их вступления в силу и тех или иных условий, оговаривающих их применимость во времени (например, ограничивающих применимость измененного поправкой правила только теми делами, которые возбуждены после даты вступления этой поправки в силу), а также публикуются в «Ежегоднике» Суда. Статьи, в которые после 1 июля 1978 г. вносились поправки, помечены звездочкой и представлены здесь в редакции этих поправок.

В данной статье раскрываются основные понятия, роль и значение консультативных заключений Международного Суда ООН. В статье рассмотрены основные проблемы международно-правовой регламентации, а также процедурные вопросы, в рамках которых происходит деятельность Суда по вынесению консультативных заключений.

В статье подробно анализируются права организаций и государств в отношении того, как они должны запрашивать консультативные заключения Суда по тем или иным вопросам, а также юридические последствия вынесения консультативного заключения.

Автор приходит к выводу о том, что роль и значение консультативных заключений представляются существенными в свете того, что они дают запрашивающим органам правильное толкование многих международно-правовых вопросов, которые исходят от Международного Суда ООН.

Современный мир претерпевает изменения, в некоторых вопросах они радикальные, в какихто более сдержанные, но бесспорным является тот факт, что сегодня роль международного права все время возрастает. Органы и организации системы ООН обращаются в Международный Суд ООН для того, чтобы этот орган разрешил имеющиеся противоречия и спорные вопросы, разъяснил правоприменительные моменты и обеспечил толкование положений соглашений и других актов международного масштаба. В этой связи, усиливается роль и значение консультативных заключений, которые испрашиваются у Международного Суда и составляют консультативную функцию этого международного органа. Несмотря на солидный срок осуществления Судом своей деятельности, данный вопрос недостаточно исследован и освещен в трудах казахстанских ученых.

Анализируя роль и значение консультативных заключений Международного Суда ООН необходимо отметить следующие важные моменты, определяющие суть вопроса.

Так, правом запрашивать консультативное заключение Суда обладают пять органов ООН и 16 специализированных учреждений системы ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН унаследовали в отношении Международного суда право, которым Статут Лиги Наций ранее наделял Ассамблею и Совет Лиги в отношении Постоянной палаты международного правосудия. Три других органа ООН, включая Экономический и Социальный Совет, получили право запрашивать консультативные заключения по решению Генеральной Ассамблеи [1].

Шестнадцать специализированных учреждений получили на это право от Генеральной Ассамблеи в соответствии с соглашениями, регулирующими их отношения с ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать консультативные заключения «по любому юридическому вопросу»; другие органы и специализированные учреждения ООН «по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельности».

Если говорить о количественной стороне вопроса, то деятельность Суда по вынесению консультативных заключений составляет приблизительно одну пятую часть от общей численности дел, которые поступают на рассмотрение в Суд. Надо заметить, что процедура вынесения консультативных заключений от процедуры разбирательства спорных дел отличается тем, что она наделена характеристиками и особенностями, которые имеют неразрывную связь с характером и объектом консультативных функций Суда, признающимися как особые. Но данная процедура, тем не менее, базируется на правилах, которые применяются и к разбирательству спорных дел. Так, приняв просьбу о вынесении консультативного заключения, Суд формирует перечень тех государств и организаций, которые располагают относящейся к данному дела информацией. Надо заметить, что составляющие данный список государства не находятся в одном и том же положении, что и стороны спора, и любое их участие в процессе вынесения Судом консультативного заключения не делает его обязательным для них. В итоге процедура вынесения консультативного заключения проходит свое осуществление намного динамичнее, нежели процедура рассмотрения спора между государствами. До того, как будут проведены слушания в открытом формате представляются письменные заявления тому органу или специализированному учреждению ООН, который являлся инициатором запроса этого заключения. После чего всем предоставляется возможность оставить свои комментарии по поводу указанных заявлений [2].

Организация или государство, с которыми не были проведены консультации, могут обратиться с просьбой об их проведении, и Суд выносит решение в отношении такой просьбы. Неправительственным организациям редко давалось разрешение представлять их мнения [3].

Организации, которые обладают правом запрашивать консультативные заключения – это органы ООН и специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций.

В некоторых случаях, Суд отказывает в вынесении консультативного заключения, это происходит тогда, когда данный документ вступает в противоречие основной сути и природе Суда, выступающим главным судебным органом ООН. Также отказ может последовать в тех случаях, когда консультативное заключение противоречит существенным нормам, которым Суд следует в своей непосредственной деятельности, а также в тех случаях, когда подобная просьба находится не в рамках компетенции или полномочий того органа, который запрашивает данный документ. В практике Суда бывали случаи (несколько раз) когда руководствуясь собственной инициативой или под влиянием просьбы какой-либо страны рассматривались вопросы о том, обладает ли он юрисдикцией, то есть можно ли считать вопрос, который должен рассматриваться юридическим или же имеют место определенные нюансы, которые делают этот вопрос нежелательным с точки зрения надобности высказывания Суду по нему. Необходимо заметить, что за всю историю своей правоприменительной практики Международный Суд ООН отклонил всего один раз просьбу о вынесении консультативного заключения. Большая часть консультативных заключений, а именно 60% запрашивались Генеральной Ассамблеей ООН [3].

Консультативное заключение проходит все этапы своего составления в ходе закрытых обсуждений, также как и рассмотрение споров. Данная процедура подразделяется на следующие части: резюме хода обсуждений, аргументация Суда и пункт постановляющей части. Обычно консультативные заключения по объему несколько меньше, чем документы по рассмотрению споров. Составляются они на нескольких языках и составляют приблизительно 30 страниц. В качестве приложений к ним могут быть прикреплены заявления, а также мнения, как отдельные, так и особенные. Соглашение консультативного заключения проходит в процессе открытого заседания в Большом зале правосудия во Дворце мира. Каждая копия подписывается и скрепляется печатью, затем один из экземпляров заключения сдается на хранение в архив, а второй идет Генеральному секретарю ООН; в тех случаях, когда просьба исходит от какого-либо иного органа, то третий экземпляр консультативного заключения, также подписанный и скрепленный отправляется директору запрашивающего органа или его генеральному секретарю [4].

Что касается юридических последствий вынесения консультативного заключения, то здесь важно заметить, что данный документ не имеет обязательной силы в отличие от решения, которое выносит Международный Суд ООН. Следовательно, тот орган или специализированное учреждение ООН, которые запрашивают это заключение имеют право выбора: исполнить положения заключения или же нет. Но в данном правиле есть свои исключения, то есть были особые случаи, когда консультативное заключение имело обязательную силу (имеются в виду те заключения, которые касаются Общей конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций или Соглашения о Центральных учреждениях ООН, заключенного между ООН и Соединенными Штатами). Говоря о роли и значении консультативного заключения важно заметить, что за этими документами и соответственно за выводами Суда, содержащимися в этих заключениях, стоит авторитет Суда. Тот факт, что консультативные заключения Суда принимаются во внимание международными организациями и государствами, на практике способствует развитию международного права. Хотя консультативные заключения и не имеют обязательной силы, они способствуют разъяснению и развитию международного права. В этой связи, становится очевидным тот факт, что консультативные заключения играют большую роль в понимании государствами сложных и противоречивых моментов и вопросов международного права, иными словами, Международный Суд ООН посредством своих консультативных заключений не просто разъясняет, он дает квалифицированное толкование того, что на практике служит предметом спора и недопонимания между государствами [5].

Далее необходимо несколько подробно остановиться на самой консультативной функции Международного Суда ООН. Так, согласно ст. 96 п. 1 Устава ООН Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут запрашивать у Международного Суда ООН «консультативное заключение по любому юридическому вопросу» [6]. В ст. 65 Статута этот вопрос формулируется применительно к полномочиям Суда. «Суд может давать консультативное заключение по любому юридическому вопросу».

То, что в ст. 96 подчеркивается сугубо юридический характер консультативной деятельности Международного Суда ООН, является доказательством того, что Международный Суд ООН является судебным органом ООН с консультативной функцией, но не больше.

Устав наделяет специализированные органы и другие органы ООН правом обращаться в Суд за консультативными заключениями, но прежде им необходимо получить на то решение Генеральной Ассамблеи.

Следует отметить, что Устав ООН подчеркивает положение, по которому другие органы ООН (кроме Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи) могут запрашивать консультативные заключения Международного Суда ООН «по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности» (ст. 96 п. 2). Указанная формулировка значительным образом уменьшает спектр полномочий вышеназванных организаций, которые по своей необходимости обращаются в Суд за консультативными заключениями. Указание на то, что такие обращения могут касаться юридических вопросов в пределах круга их деятельности, распространяет юрисдикцию Суда лишь на вопросы деятельности соответствующей организации, которые относятся непосредственно к выполнению им его функций, определенных соответствующим Уставом, Статутом или Положением. Это говорит о том, что данные органы и международные организации не обладают правом обращаться в Суд с вопросами, которые находятся вне рамок, отведенных для их деятельности соответствующими положениями. Право Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности обращаться за консультативными заключениями к Суду, на первый взгляд, ограничивается лишь указанием на характер вопроса. Ст. 96 Устава указывает, что консультативные заключения могут запрашиваться по «любому» юридическому вопросу. Однако это не означает, что эти органы не могут запрашивать консультативные заключения по вопросам, относящимся по существу своему к внутренней компетенции государств. Ни Совет безопасности, ни Генеральная Ассамблея не имеют на это права уже в силу общих принципов Устава ООН (ст. 2 п. 7), так же как и основ международного права.

Таким образом, можно сказать, что в осуществлении консультативной деятельности Международного Суда ООН в косвенной форме принимают участие и государства, имеющие право доступа в Суд. «Секретарь Суда, – говорится в ст. 66 Статута, – . сообщает о заявлении, содержащем просьбу о консультативном заключении всем государствам, имеющим право доступа в Суд». Эти государства, а также те международные организации, которые, по мнению Суда, могут предоставить сведения по данному вопросу, имеют право предоставить в Суд письменные доклады или через своих представителей выразить свое мнение по данному вопросу в устной форме. Кроме того, государства, которые предоставили письменные или устные доклады, допускаются к обсуждению докладов, сделанных другими организациями или государствами [7].

Таким образом, консультативная функция Международного Суда – это своеобразное связующее звено между ним и странами-участницами международного общения. Это, в свою очередь, говорит о том, что рассматривая Суд как консультативный орган (то есть именно эту грань его деятельности) тем не менее выделить его из международного общения нельзя. В этой связи, Суду необходимо таким образом составлять свои консультативные заключения, чтобы в них находили свое отражение суверенные права участников этого общения, а точнее, чтобы они посредством заключений уважались. Другими словами, в процессе разрешения международных споров, а также в процессе осуществления своей консультативной деятельности Международный Суд ООН должен основываться на правовых нормах, которые являются признанными посредством правоприменительной практики государств-участников, то есть на главных и основных началах международного права. И если говорить об анализе консультативной функции Суда, то здесь необходимо заметить, результаты исследования показывают, что основной функцией этого органа ООН все-таки является судебная [8]. Но тут можно найти некоторое противоречие, а именно: в отличие от рассматриваемых споров (осуществлении своей первой и превалирующей функции) Международный Суд ООН консультативными заключениями охватывает более широкий спектр вопросов и проблем, которые в первоначальном запросе на вынесение заключения могли быть обозначены в косвенном порядке, то есть консультативные заключения затрагивают те вопросы, на которые запрашивающий орган обращает пристальное и первоочередное внимание и те, которые могут быть обозначены как второстепенные [1].

Как уже говорилось, процедурой вынесения консультативных заключений могут воспользоваться некоторые публичные международные организации (а именно, органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций), и она позволяет им запрашивать консультативные заключения у Суда по тому или иному юридическому вопросу. И тут возникает вопрос: может ли государство в исключительных обстоятельствах обратиться с просьбой о вынесении консультативного заключения? Согласно Регламента Международного Суда ООН просьба о вынесении консультативного заключения всегда должна представляться международной организацией, даже если порой просьба направляется по инициативе государства или группы государств – членов этой организации [9].

Таким образом, можно сделать несколько выводов, относящихся к консультативной процедуре Международного Суда ООН.

1. За всю свою многолетнюю практику Международный Суд ООН никогда не выступал с отказом в даче консультативных заключений, независимо от запрашиваемых вопросов и всегда признавал свою юрисдикцию по делу. Несмотря на то, что Суд располагает дискреционным полномочием в отказе давать заключение, тем не менее, данный орган ни разу этого не сделал. Подобное вытекает из толкования ст. 65 Статута: «Суд может давать консультативные заключения. ». Правильное понимание данной статьи (толкование) определяет наличие дискреционного полномочия у Суда и находит свое подтверждение в богатой практике самого Международного Суда ООН.

2. Что касается имевших место причин отказа, то это были отдельные случаи, причиной которых были отсутствие достаточных фактов или наличие спора по вопросу консультативного заключения. Необходимо заметить, что все эти причины проходили внимательное исследование специальными комиссиями и департаментами Суда, но при этом они только принимались во внимание, так как они в постоянном формате имели место в заявлениях тех международных организаций или государств, которые считали, что их некоторым образом ущемляют, а точнее Суд может составить консультативное заключение не в их пользу.

3. В процессе составления консультативных заключений, в которых фигурируют территориальные вопросы Международный Суд ООН, как правило, проводит только исследовательские работы и останавливается на констатации фактов в рамках спорных вопросов. Связано это, по мнению автора, с тем, что Суд старается применять только те формулировки, которые не дают возможности запрашивающей стороне рассматривать консультативное заключение в качестве способа по разрешению имеющегося спора.

И, наконец, исходя из анализа консультативных заключений Международного Суда ООН, автор пришел к выводу, что в его практике нет ни одного консультативного заключения, прямо относящегося к территориальным проблемам. Все они, прямо или косвенно касаются вопросов суверенитета, самоопределения наций или же осуществления вооруженных действий (некоторые другие вопросы также имеют место). Все это в свою очередь лишний раз доказывает наличие того факта, что территориальные споры, если они возникают, являются, как правило, спорами между двумя государствами и разрешаются в порядке судопроизводства по спорным делам, а консультативные заключения по другим, не относящимся к проблемам территории вопросам имеют большее значение и принимаются во внимание всеми государствами-членами. В этой связи, роль и значение консультативных заключений представляются существенными в свете того, что они предоставляют запрашивающим органам правильное толкование многих международно-правовых вопросов, тем более, что исходят они от Международного Суда ООН такого органа, который, безусловно, вызывает огромное доверие у мировой общественности.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН - заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставам ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а т.ж. другие органы и специализированные учреждения ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи. В настоящее время такое право предоставлено ЭКО-СОС, некоторым другим органам ООН, всем специализированным учреждениям ООН, а т.ж. МАГАТЭ. Вопросы, по которым испрашивается заключение, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем их точное изложение. К заявлению прилагаются все необходимые документы. Государствам, имеющим право доступа в Суд, а т.ж. международным организациям, которые, по мнению Суда, могут дать сведения по рассматриваемому вопросу, предлагается представить свои письменные или устные доклады, которые учитываются при вынесении заключений.

Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако, по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре (так, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. в случае возникновения разногласий между ООН и государствами-членами эти заключения имеют решающую силу). За время своего существования Суд вынес около 20 консультативных заключений по запросам Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а т.ж. ЮНЕСКО, ВОЗ, ИМО и других организаций.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН" в других словарях:

Консультативные заключения Международного суда ООН — заключения, которые дает Международный суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако по некоторым международным договорам они признаются… … Финансовый словарь

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея… … Юридическая энциклопедия

консультативные заключения Международного Суда ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и … Большой юридический словарь

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и специализированные… … Юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ — КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ — (см. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН) … Энциклопедический словарь экономики и права

Международный суд ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Международный Суд ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или … Википедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН) — – международная организация, созданная после второй мировой войны на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами. Необходимость создания… … Советский юридический словарь

Международный суд ООН — учрежден Уставом ООН и Статутом Международного суда в 1945 г. Местонахождение Гаага. Является постоянно действующим органом для разрешения международных споров (между государствами). Международный суд ООН вправе разрешать международные споры… … Теория государства и права в схемах и определениях

Международный суд ООН: история и функции — Международный суд ООН главный судебный орган Организации объединенных наций. Учрежден в 1945 г. вместо существовавшей до Второй мировой войны при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия. Суд формируется и действует в соответствии… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: