Правосудие как форма осуществления судебной власти
Обновлено: 08.05.2024
Понятие правосудия, его признаки и особенности. Анализ демократических основ правосудия. Характеристика судебной власти, осуществляющей правосудие. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия. Основные принципы осуществления правосудия.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.02.2016 |
Размер файла | 20,0 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра уголовного права и процесса
По дисциплине: «Правоохранительные органы»
На тему: «Понятие правосудия и принципы его осуществления»
Студентка группы ЮУПз-151
Заочной формы обучения
Введение
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы - основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие - одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.
Наличие в судебной системе трех видов правосудия: конституционного, арбитражного и системы судов общей юрисдикции, отличающихся по структуре и специфике деятельности, порождает особые формы разграничения компетенции между судами разных уровней.
Президент России также обращает внимание на проблемы доступности и качества правосудия, перегруженности судей, длительности рассмотрения дел в судах, оказания юридической помощи малоимущим гражданам, повышения правовой культуры.
Цель реферата является в изучение понятия правосудия, его общей характеристики, анализ его демократических основ. В последние годы в юридической литературе уделяется значительное внимание проблемам правового государства, разделения властей и становления судебной власти.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ понятия правосудия, сложившегося в юридической науке на настоящий день, раскрыть взаимосвязь понятий «правосудие».
2. Определить признаки, присущие правосудию, позволяющие отличать его от других видов государственной деятельности;
3. На основе понятия правосудия, а также действующего законодательства, сформулировать основные принципы правосудия.
В завершение настоящего введения хочется заметить, что наряду с существующими и лишь частично обозначенными в настоящей работе проблемами в исследуемой сфере, в последнее время наметилась и положительная тенденция, свидетельствующая, что новая судебная политика России призвана на деле обеспечить решительный поворот суда к нуждам граждан, нацеленность всех звеньев судебной системы на ограждение законных интересов каждого индивидуума, а также коллективов и общества в целом от любых видов недозволенных действий и преступных посягательств, в том числе и со стороны властных структур.
правосудие власть орган судебный
1. Понятие правосудия. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия
В науке принято определять правосудие как деятельность суда по разрешению конкретных дел и правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения правовых норм к фактам и отношениям. У разных авторов на этот счет есть свои дополнительные свойства и характеристики, которые, на их взгляд, присущи правосудию. М.С. Строгович указывал, что правосудие -- это государственная деятельность, осуществляемая судом, заключающаяся в том, что суд путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств государство, права и законные интересы граждан, учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении граждан.
По определению В. И. Даля, «правосудие» -- «правый суд, решение по закону, по совести, … правда.»
С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов.»
В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России в понятии субинститута преступлений против правосудия термин правосудие охватывает как досудебную (дознание и предварительное следствие), так и судебную процессуальную деятельность, а также исполнение судебных решений. Это понимание правосудия в широком смысле.
Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия в узком смысле.
Говоря о правосудии, его сущности и признаках, необходимо дать характеристику судебной власти, призванной осуществлять правосудие. По определению О. А. Галустьяна, судебная власть - это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов. Немаловажное значение взаимодействия на условиях сотрудничества в рамках судейского сообщества имеет формирование у судей высоконравственных убеждений, взглядов, развитие положительных черт характера и т.п. Вместе с тем, ограничение взаимодействия судей только пределами своего судейского сообщества, формирует у судей стремление к замкнутости системы, к защите корпоративного, ведомственного интереса, порой воспитывает некритичность восприятия мнений других участников судебных процессов, а в некоторых случаях приводит и к коррупции, о которой нередко упоминается в средствах массовой информации.
На формирование судейского решения значительное влияние оказывает взаимодействие суда с другими правоприменительными органами, то есть органами внутренних дел. Как известно, одной из общих целей для всех органов, осуществляющих правоприменение в правоохранительной сфере, будь то суд, прокуратура или органы внутренних дел, таможенные органы, является правильное рассмотрение и разрешение дела о правонарушении, принятие законного и обоснованного решения.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе:
- равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
- самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;
- гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;
- ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:
- взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;
- использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;
- совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;
- проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;
- направление совместных информационных писем, справок, обзоров;
- участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
2. Принципы осуществления правосудия
Принципы правосудия -- это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения пронизывают все законодательство, материальное и процессуальное, в области судебной деятельности, на них строится работа всех звеньев судебной системы.
Опираясь, прежде всего, на действующую Конституцию, можно выделить следующие принципы правосудия:
1. Законность. В соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Принцип законности -- универсальный правовой принцип, относящийся не только к правосудию, но и к деятельности всех правоохранительных органов.
2. Единство судебной системы. Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа. Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.
3. Самостоятельность правосудия означает, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона. Ни Президент, ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе в обход утверждённой законом процедуры изменять статус судей в категориях заработной платы, должностного положения и т.д.
4. Принцип независимости правосудия тесно связан с предыдущим принципом самостоятельности и означает не вмешательство кого-либо в принятие решений по любым делам, которые рассматриваются в судах. «Однако на деле суды, равно как прокуроры и следователи, часто оказываются под давлением преступников, их родственников или оставшихся на свободе сообщников, а также участвующих в гражданском процессе сторон…
5. Принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с ним государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
6. Принцип права граждан на судебную защиту . Был провозглашен в 1948 г. «Всеобщей декларацией прав и свобод человека». Ст. 10 этого документа гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости и беспристрастным судом.
7. Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности -- это правовое положение, согласно которому обвиняемый признается (презюмируется) невиновным, пока его виновность не будет установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Принцип презумпции невиновности содержится в ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ.
8. Принцип обеспечения обвиняемому или подозреваемому права на защиту. Право на защиту закреплено в ст. 48 Конституции РФ, которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом.
9. Принцип гласности судопроизводства закреплен в ст. 123 Конституции РФ, а также в ФЗ «О судебной системе РФ» и других актах. Сущность данного принципа заключается в реализации контроля со стороны общественности за работой судебных органов.
10. Принцип охраны чести и достоинства личности. Согласно принципу охраны чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ), «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Достоинство, свобода, неприкосновенность и другие личные права являются правами человека.
11. Принцип состязательности и равноправия сторон. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты -- другая.
12. Принцип национального языка судопроизводства. Согласно этому принципу (ст. 26 Конституции РФ) каждый гражданин имеет право пользоваться родным языком.
13. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства. Согласно данному принципу, суд все свои выводы, содержащиеся в приговоре, обязан делать только на основании доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании (допрос подсудимого, потерпевшего, свидетеля, осмотр вещественных доказательств и т.д.).
Заключение
Подводя итоги настоящего исследования, необходимо отметить, что процесс осуществления правосудия в нашей стране - явление не одномоментное и не столько связанное с рассмотрением конкретных судебных дел, сколько с общим социально-правовым состоянием государства и общества. Многоплановость правосудия определяет постоянное развитие его принципов, обмен положительным опытом с другими государствами, неиссякаемое стремление исследования его сущности.
Итак, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Судебная власть - самостоятельная и независимая сфера публичной власти, представляющая собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.
Судебная система - совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собою отношениями по осуществлению правосудия.
В заключение хочется отметить, что Правосудие -- важнейшая функция правового государства. От его эффективности зависит реализация права, а следовательно, осуществление политики государства, выраженной в законе.
Список литературы:
1. Правоохранительные органы в России: учебное пособие / Л.В. Петракова. - Кемерово: КемИ РГТЭУ., 2010-168с.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под редакцией В.П. Божьева.- М: Спарк, 2010-336с.
3. Правоохранительные органы РФ: учебник / Ю. А. Дмитриев, М. А. Шапкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Эксмо, 2010-378с.
6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010 - 1232 с.
Подобные документы
Понятие, признаки, функции и принципы судебной власти, формы ее осуществления: отправление правосудия, судебный контроль. Характеристика конституционных принципов правосудия. Основные положения статуса судей как носителей судебной власти в России.
курсовая работа [37,4 K], добавлен 22.06.2010
Понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России. Потребность в суде как социальном институте защиты, разрешение социальных конфликтов. Реформы судебной власти, реализации прав и свобод человека.
реферат [27,8 K], добавлен 15.12.2008
Судебная власть, система ее органов. Понятие, отличительные черты судебной власти. Понятие, признаки правосудия. Характеристика отдельных принципов правосудия. Сущность правосудия. Статус судей. Органы судейского сообщества. Осуществление правосудия.
курсовая работа [31,8 K], добавлен 05.10.2008
Преступления в сфере: обеспечения независимости судей, правильности отправления правосудия должностными лицами органов правосудия, выполнения гражданами обязанности содействовать правосудию, исполнения приговоров, решений идругих актов правосудия.
курсовая работа [71,0 K], добавлен 15.12.2007
Деятельность судебной власти, осуществляемая от имени государства, по разрешению гражданских, административных, уголовных и прочих дел. Компетенция правосудия. Проблематика дефиниции сущности правосудия.
реферат [15,8 K], добавлен 03.10.2006
Понятие, сущность и значение российского уголовного правосудия. Отличительные особенности судовой системы страны. Содержание и характеристика законодательных гарантий правосудия. Проблемы конституционного обеспечения правозащитной функции судебной власти.
курсовая работа [47,8 K], добавлен 15.12.2010
Характеристика и основные задачи конституционного правосудия и контроля. История развития конституционного правосудия в Российской Федерации и США. Сравнительная характеристика всех органов конституционного правосудия в Российской Федерации и США.
Судебная власть - это одна из трёх ветвей государственной власти, призванная защищать права и законные интересы субъектов различных правоотношений.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти - разделения властей на законодательную, исполнительскую и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей-либо воли и подчиняющимся только Конституции РФ и закону. Судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач, функций посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.
Формы реализации судебной власти.
Основной формой реализации судебной власти является правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).
Правосудие осуществляется судом первой инстанции, рассматривающим дело по существу, а также вышестоящими инстанциями, рассматривающими это же дело и правомочными отменить или изменить принятое по нему судебное решение. Процессуальный порядок судебного разбирательства детально регламентирован соответствующим процессуальным законодательством – ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАп РФ.
Другие формы реализации судебной власти:
1) Конституционный контроль – осуществляется КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; заключается в установлении соответствия или несоответствия законов и иных норм. актов Конституции РФ.
2) Административный контроль – контроль за законностью действий (бездействия) и решений должностных лиц и органов, общественных объединений. Решения и действия (или бездействие) органов гос. власти, ОМС, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина.
3) Судебный контроль за органами предварительного расследования.
4) Судебной санкционирование – дача судом разрешения и принятие решения о производстве следственных действий и принятие решения о производстве следственных действий или применении мер процессуального принуждения.
5) Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики – осуществляют ВС РФ и ВАС РФ с целью обеспечения единства судебной практики, правильного и единообразного понимания законов нижестоящими судами, а также правоохранительными органами.
6) Обеспечение исполнение приговора и иных судебных решений. Вступивший в законную силу приговор или иное судебное решение обращается к исполнению судом путем направления его копии в учреждение или орган, на который возложено его исполнение.
Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 118 Конституции РФ, ст.1 Закона о судебной системе РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ст.18) все права и свободы человека и гражданина обеспечивается правосудием, поэтому каждый вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд, что гарантируется законом (ст. 46 Конституции РФ).
Правосудие - рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских, административных, арбитражных, уголовных и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, юридических лиц и иных организаций.
Отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья дает собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему свободы усмотрения" (п. 4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 25 января 2001 г. N 1-П)
Судопроизводство - рассмотрение и разрешение дел в судах в установленном законом порядке, в определенной форме, в соответствии с установленными законами правилами.
В судебных заседаниях участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов (в гражданском процессе – истец и ответчик их представители, в уголовном – сторона обвинения и защиты).
Задачами судопроизводства является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения подведомственных судам юридических дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, юридических лиц и их объединений; прав охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, административных и иных правоотношений. Завершаются судебные заседания вынесением решений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Правосудие, кроме того, должно способствовать укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества и государства, предупреждению правонарушений.
Основные (наиболее важные) признаки правосудия: осуществление правосудия специально создаваемыми государственными органами –с удами в лице судей и привлекаемых, в установленных законом случаях, присяжных и арбитражных заседателей; правосудие совершается определенными, установленными законом способами - рассмотрением в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в рамках предписанной законом процедуры посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства; судебные решения имеют обязательный характер для исполнения всеми должностными лицами, органами, организациями и гражданами, в отношении которых они вынесены либо которым адресованы.
В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: принцип разделения властей, судебная власть, функция, правосудие, Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации устанавливает принцип разделения властей, на основе которого судебная власть в Российской Федерации является одной из ветвей государственной власти наравне с законодательной и исполнительной. В системе сдержек и противовесов судебная власть самостоятельна, независима и взаимно уравновешивает пределы полномочий как судебных органов, так и законодательных и исполнительных органов государственной власти для того, чтобы не допускать узурпации одной ветвью власти всей полноты власти в государстве.
Самостоятельность и обособленность судебной власти основывается на государственно-властных функциях, которые присущи только ей. Последняя реализуется посредством определённых функций, которые в свою очередь образуют компетенцию системы судебных органов. Правосудие и судебный контроль и надзор являются главными функциями судебной власти в Российской Федерации, так как особая роль судебной власти состоит в том, что через призму основ конституционного строя она осуществляет судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов.
По мнению автора, понятие «правосудие» можно рассмотреть с нескольких сторон:
- Правосудие как судебная власть в целом, осуществляемая судебными органами;
- Правосудие как функция судебной власти и деятельность судебных органов;
- Правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Рассматривая понятие «правосудие» как судебную власть в целом, необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие употребляется в единстве с судебной властью и судебными органами в целом, так как только органы судебной власти осуществляют правосудие в Российской Федерации [1] [2]. Кандидат юридических наук Калинина Н. С. отмечает, что «на начальном этапе становления судебной власти в современной России в научной литературе к её функциям относили только правосудие, а позднее также судебный контроль и надзор» [3, с. 35]. Данный факт доказывает, что правосудие является одним из главных категорий, которая относится к судебной власти в целом, осуществляемой судебными органами.
Более обширного рассмотрения и анализа требует понятие «правосудие» как функция судебной власти и деятельность судебных органов.
Доктор юридических наук и профессор Ковтун Н. Н. определяет единую функцию судебной власти: «Реализуя себя в деятельности (функции) суда по разрешению социальных конфликтов правового характера, судебная власть призвана, в конечном итоге, к восстановлению, компенсации или защите средствами права нарушенного или оспариваемого блага граждан, государства или общества, обеспечению баланса их интересов, а также их взаимной ответственности друг перед другом» [4, с. 22].
Автор согласен с данным высказыванием, делая вывод о том, что между функциями судебной власти и деятельностью судебных органов существует правовая взаимосвязь. Это означает, что функция определяет и порождает деятельность, а деятельность является отражением и результатом осуществления функции [3]. Например, правосудие, как функция судебной власти, определяет и является отражением деятельности судебной органов, а именно рассмотрение и разрешение дел в порядке конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.
Если рассматривать правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, то в данном случае это непосредственная деятельность судов конституционной, уголовной, гражданской, арбитражной, административной и военной юстиции. Автор хочет заметить, что существуют синонимы данного словосочетания такие, как судопроизводство, судебное разбирательство, судебное состязание, судебное заседание, отправление правосудия. Данные категории похожи между собой, но имеют определённые отличия, в частности, если говорить о судебном процессе, то это общее понятие, обозначающее деятельность органов судебной власти в целом в соответствии с АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ. Судопроизводство — это деятельность по рассмотрению и разрешению споров на разных стадиях судебного процесса, начиная с искового, заканчивая исполнительным производством по судебному делу. Судебное разбирательство — это стадия судебного процесса, на которой происходит рассмотрение спора по существу. Судебное состязание — это принцип судопроизводства, основанный на состязании и доказывании сторонами своего права и предоставленных ими фактов, а также обосновании применения тех или иных правовых положений законодательства Российской Федерации. Судебное заседание — это, в частности, форма судебного разбирательства, которое проводится по правилам и в порядке, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации. Отправление правосудия — это осуществление правосудия, как функции судебной власти и деятельность судебных органов. Последнее понятие объединяет все предшествующие ему словосочетания.
Из анализа понятия «правосудие» видно, что все три критерия взаимосвязаны между собой, вытекают из одного в другое и дополняют друг друга. Соответственно, в Российской Федерации на законодательном уровне закреплена судебная власть в целом, которая осуществляется судебными органами посредством функций, определяющие их компетенцию и в дальнейшем деятельность, результатом которой будет являться судебный процесс по охране, защите и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также контроль за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов.
Как говорилось ранее, основной формой реализации судебной функции является правосудие, осуществляемое посредством конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Правосудие как функция судебной власти в Российской Федерации проводит сдерживание и уравновешивание законодательной и исполнительной ветвей власти, применяет в необходимых случаях меры предупредительного воздействия и меры государственного принуждения, обеспечивает судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов, результатом которого является судебный акт как акт правосудия и результат рассмотрения и разрешения спора.
- «Конституция Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, N 1, ст. 1.
- Калинина Н. С. Правовые и организационные основы реализации судебной власти в Российской Федерации: дис. к.ю.н., Москва, 2014. — С. 35, 163.
- Ковтун Н. Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России: понятие, сущность, формы: дис. д.ю.н., Н. Новгород, 2002. — С. 22.
Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, Российская Федерация, судебный процесс, орган, правосудие, функция, деятельность, процессуальное законодательство, судебное разбирательство, административное судопроизводство.
Ключевые слова: правосудие, отправление правосудия, судебная власть, суд, государственная деятельность, определение правосудия.
Правосудие — это один из основных видов, направлений государственной деятельности, являющейся правоохранительной и относящейся к числу главенствующих полномочий судебной власти. Правосудие занимает центральное положение как в системе правоохранительной деятельности, так и в составе полномочий судебной власти.
Причиной этого является тот факт, что отправление правосудия неразрывно связано с принятием решений по вопросам, касающимся реализации политических, социально-экономических, личных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно в процессе отправления правосудия конкретное лицо признаётся виновным в совершении преступления или же невиновным. Правосудию принадлежит определяющее слово и при назначении меры наказания или другого воздействия, определённого в законе, к виновному. Оно играет решающую роль при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией авторских, жилищных, семейных, трудовых, изобретательских и иных прав граждан и является одним из способов разрешения возникающих в сфере экономики конфликтов (как имущественных, так и некоторых других) между лицами, которые занимаются предпринимательством, государственными и негосударственными организациями.
Следует обратить внимание на то, что правосудие является сдерживающей силой, оно оберегает общество от злоупотреблений и незаконных действий, которые могут исходить от органов законодательной и исполнительной ветвей власти.
«Правосудие — правый суд, решение по закону, по совести», — такое определение даёт В. И. Даль [1]. А в словаре С. И. Ожегова определение правосудия даётся более ограничительно: «деятельность судебных органов» [2].
Необходимо отметить, что в правовой литературе существуют различные взгляды на термин правосудие, поскольку в законе нет нормы-дефиниции, которая закрепляла бы определение данного понятия.
По определению М. Ю. Тихомирова: «Правосудие (англ. justice) — совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств» [3].
Детальнее дал определение правосудию российский юрист, профессор А. Д. Бойков: «Правосудие — есть государственная деятельность, осуществляемая судом в специальной процессуальной форме путём рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел об общественно опасных деяниях, влекущих применение (или отказ от применения) существенных мер государственного принуждения, а также гражданских дел, связанных с защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в целях борьбы с преступностью и укрепления правопорядка» [4].
Однако, представляется, что привычное определение правосудия через деятельность, осуществляемую судом, не совсем правильно, так как суд и правосудие определяются друг через друга: правосудие — деятельность суда, а суд — орган правосудия, что является логической ошибкой.
Согласно определению С. В. Боботова: «правосудие — особый вид юридической (арбитральной) деятельности, выполнение которой возлагается обществом и государством на судебную власть» [5].
Схожую точку зрения высказывал Ю. М. Грошевой, который считал нужным дополнить данное понятие таким важным элементом, как «рассмотрение и разрешение судьями уголовных и гражданских дел на основе закона и в соответствии с правосознанием судей» [6].
Обобщая вышеперечисленное, следует отметить, что в литературе существуют два подхода к интерпретации правосудия.
Во-первых, данная деятельность рассматривается как одна из форм государственного управления. Можно разделить такую точку зрения, если определять понятие государственное управление в широком смысле, как управление обществом в целом, которое осуществляется через все три вести власти.
Примером данного подхода является определение А. А. Мельникова: «Правосудие — это одна из форм государственного управления, средство выполнения государством внутренней функции охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан путем разрешения специальным органом государственной власти — судом гражданских и уголовных дел по правилам, предусмотренным гражданским и уголовно-процессуальным правом, т. е. путем применения от имени государства норм права к установленным в судебном заседании фактам и правоотношениям, а в необходимых случаях и мер принуждения к правонарушителям» [7].
Во-вторых, на правосудие смотрят как на самостоятельный вид государственной деятельности, подтверждающий стремление социума к справедливости и обеспечивающий законные права и свободы человека.
В качестве примера можно привести определение правосудия, которое даёт С. Л. Лонь: «это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путём рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства» [8].
Таким образом, следует обратить внимание на то, что разные авторы включают в определение правосудия неодинаковое количество характеристик, необходимых для раскрытия сущности данного понятия. Разумеется, любой признак помогает создать более полное представление о сущности правосудия, а список характеристик всегда может быть дополнен. Но далеко не каждый из них является на самом деле необходимым для того, чтобы дать определение правосудию. Так, существует точка зрения, согласно которой в дефиниции правосудия излишне указывать, что это государственная деятельность. Уже сам факт того, что именно суд осуществляет правосудие, говорит о государственном характере последнего. Также нет необходимости указывать на независимость суда в определении правосудия, как это делает В. М. Семёнов: «правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства» [9]. Суд является таковым в силу соответствующего конституционного принципа (ч.1 ст.120 Конституции РФ), и указывать очередной раз на его независимость значит лишь усложнять понятие правосудия.
Подводя итог, в самой общей форме можно определить правосудие таким образом: особый вид государственной деятельности, который реализуется в форме судебных заседаний по применению судом властных полномочий в определённых законодательством случаях при рассмотрении и разрешении дел и споров, которые связаны с применением права по уголовным, гражданским и иным делам.
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля / В. И. Даль. — Москва: Дрофа, 2011. — 2734 c. — Текст: непосредственный.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — 16-е изд. — Москва: Русский язык, 1984. — 797 c. — Текст: непосредственный.
- Тихомиров, М. Ю. Юридическая энциклопедия / М. Ю. Тихомиров. — 6-е изд. — Москва: Юринформцентр, 1997. — 525 c. — Текст: непосредственный.
- Бойков, А. Д. Сущность социалистического правосудия и его виды / А. Д. Бойков. — Текст: непосредственный // Вопросы борьбы с преступностью. — 1982. — № 34. — С. 37–44.
- Боботов, С. В. Судебная система России / С. В. Боботов. — 1-е изд. — Москва: Дело, 2000. — 336 c. — Текст: непосредственный.
- Грошевой, Ю. М. Профессиональное правосознание судьи и социалистическое правосознание / Ю. М. Грошевой. — 1-е изд. — Харьков: Вища школа, 1986. — 183 c. — Текст: непосредственный.
- Ларин, А. М. Конституционные основы правосудия в СССР / А. М. Ларин, А. А. Мельников, И. Л. Петрухин, В. М. Савицкий. — 1-е изд. — Москва: Наука, 1981. — 360 c. — Текст: непосредственный.
- Правоохранительные органы: учеб. для вузов / С. Л. Лонь [и др.]. — 4-е изд. — Томск: НТЛ, 2011. — 552 c. — Текст: непосредственный.
- Семёнов, В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пособие / В. М. Семёнов, В. А. Байдуков. — 1-е изд. — Москва: НОРМА, 2008. — 320 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): правосудие, государственная деятельность, судебная власть, государственное принуждение, государственное управление, особый вид, суд, интерес граждан, отправление правосудия, свобода человека.
Автор статьи
Читайте также:
- Построенная с учетом территориального устройства государства совокупность всех действующих судов
- Сколько дней прошло с момента побега крестьян из поместья герцога и подачей заявления в суд
- Исполнительный лист по иску о защите прав потребителей
- Как выглядит удостоверение помощника адвоката
- В каком слове 2 приставки присудить