Правосудие как форма осуществления судебной власти

Обновлено: 08.05.2024

Понятие правосудия, его признаки и особенности. Анализ демократических основ правосудия. Характеристика судебной власти, осуществляющей правосудие. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия. Основные принципы осуществления правосудия.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2016
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра уголовного права и процесса

По дисциплине: «Правоохранительные органы»

На тему: «Понятие правосудия и принципы его осуществления»

Студентка группы ЮУПз-151

Заочной формы обучения

Введение

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы - основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие - одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Наличие в судебной системе трех видов правосудия: конституционного, арбитражного и системы судов общей юрисдикции, отличающихся по структуре и специфике деятельности, порождает особые формы разграничения компетенции между судами разных уровней.

Президент России также обращает внимание на проблемы доступности и качества правосудия, перегруженности судей, длительности рассмотрения дел в судах, оказания юридической помощи малоимущим гражданам, повышения правовой культуры.

Цель реферата является в изучение понятия правосудия, его общей характеристики, анализ его демократических основ. В последние годы в юридической литературе уделяется значительное внимание проблемам правового государства, разделения властей и становления судебной власти.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ понятия правосудия, сложившегося в юридической науке на настоящий день, раскрыть взаимосвязь понятий «правосудие».

2. Определить признаки, присущие правосудию, позволяющие отличать его от других видов государственной деятельности;

3. На основе понятия правосудия, а также действующего законодательства, сформулировать основные принципы правосудия.

В завершение настоящего введения хочется заметить, что наряду с существующими и лишь частично обозначенными в настоящей работе проблемами в исследуемой сфере, в последнее время наметилась и положительная тенденция, свидетельствующая, что новая судебная политика России призвана на деле обеспечить решительный поворот суда к нуждам граждан, нацеленность всех звеньев судебной системы на ограждение законных интересов каждого индивидуума, а также коллективов и общества в целом от любых видов недозволенных действий и преступных посягательств, в том числе и со стороны властных структур.

правосудие власть орган судебный

1. Понятие правосудия. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия

В науке принято определять правосудие как деятельность суда по разрешению конкретных дел и правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения правовых норм к фактам и отношениям. У разных авторов на этот счет есть свои дополнительные свойства и характеристики, которые, на их взгляд, присущи правосудию. М.С. Строгович указывал, что правосудие -- это государственная деятельность, осуществляемая судом, заключающаяся в том, что суд путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств государство, права и законные интересы граждан, учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении граждан.

По определению В. И. Даля, «правосудие» -- «правый суд, решение по закону, по совести, … правда.»

С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов.»

В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России в понятии субинститута преступлений против правосудия термин правосудие охватывает как досудебную (дознание и предварительное следствие), так и судебную процессуальную деятельность, а также исполнение судебных решений. Это понимание правосудия в широком смысле.

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия в узком смысле.

Говоря о правосудии, его сущности и признаках, необходимо дать характеристику судебной власти, призванной осуществлять правосудие. По определению О. А. Галустьяна, судебная власть - это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов. Немаловажное значение взаимодействия на условиях сотрудничества в рамках судейского сообщества имеет формирование у судей высоконравственных убеждений, взглядов, развитие положительных черт характера и т.п. Вместе с тем, ограничение взаимодействия судей только пределами своего судейского сообщества, формирует у судей стремление к замкнутости системы, к защите корпоративного, ведомственного интереса, порой воспитывает некритичность восприятия мнений других участников судебных процессов, а в некоторых случаях приводит и к коррупции, о которой нередко упоминается в средствах массовой информации.

На формирование судейского решения значительное влияние оказывает взаимодействие суда с другими правоприменительными органами, то есть органами внутренних дел. Как известно, одной из общих целей для всех органов, осуществляющих правоприменение в правоохранительной сфере, будь то суд, прокуратура или органы внутренних дел, таможенные органы, является правильное рассмотрение и разрешение дела о правонарушении, принятие законного и обоснованного решения.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе:

- равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

- самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

- гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

- ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

- взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

- использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

- совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

- проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

- направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

- участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Таким образом, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

2. Принципы осуществления правосудия

Принципы правосудия -- это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения пронизывают все законодательство, материальное и процессуальное, в области судебной деятельности, на них строится работа всех звеньев судебной системы.

Опираясь, прежде всего, на действующую Конституцию, можно выделить следующие принципы правосудия:

1. Законность. В соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Принцип законности -- универсальный правовой принцип, относящийся не только к правосудию, но и к деятельности всех правоохранительных органов.

2. Единство судебной системы. Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа. Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.

3. Самостоятельность правосудия означает, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона. Ни Президент, ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе в обход утверждённой законом процедуры изменять статус судей в категориях заработной платы, должностного положения и т.д.

4. Принцип независимости правосудия тесно связан с предыдущим принципом самостоятельности и означает не вмешательство кого-либо в принятие решений по любым делам, которые рассматриваются в судах. «Однако на деле суды, равно как прокуроры и следователи, часто оказываются под давлением преступников, их родственников или оставшихся на свободе сообщников, а также участвующих в гражданском процессе сторон…

5. Принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с ним государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

6. Принцип права граждан на судебную защиту . Был провозглашен в 1948 г. «Всеобщей декларацией прав и свобод человека». Ст. 10 этого документа гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости и беспристрастным судом.

7. Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности -- это правовое положение, согласно которому обвиняемый признается (презюмируется) невиновным, пока его виновность не будет установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Принцип презумпции невиновности содержится в ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ.

8. Принцип обеспечения обвиняемому или подозреваемому права на защиту. Право на защиту закреплено в ст. 48 Конституции РФ, которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом.

9. Принцип гласности судопроизводства закреплен в ст. 123 Конституции РФ, а также в ФЗ «О судебной системе РФ» и других актах. Сущность данного принципа заключается в реализации контроля со стороны общественности за работой судебных органов.

10. Принцип охраны чести и достоинства личности. Согласно принципу охраны чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ), «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Достоинство, свобода, неприкосновенность и другие личные права являются правами человека.

11. Принцип состязательности и равноправия сторон. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты -- другая.

12. Принцип национального языка судопроизводства. Согласно этому принципу (ст. 26 Конституции РФ) каждый гражданин имеет право пользоваться родным языком.

13. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства. Согласно данному принципу, суд все свои выводы, содержащиеся в приговоре, обязан делать только на основании доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании (допрос подсудимого, потерпевшего, свидетеля, осмотр вещественных доказательств и т.д.).

Заключение

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо отметить, что процесс осуществления правосудия в нашей стране - явление не одномоментное и не столько связанное с рассмотрением конкретных судебных дел, сколько с общим социально-правовым состоянием государства и общества. Многоплановость правосудия определяет постоянное развитие его принципов, обмен положительным опытом с другими государствами, неиссякаемое стремление исследования его сущности.

Итак, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Судебная власть - самостоятельная и независимая сфера публичной власти, представляющая собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.

Судебная система - совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собою отношениями по осуществлению правосудия.

В заключение хочется отметить, что Правосудие -- важнейшая функция правового государства. От его эффективности зависит реализация права, а следовательно, осуществление политики государства, выраженной в законе.

Список литературы:

1. Правоохранительные органы в России: учебное пособие / Л.В. Петракова. - Кемерово: КемИ РГТЭУ., 2010-168с.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под редакцией В.П. Божьева.- М: Спарк, 2010-336с.

3. Правоохранительные органы РФ: учебник / Ю. А. Дмитриев, М. А. Шапкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Эксмо, 2010-378с.

6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010 - 1232 с.

Подобные документы

Понятие, признаки, функции и принципы судебной власти, формы ее осуществления: отправление правосудия, судебный контроль. Характеристика конституционных принципов правосудия. Основные положения статуса судей как носителей судебной власти в России.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 22.06.2010

Понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России. Потребность в суде как социальном институте защиты, разрешение социальных конфликтов. Реформы судебной власти, реализации прав и свобод человека.

реферат [27,8 K], добавлен 15.12.2008

Судебная власть, система ее органов. Понятие, отличительные черты судебной власти. Понятие, признаки правосудия. Характеристика отдельных принципов правосудия. Сущность правосудия. Статус судей. Органы судейского сообщества. Осуществление правосудия.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 05.10.2008

Преступления в сфере: обеспечения независимости судей, правильности отправления правосудия должностными лицами органов правосудия, выполнения гражданами обязанности содействовать правосудию, исполнения приговоров, решений идругих актов правосудия.

курсовая работа [71,0 K], добавлен 15.12.2007

Деятельность судебной власти, осуществляемая от имени государства, по разрешению гражданских, административных, уголовных и прочих дел. Компетенция правосудия. Проблематика дефиниции сущности правосудия.

реферат [15,8 K], добавлен 03.10.2006

Понятие, сущность и значение российского уголовного правосудия. Отличительные особенности судовой системы страны. Содержание и характеристика законодательных гарантий правосудия. Проблемы конституционного обеспечения правозащитной функции судебной власти.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 15.12.2010

Характеристика и основные задачи конституционного правосудия и контроля. История развития конституционного правосудия в Российской Федерации и США. Сравнительная характеристика всех органов конституционного правосудия в Российской Федерации и США.

Судебная власть - это одна из трёх ветвей государственной власти, призванная защищать права и законные интересы субъектов различных правоотношений.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти - разделения властей на законодательную, исполнительскую и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей-либо воли и подчиняющимся только Конституции РФ и закону. Судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач, функций посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

Формы реализации судебной власти.

Основной формой реализации судебной власти является правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).

Правосудие осуществляется судом первой инстанции, рассматривающим дело по существу, а также вышестоящими инстанциями, рассматривающими это же дело и правомочными отменить или изменить принятое по нему судебное решение. Процессуальный порядок судебного разбирательства детально регламентирован соответствующим процессуальным законодательством – ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАп РФ.

Другие формы реализации судебной власти:

1) Конституционный контроль – осуществляется КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; заключается в установлении соответствия или несоответствия законов и иных норм. актов Конституции РФ.

2) Административный контроль – контроль за законностью действий (бездействия) и решений должностных лиц и органов, общественных объединений. Решения и действия (или бездействие) органов гос. власти, ОМС, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина.

3) Судебный контроль за органами предварительного расследования.

4) Судебной санкционирование – дача судом разрешения и принятие решения о производстве следственных действий и принятие решения о производстве следственных действий или применении мер процессуального принуждения.

5) Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики – осуществляют ВС РФ и ВАС РФ с целью обеспечения единства судебной практики, правильного и единообразного понимания законов нижестоящими судами, а также правоохранительными органами.

6) Обеспечение исполнение приговора и иных судебных решений. Вступивший в законную силу приговор или иное судебное решение обращается к исполнению судом путем направления его копии в учреждение или орган, на который возложено его исполнение.

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 118 Конституции РФ, ст.1 Закона о судебной системе РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ст.18) все права и свободы человека и гражданина обеспечивается правосудием, поэтому каждый вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд, что гарантируется законом (ст. 46 Конституции РФ).

Правосудие - рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских, административных, арбитражных, уголовных и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, юридических лиц и иных организаций.

Отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья дает собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему свободы усмотрения" (п. 4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 25 января 2001 г. N 1-П)

Судопроизводство - рассмотрение и разрешение дел в судах в установленном законом порядке, в определенной форме, в соответствии с установленными законами правилами.

В судебных заседаниях участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов (в гражданском процессе – истец и ответчик их представители, в уголовном – сторона обвинения и защиты).

Задачами судопроизводства является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения подведомственных судам юридических дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, юридических лиц и их объединений; прав охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, административных и иных правоотношений. Завершаются судебные заседания вынесением решений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Правосудие, кроме того, должно способствовать укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества и государства, предупреждению правонарушений.

Основные (наиболее важные) признаки правосудия: осуществление правосудия специально создаваемыми государственными органами –с удами в лице судей и привлекаемых, в установленных законом случаях, присяжных и арбитражных заседателей; правосудие совершается определенными, установленными законом способами - рассмотрением в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в рамках предписанной законом процедуры посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства; судебные решения имеют обязательный характер для исполнения всеми должностными лицами, органами, организациями и гражданами, в отношении которых они вынесены либо которым адресованы.


В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Ключевые слова: принцип разделения властей, судебная власть, функция, правосудие, Российская Федерация.

Конституция Российской Федерации устанавливает принцип разделения властей, на основе которого судебная власть в Российской Федерации является одной из ветвей государственной власти наравне с законодательной и исполнительной. В системе сдержек и противовесов судебная власть самостоятельна, независима и взаимно уравновешивает пределы полномочий как судебных органов, так и законодательных и исполнительных органов государственной власти для того, чтобы не допускать узурпации одной ветвью власти всей полноты власти в государстве.

Самостоятельность и обособленность судебной власти основывается на государственно-властных функциях, которые присущи только ей. Последняя реализуется посредством определённых функций, которые в свою очередь образуют компетенцию системы судебных органов. Правосудие и судебный контроль и надзор являются главными функциями судебной власти в Российской Федерации, так как особая роль судебной власти состоит в том, что через призму основ конституционного строя она осуществляет судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов.

По мнению автора, понятие «правосудие» можно рассмотреть с нескольких сторон:

  1. Правосудие как судебная власть в целом, осуществляемая судебными органами;
  2. Правосудие как функция судебной власти и деятельность судебных органов;
  3. Правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Рассматривая понятие «правосудие» как судебную власть в целом, необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие употребляется в единстве с судебной властью и судебными органами в целом, так как только органы судебной власти осуществляют правосудие в Российской Федерации [1] [2]. Кандидат юридических наук Калинина Н. С. отмечает, что «на начальном этапе становления судебной власти в современной России в научной литературе к её функциям относили только правосудие, а позднее также судебный контроль и надзор» [3, с. 35]. Данный факт доказывает, что правосудие является одним из главных категорий, которая относится к судебной власти в целом, осуществляемой судебными органами.

Более обширного рассмотрения и анализа требует понятие «правосудие» как функция судебной власти и деятельность судебных органов.

Доктор юридических наук и профессор Ковтун Н. Н. определяет единую функцию судебной власти: «Реализуя себя в деятельности (функции) суда по разрешению социальных конфликтов правового характера, судебная власть призвана, в конечном итоге, к восстановлению, компенсации или защите средствами права нарушенного или оспариваемого блага граждан, государства или общества, обеспечению баланса их интересов, а также их взаимной ответственности друг перед другом» [4, с. 22].

Автор согласен с данным высказыванием, делая вывод о том, что между функциями судебной власти и деятельностью судебных органов существует правовая взаимосвязь. Это означает, что функция определяет и порождает деятельность, а деятельность является отражением и результатом осуществления функции [3]. Например, правосудие, как функция судебной власти, определяет и является отражением деятельности судебной органов, а именно рассмотрение и разрешение дел в порядке конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.

Если рассматривать правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, то в данном случае это непосредственная деятельность судов конституционной, уголовной, гражданской, арбитражной, административной и военной юстиции. Автор хочет заметить, что существуют синонимы данного словосочетания такие, как судопроизводство, судебное разбирательство, судебное состязание, судебное заседание, отправление правосудия. Данные категории похожи между собой, но имеют определённые отличия, в частности, если говорить о судебном процессе, то это общее понятие, обозначающее деятельность органов судебной власти в целом в соответствии с АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ. Судопроизводство — это деятельность по рассмотрению и разрешению споров на разных стадиях судебного процесса, начиная с искового, заканчивая исполнительным производством по судебному делу. Судебное разбирательство — это стадия судебного процесса, на которой происходит рассмотрение спора по существу. Судебное состязание — это принцип судопроизводства, основанный на состязании и доказывании сторонами своего права и предоставленных ими фактов, а также обосновании применения тех или иных правовых положений законодательства Российской Федерации. Судебное заседание — это, в частности, форма судебного разбирательства, которое проводится по правилам и в порядке, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации. Отправление правосудия — это осуществление правосудия, как функции судебной власти и деятельность судебных органов. Последнее понятие объединяет все предшествующие ему словосочетания.

Из анализа понятия «правосудие» видно, что все три критерия взаимосвязаны между собой, вытекают из одного в другое и дополняют друг друга. Соответственно, в Российской Федерации на законодательном уровне закреплена судебная власть в целом, которая осуществляется судебными органами посредством функций, определяющие их компетенцию и в дальнейшем деятельность, результатом которой будет являться судебный процесс по охране, защите и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также контроль за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов.

Как говорилось ранее, основной формой реализации судебной функции является правосудие, осуществляемое посредством конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Правосудие как функция судебной власти в Российской Федерации проводит сдерживание и уравновешивание законодательной и исполнительной ветвей власти, применяет в необходимых случаях меры предупредительного воздействия и меры государственного принуждения, обеспечивает судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов, результатом которого является судебный акт как акт правосудия и результат рассмотрения и разрешения спора.

  1. «Конституция Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, N 1, ст. 1.
  3. Калинина Н. С. Правовые и организационные основы реализации судебной власти в Российской Федерации: дис. к.ю.н., Москва, 2014. — С. 35, 163.
  4. Ковтун Н. Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России: понятие, сущность, формы: дис. д.ю.н., Н. Новгород, 2002. — С. 22.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, Российская Федерация, судебный процесс, орган, правосудие, функция, деятельность, процессуальное законодательство, судебное разбирательство, административное судопроизводство.


Ключевые слова: правосудие, отправление правосудия, судебная власть, суд, государственная деятельность, определение правосудия.

Правосудие — это один из основных видов, направлений государственной деятельности, являющейся правоохранительной и относящейся к числу главенствующих полномочий судебной власти. Правосудие занимает центральное положение как в системе правоохранительной деятельности, так и в составе полномочий судебной власти.

Причиной этого является тот факт, что отправление правосудия неразрывно связано с принятием решений по вопросам, касающимся реализации политических, социально-экономических, личных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно в процессе отправления правосудия конкретное лицо признаётся виновным в совершении преступления или же невиновным. Правосудию принадлежит определяющее слово и при назначении меры наказания или другого воздействия, определённого в законе, к виновному. Оно играет решающую роль при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией авторских, жилищных, семейных, трудовых, изобретательских и иных прав граждан и является одним из способов разрешения возникающих в сфере экономики конфликтов (как имущественных, так и некоторых других) между лицами, которые занимаются предпринимательством, государственными и негосударственными организациями.

Следует обратить внимание на то, что правосудие является сдерживающей силой, оно оберегает общество от злоупотреблений и незаконных действий, которые могут исходить от органов законодательной и исполнительной ветвей власти.

«Правосудие — правый суд, решение по закону, по совести», — такое определение даёт В. И. Даль [1]. А в словаре С. И. Ожегова определение правосудия даётся более ограничительно: «деятельность судебных органов» [2].

Необходимо отметить, что в правовой литературе существуют различные взгляды на термин правосудие, поскольку в законе нет нормы-дефиниции, которая закрепляла бы определение данного понятия.

По определению М. Ю. Тихомирова: «Правосудие (англ. justice) — совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств» [3].

Детальнее дал определение правосудию российский юрист, профессор А. Д. Бойков: «Правосудие — есть государственная деятельность, осуществляемая судом в специальной процессуальной форме путём рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел об общественно опасных деяниях, влекущих применение (или отказ от применения) существенных мер государственного принуждения, а также гражданских дел, связанных с защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в целях борьбы с преступностью и укрепления правопорядка» [4].

Однако, представляется, что привычное определение правосудия через деятельность, осуществляемую судом, не совсем правильно, так как суд и правосудие определяются друг через друга: правосудие — деятельность суда, а суд — орган правосудия, что является логической ошибкой.

Согласно определению С. В. Боботова: «правосудие — особый вид юридической (арбитральной) деятельности, выполнение которой возлагается обществом и государством на судебную власть» [5].

Схожую точку зрения высказывал Ю. М. Грошевой, который считал нужным дополнить данное понятие таким важным элементом, как «рассмотрение и разрешение судьями уголовных и гражданских дел на основе закона и в соответствии с правосознанием судей» [6].

Обобщая вышеперечисленное, следует отметить, что в литературе существуют два подхода к интерпретации правосудия.

Во-первых, данная деятельность рассматривается как одна из форм государственного управления. Можно разделить такую точку зрения, если определять понятие государственное управление в широком смысле, как управление обществом в целом, которое осуществляется через все три вести власти.

Примером данного подхода является определение А. А. Мельникова: «Правосудие — это одна из форм государственного управления, средство выполнения государством внутренней функции охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан путем разрешения специальным органом государственной власти — судом гражданских и уголовных дел по правилам, предусмотренным гражданским и уголовно-процессуальным правом, т. е. путем применения от имени государства норм права к установленным в судебном заседании фактам и правоотношениям, а в необходимых случаях и мер принуждения к правонарушителям» [7].

Во-вторых, на правосудие смотрят как на самостоятельный вид государственной деятельности, подтверждающий стремление социума к справедливости и обеспечивающий законные права и свободы человека.

В качестве примера можно привести определение правосудия, которое даёт С. Л. Лонь: «это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путём рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства» [8].

Таким образом, следует обратить внимание на то, что разные авторы включают в определение правосудия неодинаковое количество характеристик, необходимых для раскрытия сущности данного понятия. Разумеется, любой признак помогает создать более полное представление о сущности правосудия, а список характеристик всегда может быть дополнен. Но далеко не каждый из них является на самом деле необходимым для того, чтобы дать определение правосудию. Так, существует точка зрения, согласно которой в дефиниции правосудия излишне указывать, что это государственная деятельность. Уже сам факт того, что именно суд осуществляет правосудие, говорит о государственном характере последнего. Также нет необходимости указывать на независимость суда в определении правосудия, как это делает В. М. Семёнов: «правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства» [9]. Суд является таковым в силу соответствующего конституционного принципа (ч.1 ст.120 Конституции РФ), и указывать очередной раз на его независимость значит лишь усложнять понятие правосудия.

Подводя итог, в самой общей форме можно определить правосудие таким образом: особый вид государственной деятельности, который реализуется в форме судебных заседаний по применению судом властных полномочий в определённых законодательством случаях при рассмотрении и разрешении дел и споров, которые связаны с применением права по уголовным, гражданским и иным делам.

  1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля / В. И. Даль. — Москва: Дрофа, 2011. — 2734 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — 16-е изд. — Москва: Русский язык, 1984. — 797 c. — Текст: непосредственный.
  3. Тихомиров, М. Ю. Юридическая энциклопедия / М. Ю. Тихомиров. — 6-е изд. — Москва: Юринформцентр, 1997. — 525 c. — Текст: непосредственный.
  4. Бойков, А. Д. Сущность социалистического правосудия и его виды / А. Д. Бойков. — Текст: непосредственный // Вопросы борьбы с преступностью. — 1982. — № 34. — С. 37–44.
  5. Боботов, С. В. Судебная система России / С. В. Боботов. — 1-е изд. — Москва: Дело, 2000. — 336 c. — Текст: непосредственный.
  6. Грошевой, Ю. М. Профессиональное правосознание судьи и социалистическое правосознание / Ю. М. Грошевой. — 1-е изд. — Харьков: Вища школа, 1986. — 183 c. — Текст: непосредственный.
  7. Ларин, А. М. Конституционные основы правосудия в СССР / А. М. Ларин, А. А. Мельников, И. Л. Петрухин, В. М. Савицкий. — 1-е изд. — Москва: Наука, 1981. — 360 c. — Текст: непосредственный.
  8. Правоохранительные органы: учеб. для вузов / С. Л. Лонь [и др.]. — 4-е изд. — Томск: НТЛ, 2011. — 552 c. — Текст: непосредственный.
  9. Семёнов, В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пособие / В. М. Семёнов, В. А. Байдуков. — 1-е изд. — Москва: НОРМА, 2008. — 320 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): правосудие, государственная деятельность, судебная власть, государственное принуждение, государственное управление, особый вид, суд, интерес граждан, отправление правосудия, свобода человека.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: