Сколько дней прошло с момента побега крестьян из поместья герцога и подачей заявления в суд

Обновлено: 18.04.2024

Борьба с побегами крестьян была важнейшей задачей Уложения и прежде всего его XI главы. Крупной вехой на пути достижения этой цели в ответ на требования дворянства явилась отмена урочных лет сыска беглых.

И несмотря па то что никакие законы не были в состоянии приостановить побеги, как и другие формы протеста крестьян, отмена урочных лет облегчила все же господствующему классу, его основной массе — дворянству, возвращение беглых крестьян и тем самым открыла пути к наиболее полной реализации ава на зависимое население.

Другое важное обстоятельство, облегчавшее возвращение беглых крестьян, состояло в законодательном закреплении широкого круга документальных оснований сыска — писцовых,, переписных книг, актов пожалования вотчин и поместий с крестьянами, актов сделок на крестьян между их владельцами и т. п. В порядке борьбы с побегами крестьян Уложение стремилось исключить возможность получения ими убежища. Отсюда запрет «впредь (после Уложения) отнюдь никому чюжих крестьян не принимать и за собою не держать» (XI, 9).

Соответственно устанавливалась ответственность за прием беглых и определялась санкция — в качестве возмещения государственных податей и помещичьего дохода за каждого беглого крестьянина и бобыля назначался штраф в размере 10 рублей в год в пользу истца (XI, 10). Уложение не устанавливало новой системы сыска беглых, но ликвидация урочных лет создавала условия для сыска массового, обезличенного и государственно организованного, который и получил развитие во второй половине XVII в. Вместе с тем Уложение фиксировало целый ряд норм, положенных в основу сыска беглых крестьян.

При обвинении кого-либо в держании беглых ему давался срок для проверки этого обстоятельства в своем имении (X, 229). Устанавливалось в порядке судопроизводства о беглых крестоцелование, а в случаях клятвопреступления — битье кнутом по торгам в течение трех дней и заключение в тюрьму на год (XI, 27, 29). Отказ беглых крестьян и холопов на очной ставке от своих родителей и иных родственников влек пытку. Но если беглые не винились со второй пытки, то оставались у тех, кому дали служилые кабалы (XX, 24). Процедура возврата беглых их владельцам включала составление отписей «впредь для спору», которые в дворцовых селах и черных волостях передавались приказчикам, а в вотчинах и поместьях — владельцам. В Москве и городах отписи составляли площадные подьячие, а в селах и деревнях — земские и церковные дьячки.

Самих же беглых крестьян и бобылей, возвращенных по сыску, суду и просто по Уложению, надлежало регистрировать в Поместном приказе за их владельцами (XI, 4, 6). Таким образом, Уложение шло по пути увеличения видов крепостной документации, возникшей в итоге сыска беглых и возвращения их прежним владельцам. Узаконялось и вчинение исков об имуществе беглых крестьян. /Решение спора о животах с применением крестоцелова- ния допускалось в пределах 5 рублей, «а в больших животах вершити по суду» (XI, 25). В порядке судебного разбирательства решались дела и о сносе имущества беглыми. В соответствии с общим упорядочением судопроизводства все полюбовные сделки и судебные решения о беглых, осуществленные до Уложенпя, оставались в силе и не подлежали обжалованию (XI, 8). Улоя;ение закрепляло непреложный закон возврата беглых с семьей п родственниками по прямой и боковой линиям и со всем принадлежащим им имуществом

Подводя итог анализу норм Уложения, относящихся к крестьянству, отметим, что с Уложением 1649 г, связано установление постоянной наследственной и потомственной крепостной зависимости крестьян, включая пх семьи, а также прямых и боковых родственников. В силу этого были отменены урочные годы сыска беглых. Сыск становился бессрочным.

К волостным общинам приклеплялись п черносошные крестьяне, подлежавшие сыску и возврату на прежнпе наделы на общих основаниях. И если, как пишет Н. М. Друяшнпн, «петровскими указами 1719—1724 гг. было закончено формирование особого сословия феодальных держателей государственной земли, обязанных уплачивать казне докапиталистическую ренту», то для предшествующего периода формирования этого сословия Уложение 1649 г. было крупнейшим и решающим этапом. Оно закрепляло монопольное право владения крестьянами за всеми категориями служилых чинов по отечеству. Юридическим основанием прав на крестьян, их прикрепления и сыска служили писцовые книги 20-х гг. XVII в., а для периода после Уложения в дополнение к ним — переписные книги 1646—1648 гг., отдельные и отказные книги, жалованные грамоты, акты сделок на крестьян между феодалами, отписи возврата крестьян в результате сыска. Уложению принадлежит разработка правовых основ сыска беглых крестьян. Для придания частным актам сделок на крестьян официальной силы была обязательна их регистрация в Поместном приказе.

Уложение завершило процесс правового сближения бобылей с крестьянами, распространив на бобылей равную меру крепостной зависимости. Будучи важным этапом на пути правового сближения поместий и вотчин, Уложение вместе с тем в целях сохранения поместной системы, преобладавшей еще в первой половине XVII в., ограничивало права распоряжения крестьянами, записанными в книгах за поместьями: запрещалось переводить пх на вотчинные земли и давать им отпускные. Права на вотчиппых крестьян были полнее. Признание экономической связи феодального владения с крестьянским хозяйством нашло вьцшкепие в защите законом имущества и жизни крестьянина от произвола, феодала, хотя санкция феодалу в таких случаях определялась значительно слабее, чем представителям низших сословий (за исключением предумышлепного убийства крестьянина). Таким образом, Уложение, следуя за непосредственно предшествующим законодательством и дополняя его, решало поземельный и крестьянский. вопросы во взаимосвязи, подчиняя вопрос о крестьянстве поземельному вопросу.

По основной массе дел дееспособность крестьян была ограничена (за них «искали» и «отвечали» помещики), но в уголовпых делах они оставались субъектом преступления. Как субъект права крестьянин мог участвовать в судебном процессо в качестве свидетеля, быть участником повального обыска. В гражданско-правовой сфере он мог предъявлять материальные иски в пределах 20 рублей. В факте возмещения за бесчестье и увечье, предусмотренного Уложением, крестьянин наряду с другими сословиями получил призпапие (с позиций феодального общества) — определенный комплекс гражданских прав, присущих низшему классу-сословию этого общества. Крестьянин, по Уложепию, обладал определенной право- и дееспособностью. У черносошных крестьян объем этих прав был больше, чем у частновладельческих.

Выражение кабала подписанная может, однако, быть объяснено и в том смысле, что под этим выражением подразумевается акт, записанный в книги приказа, на котором подписано (засвидетельствовано) о таковой записке. Подобная записка требовалась уже в Судебнике, и о необходимости ее подтверждалось в дополнительных к Судебнику указах[167]. Постановление о пятнадцатилетней давности заемных кабал повторяется несколько раз: в указе 1626 года[168], где постановление о давности по отношению к росту заменяется правилом: что как истина (капитал) с ростом сравняется в пять лет, и рост имать на 5 лет, а затем сверх пяти лет росту не имать. Далее правило о пятнадцатилетней давности повторяется в указе 1646 года, запрещающем вообще взыскание роста, и в Уложении, в которое перешло это запрещение[169].

Как долго действовали правила о пятнадцатилетней давности, неизвестно. При введении десятилетней давности императрицей Екатериной II о ней уже не упоминается. Вероятно, она выходила из употребления в начале XVIII века, где часто постановления Уложения не соблюдались на практике, на что указывают нередкие подтверждения о строгом соблюдении постановлений Уложения по разным вопросам.

§ 11. 8. Давность иска о возвращении беглых крестьян

Давность эта введена в 1597 году и существовала до 1646 года. Указ, которым она введена, - вместе с тем первый указ, из которого мы узнаем о запрещении перехода крестьян. Однако, пока иск о беглых мог прекращаться давностью, укрепление крестьян к земле не могло считаться полным. Лишь отменой давности, когда право требовать возвращения беглых крестьян не имело уже никакого ограничения по времени, укрепление сделалось полным. Уничтожением ограничений права иска о возвращении беглых крестьян развивается крепостное право.

Вследствие назначения осеннего Юрьева дня единственным временем для перехода крестьян возникло право помещика или вотчинника требовать возвращения крестьян, ушедших не в срок или без соблюдения законных условий. Равно крестьянин, которому не был объявлен отказ во время, мог требовать, чтобы его оставили еще на год в дворе. Может быть, впрочем, что в случае спора тот и другой имели только иск о вознаграждении. Весьма вероятно, что этот иск прекращался истечением краткого срока давности.

Чичерин[170] доказал, что тяглым крестьянам уже в половине XVI века запрещен был переход: они возвращались к прежним местам, если оставили их против закона, не представив других на их место. О прекращении иска казны давностью не говорится.

Уже в XV и затем в XVI столетиях некоторым монастырям и частным лицам предоставляется право не допускать перехода поселенных на их землях крестьян. Вследствие того эти монастыри и частные лица должны были иметь право требовать возвращения ушедших крестьян. О давности этого иска не говорится.

Общее укрепление крестьян произошло в конце XVI и в начале XVII века. Первый указ издан 24 ноября 1597 года[171].

Уже Погодин[172] и за ним Беляев[173] доказали, что из этого указа нельзя вывести, будто крестьянский переход был запрещен пять лет тому назад, но только - что назначается пятилетний срок иску о возвращении крестьян. Спорно до сих пор, воспоследовало ли перед тем запрещение перехода или нет.

В самом указе читаем:

Которые крестьяне: из поместей и из вотчин: выбежали до нынешняго 106 году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге, и на тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем, из-за кого они выбежали: давати суд и сыскивати накрепко, всякими сыски, и по суду, и по сыску тех беглых крестьян: возити назад, где кто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего 106 году лет за 6 и за 7 и за 10 и больше, а те: из-за кого они выбежали: на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех: за кем они: выбежав, живут: не бивали челом, отказывати и суда: не давати: А которые дела в беглых крестьянах засужены и до нынешняго: указу не вершены:вершити по суду и по сыску.

Для нашей цели достаточно того результата, что в 1597 году установляется пятилетний срок давности для погашения иска землевладельца о возвращении ушедших от него беглых крестьян. В 1606 г. это постановление повторяется[174].

Указ Василия Шуйского от 1607 года[175], который, по господствующему мнению, заключает собой ряд указов, установивших крепостное состояние, важен и для нашего вопроса. Он содержит в себе два постановления. Прежде всего установляется общий чрезвычайный срок, 1 сентября (начало следующего года), для подачи жалоб о происшедших в последнее время противозаконных переходах крестьян. По всем до истечения года предъявленным искам крестьяне должны быть возвращаемы на основании книг, сочиненных 15 лет тому назад, в 1592/93 году. Крестьяне же, о которых до этого срока иска не будет, должны быть записаны в книги за теми лицами, за кем они ныне живут, и впредь за 15 лет о крестьянах суда не давати и крестьян не вывозити. В конце указа установляется пятнадцатилетний срок для исков о возвращении крестьян, холопов или рабынь[176].

Первая часть указа не дает повода к сомнению. В ней назначается общий срок, до истечения коего допускается предъявление исков о прежнем времени, с тем чтобы раз навсегда покончить с делами и исками, унаследованными из смутного времени.

Во второй половине этого указа действительно установляется пятнадцатилетний срок давности, как для исков о беглых крестьянах, так и о холопах и рабах. Это постановление действительно может породить сомнение. Прежде всего весьма сомнительно, чтобы существовал срок для предъявления исков о возвращении холопов. Во-вторых, положительно известно, что с самого начала царствования Михаила Феодоровича пятнадцатилетний срок давности к этим искам не применялся, но лишь пятилетний срок. Но и эти обстоятельства не доказывают еще подложности этого указа.

Как бы то ни было, во всяком случае бессомненно, что с самого начала царствования царя Михаила Феодоровича применялся к искам о беглых крестьянах пятилетний срок давности, установленный указом 1597 года. Вскоре же из этого указа допускаются изъятия: 10 марта 1615 года Троицкому монастырю предоставляется право искать о возвращении беглых крестьян в течение 10 лет[177]. По указу 19 марта 1621 года предписывается возвратить в Чердынь, к прежним местам, всех ушедших с них крестьян, между тем из содержания челобитья чердынцев видно, что некоторые крестьяне ушли тому 13 лет. Отсюда, может быть, следует вывести, что давность не имела применения к искам о возвращении тяглых людей, потерявших право выхода прежде помещичьих и церковных крестьян.

По писцовому наказу 1646 года[178], данное Троицкому монастырю право искать возвращения беглых крестьян за девять и, как мы видели, собственно за десять лет, распространяется на дворян и детей боярских украйных и замосковных городов, во внимание затруднительности своевременного иска по причине отсутствия по службе.

В 1640/41 году эта привилегия распространяется на всех служилых людей, бывших для службы на Москве[179]. На челобитье же служилых людей об отмене срочных лет на предъявление иска о возвращении беглых крестьян последовал отказ, но десятилетняя давность, введенная в виде сперва местного, потом особенного закона, объявляется 9 марта 1642 го-да общим законом и вносится 11 марта того же года в список дополнительных к Судебнику указов[180]. В том же году для исков о возвращении насильно увезенных крестьян вводится пятнадцатилетняя давность, но по отношению к беглым указывается на закон 1642 года[181].

Но новое челобитье служилых людей об отмене срочных лет, поданное в 1645 (7153) году, 19 октября того же 1645 (7154) года определяется: той статьей о крестьянах быть по уложению прежних государей и как учинено в 7149 (1640/41) году, потому что перед уложением прежних государей прибавлено пять лет и учинено вдвое, десять лет[182]. Однако, несмотря на этот прямой отказ в удовлетворении притязаний служилых людей, в 1646 году в писцовом наказе на будущее время давность иска о возвращении беглых крестьян отменяется. В этом наказе постановляется[183]:

А как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, и по тем переписным книгам крестьяне и бобыли и их дети и братья и племянники будут крепки и без урочных лет, и которые породятся после той переписки и учнут жить дворами вновь, а тех дворов лишними дворами не ставить, потому что отцы их в переписных книгах написаны.

Из прочего содержания наказа видно, что при составлении писцовых книг производилось исследование о праве землевладельцев и о правильности приписки крестьян. Запиской на основании такого следствия пресекались все дальнейшие иски из прежнего времени, причем споры в будущем должны были быть решаемы единственно на основании вновь составленной писцовой книги. До тех пор, пока существовала пяти-, десятилетняя давность, крестьяне имели возможность бежать от слишком тяжкого угнетения, если им удалось скрыться в течение пяти- или десятилетнего срока. Но теперь уже они никоим образом не могут отделаться от господ и всегда могут быть возвращены к ним. Писцовыми книгами 1646 года закончено введение крепостного права, начатое составлением писцовых книг 1592/93 года.

Для прежнего времени давность пока еще оставалась в действии. Хотя из некоторых грамот видно, что пятнадцатилетняя давность применяется иной раз и к делам, где крестьяне не были увезены насильно[184], но по отношению к прежнему времени десятилетняя давность иска о беглых отменена лишь указом 2 января 1649 года, вошедшим в Уложение[185]. Поводом служило опять челобитье служилых людей. По обсуждении оного в комиссии об Уложении и по совещании с духовенством и служилыми людьми, как сказано в указе:

Мы указали и собором уложили: беглых крестьян и бобылей из бегов отдавать, сыскивая писцовыми книгами 1626 года без срочных лет.

Единственное исключение постановляется относительно дел решенных о беглых, ушедших до составления писцовых книг 1626 года; наконец, принятие беглых запрещается формально и установляется взыскание за нарушение этого запрещения.

Уложение, таким образом, отменило применение давности к крепостному праву. Как вообще крепостное состояние, так и, в частности, эта мера произошли из стремления ввести стойкость в государственные отношения. Укрепление крестьян была такая же государственная мера, как и наложение службы на служилых, приписка тяглых к тяглой земле и посадских к городам. На крепостных налагалась обязанность платить подати, исправлять повинности на государство и, кроме того, работать на помещика. Отмена давности иска о беглых была логическим последствием государственного характера крепостного права.

Со временем в этих отношениях произошел переворот. Вследствие реформ Петра Великого значение помещиков и вотчинников в государстве изменилось: они делаются землевладельцами; обязанность службы налагается не на землю, которой владеют, но лично на них, как дворян. Господство их над крестьянами теряет прежний государственный характер; стали основывать оное на праве собственности, принадлежащем землевладельцу на крестьян. Само государство признает частный характер помещичьей власти. Вместе с тем права землевладельцев расширяются все более и более и делаются неограниченными; осуществление их делается все более и более жестоким. Вследствие того число беглых умножается, иски и жалобы возрастают и делаются все сложнее и запутаннее, так как давности по ним не существует. Иски о возвращении потомков крестьян, ушедших за 100 лет, - не редкость. Для предупреждения слишком запутанных исков в 1754 году постановляется, что не допускается искать о возвращении беглых из времени до первой ревизии. О давности не говорится, но первая ревизия считается крайним пределом исков, потому что за прежнее время уже решительно нет никаких доказательств. Однако списки ревизий не имеют безусловной доказательной силы: если помещик докажет, что такой-то крестьянин пропущен в списках ошибкой, то тот признается его крепостным и записывается. Лишь в виде исключения основателям известных фабрик, учреждение которых государство желало облегчить или сделать возможным, дозволяется принимать и записывать к этим фабрикам беглых. Здесь из государственных расчетов ограничивается право частного лица на возвращение его крепостных.

§ 12. 9. Установление десятилетней давности

Различные сроки давности, действовавшие в XVII веке. – Постановления Уложения 1649 г. – Установление права десятилетнего срока. – Постановление манифеста 17 марта 1775 г. – Манифест 28 июня 1787 г. – Неправильные понятия о давности в указе 1798 г. и в банкротском уставе; отмена их в 1882 и 1825 гг. – Изъятие из действия давности дел, решенных именными указами, и отмена его законом 23 апреля 1845 г. – Запрещение укреплять свободных людей по манифесту 1775 г. и указам 1781 и 1783 гг. – Введение крепостного права в Малороссии в 1783 г. и в Новороссийском крае 1796 г. – Изъятие по толкованию Сената крепостного права из действия давности. – Изъятие меж генерального межевания из действия давности.

Из всего нашего изложения видно, что в истории русского права давность установилась довольно поздно, законодательной властью, для устранения разных неудобств в строе гражданского быта, притом не в виде общего правила для всех или многих отношений права, по особо разным учреждениям права. Все эти отдельные случаи имеют то общее между собой, что ими установляется давность исковая, которой срок не только, но и другие условия различны, смотря по предмету, о котором производится иск.

Сорокалетняя давность выкупа вотчин родовых образовалась, кажется, под влиянием греко-римского права. Впоследствии определены некоторые подробности этой давности отдельными указами. Так, например, указом 1679 года[186] исключена возможность перерыва этой давности подачей иска, чем характер сего срока существенно изменен был, так что его нельзя более причислять к срокам давности. Такой же характер придан назначенному в 1737 году трехлетнему сроку выкупа[187].

Сорокалетний срок давности применялся далее к искам о праве собственности на вещи недвижимые. Так как перерыв срока исключен лишь по отношению к выкупу, то мы вправе заключить, что по другим искам он допускался. Впрочем, о применении сорокалетней давности не имеем подробных сведений.

По искам об обязательствах по договорам существовала еще по Уложению пятнадцатилетняя давность. О ней существуют довольно подробные правила, и она более развита, нежели прочие случаи исковой давности. Она применима лишь к таким делам, в которых оспаривается самое основание, самое существование обязательства. Не допускается применение ее там, где действительность обязательства бесспорна или вследствие сознания, или вследствие собственноручного письменного акта. В этих случаях не допускается отказа от платежа под предлогом истечения срока давности. Таким образом, для применения давности требуется что-то в роде bona fides, требуется со стороны ответчика, ссылающегося на давность, чтобы он оспаривал основательность самого иска. Течение этой давности прерывается предъявлением челобитья о взыскании или исполнением части обязательства.

О сроках давности по искам об имуществах движимых мы знаем только, что иск о приплоде животных, бывших в чужом владении, прекращался истечением одного года.

О применении этих различных сроков давности в XVIII веке на практике нам пока ничего неизвестно, хотя, конечно, из дел прошлого века это можно бы было определить, если бы они были опубликованы. Мы знаем только, что в указах Екатерины II, вводивших десятилетнюю давность, о ней говорится как о чем-то совершенно новом; о ней говорится как о новой милости. Нигде не сказано, что прежние сроки давности отменяются или заменяются новым, что новый срок давности применяется к делам и отношениям, на которые до тех пор давность не имела применения, как это делается впоследствии, при применении десятилетней давности к привилегированным губерниям, в которых существовали разные сроки давности. Десятилетняя давность объявляется совершенно новоустановленным основным законом. Нигде не указывается на прежде существовавшие сроки, как бы таковых совершенно не было. Мы заключаем отсюда, что постановления Уложения вышли из употребления и не применялись на практике, в которой во все продолжение XVIII века господствовал, по всей вероятности, произвол.

Узаконение, в котором в первый раз упоминается о десятилетней давности, есть манифест 17 марта 1775 года[188]. В этом законоположении сказано:

4.1. Повелеваем всякого рода взыскания по делам казенным или уголовным, долее 10 лет продолжающиеся и в течение такового времени не кончаны суть, оставить, и если по подобным делам где содержится кто в тюрьме, то, не мешкав, освободить.

4.4. Всякого рода преступления, коим 10 лет прошло, и чрез таковое долгое время они не сделались гласными, и по ним производства не было, все таковые дела повелеваем отныне передать, если где об них взыскатели, истцы или доносители явятся, вечному забвению, и по сей статье и впредь поступать во Всероссийской Империи непременно[189].

[167] Царский Суд., ст. 76, 77, 80; А. И. I. N 154, XIII; N 221, II.

[169] А. И. IV. N 6, V; Уложение. Х, 256.

[170] Опыты по истории русского права. М., 1858, стр. 190, 191. - Беляев (Крестьяне на Руси) также приводит это запрещение (стр. 50, 52, 84 и 85).

[171] А. И. I. N 221, III, стр. 220-222. Чичерин (там же, стр. 223) относит этот указ неправильно к 1598 году; очевидно, он не обратил внимания на то, что в то время в России год начинался первым числом сентября.

[172] Архив исторических и практ. сведений, относящихся до России. 1859. III. Критика, стр. 57.

[173] Крестьяне на Руси, стр. 105, примеч.

[175] Судебник, изд. Татищевым. М., 1786, стр. 241-245.

[176] Этот указ заподозрен Карамзиным и за ним Погодиным в подлинности. Можно опровергать его свидетельство на том основании, что мы не имеем подлинника, даже не имеем списка, которым пользовался Татищев. Но Погодин оспаривает его подлинность на основании внутренних причин, на основании его содержания и образа выражения. Его доводы оказываются неосновательными, как это доказывал Костомаров, с чем отчасти соглашается и Погодин (ср. ст. Погодина в , 1858, IV: Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права, и ст. Костомарова под тем же заглавием в Калачова, 1859, II, и ст. обоих в III книжке того же издания).

[177] А. Э. III, N 66. Хотя в указе говорится за девять лет, но из него видно, что право иска распространяется и на текущий год, а запрещается искать крестьян, ушедших тому 11 лет.

[180] А. Э. IV, N 14, стр. 24; А. И. III, N 92, XXXIII, стр. 109, 110; А. Э. III, N 350.

[181] А. И. III, N 92, XXXIII, стр. 109, 110. Г. Беляев (Крестьяне на Руси, стр. 112, 123) говорит, что указ, на который здесь ссылаются, потерян. Между тем указ отпечатан под тем же номером, как и первый. Археографическая комиссия отпечатала под вышеозначенным номером целый ряд указов, вызванных одним и тем же челобитьем служилых людей. Эти указы весьма различного содержания; общее между ними лишь то, что они вызваны одним и тем же челобитьем.

[182] А. Э. IV, N 14, стр. 24, 25.

[184] Доп. к А. И. III, N 32, 33.

[187] Историческое изложение оснований к сокращению срока выкупа ср. у Неволина, Ист. росс. гражд. зак., стр. 89-98.

[189] Эта статья повторена в жалованной российскому дворянству грамоте от 21 апреля 1785 г., П. С. З. N 16187, ст. 14, и городовом положении, там же, N 16188, ст. 89.

Сергей Васильевич Иванов, «Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»

Юрьев день - отмечается 26 ноября по старому стилю, по новому стилю приходится на 9 декабря. В XVI-XVII веках приходился на 6 декабря.

День Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев (γεωργός, "георгос" по-гречески "земледелец").

В этот день происходили расчеты помещиков с нанятыми крестьянами по результатам сбора урожая, то есть на селе заканчивался финансовый год. Слово "объегорить" пошло от Егорьева дня, как иначе называли Юрьев день, и означало обмануть при расчетах.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика

В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое. Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.

С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него.

В Судебнике 1550, изданном при царе Иване IV Грозном, право "выхода" сохранилось.

Режим заповедных лет

"Заповедь " означает "запрет". По инициативе Бориса Годунова царь Фёдор Иоаннович запретил переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день в определенные годы на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда). Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, возникла поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

Но у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году, в правление того же самого царя Фёдора Ивановича, вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян - 5 лет. Если же в течение "урочных лет" помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма "урочных лет" прикрепила к земле не только тяглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие "заповедных лет". Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Далее Борис Годунов то отменял, то вновь вводил этот срок.

Закрепощение крестьян

В 1649 году было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых крестьян и возвращение их "с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил".

Соборное Уложение укрепляло централизованное управление и самодержавную власть. Это новое законодательство упраздняло некоторые традиционные для феодальной знати права - все города, а также монастырские и боярские слободы передавались под управление царской администрации; учреждался монастрыский приказ, ставивший владения церкви под контроль государства; монастырям запрещалось приобретать земли. Изъятие привилегий царское правительство компенсировало за счет крестьян. Крепостное состояние теперь становилось наследственным, а сыск беглых крестьян - бессрочным. Частновладельческие крестьяне прикреплялись не к земле, а к личности её владельца.

В наибольшем выигрыше оказались дворяне, получившие право передавать поместья с крестьянами по наследству женам и детям.

С Соборным Уложением 1649 принято связывать окончательное оформление крепостничества. В свою очередь, помещики были обязаны взыскивать подати со своих крепостных и своевременно вносить их в казну, а также (со времен Петра I) - сдавать определенное количество своих крепостных в солдаты. За укрывательство беглого рекрута любого помещика ждало суровое наказание.

Государственные "черносотные" крестьяне прикреплялись к земле, подати платили непосредственно царю и в своей повседневной жизни, как и в организации своего труда, были более свободными.

В итоге большинство крестьян было лишено земли и права смены места жительства. Поскольку крепостные были только частично заинтересованы в результатах своего труда, сформировавшийся аграрный строй сильно уступал европейскому.

Крепостничество и горожане

Рядовые горожане, или "посадские люди", получили монопольное право торговли в городах, но их также непосредственно затронуло крепостное право. Теперь их переезд из города в город и даже из одной посадской слободы в другую в одном городе делался невозможным. Посадские люди, как и крестьяне, несли тягло (платили подати) общинно, на основе круговой поруки и долю ушедшего из слободы должны были выплачивать те, кто в ней оставался. Беглые посадские люди также подлежали бессрочному сыску.

Юрьев день – дата (26 ноября ст.ст.), по которой определялся срок перехода крестьян от одного феодала к другому.

В конце правления Ивана III был подготовлен первый после «Русской правды» свод законов – Судебник 1497 г. Самой важной частью Судебника является знаменитая 57-я статья – «О крестьянском отказе». Она ограничивает переход крестьян от одного землевладельца к другому одним сроком – неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня (26 ноября). Устанавливается и точная сумма «пожилого» – расчетной платы крестьянина своему прежнему хозяину.

Содержание

↑Первый шаг на пути создания общерусской системы крепостного права

Введение Юрьева дня было первым шагом на пути создания общерусской системы крепостного права. В эпоху Ивана III мы впервые сталкиваемся с той системой отношений между феодалами и крестьянами, которую позднее назовут крепостным правом. (Заметим, что и само слово крестьяне – искаженное «христиане» – входит в употребление для обозначения всей массы сельского населения также начиная с XV столетия). Со второй половины XV в. и вплоть до начала XX в. тема крепостного права в разных ее аспектах (закрепощение крестьян, усиление крепостного права, борьба за отмену крепостного права, пережитки крепостничества и т.д.) будет постоянно звучать в русской истории. Поэтому необходимо с самого начала дать читателю нашего учебника некоторые пояснения.

↑Этапы формирования крепостного права

Существует множество мнений и суждений относительно происхождения крепостного права, его сущности и исторического значения. Не вдаваясь в подробности ученых споров, наметим основные этапы в развитии этого сложного и многообразного исторического явления.

Первый этап в истории крепостного права как общерусского явления начинается с 1497 г. (Судебник Ивана III) и заканчивается в 80-е годы XVI столетия. Основное содержание первого этапа – ограничение права перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Судебник 1497 г. разрешает переход лишь в период между 19 ноября и 3 декабря (неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня, 26 ноября). При этом устанавливается довольно высокая ставка расчетной платы: «в полех (то есть в южных, степных районах) за двор (то есть за избу и хозяйственные постройки) рубль, а в лесех (то есть северных, лесных районах) полтина».

Судебник 1550 г. подтвердил норму Юрьева дня, но при этом повысил плату за пожилое.

В конце правления Ивана Грозного глубокий социально- экономический кризис вынудил правительство пойти на полный запрет крестьянского перехода. Эта мера вводилась поэтапно, от одного района страны к другому. Поэтому можно назвать лишь начальную дату – 1581 г. Власти опасались крестьянских волнений из-за отмены Юрьева дня. Было объявлено, что «заповедные годы» (то есть годы, когда переход «заповедан», запрещен) – всего лишь временное явление, вызванное необходимостью провести перепись населения. Предполагалось, что после составления новых писцовых книг (подробных росписей всего податного населения) Юрьев день будет восстановлен. Однако этого не произошло.

Второй этап формирования крепостнической системы в России начинается в 80-е годы XVI в. и заканчивается Соборным Уложением 1649 г. Основное содержание этого этапа – увеличение срока сыска беглых крестьян. Даже в «заповедные годы» многие крестьяне в поисках лучшей доли продолжали переходить от одного хозяина к другому. Лишившиеся своих работников помещики писали жалобы местным и центральным властям, требуя вернуть беглецов. Однако чем дольше времени прошло с момента побега, тем труднее это было сделать. Поэтому царь Федор Иванович в 1597 г. издает закон о 5- летнем сроке сыска беглых крестьян. В истории России появляется новое понятие – «урочные годы» (от слова «урок», то есть срок).

Продолжительность «урочных лет» менялась в зависимости от поворотов в политике правителей. Так, например, Борис Годунов в голодные годы временно восстановил право Юрьева дня (1601 – 1602 гг.), но только на землях провинциальных дворян. Царь Василий Шуйский в 1607 г. установил 15-летний срок сыска беглых крестьян. Однако уже через три года этот указ стал недействительным, так как сам Шуйский был сведен с престола. Правительство Михаила Романова в 1637 г. устанавливает 9-летний срок розыска и возвращения беглецов, а уже в 1641 г. увеличивает срок до 10 лет. Соборное уложение 1649 г. как бы подводит черту под этими экспериментами, устанавливая бессрочный, пожизненный розыск.

Третий этап в развитии крепостного права занимает почти полтора столетия: от Соборного Уложения 1649 г. до «манифеста о трехдневной барщине», изданного Павлом I в 1797 г. В этот период крепостное право развивается в направлении усиления власти помещика над личностью крестьянина. Уже Соборное Уложение позволило землевладельцам распоряжаться имуществом крестьян. В правление Петра Великого происходит объединение двух самостоятельных сословий – крестьян и холопов – в новое сословие крепостных крестьян. От крестьян они унаследовали обязанность нести «государево тягло» (повинности в пользу государства), а от холопов – полную зависимость от хозяина, отсутствие каких-либо прав личности. Крепостные крестьяне обязаны были платить подати как государству, так и своему помещику.

На протяжении всего XVIII столетия крепостные крестьяне теряют остатки своих человеческих прав. В 1760 г. помещикам разрешается без суда и следствия ссылать неугодных крестьян в Сибирь на поселение, а с 1765 г. – и на каторгу на любой срок. В 1767 г. крестьянам было категорически воспрещено жаловаться на своих помещиков. В итоге к концу столетия крепостное право вплотную приближается к рабству. Это крайнее бесправие крестьян ярко изобразил А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву», изданной в 1790 г.

Превращение крестьян в рабов подрывало одну из основ феодального способа производства – личную заинтересованность земледельца в результатах своего труда. В некоторых районах страны (в основном – на юге, в черноземной полосе) помещики находят выгодным для себя полностью переводить крестьян на барщину, отбирая у них собственные наделы земли и выдавая ежемесячное содержание продуктами («месячина»). Обеспокоенное экономическим последствиями безудержного роста крепостного произвола, правительство предпринимает робкие шаги для его ограничения.

Четвертый этап в истории крепостного права начинается с известного «манифеста о трехдневной барщине» императора Павла I (1797 г.) В этом манифесте царь советует своим дворянам не заставлять крестьян работать на барщине более трех дней в неделю, так как иначе они не будут иметь времени для поддержания собственного хозяйства. В том же направлении – ограничения и смягчения крепостного права – выдержаны и другие указы российских императоров, появившиеся в период между 1797 и 1861 г. Однако лишь полная отмена крепостного права в 1861 г. завершила четвертый и последний этап в его долгой истории.

Юрьев день – дата (26 ноября ст.ст.), по которой определялся срок перехода крестьян от одного феодала к другому.

В конце правления Ивана III был подготовлен первый после «Русской правды» свод законов – Судебник 1497 г. Самой важной частью Судебника является знаменитая 57-я статья – «О крестьянском отказе». Она ограничивает переход крестьян от одного землевладельца к другому одним сроком – неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня (26 ноября). Устанавливается и точная сумма «пожилого» – расчетной платы крестьянина своему прежнему хозяину.

Содержание

↑Первый шаг на пути создания общерусской системы крепостного права

Введение Юрьева дня было первым шагом на пути создания общерусской системы крепостного права. В эпоху Ивана III мы впервые сталкиваемся с той системой отношений между феодалами и крестьянами, которую позднее назовут крепостным правом. (Заметим, что и само слово крестьяне – искаженное «христиане» – входит в употребление для обозначения всей массы сельского населения также начиная с XV столетия). Со второй половины XV в. и вплоть до начала XX в. тема крепостного права в разных ее аспектах (закрепощение крестьян, усиление крепостного права, борьба за отмену крепостного права, пережитки крепостничества и т.д.) будет постоянно звучать в русской истории. Поэтому необходимо с самого начала дать читателю нашего учебника некоторые пояснения.

↑Этапы формирования крепостного права

Существует множество мнений и суждений относительно происхождения крепостного права, его сущности и исторического значения. Не вдаваясь в подробности ученых споров, наметим основные этапы в развитии этого сложного и многообразного исторического явления.

Первый этап в истории крепостного права как общерусского явления начинается с 1497 г. (Судебник Ивана III) и заканчивается в 80-е годы XVI столетия. Основное содержание первого этапа – ограничение права перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Судебник 1497 г. разрешает переход лишь в период между 19 ноября и 3 декабря (неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня, 26 ноября). При этом устанавливается довольно высокая ставка расчетной платы: «в полех (то есть в южных, степных районах) за двор (то есть за избу и хозяйственные постройки) рубль, а в лесех (то есть северных, лесных районах) полтина».

Судебник 1550 г. подтвердил норму Юрьева дня, но при этом повысил плату за пожилое.

В конце правления Ивана Грозного глубокий социально- экономический кризис вынудил правительство пойти на полный запрет крестьянского перехода. Эта мера вводилась поэтапно, от одного района страны к другому. Поэтому можно назвать лишь начальную дату – 1581 г. Власти опасались крестьянских волнений из-за отмены Юрьева дня. Было объявлено, что «заповедные годы» (то есть годы, когда переход «заповедан», запрещен) – всего лишь временное явление, вызванное необходимостью провести перепись населения. Предполагалось, что после составления новых писцовых книг (подробных росписей всего податного населения) Юрьев день будет восстановлен. Однако этого не произошло.

Второй этап формирования крепостнической системы в России начинается в 80-е годы XVI в. и заканчивается Соборным Уложением 1649 г. Основное содержание этого этапа – увеличение срока сыска беглых крестьян. Даже в «заповедные годы» многие крестьяне в поисках лучшей доли продолжали переходить от одного хозяина к другому. Лишившиеся своих работников помещики писали жалобы местным и центральным властям, требуя вернуть беглецов. Однако чем дольше времени прошло с момента побега, тем труднее это было сделать. Поэтому царь Федор Иванович в 1597 г. издает закон о 5- летнем сроке сыска беглых крестьян. В истории России появляется новое понятие – «урочные годы» (от слова «урок», то есть срок).

Продолжительность «урочных лет» менялась в зависимости от поворотов в политике правителей. Так, например, Борис Годунов в голодные годы временно восстановил право Юрьева дня (1601 – 1602 гг.), но только на землях провинциальных дворян. Царь Василий Шуйский в 1607 г. установил 15-летний срок сыска беглых крестьян. Однако уже через три года этот указ стал недействительным, так как сам Шуйский был сведен с престола. Правительство Михаила Романова в 1637 г. устанавливает 9-летний срок розыска и возвращения беглецов, а уже в 1641 г. увеличивает срок до 10 лет. Соборное уложение 1649 г. как бы подводит черту под этими экспериментами, устанавливая бессрочный, пожизненный розыск.

Третий этап в развитии крепостного права занимает почти полтора столетия: от Соборного Уложения 1649 г. до «манифеста о трехдневной барщине», изданного Павлом I в 1797 г. В этот период крепостное право развивается в направлении усиления власти помещика над личностью крестьянина. Уже Соборное Уложение позволило землевладельцам распоряжаться имуществом крестьян. В правление Петра Великого происходит объединение двух самостоятельных сословий – крестьян и холопов – в новое сословие крепостных крестьян. От крестьян они унаследовали обязанность нести «государево тягло» (повинности в пользу государства), а от холопов – полную зависимость от хозяина, отсутствие каких-либо прав личности. Крепостные крестьяне обязаны были платить подати как государству, так и своему помещику.

На протяжении всего XVIII столетия крепостные крестьяне теряют остатки своих человеческих прав. В 1760 г. помещикам разрешается без суда и следствия ссылать неугодных крестьян в Сибирь на поселение, а с 1765 г. – и на каторгу на любой срок. В 1767 г. крестьянам было категорически воспрещено жаловаться на своих помещиков. В итоге к концу столетия крепостное право вплотную приближается к рабству. Это крайнее бесправие крестьян ярко изобразил А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву», изданной в 1790 г.

Превращение крестьян в рабов подрывало одну из основ феодального способа производства – личную заинтересованность земледельца в результатах своего труда. В некоторых районах страны (в основном – на юге, в черноземной полосе) помещики находят выгодным для себя полностью переводить крестьян на барщину, отбирая у них собственные наделы земли и выдавая ежемесячное содержание продуктами («месячина»). Обеспокоенное экономическим последствиями безудержного роста крепостного произвола, правительство предпринимает робкие шаги для его ограничения.

Четвертый этап в истории крепостного права начинается с известного «манифеста о трехдневной барщине» императора Павла I (1797 г.) В этом манифесте царь советует своим дворянам не заставлять крестьян работать на барщине более трех дней в неделю, так как иначе они не будут иметь времени для поддержания собственного хозяйства. В том же направлении – ограничения и смягчения крепостного права – выдержаны и другие указы российских императоров, появившиеся в период между 1797 и 1861 г. Однако лишь полная отмена крепостного права в 1861 г. завершила четвертый и последний этап в его долгой истории.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: