Право государства на проведение национализации

Обновлено: 01.05.2024

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация – это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имуществав частную собственность.(см. далее)

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам – членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов «каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними… включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права».

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами – резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов в национализации.

В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы национализации имеют экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, pacполагавшегося в это время за границей.

Признание экстерриториального действия законов о национализации в подавляющем большинстве государств; происходит сегодня в силу использования коллизионной привязки lex rei sitae, которая, как уже подчеркивалось выше, является базовой при определении моментов возникновения и перехода права собственности на имущество. Поэтому в случае возникновения соответствующих споров суды обязаны, по общему правилу, руководствоваться законодательством того государства, где была проведена национализация.

Ситуация, однако, несколько осложняется, когда речь идет об имуществе, находившемся в момент национализации за границей. Судебная практика многих западных государств в данном случае основывается на тезисе о том, что приобретение права собственности на такое имущество также должно осуществляться на основании законов страны его места нахождения, а не права государства, осуществившего национализацию. В соответствии с этим подходом из-под действия законов о национализации изымаются практически все зарубежные финансовые активы и материальные ценности, принадлежавшие национализированным предприятиям.

В российской правовой доктрине на этот счет существует другая точка зрения. В нашей стране практически общепризнанно, что нахождение какой-либо части имущества национализируемого предприятия за границей не имеет юридического значения, так как национализация распространяется на все имущество соответствующего юридического лица. Что же касается правового статуса имущества зарубежных филиалов национализированных предприятий, то он должен устанавливаться на основании их личного закона (lex societatis), в соответствии с которым, как известно, определяются порядок ликвидации юридических лиц и наступающие в связи с этим последствия.

Из России уходят зарубежные компании, а это значит, что закрываются производства, сокращаются рабочие места. «Единая Россия» внесла на рассмотрение в нижнюю палату Парламента РФ законопроект о национализации.

Что это значит, каковы плюсы и минусы процедуры, расскажем в статье. Сначала разберемся с термином.

Понятие национализации

Что такое национализация? Если кратко, то это переход частной собственности в статус государственной. Может проводиться как с выплатой компенсаций, так и без них.

Гражданский кодекс России определяет этот термин как обращение имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам, в государственное.

Некоторые особенности:

  • Национализация – это переход в государственную собственность с компенсацией бывшему владельцу, а экспроприация – переход без выплаты средств владельцам. Но традиция использования слова «национализация» (далее – Н.) означает любой переход к государству, то есть включает в себя и экспроприацию.
  • Чаще подобные меры инициируют правительства развивающихся стран, чтобы обеспечить приток капитала в бюджет.
  • Не стоит путать национализация с государственно-частным партнерством. ГЧП – это когда государство и бизнес объединяются для реализации какого-либо масштабного и социально-значимого проекта. В рамках объединения стороны распределяют затраты, задачи и риски – все для того, чтобы будущий проект оказался максимально жизнеспособным и экономически эффективным.

Национализация в истории

Первый в истории масштабный опыт Н. – советский. Она объединила ряд этапов, законодательно отраженных в Декрете о земле (позднее конкретизированном «Положением о социалистическом землеустройстве…» от 14.02.1919 г.), декрете ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года. Государству перешел морской и речной торговый флот, железные дороги и железнодорожный транспорт, была установлена государственная монополия на внешнюю и внутреннюю торговлю.

С 28 июня 1918 года Н. стала массовой: к осени 1918 года под контроль государства перешло свыше 9,5 тысяч предприятий, весной 1919 крупные промышленные предприятия были почти полностью переведены из частной собственности. Летом 1919 года массовая Н. коснулась средних и малых предприятий. В итоге общее число национализированных предприятий превысило 37 тысяч.

Советский Союз – не единственная страна, применившая Н. В Канаде крупная североамериканская энергетическая компания Kinder Morgan попыталась расширить нефтепровод, который шел от внутренних районов Канады к побережью. Расширение трубопровода было предназначено для увеличения экспорта нефти в страны Азии, где ожидался рост потребления. Но потенциальное воздействие строительства трубопровода на окружающую среду вызвало множество задержек в регулировании и вызвало протесты по всей Канаде.

Компания столкнулась с препятствиями и задержками на региональном уровне. Правительство Канады купило трубопровод, фактически национализировав его, чтобы ускорить и обеспечить его строительство. Ожидалось, что строительство трубопровода принесет пользу канадской экономике в долгосрочной перспективе и, следовательно, представляло интерес для правительства. Проект весьма спорный, но является хорошим примером своего рода Н.

Правительство США в 1984 году национализировало Continental Illinois Bank and Trust, признанный банкротом, и через 10 лет продало его Bank of America.

А вот пример обратного процесса. Россия в 1990-х годах пережила приватизацию — это когда государственные и муниципальные предприятия переходят в руки частных собственников.

Многие предприятия после национализации раннего советского периода успешно продолжают работу, одно из них – Уралтрансмаш, выпускающий, в том числе трамваи

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 9% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Цели национализации

Политические – когда отношения между двумя странами ухудшаются, правительства обеих стран может принять решение о Н. предприятий, принадлежащих другой стране, чтобы обоюдно сократить национальный доход.

Предотвращение иностранного господства в экономике – наблюдается, когда правительство одной страны проводит Н. компаний другой страны на своей территории, чтобы сократить зависимость от иностранного капитала и минимизировать вероятность воздействия на экономику извне.

Потребность в большом капитале – компания хочет привлечь капитал для развития и может предложить государству национализировать бизнес или его часть, вложив в него необходимые средства.

Как происходит национализация

Разные страны проводят процесс Н. по-разному. Так, в России большевики единого акта о Н. не принимали, и она была юридически выражена в нескольких декретах, принятых с конца 1917 и в течение 1918 года, посвященных разным видам имущества (земле, недвижимости в городах, имуществу в банковской сфере, промышленному имуществу).

В чем выгода

Н. бывает целесообразной, особенно при растущих рисках безработицы или оттока иностранного капитала.

  • Обеспечивает стабильную поставку основных услуг.

Когда основные услуги, такие как водоснабжение, принадлежат частным лицам, это может создавать риски для граждан. Н. в таких случаях обеспечивает эффективность поставок.

  • Защищает стратегически важные отрасли .

Н. стратегически важного бизнеса связана с тем, что может быть опасно допускать, чтобы он находился в руках частного лица или иностранного инвестора.

  • Обеспечивает интересы всего общества .

Исходя из того, что целью правительства является обеспечение интересов общества, Н. предприятий, как правило, приносит больше пользы обществу в целом, чем когда эти предприятия принадлежали частным лицам, а еще обеспечивает удовлетворение общественных интересов и корректирует дисбаланс в средствах производства.

Одно из основных преимуществ Н. в том, что приобретение частных и иностранных компаний может приводить к значительному сокращению частной монополии.

Когда бизнес национализируется, может быть мобилизован крупный капитал для обеспечения крупномасштабных инвестиций.

За что критикуют

  • Низкая производительность и неэффективность национализированных предприятий .

Государственные предприятия нередко управляются неэффективно, что снижает их выручку.

Когда правительство берет на себя управление частным бизнесом, частная инициатива уменьшается, что также связано с отсутствием конкуренции.

В компаниях, принадлежащих и управляемых государством, нередко высок уровень коррупции.

Менеджмент, ориентированный на политику, а не экономику, может привести к нерациональному распределению ресурсов.

Например, государство контролирует весь нефтяной сектор, и частный сектор не может выйти на рынок, внедрить инновации. Это может привести к росту цен, снижению конкурентоспособности на этом участке по сравнению с зарубежными производителями.

Правительство США в 1984 г. национализировало Continental Illinois Bank and Trust, на фото его главный офис в Чикаго

Последствия и итоги национализации

В краткосрочной перспективе Н. может обеспечить приток доходов в государственный бюджет, но способна также сделать отрасль неконкурентоспособной и неустойчивой в долгосрочной перспективе. Зарубежные компании, начиная бизнес в другой стране, знают об этих рисках, о вероятности потери инвестиций и бизнеса в случае политической напряженности.

Основной результат Н. – государственные институты начинают получать доход от предприятия. Они же несут ответственность по обязательствам компании. Национализированные предприятия обычно не берут займы на внутреннем рынке кроме краткосрочных. Если они приносят прибыль, средства часто используются для финансирования других государственных расходов, таких как социальные программы или исследования, внедрение результатов которых способствует развитию государства.

Деньги, спрятанные под подушкой, обесцениваются. Сберегите средства от инфляции и заставьте накопления работать на вас. Откройте вклад в Совкомбанке со ставкой до 9% годовых. Гибкие условия сыграют вам на руку:

  • вы можете открыть вклад дистанционно;
  • управлять им не выходя из дома;
  • увеличить ставку, пользуясь картой «Халва».

Дополнительную сохранность средств обеспечивает государственная Система страхования вкладов.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранным физическим и юридическим лицам, вытекает из такого общепризнанного принципа международного права, как суверенитет государства.

Во-первых, всякий акт национализации - это акт государственной власти;

во-вторых, это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц;

в-третьих, национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам);

в-четвертых, каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то в каком размере. Внутренний закон государства может предусмотреть предоставление компенсации, условия и время ее выплаты, что имело место в ряде стран.

Под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства.

Условия проведения национализации определяются внутренним правом каждого государства, а не международным. Каждое государство устанавливает свои правила национализации, однако можно выделить несколько общих черт: – национализацию может проводить лишь государственная власть посредством издания акта. В соответствии с Конституцией Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Существует долгий процесс национализации, включающий в себя издание акта, опись имущества, равноценное возмещение владельцу, изъятие;

– эта мера носит общественный характер;

– не является наказанием, но носит принудительный характер, поскольку оспорить акт национализации невозможно;

– национализация осуществляется в отношении собственности как российских юридических и физических лиц, так и иностранных;

– только государство устанавливает размер компенсации, национализация носит возмездный характер;

– носит экстерриториальный характер, это означает то, что государство, осуществившее национализацию, признается за границей собственником имущества, не только находившегося на его территории, но и находившегося на территории другого государства.

При рассмотрении судами дел, касающихся национализированного имущества, применяются законы государства, осуществившего национализацию.

В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, т.е. должны признаваться и за пределами государства их принявшего.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Признание одним государством национализации собственности его граждан и юридических лиц проведенное одним государством часто становится в международной практике предметом международных соглашений. В таком соглашении могут быть урегулированы и взаимные имущественные претензии возникшие с проведением национализации. Урегулирование подобных претензий вытекает из самого факта признания действия национализации.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Право государства на национализацию собственности. Условия проведения национализации. Экстерриториальное действие законов о национализации.

Право государства на национализацию собственности. Условия проведения национализации. Экстерриториальное действие законов о национализации.

Право государства на национализацию собственности. Условия проведения национализации. Экстерриториальное действие законов о национализации.

Национализация предполагает огосударствление, то есть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передачу его в собственность государства. Национализацию рассматривают как одно из проявлений государственного суверенитета. Право государств на национализацию собственности, находящейся на их территории, в том числе и собственности, принадлежащей иностранцам, подтверждено рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности. Резолюцией 57№ 626 (VII) от 21.12.1952 г. «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов», а также решениями Международного Суда ООН.

Приватизация - это процесс, обратный национализации, т.е. передача государственного имущества в частную собственность.

Отношения собственности, возникающие между государством и физическим или юридическим лицом, определяются внутренним правом государства, проводящим соответствующие мероприятия. Проводя национализацию собственности иностранцев, государство несет в отношении бывших собственников только те обязательства, которые вытекают из содержания принципа национального режима. Если национализация безвозмездна в отношении собственных граждан, то и в отношении иностранцев может действовать тот же принцип. Однако внутренним законодательством может быть предусмотрено предоставление иностранным собственникам определенной компенсации, порядок и условия ее выплаты.

Общими чертами национализации, независимо от страны ее проведения, является то, что:

1) это акт государственной власти;

2) это социально-экономическая мера общего характера;

3) она может осуществляться в отношении любой собственности вне зависимости от ее принадлежности;

4) каждое государство самостоятельно определяет решение всех вопросов, связанных с компенсацией собственникам национализированного имущества.

Законы о национализации всегда имеют экстерриториальное значение.

Осуществление приватизации имеет целью уменьшение размеров собственности, принадлежащей государству. Эта мера также носит социально-экономический характер и направлена на реорганизацию существующих отношений собственности. Государство самостоятельно определяет формы и методы проведения приватизации, условия допуска иностранцев к участию в приватизационных процессах.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Национализация собственности и ее признание. Право государств на проведение национализации, признание экстерриториального действия законов иностранного государства о национализации.

Национализация собственности и ее признание. Право государств на проведение национализации, признание экстерриториального действия законов иностранного государства о национализации.

Национализация собственности и ее признание. Право государств на проведение национализации, признание экстерриториального действия законов иностранного государства о национализации.

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация – это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имуществав частную собственность.(см. далее)

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам – членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов «каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними… включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права».

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами – резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов в национализации.

В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы национализации имеют экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, pacполагавшегося в это время за границей.

Признание экстерриториального действия законов о национализации в подавляющем большинстве государств; происходит сегодня в силу использования коллизионной привязки lex rei sitae, которая, как уже подчеркивалось выше, является базовой при определении моментов возникновения и перехода права собственности на имущество. Поэтому в случае возникновения соответствующих споров суды обязаны, по общему правилу, руководствоваться законодательством того государства, где была проведена национализация.

Ситуация, однако, несколько осложняется, когда речь идет об имуществе, находившемся в момент национализации за границей. Судебная практика многих западных государств в данном случае основывается на тезисе о том, что приобретение права собственности на такое имущество также должно осуществляться на основании законов страны его места нахождения, а не права государства, осуществившего национализацию. В соответствии с этим подходом из-под действия законов о национализации изымаются практически все зарубежные финансовые активы и материальные ценности, принадлежавшие национализированным предприятиям.

В российской правовой доктрине на этот счет существует другая точка зрения. В нашей стране практически общепризнанно, что нахождение какой-либо части имущества национализируемого предприятия за границей не имеет юридического значения, так как национализация распространяется на все имущество соответствующего юридического лица. Что же касается правового статуса имущества зарубежных филиалов национализированных предприятий, то он должен устанавливаться на основании их личного закона (lex societatis), в соответствии с которым, как известно, определяются порядок ликвидации юридических лиц и наступающие в связи с этим последствия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве

§ 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве Наследование является одним из старейших институтов права, отличающимся известной стабильностью и, как принято считать, определенным консерватизмом. Подверженное

1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве

1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве Особенность международного частного права как полисистемного комплекса определяется не только характерными чертами его предмета и источников. Специфичен также и метод (способ)

Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 3.1. Понятие и виды коллизионных норм Как уже отмечалось выше, основное содержание международного частного права сводится к выявлению и поиску путей разрешения коллизионной проблемы.В МЧП «конкуренция» правовых

3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве

3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их

4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве Правовая доктрина большинства других стран, включая РФ, обычно определяет гражданскую правоспособность физического лица как его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей,

Тема 5 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Тема 5 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются

Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом

6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве

6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей

9.1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве

9.1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве Под международным гражданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой

15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об

27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ В наследственных отношениях с иностранным элементом можно выделить три группы вопросов в зависимости от особенностей их коллизионно-право-вого регулирования. 1. Наследование по закону. Данная ситуация

40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Исключительные права – «интеллектуальная собственность».Особенности отношений по исключительным правам с иностранным элементом: 1. Имеют строго территориальный характер действия, собственность, охраняемая по

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: