Правительство в суде это

Обновлено: 27.04.2024

Представительство в суде интересов Правительства РФрегламентируется Постановлением Правительства РФ "О Регламенте Правительства Российской Федерации".

В случае предъявления в суд общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ, исковых или иных требований к Правительству Российской Федерации представление интересов Правительства в суде осуществляют федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство в суде без доверенности.

Для представления позиции в Верховном Суде РФ Правительство назначает своего полномочного представителя, действующего от имени Правительства без доверенности.

Руководители федеральных органов исполнительной власти могут назначать представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Федеральный орган исполнительной власти, назначивший представителя Правительства в суде, обязан в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений, доложить в Правительство о результатах рассмотрения дела в суде.

В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации), соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке незамедлительно докладывает о принятом решении, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу - о мерах по его выполнению.

33. Виды (объем) и порядок оформления полномочий судебного представителя. Оформление полномочий адвоката. Последствия ненадлежащего оформления полномочий судебного представителя.

Объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств:

1. От объема полномочий доверителя;

2. От того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.

Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.

Общие полномочия - это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности:

· знакомство с материалами дела, снятие копий с материалов дела;

· представление доказательств, участие в исследовании доказательств и иные.

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности:

· подписание искового заявления, предъявление его в суд;

· передача спора на рассмотрение третейского суда;

· предъявление встречного иска;

· полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера;

· изменение предмета или основания иска;

· заключение мирового соглашения;

· передача полномочий другому лицу (передоверие);

· обжалование судебного постановления;

· предъявление исполнительного документа к взысканию;

· получение присужденного имущества или денег.

Следует иметь в виду, что и в гражданском процессе при осуществлении важнейших распорядительных действий законные представители обязаны соблюдать ограничения, установленные в материальном праве. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, сдаче его в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства:

1. Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют следующие документы:

· родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт;

· усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении;

· опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.

2. Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Соучастник вправе заявить устное ходатайство в ходе судебного разбирательства о том, что они поручают ведение дела одному из соучастников. Таким же образом могут быть оформлены полномочия лица (не являющегося адвокатом), о допуске которого к представительству по конкретному делу заявило лицо, участвующее в деле.

Практически во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью.

Доверенность - специальный документ, дающий право либо на совершение всех процессуальных действий, на ведение любых гражданских дел, либо на ведение конкретного дела, на совершение конкретного процессуального действия.

Доверенности делятся на общие и специальные.

Общие доверенности выдаются, например, от имени организации юрисконсульту в том, что он вправе представительствовать по всем делам и во всех судах, в том числе общей юрисдикции. Граждане также вправе выдать общую доверенность.

Специальная доверенность выдается на осуществление функций представительства по определенному делу или на совершение определенных процессуальных действий (например, на участие в суде кассационной инстанции).

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены:

· нотариусом либо организацией, в которой работает или учится доверитель;

· жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя;

· администрацией учреждения социальной защиты населения, а также стационарного лечебного учреждения;

· командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения.

· начальником места лишения свободы, в котором отбывает наказание доверитель.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет со дня ее совершения. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Отсутствие у судебного представителя права на предъявление заявления в суд влечет:

· возвращение искового заявления, если соответствующий факт будет обнаружен судьей в момент обращения представителя к суду;

· оставление заявления без рассмотрения, если соответствующий факт будет обнаружен после возбуждения производства по делу.

· оставление заявления без движения, если на исковом заявлении отсутствует подпись представителя.

Что касается последствий ненадлежащего оформления иных специальных полномочий, то процессуальные действия, совершенные представителем при отсутствии у него соответствующих полномочий, не влекут юридических последствий для доверителя. Если представителем такие действия были совершены, то вынесенные судом или судебным приставом-исполнителем акты (решения и определения) подлежат пересмотру в установленном законом порядке.

Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий; Президент РФ контролирует выполнение данных полномочий, дает новые поручения. Многие полномочия Президента РФ непосредственно касаются деятельности Правительства РФ:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти

3) по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ

Президент имеет мощные рычаги воздействия на Правительство РФ путем персональных назначений членов Правительства РФ и принятия необходимых решений, в т.ч. в сфере исполнительной власти.

В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ.

Правительство и федеральное собрание Рф

1) Отношения Федерального Собрания с Правительством РФ определяются прежде всего через принимаемые парламентом страны федеральные законы, которые Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти должно исполнять и проводить в жизнь.

2) Другой, наиболее сильный рычаг воздействия Государственной Думы — утверждение федерального бюджета — обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства РФ.

3) И, наконец, третий рычаг — дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ и вынесение этой палатой Федерального Собрания вотума недоверия Правительству РФ. Однако последние действия являются весьма проблематичными и ответственными для Государственной Думы, так как при определенных условиях Государственная Дума может быть распущена.

Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Законопроектная деятельность Правительства РФ(*1) осуществляется в соответствии с принимаемыми им программами и планами, которые формируются Правительством РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и иных организаций.

Правительство и судебная власть.

Правительство РФ в пределах своих полномочий:

а) производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

б) обеспечивает исполнение судебных решений. Предложения о финансировании в очередном финансовом году судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей, согласованные с Советом судей РФ, представляются в Правительство РФ Конституционным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ за 60 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу.

Взаимоотношения Правительства РФ и органов судебной власти можно рассматривать и в аспекте осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, который ведется по таким главным направлениям, как:

1) контроль Конституционного Суда РФ за соответствием Конституции РФ нормативных правовых актов Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ;

2) контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц (государственных служащих);

3) контроль арбитражных судов за законностью ненормативных (индивидуальных) актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в области хозяйственной (предпринимательской) деятельности(*1).

В случае признания Конституционным Судом РФ федеральных законов или их отдельных положений неконституционными Правительство РФ в пределах своих полномочий принимает меры по обеспечению должного правового регулирования общественных отношений, которые затрагиваются решением Конституционного Суда РФ.

В случае признания соответствующими судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ Правительство РФ принимает решение о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством.

VIII. Порядок взаимоотношений Правительства

с органами судебной власти

110. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" Правительство разрабатывает проект федерального закона о федеральном бюджете в части финансового обеспечения деятельности судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

111. Предложения о финансовом обеспечении деятельности в очередном финансовом году судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей, согласованные с Советом судей Российской Федерации, представляются в Правительство Конституционным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за 60 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

112. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации участвуют в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в части финансового обеспечения деятельности судов с целью устранения разногласий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии неустраненных разногласий Правительство прилагает к проекту федерального закона о федеральном бюджете предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации со своим заключением.

113. В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации федеральных законов или их отдельных положений неконституционными Правительство в пределах своих полномочий принимает меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

114. В случае признания соответствующими судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации Правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Решения судов незамедлительно доводятся Правительством до сведения всех органов и организаций, которым рассылались соответствующие акты Правительства.

115. Для представления позиции Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Правительство из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, назначает полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, действующего от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных судах в соответствии с настоящим Регламентом.

(п. 115 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

116. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" представителями Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации могут быть Председатель Правительства, полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, а также представители по отдельным делам, назначаемые поручениями Председателя Правительства из числа адвокатов или лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

117. Лица, назначенные представителями Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным делам, согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с заместителями Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2007 N 492)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представители Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации координируют свои действия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а представители по отдельным делам - с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

118. В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.11.2009 N 968, от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае предъявления в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд исковых или иных требований к Аппарату Правительства представление интересов Аппарата Правительства в суде (кроме Верховного Суда Российской Федерации) осуществляют сотрудники Аппарата Правительства.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2009 N 968, в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

119. В случае обращения Правительства в суд для разрешения возникшего спора распоряжением Правительства либо поручением Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства соответствующим федеральным органам исполнительной власти или полномочному представителю Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации (в зависимости от характера заявленных требований) поручается представлять интересы Правительства в суде.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

120. Полномочный представитель Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 118 и 119 настоящего Регламента, выступают представителями Правительства в соответствующем суде и вправе совершать от имени Правительства все процессуальные действия, в том числе имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 118 и 119 настоящего Регламента, могут назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов.

Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

121. Представление интересов Правительства в Верховном Суде Российской Федерации осуществляет полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации либо представители по отдельным делам, определенные поручением Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства. Представители Правительства по отдельным делам согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с одним из его заместителей. Представители Правительства по отдельным делам координируют свою деятельность с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 121 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

122. Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, представляют Правительство в суде без доверенности. Полномочия иного представителя Правительства в суде, действующего по их поручению, должны быть указаны в доверенности, подписанной руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

123. Федеральный орган исполнительной власти, назначивший представителя Правительства в суде, обязан в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений, доложить в Правительство о результатах рассмотрения дела в суде.

В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации), соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке незамедлительно докладывает о принятом решении, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу - о мерах по его выполнению.

124. Доклады о результатах рассмотрения судами исковых или иных предъявленных к Правительству требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации, представляются в Правительство не позднее января и июля по всем делам, рассмотренным за отчетное полугодие, если в ходе судебного процесса не возникли обстоятельства, не терпящие отлагательства.

124(1). Федеральные органы исполнительной власти в случае получения требования (запроса) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации в связи с рассмотрением ими дел, а также обращения (повестки, письма) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации в связи с рассмотрением ими дел, стороной по которым является Правительство, незамедлительно уведомляют об этом полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и направляют ему копии поступивших материалов.

Проект ответа федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам рассмотрения требования (запроса) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, обращения (повестки, письма) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, подлежит направлению полномочному представителю Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации на рассмотрение в течение 14 дней со дня их получения федеральным органом исполнительной власти, но не позднее 10 дней до истечения срока, отведенного федеральному органу исполнительной власти на их исполнение.

Проект ответа федерального органа исполнительной власти рассматривается полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее срока, установленного Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", требованием (запросом) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, обращением (повесткой, письмом) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации.

При наличии замечаний полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти дорабатывает проект ответа и после доработки направляет его соответственно в Конституционный Суд Российской Федерации, судье Конституционного Суда Российской Федерации, в Верховный Суд Российской Федерации, судье Верховного Суда Российской Федерации.

В случае несогласия федерального органа исполнительной власти с позицией полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации вопрос рассматривается заместителем Руководителя Аппарата Правительства, организующим законопроектную деятельность Правительства, с участием руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя (по указанию руководителя) и полномочного представителя.

В случае если единая позиция не была выработана, решение относительно проекта ответа принимается Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства.

(п. 124(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 333)

124(2). Полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в 2-дневный срок после официального опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации представляет Заместителю Председателя Правительства - Руководителю Аппарата Правительства и заместителю Руководителя Аппарата Правительства, организующему законопроектную деятельность Правительства, справку, содержащую информацию о принятом постановлении (реквизиты, обстоятельства рассмотрения дела, сущность принятого решения).

VIII РЕГЛАМЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ . Порядок взаимоотношений Правительства с органами судебной власти


VIII. Порядок взаимоотношений Правительства
с органами судебной власти

110. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" Правительство разрабатывает проект федерального закона о федеральном бюджете в части финансового обеспечения деятельности судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.

111. Предложения о финансовом обеспечении деятельности в очередном финансовом году судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей, согласованные с Советом судей Российской Федерации, представляются в Правительство Конституционным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за 60 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу.

112. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации участвуют в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в части финансового обеспечения деятельности судов с целью устранения разногласий.

При наличии неустраненных разногласий Правительство прилагает к проекту федерального закона о федеральном бюджете предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации со своим заключением.

113. В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации федеральных законов или их отдельных положений неконституционными Правительство в пределах своих полномочий принимает меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

114. В случае признания соответствующими судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации Правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Решения судов незамедлительно доводятся Правительством до сведения всех органов и организаций, которым рассылались соответствующие акты Правительства.

115. Для представления позиции Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Правительство из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, назначает полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, действующего от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных судах в соответствии с настоящим Регламентом.

116. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" представителями Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации могут быть Председатель Правительства, полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, а также представители по отдельным делам, назначаемые поручениями Председателя Правительства из числа адвокатов или лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности.

117. Лица, назначенные представителями Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным делам, согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с заместителями Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).

Представители Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации координируют свои действия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а представители по отдельным делам - с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

118. В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.

В случае предъявления в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд исковых или иных требований к Аппарату Правительства представление интересов Аппарата Правительства в суде (кроме Верховного Суда Российской Федерации) осуществляют сотрудники Аппарата Правительства.

119. В случае обращения Правительства в суд для разрешения возникшего спора распоряжением Правительства либо поручением Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства соответствующим федеральным органам исполнительной власти или полномочному представителю Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации (в зависимости от характера заявленных требований) поручается представлять интересы Правительства в суде.

120. Полномочный представитель Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 118 и 119 настоящего Регламента, выступают представителями Правительства в соответствующем суде и вправе совершать от имени Правительства все процессуальные действия, в том числе имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 118 и 119 настоящего Регламента, могут назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов.

Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

121. Представление интересов Правительства в Верховном Суде Российской Федерации осуществляет полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации либо представители по отдельным делам, определенные поручением Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства. Представители Правительства по отдельным делам согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с одним из его заместителей. Представители Правительства по отдельным делам координируют свою деятельность с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

122. Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, представляют Правительство в суде без доверенности. Полномочия иного представителя Правительства в суде, действующего по их поручению, должны быть указаны в доверенности, подписанной руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

123. Федеральный орган исполнительной власти, назначивший представителя Правительства в суде, обязан в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений, доложить в Правительство о результатах рассмотрения дела в суде.

В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации), соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке незамедлительно докладывает о принятом решении, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу - о мерах по его выполнению.

124. Доклады о результатах рассмотрения судами исковых или иных предъявленных к Правительству требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации, представляются в Правительство не позднее января и июля по всем делам, рассмотренным за отчетное полугодие, если в ходе судебного процесса не возникли обстоятельства, не терпящие отлагательства.

124(1). Федеральные органы исполнительной власти в случае получения требования (запроса) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации в связи с рассмотрением ими дел, а также обращения (повестки, письма) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации в связи с рассмотрением ими дел, стороной по которым является Правительство, незамедлительно уведомляют об этом полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и направляют ему копии поступивших материалов.

Проект ответа федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам рассмотрения требования (запроса) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, обращения (повестки, письма) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, подлежит направлению полномочному представителю Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации на рассмотрение в течение 14 дней со дня их получения федеральным органом исполнительной власти, но не позднее 10 дней до истечения срока, отведенного федеральному органу исполнительной власти на их исполнение.

Проект ответа федерального органа исполнительной власти рассматривается полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее срока, установленного Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", требованием (запросом) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, обращением (повесткой, письмом) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации.

При наличии замечаний полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти дорабатывает проект ответа и после доработки направляет его соответственно в Конституционный Суд Российской Федерации, судье Конституционного Суда Российской Федерации, в Верховный Суд Российской Федерации, судье Верховного Суда Российской Федерации.

В случае несогласия федерального органа исполнительной власти с позицией полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации вопрос рассматривается заместителем Руководителя Аппарата Правительства, организующим законопроектную деятельность Правительства, с участием руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя (по указанию руководителя) и полномочного представителя.

В случае если единая позиция не была выработана, решение относительно проекта ответа принимается Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства.

124(2). Полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в 2-дневный срок после официального опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации представляет Заместителю Председателя Правительства - Руководителю Аппарата Правительства и заместителю Руководителя Аппарата Правительства, организующему законопроектную деятельность Правительства, справку, содержащую информацию о принятом постановлении (реквизиты, обстоятельства рассмотрения дела, сущность принятого решения).

Представительство в суде интересов Правительства РФ регламентируется Постановлением Правительства РФ «О Регламенте Правительства Российской Федерации».

В случае предъявления в суд общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ, исковых или иных требований к Правительству Российской Федерации представление интересов Правительства в суде осуществляют федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство в суде без доверенности.

Для представления позиции в Верховном Суде РФ Правительство назначает своего полномочного представителя, действующего от имени Правительства без доверенности.

Руководители федеральных органов исполнительной власти могут назначать представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Федеральный орган исполнительной власти, назначивший представителя Правительства в суде, обязан в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений, доложить в Правительство о результатах рассмотрения дела в суде.

В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации), соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке незамедлительно докладывает о принятом решении, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу – о мерах по его выполнению.


29. Виды (объем) и порядок оформления полномочий судебного представителя. Оформление полномочий адвоката. Последствия ненадлежащего оформления полномочий судебного представителя.

Объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств:

1. От объема полномочий доверителя;

2. От того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.

Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.

Общие полномочия – это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности:

1. знакомство с материалами дела, снятие копий с материалов дела;

2. заявление отводов;

3. представление доказательств, участие в исследовании доказательств и иные.

Специальные полномочия – это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности:

1. подписание искового заявления, предъявление его в суд;

2. передача спора на рассмотрение третейского суда;

3. предъявление встречного иска;

4. полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера;

5. признание иска;

6. изменение предмета или основания иска;

7. заключение мирового соглашения;

8. передача полномочий другому лицу (передоверие);

9. обжалование судебного постановления;

10. предъявление исполнительного документа к взысканию;

11. получение присужденного имущества или денег.

Следует иметь в виду, что и в гражданском процессе при осуществлении важнейших распорядительных действий законные представители обязаны соблюдать ограничения, установленные в материальном праве. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, сдаче его в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства:

1. Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют следующие документы:

a. родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт;

b. усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении;

c. опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.

2. Ч. 5 ст. 53 ГПК – полномочия адвоката на выступления в суде удостоверяются ордером, который выдаёт соответствующее адвокатское образование за подписью органа управления коллегии адвокатов (ст. 22 Закона “Об адвокатуре…”), управляющего партнёра или иного партнера, всех партнёров адвокатского бюро (п. 5 ст. 23 Закона “Об адвокатуре…”), заведующего юридической консультацией (ст. 24 Закона “Об адвокатуре…”) с приложением печати соответствующего адвокатского образования.

Если адвокат осуществляет профессиональную деятельность индивидуально в форме адвокатского кабинета, его полномочия могут подтверждаться только доверенностью.

Если адвокат действует в форме коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации, то общие положения – ордер, специальные – доверенность (существует нестыковка ч. 5 ст. 53 ГПК и ст. 6 Закона “Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ”).

Соучастник вправе заявить устное ходатайство в ходе судебного разбирательства о том, что они поручают ведение дела одному из соучастников. Таким же образом могут быть оформлены полномочия лица (не являющегося адвокатом), о допуске которого к представительству по конкретному делу заявило лицо, участвующее в деле.

Практически во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью. Доверенность - специальный документ, дающий право либо на совершение всех процессуальных действий, на ведение любых гражданских дел, либо на ведение конкретного дела, на совершение конкретного процессуального действия.

Доверенности делятся на общие и специальные.

1. Общие доверенности выдаются, например, от имени организации юрисконсульту в том, что он вправе представительствовать по всем делам и во всех судах, в том числе общей юрисдикции. Граждане также вправе выдать общую доверенность.

2. Специальная доверенность выдается на осуществление функций представительства по определенному делу или на совершение определенных процессуальных действий (например, на участие в суде кассационной инстанции).

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены:

1. нотариусом либо организацией, в которой работает или учится доверитель;

2. жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя;

3. администрацией учреждения социальной защиты населения, а также стационарного лечебного учреждения;

4. командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения.

5. начальником места лишения свободы, в котором отбывает наказание доверитель.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет со дня ее совершения. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Отсутствие у судебного представителя права на предъявление заявления в суд влечет:

1. возвращение искового заявления, если соответствующий факт будет обнаружен судьей в кмомент обращения представителя к суду;

2. оставление заявления без рассмотрения, если соответствующий факт будет обнаружен после возбуждения производства по делу.

3. оставление заявления без движения, если на исковом заявлении отсутствует подпись представителя.

Что касается последствий ненадлежащего оформления иных специальных полномочий, то процессуальные действия, совершенные представителем при отсутствии у него соответствующих полномочий, не влекут юридических последствий для доверителя. Если представителем такие действия были совершены, то вынесенные судом или судебным приставом-исполнителем акты (решения и определения) подлежат пересмотру в установленном законом порядке.

30. Понятие, значение и виды подведомственности гражданских дел. Последствия несоблюдения правил подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции.

Правом разрешать юридические дела по законодательству России пользуются различные органы. Поэтому требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения.

В законодательстве нет легального определения подведомственности, следовательно, существуют различные определения:

1. подведомственность – это относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа (А. А. Мельницов, В. А. Мусин, Д. М. Чечот);

Данная формулировка неудачна, т.к. не раскрывает института подведомственности, не понятно по каким причинам и критериям гражданские дела относятся к ведению какого-либо органа.

2. подведомственность – это разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав (М. И. Авдеенко);

Данная точка зрения неудачна, потому что компетенция – это ещё не значит подведомственность, а только учение о ней. Для того, чтобы “что-то” разграничить нужно представлять, что это “что-то”.

3. подведомственность – это свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению определённым органом (М. А. Викут, М. И. Зайцев).

“Свойство дела” и “подведомственность” – это различные категории. Свойство дела – это постоянная категория. Определяется материальным правом, подведомственность – это не постоянная категории, т.е. постоянно меняется перечень дел, отнесенных к ведению того или иного органа.

4. подведомственность – это круг дел, подлежащих рассмотрению и разрешению определённым органам (М. С. Шакарян).

Здесь акцент смещается на второстепенный признак подведомственности, т.е. мы смотрим на дела, а не на орган, который будет рассматривать те дела.

Следовательно, стоит поддержать тех авторов, которые определяют подведомственность, как:

5. подведомственность – это компетенция (полномочия) того или иного органа по рассмотрению и разрешению юридических дел.

Не редко для обозначения полномочий того или иного органа используют термин “юрисдикция”. Юрисдикция – это круг материальных и процессуальных вопросов индивидуального значения, по отношению к которым соответствующий орган может осуществлять правоприменительную деятельность.

Подведомственность – предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Применительно к судам под подведомственностью понимается круг гражданских дел, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

Подведомственные суду общей юрисдикции исковые дела можно подразделить на несколько групп:

1. Дела по спорам о праве, где обе стороны или хотя бы одна - гражданин.

2. Дела с участием граждан-предпринимателей по спорам, не связанным с их предпринимательской деятельностью.

3. Дела по спорам с участием двух сторон - организаций, не отнесенных к ведению арбитражного суда.

Однако судебная подведомственность исковых дел не беспредельна и ограничивается двумя положениями:

1. как правило, одной из сторон в рассматриваемом споре должен быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства либо коллектив граждан;

2. федеральный закон, межгосударственное соглашение, международный договор или соглашение сторон могут установить иной судебный порядок разбирательства юридического спора (арбитражный или третейский суды).

Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственны все исковые дела, если в них участвует гражданин (граждане), и федеральным законом их разбирательство не отнесено к ведению иного суда.

1. Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

2. Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон.

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Однако заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

3. Условная подведомственность. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом.

4. Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

I. в зависимости от органа, наделённого юрисдикционными полномочиями, подведомственность может быть подразделена:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: