Деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон это
Обновлено: 19.04.2024
Понятие судебной системы РФ. Судебной системой называется упорядочен-ное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.
Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.
Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.
Судебная система РФ включает в себя две подсистемы: подсистему федеральных судов и подсистему судов субъектов Российской Федерации. Также в ее состав входят три ветви судов:
1 Конституционный Суд РФ;
2 Суды общей юрисдикции;
3 Арбитражные суды.
Судебная система Российской Федерации состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей субъектов Российской Федерации.
В судебной системе Российской Федерации существуют звенья и инстанции. Звенья судебной системы - это совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе Российской Федерации.
Судебная система РФ
Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ
Конституционные Верховные суды субъектов РФ Федеральные арбитражные суды округов
суды республик РФ, Районные суды Аппеляционные арбитражные суды
уставные суды иных Мировые судьи Арбитражные суды субъектов РФ
Суды общей юрисдикции осуществляют правоохранительную деятельность посредством осуществления гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Система судов общей юрисдикции представлена четырьмя звеньями: первым звеном являются мировые судьи, вторым - районные суды, третьим - верховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, четвертым, звеном выступает Верховный Суд РФ. В системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеном - арбитражные апелляционные суды, третьим - федеральные арбитражные суды округов, и четвертым - Высший Арбитражный Суд РФ.
Судебной инстанцией называется суд (или его структур ное подразделение], выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел. В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.
Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Решение суда по уголовному делу называется приговором. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу. Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.
Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации. Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в судебном деле. Это полномочие Конституционного Суда называется конкретным конституционным контролем, т. е. таким контролем, который всегда связан с применением или возможностью применения закона в конкретном деле.
Конституционный Суд РФ в случае необходимости дает толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ, Правительство России, органы законодательной власти субъектов Федерации. За Конституционным Судом РФ закреплены и некоторые другие полномочия.
Суды общей юрисдикции. Юрисдикцией [лат.jus—право, dico—говорю] называется право государственных органов разрешать правовые споры, а также дела о правонарушениях и применять санкции к правонарушителям. Суды общей юрисдикции, или общие суды, — это такие судебные органы, которые рассматривают споры о праве между гражданами или между гражданами и организациями, выносят решение по уголовным, гражданским, административным и иным делам.
Большинство дел по существу разрешается мировыми судьями и районными судами. Рассмотрение дела происходит в соответствии снормами права, содержащимися в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах. Установленный этими нормами порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел называется судопроизводством. Судопроизводство в Российской Федерации строится на определенных принципах. Основные из них — это принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерывности судебного разбирательства, устности судебного разбирательства, состязательности, ведения процесса на национальном языке.
Иск. Споры граждан между собой, а также их споры с юридическими лицами рассматриваются в порядке искового производства. Для возбуждения судебного процесса заинтересованное лицо [гражданин или организация] должно подать в суд иск.
Иском называется обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения в суде спора о праве. Лицо, которое обращается с исковым требованием к суду по поводу защиты своего субъективного права, называется истцом. Лицо, к которому предъявляется через суд исковое требование, называется ответчиком. Истец и ответчике процессе судопроизводства обладают равными правами, они могут участвовать в процессе лично или через своих представителей.
Исковая давность.Иск должен быть подан в суд в течение определенного срока, называемого сроком исковой давности. Исковая давность — это срок, в течение которого суд может принудить ответчика устранить нарушение прав истца. По истечении этого срока суд уже не сможет применить принудительные меры к ответчику и поэтому откажет истцу в удовлетворении иска.
Сроки исковой давности подразделяются на общий и специальные. Длительность общего срока — три года. Он применяется ко всем тем спорам, в отношении которых не установлены специальные сроки. Эти сроки могут быть и больше, и меньше общего (чаще меньше], но каждый из них относится только к одному виду споров. Все специальные сроки исковой давности указаны в Гражданском кодексе РФ. По общему правилу исковая давность отсчитывается с того момента, когда истец узнал или должен был узнать, что его права нарушены.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ исковая давность не распространяется на:
— требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме некоторых случаев, предусмотренных законом. Одним из таких случаев является требование наследников автора о защите авторских прав на внесение изменений в произведение;
— требование вкладчиков к банку о выдаче вклада (речь идет не только о первоначальном вкладе, но и о начисленных на него процентах);
— требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Правда, такие требования удовлетворяются судом не более чем за три года, предшествовавших предъявлению иска;
— требования собственника или иного владельца вещи об устранении любых нарушений его права.
Законом могут быть установлены и другие требования, на которые исковая давность не распространяется. Форма искового заявления.Исковое заявление подается в суд в письменной форме В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) фамилия, имя, отчество истца, его место жительства или, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения;
3) фамилия, имя, отчество должника, его место жительства или, если ответчиком является юридическое лицо, его место нахождения;
4) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;
5) в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца и его требования;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) перечень прилагаемых к заявлению документов. Заявление подписывается истцом или его представителем.
К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность либо иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Исковое заявление подается в суд с копиями по числу ответчиков.
Отказ в принятии искового заявления.Судья может отказать в принятии искового заявления, если дело не подлежит рас-смотрению в судах, т. е. если оно им неподведомственно. Правовое понятие «подведомственность» (от глагола «ведать»), означает категории дел, которые суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений могут быть разрешены по существу только судом. Однако в ряде случаев спор правового характера может быть разрешен другими внесудебными органами (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). В некоторых случаях заявитель выбирает сам, в каком порядке он будет защищать свое право. Но для определенных категорий споров, например для трудовых споров, соблюдение предварительного внесудебного порядка их разрешения необходимо. Для разрешения трудового спора заявитель сначала должен обратиться в комиссию по трудовым спорам, и, только если решение, принятое комиссией его не устроит, он имеет право обратиться в суд. Если же заявитель сразу попытается реализовать свое право на судебную защиту, то судья откажет ему в принятии искового заявления и предложит сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам.
В принятии искового заявления будет отказано и в том случае, если заинтересованным лицом не был соблюден установленный для данной категории порядок предварительного внесудебного разрешения дела или если иск был подан недееспособным лицом или лицом, не имевших на это соответствующих полномочий.
Основанием для отказа в принятии искового заявления является также факт наличия судебного решения по данному делу, вынесенного иным судом общей юрисдикции или третейским судом.
Не примет судья исковое заявление и в том случае, если решение еще не вынесено, но в производстве суда уже имеется дело по данному спору между теми же сторонами.
Наконец, исковое заявление будет возвращено заявителю, если дело неподсудно тому суду, в который он обратился.
Подсудность - это правовой институт, регулирующий отно-симость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции. В соответствии с правилами подсудности происходит определение конкретного суда, в который следует обращаться с иском. По общему правилу большинство гражданских дел рассматривается и разрешается районными судами, за исключением дел, отнесенных законодательными актами к компетенции мировых судей, судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. Как правило, иск предъявляется в суде по месту нахождения ответчика; иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения юридического лица или его имущества.
Если судья отказывается в принятии искового заявления, он должен мотивировать свой отказ в особом документе — определении. В нем судья должен указать, в какой орган следует обратиться заявителю, если дело неподведомственно суду, либо как устранить обстоятельства, препятствующие началу гражданского судопроизводства. Определение судьи об отказе в принятии искового заявления вручается заявителю одновременно с возвращением поданных им документов.
Если никаких препятствий к рассмотрению дела в суде судья не находит, он начинает готовить его к судебному разбирательству. Истцу и ответчику направляется повестка о вызове в суд, в которой они извещаются о дате и времени судебного разбирательства дела. Повестки должны вручаться лично их получателям.
Судебное разбирательство. Судебное разбирательство проходит последовательно несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе суд (судья] открывает судебного заседание, проверяет явку участников процесса, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности. Затем суд приступает к исследованию обстоятельств рассматриваемого дела. Заслушиваются объяснения истца и ответчика, вызванных в суд свидетелей и экспертов, изучаются представленные сторонами доказательства.
Следующая часть процесса — судебные прения. В судебных прениях поочередно выступают лица, участвующие в деле. Они высказывают свои суждения о том, какие факты можно считать установленными, а какие нет, а также о том, подлежит ли заявленное истцом требование удовлетворению. Если в деле участвует прокурор, то по окончании судебных прений он дает по существу дела свое заключение. Последней частью судебного заседания является постановление и объявление решения (в уголовном процессе - приговора]. Для постановления решения после судебных прений и заключения прокурора суд удаляется в совещательную комнату, доступ в которую посторонним лицам запрещен. Если рассматривается уголовное дело в суде присяжных, то перед вынесением приговора, присяжные выносят вердикт о виновности либо невиновности обвиняемого. И только в случае признания обвиняемого виновным судья может вынести приговор.
Судебное решение.Судебное решение — это выносимое именем государства постановление относительно существа спора, в котором содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному делу, об удовлетворении или об отказе в иске полностью или в части.
Судебное решение должно быть законным и обоснованным. Законность судебного решения означает, что оно вынесено судом при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Обоснованным же решение суда считается в том случае, если судом были исследованы все обстоятельства, имевшие значение для правильного разрешения спора, а сделанные им выводы о правах и обязанностях сторон соответствуют установленным судом обстоятельствам.
После оглашения решение суда вступает в силу не сразу. Проигравшей стороне дается срок для его обжалования. Если проигравшая сторона воспользовалась этим правом, дело поступает в суд второй инстанции, который в порядке кассационного производства проверяет обоснованность и законность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения решения судом первой инстанции. Кассация предполагает, что вышестоящий суд рассматривает как бы только формальную сторону дела: соответствуют ли выводы, сделанные судом в вынесенном решении, документам, содержащимся в деле, не были нарушены какие-либо формальные требования к ходу судопроизводства. Если суд второй инстанции находит такие нарушений, он отменяет судебное решение и посылает дело в другой суд первой инстанции для нового рассмотрения по существу. Если же нарушения не обнаружено — решение вступает в законную силу.
Законная сила судебного решения — это особое свойство решения, приобретаемое при определенных условиях и заключающееся в том, что после наступления этих условий судебное решение становится обязательным для всех и неизменным для суда, который его вынес.
Однако судебные решения не всегда становятся предметом проверки со стороны суда второй инстанции в силу того, что они не обжалуются участниками судебного процесса. Кроме того, суд кассационной инстанции тоже может не выявить допущенные по делу неправильности. Поэтому закон предусматривает возможность проверки в порядке судебного надзора законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу. Право пересматривать решения судов в порядке надзора принадлежит президиумам верховных судов субъектов РФ, Судебной коллегии по гражданским делам и Президиуму Верховного Суда РФ.
Арбитражные суды.Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами. Кроме того, в установленных законом случаях арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между организациями и гражданами Российской Федерации, с одной стороны, и иностранными и международными организациями, иностранными гражданами, лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность, - с другой стороны. Основной задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся в ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Арбитражные апелляционные суды проверяют законность и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Высший Арбитражный Суд РФ занимается в основном рассмотрением дел в порядке надзора. Также в обязанности Высшего Арбитражного Суда (как и Верховного Суда РФ) входит изучение и обобщение судебной практики и разработка предложений по совершенствованию законов.
Исполнение судебных решений. Принятое судом решение по конкретному делу должно быть исполнено. Если ответчикдобровольно его не исполняет, то исполнение решения производится в принудительном порядке. Принудительное исполнение судебных решений возлагается на Федеральную службу судебных приставов [ФССП]
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. В зависимости от исполняемых обязанностей приставы подразделяются на: а) судебных приставов, которые обеспечивают установленный порядок деятельности судов и б) судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Исполнение приговоров по уголовным делам возложено законом на органы Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН), которая подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации.
Правосудие– это деятельность судов по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями. Правосудие в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие реализуется только судами, при этом создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьями могут быть только граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
Принципы осуществления правосудия в РФ:
- правосудие осуществляется только судом;
- самостоятельность судов и независимость судей, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, подчинение только Конституции РФ и федеральному закону;
- суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта федерации, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;
- в РФ не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;
- лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законодательством.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Они несменяемы, их полномочия могут быть прекращены по основаниям, установленным в законе. Судьи неприкосновенны.
Конституция определяет основные принципы организации судебного разбирательства:
1. Судебное разбирательство открытое.
2. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
3. В случаях, предусмотренных в законе, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
4. Финансирование судов осуществляется лишь из федерального бюджета.
Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов России назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судебная система
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом. Судебной системой называется упорядоченное построение в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российской Федерации и указанным Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается.
Согласно законодательству судебная система России представляет собой совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.
Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
В этой связи Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
1. Конституционный суд, который состоит из 19 судей и разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст.125 ч.2);
2. Верховный суд, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126) - высшее звено, надзирающий за общими судами (среднего и основного звеньев) и военными судами (среднего и основного звеньев) и система федеральных судов общей юрисдикции(Верховные суды субъектов Российской Федерации, районные, военные и специализированные суды);
3. Высший Арбитражный Суд России, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127) - высшее звено, надзирающий за Высшими арбитражными судами основного звенаи система федеральных арбитражных судов(арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ);
4. Система федеральных судов общей юрисдикции, порядок деятельности которых должен устанавливаться федеральным конституционным законом.
Судебная система России состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей субъектов РФ.
Звенья и инстанции
В судебной системе существуют звенья и инстанции. Звенья судебной системы – это совокупность судов обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе.
Судебная инстанция - это суды, обладающие одинаковой процессуальной компетенцией по разрешению судебных дел. В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел, все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции. Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение) выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел. Различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций. Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Решение суда по уголовному делу называется приговором. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу. Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.
Право на судебную защиту
Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в Конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными средствами. Конституция Российской Федерации признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом.
Защита прав – это юридическое понятие. Оно включает в себя меры принудительного характера, на законных основаниях применяемые к тем, кто нарушил права других. В ряде случаев свои интересы можно защитить, прибегнув к помощи государственных органов, компетентных организаций.
В большинстве случаев юридическое восстановление справедливости осуществляется судом, который является независимым органом правосудия и от имени государства разрешает конкретный спор. Право обращаться в суд имеет каждый гражданин страны с 14 лет.
В юриспруденции есть такое понятие «подведомственность дел» суду. Оно означает, что каждый суд рассматривает только свои типичные вопросы, в соответствии со своей компетенцией. Например, экономические споры между юридическими лицами и предпринимателями будет разрешать арбитражный суд, а между гражданами – федеральный суд.
Однако не все споры в нашей стране носят экономический характер. Различные категории судебных дел рассматривают суды общей юрисдикции. Они компетентны разрешать уголовные дела, определяя, является ли конкретный человек преступником и какое наказание он должен понести. По уголовным делам такие суды выносят приговоры. Они могут быть оправдательные или обвинительные. Эти суды разрешают семейные споры, возникающие при расторжении брака, разделе имущества супругов, лишения родительских прав и прочее. В такие суды следует обращаться и в случае, если тот, кто причинил вред имуществу, не хочет в добровольном порядке его возмещать, не исполняет взятые по договору обязательства, нарушается право собственности. Таких проблем достаточно много в реальной жизни и все они носят имущественный характер. Конфликты возникают и в трудовой сфере.
Так, суды общей юрисдикции разрешают споры о незаконном увольнении работника. Обнаружив, что работодатель поступил неправомерно, они заставляют его в принудительном порядке восстановить человека на работе, оплатить время вынужденного прогула, компенсировать моральный ущерб. Вопросы о выплате зарплаты, переводах работников, наложении дисциплинарных взысканий и другие проблемы в области трудовых правоотношений рассматриваются общими судами. Они же помогают разрешить проблему, связанную с разделом квартиры, обменом жилой площади. Во всех случаях, когда нарушаются права и законные интересы граждан, действия и решения различных органов и должностных лиц можно обжаловать в судебном порядке, обратившись именно в суд общей юрисдикции.
Кроме того, существуют суды субъектов Федерации, которые рассматривают наиболее сложные дела, например о совершении тяжких преступлений. Они же могут пересматривать решения нижестоящих судов, устанавливая законность, верность исследования дела. Всю систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд страны. Он не только проверяет решения нижестоящих судов, но и сам может разрешать особо сложные и важные дела.
Важным органом судебной власти является Конституционный суд. Любой гражданин с целью защиты свои прав и свобод может обратиться в этот суд, который решает исключительно вопросы права. Конституционный суд не может вынести приговор или решение по конкретному делу и объявить о том, кто виновен в случившемся. Он лишь разрешает вопрос о соответствии действующих юридических правил Основному закону страны. Закон, противоречащий Конституции Российской Федерации не может быть применим для разрешения конкретного спора. Этот суд толкует Конституцию, поясняя отдельные общие правила.
Отдельные категории дел (в т.ч., о тяжких преступлениях) рассматриваются в краевых и областных судах с участием присяжных заседателей.
Верховный суд Российской Федерации рассматривает в первой инстанции наиболее сложные гражданские дела (например, о прекращении деятельности общероссийских объединений), а также сложные уголовные дела.
Истец, затевая судебное разбирательство, должен знать, что он оплачивает судебные расходы. Если процесс им будет выигран, то эти денежные суммы могут быть компенсированы ответчиком.
По отдельным делам суд может освободить лицо от уплаты судебных расходов, предоставить отсрочку выплаты. Трудовые, алиментные и некоторые другие споры разрешаются за счет государства.
Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами.
Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.
Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия. Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.
Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:
Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);
Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" (декабрь 1996 г.);
Федеральном конституционном законе 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей в Российской Федерации"";
Федеральном конституционном законе 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"".
Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный суд Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).
- Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Верховный судРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
- Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Высший арбитражный судявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.
Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом они выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.
Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторым - верховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный суд РФ.
Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.
В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.
Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.
Решение суда по уголовному делу называется приговором.
Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.
Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.
Система арбитражных судов делится на три уровня:
- Высший арбитражный суд РФ;
- федеральные арбитражные суды округов;
- арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.
Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что суды общей юрисдикции создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.
Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.
Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме - форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а иcпoлнитeльная власть реализует его решения (тюремное содержание прёступников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.
Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
- осуществление правосудия только судом;
- образование судов на началах выборности;
- независимость суда и подчинение его только закону;
- неприкосновенность судей и их несменяемость;
В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей различают два. типа судов - суд с участием присяжных, заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.
Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демократическом государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерывности судебного разбирательства, устности судебного разбирательства, состязательности, ведения на национальном языке.
Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.
Конституционный надзор может осуществляться:
всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);
Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);
специальным Конституционным судом, для которого конституционный надзор - главная и единственная функция (Россия, Австрия, ФРГ);
особым органом несудебного характера (Франция).
В некоторых странах Конституционный суд выполняет и функции верховного судебного органа. В других - судебную систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.
Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет особую специфику (например, арбитражный суд).
Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов нет).
Система разделения властей сегодня
Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентарного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.
В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только Генеральному прокурору.
Общественное мнение часто выделяет и- четвертую ветвь власти – средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.
Сегодня степень реализации теории разделения властей, равно каЙ й особенности этого процесса, во многом зависит от формы правления, существующей в том или ином государстве. Республики в большей степени тяготеют к воплощению данного принципа, нежели парламентарные монархии. Оказывает влияние на реализацию концепции разделения властей и форма государственного устройства: если в унитарном государстве разделение властей существует лишь «по горизонтали» (т. е. между центральными органами государства), то в федерации власть разделяется еще и «по вертикали» (т. е. между федеральными органами и органами субъектов федерации). Важную роль играет и такой фактор, как политико-правовой режим. Современные демократические режимы, как правило, закрепляют принцип разделения властей законодательно и строят в соответствии с ним свою систему государственных органов. В то же время режимы антидемократические хотя на словах декларируют свою приверженность теории разделения властей, но в реальной действительности ее не реализуют.
Статья 11 Конституции РФ определяет, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство РФ, суды РФ.
Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.
Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие), взаимно контролируют друг друга.
Осуществление принципа разделения властей в Российской федерации
Ветвь власти | Органы власти | Особенность формирования | Правомочия |
Законодательная | Двухпалатное Федеральное Собрание: верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума. В субъектах РФ — государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д. | Выборность на основе всеобщего избирательного права (кроме Совета Федерации, который формируется) - | Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью |
Исполнительная | Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д. В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах) | Путем назначений | Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства |
Судебная | Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд, федеральные суды | Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка | Право на осуществление уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства |
Институт президентства:
Президент(лат. praesidens — букв, сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Полномочия Президента РФ— это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Полномочия Президента РФ:
- Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства.
- Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления.
- Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
- Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ.
- Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции и федеральным законам.
- Назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу в установленном законом порядке.
- Обладает правом законодательной инициативы, имеет право вето.
- Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России.
- Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение.
- Назначает на должности всех судей федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности.
- Ведет переговоры и подписывает международные договоры.
- Назначает и отзывает послов в иностранных государствах и международных организациях.
Основные функции Президента РФ:
1. Является - гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ,- ее независимости и государственной целостности.
3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:
- постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
- возрастной ценз - не менее 35 лет
Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное, большинство по сравнению с другим кандидатом.
Основания прекращения полномочий Президента РФ
Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.
Федеральное Собрание— это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Функции Федерального Собрания:
- Законодательная - принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции; формирует правовую систему государства.
- Представительская - выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства.
- Контрольная - парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области государственного строительства, за исполнением государственного бюджета.
- Верховное руководство делами государства - утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, дает согласие на введение чрезвычайного положения.
Российский парламент — Федеральное Собрание — состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.
Особенности формирования | Государственная Дума (Нижняя палата) | Совет Федерации (Верхняя палата) |
Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями | В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее, число членов Совета Федерации составляет 166 (исходя из 83 субъектов РФ). Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством | |
Предмет ведения | - Принятие законов. - Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов. - Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. - Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. - Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. - Объявление амнистии. - Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. - Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе. - Обращение в Конституционный суд РФ | - Утверждение изменения границ между субъектами РФ. - Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения. - Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России. - Назначение выборов Президента РФ. - Отрешение Президента РФ от должности. - Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. - Назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной избирательной комиссии. — Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность. - Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д. |
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).Они являются представительной, но не законодательной властью.
Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям на строго определенный срок, объединенным в представительные органы власти.
Не всякая представительная власть обладает законодательными полномочиями (муниципальные советы не могут принимать законы), не всякая законодательная власть является представительной (законодательная власть абсолютного монарха).
Местное самоуправление является одной из форм народовластия (Конституция РФ 1 (ст. 130-133), Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. 21.03.2002).
Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Структураорганов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях являются:
- собрание представителей, т.е. дума, муниципальный комитет и т. п.
-глава местного самоуправления, т.е. глава администрации, мэр, староста и т. п.
Полномочия органов местного самоуправления:
- обеспечивают развитие соответствующей территории, утверждают программы ее развития;
- самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка;
- решают вопросы привлечения населения в решение местных дел;
- обеспечивают потребности населения данной территории в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;
- по закону могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Правительство РФ — высший орган исполнительной власти РФ.
В состав Правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, а также федеральные министры.
Председатель Правительства вырабатывает основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Ряд федеральных структур подчиняется Президенту РФ, а не Председателю Правительства. Это министерство обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и др.
Полномочия Правительства РФ (Конституция РФ ст. 114):
• разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета о его исполнении;
• обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;
• обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• осуществление управления государственной собственностью;
• обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
• обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;
• иные полномочия по Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ.
Процедура формирования Правительства начинается с внесения Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры Председателя Правительства. Кандидатура при тайном голосовании должна получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
Назначенный Председатель Правительства в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.
Правительство осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ.
Досрочное сложение полномочий правительства:
- по решению Президента;
- в случае выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству (решение об отставке принимает Президент).
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие — деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
в правовом государстве:
- Разрешать конфликты и споры на основании закона;
- Осуществлять конституционный контроль над законами, иными нормативными правовыми актами, решениями и действиями органов государственной власти;
- Защищать и восстанавливать нарушенные права и свободы;
- Применять меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.
Принципы деятельности органов судебной власти:
▪правосудие осуществляется только судом,
▪законность,
▪ право граждан на судебную защиту,
▪ равенство граждан перед судом и законом,
▪ независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону,
▪ сочетание коллегиального и единоличного осуществления правосудия,
▪ равноправие сторон и состязательность процесса (участие в процессе сторон защиты и обвинения),
▪гласность судебного разбирательства,
▪ принцип государственного языка судопроизводства,
▪презумпция невиновности,
▪недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление,
▪ право на пользование квалифицированной юридической помощи.
Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.
В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Мировые судьив России являются судьями общем юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Мировые судьи - это низшее звено судебной системы. Эти суды рассматривают дела о малозначительных преступлениях (не превышающие двух лет лишения свободы) и проступках, административных правонарушениях, а также мелкие гражданские споры (не превышающие 500 минимальных размеров оплаты труда) между частными лицами.
Автор статьи
Читайте также:
- Кто присутствует в зале суда
- Политическая система это организационно правовой механизм объединяющий государство политические
- Это контроль за законностью и целесообразностью действий государственных органов
- Судебная ситуация когда подсудимый признает себя виновным полностью
- Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города печоры инн