Правительство имеет право на обман если это полезно государству

Обновлено: 25.04.2024

В цивилизованном мире общественную жизнь регулируют законы: они определяют, что и как делать можно, а что нельзя.

Если человек нарушает правила, это приводит к негативным последствиям. Их тоже устанавливает закон. Систему законодательства придумывают ответственные за это люди. Расскажу, как устроен законотворческий процесс в России и могут ли на него повлиять простые граждане.

Сразу оговорюсь, что в разных странах правовые системы сильно различаются. То, что написано в этой статье, совсем не подходит для других государств.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Что такое федеральный закон

В целом закон — это обязательный к исполнению официальный документ, который принимают по специальным нормам с помощью голосования в парламенте. То есть это письменное правило, которое обязаны соблюдать граждане, чтобы реализовать свои права и не получить штраф, тюремный срок или другие наказания.

Законы регулируют важные общественные отношения, например устройство государства, ведение бизнеса или институт семьи и брака. Такую же функцию могут выполнять, к примеру, предписания прокуроров, но у законов есть два важных отличия:

  1. Их нужно исполнять не разово и не временно, а постоянно.
  2. Они направлены не на отдельного человека или организацию, а сразу на всех людей, компании или их группы, объединенные каким-либо признаком. Так, есть законы, которые касаются всех банков или всех полицейских.

Законы различаются по юридической силе и географии применения:

  1. Конституция. Это основной закон страны с высшей юридической силой.
  2. Федеральные конституционные законы, ФКЗ. Они детализируют положения Конституции в самых важных сферах — например, в судебной и военной. Также лишь ФКЗ изменяют состав российских регионов.
  3. Федеральные законы, ФЗ. Они раскрывают все остальные положения Конституции. Федеральные законы устанавливают нормы, которые необязательно прямо следуют из основного закона, и распространяют свое действие на всю страну или на любой регион. Именно про них пойдет речь в статье.
  4. Региональные законы. Их принимают соответствующие локальные парламенты.

Законы не могут противоречить друг другу, но если это случилось, приоритетным считается вышестоящий.

Например, федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» распространяется на всю страну и устанавливает общие нормы, направленные на сохранение здоровья граждан. А закон Приморского края о тишине действует только в пределах края и устанавливает региональную норму — не шуметь после 22:00.

Принципы принятия региональных законов и, например, поправок в Конституцию сильно различаются.

Кто рассматривает федеральные законы

Все федеральные законы рассматривает специальный орган государственной власти — парламент. Это его исключительное право: ничто не может стать законом, миновав этот госорган.

В России есть две палаты парламента: Государственная дума и Совет Федерации. Любые законопроекты сначала проходят слушания в Госдуме — нижней палате, а затем их одобряют или отвергают в верхней — Совете Федерации.

Кто может предлагать федеральные законы

Инициатор может внести в Госдуму новый законопроект или предложить поправки к чужим проектам, а также предложить изменить или отменить действующие законы.

Право законодательной инициативы есть:

  1. У президента.
  2. Сенаторов Совета Федерации.
  3. Совета Федерации коллективно.
  4. Депутатов Государственной думы.
  5. Правительства.
  6. Региональных парламентов.
  7. Верховного суда.
  8. Конституционного суда.

В прошлом году в Госдуме заседали и голосовали депутаты разных созывов. Созывами называются собрания депутатов, избранных на определенный срок. С 15 октября 2021 года работает восьмой созыв Госдумы, а до этого, с октября 2016 года, действовал седьмой созыв.

За время работы седьмого созыва в Госдуму внесли 5681 законопроект, из них приняли 2351. В наследство нынешнему созыву передали 1204 проекта, по которым не успели вынести решения: 748 из них до сих пор рассматриваются, а 183 — приняты.

Как выглядит судьба законопроектов

Внесено Принято и опубликовано На рассмотрении Снято с рассмотрения или отклонено
Депутаты 2459 715 472 1272
Правительство 1533 1323 154 56
Президент 150 149 1 0
Верховный суд 41 28 10 3
Совет Федерации 2 2 0 0
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты 0 0 0 0

Количество принятых законов с 2015 по 2021 год

2015 478
2016 524
2017 512
2018 576
2019 530
2020 553
2021 505

В теории обычные граждане тоже могут предложить законопроект. Для этого нужно письменно обратиться к своему депутату Госдумы или сенатору — они обязаны рассматривать такие обращения, поскольку являются представителями избирателей. Если предложение понравится, депутат или сенатор может вынести его на рассмотрение Госдумы.

С момента создания сайта РОИ по 1 мая 2022 года из 20 041 прошедших модерацию инициатив всего шесть стали законами. Еще тринадцать превратились в другие правовые акты.

Не все поддержанные РОИ и властями инициативы требуют принятия законов — это могут быть постановления, распоряжения или другие правовые акты.

Как выглядит судьба инициатив на сайте РОИ

Инициативы, которые прошли модерацию Инициативы федерального уровня Инициативы регионального уровня Инициативы муниципального уровня
Всего 20 041 16 853 1799 1389
Рассмотрено экспертными рабочими группами 40 32 1 7
Отрицательное решение группы 21 19 0 2
Положительное решение группы 19 13 1 5
Стали законами 6 6 0 0
Стали другими правовыми актами 13 7 1 5

Как вносят законопроекты

Чтобы внести в Госдуму законопроект, нужно составить текст и приложить пояснительную записку. В ней уточняют, зачем нужен закон, на какие действующие правовые акты он повлияет и необходимы ли деньги, чтобы его внедрить и исполнить. Если финансирование понадобится, правительство должно дать отзыв на законопроект.

Также часто нужно приложить другие документы. Например, если законопроект предполагает ввести новые налоги, на него нужно получить отзыв правительства, а если изменяет уголовный кодекс — Верховного суда.

Чаще всего депутаты считают, что никакие бюджетные изменения для новых законов не нужны. Источник: Карточка законопроекта № 134573-8 в СОЗД

Инициатор направляет пакет документов на имя председателя Госдумы. Затем проект регистрируют в нижней палате парламента и в системе обеспечения законодательной деятельности — с помощью этого сервиса удобно следить за новыми законопроектами и узнавать историю старых.

Если закон предложил депутат, который входит во фракцию — объединение депутатов, избиравшихся в Госдуму по предложению партии, — он должен уведомить об инициативе главу фракции.

Как принимают законы

В целом можно выделить семь этапов работы над текстом нового федерального закона.

Этап 1 — комитет. Каждый законопроект попадает в профильный комитет депутатов Госдумы, который специализируется на соответствующем направлении, — всего их 31. Например, есть комитет по культуре, по охране здоровья, по аграрным вопросам.

Комитет проверяет, содержит ли проект все нужные документы, и включает его обсуждение в план работы. Затем уведомляет о законопроекте другие комитеты и фракции Госдумы, президента, Совет Федерации, правительство, счетную и общественную палаты, а также Конституционный и Верховный суды, если требуются их отзывы.

Этап 2 — совет Госдумы и правовая экспертиза. Комитет может включить работу над законопроектом в текущую или следующую сессию Госдумы или же отложить это на неопределенный срок — ограничений нет, поэтому проект закона может лежать на рассмотрении бесконечно долго. Четкие сроки есть только для некоторых проектов — например, для закона о федеральном бюджете.

Комитет предлагает совету Госдумы установить срок для отзывов, замечаний и предложений. В течение этого срока, если совет увидит проблемы, он может вернуть законопроект в комитет или инициатору.

Если проблем и вопросов нет, проект направляют на правовую экспертизу. Она устанавливает, нет ли у законопроекта противоречий с положениями Конституции и другими действующими законами, а также проверяет его внутреннюю логику.

Этап 3 — первое чтение. Чтения — это рассмотрение законопроектов депутатским корпусом Госдумы. Как правило, проект рассматривается в трех чтениях.

На первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают его соответствие основным положениям Конституции, актуальность и практическую значимость.

Чтение начинается с выступления инициатора законопроекта, где он обосновывает необходимость принятия закона. Затем выступает представитель ответственного комитета и представители комитетов-соисполнителей, если они есть. В этих докладах сообщается об отзывах, которые получил проект, и в итоге выражается позиция комитета: принять или отклонить. Депутаты могут задавать вопросы инициатору и комитетам.

Затем по законопроекту могут выступить представители фракций и другие депутаты, представители президента, правительства, счетной палаты, региональных парламентов и другие приглашенные на чтения люди. После обсуждений инициатор проекта может выступить с заключительным словом, затем начинается голосование.

Всего в Госдуме 450 мест, но депутатов может быть и меньше: например, если с избранным депутатом что-то случится, он передумает быть депутатом или с него снимут этот статус за преступление. Сейчас в Госдуме 448 депутатов, все они имеют право голоса. Если на заседании присутствует больше половины фактического думского состава, оно считается правомочным. Если большинство голосует за, законопроект принимают в первом чтении.

После этого профильный комитет готовит рекомендации — какие правки стоит внести в проект. Все заинтересованные лица могут направлять свои замечания и предложения к законопроекту, а сам комитет может запрашивать экспертизы нужных организаций. Доработанный проект с предложениями правок направляют на второе чтение.

Как ускоряют принятие закона

Есть несколько способов не рассматривать законопроект долго, а принять его за несколько дней. Иногда для этого используют не запрещенные законом хитрости.

Принимают закон сразу в трех чтениях. Депутаты вправе проголосовать за рассмотрение законопроекта одновременно в трех чтениях. Если большинство за, то следующим голосованием они сразу принимают или отклоняют закон.

С начала 2020 по 21 апреля 2022 года депутаты прибегали к такому ускоренному способу принять закон 54 раза, из них в 2022 году — 19 раз.

Добавляют один проект в другой перед вторым чтением. Поправки перед вторым чтением могут стать настолько существенными, что в тексте документа появятся положения фактически отдельного нового закона.

Этап 4 — второе чтение. Ответственный комитет готовит две таблицы правок к законопроекту: рекомендованных к принятию и рекомендованных к отклонению.

Проект вместе с таблицами выносят на второе чтение. На этом этапе общая концепция меняться не должна: все изменения по идее должны распространяться только на те законы и статьи, которые содержались в проекте на первом чтении.

Ко второму чтению депутаты детально прорабатывают разные варианты редакций документа, которые отражены в таблицах правок, и вновь ставят законопроект на голосование. Если его принимают, текст снова направляют в ответственный комитет, чтобы он проверил возможные противоречия и правильную взаимосвязь статей. После этого вместе с заключением правового управления текст закона передают в совет Госдумы, который выносит проект на третье чтение.

Этап 5 — третье чтение. На этом этапе ответственный комитет делает финальный доклад по проекту, выступают представители фракций, и законопроект ставится на голосование. Его могут принять простым большинством и в течение пяти дней передать на рассмотрение верхней палаты парламента — Совета Федерации.

Этап 6 — Совет Федерации. Эта палата состоит из 17 сенаторов. Аппарат Совета регистрирует проект, проверяет укомплектованность пакета документов и передает экземпляры сенаторам. Председатель СФ, в свою очередь, направляет законопроект в профильный комитет, также образованный из сенаторов, и в правовое управление.

Сенаторы могут организовать обсуждение законопроекта в регионах РФ. Также комитет вправе приглашать на предварительное рассмотрение экспертов и обязан предоставить слово представителю Общественной палаты, если закон проходил общественную экспертизу.

В итоге члены комитета голосуют и принимают заключение. В нем они оценивают политико-правовые и социально-экономические последствия реализации закона, отражают заключение антикоррупционной экспертизы и указывают, обязательно ли проект должен рассмотреть Совет Федерации. Если да, то комитет рекомендует законопроект к принятию или к отклонению, а если нет — рекомендует Совету Федерации рассмотреть или не рассматривать закон.

Если проект решили не рассматривать, его сразу передают на подпись президенту. Это невозможно только для законов, которые касаются:

  1. Федерального бюджета.
  2. Федеральных налогов и сборов.
  3. Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
  4. Ратификации и денонсации международных договоров РФ.
  5. Статуса и защиты государственной границы.
  6. Войны и мира.

Если Совет Федерации рассматривает законопроект, то заседание начинается с доклада профильного комитета. Кроме него слово могут дать представителю правительства, Общественной палаты или президента.

Затем сенаторы голосуют за принятие или отклонение закона. Если больше половины голосов за, он уходит на подписание президенту.

С 2017 года Совет Федерации отклонял законы трижды: проекты вернулись в Госдуму, два из них были позже одобрены и приняты, а один снят с рассмотрения.

У президента есть право вето. В истории современной России президенты пользовались этим правом 430 раз. Последние два раза были в 2016 и в 2021 годах: так, в 2021 году законодатель предлагал освободить СМИ от ответственности, если они нанесли неверную возрастную маркировку по вине заказчика, но президент предложение отклонил.

Как можно повлиять на законопроекты

Самый очевидный способ повлиять на законотворческий процесс — написать своему депутату письмо или встретиться с ним лично. Депутатский корпус — это представительная ветвь власти, все депутаты должны работать в интересах избирателей и обязаны рассматривать их обращения.

Написать можно и сенаторам, они тоже обязаны рассматривать обращения граждан, соответствующая форма есть и на сайте Совета Федерации.

Сайт не самый удобный и на нем часто что-то не грузится, но все же это тоже площадка, на которой можно высказать свое мнение.



Кому положены социальные выплаты по программе «Молодая семья»

Для молодых семей разработана государственная программа «Молодая семья». Государство предлагает семьям, в которых возраст супругов не превышает 35 лет, социальные выплаты на погашение ипотечного кредита. Целью программы является улучшение жилищных условий семьи.

Молодая семья может потратить социальную выплату на:

  • покупку частного дома;
  • первичного жилья, например, квартиры в новостройке;
  • первоначальный ипотечный взнос;
  • погашение ипотеки.

Принять участие в в программе могут супруги с детьми или без них, а также одинокие родители, которые не имеют собственного жилья. Если семья проживает вместе с родителями, то доля жилой площади на каждого проживающего должна быть меньше нормы. Регион самостоятельно устанавливает данную норму. Обычно для семьи из трех человек ‌– это 18 кв.метров на каждого.

Размер материальной помощи составит от 30 до 35% от стоимости покупаемого жилья:

  • 30% расчетной стоимости жилья – для молодой семьи без детей;
  • 35% расчетной стоимости – для семьи с детьми.

Для того, чтобы принять участие в программе, семья должна обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления. Специалисты включат супругов в список участников программы «Молодая семья». После чего семье необходимо обратиться в банк-участник государственной программы, чтобы оформить ипотечный кредит. Если вы уже оформили кредит и планируете потратить социальную выплату на его погашение, сделать это можно только в том случае, если банк является партнером программы.

Отметим, что семья может воспользоваться одновременно возможностями программы и материнским капиталом для погашения задолженности.



Кому из беременных положено пособие при постановке на медицинский учет

Единовременное пособие положено женщинам, вставшим на медицинский учет на ранних сроках беременности (до 12 недель). Размер пособия составит 708, 23 рубля. Оформить выплату можно через своего работодателя. В случае если будущая мать, временно безработная, ей необходимо обратиться в территориальное отделение службы социальной защиты населения.

Кому положено единовременное пособие при рождении ребенка

После рождения ребенка один из родителей может получить фиксированную федеральную выплату. С первого февраля ее размер составляет 18 886, 32 рубля. К данной сумме применимы районные коэффициенты, так что ее размер может быть выше.

Оформить выплату родители могут в социальной защите. Помимо заявления, родители должны предоставить специалисту соцслужбы свидетельство о рождении ребенка и паспорт заявителя. Оформить выплату можно только в течение полугода с момента рождения ребенка.

Обычно решение о выплате принимается специалистами в течение десяти рабочих дней. Перечисляют пособие до 26 числа следующего месяца.



Кому положено пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Пособие выплачивают родителю, который осуществляет уход за ребенком. Сумма выплат зависит от минимальной оплаты труда в регионе проживания и предельного дохода. По общему правилу размер дохода должен составлять 40% от среднего заработка матери за последние два года. Размер минимального пособия составит 7 082,85 рубля, а максимальное – 29 600,48 рубля. Оформить выплаты можно на месте работы. Если женщина не трудоустроена, то пособие оформляют в органах социальной защиты.

Чтобы оформить выплаты, необходимы заявление, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, справка с места работы о том, что второй родитель не получает данное пособие.

Решение о выплате принимается в течение десяти рабочих дней. Перечисляют первую выплату до 26 числа следующего месяца.

Кому положен материнский капитал

С прошлого, 2020 года, на материнский сертификат могут претендовать семьи, в которых родился первый ребенок.

Право на капитал имеет:

  • женщина, которая родила или усыновила второго ребенка и последующих детей после января 2007 года;
  • женщина, которая родила или усыновила первого ребенка с первого января 2020 года;
  • мужчина, который усыновил второго ребенка и последующих детей после января 2007 года;
  • мужчина, который усыновил первого ребенка с первого января 2020 года.

Размер капитала на первого ребенка составляет 483 882 рубля. При рождении или усыновлении второго ребенка материнский капитал составит 639 431,83 рубля. Если семья уже воспользовалась правом на капитал, то при рождении или усыновлении ребенка в этом году ей положена дополнительная помощь в 155 550 рублей. Обратиться за материнским сертификатом необходимо в территориальное отделение ПФР.



Кому положено пособие при приеме ребенка в семью

Единовременное пособие положено приемным родителям, усыновителям или опекунам при передаче ребенка на воспитание в семью. С первого февраля 2021 года единовременное пособие составляет 18 886, 32 рубля.

При усыновлении ребенка с инвалидностью или старше семи лет, а также братьев и/или сестер, размер пособия составит 144 306,88 рубля. Подать заявление на выплату можно в территориальное отделение социальной защиты населения.

Кому положена материальная помощь при выпуске из вуза или трудоустройстве

Такая единовременная денежная выплата положена детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или устроенным на воспитание в семью. Она назначается после окончания детьми обучения в общеобразовательных учреждениях. Выплата также назначается после поступления ребенка в учреждения начального, среднего или высшего проф.образования или трудоустройстве. Размер выплаты зависит от региона. Обратиться за ней можно в ближайшее отделение МФЦ или в органы соцзащиты.



Кому из предпринимателей положена материальная помощь

  1. Если вы планируете открыть свой первый бизнес, вы можете воспользоваться программой поддержки от Минэкономразвития. В рамках программы малому и среднему бизнесу предоставляются субсидии на развитие дела. Однако, чтобы ее получить необходимо оформить статус безработного в ЦЗН. Именно он в дальнейшем выделяет финансовую помощь будущим предпринимателям. Имейте в виду, что получить выплату можно только в начале финансового года. В России он совпадает с началом календарного. Размер материальной помощи зависит от субъекта РФ. Например, в Московской области сумма составит до 145 560 рублей.
  2. Предприниматели могут также рассчитывать на грантовую поддержку от региона. Узнать о ней вы можете на сайте Министерства экономики вашего субъекта.

Кому положены выплаты при профзаболевании

Выплату трудящимся определяет 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Она положена трудящимся. которые получили профессиональное заболевание из-за условий труда. Размер матпомощи определяют исходя из степени утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности. Максимально возможная выплата в данном случае – 94 018 рублей. Подать заявление на материальную помощь необходимо в территориальное отделение Фонда социального страхования.



Кому положены налоговые льготы

Государство предлагает гражданам налоговые вычеты на различные траты. Однако рассчитывать на них могут только те граждане, которые имеют официальный доход и выплачивают с него НДФЛ в 13% или 15%. Существует несколько групп налоговых льгот.

  1. Стандартные – вычеты на ребенка, а также те, что получают льготные категории граждан.
  2. Социальные – вычеты на обучение, лечение, благотворительность.
  3. Инвестиционные – вычеты по доходам от ценных бумаг и индивидуального инвестиционного счета.
  4. Имущественные – вычеты при купле или продаже недвижимости.
  5. Профессиональные – вычеты для предпринимателей, работников гражданско-правового характера, специалистов частной практики.

Оформить декларацию на вычет можно через личный кабинет ФНС или непосредственно в налоговой инспекции. К декларации в обязательном порядке прикладываются подтверждающие документы: договоры на оказание услуг, чеки, свидетельства и прочее.

В ситуации, когда налоги растут, бензин дорожает, да еще и пенсионный возраст увеличивается, грешно не воспользоваться возможностью законно получить деньги от государства буквально из воздуха.

Не платишь налоги — забудь про вычет

Про налоговые вычеты слышали все. Но пользуются ими немногие, ошибочно считая дело это трудоемким, а игру не стоящей свеч. На самом деле сейчас получить налоговый вычет очень просто, а суммы в итоге могут оказаться значительными. Но нужно помнить, что главное и непременное условие получения налогового вычета — наличие белой зарплаты: если вы не платите НДФЛ, то возвращать вам нечего. Налоговый вычет — это не сумма, которую вы получаете на руки. Это сумма, подоходный налог (13%) с которой можно вернуть.

Есть два способа оформить вычет: через работодателя и непосредственно в налоговой. В любом случае нужно подать декларацию о доходах и приложить документы, подтверждающие расходы, за которые полагается вычет, а также справку 2-НДФЛ с работы. В первом случае решение налоговой о выплате (ждать его придется месяца три) надо отнести работодателю, который будет возвращать вам причитающуюся сумму по частям (каждый месяц, пока сумма не будет выбрана).

Второй способ — получить всю сумму непосредственно от налоговой, для чего к вышеназванным документам нужно приложить еще заявление на вычет. Выплата произойдет не сразу и, возможно, частями. Но, скорее всего, быстрее, чем через работодателя. Подать заявление, приложив сканы документов, можно в личном кабинете на сайте налоговой или через сайт «Госуслуги». Можно подавать на вычет не только за прошедший год, но и за предыдущие три года.

Итак, 10 способов честного отъема денег у государства.

Способ 1. Жилье. Сумма — до 390 тыс. рублей

Самый большой налоговый вычет можно получить при покупке или строительстве жилья, в том числе и с привлечением кредитных средств (если не привлекался материнский капитал). Можно получить вычет с суммы до 2 млн рублей (можно вернуть до 260 тыс. рублей уплаченных налогов) при покупке квартиры, дома, комнаты и доли в них. Можно получить налоговый вычет на такую же сумму с расходов на строительство и отделку/ремонт жилья, а также при покупке земельного участка под жилищное строительство. Причем эта сумма может включать не один, а несколько объектов недвижимости.

Можно также получить вычет на расходы по уплате процентов по ипотечным кредитам на приобретение жилья или целевым кредитам (займам) на строительство жилья, а также на погашение процентов по кредитам для рефинансирования предыдущего кредита на жилищное строительство или покупку жилья. При покупке в кредит потолок налогового вычета выше в 1,5 раза — до 3 млн рублей. 13% от этой суммы составит 390 тыс. рублей — это максимальная сумма, которую можно получить обратно.

Редко кто выплачивает за год такую сумму подоходного налога. А вернуть можно только ту сумму, которая уплачена в бюджет в текущем периоде. Поэтому возвращать налог при покупке недвижимости или строительстве можно в течение нескольких лет — пока не вернете всю полагающуюся вам сумму целиком.

Способ 2. ИИС. Сумма — до 104 тыс. рублей

Весьма ощутимый налоговый вычет можно получить с суммы, внесенной на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Причем инвестировать эту сумму (а значит, тратиться на комиссии) никуда не нужно. Достаточно просто внести на счет. Сумма вычета больше, чем по другим видам инвестирования, — до 400 тыс. рублей (получить можно 13% от 400 тыс. — до 52 тыс.). Но есть один нюанс: ИИС должен быть открыт не менее чем на три года, вычет можно получить только на третий год и последующие. Зато внести средства можно непосредственно в последний месяц третьего года и в первый месяц четвертого, после чего закрыть счет и вывести все средства. А по истечении календарного года подать на вычет — сразу за два года вы получите 104 тыс. рублей.

Способ 3. Страхование жизни. Сумма — до 15 600 рублей

Любые программы страхования жизни — и накопительные (НСЖ), и инвестиционные (ИСЖ) — позволяют получить возврат налогов в размере 13% от суммы до 120 тыс. рублей в год, то есть до 15 600 рублей. Программы с регулярными взносами (как правило, в накопительном страховании жизни) в плане налогового вычета выгоднее, чем с единовременным взносом (большинство договоров ИСЖ). В последнем случае вы можете только один раз за срок действия договора (3—7 лет) претендовать на возврат налогов в размере до 15 600 рублей. Если же взносы регулярные (раз в год, раз в квартал и т. п.), можно получать такой вычет каждый год.

Способ 4. Негосударственная пенсия. Сумма — до 15 600 рублей

Инвестирование в любые пенсионные программы — и в негосударственном пенсионном фонде, и в страховой компании — дает право на налоговый вычет до 120 тыс. рублей в год. Следовательно, можно получить возврат до 15 600 рублей (13% от вычета). Ситуация с единовременным и регулярными взносами аналогична вышеописанной в страховании жизни.

Способ 5. Образование. Сумма — до 15 600 рублей

Вычет на оплату образования можно получить не только на себя, но и на детей, братьев и сестер. Причем можно вернуть часть денег за обучение не только в вузе или техникуме, но и в автошколе, на курсах кройки и шитья, в школе бальных танцев и других учебных заведениях. Если вы оплачиваете свое образование, то можете учиться очно, заочно, на вечернем или дистанционно. Для детей, братьев и сестер вычет действует только до возраста 24 лет у обучаемого и при очной форме обучения, но зато включается всё: от детского сада до вуза.

Максимальная сумма вычета — 120 тыс. рублей, максимальный возврат средств — 15 600 рублей. Такое же ограничение по сумме при оплате обучения братьев и сестер, а вот максимальная сумма на ребенка — 50 тыс. (можно вернуть всего 6 500 рублей). Обязательное условие — чтобы договор и платежки были на ваше имя (или оформлена доверенность на передачу средств).

Если получать социальный налоговый вычет на обучение через работодателя, не нужно ждать окончания календарного года.

Способ 6. Лечение. Сумма — до 15 600 рублей

Вы можете получить вычет с суммы до 120 тыс. рублей на лечение, в том числе санаторно-курортное и стоматологию, а также на лекарства для себя, супруга, детей до 18 лет и родителей. Платные медицинские услуги и медикаменты должны входить в соответствующие перечни. Для получения вычета необходимо предоставить рецепт от врача на лекарства, договор с медицинским учреждением на оказание услуг и копию его лицензии. Копии платежных документов не нужны, достаточно справки об оплате: она используется в качестве документа, подтверждающего фактические расходы налогоплательщика.

Способ 7. Дорогостоящее лечение. Сумма — без ограничения

Если медицинские услуги входят в перечень дорогостоящего лечения (различные хирургические операции, эндопротезирование, реконструктивно-восстановительные операции на суставах, трансплантация органов, тканей и костного мозга, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов, лечение сложных ожогов, лечение онкозаболеваний и заболеваний поджелудочной железы, а также сложных форм сахарного диабета, выхаживание недоношенных детей весом до 1,5 кг, ЭКО), то ограничений по сумме вычета нет — можно получить возврат подоходного налога со всей стоимости лечения.

Способ 8. Добровольное медицинское страхование (ДМС). Сумма — до 15 600 рублей

С суммы, уплаченной за полис ДМС для себя, супруга, родителей или детей до 18 лет, также можно получить вычет, если вы платите за него сами, а не ваш работодатель. Сумма налогового вычета также не может превышать 120 тыс. рублей, но в большинстве случаев годовой полис ДМС стоит дешевле.

Способ 9. Ребенок. Сумма — от 1 400 до 12 000 рублей

Раз в год родители, их супруги, усыновители, опекуны, попечители могут оформить налоговый вычет на ребенка — 1 400 рублей на первого и второго, 3 000 рублей — на третьего и последующих. Обычно такой вычет оформляется через работодателя.

На детей-инвалидов (если ребенок учащийся очной формы, аспирант, ординатор, интерн — до 24 лет) вычет может составлять до 12 тыс. рублей.

Способ 10. Благотворительность. Сумма — без ограничений

Выступая меценатом или помогая больным детям, вы также можете получить налоговый вычет — при условии, что вы официально перечислили деньги благотворительному фонду, религиозной организации, социально ориентированной некоммерческой организации или НКО, работающей в области культуры, здравоохранения и пр. Вернуть можно сумму в пределах уплаченного за год НДФЛ, но не более 13% (НДФЛ) от четверти вашего годового дохода.

А теперь представьте, что у вас трое детей, вы купили квартиру в ипотеку, собственные средства положили на ИИС, который открыт три года назад (его уже можно закрывать), а также купили хотя бы по одному полису накопительного и инвестиционного страхования жизни (можно и не по одному!), вложились в добровольное пенсионное страхование и купили полисов ДМС на всю семью. В этом случае вы можете получить налоговый вычет в размере 510 200 рублей. Если, конечно, вы заплатили такую сумму подоходного налога за год.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «"Гугл" – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого "на мои налоги", источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

МОСКВА, 25 апр — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Несмотря на готовность претендовать на положенные по закону и предоставляемые государством дополнительные средства на поддержку отдельных категорий граждан, не все россияне знают о полагающихся выплатах. Как разобраться, на какие выплаты вы можете рассчитывать, и в какие инстанции следует обращаться, рассказывают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

НАГРАДА НЕ ИЩЕТ ГЕРОЯ

Период пандемии приучил нас к тому, что дополнительные выплаты от государства стало получать достаточно просто, порой они сами находят получателя — и гражданин обнаруживает лишние средства на своей банковской карте. Оформить выплату можно достаточно просто и на портале Госуслуг, социальных фондов, сайтах региональных органов власти, объясняет заслуженный юрист России Иван Соловьев.

Однако если "награда" сама не ищет своего героя, стоит разобраться, положена ли она или нет, а вернее, входит ли человек в льготную категорию с правом на ту или иную выплату.

Все доплаты от государства являются, как правило, либо разовыми, либо устанавливаются на определенный период в связи с наступлением какого-либо жизненного обстоятельства у граждан, продолжает руководитель HR-службы Юридической группы "Яковлев и Партнеры" Светлана Краснянская.

Разовые выплаты выплачиваются один раз при определенных условиях в жизни граждан. Остальные, по ее мнению, тоже относятся скорее к временной помощи. Дело в том, что социальные выплаты устанавливаются также на определенный период. А после его окончания необходимо ещё раз подтвердить тот факт, что ваш статус не изменился. Например, вы продолжаете учебу, или не смогли устроиться на работу, и ваша семья является малоимущей.

"Соответственно, если вы не можете подтвердить документально свой статус, выплаты вам не положены", — предупреждает она.

На практике многие знают о существовании помощи от государства, просто не могут подтвердить свой статус и поэтому не получают выплаты, говорит эксперт.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ

От государства можно получить ряд выплат на ребенка — они зависят от финансового положения семьи, количества детей, возраста родителей и могут варьироваться в зависимости от региона. Поэтому о них проще всего узнавать в местных органах соцзащиты. Больше всего выплат многодетным и малообеспеченным гражданам — они также варьируются по регионам и носят адресный характер. Например, бывают единоразовые выплаты к 1 сентября или Дню семьи.

Приятным сюрпризом для молодых семей станет то, что ряд детских выплат, в частности, пособие по беременности и родам при постановке на учёт при раннем сроке беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет был проиндексирован. Таким образом, в 2021 году российские семьи получат эти выплаты в больших размерах.

Есть и совсем свежие выплаты. Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в среду объявил о новых мерах поддержки семей с детьми. Предполагается, что в середине августа россияне получат единовременную выплату в 10 тысяч рублей на каждого школьника, включая будущих первоклассников.

С июля детям от восьми до шестнадцати лет включительно, живущим в неполных семьях, будут платить в среднем 5650 рублей в месяц.

Путин также предложил выплачивать беременным женщинам, оказавшимся в сложных условиях, по 6350 рублей в месяц.

ИПОТЕКА ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ

Многодетные семьи могут воспользоваться господдержкой в виде субсидии в размере 450 тысяч рублей на погашение части долга по ипотечному кредитованию, продолжает Соловьев. Однако здесь есть ряд ограничений.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в договоре кредитования должна быть четко прописана цель кредитования, чтобы не возникло сложностей при получении субсидии (например, целью использования заёмщиком кредита является приобретение объекта недвижимости: квартиры (дома) по такому-то адресу.

Кроме того, в этом году в случае принятия соответствующего законопроекта может расшириться перечень объектов недвижимости, которые можно будет приобретать в ипотеку. Это может произойти за счет частных домов и объектов незавершенного строительства. "Это существенно расширит возможности молодых многодетных семей по улучшению своих жилищных условий", — убежден юрист.

НЕ ПЕНСИЕЙ ЕДИНОЙ

О некоторых выплатах от государства, в том числе от Пенсионного фонда, граждане осведомлены меньше, так как основания для их получения встречаются нечасто, рассказывает доцент базовой кафедры ТПП РФ "Развитие человеческого капитала" РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Например, не у многих на момент выхода на пенсию есть на иждивении дети или члены семьи — а в этих случаях пенсионер может рассчитывать на дополнительные выплаты к пенсии. Для этого стоит собрать документы, перечень которых есть на сайте ПФР, и обратиться в территориальное отделение фонда. Отказать могут, если не все соответствует нормам либо неправильно оформлены документы.

"Также мало кто знаком с такой доплатой, как единовременная выплата из пенсионных накоплений. Ее могут получить до выхода на пенсию будущие пенсионеры в определенных ситуациях или члены семьи в случае смерти будущего пенсионера. Если накопительная часть формировалась в негосударственном пенсионном фонде, то обращаться надо туда. Но если застрахованное лицо или член семьи не помнят, в каком фонде лежат накопления, можно обратиться в ПФР", — отмечает Иванова-Швец.

Важно понимать, что члены семьи могут рассчитывать на выплаты, если умерший член семьи оформил все нотариально, и до этого не получал пенсию. Для получения выплаты нужно собрать необходимые документы, перечень которых можно найти на сайте ПФР. Заявления рассматриваются в течение 10 дней.

По мнению эксперта, чтобы граждане могли получать дополнительные выплаты, стоит лучше о них информировать и ввести должность или функции пенсионного консультанта.

Во многих регионах предусмотрены выплаты для семей, проживших в браке 50 лет. Они различны и выплачиваются только по заявлению "золотых" юбиляров. Сумма варьируется в зависимости от региона и составляет в среднем 10-30 тысяч рублей. Выплаты не назначаются автоматически. Для их получения необходимо обратиться в МФЦ.

"Не все об этом знают, но предусмотренные в региональных бюджетах средства могут стать существенным подспорьем для наших ветеранов и пожилых людей", — указал Соловьев.

В ряде регионов предоставляют и единовременную выплату к юбилейным дням рождения — для этого также нужно подать в МФЦ необходимые документы. Но могут и отказать, если вы не прожили в регионе необходимое количество лет.

Есть немало льгот на оплату услуг ЖКХ различным категориям граждан. "Многие не знают, что имеют право на существенные компенсации (например, 50% всех коммунальных услуг) или просто не верят, что смогут их получить. В основном, это та категория граждан, которым эти субсидии реально нужны", — рассказывает генеральный директор компании "Городские инновационные технологии" Сергей Минко.

Например, на компенсацию оплаты услуг ЖКХ можно претендовать, если вы участник ВОВ и других боевых действий или член семьи умершего льготника, бывший узник концентрационных лагерей (в момент заключения — несовершеннолетний), пострадавший при аварии в Чернобыле, инвалид, инвалид детства, Герой СССР или России.

Существуют федеральные льготы, которые обязательны во всех регионах, их дополняют выплаты на местном уровне. Чтобы понять, какие именно льготы доступны в вашем регионе, эксперт советует зайти на сайт ГИС ЖКХ в раздел "Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".

Если обнаружится, что у вас есть право на льготу, нужно обратиться или в МФЦ или в органы соцзащиты по месту жительства. "Если право будет подтверждено, компенсацию вы начнете получать со следующего же месяца. За прошедшие периоды компенсация вам не положена, так что, чем раньше вы обратитесь, тем больше денег сэкономите", — подчеркивает Минко.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ

Сейчас через работодателя можно оформить только налоговые вычеты НДФЛ, говорит Краснянская. По новому законодательству все пособия при рождении ребенка теперь напрямую выплачивает Фонд социального страхования. Это касается и оплаты больничных листов.

Можно обращаться за материальной помощью в связи со сложными жизненными обстоятельствами, но эти выплаты остаются на усмотрение работодателя.

КАК УПРОСТИТЬ ДОСТУП К ВЫПЛАТАМ

Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Сергей Хестанов отмечает, что процесс назначения и выплаты социальных пособий в России пока недостаточно автоматизирован.

Чтобы оформить выплаты на детей, получить материальную поддержку в связи с коронавирусом и т.д., приходится самостоятельно собирать справки.

"Во многих странах, например, в Германии и Австрии, при возникновении условий для назначения льготы деньги сами находят своего получателя. Происходит это за счет того, что вся информация о домохозяйстве, к которому относится человек, консолидируется государством, и органы соцзащиты имеют возможность назначать выплаты автоматически", — добавляет эксперт.

В России работы по формированию единой системы только начинаются. "Основную роль в консолидации, обработке информации и вынесению решения о назначении выплат будет играть Федеральная налоговая служба — именно она обладает наиболее полными сведениями о доходах гражданина, его финансовом положении", — говорит он.

ФНС сможет получать необходимую информацию о семейном положении, наличии детей и жизненных обстоятельствах напрямую от министерств и ведомств.

По мнению эксперта, весьма вероятно, что для борьбы с бедностью будет внедрена такая система, которая позволит определять доходы конкретного человека по доходам домохозяйства и автоматически назначать выплаты, если они ниже определенного законом уровня.

"Сейчас, когда с информационным обеспечением ситуация улучшилась, логично централизовать и автоматизировать все, что касается социальной защиты и назначения выплат. Это позволит уменьшить количество допускаемых ошибок и снизить риски злоупотреблений", — уверен Хестанов.

В ходе послания к Федеральному собранию Путин заявлял, что с 2022 года в России должно заработать социальное казначейство, предоставляющее услуги по принципу "одного окна".

"Это значит, что все федеральные пособия, пенсии и другие социальные надбавки будут оформляться и выплачиваться в режиме "одного окна" без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребенка, выхода на пенсию и другой жизненной ситуации", —сказал президент.

ПРЕОДОЛЕТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ

По мнению доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергея Левчука, варианты малоизвестных государственных программ социальной помощи сопряжены с условиями крайней нужды малоимущих семей.

У большинства из них сугубо региональный характер применения и специфика реализации, а размер выплат крайне неоднороден и связан с необходимостью преодоления бюрократических препон.

"Таким образом, все варианты госпрограмм социальных выплат, несоизмеримы с реальными потребностями социально незащищённых слоёв населения и нуждаются в комплексном пересмотре на уровне правительства", — убежден эксперт.

По его мнению, их следует перевести на федеральный уровень параллельно с кратным повышением "порога бедности".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: