Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г это международный договор

Обновлено: 25.04.2024

Международной конференцией принято считать международное совещание, съезд, конгресс и т.п., в котором участвуют делегации не менее чем трех государств.

Международная конференция - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.

Международная конференция — это собрание официальных представителей, выступающих от имени государств, которое созывается на ограниченный срок для достижения определенных целей и является важным средством многосторонней дипломатии.

Международные конференции по статусу участвующих в них субъектов делятся на межправительственные и неправительственные. Участниками неправительственных конференций являются отдельные лица и национальные неправительственные организации (например, конгрессы Международной федерации астронавтики). Участниками межправительственных конференций являются государства в лице их официальных представителей, выступающих от имени государства в рамках представляемой им компетенции. Такие представители выступают на конференции с официальной позицией государства. Поэтому межправительственные конференции можно считать, как и международные межпра-вительственные организации, субъектами международного права (вторичными, или производными, субъектами, создаваемыми государствами). Но в отличие от международных организаций конференции являются временными субъектами международного права, создаваемыми ad hoc.

По кругу участников межправительственные конференции делятся иногда на универсальные (на которые приглашаются все государства, как например, на Всемирную конференцию по правам человека в Вене в 1993 г.), региональные (на которые приглашаются государства определенного региона, как например, на кон-ференцию 1991 г. для заключения Европейского соглашения по важным международным путям смешанных транспортных пере-возок). И локальные, или субрегиональные (на которые пригла-шаются государства субрегиона, как например, на конференцию 1962 г. в Хельсинки стран Северного совета).

Для определения круга участников конференций используются и другие критерии. В мирных конференциях участвуют бывшие воюющие стороны. В Конференции 1990 г. по ограничению обычных вооружений в Европе участвовали государства двух про-тивостоящих тогда военных блоков — НАТО и Организации Варшавского договора. В Конференции 1993 г. по оливковому маслу участвовали страны — производители этого продукта. Конференции могут носить закрытый характер, когда на них приглашаются только участники международного договора для его пересмотра или оценки действия.

Следует отметить, что в работе конференций часто участвуют наблюдатели. На многие конференции приглашаются также наблюдатели от международных организаций.

В зависимости от целей конференции подразделяются на дипломатические (на которых принимается текст международного договора) и не дипломатические (часто это конференции научно- технического характера, как например, Конференции по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968, 1982 и 1999 гг.).

Продолжительность конференций может составить один день и несколько недель. Некоторые конференции проводятся сессионно и в этом случае длятся по несколько лет (Конференция ООН по морскому праву проходила с 1973 по 1982 г.).

Порядок проведения международных конференций

Инициатор конференции — государство, группа государств, международные организации. Что обязан сообщить инициатор потенциальным участникам:

примерная повестка дня;

предполагаемый период проведения конференции;

статус приглашенных лиц;

количество членов в официальной делегации;

на каких рабочих языках будет происходить обсуждение — максимальный охват аудитории;

кандидатура на должность председателя конференции.

Что сообщает участник организатору:

вопросы в повестку дня;

установочные данные для оформления виз;

альтернативную кандидатуру председателя конференции;

Определяется кворум (большинство от поступивших заявок).

Вопрос по председателю — если все согласны с его кандидатурой, то конференция начинается. Принимаются правила процедуры (прописаны все подробности встречи, регламент). Формируются рабочие органы конференции:

Комитет по проверке полномочий делегатов конференции.

Генеральный (Главный) комитет (председатель конференции, сопредседатель, руководители отдельных, созданных на конференции комитетов, основные докладчики) — т.н. штаб, мозговой центр конференции.

Редакционный комитет (документы, которые вырабатываются в ходе конференции, должны быть идентичны друг другу (готовятся на рабочих языках конференции)).

Секретариат конференции (работают граждане страны прохождения конференции). Если организа-тор — международная организация, то у них есть свой секретариат. Решает все организационные вопросы, ведут стенограмму конференции.

Комитеты по отдельным вопросам.

Председатель конференции — нейтральная фигура. Руководит пленарными заседаниями, следит за регламен-том, дает слово выступающим и пр.

Принятие решения на конференции: конкретный документ, например, конвенция — ставится на голосование поправка, затем вся статья с поправкой.

Принцип принятия решения:

голосование: квалифицированное большинство (2/3 голосов); простое большинство (50% + 1)

На конференции могут присутствовать наблюдатели — приглашенные лица, могут быть от стран иного региона или от международных организаций. Им могут разрешить выступить на конференции. Не работают в комитетах, комиссиях по отдельным вопросам, не голосуют.

Основные документы, принимаемые в ходе конференции:

текущего характера — отчеты, справки, протоколы;

итоговые документы — резолюции, воззвания, заявления, обращения и т.д. Не содержат нормы международного права. Носят морально-политический характер. Задача — определить мнение большинства по вопросам. Совет Европы, Генеральная Ассамблея ООН — обязательный характер рекомендаций;

договоры, конвенции, соглашения, пакты — содержат нормы международного права. Название имеет протокольное значение, важно требование к государству — например, обязанность ратифи-цировать документ;

заключительный акт международной конференции. Не всегда принимаются. Несколько частей: предыстория вопроса; ход работы конференции; текст согласованного договора, конвенции.

Конвенции. Дипломатические конференции созываются для заключения многосторонних конвенций по различным специальным вопросам международного сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, правовой, социальной и других областях. Однако, как правило, такие конференции завершаются лишь принятием (одобрением) текстов соответствующих конвенций, что само по себе не делает эти конвенции обязательными для участвующих в них государств. Такое принятие (одобрение) выражается в особой процедуре голосования (принятие может осуществляться также применением консенсусной процедуры), посредством которой уполномоченные представители государств высказывают свое согласие с формулировками текста договора (конвенции), и означает, что текст договора (конвенции), т.е. содержание включенных в него правил поведения, окончательно установлен и поэтому первую стадию согласования позиций государств в процессе создания соответствующих норм международного права можно считать завершенной. Вторая стадия этого процесса, включающая признание государствами правил поведения в качестве юридически обязательных, состоит из индивидуальных действий государств (подписание, ратификация, депонирование ратификационных грамот).

Резолюции. Современные международные конференции нередко принимают по предмету своей деятельности разнообразные резолюции, содержащие призывы, просьбы, предложения и рекомендации, обращенные к государствам и (или) к международным организациям. Наиболее яркими примерами могут служить резолюции, принимаемые конференциями, созываемыми под эгидой ООН. В частности, состоявшаяся в 1975 в Вене Конференция ООН по вопросам о представительстве государств в их отношениях с международными организациями приняла целый ряд резолюций. Наиболее важными среди них являются: резолюция, касающаяся статуса национально-освободительных движений, признаваемых ОАЕ, и резолюция, затрагивающая вопросы применения принятой на конференции конвенции в будущей деятельности международных организаций. Резолюции, принимаемые международными конференциями независимо от адресата, имеют характер рекомендаций.

Заключительные акты. Большинство международных конференций завершается принятием заключительного акта, содержащего изложение основных характеризующих их работу фактов. Наряду с этим существуют заключительные акты, все значение которых невозможно свести к простому перечню, протоколу или отчету, тем более что на международных конференциях обычно ведутся формальные протоколы заседаний, и в заключительном акте, выполняющем одинаковые с ним функции, не было бы необходимости.

Такие заключительные акты содержат не только перечень наименований принятых конференцией документов, но и (или) тексты этих документов, поэтому правовое значение заключительных актов следует устанавливать исходя из содержания того реального соглашения, которое лежит в их основе. Именно это соглашение государств - участников конференции отражает результат согласования их позиций относительно придания определенной юридической силы положениям заключительного акта. Кроме того, заключительный акт международной конференции следует рассматривать в контексте общепризнанных норм международного права и международно-правовых норм, непосредственно относящихся к работе данной конференции. Среди них: международные акты, на основании которых созывается данная конференция; ее правила процедуры; конкретные решения данной конференции, включая заявления и оговорки государств, сделанные при голосовании, и оговорки к заключительному акту. Основное внимание при этом должно быть обращено на выявление воль государств - участников конференции, в которых выражены их намерения относительно придания той или иной юридической силы заключительному акту. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. обладает большой спецификой и поэтому должен рассматриваться самостоятельно.

Экономический и Социальный Совет может в любое время постановить о созыве международной конференции государств по любому входящему в компетенцию Совета вопросу при условии, что по консультации с Генеральным Секретарем и с соответствующими специализированными учреждениями Совет убедится в том, что возлагаемая на конференцию работа не может быть выполнена удовлетворительным образом ни каким-либо органом Объединенных Наций, ни каким-либо специализированным учреждением.

Когда Совет постановил созвать международную конференцию, он определяет ее круг ведения и составляет предварительную повестку дня этой конференции.

Совет решает, какие государства должны быть приглашены на конференцию.

Генеральный Секретарь рассылает при первой возможности приглашения - вместе с текстом предварительной повестки, - а также рассылает уведомления - вместе с текстом предварительной повестки - всем членам Организации Объединенных Наций, не приглашенным на конференцию. Эти члены Организации могут послать на конференцию своих наблюдателей.

Государства, не состоящие членами Организации, интересы которых непосредственно затрагиваются вопросами, подлежащими рассмотрению на конференции, могут быть приглашены на нее и пользуются всеми правами ее участников.

С согласия заинтересованного государства, Совет может постановить пригласить на конференцию государств какую-либо территорию, которая обладает самоуправлением в областях, входящих в круг ведения конференции, но не ведет самостоятельно своих внешних сношений. Совет определяет степень участия в конференции каждой территории, приглашенной в указанном порядке.

Совет, по консультации с Генеральным Секретарем, устанавливает дату и место конференции или поручает сделать это Генеральному Секретарю.

Совет предпринимает меры по финансированию конференции при условии, что все мероприятия, влекущие за собой расходование средств Организации Объединенных Наций, проводятся с соблюдением соответствующих положений, правил и резолюций Генеральной Ассамблеи.

a) составляет или поручает Генеральному Секретарю составить временные правила процедуры конференции;

b) может учредить подготовительный комитет для выполнения функций по подготовке конференции, указанных Советом;

с) может поручить Генеральному Секретарю выполнение функций по подготовке к конференции, указанных Советом.

Совет может пригласить специализированные учреждения, поставленные в связь с Организацией Объединенных Наций, и неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Совете, принять участие в конференциях, созванных в соответствии с настоящими правилами. Представители этих учреждений и организаций пользуются теми же правами и привилегиями, что и на сессиях самого Совета, если Совет не примет иного решения.

При условии соблюдения всех решений и указаний Совета, Генеральный Секретарь назначает исполнительного секретаря конференции, предоставляет необходимый секретариат и обслуживание и проводит все другие административные мероприятия, которые могут оказаться необходимыми.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правила процедуры для созыва международных конференций государств (3 декабря 1949 г.)

Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1949 г.

Текст правил опубликован в сборнике "Действующее международное право" т. 1

В Международный суд ООН был передан спор о национализации Англо-Иранской нефтяной компании. Великобритания, представлявшая интересы компании, утверждала, что Суд правомочен рассматривать спор, поскольку существует договор между правительством Ирана и упомянутой компанией, который является, по ее утверждению, международным договором.

Вопросы к задаче:

Как понимается международный договор в международном праве?

Выделите необходимые признаки международного договора.

Является ли договор между правительством Ирана и Англо-Иранской нефтяной компанией международным договором? Обоснуйте свой ответ.

Решение

Международный договор можно определить как явно выраженное соглашение между субъектами международного права о своих правах и обязанностях.

Международные договоры отражают и фиксируют результаты борьбы и сотрудничества государств, служат инструментом разрешения конфликтов интересов в бесчисленных сферах межгосударственных и международных отношений. В универсальных международных договорах закрепляются и защищаются наиболее охраняемые ценности и интересы всех государств и всех народов, в первую очередь международный мир и безопасность[1].

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 2 Венской конвенции 1969 г. договор между государствами означает "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования". Этим нормативным определением Конвенция ограничила свое действие по кругу лиц (государства) и предметную сферу действия (договоры в письменной форме).

В результате согласованного в договоре волеизъявления между участниками договора возникает обязательство (vinculum juris). Не относятся к международным договорам международные соглашения, не направленные на возникновение прав и обязанностей.

Международным договором может быть соглашение лишь между субъектами международного права. Сущность договора - соглашение договаривающихся сторон. Как известно, соглашение - единственный способ создания норм международного права, не только договорных, но и обычных. Разница между этими нормами - в процессе их создания, а также в форме их существования.

Соглашение образуют согласованные воли сторон. Эти воли взаимосвязаны, что не допускает их одностороннего изменения. Будучи воплощенными в договоре, воли не застывают. Их содержание может в определенных пределах меняться в соответствии с требованиями жизни без изменения текста договора. Но эти изменения должны быть взаимно согласованными в ясно выраженной или молчаливой форме.

Международными договорами являются лишь соглашения, действие которых регулируется международным правом[2].

Данный договор не является международным, т.к заключен не субъектами, уполномоченными на заключение международных договоров и заключен не по вопросам общечеловеческих ценностей и вопросам мира и безопасности.

Задача 2

Определите, какие из перечисленных ниже международных документов являются международными договорами:

1) Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.;

2) Декларация о принципах международного права 1970 г.;

3) Парижская хартия для новой Европы 1990 г.;

4) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;

5) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.;

6) Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г.;

7)Заявление глав государств Содружества Независимых Государств о недопущении применения или угрозы применения силы и решении спорных вопросов путем переговоров;

8) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.;

9) Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО 1993 г.;

10) Статут Международного уголовного суда 1998 г.;

11) Решение Совета Безопасности ООН на основе ст. 41 Устава ООН о введении санкций против Ирака;

12) Проект статей об ответственности государств, подготовленный Комиссией международного права ООН.

Задача 3

В июне 1998 г. государственные власти Республики Беларусь заявили о необходимости капитального ремонта канализационных систем в посольской резиденции «Дрозды» и расположенной с ним по соседству резиденции Президента Республики Беларусь А. Лукашенко. Семи дипломатическим миссиям было предложено покинуть резиденции в «Дроздах». Шесть из них занимали свои резиденции на правах арендного договора, а глава российского посольства – на правах собственности Российской Федерации.

В июле были снесены заборы вокруг резиденции посла США в Республики Беларусь и посла Российской Федерации в Республики Беларусь. На территории российского посольства стали появляться белорусские рабочие. В июле МИД Республики Беларусь потребовал от всех глав дипломатических представительств, расположенных в «Дроздах», указать дату, до которой дипломатические миссии намерены покинуть свои резиденции и вывезти вещи. В случае неповиновения власти Республики Беларусь были намерены распорядиться иностранным имуществом по своему усмотрению.

Когда дипломаты отказались выполнить требования белорусских властей, ссылаясь на договоры, заключенные с белорусским МИДом, была сделана попытка выселить их силой.

Оцените действия властей Республики Беларусь, опираясь на анализ Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Решение

Действия властей Республики Беларусь противоречат нормам международного права.

Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем.

Помещения представительства неприкосновенны.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства[3].

Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

Задача 4

Летом 2003 г. частная машина гражданина П. столкнулась с ЛИАЗом, управляемым водителем посольства Чешской Республики. ГИБДД установила, что в аварии виновен водитель ЛИАЗа (гражданин Чехии). П. обратился в районный суд по месту нахождения посольства с иском о возмещении ущерба.

Вопросы к задаче:

1. Вправе ли суд возбудить исковое производство?

2. Решите дело по существу.

3. Измениться ли решение задачи, в случае, если за рулем автомобиля находился: а) посол Чехии в России; б) Генеральный консул Чехии в России?

Решение

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

a) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

c) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров о возмещении иностранным государством вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации физического лица или имуществу, деловой репутации юридического лица, если требование возникло из причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации действием (бездействием) или в связи с иным обстоятельством, имевшим место полностью или частично на территории Российской Федерации, и причинитель вреда находился на территории Российской Федерации в момент такого действия (бездействия)[4].

Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, а также Верховному Суду Российской Федерации[5].

Иски к иностранному государству предъявляются в суд по месту жительства или месту нахождения истца.

Список источников и литературы

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г. // Международное публичное право: сборник документов. – М.: БЕК, 1996. Т. 1.

2. Венская конвенция о консульских сношениях от 24.04.1963 г. // Международное публичное право: сборник документов. – М.: БЕК, 1996. Т. 1.

4. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 736 с.

5. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.

6. Словарь международного права / Т.Г. Авдеева, В.В. Алешин, Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 495 с.

[1] Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.

[2] Словарь международного права / Т.Г. Авдеева, В.В. Алешин, Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 495 с.

[3]Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г. // Международное публичное право: сборник документов. – М.: БЕК, 1996. Т. 1.

[4] Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г. // Международное публичное право: сборник документов. – М.: БЕК, 1996. Т. 1.

[5] Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 736 с.


1. Определите, какие из перечисленных ниже международных документов являются международными договорами:

1) Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.;

Устав ООН — международный договор, учреждающий международную Организацию Объединённых Наций; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединённых Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами (Австралия, Аргентина, Белорусская ССР, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская ССР, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и ЮАС) и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав.

Устав Организации Объединенных Наций был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско по завершении Конференции Организации Объединенных Наций по международной организации, и вступил в силу 24 октября 1945 года.

В Преамбуле Устава Организации Объединенных Наций была поставлена задача «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Таким образом, с самых первых дней существования Организации вопрос соблюдения и укрепления международного права является важнейшей частью ее деятельности. Эти полномочия возложены на Совет Безопасности Уставом ООН, который является международным договором. Как таковой, Устав ООН является инструментом международного права и государства — члены ООН обязаны его соблюдать. Устав ООН закрепляет основные принципы международных отношений, от суверенного равенства государств до запрещения применения силы в международных отношениях.

С момента основания ООН в 1945 году миссия и работа Организации руководствовались целями и принципами, содержащимися в ее учредительном Уставе, в который трижды вносились поправки в 1963, 1965 и 1973 годах.

2) Декларация о принципах международного права 1970 г.;

3) Парижская хартия для новой Европы 1990 г.;

4) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе 1975 г.;

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [1] (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration) — документ, подписанный главами 35 государств [2] в столице Финляндии городе Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 года. Совещание было созвано (1973) по предложению социалистических государств — участников Варшавского договора.

1 августа 1975 года после двух лет переговоров был, наконец, подписан Заключительный акт Хельсинкского совещания, в котором европейским странам гарантировались неизменность границ, территориальная целостность, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и равноправие суверенитетов. Кроме того, в документе было зафиксировано обязательство уважать право народов на самоопределение и права человека, в том числе свободу слова, свободу совести и свободу убеждений.

5) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.;

Положениями Конвенции 1951 г. могли воспользоваться только лица, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г. Последующие события показали, что потоки беженцев не являются временным результатом Второй мировой войны и ее последствий. В конце 50-х гг. и в 60-е гг. появились новые многочисленные группы беженцев. Эти беженцы нуждались в защите, которая не могла быть им предоставлена, т.к. Конвенция 1951 г. имела ограниченные временные рамки своего действия. Протокол 1967 г. распространил действие Конвенции на беженцев, появившихся в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г.

В соответствии с Протоколом 1967 г. было снято географическое ограничение к определению беженца, которое можно было вводить согласно разделу B ст. 1 Конвенции 1951 г. В соответствии с этим разделом Конвенции государства могли толковать приведенные в ст. 1 раздела А слова «события, происшедшие до 1 января 1951 г.» как «события, происшедшие в Европе до 1 января 1951 г.» или как «события, происшедшие в Европе или в других местах до 1 января 1951 г.». Государства, присоединившиеся к Протоколу 1967 г., применяют его положения без каких-либо географических ограничений, за исключением случаев, когда государство ранее сделало соответствующую оговорку при присоединении к Конвенции.

После рассмотрения Генеральной Ассамблеей ООН Протокол был открыт для присоединения 31 января 1967 г. и вступил в силу 4 октября 1967 г. Присоединяясь к Протоколу, государства берут на себя обязательство применять основные положения Конвенции в соответствии с приведенным в ней определением беженца без временных и территориальных ограничений Конвенции 1951 г. Содержание Протокола сформулировано в 11 статьях, в которых зафиксированы обязательства стран-участниц сотрудничать с ООН в делах, касающихся беженцев, и определены направления такого сотрудничества.

6) Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г.;

7) Заявление глав государств Содружества Независимых Государств о недопущении применения или угрозы применения силы и решении спорных вопросов путем переговоров;

8) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.;

9) Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО

10) Статут Международного уголовного суда 1998 г.;

11) Решение Совета Безопасности ООН на основе ст. 41 Устава ООН о введении санкций против Ирака;

12) Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

2. Приведите аргументы в пользу того, что выбранные Вами акты являются международными договорами (укажите на признаки, свидетельствующие, что акт является международным договором).

Признаки международного договора'.

• заключается по соглашению сторон;

• регулируется нормами международного права;

• его исполнение обеспечивается международным принуждением и ответственностью;

• имеет обязательную силу только для участников договора;

• заключается в письменной форме.

3. Назовите, какие из перечисленных Вами международных договоров могут быть применены российским судом при разрешении дела.

Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О международных договорах Российской Федерации"

Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации

1. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"

4. Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, а вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года - в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 этой Конвенции).

Постановление ВС РФ от 13.11.1992 N 3876-1 "О присоединении Российской Федерации к конвенции о статусе беженцев и протоколу, касающемуся статуса беженцев"

Международ­ные конференции как институт международных отношений и международного права появились и развились сравнительно не­давно, во второй половине XIX в.

Социальные закономерности, породившие их, не оставались неизменными. Одни из них сохраняли свое значение на протяже­нии всего развития многостороннего общения, другие уступили место новым.

Границы между такими институтами, как переговоры, меж­дународные конференции и международные организации, край­не подвижны, и точно провести их весьма трудно. Однако, каж­дый из этих институтов не теряет своего значения и продолжает развиваться как относительно самостоятельный и в междуна­родных отношениях, и в международном праве.

Международная конференция — это временный коллективный орган государств-участников, состоящий из официальных пред­ставителей по меньшей мере трех государств, преследующий со­гласованные государствами-участниками цели и имеющий, как правило, закрепленную в правилах процедуры определенную ор­ганизационную структуру и компетенцию.

Цели и деятельность любой международной конференции должны соответствовать основным принципам международного права. Различия в наименованиях межправительственных кон­ференций (съезд, конгресс, конференция, совещание) юридиче­ского значения не имеют.

В практике международных отношений существуют различ­ные виды международных конференций. Их можно классифи­цировать по различным основаниям:

1) по кругу участников — универсальные, в работе которых имеет право участвовать любое государство, и региональные, в которых принимают участие государства, принадлежащие к оп­ределенному географическому региону:

2) по уровню представительства — возглавляемые главами государств и правительств (совещания на высшем уровне), ми­нистрами иностранных дел и иными должностными лицами уровня министров, другими официальными лицами (в любом случае глава делегации уполномочен выступать от имени госу­дарства);

3) по сфере деятельности — мирные; политические; эконо­мические; дипломатические; смешанные.

Международные конференции обычно созываются для одной из следующих целей:

■ подготовки и принятия текста международного договора;

■ обсуждения определенных международных проблем и вы­работки совместного заявления;

■ обмена мнениями и информацией по определенным про­блемам, а также для выработки рекомендаций.

4.2 Порядок работы конференций

С предложением (инициати­вой) о созыве конференции может выступать:

■ какое-либо государство (группа государств);

■ национальная или международная неправительственная ор­ганизация;

Подготовка конференции включает несколько этапов, по­скольку любая международная конференция нуждается в тща­тельном планировании и проработке всех выносимых на нее вопросов. Обычно подготовка начинается с определения целей созыва. Исходя из цели конференции формулируется ее повестка дня. Предварительно согласовываются мнения государств относи­тельно тех вопросов, которые должны быть включены в повестку дня конференции, и возможного их правового урегулирования.

Затем принимается решение о созыве конференции (составе, уровне представительства, времени и месте проведения) и о пра­вилах процедуры. Мнения государств относительно созыва кон­ференций согласовываются либо по дипломатическим каналам, либо в процессе специально проводимых консультаций.

Определяя круг и число участников конференции, а также уровень представительства на ней, государства должны исходить из существа, цели и характера конференции. При этом необходимо неукоснительно соблюдать как принцип участия в конференции всех заинтересованных государств, так и принцип преемственно­сти, обязательный в силу международно-правового обычая.

Факт непризнания той или иной стороны кем-либо из уча­стников конференции не должен препятствовать ее приглаше­нию. Неприглашение на конференцию непосредственно заинте­ресованной стороны не служит основанием для отказа ей в уча­стии после начала работы конференции.

К вопросу о круге участников конференции тесно примыкает проблема участия в ней наблюдателей. В настоящее время на многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, приглашаются в качестве наблюдателей, не обладающих правом голоса, представители специализированных учреждений ООН и других заинтересованных межправительственных и неправитель­ственных организаций, а также государств, не участвующих в конференции. Положение об этом, как правило, закрепляется в правилах процедуры конференции.

Для обеспечения нормальной работы международных конфе­ренций ими принимаются соответствующие правила процедуры.

Правовые нормы, содержащиеся в правилах процедуры, ре­гулируют в основном следующие вопросы:

1) общую организацию конференции — состав делегаций, пол­номочия представителей, порядок создания и деятельности рабо­чих органов (комитетов и комиссий), официальные и рабочие языки, порядок проведения заседаний, ведения протоколов, обязанности секретариата;

2) общие и специальные права председателя (его заместителей) — открытие, приостановление и закрытие заседаний, а также руко­водство дискуссиями на них; поддержание порядка на заседани­ях; вынесение постановлений по порядку ведения заседаний и осуществление руководства ходом заседаний; провозглашение и закрытие списков выступающих;

3) специальные права делегатов — право вносить предложе­ния процедурного характера, право ответа другому делегату, право вносить предложения по порядку ведения заседания;

4) методы внесения предложений и принятия решений — поря­док рассмотрения предложений и поправок к ним, право голоса и требуемое большинство при принятии решений, методы подсче­та голосов и руководство голосованием, правила голосования.

Несмотря на большое разнообразие регулирующих эти во­просы правовых норм, все они могут быть разделены на четыреосновные категории, регламентирующие правовое положение уча­стников и порядок деятельности: делегаций как представителей своих государств; должностных лиц конференции; секретариата конференции и его исполнительного главы; принятия конфе­ренций решений по существу вопросов, для рассмотрения кото­рых она созвана.

Все остальные нормы (относящиеся к созданию и деятель­ности рабочих органов, характеру заседаний, рабочим языкам и т.п.) в той или иной степени связаны с нормами этих категорий.

Международная конференция проходит в три основных этапа:

1) определение общих задач;

2) подготовка документов;

3) принятие документов.

Руководящие должностные лица и рабочие органы конфе­ренции избираются из состава делегаций. Обычно избираются:

■ заместители председателя конференции;

■ председатель, заместитель председателя и докладчики каж­дого комитета;

■ председатель редакционного комитета;

■ секретариат — состоит, как правило, из генерального сек­ретаря (секретаря-исполнителя) и персонала для обслужи­вания конференции.

Работа конференции проходит в двух основных формах: пле­нарных заседаний и работы комитетов и комиссий. В соответст­вии с правилами процедуры заседания могут быть открытыми и закрытыми. Кроме официальных заседаний на межправительст­венных конференциях при работе над документами проводятся и неофициальные заседания комиссий и подкомиссий.

Чаще всего современные конференции завершаются приня­тием решений. Для большей эффективности процесса принятия решений положения, касающиеся его детальной регламентации, включаются в правила процедуры конференций.

Механизм, с помощью которого принимаются решения, и форма, в которой они выносятся, зависят от цели конференции, правил ее процедуры и от установившейся в течение многих лет обычной практики. Конкретные процедуры принятия решений можно сгруппировать в три системы: «традиционную», «консен-суальную» и «комбинированную».

Под традиционной, т.е. обычно применяемой, понимается такая система, которая в качестве основного метода выявления воль государств-участников предусматривает голосование.

Для консенсуальной системы характерен путь согласования позиций государств-участников без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений против принятия ре­шения в целом. Это значит, что разрабатываются такие реше­ния, с которыми могут согласиться все участники конференции. Однако в отдельных случаях, соглашаясь в целом с существом согласованного решения, участники конференции делают в про­токольной записи или заключительном документе оговорки, ко­торые представляются им важными.

Комбинированная система принятия решений представляет собой сочетание консенсуальной и традиционной систем. Она исходит из желательности достижения согласованного решения всех государств-участников без голосования до тех пор, пока не будут исчерпаны все усилия по его достижению.

Конференции считаются законченными:

■ когда достигается цель их работы — заключение тех или иных соглашений;

■ после того, как участники переговоров приходят к выводу о невозможности соглашения из-за непримиримости точек зрения государств.

В первом случае окончание конференции обычно оформляет­ся заключительным актом или протоколом, подписанным всеми участниками. В заключительном акте:

• приводится краткая история созыва конференции;

■ перечисляются участники и должностные лица конфе­ренции;

■ дается перечень документов, рассмотренных участниками конференции;

■ указывается полное наименование принятого конферен­цией документа.

Заключительный акт подписывается главой каждой делега­ции. Этот документ не содержит правовых норм и не является юридически обязательным. Если к заключительному акту прила­гается текст одобренной конвенции (соглашения, договора), то его подписание означает установление аутентичности документа.

Завершающим разделом заключительного акта является па­кет резолюций и рекомендаций, адресованный государствам и международным организациям. Резолюции конференции не яв­ляются обязательными, но в силу принципа добросовестности, предполагается, что они будут уважаться участниками как мо­рально-политические обязательства, т.е. они являются нормами так называемого «мягкого» международного права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: