Права и обязанности государственных служащих в россии и за рубежом сравнительный анализ

Обновлено: 01.05.2024

Государственная служба – это обслуживающий функционирование системы публичного управления институт, опосредующий профессиональную деятельность граждан по реализации функций публичного управления и предоставления государственных услуг в рамках служебных полномочий в пределах компетенции государственного органа.

Значение государственной службы

Государство учреждается и функционирует для наиболее эффективного решения общественных дел, в частности демократическое государство – для обеспечения прав личности и благосостояния населения посредством социально-экономического развития.

При этом непосредственно функционирование государство осуществляется за счет специального формируемого механизма публичного управления, который включает в себя:

  • выборных и назначаемых должностных лиц государственного удаления;
  • формируемые посредством выборов и иным образом органы государственного управления;
  • государственных служащих.

Итак, государство и непосредственно органы государственного управления функционируют за счет привлечения на государственную службу для реализации функций публичного управления и предоставления государственных услуг в рамках профессиональной деятельности граждан страны.

Поэтому перед современным государством стоит задача применения эффективных механизмов отбора, профессионального развития кадрового состава системы государственного управления.

Кроме того, перед государством стоит задача устранения негативных тенденций в системе государственной службы, в том числе возможности злоупотребления полномочиями, коррупционных явлений, неэффективной реализации служебных обязанностей.

Все вышесказанное актуализирует исследование вопросов исторического развития государственной службы в стране, в том числе в советский период.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика государственной службы в СССР

Становление советского государства происходило в условиях полного уничтожения прежнего государственно-общественного устройства, в том числе системы государственного управления и государственной службы царской России. Революция предполагала в качестве основных целей установления нового государственно-общественного порядка отмирание государственного механизма в прежнем понимании и объединение функций представительной и исполнительной власти в руках представительных органов в центре и на местах.

Однако всякая система государственного управления нуждается в обеспечении ее деятельностью граждан страны и в этом смысле коммунистическая система управления не была исключением. Вопросы государственного управления и государственной службы рассматривались советской теорией с начала 1960-х гг. На практике же формировалась подсистема должностей, которая характеризовалась следующими сущностными характеристиками:

  • диктат единоличной власти;
  • жесткое подчинение вышестоящим должностям нижестоящих;
  • жесткая дисциплина;
  • единоначалие и др.

Конституция 1977 г. закрепила основные принципы государственного управления, в том числе:

  • политическое руководство Коммунистической партии;
  • включение трудящихся в систему публичного управления;
  • централизм;
  • социалистическая законность и пр.

Фактически государственное управление осуществлялось Коммунистической партией. Государственные служащие рассматривались как трудящиеся, которые за соответствующее денежное вознаграждение осуществляют обеспечивают функционирование государственных органов, а также государственных организаций согласно предоставленному объему полномочий в рамках компетенции органа или организации государственной власти. При этом классификация государственных служащих осуществлялась по разным основаниям, например:

  • по характеру деятельности органа государственной власти;
  • по характеру отрасли, в которой функционировал орган государственной власти;
  • по характеру функционирования органа и др.

Так, в самом общем виде классификация должностей может быть представлена следующим образом:

  • руководители учреждений, предприятий, органов и самостоятельных структурных подразделений органов. Они наделялись широкими полномочиями, в том числе нормотворческими, и могли издавать юридические акты, принимать работников, увольнять. Их компетенция распространялась на подчиненных;
  • административное должностные лица. Они осуществляли полномочия по формулировке обязательных указаний, имели право предъявлять требования и применять меры воздействия в отношении субъектов, которые не находились в подчинении; вспомогательные должностные лица. Они осуществляли деятельность, которая не влекла юридических последствий.

Замещение должностей государственной службы осуществлялось посредством избрания, назначения, проведения конкурса, согласования договорных условий. Это зависело от важности реализуемой функции и назначения органа публичного управления. Продвижение по службе специальными нормами не регулировалась и осуществлялось исходя из оценки качеств служащего, его морально-политического облика и конкретных обстоятельств.

Характеристика государственной службы в Российская Федерация

В отличие от государственной службы советского государства в Российской Федерации государственная служба представляет собой институт, обеспечивающий выполнение функций публичного управления и предоставление государственных услуг для наиболее полного обеспечения прав личности за счет профессиональной деятельности лиц, привлекаемых на должности государственной службы на контрактной основе.

Отбор претендентов на должности службы осуществляется посредством установления соответствия требованиям к уровню профессионального развития и опыту работу, в установленных случаях на конкурсной основе. Продвижение по службе осуществляется по результатам оценки профессиональных качеств служащего в соответствии с регламентированными процедурами.

Специальным законодательством регламентируется правовой статус – система прав, обязанностей, запретов, ограничений и льгот, предоставляемых лицам, замещающим должности государственной службы.

При этом специальным законодательством прямо запрещено исполнение незаконных распоряжений вышестоящих служащих нижестоящими.

Организация управления государственной службой в определенной стране – это подход к организации и обеспечению функционирования государственной службы с учетом специфики системы государственного управления, национальных особенностей и традиций этой страны.

Сравнительный анализ организации управления государственной службой в России и США

Правовые основы управления государственной службой в Российской Федерации формирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющий основы государственной службы в организационном, финансово-экономическом и правовом смысле.

В соответствии с этим нормативным актом государственная служба является профессиональной служебной деятельностью, осуществляемой гражданами России на должностях государственной службы с целью обеспечения реализации полномочий органов государственного управления федерального и регионального уровня. Федеративное устройство государства выделяет два уровня государственной службы в России: федеральную и региональную.

Правовую базу управления государственной службой в Соединенных Штатах Америки формирует множество нормативных документов, принятых в 1966 году и составляющих раздел V «Правительственные организации и служащие» свода законов Соединенных Штатов Америки. Также в состав правовой базы входит закон о реформе гражданской службы, принятый в 1978 году.

Американская конституция не регулирует управление государственной службой на уровне штатов и местных органов власти.

Основы государственной службы в США составляет административно-территориальный принцип, единой государственной службы в стране нет. На федеральном уровне государственная служба включает в себя множество административно-управленческих структур, имеющих различную правовую базу. В системе государственной власти выделяют особый класс федеральных служб, к числу которых относятся ЦРУ, ФБР и другие.

В системе федеральной службы США выделяют конкурсную и патронажную категории. В первую категорию входят государственные служащие, которые поступают на службу и продвигается по ней согласно принципу системы заслуг. Вторая категория включает государственных служащих, назначаемых на должности единолично президентом, его советниками или по совету Сената. Также во вторую категорию включается доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав исполнительных органов федерального уровня.

Готовые работы на аналогичную тему

В Соединенных Штатах Америки выделяет 18 уровней должностей государственные службы.

Замещение должностей государственной службы осуществляется либо путем открытого отбора, либо путем закрытого отбора. В первом случае должность государственной службы замещает лицо, успешно прошедшее экзамен, во втором случае замещение должностей осуществляется по очередности карьерной службы.

Для государственной службы Соединенных Штатов Америки характерно главенство принципа равенства возможностей на этапе трудоустройства. Государственные служащие имеют право на льготы, которые предусмотрены для определенных категорий, например, бывших военнослужащих. Для замещения должностей государственной службы требуется гражданство, исключение составляют случаи, когда на должности государственной службы не претендуют гражданине штатов.

По результатам сравнительного анализа управления государственной службы России и США можно сделать вывод о наличии положительного зарубежного опыта, которые можно применять в российской практике. В частности, это касается смешанного способа комплектования государственного аппарата, как на основе конкурсов, так и по заслугам.

Сравнительный анализ организации управления государственной службой в странах Европы и в России

Для европейских стран характерно создание советов и комиссий по гражданской службе. Высший совет государственной службы действует в Испании и во Франции. Он включает в себя министров, осуществляющих организацию и обеспечивающих функционирование государственной службы, представителей профсоюзов и парламентских комиссий, готовящихся проекты, дискутирующих и защищающих интересы государственных служащих.

В Великобритании действует комиссия по гражданской службе, которая выполняет роль независимого органа, осуществляющего рассмотрение и утверждение кандидатов на 600 должностей старших государственных служащих. Комиссия издает кодекс найма государственных служащих, контролирует его соблюдение, распространяет положительный опыт найма государственных служащих, рассматривает жалобы.

Во Франции действует Генеральная дирекция государственного управления, имеющая статус министерства. Она регулирует численность государственных служащих, расходы на их содержание, принципы и нормы управления государственной службой, координацию найма, подготовки и переподготовки государственных служащих.

В Российской Федерации практически не распространена практика коллективного утверждения на должности государственной службы, больше практикуется единоличный механизм назначения на должность, например, в лице российского Президента и так далее.

Сравнительный анализ организации управления государственной службой в Японии и России

В Японии управление государственной службой осуществляет Палата по делам персонала, подчиняющаяся кабинету министров. Офисы этой Палаты расположены по всей стране. Оно является специализированным органом, осуществляющим исполнение полномочий по отношению к государственным служащим с помощью рекомендаций, формирования системы должностей, проведения экзаменов, назначений и увольнений, обучения, оплаты труда и так далее.

Таким образом, основным отличием зарубежного опыта управления государственной службы является формирование единого органа, ответственного за регулирование процессов государственной службы, в то время как в Российской Федерации только идет обсуждение потенциальной необходимости формирования такого органа. Хотя данный опыт следует признать однозначно положительным, в России им еще не воспользовались.

Правовой статус служащего в РФ находиться в стадии становления. Изучение опыта других стран, особенно актуально в настоящее время, так как и формирование современной и эффективной модели государственной службы является приоритетным направлением развития государства.

Государственная служба в Российской Федерации является институтом, обеспечивающим реализацию основных функций и механизмов государства. Правовой статус государственного гражданского служащего занимает одно из значимых мест в контексте современного законодательства. Согласно статье 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», государственным гражданским служащим является лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы (государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации) по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации) [8].

Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает немного иное толкование понятия государственного гражданского служащего. Статья13 вышеуказанного закона гласит, что гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [9]. В Российской Федерации статусом «государственного гражданского служащего» должностное лицо обладает только в период прохождения службы.

В Германии используется более широкая трактовка, термин «государственная служба» в буквальном переводе на русский язык означает - «общественный»или «публичный». Публичная служба в Германии - это профессиональная деятельность, которая заключается в выполнении определенными субъектами публично- правовых функций в органах федеральной государственной власти, земельных органах, общинах и других субъектах публичного права [10]. Это понятие можно отнести ко всем работникам государственных учреждений. Это не только сотрудники органов управления, а также и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д. [6]. Предъявляемые требования к лицу, претендующему на определенную должность, тем выше, чем выше сама должность [10].

Можно отметить, что государственная служба в Германии является трехуровневой:

Регулируется государственная служба в Германии федеральным законодательством.

Для всех трех уровней установлена единая система званий, чинов, рангов, единые правила прохождения службы, права и обязанности, ограничения и гарантии, система пенсионного обеспечения и оплаты труда [6].

Понятие же правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации появилось в юридической науке сравнительно не так давно и можно отметить, что оно до сих пор является дискуссионным и спорным.

Одни ученые рассматривают понятие «статуса государственного служащего» в широком смысле, включая в него такие категории, как правоспособность, гарантии, ответственность, принципы, соответствующие права и обязанности служащего. Другие, наоборот, «статус государственного служащего»сводят к совокупности прав и обязанностей [2]. Однако, практически все ученые едины в том, что права и обязанности государственного гражданского служащего являются основой правового статуса государственного гражданского служащего.

По мнению Коренева А.П.«права и обязанности являются настолько бесспорными элементами правового статуса, что признаются в качестве таковых всеми исследователями. Административно – правовой статус гражданина немыслим без единства прав и обязанностей» [5]. Абрамов В.И. полагает, что «в правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности» [1]. Старилов Ю.Л. делит права служащих их на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные [7].

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в Российской Федерации права государственного гражданского служащего и их ответственное и добровольное исполнение формирует представление о «правовом статусе государственного гражданского служащего», определение которому можно дать следующим образом - это совокупность прав и возложенных на него обязанностей, а также система поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, которые тем или иным образом связанны с государственной гражданской службой.

Таким образом, анализ правового статуса и государственной гражданской службы Российской Федерации и Германии позволяет сделать следующие выводы:

Современная государственная служба обоих государств функционально реализуется как через деятельность государственных служащих, так и через свою институциональную целостность.

В Германии государственным служащим-чиновником считается лишь тот, кто находится в публично- правовых отношениях с государством. Особый пожизненный статус гражданских служащих определяется наличием института государственной присяги.

Государственная служба в Российской Федерации является институтом, обеспечивающим реализацию основных функций и механизмов государства.

Список литературы

1. Абрамов В.И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. № 9.

2. Витрук Н.В.Правовой статус личности: Содержание, виды и тенденции в развитии // Проблемы правового статуса субъектов права: Межвуз. сборник. М., 2013. С. 13.

3. Государственная служба в зарубежных странах: Сборник обзоров законодательства. /Н.М. Касаткина, В.И. Лафитский, А.Ф. Ноздрачев и др. М.,1996. 166 с.

4. Государственная служба за рубежом. Эффективность кадрового менеджмента. М., 2007. № 2. 152 с.

5. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 18.

6. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2001. С. 301, 305-306.

7. Старилов Ю. Л. Административное право. В 2-х т. Ч. 2. Кн. первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 439.

10. Черников Б. Чиновник в России и за рубежом // Служба кадров 2007. № 5. С. 24.


Государственная служба появилась вместе с государством и существует в неразрывной связи с ним. Государственная служба в России прошла путь от «служилых людей», «княжеской дружины» до современных государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности. Однако большую часть этого пути занимала госслужба в условиях абсолютной монархии, которую сменила госслужба особого советского периода, и наконец совсем небольшой промежуток времени занимает госслужба РФ.

В начале девяностых за короткий срок была заложена правовая база молодого государства с богатой историей. В Конституции 1993 года была определена республиканская форма правления (без прямого указания вида: президентская, парламентская или смешанная), федеративное устройство, провозглашена демократия и определены некоторые высшие государственные должности и их полномочия (Президент, Председатель Правительства, Председатель Совета Федерации). От государственного устройства зависит организация и правовое регулирование государственной службы. На государственное устройство в свою очередь откладывает свой отпечаток экономическая система. Переход же с плановой (командно-административной) экономики был резким.

Государственная служба должна идти в ногу со временем, отвечая на изменения общественной жизни, ведь общество — это динамическая среда, а от эффективной работы государственных институтов зависит благополучие граждан.

Потому целесообразно изучать зарубежный опыт организации государственной службы, в особенности стран, в которых рынок и демократия существуют не первое столетие. В частности, любопытен опыт Франции, где республиканская форма правления была провозглашена одной из первых в Европе.

В отличие от РФ, Франция имеет унитарное устройство, что объясняется её значительно меньшими размерами. К примеру, площадь Иркутской области составляет 774 846 кв. км, а Франции — 674 875 (с учетом морских владений). Франция также является многонациональным демократическим государством с республиканской формой правления.

Государственную службу, согласно французскому законодательству, можно определить как совокупность людей, находящихся на службе государства, местных коллективов и их административных учреждений. То есть в понятие «государственные служащие» входят не только те, кто служит в центральных органах власти, но и в местных тоже. В РФ же государственная и муниципальная службы, пусть и тесно связаны, но законодательно отделены профильными законами, которые, впрочем, довольно схожи.

Корпус во Франции объединяет чиновников, выполняющих одинаковую работу, так что всего в системе центральной государственной службы насчитывается около тысячи подобных корпусов. Существуют особые правила перемещения служащего из одного корпуса в другой. В РФ корпусной системы нет, однако различаются гражданские служащие, военные, иных видов, федеральные, субъектов, а также обеспечивающие служащие и т. д. Внутри корпуса во Франции служащие подразделяются по четырем категориям (классам): А, В, С, D. Так, категория «А» объединяет чиновников, выполняющих функции по разработке концепций и руководству, категория «А» должна иметь высшее образование. Категория «В» является исполнителями упомянутых ранее управленческих концепций, для них обязательно наличие среднего образования. В свою очередь, в обязанности представителей категорий «С» и «D» входят чисто технические и вспомогательные функции.

В РФ категории должностей называются: руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты, а также есть пять групп: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В принципе категории достаточно схожи, вот только внутри них у нас есть деление на группы. Да и квалификационные требования в России строже, так, для категорий «руководители», «помощники», «специалисты» высшей и главной группы нужно иметь высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры. Для замещения же должностей гражданской службы этих же категорий, только ведущей группы, а для «специалистов» ещё и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп обязательно наличие высшего образования — бакалавриата. Среднего профессионального образования достаточно для категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы.

Карьера чиновника во Франции обычно проходит внутри корпуса путем повышения в ступени и ранге, а также в должности. Получение ранга определяется результатами конкурсных экзаменов и прохождением повышения квалификации. Повышение в ранге зависит от выслуги лет и аттестации. Для перевода же в более высокую категорию необходимо либо решение руководства, либо прохождение конкурса. Конкурс обычно необходим и при переходе в другой корпус. Так что здесь наши системы, за исключением корпусной составляющей, похожи.

Префекты (руководители департаментов или региона), послы и министры (категория «А») назначаются распоряжением правительства или указом президента. В свою очередь работники исполнительно-технического персонала на уровне категорий «С» и «D» набираются с помощью тестов и экзаменов по специальности, но не по конкурсу. В РФ также есть определенные патронажные должности, назначаемые Президентом.

Конкурс во Франции проводится либо в виде экзаменов, либо по степеням и званиям, когда сравниваются послужные списки кандидатов. Существует различие между «внешним конкурсом» (для кандидатов извне, имеющих высшее образование) и «внутренним» — для лиц, уже находящихся на государственной службе, но претендующих на другую должность.

Также есть конкурс в Национальную школу администрации, основанную в 1945 году, готовящую государственных служащих высшей категории. Также работают региональные институты администрации, готовящие кадры для центральной государственной службы. Они готовят кадры для всех министерств, но некоторые из них имеют и собственные специализированные школы.

В России своеобразными эквивалентами можно считать Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Дипломатическую академию Министерства иностранных дел РФ. У РАНХиГС есть филиалы в каждом федеральном округе, всего их более пятидесяти. Это довольно успешный вуз, готовящий будущих госслужащих, однако пока сравниться с успехами французской Национальной школой администрации, выпустившей двух президентов и семь премьер-министров, не может.

Наверное, потому что Национальная школа администрации — это не вуз в привычном понимании, его учащиеся — практикующие чиновники, учеба засчитывается им в стаж, а многие абитуриенты уже имели опыт работы на госслужбе, большинство — образование уровня бакалавриата. Следовательно, полного эквивалента в России нет, именно для подготовки «высшего эшелона» из уже имеющих какой-то опыт или образование людей. Также весьма интересной кажется проведение отдельного конкурса для действующих чиновников, а также лиц, побывавшими «народными избранниками»; и внешний конкурс для выпускников бакалавриата и даже для иностранцев. Последний конкурс для иностранцев в реалиях России можно было бы опустить, но саму идею ЭНА взять на заметку.

Лицам, прошедшим «внешний» конкурс на зачисление на госслужбу во Франции, обычно предоставляется возможность поступления в соответствующее специализированное учебное заведение для учебы в нем в течение 2–3 лет. Также перед назначением на должность претендент обычно работает в учреждении в течение года стажером. В России такого нет. Прошедшего конкурс могут зачислить в кадровый резерв, либо сразу на вакантное место, установив испытательный срок.

Система отбора персонала и его подготовки во Франции достаточно развита, поэтому стоит задуматься над изучением их опыта. Конечно, следует развивать собственные концепции, но и прислушиваться к веяньям в странах, имеющим более богатый опыт в этом вопросе, тоже не повредит. Единственное, любое заимствование должно быть тщательно продумано и переработанно с учетом всех отличительных особенностей Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, РФ, Россия, высшее образование, гражданская служба, Франций, должность, Европа, республиканская форма правления, Российская Федерация.


В статье проведен анализ государственной гражданской службы Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. В ходе проведенного исследования были предложены рекомендации по повышению эффективности данного института путем заимствования зарубежного опыта устройства государственной службы США.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, реформирование государственной службы, зарубежный опыт.

В настоящее время в Российской Федерации формирование эффективной государственной службы относится к приоритетным направлениям преобразований в административно-правовой сфере, именно, поэтому изучение зарубежного опыта по устройству государственной гражданской службы является достаточно актуальным.

Основным законодательным актом, регулирующим данную область, является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В нем содержатся правовые, организационные, финансово-экономические основы российской государственной гражданской службы. Так, согласно указанному Закону государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы, которая представляет из себя профессиональную служебную деятельность российских граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ или субъектов РФ [5]. Потому как Россия является федеративным государством, государственная гражданская служба подразделяется на два основных вида: федеральная государственная гражданская служба и субъектов РФ.

В научной теории имеется две точки зрения относительно вопроса, какой же модели организации государственной гражданской службы нужно следовать России. Так, точка зрения одних ученых заключается в следовании «закрытой» модели государственной службы, применяемой странами Западной Европы, где государственный гражданский служащий наделен высоким правовым и социальным статусом. Ярким примером реализации указанного ранее устройства службы являются такие унитарные государства, как Франция и ФРГ. Другие считают, что необходимо следовать «открытой» англосаксонской модели государственной гражданской службы. Отличительными признаками такой модели являются: открытый конкурсный набор номинантов на государственную гражданскую службу, зависимость оплаты труда и продвижения по службе от результатов совершенной работы служащего, довольно упрощенная процедура увольнения. В пределах последней модели проведем описание и сравнительную характеристику государственной гражданской службы в США [1].

Ныне законодательная база государственной службы в США состоит из существенного числа актов, принятых Конгрессом в качестве Закона 6 сентября 1966 г. и включенных в разд. V «Правительственные организации и служащие» Свода законов США, а также Закон о реформе гражданской службы 1978 г. В свою очередь, Конституция не включает себя сведений о системе государственной службы на местах, поэтому организация служебной деятельности в управленческом аппарате штатов и местных органов власти является их собственной прерогативой.

Поскольку в государственной службе в США главенствует административно-территориальный принцип, то, юридически оценивая, единой государственной службы в полном ее понимании в этом государстве нет. Федеральная государственная служба состоит из множества административно-управленческих структур, правовая база которых различна. Существуют также особые («исключенные») федеральные службы — заграничная служба, ЦРУ, ФБР и др.

Так, федеральная государственная служба неоднородна, потому что в основе лежит деление служащих на две категории — конкурсную и патронажную [3]. Первая категория включает в себя государственных служащих, поступающих на службу и продвигающихся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг». Ко второй категории относятся те государственные служащие, которых назначают на должности единолично президент, советники президента либо по совету Сената. Кроме того, к числу патронажных относятся доверенные лица, обеспечивающие организацию работы глав федеральных исполнительных органов (советники, секретари министров и др.). Служебная деятельность подчиняется специальным положениям федеральной службы, где указаны правила приема, порядок определения зарплаты, нормы социального обеспечения и прочие вопросы. На данный момент численность служащих второй категории составляет около 3 тыс.

Всего существует 18 уровней должностей — первые 8 являются техническими исполнителями; с 9 по 15 — средний руководящий состав и вспомогательно-технический персонал высшей квалификации; с 16 по 18 — высший руководящий состав.

Отбор на должности карьерной службы проводится в двух формах — «открытой» (для должностей конкурсной службы) и «закрытой» (для государственного департамента, служб здравоохранения и лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность занимает любое лицо, которое успешно прошло экзаменационный этап. При закрытом же наборе занятие постов проходит по очередности карьерной службы. Всего через конкурсную систему на государственную службу попадают более 60 % служащих. «Закрытая» форма требует от служащего приступать к службе с низшей должности, поэтому доступ недоверенным лицам «со стороны» на средние и высшие посты фактически закрыт [2].

В США на государственной службе всегда главенствует принцип равенства возможностей при трудоустройстве, говоря о льготах — они устанавливаются только определенным категориям (для ветеранов войны, бывших военнослужащих, представителей национальных меньшинств). При приеме на гражданскую службу вопрос гражданства весьма важен. Согласно законодательству, лиц, не имеющих гражданство США, принимают на службу лишь тогда, когда на определенную должность не притязают граждане штатов [4, с. 23].

Более того, стоит отметить специальную систему, которая готовит кадры для работы в госорганах. Перед данными специализированными учебными заведениями стоят следующие задачи по обеспечению административной преемственности и ликвидации коррупционного вмешательства в регулирование основных социально-экономических процессов.

Проведенный сравнительный анализ организации и управления государственной гражданской службой в России и США позволил выявить положительный зарубежный опыт, который можно будет применить в модернизированном виде в нашей российской системе.

Кадровая политика внутри структуры государственной службы США представляет собой практику смешанного комплектования государственного аппарата с применением как конкурсного метода, так и системы заслуг. Стоит отметить, что наиболее оптимальный подход к комплектованию выделить невозможно, однако ныне преобладает отчетливая тенденция к переходу системы заслуг, поскольку она в наибольшей степени придает прозрачность и эффективность процессу управления.

В заключение хотелось бы отметить, что, опираясь на опыт проведенной оценки гражданских служащих и системы государственной гражданской службы в США, можно предложить следующее для модернизации в российской среде:

− результаты оценки службы «по заслугам» должны являться мотивационным стимулом к труду;

− необходимо оценивать труд служащих на основе современных выработанных методов;

− стоит разрабатывать и применять в работе административные регламенты, содержащие в себе конкретные критерии оценки эффективности государственных гражданских служащих.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, государственная служба, США, Российская Федерация, Россия, служащий, гражданская служба, зарубежный опыт, карьерная служба, служебная деятельность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: