Права и обязанности государственных служащих рк

Обновлено: 26.04.2024

Государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же как и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом на ровне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например всфере предпринимательской деятельности).

Государственыйслужащий имеет определенное правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутригосударственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).

Правовое положение служащего находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.

Правовое положение государственных служащих зависит также от условии, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться: служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности [1].

Одним из важных принципов казахстанской государственной службы является принцип социальной защищенности .

В соответствии с этим принципом, государственным служащим обеспечиваются, во-первых, общие для всех граждан Республики конституционные права и свободы, а также иные гарантии, такие как: право на вознаграждение за труд, право на отдых, право на безопасность условий труда, социальное обеспечение без какой - либо дискриминации. Во-вторых, на государственных служащих распространяются специальные нормы правовой и социальной обеспеченности и защиты, которые получили конкретизацию и дальнейшее развитие в Законе "О государственной службе" и целом блоке подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной службы, вступивших в действие с 1 января 2000г. [2].

Конкретные права и обязанности государственных служащих, вытекающие из законодательства о государственной службе, определяются на основе типовых квалификационных требований и отражаются в ведомственных нормативных правовых актах, утверждаемых руководителями государственных органов. Для обеспечения стабильности пребывания административных государственных служащих на государственной службе, законом обеспечены их правовая защита от необоснованных увольнений. В нем прямо записано, что смена политических служащих не является основанием для прекращения службы административными государственными служащими. Другой нормой Закона обеспечивается гарантия трудоустройства административных госслужащих при реорганизации или ликвидации государственного органа. Согласно Закону, в случае ликвидации или реорганизации государственного органа административных служащих при наличии стажа работы в государственных органах не менее трех лет обеспечиваются работой во вновь образованном либо в другом государственном органе в соответствие с их квалификацией, либо по выбору административных служащих им производится выплата выходного пособия.

Новеллой Закона в части усиления правовой защиты государственного служащего являются следующие нормы: при сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своем] непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение; в случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовк наказуемым деяниям; ответственность за исполнение государственным служащим неправомерног распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Также Законом определены гарантии прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности:

  • государственный служащий обязан быть ознакомлен со всеми материалами, связанными с привлечением его к дисциплинарной ответственности;
  • действия и решения государственного органа или должностного органа или должностного лица могут быть обжалованы привлекаемыми к ответственности государственными служащими в порядке, определенном уполномоченным органом, либо суд;
  • Закон предусматривает такую меру социальной защиты, как обеспечение государственных служащих жильем в установленном законодательством порядке. Для индивидуального жилищного строительства государственным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, бесплатн предоставляются земельные участки;

Кроме того, Законом предусматривается, что в целях определенности служебных функций государственные служащие вправе:

  • требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;
  • на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со сторонь: руководителей, иных должностных лиц и граждан;

Помимо этого государственные служащие имеют также и иные права, как:

  • на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;
  • на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
  • на продвижение по службе с учетом квалификации способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;
  • требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;
  • на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;
  • на социальную и правовую защиту;
  • увольнение с государственной службы по собственному желанию;
  • на пенсионное и социальное обеспечение;
  • на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы;

Государственный служащий участвует в формировании общественно-политических, государственно-правовых и социально-экономических предпосылок сфер управления, обеспечивают реальную связь с жизнью общества и народа.

Государственный служащий должен знать и соблюдать Конституцию Республики Казахстан Кроме того, он обязан:

  • обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;
  • осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;
  • соблюдать государственную и трудовую дисциплину;
  • принимать на себя ограничения, установленные законом;
  • -соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством,
  • выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий,
  • хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;
  • сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • обеспечивать сохранность государственной собственности;
  • незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;
  • повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей [3].

Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РК «О прокуратуре» и т.д.

Правовое положение государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности.

Конкретные обязанности государственных служащих, вытекающие из установленных настоящим Законом основных обязанностей, определяются на основе типовых квалификационных требований и отражаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов.

Таким образом, законодательство Республики Казахстан учитывает интересы государственных служащих, адекватно возможностям государства, обеспечивает их социальную и правовую защиту, что является гарантией повышения стабильности и профессионализации персонала государственной службы.

Согласно передовому мировому опыту, в органах государственного управления существует строгое разделение политической и административно-исполнительной деятельности, а также соответствующих им должностей. Практически во всех странах с рыночным управлением успешно прошел испытание временем, и как показала практика, является наиболее эффективным и распространенным. По общественным и объективным причинам основные пара?летры проводимых экономических реформ в Казахстане задавались из центра и осуществлялись по схеме «сверху-вниз». Ключевой проблемой при создании эффективной системы государственного управления является рационализация структуры центральных исполнительных органов и упорядочение их деятельности. Положительное решение этой проблемы создаст соответствующее условия для рационализации территориального управления и оптимального перераспределения функции между центральными и местными исполнительными органами, что является целью следующего этапа реформ [4].

Таким образом цель реформирования государственной службы в Республике Казахстан заключается в создании эффективной системы государственного управления, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие за счет эффективного государственного регулирования.

Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной службы

Статья 3. Действие настоящего Закона

Статья 4. Основные принципы государственной службы

Статья 6. Служба управления персоналом (кадровая служба)

Статья 7. Классификация государственных должностей государственных служащих

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 8. Статус государственных служащих и их правовые гарантии

Статья 9. Основные права государственных служащих

Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

Статья 11. Основные функции политических государственных служащих, являющихся руководителями государственных органов, и акимов областей, городов республиканского значения и столицы

Статья 12. Полномочия ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы

Статья 13. Ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе

Глава 3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Статья 14. Поступление на политическую государственную службу

Статья 15. Поступление на административную государственную службу

Статья 16. Условия поступления на государственную службу

Статья 18. Ограничения, принимаемые при поступлении на государственную службу

Статья 20. Испытательный срок при поступлении на государственную службу

Статья 21. Принятие присяги государственными служащими

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ НА АДМИНИСТРАТИВНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ КОРПУСА "А" И ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ

Статья 22 . Исключена Законом РК от 03.07.2020 № 357-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 23. Занятие административной государственной должности корпуса "А"

Статья 24. Трудовые договоры с административными государственными служащими корпуса "А"

Статья 24-1 . Исключена Законом РК от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Статья 25. Преобразование государственной должности в административную государственную должность корпуса "А"

Статья 25-1. Преобразование административных государственных должностей корпуса "А"

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ КОРПУСА "Б"

Статья 26. Отбор на государственные должности корпуса "Б" граждан, впервые поступающих или вновь поступающих на государственную службу

Статья 27. Конкурс на занятие административной государственной должности корпуса "Б"

Статья 30. Назначение на государственную должность

Глава 6. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 33. Оценка деятельности государственных служащих

Статья 34. Обучение государственных служащих

Статья 36. Стажировка государственных служащих

Статья 37. Продвижение по государственной службе

Статья 38. Временное возложение обязанностей

Статья 39. Прикомандирование государственных служащих к государственным органам, загранучреждениям Республики Казахстан и иным организациям

Статья 40. Призыв государственных служащих на воинскую службу

Статья 41. Ротация государственных служащих

Статья 42. Прием на работу граждан в период создания государственного органа

Глава 7. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Статья 43. Ответственность государственных служащих

Статья 44. Дисциплинарные проступки и взыскания

Статья 45. Сроки наложения дисциплинарных взысканий

Статья 46. Гарантии прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности

Статья 47. Материальная ответственность государственных служащих за причинение ущерба

Статья 48. Временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных полномочий

Глава 8. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 49. Требования к государственным служащим по соблюдению служебной этики

Статья 50. Дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу

Статья 52. Антикоррупционное поведение государственных служащих

Глава 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 53. Оплата труда государственных служащих

Статья 54. Отпуска государственных служащих

Статья 55. Пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих

Статья 56. Меры социальной защиты государственных служащих

Статья 57. Гарантии и компенсации государственным служащим при командировках

Статья 58. Гарантии и компенсации персонала дипломатической службы

Глава 10. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

Статья 59. Прекращение государственной службы политическими государственными служащими

Статья 60. Отставка и увольнение политических государственных служащих

Статья 61. Прекращение государственной службы административными государственными служащими

Статья 62. Восстановление на государственной службе

Статья 64. Привлечение иностранных работников в государственные органы

Статья 65. Международное сотрудничество в сфере государственной службы

Статья 66. Иные вопросы прохождения государственной службы

Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной службы

3. обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, их обращения и принимать по ним необходимые меры;

4. осуществлять функции в соответствии со своими должностными полномочиями;

5. при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений;

6. соблюдать служебную дисциплину;

7. соблюдать ограничения, установленные законами Республики Казахстан;

8. соблюдать служебную этику;

9. выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их должностных полномочий;

10. хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;

11. не разглашать получаемые при исполнении должностных полномочий сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

12. обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать вверенную государственную собственность только в служебных целях;

13. незамедлительно доводить до сведения руководства государственного органа, в котором они работают, и (или) правоохранительных органов о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений;

14. повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения должностных обязанностей;

15. отработать в государственном органе, направившем их на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, непосредственно после завершения обучения, а также на государственной службе в порядке и сроки, определенные Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Неисполнение данного обязательства влечет возмещение государственным служащим государству бюджетных средств, выделенных на его обучение и связанных с обучением затрат, пропорционально неисполненным обязательствам;

16. обеспечивать информационную безопасность в процессе работы с информационными ресурсами государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Иные обязанности государственных служащих могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

3. обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, их обращения и принимать по ним необходимые меры;

4. осуществлять функции в соответствии со своими должностными полномочиями;

5. при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений;

6. соблюдать служебную дисциплину;

7. соблюдать ограничения, установленные законами Республики Казахстан;

8. соблюдать служебную этику;

9. выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их должностных полномочий;

10. хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;

11. не разглашать получаемые при исполнении должностных полномочий сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

12. обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать вверенную государственную собственность только в служебных целях;

13. незамедлительно доводить до сведения руководства государственного органа, в котором они работают, и (или) правоохранительных органов о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений;

14. повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения должностных обязанностей;

15. отработать в государственном органе, направившем их на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, непосредственно после завершения обучения, а также на государственной службе в порядке и сроки, определенные Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Неисполнение данного обязательства влечет возмещение государственным служащим государству бюджетных средств, выделенных на его обучение и связанных с обучением затрат, пропорционально неисполненным обязательствам;

16. обеспечивать информационную безопасность в процессе работы с информационными ресурсами государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Иные обязанности государственных служащих могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Права и обязанности государственных служащих Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года N 453

Статья 8. Права государственных служащих

Государственный служащий имеет право:

1) пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам Республики Конституцией и законами Республики Казахстан;

2) участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

3) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

4) посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от формы их собственности;

5) требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;

6) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

7) на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;

8) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

10) на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;

11) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;

12) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;

13) на социальную и правовую защиту;

14) на увольнение с государственной службы по собственному желанию;

15) на пенсионное и социальное обеспечение;

16) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.

Статья 9. Основные обязанности государственных служащих

1. Государственные служащие обязаны:

1) соблюдать Конституцию и законодательство Республики;

2) приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;

4) осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями;

5) соблюдать государственную и трудовую дисциплину;

6) принимать на себя ограничения, установленные законом;

7) соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством;

8) выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий;

9) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;

10) сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

11) обеспечивать сохранность государственной собственности;

12) незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;

13) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.

2. Конкретные обязанности государственных служащих, вытекающие из установленных настоящим Законом основных обязанностей, определяются на основе типовых квалификационных требований и отражаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: