Конституционные основы принципы правосудия их общее понятие источники и значение

Обновлено: 26.04.2024

Принципы (демократические основы) правосудия — это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее су­щественные стороны данного вида государственной деятельности. Такие исходные идеи, положения являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, оп­ределения его роли и места в государственном механизме и полити­ческой системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний , регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить прин­ципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в зако­нах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — в Консти­туции РФ, конституционных и других федеральных законах.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов , которые, со­здавая новые законы или корректируя их, должны считаться с суще­ствующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности пра­восудия.

Существенной особенностью принципов является их относитель­ная стабильность . Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что прин­ципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры. А акты этой категории изменить, дополнить или как-то иначе откор­ректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том чис­ле конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т. д.

Стабильность правовых положений, именуемых принципами пра­восудия, — один из факторов, придающих устойчивость этому направ­лению правоохранительной деятельности и, в известной мере, ограж­дающих его от случайных и не продуманных глубоко “нововведений”.

Конституционные принципы правосудия – это правовые нормы наиболее общего характера, нарушение данных норм, принципов при отправлении правосудия влечет отмену судебных актов.

В науке сложилось представление о следующих принципах правосудия:

- осуществление правосудия только судом

- доступность судебной защиты

- равенство граждан перед законом и судом

- коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде

- участие граждан в отправлении правосудия

- независимость судей и подчинение их только закону

- принцип государственного и национального языка судопроизводства

- открытое разбирательство дел во всех судах

- обеспечение обвиняемому права на защиту

- состязательность и равноправие сторон

Конституционные основы, принципы правосудия можно подразделить по трем позициям:

1) Принципы, прямо указанные в Конституции, например, принцип законности и принципы, прямо в Конституции не указанные, но вытекающие из ее содержания.

2) Судоустройственные и судопроизводственные

3) Отраслевые и межотраслевые

Судебная защита прав граждан и организаций является наиболее эффективным способом юридической, правовой защиты и выражается в следующем:

1) Каждый вправе подать в суд заявление, жалобу, иное обращение в суд и суд обязан принять и рассмотреть эту жалобу, заявление, обращение, кроме случаев прямо указанных в законе.

2) Потерпевший вправе участвовать в судебном разбирательстве во всех инстанциях, высказывать мнение по всем возникающим в процессе вопросах, вправе не давать показаний против себя и своих близких, может представлять доказательства, ходатайства, в том числе просить об обеспечении его безопасности.

3) Законодательство предоставляет заинтересованным лицам возможность обжаловать судебные акты, причем, подача апелляционной или кассационной жалобы автоматически ведут обязательность рассмотрения, расследование производства по жалобе и проверку судебных актов.

4) В суд можно обжаловать действия(бездействия), решения органов государственной власти и иных организаций, если суд удовлетворяет подобную жалобу, то соответствующий орган обязан устранить недостатки и об этом сообщить суду.

5) В суд можно обжаловать действие(бездействие) дознавателя, следователя и прокурора.

6) Только по решению суда возможно заключение лица под стражу, продление срока содержания под стражей, а также оперативно-слшедственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы.

7) Никто не вправе быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, как это предусмотрено законом и установлены кроме того процессуальные разумные сроки для разрешения жалоб.

8) Каждый вправе обратиться в международные органы по защите прав и свобод, например, в Европейский суд по правам человека, если были исчерпаны средства национального права.

9) Доступность судебной защиты обеспечивает установленный законом сроки для исполнения судебных постановлений, а также возможность получения квалифицированной юридической помощи от адвоката.

10) Равенство граждан перед законом и судом означает, согласно ст. 19 Конституции, что все граждане равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения и иных социальных условий.

Равенство перед судом означает равное закрепление прав и обязанностей граждан законодательства. Равенство перед судом означает равные возможности получить судебную защиту.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства сторон и состязательности процесса.

Ст.123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство во всех судах РФ осуществляется на началах состязательности и равноправия сторон.

В гражданском процессе состязательность обусловлена природой, несовпадением материально-правовых интересов сторон и выражается в том, что у истца и ответчика разные позиции.

Истец доказывает обоснованность своих требований и предоставляет свои доказательства; ответчик – представляет доказательства против иска.

Действия суда в гражданском процессе в некоторых моментах засисит от позиции истца и ответчика. Например, в случае отказа истца от иска, суд вправе принять отказ и прекратить производство по делу. А в случае признания иска ответчиком, суд выносит решение об удовлетворении иска.

Истец и ответчик могут договориться об окончании дела миром, и в таком случае суд утверждает мировое соглашение и дело прекращается.

В остальном же, в гражданском процессе суд обеспечивает истцу и ответчику равные возможности отстаивать свою позицию, оказывая сторонам помощь без требования доказательств.

В уголовном процессе сторонами выступают обвинение и защита.

- государственный обвинитель (прокурор)

- частный обвинитель по делам частного обвинения

- представитель частного обвинителя

- представитель гражданского истца.

- законный представитель подсудимого

- гражданский ответчик (подсудимый)

- гражданский представитель ответчика

Стороны обвинения и защиты равны в возможностях представлять доказательства, заявлять ходатайства, приносить жалобы для решения суда.

При этом, на стороне обвинения лежит обязанность доказывания представления суду доказательств, подтверждающих обвинения суду доказательств, подтверждающих обвинения, а так же обстоятельств, которые отягчают и смягчают ответственность.

Таким образом, прокурор обязан действовать всесторонне.

Что касается защиты, то у нее односторонняя функция: выдвигать соображения против доказанности обвинения, а также обстоятельства, смягчающие ответственность подсудимого.

Суд не связан с позициями стороны обвинения и стороны защиты, постановляя приговор на основании полного всестороннего исследования доказательств и их совокупонсти.

Единственный случай, когда суд связан с позицией стороны – это случай, когда прокурор отказывается от поддержания обвинения полностью или частично.

Отказ от обвинения влечет прекращение судом производства по уголовному делу.

Право обвиняемого на защиту.

Подозреваемый – эт о лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо задержано по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого применены иные процессуальные меры принуждения.

Обвиняемый – это лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт.

Подсудимый – лицо, дело которого передано в суд.

Конституция РФ в ст.48 предусматривает, что каждому гарантируется прваво на получение квалифицированной юридической помощи.

В случае, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый, имеет право пользоваться помощью адвоката – защитника – с момента соответственно, задержания, заключения под стражу, предъявление обвинения.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту означает, что во-первых, они наделяются комплексом прав, позволяющих им самим защищать свои интересы, во-вторых, они могут пригласить защитника, либо защитника назначает орган расследования, в-третьих, лица, производящие дознание или следствие, обязаны не только разъяснить процессуальные права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, но и реально их обеспечивать.

По действующему законодательству защитник допускается с самого начала производства уголовного дела. В суде наряду с адвокатом, защитником может быть другое лицо.

Функции судебной власти:

2)Конституционный контроль

3)Рассмотрение жалоб на действие(бездействие) и решения органов государственного управления и должностных лиц

4)Дача санкций на меры, ограничивающие конституционные права и свободы (арест, обыск, выемка)

5)Обобщение деятельности судебной практики

6)Разъяснение действующего законодательства

7)Разработка предложений по совершенствованию законов (право законодательной инициативы)

Презумпция невиновности (предположение)

Презумпция невиновности – общечеловеческий принцип, согласно которому каждый считается добросовестным, добропорядочным, пока не доказано иное.

Конституция РФ, статья 49 так формулирует принцип презумпции невиновности:

«Обвиняемый в совершенном преступлении считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена в законно порядке, обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу.»

Данный принцип так же нашел отражение в ст.14 УПК и ст.1.5 КОАП.

1) Обвиняемый не должен (не обязан) доказывать свою невиновность, и никто не вправе его принуждать к представлению доказательств, опровергающих обвинение.

2) Обязанность доказывания в уголовном и административном процессе возложена на лиц, ведущих производство по делу на дознавателя или следователя.

3) Запрещается использование доказательств, полученных с нарушением требований уголовно-процессуального закона. Такие доказательства не имеют юридической силы.

4) Неустранимые сомнения виновности обвиняемого толкуются в его пользу. Сомнения считается неустранимым, когда собранные доказательства не дают однозначного ответа на вопрос виновности и исчерпаны все возможности для поиска новых доказательств.

5) Привлечение лица в качестве обвиняемого, утверждение прокурором обвинительного заключения или обвинительного акта не означает признание виновным, поскольку это происходит только в результате судебного процесса и после вступления приговора в законную силу.

6) Обвинительный приговор нельзя основывать на предположениях. Виновность подсудимого должна быть обоснована совокупностью рассматриваемых судом доказательств.

7) Никто не может быть осужден дважды за одно и то же деяние.

Гласность судопроизводства (открытое разбирательство дел во всех судах)

Данный принцип закреплен в ст.123 Конституции РФ и соответственно любые судебные разбирательства по 1,2 или надзорной инстанциям происходят при открытых дверях.

Присутствующие в судебном заседании могут вести письменные записи, производить магнитофонную запись, и с разрешения председательствующего, кино- видео- и фотосъемку.

Однако законодательство устанавливает изъятия из принципа ясности, открытости судебного разрешения дела о преступлениях несовершеннолетних, когда необходимо соблюдение государственной, военной, коммерческой или иной охраняем ой законом тайны, когда оглашается личная переписка, когда есть угроза разглашения интимных сторон жизни участников процесса, когда это вызывается соображениями безопасности судебного разбирательства, либо в виду недостаточности помещения судебного заседания.

В судебном заседании не допускаются лица моложе 16 лет, а свидетели могут присутствовать после их допроса. По определению суда закрытой может быть объявлена часть, а не все судебное разбирательство.

Во всех случаях приговор или решения провозглашаются публично, кроме дел об усыновлении, удочерении.

По решению суда может быть так же оглашена только вводная и безэлективная части судебного акта.

Открытость, публичность судебного разбирательства способствуют более качественному осуществлению правосудия, так как всё судебное разбирательство оказывается доступным подконтрольным оценкам присутствующих граждан. Вместе с тем, открытость, публичность процесса оказывают воспитательное воздействие на граждан.

В целях открытости по особо актуальным делам практикуются выездные судебные заседания.

Принципы правосудия - важнейшие, основополагающие начала деятельности судебной власти в РФ.

Значение принципов правосудия в правовой действительности государства велико.

- принципы правосудия отражают общий характер организации судебной власти в РФ.

- принципы правосудия являются важнейшими положениями функционирования судебной власти и судебной системы РФ.

- закрепленность принципов правосудия в действующем законодательстве.

- в принципах правосудия получают развития правовые и нравственные идеи и идеологические доктрины.

Система принципов правосудия - это совокупность элементов определяющих основополагающие начала деятельности судебной власти и судебной системы в РФ.

К основным принципам правосудия в РФ относятся:

- Принцип законности.- Принцип осуществления правосудия только судом.

- Принцип равенства граждан перед законом и судом.

- Принцип независимости судебной власти.- Принцип независимости судов и судей.

- Принцип презумпции невиновности.

- Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

- Принцип состязательности и равноправия сторон.

- Принцип открытости и гласности судопроизводства.

- Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- Принцип обязательности судебных решений.

- Принцип государственного или национального языка в судах.

- Принцип свидетельского иммунитета.

- Принцип диспозитивности судопроизводства.

- Принцип государственного языка судопроизводства.

- Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

- Принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда.

- Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

- Принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.

Конституционный суд РФ: задачи и место в судебной системе, полномочия Конституционного Суда РФ

Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Будучи одним из высших федеральных органов судебной власти, КС РФ действует самостоятельно и независимо. КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается в индивидуальном порядке. КС РФ не вправе принимать к рассмотрению и разрешать никакие вопросы по собственной инициативе. Он может это делать только по запросам или жалобам органов и лиц. При этом он не вправе выйти за рамки запроса или жалобы. Такое положение призвано обеспечить объективность и беспристрастность.

Задачами, стоящими перед Конституционным Судом РФ, являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Официальным изданием КС РФ является «Вестник КС РФ», в котором публикуются принимаемые судом решения и иные материалы.

Таким образом, деят-ть КС РФ способствует совершенствованию внутригосударственных средств правовой защиты, используемых в системе судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Решения КС РФ принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, если иное не предусмотрено законом.

Решение КС окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста. Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование решению влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 81 Закона о Конституционном Суде РФ).

Принципы гражданского процесса - это основополагающие идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления судопроизводства по гражданским делам, закрепленные и раскрытые в нормах гражданского процессуального права.

Пока принципы не закреплены в нормах права, они являются научной доктриной. Принцип становится правовым после раскрытия его сути в норме права.

Принципы устанавливают содержание, структуру гражданского процессуального права. Они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание деятельности субъектов гражданского процессуального права, определяют существенные черты, выражающие сущность процессуального права.

Принципы гражданского процессуального права представляют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему. Это обусловливается единством выраженных в них идей, устремленностью к выполнению единой цели, подчеркивает публичный характер гражданского процесса.

Каждый из принципов играет самостоятельную роль в стадиях процесса или его отдельных институтах.

Конституционные основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

Содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, но и не могут не учитываться законодателями, для которых они служат ориентирами в их законотворческой деятельности.

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему, которая включает:

  1. принципы судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.);
  2. принципы судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы гражданского правосудия:

    • принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15;
    • осуществление правосудия только судом - ст. 118;
    • доступность судебной защиты - ст. 46;
    • осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом - ст. 19;
    • участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123;
    • состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123;
    • независимость судей и подчинение их только закону - ст. 120;
    • гласность в деятельности суда - ч. 1 ст. 123;
    • государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68, ч. 2 ст. 26.

    Принцип законности правосудия

    Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.

    Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности:

    1. правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов;
    2. при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением).

    Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

    По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

    В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права :

    1. только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка;
    2. именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

    Осуществление правосудия только судом

    Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ.

    Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.

    Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве (процессе).

    В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

    • когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
    • на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
    • юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной;
    • решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

    Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в апелляционной, кассационной инстанциях и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

    Равенство всех перед законом и судом

    Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, - связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном .законе. Таким образом, судам была предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

    Равенство перед законом означает:

    1. одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам (не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений из-за социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе);
    2. необходимость исключения в законотворческой деятельности возможности установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

    Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий.

    Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

    Принцип участия граждан в отправлении правосудия

    Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

    Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя считается гражданским долгом. Деятельность присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

    Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

    Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

    В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами в гражданском (арбитражном) процессе понимаются истец и ответчик.

    Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов . При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

    Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

    Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение гражданских и арбитражных дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

    Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Прослеживается этот принцип и в вышестоящих инстанциях.

    Независимость судей и подчинение их только закону

    Судья Конституционного суда в отставке, профессор Высшей школы экономики Тамара Морщакова о независимости судей в России.

    Конституция РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120).

    Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов, в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

    Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

    В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

    Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

    Юридические гарантии независимости судей реально воплощены в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с упомянутым законодательным актом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность (см. гл. 8).

    Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.

    Принцип гласности в деятельности суда

    Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы РФ рассмотрение конкретных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.

    На судебные заседания допускаются все граждане (по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу).

    Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

    В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио- и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

    Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

    В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают:

    • гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле (гласность в узком смысле слова);
    • гласность для народа (или публичность).

    Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.

    Исключения из принципа гласности:

    1. ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания;
    2. ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.

    Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах

    В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации считается русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, с учетом ее национально-государственного устройства, Конституция РФ установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

    С позиций этих основных конституционных требований решается и вопрос о языке судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд.

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» конкретизировал эту норму следующим образом (ст. 10):

    • судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;
    • судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах обшей юрисдикции - на русском или государственном языке республики, на территории которой находится суд;
    • в судах субъектов РФ: конституционных, уставных и у мировых судей - на государственном языке республики или русском языке.

    Из изложенного следует, что все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи.

    Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

    К конституционным принципам правосудия можно отнести:

      1. Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).
      2. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
      3. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).
      4. Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
      5. Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
      6. Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
      7. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 123 Конституции РФ).
      8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).
      9. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).
      10. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).

      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к принципам правосудия относит следующие:

      Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

      Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: