Постановка на учет физических лиц индивидуальных предпринимателей частных нотариусов и адвокатов

Обновлено: 25.04.2024

1. Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).
- Постановка на учет организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
- При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- место жительства;
- данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;
- данные о гражданстве.
- Особенности порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.


- Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
- Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
- Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации.
- 8. На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

- 9. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
- 10. Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном настоящей главой для организаций-налогоплательщиков.

Постановка на учет в налоговых органах нотариусов,

занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных

управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков

и патентных поверенных

20. Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 1 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок физическому лицу выдается (направляется) уведомление о постановке на учет и свидетельство о постановке на учет, если оно не выдавалось (не направлялось) ранее.

Датой постановки на учет в налоговом органе нотариуса, занимающегося частной практикой, по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, дата назначения на должность нотариуса.

21. Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства адвоката осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса на основании сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок физическому лицу выдается (направляется) уведомление о постановке на учет и свидетельство о постановке на учет, если оно не выдавалось (не направлялось) ранее.

Датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, дата присвоения статуса адвоката.

22. Постановка на учет в налоговом органе арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса по месту жительства соответствующего физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4.1 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок такому физическому лицу выдается (направляется) уведомление о постановке на учет.

Датой постановки на учет в налоговом органе арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, соответственно:

дата внесения сведений в сводный реестр арбитражных управляющих саморегулируемой организации;

дата начала осуществления оценщиком частной практики;

дата внесения сведений о регистрации патентного поверенного в Реестр патентных поверенных Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в статью 83 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 83. Учет организаций и физических лиц

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 83 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 29 сентября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Абзац утратил силу с 29 сентября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Информация об изменениях:

Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе определять особенности учета в налоговых органах организаций, не указанных в абзацах третьем и пятом настоящего пункта, в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности (включая суммарный объем полученных доходов, среднесписочную численность работников, стоимость активов).

Информация об изменениях:

1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.

2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 30 августа 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 230-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 статьи 83 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 230-ФЗ) применяются с 1 марта 2019 г.

3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 23 сентября 2022 г. - Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 66-ФЗ

Пункт 4 изменен с 30 августа 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 230-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 4 статьи 83 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 230-ФЗ) применяются с 1 марта 2019 г.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:

через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

через отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;

через филиал или представительство международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;

через представительство иностранной религиозной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;

через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранной организации. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для ее постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 30 августа 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 230-ФЗ

Информация об изменениях:

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.

Постановка на учет и снятие с учета во внебюджетных фондах

Плательщики страховых взносов – это лица (организации, индивидуальные предприниматели, главы КФХ, адвокаты, нотариусы и т.д.), которые обязаны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование. Также они именуются страхователями.

Учет страхователей осуществляется органами контроля – территориальными отделениями ПФР и ФСС.

  • При этом подразделения ПФР ведут учет плательщиков страховых взносов по пенсионному страхованию, а также по обязательному медицинскому страхованию (ОМС).
  • Органы ФСС РФ ведут учет плательщиков взносов по нетрудоспособности и материнству.

По общему правилу, постановка на учет плательщиков взносов осуществляется в беззаявительном порядке.

При регистрации юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) налоговый орган (или другой регистрирующий орган) по принципу «одного окна» самостоятельно передает во все внебюджетные фонды сведения о новых налогоплательщиках.

Подразделения ПФР и ФСС РФ, в свою очередь, обязаны в трехдневный срок зарегистрировать новых страхователей и присвоить им регистрационные номера.

Таким образом, при регистрации нового налогоплательщика, постановка на учет в территориальных органах внебюджетных фондов осуществляется в беззаявительном порядке, т.е. без личного обращения ЮЛ и ИП.

В таблице отражена информация о том, в какой фонд регистрирующий орган передает сведения о плательщике и в какие сроки органы ПФР и ФСС РФ осуществляют постановку на учет страхователей.

Страхователь Срок регистрации
В органах ПФР В органах ФСС РФ
Юридические лица Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа
Индивидуальные предприниматели, главы КФХ
Адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из территориального органа Минюста России

Из документа, который направляется страхователю в электронном виде.

Документ, подтверждающий факт регистрации в ПФР (а для организаций – и в ФСС РФ), направляется страхователю в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством ТКС, в том числе через сеть Интернет, и на адрес электронной почты.

Уведомление о регистрации с регистрационным номером на бумажном носителе плательщик вправе получить добровольно в заявительном порядке. Данный документ выдается по запросу в течение трех рабочих дней.

Внимание! Чтобы узнать регистрационный номер, советуем запросить выписку из единого государственного реестра (ЕГРЮЛ/ЕГРИП).

Обязаны дополнительно встать на учет следующие страхователи.

  • Обособленные подразделения организаций
  • Индивидуальные предприниматели (главы КФХ, адвокаты, частные нотариусы) – в случае заключения трудовых договоров с работниками или осуществления выплат по гражданско-правовым договорам

При создании обособленного подразделения (ОП) организация должна зарегистрироваться как страхователь в органах ПФР и ФСС РФ по месту нахождения этого подразделения, если одновременном выполнены следующие условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс и расчетный счет;
  • подразделение самостоятельно начисляет выплаты в пользу работников.

Если какое-либо из перечисленных условий не выполняется, страхователь не регистрируется по месту нахождения обособленного подразделения, а все обязанности обособленного подразделения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, представлением расчетов по взносам, выполняет головная организация по месту своего нахождения.

Необходимо самостоятельно подать заявление и пакет документов.

Для регистрации по месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать соответствующие заявления в отделения каждого из внебюджетных фондов по установленной форме:

К заявлению страхователи должны приложить копии документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

В течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

В территориальный орган ФСС РФ заявления и документы нужно подать в течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Срок для регистрации организации в территориальном отделении ПФР по месту нахождения обособленного подразделения не установлен. Однако целесообразно поставить ОП на учет до того, как впервые будут перечисляться страховые взносы с выплат физическим лицам. Это позволит идентифицировать платежи данного подразделения.

Не позднее пяти дней с момента получения заявления и документов органы ПФР и ФСС РФ должны зарегистрировать обособленное подразделение в качестве страхователя.

При этом в каждом фонде подразделению будет присвоен индивидуальный регистрационный номер (при регистрации в органе ФСС РФ также еще и код подчиненности). Он будет указан в уведомлении о регистрации, которое направляется страхователю территориальными отделениями ПФР и ФСС РФ.

Внимание! ПФР направляет два экземпляра уведомления о регистрации ОП, один из которых в течение 10 дней со дня его получения нужно представить в отделение ПФР по месту нахождения головной организации.

Индивидуальный предприниматель должен самостоятельно зарегистрироваться в органах ПФР и ФСС РФ только в следующих случаях:

  • в территориальном отделении ПФР - при заключении с физическим лицом трудового или гражданско-правового договора, а также авторского договора;
  • в территориальном отделении ФСС РФ – при заключении с работником трудового договора.

Порядок регистрации адвокатов и частных нотариусов тот же, что и для индивидуальных предпринимателей.

Внимание! ИП ничем не отличаются от других работодателей. Они также должны заключать трудовые договора с работниками и вести их трудовые книжки.

Необходимо подать заявление и пакет документов.

Для регистрации в качестве страхователя-работодателя индивидуальному предпринимателю необходимо в установленный срок подать в орган ПФР и/или ФСС РФ по месту своего жительства соответствующее заявление с приложением необходимых документов.

Для регистрации в отделении ПФР по месту жительства подается заявление и копии следующих документов:

  • документа, удостоверяющего личность и подтверждающего регистрацию по месту жительства;
  • свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • лицензии на осуществление определенных видов деятельности (при наличии);
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • трудового (гражданско-правового, авторского) договора с физическим лицом.

Для регистрации в отделении ФСС РФ по месту жительства подается заявление, предъявляется паспорт и копии следующих документов:

  • свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • трудовой книжки работника с записью о приеме на работу у данного ИП.

Внимание! Если индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, работающих по трудовым договорам, уже поставлен на учет в фондах в качестве страхователя-работодателя, то в дальнейшем регистрировать договоры, заключенные в ходе деятельности с новыми работниками, не требуется.

Для ИП установлены следующие сроки регистрации во внебюджетных фондах.

  • В ПФР – в течение 30 дней со дня заключения трудового (гражданско-правового, авторского) договора с первым работником.
  • В ФСС РФ – не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником.

Не позднее пяти дней с момента получения заявления и документов органы ПФР и ФСС РФ зарегистрируют предпринимателя в качестве страхователя-работодателя, о чем сообщат уведомлениями о регистрации. В уведомлениях будет указан регистрационный номер в соответствующем фонде (при регистрации в органе ФСС РФ также еще и код подчиненности).

Внимание! Теперь у предпринимателя в ПФР будет два регистрационных номера:

  • номер, присвоенный при регистрации в качестве ИП,
  • номер, присвоенный как работодателю.

Приняв на работу сотрудников, индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы как за себя, так и за своих работников. При этом в платежных документах нужно будет указывать соответствующие регистрационные номера и КБК.

За несвоевременную регистрацию к страхователям применяются штрафы.

За нарушение установленного срока регистрации к страхователям применяются штрафы:

  • до 90 дней - в размере 5 000 рублей,
  • более чем на 90 дней – в размере 10 000 рублей.

За осуществление деятельности индивидуальным предпринимателем, заключившим трудовой договор, без регистрации в качестве страхователя-работодателя в органах ФСС взимается штраф в размере 10 % облагаемой базы для начисления взносов за весь период ведения деятельности, но не менее 20 000 рублей.

Кроме того, за нарушение сроков регистрации предприниматель или должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 500 до 1 000 рублей. К адвокатам и нотариусам административная ответственность не применяется.

В-основном, ПФР и ФСС РФ самостоятельно снимают страхователей с учета.

Территориальные органы внебюджетных фондов сами снимают страхователей с учета на основе поступающих от налоговых органов данных.

Это происходит в следующих случаях:

  • при ликвидации или реорганизации организации;
  • при прекращении индивидуальным предпринимателем своей деятельности;
  • при изменении места нахождения организации (места жительства предпринимателя), если по новому адресу она подведомственна другому территориальному подразделению ПФР или ФСС РФ.

После этого указанные внебюджетные фонды самостоятельно снимают организацию или предпринимателя с учета в качестве страхователей.

Информация о том, в какие сроки внебюджетные фонды осуществляют снятие с учета страхователей, приведена в таблице.

Страхователь Срок снятия с учета
В органах ПФР В органах ФСС РФ
Юридические лица Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа В течение пяти дней со дня получения сведений из налогового органа
Индивидуальные предприниматели, главы КФХ
Адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из территориального органа Минюста России

При самостоятельном обращении страхователей для постановки на учет.

В ряде случаев для снятия с учета организация, предприниматель, а также адвокат и частный нотариус должны сами обратиться с заявлением об этом во внебюджетные фонды. Подать такое заявление должны следующие страхователи:

ПФР и ФСС РФ осуществляют снятие с учета таких страхователей в указанные в таблице сроки.

Страхователь Срок снятия с учета
В органах ПФР В органах ФСС РФ
Индивидуальные предприниматели (адвокаты, нотариусы) – работодатели Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа В течение 14 дней со дня подачи заявления о снятии с учета
Юридические лица по месту нахождения обособленного подразделения

Документ, подтверждающий снятие с учета в органах ПФР, направляется страхователю в электронной форме. Для подтверждения снятия с учета получение страхователем документа на бумажном носителе не является обязательным. Данный документ выдается по запросу в течение трех рабочих.

Порядок снятия с учета прописан законодателем не так четко, как процедура постановки на учет. Не предусмотрена и ответственность за нарушение порядка снятия с учета. Однако, затягивать подачу заявления о снятии с учета не стоит, так как органы контроля будут требовать от вас представления отчетности об уплате страховых взносов.

Подать заявление о снятии организации с учета в органах ПФР и ФСС РФ нужно:

  • При закрытии подразделения, которое имеет отдельный баланс, свой расчетный счет и само исчисляет и уплачивает страховые взносы с выплат физическим лицам.
  • Если подразделение утратило полномочия по ведению отдельного баланса, расчетного счета или начислению вознаграждений в пользу физических лиц.

Для снятия с учета ОП необходимо подать соответствующее заявление в ПФР и ФСС РФ по месту нахождения обособленного подразделения:

К заявлению нужно приложить копии решения (приказа, распоряжения) о прекращении деятельности обособленного подразделения или о переходе на централизованную уплату страховых взносов через головную организацию.

К заявлению в подразделение ФСС РФ нужно приложить также уведомление о регистрации организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения.

В случае прекращения трудовых отношений с последним из своих работников.

Если у ИП были наемные работники, и он прекратил с ними трудовые отношения, ему потребуется принять меры для снятия с учета в ПФР и ФСС в качестве работодателя.

При этом порядок снятия с учета прописан не так четко, как процедура постановки на учет. Например, не установлены сроки подачи заявления о снятии с учета. Также не предусмотрена ответственность за нарушение порядка снятия с учета.

После прекращения трудовых отношений с последним из своих работников индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о снятии с учета в территориальное отделение ФСС РФ.

Внимание! Если предприниматель кроме трудовых договоров заключал гражданско-правовые договоры с физическими лицами, которые продолжают действовать, и по которым сохраняется обязанность уплачивать взносы на страхование от несчастных случаев, то сниматься с учета не нужно.

Для снятия с учета в ФСС необходимо представить следующие документы:

    ;
  • уведомление о регистрации в фонде;
  • копии документов, которые подтверждают прекращение трудового договора с последним из работников (копии приказа об увольнении работника, трудового договора, выписка из журнала учета приказов или журнала учета работников и т.п.).

Срок подачи заявления о снятии с учета не установлен. Предусмотрено, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после подачи документов.

Порядок, регламентирующий постановку и снятие с учета в ПФР плательщиков страховых взносов, не обязывает ИП – работодателей обращаться в ПФР при увольнении работников.

Но для предпринимателя было бы логичным сняться с учета и в отделении ПФР. Ведь при заключении с физическим лицом трудового или гражданско-правового договора ИП представляет в отделение ПФР заявление о регистрации в качестве страхователя.

Рекомендуем индивидуальным предпринимателям подать в любом случае в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. Иначе, по мнению сотрудников ПФР, ИП обязан представлять нулевую отчетность в установленные сроки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: