Порядок рассмотрения дел в конституционном суде республики башкортостан

Обновлено: 02.05.2024

от 31 марта 1993 года N ВС-17/12

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РБ от 30.12.2000 N 149-з, вступающего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан правосудие в Республике Башкортостан осуществляется только судом.

Судебная власть в Республике Башкортостан осуществляется судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей граждан Республики Башкортостан (народных заседателей).

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан о судебной системе Республики Башкортостан

Судебная система Республики Башкортостан устанавливается Конституцией Республики Башкортостан, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", настоящим Законом и иными законами Республики Башкортостан.

Отдельные полномочия по изданию законов в области судебной системы Республики Башкортостан могут передаваться в ведение Российской Федерации. Законы Российской Федерации в области судебной системы по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан.

Статья 3. Единство судебной системы Республики Башкортостан

Единство судебной системы Республики Башкортостан обеспечивается путем:

установления судебной системы Республики Башкортостан Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом;

соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Республики Башкортостан Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Башкортостан, а также Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, принятых по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Республики Башкортостан судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей.

Судебная система Республики Башкортостан входит в единую судебную систему Российской Федерации на основе специального соглашения.

Статья 4. Суды Республики Башкортостан

Суды в Республике Башкортостан учреждаются в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.

Правосудие в Республике Башкортостан осуществляется от имени Республики Башкортостан.

Судебную систему Республики Башкортостан составляют:

Конституционный Суд Республики Башкортостан;

Верховный Суд Республики Башкортостан, местные (районные, городские) суды и мировые судьи, составляющие систему судов общей юрисдикции Республики Башкортостан;

Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, региональные арбитражные суды, составляющие систему арбитражных судов Республики Башкортостан.

Из судов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан действуют военные суды.

Статья 5. Задачи судов

Суды в Республике Башкортостан призваны защищать права и свободы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан, Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, а также конституционный строй Республики Башкортостан, ее государственный суверенитет, права и законные интересы предприятий, учреждений и организаций.

Деятельность судов направлена на укрепление демократического правового государства, законности и правопорядка, утверждение принципа социальной справедливости, воспитание у граждан и должностных лиц чувства уважения к Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, к Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, к правам и свободам, чести и достоинству граждан.

Статья 6. Самостоятельность судов и независимость судей

Суды Республики Башкортостан осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции Республики Башкортостан и закону.

Гарантии независимости судей, народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, устанавливаются Конституцией Республики Башкортостан и законами.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Республики Башкортостан, настоящему Закону, другим законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Республики Башкортостан, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В Республике Башкортостан не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законодательством.

Статья 7. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления судов Республики Башкортостан, мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местной власти, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Башкортостан.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную законом.

Обязательность на территории Республики Башкортостан постановлений судов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" и соответствующими соглашениями.

Обязательность на территории Республики Башкортостан постановлений судов иностранных государств, международных судов определяется международными договорами Республики Башкортостан.

Статья 8. Равенство всех перед законом и судом

Все равны перед законом и судом.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям.

Статья 9. Право на судебную защиту

Каждому гражданину Республики Башкортостан гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Отказ в праве на судебную защиту не имеет юридической силы.

Граждане других государств на территории Республики Башкортостан пользуются правом на судебную защиту наравне с гражданами Республики Башкортостан и Российской Федерации.

Граждане Республики Башкортостан имеют право обжаловать приговоры и решения Верховного Суда Республики Башкортостан в Верховный Суд Российской Федерации в установленном законом порядке.

Граждане Республики Башкортостан вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 10. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Республики Башкортостан имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном законом.

Участие народных заседателей в осуществлении правосудия является их гражданским долгом.

Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются законом.

За время участия в осуществлении правосудия народным заседателям выплачивается вознаграждение из бюджета.

Статья 11. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.

Статья 12. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Судопроизводство в Республике Башкортостан ведется на башкирском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право на ознакомление со всеми материалами дела, участие в судебных действиях с помощью переводчика, право выступать в суде на родном языке.

Статья 13. Право законодательной инициативы судов Республики Башкортостан

Конституционному Суду Республики Башкортостан, Верховному Суду Республики Башкортостан и Высшему арбитражному суду Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Башкортостан.

Глава II. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Статья 14. Судьи

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном законом.

Статья 15. Единство статуса судей

Все судьи в Республике Башкортостан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, закрепленными Законом Республики Башкортостан "О статусе судей в Республике Башкортостан".

Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются законами Республики Башкортостан.

Статья 16. Порядок наделения полномочиями судей

Порядок наделения полномочиями судей устанавливается Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан.

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 17. Срок полномочий судей судов Республики Башкортостан

Судьи всех судов Республики Башкортостан избираются на десять лет.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом Республики Башкортостан.

Статья 18. Несменяемость судьи

Судья несменяем. Он не может быть избран на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судьи, избранного на определенный срок или до достижения им определенного возраста, считаются прекращенными соответственно по истечении срока или достижении им этого возраста.

Закон Республики Башкортостан
от 27 октября 1992 г. N ВС-13/7
"О Конституционном Суде Республики Башкортостан"

С изменениями и дополнениями от:

14 января 1997 г., 23 июня 2000 г., 6 марта 2001 г., 8 декабря 2003 г., 23 декабря 2004 г., 7 ноября 2006 г., 21 апреля 2008 г., 13 июля 2009 г., 14 июля 2010 г., 29 апреля 2014 г.

Введен в действие

от 27 октября 1992 г.

Председатель
Верховного Совета
Республики Башкортостан

27 октября 1992 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон определяет правовой статус Конституционного Суда РБ как органа судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющего правосудие посредством конституционного судопроизводства. Закрепляются полномочия Конституционного Суда РБ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РБ. Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РБ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий. В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются заседания Конституционного Суда.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РБ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления; обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Башкортостан или иных конституционно-правовых вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Также определен порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде Республики Башкортостан, место постоянного пребывания Конституционного Суда РБ - город Уфа.

Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 г. N ВС-13/7 "О Конституционном Суде Республики Башкортостан"

Настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", N 1, январь 1993 г., ст. 1

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 г. N 81-з

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Подпункт "а" пункта 1, пункты 3, 5, 6, 8, 15, подпункт "б" пункта 17, пункт 18 статьи 1 названного Закона вступают в силу по истечении переходного периода, установленного статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 406-ФЗ

Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 г. N 290-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. N 147-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона, за исключением части 3 статьи 21, которая вступает в силу с 1 января 2010 г.

Закон Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 г. N 1-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

____________________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 14.01.1997 N 72-з
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел I

Порядок производства

Статья 1. Заседание Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. В одном заседании могут рассматриваться один или несколько вопросов. Рассмотрение каждого дела о конституционности договора, нормативного акта, правоприменительной практики, а также каждый случай дачи заключения образуют предмет особого заседания и не могут соединяться с рассмотрением другого вопроса, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 9 настоящего Закона.

2. Заседание происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставления участникам заседания для подготовки заключительной речи; оно может прерываться также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

3. Конституционный Суд не может рассматривать в перерыве другие вопросы. После перерыва рассмотрение вопроса продолжается с момента, на котором оно было прервано.

4. Заседание или рассмотрение определенного вопроса может быть отложено, если Конституционный Суд найдет вопрос недостаточно подготовленным или нуждающимся в дополнительном разъяснении, которого невозможно достичь в том же заседании, либо при неявке стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, либо при непредставлении необходимых материалов. В этих случаях Конституционный Суд указывает время, на которое откладывается заседание или рассмотрение вопроса.

5. Отложение заседания или рассмотрения вопроса не препятствует рассмотрению других вопросов до возобновления отложенного заседания. Отложенное заседание возобновляется с начала или с момента, на котором оно было остановлено.

Статья 2. Распорядок заседания Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. Заседания проводятся в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судейского этикета.

2. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, не являющиеся участниками заседания, в зал заседания не допускаются.

3. В целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Председатель может распорядиться о мерах проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, досмотр проносимых вещей и личный досмотр. Председатель может распорядиться допускать публику на заседание по пропускам, распределяемым им или, по его поручению, секретарем.

4. Все присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и принятым в нем правилам и процедурам.

5. Все участники заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

6. Все присутствующие встают при входе судей. Все участники заседания обращаются к суду, выступают, дают объяснения, показания, произносят речи стоя.

7. Поддержание порядка в заседании возлагается на дежурных охраны Конституционного Суда, чьи требования обязательны для присутствующих.

8. Нарушение порядка в заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или дежурного о соблюдении распорядка заседания, пренебрежения принятым в Конституционном Суде правилами влекут установленную законом ответственность.

Статья 3. Председательствующий в заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. В заседании председательствует Председатель или, в его отсутствие или по его поручению, заместитель Председателя, а при их отсутствии - судья, избранный для данного случаи Конституционным Судом. но не судья-докладчик.

2. Председательствующий: руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению наилучшего порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;

устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому вопросу;

останавливает участников заседания, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству или не подведомственных Конституционному Суду, лишает их слова при самовольном нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использования грубых или оскорбительных выражений, провозглашении антиконституционных утверждений и призывов;

вправе удалить из зала всякого, кто нарушает порядок или не подчиняется его законным распоряжениям. Участник заседания может быть удален с согласия большинства судей в случае, если двукратное предупреждение председательствующего не возымело на него действия;

предупреждает присутствующих в случаях, если ими допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания, вмешательство в нормальный ход заседания путем выражения одобрения или неодобрения происходящего, о возможности удаления их из зала заседания при повторении подобного нарушения;

объявляет перерыв в заседании, если это необходимо для отдыха, с наступлением нерабочего времени, для обеспечения участникам заседания возможности подготовиться к заключительной речи, при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, а также в силу иных уважительных причин;

руководит совещанием, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение, добиваясь всесторонности и полноты обсуждения, организует голосование, фиксацию и изложение решения.

3. В случае возражений кого-либо из участников заседания против распоряжений и действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол заседания.

4. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по требованию участника заседания или любого из судей пересмотрены в том же заседании присутствующим составом Конституционного Суда.

Статья 4. Участники заседания Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. В заседании участвуют Председатель Верховного Суда республики, Председатель Высшего арбитражного суда республики, Прокурор республики и Министр юстиции республики, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

2. В заседание приглашаются стороны и их представители: представители государственных органов, подписавших договор или издавших нормативный акт, чья конституционность подлежит проверке:

представители государственных и общественных органов, народные депутаты, должностные лица, которые направили ходатайства о проверке конституционности договора или нормативного акта либо запрос о даче заключения, а также представители народных депутатов и должностных лиц;

индивидуальные заявители и их представители;

должностные лица, о конституционности действий и решений которых дается заключение, и их представители.

3. Представителями сторон, кроме представителей по должности, могут быть в заседании только адвокаты или лица, занимающиеся научной деятельностью по юридической специальности. Стороны обязаны явиться по вызову Конституционного Суда, дать ему объяснения и ответить на вопросы. Сторона вправе излагать собственную позицию по своему делу и задавать вопросы противной стороне, свидетелям и экспертам. Сторона может представлять на ходатайства и индивидуальные заявления письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам конституционного судопроизводства, знакомиться с отзывами других сторон.

4. Уведомления о заседании, повестке дня заседания или ее проект, копии ходатайств о проверке конституционности нормативных актов, проверяемых нормативных актов, подлежащих рассмотрению индивидуальных заявлений, поступивших отзывов на ходатайства и индивидуальные заявления, копии запросов, проекты постановлений, заключений и иных решений, а при необходимости и иные документы направляются участникам заседания не позднее чем за десять дней до начала заседания. Сторонам направляются только материалы, имеющие отношение к их делу ; отзывы направляются лишь в случае , если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.

5. Неявка в заседание Председателя Верховного Суда республики, Председателя Высшего арбитражного суда республики, Прокурора республики, Министра юстиции республики, а равно сторон и их представителей не препятствует рассмотрению дела, принятию постановления, даче заключения и вынесению иных решений.

6. В заседаниях, не связанных с рассмотрением дел или дачей заключений, по приглашению Председателя могут участвовать члены Научно-консультативного совета при Конституционном Суде, ученые, политические и общественные деятели, народные депутаты, судьи, представители международных организаций, государственных органов, общественных организаций, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать с разрешения председательствующего.

7. На заседаниях имеют право присутствовать высшие должностные лица Республики Башкортостан.

Статья 5. Государственная пошлина

1. Государственная пошлина за услуги Конституционного Суда равняется одному минимальному месячному размеру оплаты труда.

2. Каждое ходатайство о проверке конституционности договора или нормативного акта облагается в размере 100 процентов государственной пошлины. Каждое индивидуальное заявление на неконституционность правоприменительной практики облагается в размере 10 процентов государственной пошлины. Каждый запрос о даче заключений Конституционным Судом облагается в размере 50 процентов государственной пошлины.

3. За повторную выдачу копии постановления, заключения или иного решения Конституционного Суда участникам заседания, за выдачу копии постановления, заключения или иного решения другим лицам взимается в размере 5 процентов государственной пошлины.

4. Конституционный Суд не может уменьшать размер государственной пошлины.

5. Конституционный Суд не может возвратить государственную пошлину, кроме случаев ее излишней уплаты. В этих случаях о возврате излишне уплаченной суммы дает распоряжение Председатель, судья, изучающий вопрос, судья-докладчик или Конституционный Суд.

6. Отзыв ходатайства, индивидуального заявления или запроса не влечет за собой ни уменьшения размера, ни возврата уплаченной государственной пошлины.

7. Государственная пошлина не взимается при обращении с ходатайством о проверке конституционности нормативного акта или с запросом на получение копий решений Конституционного Суда Председателя Верховного Суда республики, Прокурора республики, Министра юстиции республики.

Статья 6. Источник покрытия расходов сторон

1. Стороны покрывают расходы, связанные с участием в конституционном судопроизводстве и пребыванием в месте нахождения Конституционного Суда, за счет собственных средств.

2. Сторона, уплатившая государственную пошлину, понесшая другие расходы в связи с производством в Конституционном Суде и пребыванием в месте его нахождения, может требовать возмещения понесенных ею расходов в порядке гражданского судопроизводства или арбитражного процесса.

Статья 7. Вызовы в заседание Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. В заседание, где рассматривается дело или вопрос о даче заключения, могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие необходимыми сведениями или материалами, и в качестве экспертов лица, обладающие специальными познаниями по рассматриваемому вопросу.

2. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову, дать правдивые показания, представить необходимые материалы и ответить на вопросы.

3. В заседании свидетели и эксперты дают присягу, обязуюсь изложить Конституционному Суду все им известное по делу ничего не утаивая и не прибавляя. Текст присяги свидетеля и эксперта устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

4. Свидетелям и экспертам возмещаются расходы по явке в заседание за счет средств республиканского бюджета.

Статья 8. Протоколирование

1. В заседаниях обязательно ведутся протоколы.

2. Протокол должен содержать:

указание места и даты заседания с обозначением времени его начала и окончания;

перечисление присутствующих и отсутствующих судей с приведением причин отсутствия каждого из них или пометкой о неизвестности таких причин:

фамилию и должность председательствующего;

формулировки рассматриваемых вопросов;

данные об участниках заседания;

сведения о действиях Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место, и их результатах;

решения, принятые Конституционным Судом, без изложения их в отдельном документе;

объяснения и выступления участников заседания;

отметку о приведении свидетелей и экспертов к присяге;

показания свидетелей и экспертов;

заданные участникам заседания, свидетелям, экспертам вопросы и их ответы;

указания на факты, которые участники заседания просили удостоверить в протоколе;

упоминание об имевших место нарушениях порядка, иных проявлениях неуважения к Конституционному Суду, сделанных предупреждениях и наложенных штрафах, иных примененных мерах процессуальной ответственности;

мнения судей, высказанные в совещании;

вопросы, поставленные на голосование судей, и итоги голосования.

3. Если Конституционный Суд принял решение о проведении совещания или голосования по рассматриваемому вопросу без присутствия лиц, не являющихся судьями, высказанные на совещании судей мнения, поставленные на голосование судей вопросы и итоги голосования, излагаются в отдельном протоколе, содержание которого не подлежит оглашению.

4. Все, что было произнесено в ходе судебного заседания, должно фиксироваться в протоколе по возможности дословно. Для обеспечения полноты протокола может быть применено стенографирование. Стенографическая запись к протоколу не приобщается.

5. Во время заседания может применяться звукозапись, видеозапись или киносъемка. В этом случае фонограмма, видеопленка или кинопленка приобщается к протоколу заседания в качестве его части, о чем делается письменная отметка в протоколе.

6. Протокол должен быть изготовлен в течение трех суток с момента окончания заседания или перерыва в связи с наступлением нерабочего времени. Протокол должен быть напечатан. Протокол подписывается секретарем Конституционного Суда в удостоверение его правильности.

Статья 9. Подготовка заседания Конституционного Суда Республики Башкортостан

от 27 октября 1992 года N ВС-13/7

О Конституционном Суде Республики Башкортостан

(с изменениями на 29 апреля 2014 года)

_____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом РБ от 14.01.1997 N 72-з
Законом РБ от 23.06.2000 N 74-з
Законом РБ от 06.03.2001 N 187-з
Законом РБ от 08.12.2003 N 50-з
Законом РБ от 23.12.2004 N 139-з
Законом РБ от 07.11.2006 N 371-з
Законом РБ от 21.04.2008 N 1-з
Законом РБ от 13.07.2009 N 147-з
Законом РБ от 14.07.2010 N 290-з
Законом РБ от 29.04.2014 N 81-з
_____________________________________________________________________________________________________________

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан, его положение в судебной системе Республики Башкортостан, статус его судей, общие и процедурные правила конституционного судопроизводства. Соответствие актов законодательства Конституции Республики Башкортостан, деятельность высших органов государственной власти республики в пределах компетенции, определенной для них конституционными нормами, гарантируются конституционным контролем.

Учреждение Конституционного Суда Республики Башкортостан направлено на защиту конституционного строя республики, обеспечение единства государственной власти, принципа разделения властей, на содействие в создании самостоятельной системы законодательства республики, упрочение законности в правотворчестве и применении права.


Раздел I

Организация Конституционного Суда
Республики Башкортостан и статус судей

Глава I

Общие положения

Статья 1. Конституционный Суд Республики Башкортостан - орган судебной власти

Конституционный Суд Республики Башкортостан - орган судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий правосудие посредством конституционного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Республики Башкортостан

Законодательство о Конституционном Суде Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", федеральных законах и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения высшей юридической силы Конституции Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан:

а) законов Республики Башкортостан;

б) нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан; (в ред. Закона РБ от 7 ноября 2006 года №371-з)

в) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан;

г) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти;

д) нормативных правовых актов органов местного самоуправления; (пп. "д" в ред. Закона РБ от 29.04.2014 N 81-з)

е) публично-правовых договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан (далее - публично-правовой договор); (пп. "е" в ред. Закона РБ от 29.04.2014 N 81-з)

2) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления;

4) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:

а) законов Республики Башкортостан, нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;

б) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

в) договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;

г) договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

д) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления.

Конституционный Суд Республики Башкортостан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность нормативного правового акта Республики Башкортостан, нормативного правового акта местного органа государственной власти, органа местного самоуправления, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном настоящим Законом.(в ред.Закона РБ от 6.03.2001 г. N 187-з).

Статья 4. Пределы и условия осуществления полномочий Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. Конституционный Суд Республики Башкортостан решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Башкортостан воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан устанавливает соответствие Конституции Республики Башкортостан нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, публично-правовых договоров: (в ред. Закона РБ от 29.04.2014 N 81-з)

а) по содержанию норм;

б) по форме акта; (в ред. Закона РБ от 29.04.2014 N 81-з)

в) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие;

г) с точки зрения установленного Конституцией Республики Башкортостан разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

д) с точки зрения закрепленного Конституцией Республики Башкортостан разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Башкортостан, между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления;

е) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации.

3. Проверка конституционности актов, принятых до вступления в силу Конституции Республики Башкортостан, производится Конституционным Судом Республики Башкортостан только по содержанию норм. (в ред. Закона РБ от 29.04.2014 N 81-з)

4. Толкованию подлежат нормы Конституции Республики Башкортостан, содержащие права и обязанности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Не подлежат толкованию понятия, содержащиеся в Конституции Республики Башкортостан, кроме случаев, когда выяснение смысла этих понятий прямо влияет на объем прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений.

Статья 5. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. В состав Конституционного Суда Республики Башкортостан входят Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан и трое судей Конституционного Суда Республики Башкортостан.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей.

3. Полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан не ограничены определенным сроком.

Статья 6. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 7. Обязательность решений и обращений Конституционного Суда Республики Башкортостан

Вступившие в законную силу решения Конституционного Суда Республики Башкортостан, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения Конституционного Суда Республики Башкортостан являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Башкортостан.

Статья 8. Гарантии деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан

1. Конституционный Суд Республики Башкортостан независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Республики Башкортостан производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В бюджете Республики Башкортостан ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан средства, которыми Конституционный Суд Республики Башкортостан распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Республики Башкортостан не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Требования к предоставлению информации о деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан предусматриваются Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и настоящим Законом. (в ред. Закона РБ от 14 июля 2010 года №290-з)

Организация доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан осуществляется в порядке, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Республики Башкортостан. (в ред. Закона РБ от 14 июля 2010 года №290-з)

3. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан не допускается.

Глава II

Статус судьи Конституционного Суда
Республики Башкортостан

Статья 9. Судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан - носители судебной власти

1. Судьями Конституционного Суда Республики Башкортостан являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной постоянной основе.

2. Судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан обладают единым статусом судей в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Статья 10. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан

Судьей Конституционного Суда Республики Башкортостан может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, предусмотренным федеральным законодательством. (в ред. Закона РБ от 13 июля 2009 года №147-з).

Статья 11. Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование в соответствии с федеральным законом.

[В соответствии с Законом РБ от 29.04.2014 N 81-з по истечении переходного периода, установленного статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в статье 12 слова "Президент Республики Башкортостан" в соответствующем падеже будут заменены словами "Глава Республики Башкортостан" в соответствующем падеже.]

Статья 12. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан


Спикер напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, нужно дождаться их вступления в силу.

18 декабря юрист Ольга Подоплелова рассказала о новых правилах обращения в КС РФ. Вебинар «Жалоба в Конституционный Суд России. Как изменились правила» прошел на площадке медиагруппы Актион-МЦФЭР.

После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Напомним, большая часть масштабных поправок в Закон о КС, принятых по инициативе президента, вступила в силу 9 ноября 2020 г.

По словам Ольги Подоплеловой, ст. 96 Закона о КС, регулирующая право на обращение в этот суд, в части надлежащих заявителей существенно не изменилась. Субъекты, которые сейчас прямо указаны в ней, и ранее могли обращаться в КС, пояснила юрист. «Появились некоторые изменения, касающиеся тех лиц, которые могут действовать не в защиту своих прав, а в защиту прав других граждан или их объединений. В первую очередь это коснулось института уполномоченных по различным группам прав», – добавила она.

Юрист напомнила, что ранее ст. 96 Закона о КС указывала на возможность граждан обжаловать закон, а какие именно акты подпадают под понятие закона, Суд решал самостоятельно. Теперь в этой норме закреплен исчерпывающий перечень нормативных актов, о конституционности которых можно поспорить:

  • федеральные конституционные и федеральные законы;
  • нормативные акты президента, Совета Федерации, Госдумы и правительства;
  • конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъекта РФ, если они изданы по вопросам совместного с Федерацией ведения или в рамках компетенции РФ.

Ольга Подоплелова также отметила, что прежняя редакция п. 2 ст. 97 Закона о КС была сформулирована предельно общим образом: жалоба признавалась допустимой, если закон применялся в конкретном деле, рассмотрение которого уже завершено в суде, а сама жалоба была подана в течение года «после рассмотрения дела в суде». Каждое из слов этого пункта, по словам юриста, КС толковал в своей практике. «Существовала достаточно жесткая позиция о том, что такое “применение закона”, что такое “конкретное дело”. И в разных ситуациях Конституционный Суд подходил по-разному к тем случаям, когда считать дело завершенным и, соответственно, откуда отсчитывать год», – рассказала юрист.

Сейчас эти требования стали более конкретными. «Но, на мой взгляд, в новой редакции ст. 97 федерального конституционного закона остались некоторые лакуны, некоторые пробелы, которые, опять же, могут быть восполнены в последующем практикой Конституционного Суда», – считает Ольга Подоплелова.

Она выделила четыре ключевых критерия допустимости жалоб. Во-первых, наличие признаков нарушения прав – «конституционно-правовая несправедливость». Во-вторых, такие признаки должны быть связаны с применением закона в конкретном деле. Ранее под применением закона КС понимал решение судом вопроса о правах и обязанностях лица на основании закона, а под конкретным делом – дело, в котором на основании закона решался вопрос о правах и обязанностях лица, указала спикер. «То есть в эту категорию дел не попадали, по практике Конституционного Суда, дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов. Это связано в целом с тем, как сформулированы нормы Кодекса административного судопроизводства о том, в каком порядке рассматриваются эти дела, исследуются ли там фактические обстоятельства дела конкретного заявителя и какое они имеют значение для итогового вывода», – отметила она.

В-третьих, теперь потребуется исчерпать все другие внутригосударственные средства судебной защиты. «Конституционный Суд, в принципе, и раньше себя позиционировал как экстраординарное средство судебной защиты, которое “включается” только тогда, когда суды общей юрисдикции или арбитражные суды не справились с восстановлением нарушенных прав граждан или их объединений. Сейчас эта тенденция получила свое нормативное закрепление, и, действительно, Конституционный Суд станет, на мой взгляд, менее доступен гражданам», – полагает Ольга Подоплелова.

В-четвертых, иначе урегулирован срок, в течение которого можно обратиться в КС. «Если раньше речь шла о завершении дела в суде – и под этим могло пониматься, в том числе, например, вступление в законную силу какого-либо судебного акта, то теперь жалоба подается в течение года с момента исчерпания [иных внутригосударственных средств правовой защиты]», – пояснила юрист.

Само исчерпание, по ее словам, можно характеризовать еще тремя правилами. Первое – необходимо подать кассационную жалобу в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции. «Предполагается, что это будет кассация в Верховном Суде, поскольку в статье четко прописано исключение из этого правила: если судебные акты подлежат обжалованию только в надзорной инстанции, необходимо подать надзорную жалобу», – указала Ольга Подоплелова.

Таких ситуаций, по ее словам, не очень много: «Ряд уголовных дел рассматривается в первой инстанции таким образом, что обжалование в кассации для них невозможно. Там первая инстанция “завязана” на суд субъекта РФ, далее апелляция в Верховном Суде, и, соответственно, кассация по этого рода делам не предусмотрена. Есть отдельные категории дел в сфере избирательного права и процесса , там тоже нет кассации в классическом смысле этого слова», – пояснила юрист.

Второе – жалоба должна касаться применения нормативного акта, который будет предметом обращения в КС. «Фактически Конституционный Суд теперь призывает всех своих потенциальных заявителей изначально, с самого начала дела, ставить тот конституционно-правовой вопрос, который впоследствии может стать предметом обращения в Конституционный Суд. То есть недостаточно будет в Конституционном Суде заявить о том, что ваши права нарушаются законом, если вы ранее не поднимали этот вопрос, не пытались добиться того, чтобы суд, рассматривающий ваше дело, каким-то образом отреагировал, отрефлексировал те самые доводы, которые впоследствии должен будет рассмотреть Конституционный Суд», – отметила Ольга Подоплелова.

По ее словам, этот подход КС применял и ранее. Так, он не стал рассматривать жалобу Игоря Граженского, оспаривавшего невозможность рассмотрения в суде присяжных уголовного дела подсудимого, которому не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь (Определение № 62-О/2017). Отказ КС обосновал в том числе тем, что мужчина не заявлял ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных.

Третье правило исчерпания связано со сроком обращения в КС. «Если раньше годичный срок был достаточно плавающим требованием , [то] сейчас в законе прописано очень четкое правило: один год с момента принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты», – указала спикер. Однако, добавила она, из этого правила есть исключение, которое также указано в ст. 97 Закона о КС: «Если в высшей [кассационной] инстанции вам было отказано в связи с пропуском срока, год отсчитывается от последнего акта, в котором применен обжалуемый закон».

Ольга Подоплелова напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же вступившие в силу судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, достаточно их вступления в силу.

Однако и в ряде других случаев не всегда нужно соблюдать стандартное правило об исчерпании. В частности, КС может посчитать все иные внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта из разъяснений по вопросам судебной практики свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта не предполагается. «Если сложившаяся практика или официальное толкование предполагают какую-либо интерпретацию закона и у человека нет надежды на то, что закон в свете постановлений Пленума [ВС] или практики, например, Судебных коллегий [ВС] будет применен другим образом, то, соответственно, можно не обращаться в Верховный Суд. Но, подав жалобу в Суд Конституционный, обосновать, почему Конституционный Суд должен применить это правило и посчитать средства судебной защиты исчерпанными», – пояснила юрист.

Первые впечатления от обновленной законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля

При этом, заметила она, из закона неясно, что считать сложившейся практикой. Вероятно, по этому вопросу придется высказаться Конституционному Суду, предположила Ольга Подоплелова. «Если раньше мы считали сложившейся практикой, например, постановления Пленума Верховного Суда, Президиума, обзоры судебной практики, то сейчас формально эти акты судебного толкования относятся ко второму моменту – к официальному толкованию . То есть первый пункт остается достаточно неопределенным», – указала спикер.

Часть выступления Ольга Подоплелова посвятила типам конституционных вопросов в уголовно-правовой сфере. По ее словам, наиболее часто КС рассматривает проблемы равенства и пропорциональности ограничения прав, а также вопрос о том, можно ли понять, что именно запрещено УК. Гораздо реже в Суд попадают дела об обратной силе уголовного закона и запрете наказывать дважды за одно и то же.

В заключительной части вебинара юрист обозначила типичные ошибки заявителей при подготовке жалоб в КС: обжалование не закона, а судебных ошибок или действий госорганов, и постановка перед Судом проблемы, по которой он уже высказывался. Если КС последовательно отклоняет жалобы на норму, не нужно идти в него снова и снова, подчеркнула Ольга Подоплелова. Недавние поправки в Закон о КС, по ее мнению, максимально сужают пространство для использования этого Суда не по назначению.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: