Принципы предоставления государственного и банковского кредита сравнительный анализ

Обновлено: 18.04.2024

Страхование как институт финансовой системы: понятие, функции, виды. Отношения в области страхования, регулируемые финансовым правом. Перспективы развития.

Полномочия органов государственной власти по регулированию и надзору за страховой деятельностью.

Понятие государственного обязательного страхования. Виды и объекты страхования. Источники образования и порядок использования средств, получаемых в результате государственного обязательного страхования.

Правовые основы обязательного социального страхования.

Обязательное страхование вкладов физических лиц.

Тема 14. Правовые основы государственного и муниципального кредита в рф. Понятие и виды государственного и муниципального долга в рф

Государственного (муниципального) долг – генезис понятия, функции бюджетного долга.

Виды и формы государственного (муниципального) долга.

Особенности правового регулирования государственного (муниципального) долга.

Понятие и методы управления государственным долгом.

Государственного (муниципального) кредит – генезис понятия, функции бюджетного кредита.

Принципы государственного кредита в соотношении с принципами построения бюджетных отношений. Принципы предоставления государственного и банковского кредита (сравнительный анализ).

Формы государственного (муниципального) кредита.

Особенности правового положения государства и муниципальных образований как кредитора и гаранта. Правовой статус органов власти.

Бюджетный учет государственных (муниципальных) кредитов. Виды плановых и правовых документов, составляемых для целей бюджетного планирования.

Раздел 4. Правовое регулирование государственных расходов

Тема 15. Правовые основы государственных и муниципальных расходов

Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.

Формы бюджетных расходов.

Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, объекты. Понятие сметы, порядок составления и утверждения.

Понятие и виды бюджетного кредитования.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений.

Раздел 5. Правовые основы банковского кредитования

Тема 16. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности

Банковская система РФ как предмет финансово-правового регулирования: характеристика и структура элементов.

Правовой статус Банка России, его особенности, задачи, основные полномочия, функции.

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и местного самоуправления.

Компетенция Банка России в сфере регулирования банковской деятельности.

Полномочия Банка России по проведению проверок кредитных организаций и их филиалов. Порядок проведения проверок.

Понятие кредитной организации, их виды (банки, небанковские кредитные организации) и роль в осуществлении финансовой деятельности государства.

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Виды банковских лицензий.

Понятие банковского кредита, его основные принципы. Банковский кредит и банковское кредитование: соотношение понятий.

Система страхования вкладов физических лиц в РФ.

Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства. Порядок отзыва лицензий у кредитных организаций и их ликвидация.

Под государственным кредитом понимается деятельность государства, урегулированная нормами и правилами финансового права, которая направлена на получение кредита, т.е. денежных средств от юридических и физических лиц или же других государств на условиях срочности, возвратности, добровольности и возмездности.

Государство по отношению к другим странам может быть и должником, и кредитором.

Денежные средства, взятые взаймы у населения, субъектов хозяйствования и других стран поступают в распоряжение государственных органов, становясь тем самым дополнительными финансовыми ресурсами. Они могут использоваться в качестве планируемого бюджетного ресурса, ресурса для пополнения внебюджетных фондов, инвестиционного ресурса. Однако, государственные займы чаще всего используются, чтобы покрыть бюджетный дефицит.

Источник погашения государственных займов – это средства бюджета, в котором данные расходы выделяются ежегодно в отдельную строку. Если бюджетный дефицит растет, то государство может рефинансировать государственный долг посредством выпуска новых займов.

Государственными займами могут быть казначейские ссуды, которые выражаются в предоставлении финансовой поддержки организациям и предприятиям за счет средств бюджета на условиях срочности, возвратности и платности. Государственная экономическая деятельность обуславливает необходимость оказания финансовой помощи для налаживания деятельности тех промышленных отраслей и предприятий, в которых страна заинтересована. Отличием казначейской ссуды от банковской является то, что первая предоставляется на льготных условиях и не имеет коммерческих целей, выступает средством поддержки властных или экономических структур, важных для государства.

Характеристика банковского кредита

В современном Гражданском кодексе РФ содержится два близких понятия: кредит и заем.

Готовые работы на аналогичную тему

Займ характеризуется передачей одной стороной другой стороне не только денег, но и вещей.

Кредит является частным случаем договора займа, поэтому предполагает:

  • Отсутствие беспроцентности, если другое не предусмотрено в договоре;
  • Передачу кредитором заемщику только лишь денежных средств и во временное пользование;
  • Кредитором является не любое лицо, а соответствующая кредитная организация.

Банковское кредитование представляет собой совокупность отношений банка (кредитора) и заемщика по вопросам:

  • Предоставления заемщику определенной суммы для целевого использования;
  • Своевременного возврата;
  • Выплаты заемщиком процентов за пользование денежными средствами.

Банковские кредиты могут быть классифицированы по нескольким признакам. Рассмотрим основные из них.

По группам заемщиков выделяются:

  • Кредиты организациям и предприятиям;
  • Кредиты банкам;
  • Кредиты физическим лицам.

По сроку использования:

  • Кредиты до востребования;
  • Срочные кредиты, которые также делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
  • Крупные кредиты;
  • Средние кредиты;
  • Мелкие кредиты.

По обеспечению выделяют кредиты:

По методу выдачи ссуды:

  • Компенсационные ссуды, т.е. направляемые на расчетный счет конкретного заемщика для возмещения его собственных средств, которые были вложены в затраты;
  • Платежные ссуды, т.е. направляемые непосредственно на оплату на погашение расчетно-денежных документов, которые предъявляются заемщику для оплаты кредитуемых мероприятий.

По методу погашения:

  • Банковские кредиты, погашаемые частыми;
  • Банковские кредиты, погашаемые единовременно.

По виду процентной ставки банковские кредиты подразделяются на кредиты с фиксированной процентной ставкой и с плавающей. Фиксированная процентная ставка предполагает установление на весь срок кредитования некоторой величины процентной ставки, которая не подлежит пересмотру. В данном случае заемщик оплачивает проценты по неизменной ставке процента вне зависимости от рыночных колебаний. Российская практика банковского кредитования использует чаще всего фиксированную процентную ставку. В случае с плавающей процентной ставкой ее размеры постоянно пересматриваются.

Также банковские кредиты делятся по назначению. Выделяют:

  • Промышленные;
  • Сельскохозяйственные;
  • Ипотечные;
  • Потребительские.

Промышленные кредиты предоставляются организациям и предприятиям на развитие производства и другие нужды.

Сельскохозяйственные кредиты предоставляются крестьянским хозяйствам, фермерам для содействия их деятельности.

Ипотечные кредиты предоставляются под залог недвижимости для строительства или приобретения готового жилья.

Потребительские кредиты выдаются физическим лицам для покрытия неотложных нужд, покупку квартиры, автомобиля, ремонт и т.д.

Сравнительная характеристика банковского и государственного кредита

Рассмотрим основные отличия государственного кредита от банковского.

Если говорить об участнике кредитных отношений, то государство в них обычно является заемщиком, должником, а банк же выступает как правило кредитором.

Использование капитала в случае государственного кредита непроизводительное, т.к. средства покрывают бюджетный дефицит, а не принимают участие в производстве материальных ценностей, при банковском кредите капитал используется производительно.

Результатом кредитных отношений при государственном кредите становится государственный внутренний долг, при банковском – договор банковской ссуды.

Государство при заключении долгосрочных договоров займа не обеспечивает их залогом, если же заключается договор долгосрочной банковской ссуды, то обязательно необходимо предоставить залог.

В некоторых случаях при государственном кредите присутствует элемент принуждения, а договора банковских кредитов заключаются на условиях равенства двух сторон.

Под государственным кредитом подразумевается совокупность отношений экономического характера, которые возникают между государством и физическими или юридическими лицами, государство в таких отношениях как правило выступает заемщиком, однако, может быть также и кредитором, и гарантом.

Являясь экономической категорией, государственный кредит находится между финансовыми отношениями и кредитными, совмещая их особенности. Как финансовая система, государственный кредит осуществляет обслуживание формирования и использования централизованных фондов денежных средств, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит обладает некоторыми особенностями, которые отличают его от других традиционных финансовых категорий:

  • Добровольный характер;
  • Возвратность и платность.

Если рассматривать различия государственного и банковского кредитов, то можно заметить, что во втором случае обеспечением являются какие-либо конкретные ценности, а если государство заимствует средства, то обеспечением является все имущество или же какой-то доход.

Государство, как и любой заемщик, привлекает средства на определенный заранее срок.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости ВВП. В государственно-кредитные отношения вовлечены некоторые доходы и денежные фонды, которые были сформированы на этапе первичного распределения. Как правило к ним относятся временно свободные финансовые ресурсы предприятий и населения, но в определенных условиях трудовые коллективы и все население сознательно идут на ограничение потребления. В подобной ситуации источниками государственного кредита выступают средства, обеспечивающие текущее потребление или финансирование необходимых социальных или производственных расходов предприятий.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимость использования государственных кредитов обуславливается постоянным противоречием величины потребностей общества и государственными возможностями по их удовлетворению за счет бюджета.

Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством распределительной функции формируются централизованные денежные фонды государства или же используются на принципах срочности, возвратности и платности. Как заемщик государство осуществляет мобилизацию дополнительных средств, чтобы финансировать свои расходы. В промышленно развитых государства займы выступают основным источником финансирования дефицита бюджета и находятся на втором месте (после налогов) в формировании доходной части бюджета.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, находясь в кредитных отношениях, государство может влиять на денежное обращение, процентные ставки на рынках капиталов и денег, на занятость и уровень производства. Регулирование денежного обращения осуществляется посредством размещения государством облигаций государственного займа в различных группах инвесторов. При мобилизации средств физических лиц, государство может уменьшить их платежеспособный спрос. Если же с помощью кредита будут финансироваться производственные расходы, то сократится наличная денежная масса в обращении.

Контрольная функция кредита государства тесно связана с финансовой контрольной функцией. Но при этом обладает некоторыми специфическими особенностями:

  • Данная функция тесно связана с государственной деятельностью и положением централизованного денежного фонда;
  • В двустороннем порядке охватывает движение стоимости, поскольку не предусматривает возврата и возмещения полученных средств;
  • Может осуществляться как финансовыми структурами, так и кредитными учреждениями.

Контролируется не только процесс привлечения заемных средств, но и процесс их погашения.

Формы государственных кредитов

Внутренний кредит государства может иметь следующие формы:

  • Государственные займы;
  • Трансформация доли вкладов населения в государственные кредиты;
  • Заимствование части средств общегосударственного фонда ссуд;
  • Гарантийные займы;
  • Казначейские ссуды.

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:

  1. По субъекты заемных отношений подразделяются на займы, которые размещаются центральными органами управления и территориальными;
  2. По месту размещения – внешние и внутренние;
  3. По обращению в рыночной среде – рыночные и нерыночные. В первом случае займы могут свободно продаваться и покупаться, а в финансировании дефицита бюджета они основные. Нерыночные займы свободно меняют своих владельцев, не подлежат продаже на рынке ценных бумаг, как правило выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, интересам которых отвечают;
  4. По срокам привлечения финансовых ресурсов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
  5. По обеспеченности обязательств: закладные и беззакладные. Обеспечение закладных облигаций выражается в конкретном залоге, к примеру, имуществе. Беззакладные облигации обеспечиваются всем имуществом государства или же муниципалитета.

Функционирование второй формы государственного кредита, т.е. трансформации доли вкладов населения, опосредовано системой сберегательных учреждений. Обращение доли вкладов населения в займы осуществляется посредством покупки особых ценных бумаг и оформления безоблигационных займов.

Для третьей формы государственного кредита характерным является то, что государственными кредитными учреждениями непосредственно передается часть кредитных ресурсов для покрытия расходов правительства.

В некоторых случаях государство может гарантировать погашение займа, который был выпущен нижестоящими органами управления, в этом выражается четвертая форма кредита государства.

Казначейские ссуды представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи организациям и предприятиям органами государственного управления за счет средств бюджета на основании срочности, платности, возвратности.


В статье рассмотрены понятие государственного кредита, его формы и сравнение с банковским кредитом. Предоставлены данные в динамике по внутреннему и внешнему долгу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Кредит обслуживает довольно большое множество видов внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и так далее. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, обычно, одновременно выступают и в виде должников, и в виде кредиторов, привлекая и предоставляя нужные кредиты. Всем известно, что существует огромное количество различных форм кредитования, но наиболее популярными формами кредитования считаются коммерческие и банковские. Вместе с коммерческими и банковскими формами кредитования преобладает и государственный. И несмотря на присутствие довольного широкого списка форм кредитования, всё же государственный кредит является далеко немаловажной формой кредитования.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором или заёмщиком) является государство, а другой - физические и юридические лица [1]. Как экономическая (финансовая) категория, государственный кредит осуществляет три функции:

1. Распределительная функция, с помощью которой идёт процесс формирования и развития централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности;

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заёмщиков;

3. Контрольная функция, при помощи которой контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [2].

В России оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства традиционно исполняет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ.

Государственный кредит имеет две формы. Во-первых, это сберегательное дело. Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм кредитования можно показать за счёт сравнения государственного кредита от банковского, т.к. банковский кредит является как таковой базовой формой кредитования.

Банковский кредит - это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Отличие государственного кредита от банковского кредита представлено в таблице 1.

Различия государственного кредита от банковского

Признак

Государственный кредит

Банковский кредит

1. Потребность в кредите

Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита

Обусловлен неравномерностью поступления денежных средств в процессе производства и обмена

2. Экономические интересы субъектов

3. Назначение кредита

Использование исходя из текущих потребностей экономики, а также для финансирования расходов, которые носят чрезвычайный характер

С целью обеспечения бесперебойного денежного оборота

5. Срок возврата

Строгая регламентация отсутствует, экономические санкции к заёмщику-государству отсутствуют

Строгая регламентация срока возврата ссуды, нарушение срока влечёт санкции

6. Влияние на состояние денежной массы

Сокращает объем денежной массы

Может как увеличивать, так и сокращать денежную массу

Основные черты различия по отношению к другим формам кредитования сводятся к разнообразию субъектов кредитования. Однако можно смело заявить, что для экономики страны государственный кредит всё же наиболее важен. Понятие государственного кредита неразрывно связано с государственным долгом, в связи с этим динамика внешнего долга РФ в период с 1997 по 2016 года представлена в таблице 2.

Динамика государственного внешнего долга РФ, млрд долл. США [3]


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: