Порядок приема посетителей в арбитражном суде

Обновлено: 25.04.2024

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 ноября 2019 года N 263

2. Председателям кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных, городских, межрайонных судов, гарнизонных военных судов руководствоваться Примерным положением и Типовым регламентом при утверждении положения о приемной и регламента организации деятельности приемной соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

3. Признать утратившими силу Примерное положение о приемной в судах общей юрисдикции, утвержденное Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 26 ноября 2008 г., и Типовой регламент организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, утвержденный Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 19 июня 2009 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 20 ноября 2019 года N 263

Примерное положение о приемной федерального суда общей юрисдикции

1. Общие положения

1.1. Приемная федерального суда общей юрисдикции (далее - Приемная суда) является составной частью структурного подразделения аппарата суда (общего отдела, отдела делопроизводства, управления делами и т.д.), созданной в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - прием граждан).

1.2. Функции приема граждан могут быть возложены председателем суда на федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности, не входящие в состав структурных подразделений аппарата суда ("помощник председателя суда", "помощник судьи" и т.д.).

1.3. Прием граждан осуществляется работниками аппарата суда, на которых приказом председателя суда возложены и соответственно закреплены в их должностных регламентах обязанности по приему граждан. В случае необходимости приказом председателя суда утверждается график ведения приема граждан уполномоченными работниками аппарата суда.

1.4. В своей деятельности работники Приемной суда руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", процессуальным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской, приказами и распоряжениями председателя суда, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи

2.1. Обеспечение реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

2.2. Упорядочение процедуры реализации права на судебную защиту.

2.3. Оптимизация документооборота.

2.4. Исключение общения судей с лицами, участвующими в деле, до рассмотрения дела.

3. Основные функции

3.1. Организация ежедневного приема граждан (кроме выходных и праздничных дней).

3.2. Обеспечение приема письменных обращений, а также документов по конкретным судебным делам, запросов, жалоб на действия судей, работников аппарата суда.

3.3. Прием исковых (административных исковых) заявлений, заявлений, апелляционных (частных), кассационных жалоб, представлений, протестов.

3.4. Выдача копий судебных документов, копий аудиозаписи (видеозаписи) судебных заседаний.*

* Функции, содержащиеся в п.3.4, 3.5, 3.7 настоящего Примерного положения, подлежат включению в положение при условии фактически выполняемых функций непосредственно приемной соответствующего суда.

3.5. Повторная выдача копий судебных актов, дубликатов исполнительных документов.*

* Функции, содержащиеся в п.3.4, 3.5, 3.7 настоящего Примерного положения, подлежат включению в положение при условии фактически выполняемых функций непосредственно приемной соответствующего суда.

3.6. Создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных и иных документов, аудиозаписи (видеозаписи) судебных заседаний, с помощью их технических средств и за свой счет.

3.7. Ознакомление с материалами дел, находящихся в производстве суда.*

* Функции, содержащиеся в п.3.4, 3.5, 3.7 настоящего Примерного положения, подлежат включению в положение при условии фактически выполняемых функций непосредственно приемной соответствующего суда.

3.8. Информирование граждан о результатах рассмотрения их обращений в суд.

3.9. Обеспечение сохранности поступившей корреспонденции.

3.10. Передача материалов по принадлежности.

3.11. Оперативное и периодическое информирование председателя суда о результатах работы.

3.12. Работники Приемной суда дают разъяснения по следующим вопросам:

формы искового (административного искового) заявления (заявления о вынесении судебного приказа), кассационных и апелляционных (частных) жалоб, иных заявлений, жалоб и др.;

перечня документов, прилагаемых к исковому (административному исковому) заявлению, заявлению, жалобе;

порядка принятия искового (административного искового) заявления, заявления, жалобы к производству суда;

оснований отказа в принятии, возвращении, оставлении без движения искового (административного искового) заявления, заявления, жалобы, предъявления встречного искового заявления и т.д.;

оплаты государственной пошлины, освобождения от оплаты государственной пошлины, уменьшения размера государственной пошлины, представления отсрочки (рассрочки) ее уплаты;

порядка выдачи копий судебных и иных документов, личных документов, вещественных доказательств, исполнительных документов;

иным вопросам судопроизводства, ведения судебного делопроизводства, за исключением консультационных вопросов, касающихся оценки доказательств, влияющих на характер, объем правоотношений и тому подобным вопросам.

4. Порядок работы Приемной

4.1. Прием граждан осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени суда, установленного утвержденными председателем суда Правилами внутреннего распорядка суда.

Установление сокращенного времени работы Приемной суда не допускается.

4.2. Прием граждан ведется без предварительной записи в порядке очередности, за исключением отдельных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на внеочередной прием.

4.3. При приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, доверенность на совершение соответствующего действия (для представителя заявителя), либо ордер адвоката.

4.4. Граждане, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, на прием не допускаются.

4.5. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается. При совершении гражданином в ходе личного приема действий, нарушающих общественный порядок и представляющих угрозу жизни и здоровью окружающих, работник Приемной суда незамедлительно вызывает судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности суда.

5. Обеспечение деятельности Приемной суда

5.1. Деятельность Приемной суда обеспечивается работниками аппарата суда.

5.2. Контроль за деятельностью Приемной суда осуществляет председатель суда.

5.3. Приемная суда функционирует в тесном взаимодействии со структурными подразделениями суда (отделами).

5.4. Прием осуществляется в специально отведенном помещении, обеспечивающем свободный доступ граждан в течение всего рабочего дня. В удобных для посетителей местах должен быть размещен справочный материал либо информационный киоск, содержащий необходимую информацию о работе Приемной суда (документы, регламентирующие деятельность).

6. Заключительные положения

6.1. Ведение делопроизводства (регистрация, учет, передача) по обращениям граждан осуществляется в соответствии с положениями инструкции по судебному делопроизводству.

от 3 октября 2019 года N 773

УТВЕРЖДЕН
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 20 ноября 2019 года N 263

Типовой регламент организации деятельности приемной федерального суда общей юрисдикции

1. Общие положения

1.1. Деятельность приемной суда (далее - Приемная суда) регламентируется Положением о приемной суда, утвержденным председателем суда на основании Примерного положения о приемной федерального суда общей юрисдикции, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и настоящим Типовым регламентом.

1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией рассмотрения обращений граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда.

2. Организация приема

2.1. Прием граждан (физических лиц), представителей юридических лиц, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - прием граждан) производится в день их обращения федеральными государственными гражданскими служащими аппарата суда, в специально отведенном помещении, оснащенном необходимым имуществом, нормативными, справочными и иными материалами, средствами связи.

2.2. Прием граждан ведется ежедневно в течение рабочего времени суда, установленного утвержденными председателем суда Правилами внутреннего распорядка суда, без предварительной записи в порядке очередности, за исключением отдельных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на внеочередной прием.

При приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, доверенность на совершение соответствующего действия (для представителя заявителя) либо ордер адвоката.

2.3. При наличии технической возможности в интересах обеспечения защиты прав граждан ведение приема может сопровождаться аудио- и видеозаписью, о чем граждане в обязательном порядке уведомляются до начала приема.

2.4. Во время приема граждан, а также при их обращении по телефону гражданам могут даваться устные разъяснения о подведомственности рассмотрения интересующих их вопросов, порядке обращения, компетенции суда, порядке получения информации об итогах рассмотрения заявлений, жалоб, иных обращений.

2.5. Устные ответы и разъяснения на устные обращения граждан даются, как правило, в день обращения. Если дать устный ответ (разъяснение) в день обращения не представляется возможным или гражданин настаивает на предоставлении письменного ответа, ему дается устное разъяснение о сроке и порядке получения ответа.

Для получения письменного ответа по итогам приема гражданину предлагается письменно изложить смысл своего вопроса (предложения, жалобы).

2.6. Работники Приемной суда обязаны оказывать содействие гражданам в правильном указании в письменном обращении названия должности, фамилии, имени, отчества адресата, названия суда.

2.7. Все материалы, полученные от гражданина в ходе приема, регистрируются в соответствии с инструкцией по судебному делопроизводству.

2.8. Работники Приемной суда несут непосредственную ответственность за надлежащее ведение приема.

В случае возникновения по причинам, связанным с организацией работы в суде, проблемных ситуаций, препятствующих представлению лицу, обратившемуся в суд, запрашиваемой информации, выдаче запрашиваемых документов, принятию подаваемых им документов, работники Приемной суда обязаны принять максимально возможные меры для разрешения ситуации по существу, в том числе обратиться к работникам других структурных подразделений суда, председателю (заместителю председателя) суда.

41.2. Организация личного приема граждан и представителей организаций

41.2.1. В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации председателем арбитражного суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется личный прием граждан и представителей организаций, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

41.2.2. Личный прием граждан и представителей организаций производится по вопросам организации и обеспечения деятельности арбитражных судов, а также жалобам на действия судей, не связанным с рассмотрением конкретных дел, а также обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей.

Юридические консультации работниками арбитражного суда не даются.

41.2.3. Порядок организации личного приема граждан и представителей организаций в арбитражных судах Российской Федерации утверждается приказом соответствующего арбитражного суда.

Информация о правилах личного приема граждан и представителей организаций (место приема, условия приема, необходимые документы, контактные телефоны, почтовый адрес, адрес электронной почты) размещается в доступном для посетителей месте и на официальных сайтах арбитражных судов.

41.2.4. Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями граждан и представителей организаций, в том числе и по вопросам личного приема, определяется приказом арбитражного суда. На него возлагается обязанность ведения учета обратившихся граждан и представителей организаций, осуществление контроля за соблюдением графика приема граждан, своевременностью извещения граждан о времени личного приема, сроками рассмотрения обращений и переадресации обращений в соответствующие организации по подведомственности.

41.2.5. Первичный прием посетителей производится работником приемной суда, а при отсутствии такого подразделения в суде - работником секретариата председателя арбитражного суда , которые на основании приказа арбитражного суда и в пределах своей компетенции самостоятельно разрешают поставленные на личном приеме вопросы, определяют порядок их дальнейшего рассмотрения.

Далее - работник приемной суда.

41.2.6. Личный прием заявителей по вопросам, не связанным с рассмотрением конкретных судебных дел, производится в соответствии с графиком приема и списком принимаемых лиц, подготовленным ответственным за личный прием работником приемной. Работник приемной извещает заявителей о времени личного приема руководством суда. Рекомендации и разъяснения по судебным делам не даются.

41.2.7. Список лиц, записанных на личный прием к руководству арбитражного суда (приложение N 49), передается в секретариат (приемную) соответствующего руководителя не позднее дня, предшествующего дню приема. В этот же срок производится согласование времени личного приема с руководителями структурных подразделений.

41.2.8. Работник приемной ведет учет принятых на личном приеме лиц в системе автоматизации делопроизводства (журнале установленной формы).

В регистрационную карточку САД вносятся записи о дате обращения с просьбой о личном приеме, фамилия, имя, отчество обратившегося гражданина или представителя юридического лица, указываются место проживания, работы, номер контактного телефона (факса, электронная почта), а также существо вопроса, результат рассмотрения обращения.

41.2.9. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать посетителя, тщательно разобраться в существе его обращения и по возможности сразу же дать необходимые разъяснения и рекомендации.

Принятые на приеме документы в этот же день передаются на регистрацию в подразделение делопроизводства в группу регистрации документов. После регистрации документы незамедлительно передаются по реестру (журналу) в приемную председателя суда (руководителю аппарата - администратору суда).

Специалисты по делопроизводству структурных подразделений суда ведут учет рассмотренных письменных обращений граждан и обращений, поступивших с приема, осуществляют контроль их прохождения.

Если заявитель не получил ответа на свое обращение в ходе личного приема, дальнейшее рассмотрение обращения производится в соответствии с настоящей Инструкцией.

41.2.10. Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию арбитражного суда, заявителю дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

41.2.11. В ходе личного приема заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее уже был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

41.2.12. В ходе личного приема может осуществляться аудио- и/или видеозапись.

Глава 1. Общие положения

1. Регламент арбитражных судов Российской Федерации (далее - Регламент) разработан в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности арбитражных судов.

Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов, органами судейского сообщества.

(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации.

2. Арбитражные суды руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Регламентом.

Все вопросы, содержащие государственную тайну, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с государственной тайной.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.12.2005 N 37)

Описание и порядок использования эмблемы устанавливаются Положением о геральдическом знаке - эмблеме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Описанием геральдического знака - эмблемы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаемыми приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.12.2005 N 37)

Эмблема Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может служить основой для создания иных символов арбитражных судов Российской Федерации. Все вопросы, связанные с разработкой официальных символов арбитражных судов Российской Федерации, разрешаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.12.2005 N 37)

По вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.

Для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения и инструкции (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.

3. Структура и штатное расписание Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пределах численности судей и работников аппарата, установленной федеральным законом.

Структура и штатное расписание арбитражного суда утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда в пределах численности судей и работников аппарата, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и с учетом примерных структур арбитражных судов, одобренных Советом председателей арбитражных судов и утвержденных Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Один экземпляр утвержденного штатного расписания направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

4. Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На основе названной Инструкции может разрабатываться инструкция по делопроизводству в арбитражном суде с учетом особенностей структуры, штатной численности и технической оснащенности, которая утверждается Приказом председателя соответствующего суда.

Особенности делопроизводства в Суде по интеллектуальным правам устанавливаются Инструкцией по делопроизводству Суда по интеллектуальным правам.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 33)

5. В арбитражных судах ведется учет законодательства и иных нормативных правовых актов, информационно-справочная работа на основании утвержденных Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Примерных правил учета законодательства и судебной практики в арбитражных судах Российской Федерации и Классификатора отраслей законодательства для учета нормативных актов и судебно-арбитражной практики.

6. В арбитражных судах ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При наличии программного обеспечения ведение статистического учета и составление отчетности могут производиться в автоматизированном режиме.

Ответственность за достоверность статистической отчетности и своевременное ее представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации несет председатель арбитражного суда.

7. В арбитражных судах председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда.

Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте.

8. Порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда.

Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.

Правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Информация о порядке пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда и правилах по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда должна размещаться в доступном для посетителей месте.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Положение о порядке рассмотрения писем, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации (утв. приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 2006 г. N 15) (прекратило действие)

Положение о порядке рассмотрения писем, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации (утв. приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 2006 г. N 15) (прекратило действие)

Положение
о порядке рассмотрения писем, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации
(утв. приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 2006 г. N 15)

ГАРАНТ:

Настоящее Положение фактически прекратило действие, в связи с принятием Положения о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов РФ, утвержденного приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 2007 г. N 160

Обращения организаций, предпринимателей и граждан с письмами, заявлениями и жалобами по вопросам деятельности арбитражных судов, являются важным средством защиты их конституционных прав и законных интересов, эффективным путем информирования о недостатках, имеющихся в работе арбитражных судов, и способствуют совершенствованию их деятельности.

Своевременное и полное рассмотрение жалоб, содержащихся в обращениях, принятие по ним действенных мер рассматривается как одно из важных и ответственных направлений работы всех органов государственной власти, в том числе и органов судебной власти.

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения писем, заявлений и жалоб (далее - обращения) юридических лиц, предпринимателей и граждан на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов по вопросам, не связанным с существом разрешаемых арбитражными судами споров по конкретным судебным делам.

1.2. Обращения, касающиеся процедуры рассмотрения конкретных судебных дел и оспаривания принятых по ним судебных актов, рассматриваются по нормам, установленным арбитражным процессуальным законодательством.

1.3. В работе по рассмотрению обращений арбитражные суды руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иными правовыми актами и настоящим Положением. На основе этих правовых актов в арбитражных судах могут разрабатываться и издаваться собственные документы (инструкции, положения и т.д.) по этому вопросу.

1.4. Организация работы по своевременному рассмотрению обращений на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов и обращений, связанных с организацией деятельности судов, возлагается на председателей арбитражных судов. Они несут персональную ответственность за своевременное рассмотрение обращений и принятие по ним соответствующих мер.

1.5. Обращения, не относящиеся к деятельности арбитражных судов и применяемому ими законодательству, не позднее чем в пятидневный срок направляются в соответствующие организации по принадлежности с уведомлением заявителя либо возвращаются.

1.6. К рассмотрению не принимаются обращения без подписи (анонимные), без обратного адреса, содержащие непристойные выражения, поступившие по средствам факсимильной связи, по электронной почте, не поддающиеся прочтению, а также не содержащие подлинной подписи или не удостоверенные в соответствии с действующим законодательством.

1.7. Направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются, запрещается.

1.8. Проверка обращений на действия председателя арбитражного суда проводится по поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации его заместителями, судьями, работниками аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации либо председателем вышестоящего арбитражного суда.

1.9. Должностное лицо арбитражного суда, неправомерно отказывающее в приеме или рассмотрении обращения, препятствующее подаче обращения, подвергающее заявителя преследованию и допускающее другие нарушения действующего законодательства в работе с обращениями, а также заявитель, подавший заведомо ложное обращение, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

1.10. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось автору, последующие проверки не проводятся. О прекращении в дальнейшем проверок по таким обращениям сообщается заявителю. При ссылках на новые (дополнительные) обстоятельства по ним проводится проверка в установленном порядке.

Решение о прекращении переписки принимается председателем арбитражного суда.

II. Порядок рассмотрения обращений

2.1. Председателем арбитражного суда проверка изложенных в обращении обстоятельств в зависимости от их характера поручается заместителям председателя арбитражного суда, председателям судебных составов, судьям, руководителю аппарата - администратору суда, руководителям структурных подразделений, работникам арбитражного суда.

2.2. Обращения с жалобой на действия судей председатель арбитражного суда рассматривает лично или поручает их рассмотрение своим заместителям.

2.3. Ответы на обращения подписывает председатель арбитражного суда или по его поручению - заместители, а в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, кроме того, по поручению Председателя - и руководители структурных подразделений.

2.4. По решению председателя суда в необходимых случаях может создаваться комиссия для рассмотрения обращения.

2.5. Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нем доводов, которую проводит исполнитель (члены комиссии).

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации проведение проверки может поручаться арбитражным судам, к деятельности которых относятся изложенные в обращении сведения. При необходимости для проведения проверки в арбитражные суды направляются судьи и работники структурных подразделений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Поручения о проведении проверок по обращениям могут даваться арбитражным судам органами судейского сообщества, в частности квалификационными коллегиями судей.

2.6. При проведении проверки исполнитель (члены комиссии) на основании поручения председателя арбитражного суда о рассмотрении обращения вправе знакомиться с имеющимися в суде документами, снимать с них копии, делать выписки, получать необходимые объяснения от судей, работников аппарата суда и иных лиц, запрашивать информацию в других организациях, консультироваться со специалистами в той или иной области действующего законодательства.

Исполнитель (члены комиссии) при этом должен (должны) проявлять тактичность, вежливость, уважительное отношение к собеседникам. Лицам, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни граждан и иную конфиденциальную информацию.

Проверка должна проводиться объективно и всесторонне, охватывать все обстоятельства, изложенные в обращении.

Лицо, в отношении которого проведена проверка, должно быть ознакомлено с ее результатами и вправе изложить в письменной форме свое мнение относительно результатов проверки.

По окончании проверки ее материалы с выводами исполнителя (комиссии), предложениями и проектом ответа заявителю докладываются председателю арбитражного суда (в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - руководителю структурного подразделения для последующего доклада руководству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).

2.7. Окончательное решение по обращению принимает председатель арбитражного суда (должностное лицо, исполняющее его обязанности) в зависимости от выводов проверки.

При признании доводов, содержащихся в обращении, несостоятельными заявителю направляется ответ с изложением выводов исполнителя (комиссии), обоснованием и оценкой каждого довода заявителя, ссылкой на материалы проверки и нормы действующего законодательства.

В случае признания доводов заявителя обоснованными (полностью или частично) в ответе делается ссылка на обстоятельства, подтвержденные проверкой, и сообщается о принятых по ним мерах. В таком случае председатель арбитражного суда принимает соответствующие меры в отношении лиц, допустивших те или иные нарушения и упущения в работе, а также меры организационного характера по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

2.8. В зависимости от характера нарушения и степени виновности судьи, допустившего его, председатель арбитражного суда может ограничиться беседой с ним, вынести этот вопрос на совещание судей или заседание президиума арбитражного суда.

При установлении факта совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти (нарушения норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", положений Кодекса судейской этики), председатель арбитражного суда вправе, а в определенных случаях и обязан, внести представление в соответствующую квалификационную коллегию судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

За грубые нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении судебных дел, выявленные в результате их пересмотра в апелляционном и кассационном порядке, представление о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в соответствующую квалификационную коллегию судей может быть внесено и председателем вышестоящего арбитражного суда.

Признав недостаточно объективной оценку председателем арбитражного суда допущенного судьей проступка, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может предложить ему пересмотреть принятое решение.

2.9. О всех фактах внесения представлений в квалификационные коллегии судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и результатах их рассмотрения информируется Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

2.10. В отношении работников аппарата арбитражного суда председатель суда может ограничиться беседой, вынести этот вопрос на совещание, применить меры дисциплинарного воздействия.

III. Сроки рассмотрения обращений

3.1. Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в арбитражный суд, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 дней со дня поступления.

3.2. Проверки доводов обращений по поручениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводятся безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в арбитражный суд.

3.3. Началом срока рассмотрения обращения считается день их регистрации в арбитражном суде. Окончанием срока рассмотрения считается дата направления письменного ответа с изложением принятого по обращению решения. В том случае, если окончание срока приходится на выходной или праздничный день, завершение срока рассмотрения исчисляется с рабочего дня, следующего за выходным (праздничным) днем.

3.4. Поручения арбитражным судам о проведении проверки доводов, содержащихся в обращениях, направляются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в течение 5 дней со дня поступления обращения к исполнителю.

3.5. В тех случаях, когда для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных документов, изучение материалов судебных дел, находящихся в вышестоящих судебных инстанциях, сроки могут быть продлены на один месяц. Последующие продления сроков с указанием конкретной даты их окончания могут быть произведены по уважительным причинам в исключительных случаях.

Продление срока рассмотрения обращения производится председателем арбитражного суда или его заместителем, а в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, кроме того, и руководителем структурного подразделения.

Продление срока проверки доводов обращения по поручению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации производится по решению должностного лица Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, направившего поручение.

О продлении срока рассмотрения обращения сообщается заявителю.

IV. Порядок учета, регистрации и делопроизводства по обращениям

Обращения учитываются как на электронных, так и на бумажных носителях.

4.2. Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, в том числе за ведение книги учета обращений и книги учета посетителей по прилагаемой форме, определяется председателем арбитражного суда.

4.3. Приложенные к обращению документы, как правило, а подлинники документов - в обязательном порядке после рассмотрения обращения возвращаются заявителям.

4.4. За три дня до окончания срока, установленного для рассмотрения обращения, должностное лицо, ответственное за ведение учета обращений, делает исполнителю напоминание об этом.

4.5. Материалы обращения снимаются с контроля после их окончательного рассмотрения и разрешения на основании резолюции председателя арбитражного суда или руководителя соответствующего структурного подразделения.

V. Организация личного приема

5.1. В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации в арбитражных судах осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда, председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений.

5.2. Порядок и время приема, порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливаются приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда и информация об этом размещается в доступном для посетителей месте.

5.3. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать посетителя, тщательно разобраться в существе его обращения и по возможности сразу же дать ему необходимые разъяснения и рекомендации.

Поданные на личном приеме письменные обращения подлежат регистрации и учету в установленном порядке.

5.4. Прием представителей организаций и граждан в связи с их письменными обращениями по судебным делам в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации не ведется.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

График личного приема граждан
Председатель Второго арбитражного апелляционного суда
УСТЮЖАНИНОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ,
Дни и часы приема: каждый вторник, с 10 до 12 часов, кабинет 401

Заместитель председателя суда - председатель судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений
ЩЕЛОКАЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА,
Дни и часы приема: каждая среда, с 14 до 17 часов, кабинет 401

Извлечение из Порядка организации личного приема граждан и представителей организаций во Втором арбитражном апелляционном суде, утвержденного приказом председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 № 50 (в редакции приказов от 30.07.2015 № 55, от 09.04.2021 № 23)

2. Организация приема граждан и представителей организаций

2.1. Организация личного приема граждан и представителей организаций в суде возлагается на секретариат председателя суда.
2.2. Информация о порядке личного приема граждан и представителей организаций, в том числе место, дни, время и условия приема, необходимые документы, контактные телефоны, почтовый адрес, адрес электронной почты суда, размещаются на информационных стендах (стойках), в информационных киосках, находящихся в здании суда в доступных для посетителей местах, и публикуются на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2.3. Личный прием граждан и представителей организаций по вопросам, не связанным с рассмотрением конкретных судебных дел, проводят должностные лица суда.
В случае отсутствия в назначенный день приема (командировка, отпуск, болезнь и др.) соответствующего должностного лица прием посетителей осуществляют его заместитель либо лицо, исполняющее обязанности должностного лица.
2.5. Утвержденный график личного приема граждан и представителей организаций доводится до сведения должностных лиц, размещается на информационных стендах (стойках) и в информационных киосках суда, публикуется на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2.6. Личный прием заявителей может осуществляться по предварительной записи либо в рабочем порядке в дни и часы, установленные графиком личного приема граждан и представителей организаций.
Перечень категорий граждан, наделенных правом на личный прием в первоочередном порядке, устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2.7. Предварительная запись на личный прием производится секретариатом председателя суда в рабочем порядке по мере необходимости.
Дата и время приема определяется с учетом рабочего плана соответствующего должностного лица.
2.9. При личном приеме гражданин или представитель организации предъявляют документ, удостоверяющий личность, представитель также предъявляет документ, подтверждающий его полномочия.
В качестве документа, удостоверяющего личность, может быть предъявлен любой документ, позволяющий определить гражданина, выданный официальным учреждением и содержащий фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) обратившегося и его фотографию.
При рассмотрении устного обращения гражданина в интересах другого лица в целях не допущения разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия предъявляется согласие другого лица, оформленное в письменной форме по аналогии с требованиями частей 1 и 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
2.12. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать посетителя, тщательно разобраться в существе его обращения и по возможности сразу же дать необходимые разъяснения и рекомендации.
2.13. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина или представителя организации может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменный ответ может быть выдан гражданину на руки по окончании его личного приема, направлен на почтовый адрес в письменной форме либо на адрес электронной почты в форме электронного документа.
2.14. В случаях, когда вопросы, поставленные в обращении, не могут быть непосредственно решены во время личного приема, должностными лицами предлагается оставить заявление в письменной форме, которое передается в секретариат председателя суда для регистрации и последующего направления для рассмотрения и разрешения по существу.
В случае если фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий личность, совпадают с фамилией, именем и отчеством (последнее — при наличии) гражданина, от которого принимается в ходе личного приема обращение в письменной форме, но адрес регистрации места жительства или места пребывания гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий личность, не совпадает с почтовым адресом, указанным в обращении в письменной форме, для направления ответа или уведомления о переадресации, заявителю предлагается дополнительно указать в обращении в письменной форме адрес регистрации места жительства или места пребывания гражданина, указанный в документе, удостоверяющем личность, для определения его как гражданина — автора, изложившего суть предложения, заявления или жалобы.
2.15. Если поставленные в обращении вопросы не относятся к ведению Второго арбитражного апелляционного суда, гражданину разъясняется, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину или представителю организации может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Такое разъяснение может быть дано устно в ходе личного приема, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки. В иных случаях дается письменное разъяснение.
В случае, если сдаваемое гражданином в ходе личного приема обращение в письменной форме адресовано иному органу, до его принятия в ходе личного приема гражданину разъясняется, что обращение не может быть принято, а его правомочие может быть реализовано либо направлением письменного обращения, либо личным обращением в орган, которому адресовано соответствующее обращение.
2.17. В ходе личного приема может осуществляться аудио- и/или видеозапись.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: