Порядок медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов

Обновлено: 26.04.2024

В соответствии с пунктом 21 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239, приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 26 февраля 2019 г. N 131-П "О разработке ведомственной целевой программы "Медицинское обеспечение авиационного персонала гражданской авиации", реализуемой в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", приказываю:

Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Медицинское обеспечение авиационного персонала гражданской авиации" согласно приложению к настоящему приказу.

Утверждена
приказом
Федерального агентства
воздушного транспорта
от 1 марта 2019 г. N 143-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"

ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
"Медицинское обеспечение авиационного
персонала гражданской авиации"

1. Выполнение плана проверок соответствия состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил в полном объеме лиц из числа авиационного персонала и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации:

2. Выполнение в полном объеме мероприятий по обеспечению мониторинга здоровья авиационного персонала гражданской авиации (в том числе в рамках государственного задания):

1. Обеспечение проведения мероприятий по оценке соответствия (годности) состояния здоровья авиационного персонала гражданской авиации, а также студентов (курсантов) образовательных организаций гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.

2. Проведение мероприятий по профилактике, оздоровлению и формированию здорового образа жизни лиц авиационного персонала гражданской авиации, а также студентов (курсантов), обучающихся на пилота (диспетчера управления воздушным движением (УВД)), оказание специализированной медицинской помощи больным с профессиональной патологией, выявление причин и условий возникновения профессиональных и других заболеваний, связанных с особенностями летного труда.

3. Развитие инфраструктуры федерального бюджетного учреждения "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (ЦКБ ГА), включая реконструкцию и обеспечение мероприятий по модернизации и инновационному развитию деятельности ее структурных подразделений.

- общий объем средств за счет средств федерального бюджета составляет 6337974,1 тыс. рублей, в том числе:

Параметры финансового обеспечения Программы на 2023 - 2024 годы будут уточнены в рамках подготовки федерального закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

I. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
"Медицинское обеспечение авиационного персонала гражданской
авиации"

Ведомственная целевая программа "Медицинское обеспечение авиационного персонала гражданской авиации" (далее - Программа) разработана для медицинского обеспечения, безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации посредством проведения медицинских освидетельствований (проверок соответствия состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил) лиц из числа авиационного персонала и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации, а также обеспечения мониторинга здоровья, профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации авиационного персонала гражданской авиации путем выполнения в полном объеме мероприятий, в том числе в рамках государственного задания.

Количество законченных медицинских освидетельствований (проверок соответствия состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил, определения годности по состоянию здоровья), предварительных и периодических медицинских осмотров лиц из числа авиационного персонала и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации составит: в 2019 году - 7741; в 2020 году - 7744; в 2021 году - 7744; в 2022 году - 7744; в 2023 году - 7744; в 2024 году - 7744.

Количество мероприятий по обеспечению мониторинга здоровья, профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации авиационного персонала гражданской авиации, согласно поручению Президента Российской Федерации Пр-800 от 29.04.2016 за период 2019 - 2024 годов планируется на уровне 100%.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

1. Обеспечение проведения мероприятий по оценке соответствия (годности) состояния здоровья авиационного персонала гражданской авиации, а также студентов (курсантов) образовательных организаций гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.

Задача предусматривает качественное проведение в установленные сроки, в том числе, мероприятий в области ранней диагностики заболеваний, угрожающих безопасности полетов гражданской авиации, определение годности по состоянию здоровья авиационного персонала гражданской авиации к их профессиональной деятельности и курсантов (студентов) образовательных организаций гражданской авиации к обучению на пилота (диспетчера УВД).

2. Проведение мероприятий по профилактике, оздоровлению и формированию здорового образа жизни лиц авиационного персонала гражданской авиации, а также студентов (курсантов), обучающихся на пилота (диспетчера УВД), оказание специализированной медицинской помощи больным с профессиональной патологией, выявление причин и условий возникновения профессиональных и других заболеваний, связанных с особенностями летного труда.

Данная задача включает оказание высококвалифицированной медицинской помощи с учетом требований профессии, реабилитационных мероприятий по оздоровлению и формированию здорового образа жизни лиц авиационного персонала гражданской авиации согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 04.08.2015 N 240, а также студентов (курсантов), обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по подготовке членов экипажей гражданских судов и диспетчеров управления воздушным движением.

3. Развитие инфраструктуры федерального бюджетного учреждения "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (ЦКБ ГА), включая реконструкцию и обеспечение мероприятий по модернизации и инновационному развитию деятельности ее структурных подразделений.

Задача направлена на создание условий для реализации мероприятий по развитию материально-технической базы ЦКБ ГА.

II. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой
программы и целевые индикаторы

Программа является одним из инструментов эффективной реализации государственной политики в сфере охраны здоровья работников организаций гражданской авиации, в том числе медицинского обеспечения безопасности полетов, поддержания профессионального здоровья и летного долголетия авиационного персонала гражданской авиации.

Ожидаемыми результатами реализации Программы является:

повышение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, доступности и качества медицинского обеспечения авиационного персонала и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации, а также работников организаций гражданской авиации в части:

проверки соответствия состояния здоровья авиационного персонала гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил;

определения годности по состоянию здоровья авиационного персонала гражданской авиации к их профессиональной деятельности и курсантов (студентов) образовательных организаций гражданской авиации к обучению на пилота (диспетчера УВД);

ранней диагностики заболеваний авиационного персонала, угрожающих безопасности полетов в гражданской авиации, а также профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний;

снижения заболеваемости и смертности лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;

повышения доступности и качества специализированной медицинской помощи больным с профессиональной патологией, а также для лиц, имеющих высокий риск развития заболеваний вследствие воздействия профессиональных факторов;

внедрения новых эффективных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в практику системы медицинского обеспечения авиационного персонала гражданской авиации и, как следствие, уменьшения частоты профессиональных заболеваний лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации;

выполнения мероприятий по созданию системы мониторинга здоровья, профилактики, медицинской помощи и созданию комфортных условий пребывания авиационного персонала гражданской авиации в ЦКБ ГА, повышения уровня ее оснащенности.

Достижение целевых индикаторов Программы способствует достижению целей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, а именно - снижению к 2024 году смертности населения в трудоспособном возрасте (цель N 2), снижению к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения (цель N 3), снижению к 2024 году смертности от новообразований (в том числе злокачественных) (цель N 4), повышению к 2024 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи (цель N 5).

Соответствие целевых индикаторов задачам Программы приведено в приложениях 1 - 2 к Программе.

III. Перечень и описание программных мероприятий

Программа реализуется в 2019 - 2024 годах, общий размер средств федерального бюджета составляет 5 940 816,3 тыс. рублей, в том числе: 1 343 134,1 тыс. рублей в 2019 году, 1 071 961,0 тыс. рублей в 2020 году, 881 430,3 тыс. рублей в 2021 году, 881 430,3 тыс. рублей в 2022 году, 881 430,3 тыс. рублей в 2023 году, 881 430,3 тыс. рублей в 2024 году.

Параметры финансового обеспечения Программы на 2022 - 2024 годы будут уточнены в рамках подготовки федерального закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Достижение целей и решение задач Программы осуществляется путем выполнения следующих взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы:

Мероприятие N 1. Медицинское обследование и освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, в амбулаторных условиях, медицинское обследование и освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников и курсантов учебных заведений гражданской авиации в стационарных условиях и проведение периодических медицинских осмотров.

Система медицинского обеспечения безопасности полетов включает проведение проверки соответствия состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств требованиям федеральных авиационных правил Российской Федерации, а также обязательных, в том числе периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, осуществление мониторинга здоровья авиационного персонала гражданской авиации.

В ходе реализации мероприятия планируется оказание специализированной медицинской помощи работникам гражданской авиации России, в том числе, с учетом современных методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Реализация данного мероприятия будет осуществляться путем оказания обслуживаемому контингенту в рамках государственного задания следующих видов услуг и работ:

- медицинское обследование и освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, в амбулаторных условиях,

- медицинское обследование и освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов учебных заведений гражданской авиации в стационарных условиях,

- проведение периодических медицинских осмотров.

Срок реализации мероприятия: 2019 - 2024 годы.

Мероприятие N 2. Проведение врачебно-летной экспертизы, экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболеваний с профессией.

Подведомственная Росавиации медицинская организация обеспечивает деятельность Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (далее - ЦВЛЭК ГА), которая согласно ФАП-50 и приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 26.06.2017 N 241 "Об утверждении порядка образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов и требований к членам центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий и медицинским экспертам" осуществляет проверку соответствия состояния здоровья специалистов авиационного персонала установленным требованиям в сложных диагностических и экспертных случаях, при обжаловании заключений ВЛЭК ГА, определение годности авиационного персонала гражданской авиации по состоянию здоровья к летной работе, управлению воздушным движением, анализ и оценку медицинских заключений, выданных ВЛЭК ГА, а также сбор и анализ информации о случаях невозможности выполнения профессиональной деятельности в полете, медицинских данных в процессе выдачи медицинских заключений с целью выявления факторов риска для безопасности полетов и проведение контроля качества и безопасности деятельности ВЛЭК ГА.

Служба профпатологии ЦКБ ГА осуществляет деятельность по экспертизе связи заболевания с профессией, экспертизе профессиональной пригодности авиационного персонала гражданской авиации, способствует уменьшению частоты профессиональных заболеваний авиационного персонала гражданской авиации.

Полноценный мониторинг показателей профессиональной заболеваемости предусматривает ведение персонифицированного регистра лиц, страдающих профессиональными заболеваниями.

Срок реализации мероприятия: 2019 - 2024 годы.

Мероприятие N 3. Оказание первичной медико-санитарной помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в части диагностики и лечения по профилю профпатология в амбулаторных условиях и оказание специализированной медицинской помощи (за исключением ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, по профилю профпатология в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, проведение работ по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению авиационного персонала и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации.

Реализация данного мероприятия будет осуществляться путем оказания авиационному персоналу гражданской авиации в рамках государственного задания следующих видов услуг и работ:

- первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, в части диагностики и лечения по профилю профпатология в амбулаторных условиях;

- специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилю: профпатология в условиях дневного стационара и в стационарных условиях.

Проводимые мероприятия позволят улучшить качество и доступность медицинской помощи больным профессиональными заболеваниями - работникам из числа авиационного персонала гражданской авиации.

В объеме данного мероприятия проводятся работы по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению авиационного персонала.

Целью данных работ является ранняя диагностика заболеваний, угрожающих безопасности полетов гражданской авиации, реабилитационные мероприятия по оздоровлению летного состава и организация мероприятий по формированию здорового образа жизни лиц из числа авиационного персонала.

В процессе работ проводится:

- выявление и коррекция (устранение или снижение уровня) факторов риска развития неинфекционных заболеваний - для диагностики и лечения, на уровне факторов риска заболеваний авиационного персонала гражданской авиации;

- раннее выявление неинфекционных заболеваний - невозможность диагностики в амбулаторных условиях, в том числе для проведения сложных, методов диагностики авиационному персоналу гражданской авиации;

- профилактика осложнений неинфекционных заболеваний - уточнение осложнений заболеваний и их лечение с учетом требований состояния здоровья к профессии;

- планирование объемов и характера медицинской помощи лицам из числа авиационного персонала гражданской авиации, в том числе проживающим на удаленных территориях, с комплексом возраст - ассоциированных и профессий - ассоциированных заболеваний и состояний, с учетом их низкой приверженности к медицинской помощи, которым в процессе выполнения лечебно-диагностических мероприятий необходим мультидисциплинарный подход.

Срок реализации мероприятия: 2019 - 2024 годы.

Мероприятие N 4. Развитие материально-технической базы ЦКБ ГА, обслуживающей авиационный персонал гражданской авиации.

В рамках мероприятия реализуются следующие направления:

- реконструкция ЦКБ ГА в целях развития медицинского центра гражданской авиации, создания комфортных условий пребывания авиационного персонала гражданской авиации, а также работы персонала;

- дооснащение структурных, в том числе территориально обособленных подразделений ЦКБ ГА, измерительным, испытательным и вспомогательным оборудованием с целью приведения их в соответствие с установленными требованиями и совершенствования существующих методов диагностики, лечения и профилактики;

- внедрение в структурные подразделения ЦКБ ГА единой информационной системы для проведения мероприятий по контролю за состоянием здоровья (мониторингом) авиационного персонала.

Срок реализации мероприятия: 2019 - 2024 годы.

IV. Срок реализации ведомственной целевой программы

Программа реализуется в 2019 - 2024 годах.

Приложение N 1
к ведомственной целевой
программе "Медицинское
обеспечение авиационного
персонала гражданской
авиации", утвержденной
приказом Росавиации
от 1 марта 2019 г. N 143-П

СВЕДЕНИЯ
О ЦЕЛЯХ И ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ (ВЦП)

ВЗК РФ Статья 53.1. Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением

1. Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением проводится центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

2. Центральная врачебно-летная экспертная комиссия проводит обязательное медицинское освидетельствование в случаях обжалования и (или) аннулирования результатов обязательного медицинского освидетельствования, проведенного врачебно-летными экспертными комиссиями.

3. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования должен содержать требования к состоянию здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, перечень проводимых исследований, периодичность проведения обязательного медицинского освидетельствования, порядок создания и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии и врачебно-летных экспертных комиссий, требования к квалификации их членов, а также форму медицинского заключения о годности членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением к выполнению работ по таким должностям.

4. При проведении обязательного медицинского освидетельствования учитываются результаты обязательных предварительного (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, предполетных и послеполетных медицинских осмотров членов летного экипажа гражданского воздушного судна, а также результаты предсменных и послесменных медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением.

5. Персональный состав центральной врачебно-летной экспертной комиссии, перечень врачебно-летных экспертных комиссий и их персональный состав утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.

6. Предполетный и послеполетный медицинские осмотры членов экипажей гражданских воздушных судов, а также предсменный и послесменный медицинские осмотры диспетчеров управления воздушным движением проводятся в целях выявления признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послеполетный медицинский осмотр члена экипажа гражданского воздушного судна и послесменный медицинский осмотр диспетчера управления воздушным движением также может проводиться в случае, если во время полетной смены члена экипажа гражданского воздушного судна или смены диспетчера управления воздушным движением произошли авиационное происшествие либо инцидент с участием этого члена экипажа или этого диспетчера.

7. Порядок проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

8. В случае выявления по результатам проведения предполетного или послеполетного медицинского осмотра члена экипажа гражданского воздушного судна либо предсменного или послесменного медицинского осмотра диспетчера управления воздушным движением признаков состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ указанные лица отстраняются от работы и направляются работодателем на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в медицинские организации либо их обособленные подразделения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

9. Организация проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением, обязательного медицинского освидетельствования членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением возлагается на работодателя либо на владельца воздушного судна.

10. Предполетный и предсменный медицинские осмотры не проводятся при выполнении международных полетов воздушных судов с аэродромов, находящихся на территориях иностранных государств, при выполнении авиационных работ и других полетов в случае дежурства смен диспетчеров управления воздушным движением ограниченной численности (менее двенадцати человек), а также в отдаленных местностях в случае отсутствия медицинского работника, который имеет право проводить медицинский осмотр. Решение о допуске членов экипажа гражданского воздушного судна к полетам принимает командир воздушного судна, решение о допуске диспетчеров управления воздушным движением к управлению воздушным движением - руководитель полетов (старший диспетчер).

Версия для слабовидящих

Об утверждении федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (Приказ Минтранса России от 22.04.2002 № 50)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 апреля 2002 г. N 50

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

«МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО,

ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ,

КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ

В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минтранса России от 28.04.2003 N 125,

от 01.11.2004 N 27, от 28.11.2014 N 325, от 26.06.2017 N 241,

с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 16.02.2011 N ГКПИ10-1682, Приказом Минтранса России

от 19.09.2012 N 35, Решением Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N АКПИ17-31)

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N 30 (ч. I), ст. 4254, N 42, ст. 5615), а также в целях дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов, с учетом международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) приказываю:

(в ред. Приказа Минтранса России от 28.11.2014 N 325)

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации».

2. Признать утратившим силу Приказ Федеральной авиационной службы России от 17 февраля 1998 г. N 42 «О введении в действие Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 18 мая 1998 г. N 3263-ПК).

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра А.В. Нерадько.

от 31 июля 2009 года N 128

(с изменениями на 22 апреля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 5, 31.01.2011);

приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32 (Российская газета, N 44, 25.02.2014) (вступил в силу 15 апреля 2014 года);

В документе учтено:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2015 года N АКПИ14-1451 (оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 апреля 2015 года N АПЛ15-142).

В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 15 сентября 2009 года N 158.

Приказ Минтранса России от 15 сентября 2009 года N 158 отменен на основании приказа Минтранса России от 9 ноября 2009 года N 200 в связи с отказом в государственной регистрации Министерства юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 12.10.2009 N 01/12763-ДК).

- Примечание изготовителя базы данных.

В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 9 ноября 2009 года N 199.

Приказ Минтранса России от 9 ноября 2009 года N 199 отменен на основании приказа Минтранса России от 21 декабря 2009 года N 241 в связи с возвращением без государственной регистрации Министерства юстиции Российской Федерации.

- Примечание изготовителя базы данных.

В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 24 июля 2012 года N 248.

Приказ Минтранса России от 24 июля 2012 года N 248 отменен на основании приказа Минтранса России от 26 октября 2012 года N 386 в связи с возвращением без государственной регистрации Министерства юстиции Российской Федерации.

- Примечание изготовителя базы данных.

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования.

4. Установить, что в прилагаемых правилах:

пункты 4.10, 5.5 и 5.12 вступают в силу с 1 января 2010 года;

пункты 2.18.14 и 4.6 вступают в силу с 1 января 2011 года;

абзац второй и третий пункта 4.20, пункты 5.75, 5.76 и 5.78 вступают в силу с 1 июля 2012 года;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2012 года приказом Минтранса России от 16 ноября 2011 года N 284. - См. предыдущую редакцию)

абзац четвертый пункта 4.20 вступает в силу с 1 января 2014 года.

(Абзац дополнительно включен с 10 января 2012 года приказом Минтранса России от 16 ноября 2011 года N 284)

в Министерстве юстиции

31 августа 2009 года,

регистрационный N 14645

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2009 года N 128

Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"

(с изменениями на 22 апреля 2020 года)

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Правила) устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации и разработаны в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".

1.3. Если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований настоящих Правил, то применяются требования законов и правил этого государства.

1.4. В случаях, когда это необходимо для предотвращения авиационных происшествий, преступлений, гибели и нанесения вреда здоровью людей, разрешается допускать отступления от требований настоящих Правил.

1.5. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении к настоящим Правилам.

1.6. Выполнение полетов в воздушном пространстве Российской Федерации гражданскими воздушными судами иностранных государств в аэропорты Российской Федерации, не открытые для международных полетов и вне международных трасс Российской Федерации, осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 7 августа 2015 года приказом Минтранса России от 15 июня 2015 года N 187)

II. Общие правила подготовки к полетам

2.1. Физические, юридические лица, осуществляющие полеты в целях авиации общего назначения на воздушных судах, относящихся к легким или сверхлегким, выполняют требования, установленные в настоящей главе и главах I и III настоящих Правил.

Подготовка к полету

2.2. Командир воздушного судна (далее - КВС) знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

2.3. Эксплуатант воздушного судна в случае осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, предоставляемых за плату на основании договоров воздушной перевозки пассажиров, грузов или почты (далее - коммерческие воздушные перевозки) или авиационных работ, или КВС авиации общего назначения (далее - АОН) обеспечивает знание и исполнение членами летного экипажа воздушного судна законов, правил и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.

2.4. Летный экипаж воздушного судна по численности и составу отвечает требованиям, указанным в Руководстве по летной эксплуатации (далее - РЛЭ).

2.4.1. Каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

2.4.2. Член летного экипажа воздушного судна, имеющий медицинское свидетельство, которое выдано с условием ношения корректирующих зрение линз, имеет запасной комплект корректирующих линз, который находится в легкодоступном месте во время полета.

2.4.3. Подготовка к выполнению полетов в воздушном пространстве Российской Федерации гражданскими воздушными судами иностранных государств в аэропорты Российской Федерации, не открытые для международных полетов и вне международных трасс Российской Федерации, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, в том числе с привлечением специалистов авиационного персонала эксплуатантов Российской Федерации, осуществляющих международные коммерческие воздушные перевозки, имеющих действующее свидетельство специалиста авиационного персонала (пилот, штурман), выданное уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 7 августа 2015 года приказом Минтранса России от 15 июня 2015 года N 187)

2.5. Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также функции по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее - ОВД):

в состоянии алкогольного опьянения;

под влиянием любых психоактивных веществ.

2.6. В отсутствие служб авиационной безопасности КВС проводит предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа воздушного судна, перевозимых лиц и их имущества, а также груза и почты.

В случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, КВС информирует о нем орган обслуживания воздушного движения, а при отсутствии связи с ним по возможности - орган внутренних дел (абзац дополнен приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263 - см. предыдущую редакцию).

2.7. Перед полетом КВС обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий.

2.7.1. Информация, имеющаяся у КВС, должна включать в себя, как минимум, следующее:

а) для полета по правилам полетов по приборам (далее - ППП), а также полета по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) вне района аэродрома вылета:

сводки и прогнозы погоды;

данные запасных аэродромов в случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

б) для любого полета:

данные взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) в намеченных к использованию местах взлета и посадки;

потребный запас топлива;

данные о взлетной и посадочной дистанции, содержащиеся в РЛЭ;

все известные задержки движения, о которых КВС был уведомлен органом ОВД.

При подготовке к полету КВС или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации (абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263).

2.7.2. КВС разрешается выбирать для взлета и посадки на самолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация, в случае, если она осмотрена с земли или подобрана с воздуха и признана КВС удовлетворяющей требованиям РЛЭ (абзац в редакции приказа Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263 - см. предыдущую редакцию).

Для посадки на площадку, подобранную с воздуха, пилот самолета должен пройти соответствующую подготовку под руководством инструктора.

КВС разрешается выбирать для взлета и посадки на вертолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация, в случае, если она осмотрена с земли или с воздуха и признана удовлетворяющей требованиям РЛЭ (абзац дополнен приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263 - см. предыдущую редакцию).

При осуществлении коммерческих воздушных перевозок пассажиров на вертолетах с посадками на подобранные с воздуха площадки процедуры выполнения таких посадок устанавливаются в Руководстве по производству полетов (далее - РПП) с оценкой возможных рисков и способов их снижения. Коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах с подбором площадок с воздуха запрещены.

2.8. КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что:

воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20 настоящих Правил;

на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета. КВС убеждается в работоспособности указанных приборов и оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ;

от 10 декабря 2021 года N 437

1. Утвердить Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением" согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

в Министерстве юстиции

23 декабря 2021 года,

регистрационный N 66527

Приложение
к приказу Минтранса России
от 10 декабря 2021 года N 437

Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением"

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением" (далее - Порядок) устанавливают порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, включающий требования к состоянию здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением (далее - диспетчеры УВД), лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением (далее - кандидаты на получение медицинского заключения), перечень проводимых исследований, периодичность проведения обязательного медицинского освидетельствования, порядок создания и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии (далее - ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летных экспертных комиссий (далее - ВЛЭК ГА), требования к квалификации их членов, а также форму медицинского заключения о годности членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД к выполнению работ по таким должностям.

2. Члены летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и диспетчеры УВД должны иметь медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное ЦВЛЭК ГА, созданной в медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган), ВЛЭК ГА, созданными в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (оказание услуг) по врачебно-летной экспертизе.

Пункт 1.3 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2021, N 24, ст.4226).

3. Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД (далее - абитуриенты) проводится ВЛЭК ГА и ЦВЛЭК ГА в соответствии с настоящим Порядком.

4. ЦВЛЭК ГА проводит обязательное медицинское освидетельствование в случаях обжалования и (или) аннулирования результатов обязательного медицинского освидетельствования, проведенного врачебно-летными экспертными комиссиями.

5. Лицам, признанным годными по состоянию здоровья к выполнению функций членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, либо лицам, претендующим на получение соответствующих свидетельств, выдаются медицинские заключения 1, 2 или 3 классов по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку.

6. Классы медицинских заключений:

1) медицинское заключение 1 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

линейного пилота (самолет, вертолет);

пилота многочленного экипажа (самолет);

2) медицинское заключение 2 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

частного пилота (самолет, вертолет);

пилота свободного аэростата;

пилота сверхлегкого воздушного судна;

3) медицинское заключение 3 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

диспетчера УВД (в воздухе).

7. Наличие медицинского заключения 1 класса без ограничений предоставляет его обладателю возможность выполнять функции, установленные для обладателей соответствующих свидетельств, для которых необходимо наличие медицинского заключения 2 или 3 класса.

8. Сроки действия медицинского заключения:

8.1. Медицинское заключение 1 класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.

Если обладателями свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет) и свидетельства коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах (вертолетах), управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев.

Когда обладателю свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет), свидетельства коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочленного экипажа (самолет) исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев.

8.2. Медицинское заключение 2 класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев.

Для обладателей свидетельств штурмана, бортинженера (бортмеханика), бортрадиста срок действия медицинского заключения не превышает 12 месяцев.

Для обладателей свидетельства частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота планера, пилота сверхлегкого воздушного судна, летчика-наблюдателя старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев.

8.3. Медицинское заключение 3 класса действительно в течение срока, не превышающего 48 месяцев, для обучающихся высших и средних образовательных организаций гражданской авиации по подготовке диспетчеров УВД - 12 месяцев.

Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет - до 12 месяцев.

8.4. Сроки действия, указанные выше, устанавливаются с учетом возраста кандидата на получение медицинского заключения на момент прохождения им медицинского освидетельствования.

8.5. Срок действия выданного медицинского заключения начинается со дня его выдачи ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) и включает день окончания срока его действия.

8.6. Обладатели свидетельств авиационного персонала, не имеющие медицинского заключения, или имеющие медицинские заключения, срок действия которых истек, к выполнению функций, предусмотренных соответствующими свидетельствами и квалификационными отметками, за исключением случаев, установленных пунктом 9 настоящего Порядка, не допускаются.

9. В период действия режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации по представлению руководителя эксплуатанта, оперативного органа единой системы организации воздушного движения срок действия медицинского заключения может быть продлен руководителем межрегионального территориального управления воздушного транспорта уполномоченного органа в области гражданской авиации по согласованию с медицинским экспертом - председателем выдавшей медицинское заключение ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) не более чем на 45 дней.

10. Состояние здоровья кандидатов на получение (возобновление) медицинских заключений 1, 2 и 3 классов должно соответствовать требованиям, установленным настоящим Порядком.

Инструктивный материал содержится в Руководстве по авиационной медицине.

11. Обладатели свидетельств перестают выполнять функции, предусмотренные свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, в случае ухудшения здоровья, влияющего на безопасное выполнение этих функций, употребления без назначения врача лекарственных препаратов, включенных в перечень лекарственных препаратов, влияющих на способность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД, утвержденный в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, безотлагательно уведомляют врача-специалиста ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) с момента возникновения факторов, влияющих на безопасное выполнение функций обладателем соответствующего свидетельства, таких как:

1) проведение хирургической операции или инвазивной процедуры;

2) назначение регулярного приема какого-либо лекарственного препарата;

3) получение значительного повреждения, которое влечет за собой неспособность выполнять профессиональные обязанности, предусмотренные соответствующим свидетельством авиационного персонала;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: