Порядок индексации пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Обновлено: 25.04.2024

Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 января 2022 года были повышены на 8,6%, что выше индекса роста цен за 2021 год, с 1 июня 2022 года дополнительно увеличены на 10%. В результате дополнительного увеличения стоимость одного пенсионного коэффициента составила 118,10 руб., размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 7 220,74 рубля.

Социальные пенсии с 1 апреля 2022 года были проиндексированы на 8,6% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год и дополнительно проиндексированы с 1 июня 2022 года на 10 процентов.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Страховые пенсии 6,3% 8,8% 10,65% 10,12% 8,31% 11,4% 4% 5,8% 3,7% 7,05% 6,6% 6,3% 19,46%
Стоимость пенсионного коэффициента после индексации - - - - - 71,41 74,27 78,58 81,49 87,24 93,00 98,86 118,10
Социальные пенсии 12,51% 10,27% 14,1% 1,81% 17,1% 10,3% 4% 1,5% 2,9% 2% 6,1% 3,4% 19,46%

Важно!

Минимальный уровень пенсионного обеспечения неработающих россиян всегда будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Если размер пенсии вместе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата.

Статья 25. Порядок индексации пенсий

1. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке:

пенсии федеральных государственных гражданских служащих - при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) - в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";

(см. текст в предыдущей редакции)

социальные пенсии - ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.03.2011 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", пенсии граждан, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава - при индексации размера социальных пенсий;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей - в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Правительство Российской Федерации в течение календарного года вправе принимать решения о дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым настоящей статьи. Коэффициент дополнительной индексации указанных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсии государственным служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Индексация пенсии государственным служащим

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Пример. Конституционный Суд РФ своим Определением от 18.07.2019 N 1934-О отказал в рассмотрении жалобы граждан В. и К. на нарушение их конституционных прав п. п. 1 и 3 ст. 14 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении". По мнению заявителей, оспариваемые законоположения, примененные в их делах судами общей юрисдикции, противоречат ст. ст. 2, 7, 37, 39 и 45 Конституции. Это выражается в том, что обозначенные положения Закона умаляют право федерального государственного гражданского служащего на получение назначенной пенсии за выслугу лет вследствие установления такого механизма определения размера указанной пенсии, который позволяет производить индексацию страховой пенсии по старости за счет уменьшения пенсии за выслугу лет.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Новеллы законодательства о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих: критический анализ ряда положений
(Никифорова Н.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2018, N 1) Таким образом, пенсия государственного гражданского служащего состоит из двух частей: страховой пенсии и пенсии за выслугу лет. Индексируются эти части по-разному. В результате постепенно страховая пенсия "съедает" пенсию за выслугу лет, и зачастую через 10 - 15 лет после выхода на пенсию госслужащий, не занимавшей высокие посты, по существу, лишается пенсии за выслугу лет, особенно если продолжает работать, и его страховая пенсия из-за этого возрастает. Происходит поглощение пенсии за выслугу лет страховой (ранее трудовой) пенсией. Недовольство пенсионеров из числа гражданских служащих таким порядком назначения, расчета, индексации пенсий легко понять по количеству обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции. Однако Конституционный Суд отказывается рассматривать эти вопросы, ссылаясь на то, что Конституция гарантирует гражданам только социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Установление же механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, а также порядка их индексации, относится к компетенции законодателя, который вправе самостоятельно осуществлять свои дискретные полномочия . Эту позицию воспроизводит и Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в исках гражданам, требующим перерасчета и выплаты пенсий за выслугу лет . С такой позицией Судов можно было бы согласиться, исходя из того, что пенсия за выслугу лет - это дополнительная гарантия пенсионного обеспечения госслужащих, а следовательно, законодатель вправе сам решать, на каких условиях это обеспечение предоставлять, если бы Конституционный Суд РФ в других ситуациях неоднократно не подчеркивал, что заработанное право не должно отниматься, погашаться или исчезать по воле законодателя, что исчезновение заработанного права не соответствует общеправовому принципу справедливости, одним из проявлений которого является принцип "разумных ожиданий" . В рассматриваемых случаях госслужащий уже выработал требуемый стаж государственной службы, заработал пенсию за выслугу лет, она ему была назначена. Последующее приостановление (фактически прекращение) этой выплаты, по существу, лишает его разумно и законно ожидаемой компенсации за запреты и ограничения, связанные с исполнением обязанностей государственной гражданской службы . Несправедливость такого положения очевидна при сравнении гражданских госслужащих с другими категориями государственных служащих, в частности военнослужащими и приравненными к ним по условиям пенсионного обеспечения лицами. Если последние после выхода на пенсию за выслугу лет продолжают трудовую деятельность и приобретают необходимый страховой стаж, выплата пенсии за выслугу лет им не прекращается, а к ней еще и добавляется страховая пенсия (за исключением фиксированной выплаты) по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно положениям статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (предусмотрена частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) и корректировка размера страховой пенсии (предусмотрена частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) не выплачивается пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации.

При этом в отношении пенсионеров, осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, принятие органом ПФР решения о проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии или продолжения выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в прежнем размере осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. без непосредственного участия самого пенсионера.

В отношении пенсионеров осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, ввиду отсутствия таких сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку они в период работы за рубежом не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, принятие органом ПФР соответствующего решения производится на основании представляемого пенсионером документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, который выдается компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Согласно пункту 14.1 Положения о порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 (в редакции Постановления № 1536)[3], граждане в подтверждение факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, предусмотренный частью 11 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом официальные иностранные документы должны быть легализованы в установленном порядке (удостоверены апостилем) и переведены на русский язык, включая печати и штампы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Верность перевода свидетельствуется нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации. В случае, когда перевод выполнен на отдельном от документа листе, он должен быть прошит с оригиналом документа нитью. Количество прошитых листов заверяется подписью нотариуса и печатью. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. При этом если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то удостоверительная запись должна быть составлена на русском языке либо переведена на русский язык. К данному удостоверению также применяются требования о легализации (апостилировании).

При непредставлении или несвоевременном представлении гражданином документа о факте осуществления работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, излишне выплаченные ему суммы пенсии[4], возмещаются им с учетом положения части 5 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, то есть за весь период, в течение которого выплата указанных сумм производилась ему неправомерно, в порядке, установленном статьей 29 Закона № 400-ФЗ.

В случае прекращения гражданином работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации и представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего данный факт, выплата суммы пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с Законом № 400-ФЗ, производится с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм пенсии с учетом индексации (корректировки)

При этом доплата сумм индексации (корректировки) за прошедшее время (в случае представления гражданином названного документа позднее месяца прекращения работы),производится за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, но не более, чем за три года.

Документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства также может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В этом случае соответствующая информация отражается в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по форме согласно приложению № 4 Положения № 1386[5].

Кроме того, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) содержит положение о согласии гражданина на изменение его персональных данных.

То есть, если, например, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) составлен консульским учреждением Российской Федерации на основании вновь выданного паспорта гражданина Российской Федерации, сведения о котором отсутствуют в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение данного гражданина, на основании указанного в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) волеизъявления соответствующие паспортные данные будут внесены в лицевой счет пенсионера без необходимости истребования от него заверенной копии нового паспорта.

[1] Далее – Закон № 400-ФЗ.

[2] Далее – Закон № 167-ФЗ.

[3] Далее – Положение № 1386.

[4] В том числе в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2 и 5 - 8 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, исчисленные в соответствии с Законом № 400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона.

[5] Далее - акт о личной явке гражданина (его законного представителя).

Обращаем внимание, что в период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 - 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году - 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году - 98 руб. 86 коп. ;

в 2022 году - 104 руб. 69 коп. ;

в 2023 году - 110 руб. 55 коп. ;

в 2024 году - 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля.

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 г.

Статья 25. Порядок индексации пенсий

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 8 марта 2022 г. - Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ

1. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке:

пенсии федеральных государственных гражданских служащих - при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) - в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ действие абзаца четвертого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г.

социальные пенсии - ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации;

пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", пенсии граждан, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава - при индексации размера социальных пенсий;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ действие абзаца шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г.

Об индексации пенсий граждан из числа космонавтов и членов их семей в 2016 г. см. названный Федеральный закон

пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей - в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 25 дополнена пунктом 2 с 8 марта 2022 г. - Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ

2. Правительство Российской Федерации в течение календарного года вправе принимать решения о дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым настоящей статьи. Коэффициент дополнительной индексации указанных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: