Порядок действий в аварийной ситуации для судов перевозящих опасные грузы

Обновлено: 26.04.2024

Инцидент, связанный с перевозкой опасных грузов – это событие, относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней, которое происходит необязательно на борту ВС и приводит к телесному повреждению какого-либо лица, нанесению ущерба имуществу, пожару, повреждению, просыпке, утечке жидкостей или радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющееся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает серьезную угрозу ВС или находящимся на борту лицам, также может рассматриваться как инцидент, связанный с опасными грузами.

Происшествие, связанное с опасными грузами – событие, относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней, в результате которого какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или тяжелое телесное повреждение, или наносится серьезный ущерб имуществу.

Общие положения, которые необходимо учитывать при определении характера соответствующих действий, подлежащих принятию в случае инцидента, связанного с опасными грузами.

1) Во всех случаях следует предусматривать возможность посадки в максимально короткие сроки. Это решение следует принимать на раннем этапе, а не на позднем, когда инцидент может достичь опасной стадии.

2) Всегда следует выполнять соответствующие аварийные процедуры по тушению пожара или удаления дыма на борту ВС, предусмотренное РЛЭ данного типа ВС, кислородные маски членов экипажа и регуляторы подачи должны быть подключены и установлены в положение, обеспечивающие подачу 100% кислорода. Система кондиционирования воздуха должна функционировать на полную мощность.

3) При оказании помощи пассажирам в условиях наличия дыма и паров, заполняющих салон, более эффективным средством является использование увлажненного полотенца или ткани, закрывающих рот и нос.

4) При обнаружении просыпки или присутствии паров не следует использовать воду, поскольку она может обеспечить область просыпки или скорость парообразования. Следует также учитывать возможность присутствия электроприборов.

5) Во всех случаях перед тем, как прикасаться к вызывающим подозрение упаковкам или бутылкам, следует защитить руки.

6) При наличии дыма или паров следует включить световое табло «не курить».

7) При уборке просыпанных или разлитых веществ следует всегда соблюдать осторожность с тем, чтобы избежать возникновение реакции между материалом, используемым для уборки и опасным грузом.

8) Рассмотреть возможность отключения второстепенного электрооборудования, поскольку инцидент может быть вызван неисправностями электрооборудования или в результате инцидента могут быть повреждены электрические системы.

9) При любом инциденте, в ходе которого к ВС прибывают сотрудники аварийно-спасательных и противопожарной служб, следует немедленно предоставить им письменное уведомление КВС, касающееся опасных грузов. Член экипажа, покидающий ВС первым, должен вручить уведомление, предназначенное для КВС старшему сотруднику аварийно-спасательной и противопожарной служб.

Описание практических действий в аварийной обстановке на борту ВС представлено в инструкции о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на ВС. Издано ИКАО: Doc 9481 – AN/928. Инструкция содержит перечень грузов с порядковыми номерами по списку ООН в алфавитном порядке с указанием соответствующих кодовых обозначений, практических действий для каждого наименования.

Например: 1641 6L Окись ртути, где

1641 – номер по списку ООН, 6L – кодовое обозначение практического действия, где цифра 6 – номер практического действия, буква L - буквенное обозначение практического действия.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Опасные грузы - это вещества и изделия, которые при перевозке на воздушных судах, при погрузочно-разгрузочных работах или хранении способны, в силу своих физико-химических свойств, создавать значительную угрозу для жизни и здоровья людей, безопасности полета и сохранности имущества, а также быть причиной гибели или заболевания животных.

В понятие инцидент с опасными грузами входит событие, связанное с их перевозкой, которое может произойти при проявлений опасных свойств на земле или в воздухе и которое приводит к телесному повреждению людей, нанесению ущерба имуществу, пожару, просыпке, утечке, радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта и быть причиной неисправности перевозки, вплоть до авиационного происшествия.

Для предотвращения возникновения инцидентов при воздушных перевозках опасных грузов должны обязательно выполняться все требования, изложенные в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Документ ИКАО 9284-АМ/9В5) и в документах федеральной авиационной службы России регулирующих перевозки опасных грузов.

Инструкция составлена на основе документа ИКАО 9481-АМ/926 "Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах и предназначена для обязательного выполнения всем персоналом воздушного транспорта, связанного с перевозками опасных грузов.

2. ДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

2.1. При предъявлении опасного груза к воздушной перевозке необходимо:

2.1.1. Убедиться, что данное вещество или изделие включено в Перечень опасных грузов Технических Инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

Перечни периодически, раз в два года, обновляются. Однако практически не представляется возможным включить в него абсолютно все предлагаемые к перевозке опасные изделия или вещества. Поэтому, по концепции безопасности перевозок, для выбора в качестве надлежащего отгрузочного наименования в Перечень включены общие наименования для характерных групп опасных грузов или "не указанных конкретно" (НУК).

В зависимости от свойств груза требуется совместно с грузоотправителем установить общее наименование или НУК, которое характеризует данный опасный груз.

2.1.2. Не допускать к перевозке опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах, т.е. никакое должностное лицо или организация не могут требовать принять или перевозить такие грузы. В Технических инструкциях ИКАО перечислено около 250 наименований веществ и изделий, запрещенных к воздушной перевозке при любых обстоятельствах.

2.1.3. Допускать к перевозке только те опасные грузы, которые поименованы в Перечне опасных грузов Технических инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, как разрешенные для перевозки на грузовых или пассажирских воздушных судах.

2.1.4. Допускать к перевозке на пассажирских воздушных судах только те опасные грузы, которые .разрешено перевозить на пассажирских воздушных судах.

2.1.5. Не допускать к перевозке на пассажирских воздушных судах опасные грузы, перевозка который разрешена только на грузовых воздушных судах.

2.1.6. Не принимать к перевозке опасные грузы, в упаковке которых превышена максимальная масса или объём нетто на одну упаковку, установленные в Перечне для каждого конкретного опасного груза.

2.1.7. Убедиться, что упаковочный комплект предъявленного опасного груза перед использованием был подвергнут испытаниям согласно требованиям Технических инструкций ИКАО.

2.1.8. Допускать к перевозке только те опасные грузы, которые упакованы в соответствии с инструкциями по упаковыванию, указанными в Технических инструкциях ИКАО.

2.1.9. Убедиться, что каждое отдельной место с опасными грузами промаркировано специальной и транспортной маркировкой, а также знаками опасности.

2.1.10. Обратить внимание на требования по обращению с опасными грузами (способы обработки, допустимые температуры, давления, влажность, вибрацию, а также вертикальность, штабелирование и т.п.) и организовать выполнение этих требований при погрузочно-разгрузочных работах, хранений и в период транспортирования.

2.1.11. Наряду с оформлением основной перевозочной документацией заполнить контрольную карту (чек лист). Приложение 1.

2.1.12. При оформлении перевозочной документации обратить внимание на достаточность сообщаемых грузоотправителем сведений о необходимых особых видах обработки и информации о действиях в случаях аварийной обстановки в т.ч. о мерах предосторожности при погрузке и выгрузке, способах ликвидации россыпи или утечки содержимого из упаковки, рекомендуемых и запрещенных огнегасящих средств, индивидуальных средствах защиты. В случаях недостаточности штатных средств воздушного транспорта, потребовать у грузоотправителя предоставить необходимые противопожарные, индивидуальны средства защиты и крепежные приспособления (материалы).

2.1.13. При наличии специалиста от грузоотправителя сопровождающего опасный груз во время транспортировки, проинструктировать его о правах и обязанностях при воздушной перевозке, использовать его опыт при обработке опасных грузов в аэропорту и сообщить экипажу воздушного судна о его наличии.

2.1.14. Выдать экипажу лист Информации (уведомления) командиру корабля об опасных грузах, заполненный на данный рейс в т.ч. с указанием кода практического действия при инциденте с опасным грузом во время полета. Приложение 2.

2.1.15. Стремиться получить от грузоотправителей аварийную карточку о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов с конкретным опасным грузом при воздушной перевозке. Рекомендовать грузоотправителям (изготовителям) опасных грузов разработку аварийных карточек совместно со специалистами научных институтов гражданской авиации на основе типовой структуры аварийных карточек разработанных Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации.

2.2. При погрузочно-разгрузочных работах необходимо:

2.2.1. Соблюдать все меры предосторожности обращения с опасными грузами, изложенные в документах федеральной авиационной службы России, регулирующих воздушные перевозки опасных грузов.

2.2.2. При погрузке в воздушное судно не допускать совместное размещение несовместимых по своим свойствам опасные грузы.

2 .2.3. Загружать опасные грузы только в те грузовые и багажно-грузовые помещения воздушных судов, которые могут быть использованы для перевозок опасных грузов.

2.3. Действия при инцидентах с опасными грузами на земле. В случаях инцидентов с опасными грузами, необходимо:

2.3.1. Удалить, если имеются, посторонних лиц с места инцидента, изолировать опасный участок и запретить вход.

2.3.2. При пожаре срочно вызвать пожарную команду и организовать тушение пожара.

2.3.3. При поражении людей, вызвать скорую медицинскую помощь и до её прибытия оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

2.3.4. Вызвать специалистов по данному изделию или веществу (через грузоотправителя, грузополучателя или местную аналогичную организацию) для принятия мер по ликвидации последствий инцидента.

2.3.5. Организовать отбуксировку воздушного судна и/или наземного транспортного средства от места инцидента, если это можно сделать без риска.

3. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ. БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

3.1. Перед вылетом необходимо:

3.1.1. Убедиться о выполнении мероприятий по готовности воздушного судна к перевозкам опасных грузов.

3.1.2. По сопроводительной перевозочной документация и Информации командиру корабле об опасных грузах ознакомиться со свойствами опасных грузов и мерами предосторожности при перевозке, а также практическим действиям в полете на борту при инцидентах, указанных в таблице "Практические действия в аварийной обстановке на борту воздушного судна' и аварийной карточке, если она имеется. Особое внимание обратить на код практического действия при инциденте с опасным грузом, сообщаемого в Информации командиру корабля об опасных грузах.

3.1.3. Не допускать прием опасных грузов на борт воздушного судна с признаками неисправности упаковки и без установленной маркировки.

3.1.4. Проверить правильность размещения в воздушном судне и надежность крепления мест с опасными грузами.

3.1. 6. При наличии лиц, сопровождающих опасный груз, провести с ними инструктаж о взаимодействиях.

3.1.7. При снаряжении воздушного судна дополнительными противопожарными, индивидуальными средствами защиты и аварийным комплектом, проверить удобство их размещения для использования в случаях инцидентов с опасными грузами в полете. Типовой аварийный комплект должен, как минимум, содержать длинные резиновые перчатки, большие полиэтиленовые мешки хорошего качества, впитывающий промокательный материал и жгуты для завязки мешков.

3.2. В полете необходимо:

3.2.1. Проводить периодическое наблюдение за состоянием перевозимых опасных грузов.

3.2.3. В необходимых случаях информировать органы управления воздушным движением об условиях полета и состоянием находящихся на борту воздушного судна опасных грузов.

3.2.3. При наличии на борту лиц, сопровождающих опасный груз, поддерживать с ним связь.

3.2.4. Предусматривать возможность выполнения посадки в максимально короткие сроки.

3.2.5. Кислородные маски и регуляторы подачи кислорода подключить и установить в положение, обеспечивающее подачу 100-процентного кислорода.

3.3. Действия при инциденте с опасными грузами.

В случаях инцидентов с опасными грузами, экипаж воздушного судна должен действовать в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) данного типа воздушного судна.

3.3.1. Приступить, если это необходимо, по согласованию с органом УВД, к экстренному снижению до безопасной высоты и предусмотреть посадку в максимально короткие сроки.

3.3.2. Включить сигнал бедствия и сообщить органам УВД об инциденте, о предполагаемой причине и характере перевозимого опасного груза.

3.3.3. Включить световое табло "Не курить. Пристегнуть привязные ремни".

3.3.4. Выключить второстепенное электрооборудование.

3.3.5. Установить и поддерживать максимальный расход воздуха в системе кондиционирования,

3.3.6. При необходимости надеть дымозащитные маски и использовать на питание 100-процентный кислород.

3.3.7. По информации командиру корабля об опасных грузах определить кодовое обозначение практического действия с данный опасным грузом в аварийной обстановке. Кодовое обозначение практического действия может быть установлено с помощью алфавитного или порядкового перечня опасных грузов с использованием надлежащего отгрузочного наименования или номера по списку ООН, если перечень имеется на борту воздушного судна или сообщен органом УВД или информационно-справочным бюро по опасным грузам.

3.3.8. Определить источник и причину инцидента и приступить к его ликвидации.

3.3.9. Для устранения инцидента использовать инструкции, содержащиеся в таблице практических действий в аварийной обстановке на борту воздушного судна. Приложение 3. Кодовое обозначение практического действия состоит из числа от 1 до 10 с добавлением одной или нескольких букв. Номеру практического действия соответствует строка, содержащая информацию относительно опасности, связанной с данным опасным грузом, а также инструктивные указания о соответствующих действиях, которые следует предпринять. Буквенный код указывает на другие возможные виды опасности, связанные с данным опасным грузом. Если к сопроводительной перевозочной документации приложена аварийная карточка о действиях при инцидентах с данным опасным грузом следует использовать её рекомендации по ликвидации инцидента.

3 .3.10. При получении от органа УВД дополнительной информации о действиях при инциденте и его ликвидации с данным опасным грузом, использовать эти рекомендации.

3.3.11. При наличии лиц, сопровождающих опасный груз, использовать их опыт и знания для ликвидации инцидента.

3.3.12. В случае пожара, использовать имеющиеся огнегасящие средства и стандартные правила борьбы с пожаром.

3.3.13. Если позволяет обстановка, информировать орган УВД о состоянии опасного груза. Если всю информацию передать не представляется возможным, следует сообщить наиболее важные для конкретных обстоятельств данные.

3.3.14. Обеспечить контроль физического состояния пассажиров. Не допускать возникновения паники.

3.3.15. В случае инцидентов, связанных с опасными грузами, в пассажирском салоне бортпроводники должны:

- уведомить командира корабля;

- выявить предмет или вещество, являющиеся причиной инцидента. В случае пожара:

- использовать стандартные процедуры тушения пожара, но перед этим выяснить возможность использования воды. В случае просыпки или утечки:

- подготовить аварийный комплект или другие пригодные для сбора просыпки или утечки предметы;

- надеть на руки резиновые перчатки или полиэтиленовые пакеты, противодымную маску — портативный кислородный прибор и накидку ;

- переместить пассажиров из пораженной зоны и раздать им увлажненные полотенца или куски ткани;

поместить просыпавшееся или вытекшее опасное вещество в полиэтиленовые мешки;

- убрать полиэтиленовые мешки на временное хранение;

- с загрязненными сидениями кресел, чехлами следует обращаться как с опасным предметом;

- накрыть место просыпки (утечки) подходящим для этого материалом (мешками, пакетами и т.п.);

- периодически осматривать места хранения и загрязнения;

- доложить о принятых мерах командиру корабля.

3.3.16. В случае инцидентов, связанных с опасными грузами в грузовом помещении грузового воздушного судна борт-операторы выполняют аналогичные процедуры указанные в пункте 3.3.14. и действуют по указанию командира корабля.

После посадки воздушного судна.

3.3.17. Произвести высадку пассажиров и членов экипажа до открытия каких-либо дверей (люков) грузовых или багажно-грузовых помещений.

3.3.18. Уведомить наземный персонал, аварийно-спасательные службы о характере опасного груза и месте его нахождения.

3.3.19. Сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания воздушного судна.

4. ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ ДВИЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

4.1. При организации перевозок опасных грузов:

4.1.1. По получению от службы организации перевозок информации о загрузке опасных грузов в воздушное судно, произвести об этом запись в соответствующем журнале.

4. 1.3. Передавать информацию о движении воздушного суда с опасными грузами от моменту его взлета из аэропорта отправления до момента прибытия в аэропорт назначения, согласно технологии работы диспетчера соответствующего диспетчерского пункта.

4.2. Действия при инциденте с опасными грузами. Получив информацию об инциденте с опасным грузом в полете:

4.2.1. При необходимости уточнить у экипажа воздушного судна наименование опасного груза, с которым произошел инцидент и какие принимаются действия по его ликвидации.

4.2.3. Срочно сообщить на борт воздушного судна о необходимых действиях по ликвидации (локализации) инцидента с опасным грузом, исходя из рекомендаций службы организации перевозок.

Требования к персоналу

К работе с опасными грузами допускаются члены экипажей судов и работники портов, имеющие стаж работы по специальности не менее одного года. прошедшие обучение, ежегодную проверку знаний и инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам и методам работ с опасными грузами, действиям в аварийной ситуации и мерам первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, а также медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздрава СССР № 700 от 19.06.84г.

Члены судовой аварийной партии и аварийной бригады порта должны пройти дополнительное обучение и инструктаж по действиям в аварийной ситуации, способам ликвидации аварии, применению автономных дыхательных аппаратов на сжатом воздухе и средств контроля газовоздушной среды.

Прошедшим обучение членам экипажей судов должны быть выданы свидетельства в соответствии с приказом Минморфлота СССР № 73 от 11.04.80 «О мерах по выполнению Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты», работникам порта — удостоверения.

Порядок обучения и выдачи свидетельств и удостоверений устанавливается:

для членов экипажей судов — приказом начальника пароходства;

для работников порта — приказом начальника порта. Контроль за своевременностью обучения, проверки знаний и инструктажа должен осуществляться капитанами судов и начальниками производственных перегрузочных комплексов порта.

Инструктаж на рабочем месте должен производиться перед началом погрузочно-разгрузочных работ:

администрацией судна — для членов экипажей судов;

руководителем работ — для докеров-механизаторов. В необходимых случаях для инструктажа должны привлекаться специалисты ПТС порта, органов Госсаннадзора и судовые врачи.

Инструктируемые должны быть ознакомлены:

с наименованиями, свойствами, видами, степенью опасности, упаковкой и маркировкой грузов, которые должны перегружаться (храниться) в порту или перевозиться на судне;

с рекомендуемыми средствами индивидуальной защиты при обычной работе и в аварийной ситуации (при пожаре, разливе или россыпи груза);

с рекомендуемыми и запрещаемыми огнетушащими средствами для указанных грузов;

с требованиями безопасности труда и противопожарным режимом при перегрузке, хранении и перевозке грузов;

с мерами оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж должен фиксироваться подписями и датой в личной карточке инструктажа или журнале регистрации инструктажей по технике безопасности.

Примечание: Положения настоящей главы не носят обязательный характер.

7.8.1 Общие положения

7.8.1.1 Для происшествий, связанных с опасными грузами, подробные рекомендации содержатся в Руководстве АвК: процедуры действий в аварийных ситуациях для судов, перевозящих опасные грузы/The EmS Guide: Emergency Response Procedures for Ships Carrying Dangerous Goods.

7.8.1.2 В случае, если при происшествии персонал подвергся воздействию опасных грузов, подробные рекомендации можно найти в Руководстве по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с опасными грузами (РПМП)/Medical First Aid Guide for Use in Accidents Involving Dangerous Goods (MFAG).

7.8.1.3 В случае обнаружения грузовой единицы с опасными грузами, претерпевшей повреждения или имеющую течь, когда судно находится в порту, надлежит оповестить об этом портовые власти и следовать соответствующим процедурам.

7.8.2 Общие положения для случая происшествий

7.8.2.1 Рекомендации по действиям в чрезвычайных ситуациях могут различаться в зависимости от того, размещены ли грузы на палубе или под палубой, либо от того, является ли вещество газообразным, жидким или твердым. При действиях в условиях происшествия, связанных с воспламеняющимися газами или легковоспламеняющимися жидкостями с температурой вспышки 60°C или ниже (з.с.) следует избегать применения любых источников возгорания (таких как открытый огонь, незащищенные осветительные лампы, электрические ручные инструменты).

7.8.2.2 В общем случае рекомендуется смывать разлитые/вышедшие наружу на палубе вещества за борт большим количеством воды и, если существует вероятность опасной реакции с водой, с максимально возможного расстояния. Удаление разлитых/вышедших наружу опасных грузов за борт является предметом решения капитана с учетом приоритета безопасности экипажа над загрязнением моря. Если это является безопасным, разлитые/вышедшие наружу вещества, изделия и материалы, идентифицированные в настоящем Кодексе как ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ МОРЯ/MARINE POLLUTANT, следует собрать для безопасной утилизации. Для сбора жидкостей следует применять инертные абсорбирующие материалы.

7.8.2.3 Токсичные, коррозионные/едкие и/или воспламеняющиеся пары в грузовых помещениях под палубой следует по возможности рассеивать до проведения аварийных мероприятий. Если применяется система механической вентиляции, необходимо обеспечить предотвращение возгорания воспламеняющихся паров.

7.8.2.4 Если по любой из причин имеются основания предполагать утечку таких веществ, вход в трюм или грузовое помещение не должен быть разрешен до тех пор, пока капитан или ответственное лицо из числа командного состава не учтут все необходимые аспекты безопасности и не удостоверят безопасность этого действия.

7.8.2.5 Аварийный вход в трюм при иных обстоятельствах следует осуществлять только прошедшему подготовку члену экипажа, оснащенному автономным дыхательным аппаратом и защитной одеждой.

7.8.2.6 По завершении действий с разлитыми/вышедшими наружу веществами, представляющими опасность коррозии для стали, и с криогенными жидкостями, должна быть проведена тщательная проверка возможных повреждений конструкций.

7.8.3 Специальные положения для происшествий, связанных с инфекционными веществами

7.8.3.1 Если любое лицо, ответственное за перевозку или вскрытие грузовых единиц, содержащих инфекционные вещества, обнаружит повреждение таких единиц или утечку из них, оно должно:

.1 воздержаться от обработки такой грузовой единицы или свести обработку к минимуму;

.2 проверить соседние грузовые единицы на предмет выявления загрязнения и отделить те из них, которые загрязнены;

.3 уведомить соответствующие органы здравоохранения или ветеринарного надзора и предоставить сведения о любых других странах транзита, в которых люди могли быть подвергнуты опасности; и

.4 известить грузоотправителя и/или грузополучателя.

Грузовая транспортная единица, контейнер для массовых грузов или грузовое помещение судна, которые были использованы для перевозки инфекционных веществ, должны быть проверены для выявления выхода веществ перед последующим использованием. Если при перевозке имел место выход инфекционных веществ, грузовая транспортная единица, контейнер для массовых грузов или грузовое помещение судна должны быть обеззаражены до дальнейшего использования. Обеззараживание может быть осуществлено любыми средствами, эффективно нейтрализующими вышедшее инфекционное вещество.

7.8.4 Специальные положения для происшествий с радиоактивными материалами

7.8.4.1 Если является очевидным, что упаковка повреждена или имеет течь, или имеются основания полагать, что упаковка имела течь или была повреждена, доступ к такой упаковке должен быть ограничен, и правомочным лицом со всей оперативностью должна быть произведена оценка степени загрязнения и результирующего уровня излучения этой упаковки. В объем такой оценки следует включить упаковку, перевозочное средство, прилегающие участки погрузки и разгрузки и, при необходимости, все другие материалы, которые были перевезены на этом перевозочном средстве. Если необходимо, для устранения и сведения к минимуму последствий таких утечки или повреждения должны быть приняты дополнительные меры по защите людей, имущества и окружающей среды в соответствии с требованиями соответствующего компетентного органа.

7.8.4.2 Поврежденные или имеющие утечку радиоактивного содержимого сверх допустимых пределов для нормальных условий перевозки упаковки могут быть перемещены в приемлемое временное место для хранения под наблюдением, однако их не следует отправлять до тех пор, пока они не будут отремонтированы или восстановлены и не пройдут очистку от загрязнения.

7.8.4.3 В случае аварий или происшествий при перевозке радиоактивных материалов должны соблюдаться установленные на случай аварий положения соответствующих национальных и/или международных организаций по защите людей, имущества и окружающей среды. Соответствующие указания по таким положениям содержатся в документе Международного агентства по атомной энергии Планирование и подготовка к действиям при транспортных авариях с вовлечением радиоактивных материалов, Стандарты безопасности, выпуск N TS-G-1.2 (ST-3), МАГАТЭ, Вена, 2002/Planning and Preparing for Emergency Response to Transport Accidents involving Radioactive Material, Safety Standard Series No. TS-G-1.2 (ST-3), IAEA, Vienna (2002).

7.8.4.4 Надлежит привлечь внимание к последним изданиям документов Руководство АвК: процедуры действий при аварийных ситуациях для судов, перевозящих опасные грузы/The EmS Guide: Emergency Response Procedures for Ships Carrying Dangerous Goods и Руководство по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с опасными грузами (РПМП)/Medical First Aid Guide for Use in Accidents Involving Dangerous Goods (MFAG).

7.8.4.5 Процедуры действий в чрезвычайных ситуациях должны учитывать образование других опасных веществ, которое может иметь место в результате реакции между содержимым партии грузов и окружающей средой в случае происшествия.

7.8.4.6 В случае, если содержащая радиоактивный материал упаковка претерпела повреждение или утечку при пребывании судна в порту, следует известить портовые власти и получить от них или от компетентного органа указания. Во многих странах установлены процедуры по вызову радиологической помощи при любой подобной аварийной ситуации.

7.8.5 Общие меры предосторожности против пожара

7.8.5.1 Предотвращение пожара опасных грузов достигается применением хорошей морской практики при соблюдении, в частности, следующих мер предосторожности:

.1 содержать горючие вещества вдали от источников воспламенения;

.2 защищать воспламеняющееся вещество надлежащей упаковкой;

.3 отбраковывать поврежденные или имеющие течь грузовые единицы;

.4 размещать грузовые единицы, защищая их случайного повреждения или нагревания;

.5 отделять грузовые единицы от веществ, способных вызвать или распространять пожар;

.6 если применимо к случаю и осуществимо практически, размещать опасные грузы в доступном месте так, чтобы грузовые единицы, оказавшиеся рядом с местом пожара, можно было защитить;

.7 строго запрещать курение в опасных зонах и размещать легко распознаваемые предупреждения "НЕ КУРИТЬ/NO SMOKING" или соответствующие знаки; и

.8 явным образом учитывать опасность короткого замыкания, утечки тока на землю и ис- крообразования. Осветительные и силовые кабели, а также арматуру следует содержать в исправном состоянии. Кабели или оборудование, признанные небезопасными, следует отключать. Если от переборки требуется состояние, пригодное для использования ее в целях сегрегации, кабели и узлы их прохода через палубы и переборки должны иметь уплотнения, предотвращающие проникновение газов и паров.

При размещении опасных грузов на палубе следует учитывать расположение и конструкцию вспомогательных механизмов, электрооборудования и кабельных трасс с тем, чтобы избегать близости источников воспламенения.

7.8.5.2 Меры противопожарной безопасности, применяемые к отдельным классам и, при необходимости, к отдельным веществам, рекомендованы в 7.8.2 и 7.8.6 - 7.8.9, а также в Перечне опасных грузов.

7.8.6 Специальные меры предосторожности против пожара для класса 1

7.8.6.1.1 Наивысшим видом риска при обработке и перевозке грузов класса 1 является пожар, исходящий от внешнего по отношению к грузам источника, поэтому жизненно важным является обнаружение и тушение любого пожара прежде, чем он может достичь таких грузов. Следовательно, является важным, чтобы меры предосторожности, противопожарная безопасность, меры и оборудование борьбы с пожаром отвечали высоким стандартам и содержались в готовности к немедленному развертыванию и использованию.

7.8.6.1.2 Отсеки, содержащие грузы класса 1 и примыкающие к ним грузовые помещения, должны быть оборудованы системой обнаружения пожара. Если такие помещения не защищены стационарной системой пожаротушения, они должны быть доступными для проведения действий по борьбе с пожаром.

7.8.6.1.3 В помещении, содержащем грузы класса 1, не следует производить никаких ремонтных работ. Особые меры предосторожности следует принимать при производстве ремонтных работ в любом из примыкающих к нему помещений. Не следует производить никаких работ со сваркой, нагревом, резкой или клепкой, сопровождаемых открытым огнем, пламенем, искрами или с использованием создающего электрическую дугу оборудования в любом помещении, кроме машинного отделения и мастерских, где имеются средства пожаротушения, за исключением любых чрезвычайных ситуаций, а если судно находится в порту, при условии получения предварительного разрешения портовых властей.

7.8.7 Специальные меры предосторожности против пожара для класса 2

7.8.7.1 Для удаления утечки газов из грузовых и иных помещений должна быть обеспечена эффективная вентиляция с учетом того, что некоторые газы тяжелее воздуха и могут скапливаться в опасных концентрациях в нижней части судна.

7.8.7.2 Должны быть приняты меры по предотвращению проникновения выходящих с утечкой газов в любые другие части судна.

7.8.7.3.1 Если имеются какие-либо основания полагать наличие утечки газа, вход в грузовые помещения или иные закрытые помещения не следует разрешать до тех пор, пока капитан или ответственное лицо комсостава не учтут все аспекты безопасности и не будут убеждены, что такое действие является безопасным. В иных обстоятельствах аварийный вход следует осуществлять только прошедшим подготовку членам экипажа, снаряженным автономными дыхательными аппаратами и защитной одеждой, если это рекомендовано, и всегда под наблюдением ответственного лица из числа комсостава.

7.8.7.3.2 Утечка из емкостей под давлением, содержащих воспламеняющиеся газы, может привести к образованию взрывоопасных смесей с воздухом. Такие смеси при воспламенении могут стать причиной взрывов и пожаров.

7.8.8 Специальные меры предосторожности против пожара для класса 3

7.8.8.1 Легковоспламеняющиеся жидкости выделяют воспламеняющиеся пары, которые, в особенности в закрытых помещениях, образуют взрывоопасные смеси с воздухом. Такие пары при воспламенении могут вызвать "обратный удар" пламени в месте размещения этих веществ. Должное внимание следует уделять обеспечению надлежащей вентиляции для предотвращения скопления паров.

7.8.9 Специальные меры предосторожности против пожара и борьба с пожаром для класса 7

7.8.9.1 Радиоактивное содержимое освобожденных, промышленных упаковок и упаковок типа А ограничено таким образом, что в случае происшествия и повреждения упаковки имеется высокая вероятность того, что выход любого материала или потеря эффективности радиационной защиты не приведут к такой радиационной опасности, которая затруднила бы борьбу с пожаром или спасательные операции.

7.8.9.2 Упаковки типа B(U), упаковки типа В(М) и упаковки типа С сконструированы достаточно прочными с тем, чтобы выдержать сильный пожар без значительной потери содержимого или опасной потери радиационной защиты.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами(на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными) – самоспасатель промышленный изолирующий – для защиты органов дыхания и зрения, одноразового действия, может быть использован при недостатке кислорода или отсутствии его в воздухе, готов к немедленному использованию, защищает от токсичных газообразных продуктов любой природы при авариях на промышленных предприятиях, транспортных средствах в условиях пожара, для эвакуации людей из высотных зданий и др. – аптечкой и комплектом переносных радиостанций.

При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.

Запрещается приступать к восстановительным работам в зоне аварии с опасными грузами силами подразделений МПС России до прибытия соответствующих аварийных служб, устранения ими угрозы жизни и здоровью людей и получения инструктажа на ведение восстановительных работ.

2.10. Вагоны с опасными грузами, представляющими опасность(пожары, утечки) должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути, определяемые ТРА станции.

2.12. При выявлении случаев соударения вагонов с опасными грузами со скоростью, превышающую допустимую, не приведшего к сходу его с пути, необходимо проведение следующих мероприятий: с соблюдением мер безопасности, изложенных в аварийной карточке выполнить технический и коммерческий осмотр вагона и при необходимости отвести его в безопасное место согласно п.2.10.

Если в течении 2-х часов после соударения не будет обнаружено признаков утечки, просыпи, возгорания опасного груза, вагон может быть отправлен к месту назначения.

Если в указанный период времени обнаружена утечка, просыпь, возгорание опасного груза, следует действовать согласно аварийной карточки и настоящих Правил.

2. Назначение, установка и сигнализация проходных светофоров. Условно-разрешающий сигнал. Ограждение блок - участка менее тормозного пути.(ИСИ п.19-24)

Проходные светофоры.

Устанавливаются на прямых участках пути. Условия видимости, как и входных светофоров.

Ограждение блок- участка менее тормозного пути

более 1000м менее 1000м

Скорость проследования светофора с желтым огнем на мачте, ограждающего блок – участок менее тормозного пути, установлена приказом 168Н:

Допускается применение на светофоре (входном, маршрутном), ограждающем на главном железнодорожном пути железнодорожной станции блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути, сигнала – один зеленый и один желтый огни – разрешается движение с уменьшенной скоростью, при введении которого световые указатели не устанавливаются.

Световые указатели сохраняют сигнальные значения и в погашенном состоянии.

Условно – разрешающий сигнал.


Разрешается грузовым поездам на затяжных подъемах проследовать красный, не останавливаясь, со скоростью не более 20 км/час, а на железнодорожных путях необщего пользования — не свыше 15 км/ч, с готовностью остановиться. ( места расположения устанавливаются приказом 168Н).

3. Отправление хозяйственного поезда на часть перегона с возвращением на станцию отправления при АБ.(ИДП приложение №1 п.11,12)

Отправление хозяйственного поезда для работы на перегоне с возвращением на станцию отправления (когда перегон не закрывается) производится по сигналам автоматической блокировки (по открытому выходному светофору).

Обратно поезд следует по ключу-жезлу, который перед отправлением со станции вручается руководителю работ (главному кондуктору) для передачи машинисту перед возвращением поезда с перегона.

Ключ-жезл может быть использован также при подаче и выводе вагонов с не обслуживаемых вспомогательным постом примыканий на перегонах.

На двухпутных перегонах, оборудованных устройствами для возможности движения поездов по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора, отправление поезда с ключом-жезлом допускается только на правильный путь.

В исключительных случаях при неисправности ключа-жезла отправлять хозяйственный поезд с подталкивающим локомотивом, возвращающимся с перегона, можно только после перехода на телефонные средства связи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: