Положение о порядке изготовления и испытаний воздушных судов специального назначения 2016

Обновлено: 04.05.2024

от 13 июня 2012 г. N 581

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА, ИСПЫТАНИЯ,

УСТАНОВКИ, МОНТАЖА, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕМОНТА,

УТИЛИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489,

от 28.03.2020 N 360, от 08.10.2020 N 1623, от 17.12.2020 N 2137,

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляемых юридическими лицами на территории Российской Федерации в отношении вооружения и военной техники по перечню согласно приложению, который не распространяется на выполнение научно-исследовательских работ, связанных с разработкой вооружения и военной техники.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1623)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает выполнение следующих работ (услуг):

а) разработка вооружения и военной техники;

б) производство и реализация вооружения и военной техники;

в) испытание вооружения и военной техники;

г) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники;

д) утилизация вооружения и военной техники.

3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"военная техника" - создаваемые по тактико-техническим (техническим) заданиям государственных заказчиков и (или) документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком, технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники;

"вооружение" - создаваемые по тактико-техническим (техническим) заданиям государственных заказчиков и (или) документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком, средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание).

К вооружению и военной технике не относится продукция, используемая в вооружении и военной технике, если она имеет гражданское назначение или изготовлена по единым требованиям для применения в вооружении и военной технике и продукции гражданского назначения.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1623)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лицензирование разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, являются:

а) наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений, технической документации, испытательного, технологического оборудования, средств программного обеспечения и средств измерений, поверенных в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", необходимых для осуществления заявленных работ (услуг);

б) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих профессиональное образование, заключивших с ним трудовые договоры и отвечающих соответствующим квалификационным требованиям;

в) наличие структурных подразделений, обеспечивающих контроль качества выполнения работ (услуг) в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 5 Федерального закона "О техническом регулировании", а также наличие у лицензиата военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (или наличие соответствующих договорных отношений);

г) наличие системы менеджмента качества, созданной и функционирующей согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов;

д) наличие условий для хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, изделий (образцов) вооружения и военной техники в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования (для работ по утилизации вооружений и военной техники - условий для хранения драгоценных металлов);

е) выполнение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, мероприятий в области защиты государственной тайны и мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам в случае осуществления работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне";

ж) соблюдение требований федеральных законов "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" при наличии иностранных инвестиций;

з) соблюдение требования, предусмотренного статьей 9 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", о заключении в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации договоров (контрактов) в отношении составляющих лицензируемый вид деятельности работ (услуг) в части номенклатуры вооружения и военной техники, предусмотренных лицензией, при наличии необходимых производственных мощностей.

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2021 N 94)

6. К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) номенклатуру вооружения и военной техники, в отношении которых будут выполняться заявленные работы (услуги) в соответствии с перечнем вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация которых подлежит лицензированию, приведенным в приложении к настоящему Положению;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1623)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании технологического, испытательного оборудования и средств измерений, технической документации, необходимых для проведения заявленных работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и отвечающих установленным требованиям;

г) копии документов, подтверждающих соответствие лиц, осуществляющих заявленные работы (услуги) требованию, указанному в подпункте "б" пункта 5 настоящего Положения;

д) сведения о наличии структурных подразделений, обеспечивающих контроль качества выполнения заявленных работ (услуг);

е) сведения о наличии системы менеджмента качества и ее соответствии установленным требованиям в форме заявления руководителя организации на основе результатов внутреннего или внешнего аудита либо копию сертификата соответствия системы менеджмента качества - при наличии;

ж) сведения об организации хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, изделий (образцов) вооружения и военной техники (для утилизации вооружения и военной техники - сведения об организации хранения драгоценных металлов);

з) сведения о соблюдении требований Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в случае осуществления работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В случае отсутствия таких работ соискателем лицензии предоставляется соответствующая справка, подписанная руководителем организации;

и) сведения о соблюдении требований федеральных законов "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" - в случае наличия иностранных инвестиций;

к) заявление руководителя организации о готовности выполнять лицензионное требование, предусмотренное подпунктом "з" пункта 5 настоящего Положения.

(пп. "к" введен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2021 N 94)

8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места выполнения работ и оказания услуг и (или) выполнять новые работы (оказывать новые услуги), составляющие лицензируемую деятельность и не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего Положения.

Виды работ, указанные в подпунктах "г" и "д" пункта 2 настоящего Положения, могут выполняться по месту нахождения вооружения (военной техники), если такое требование установлено государственным контрактом. При выполнении указанных работ по месту нахождения вооружения (военной техники) место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии, не меняется и переоформление лицензии не требуется.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.03.2020 N 360)

9. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в установленном порядке сведения о ходе принятия им решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, сведения об аннулировании лицензии, а также сведения о дате предоставления лицензии и регистрационном номере лицензии.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2020 N 2137)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Утратил силу с 1 января 2021 года. - Постановление Правительства РФ от 17.12.2020 N 2137.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и необходимых для получения лицензии документов, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, в том числе в электронном виде, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2020 N 2137)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

14. За предоставление лицензии и ее переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Генерального директора
Российского авиационно-
космического агентства
В.И.Воскобойников
16 апреля 2002 года

УТВЕРЖДАЮ
Главнокомандующий
Военно-воздушных сил
России
В.С.Михайлов
15 апреля 2002 года

Положение о порядке изготовления, испытаний и эксплуатации воздушных судов специального назначения

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
с 14 марта 2016 года на основании
письма Минпромторга России от 8 августа 2016 года N 49422/18
____________________________________________________________________

1. Основные положения

1.1. Настоящее Положение о порядке изготовления, испытания и эксплуатации воздушных судов специального назначения (далее Положение) определяет порядок изготовления, испытания и эксплуатации воздушных судов специального назначения (ВССН), их систем, агрегатов, узлов, деталей и комплектующих изделий, эксплуатируемых в Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия" и войсковой части 15565 Минобороны России (далее по тексту - эксплуатирующие организации). Эти воздушные суда изготавливаются по серийной технологии и как правило, оборудованы специальными узлами связи и другой спецаппаратурой и предназначены для выполнения задач, определенных "Положением об организации, обеспечении и выполнении полетов литер "А" и "К" воздушных судов специального назначения".

1.2. Настоящим Положением устанавливается личная ответственность руководителей организаций-разработчиков и организаций-изготовителей, а также представительств Заказчика в этих организациях за качество выпущенных ВССН и комплектующих изделий к ним, а руководителей эксплуатирующих организаций - за организацию и обеспечение эксплуатации ВССН в соответствии с эксплуатационной документацией и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Минобороны России, Росавиакосмоса и ГСГА Минтранса России в соответствии с ведомственной принадлежностью ВССН.

1.3. Изготовление, испытание, ремонт и эксплуатация двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов для ВССН производится согласно действующему "Положению о порядке изготовления, испытания, ремонта и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов, воздушных судов специального назначения" от 1997 года.

1.4. Работы по переоборудованию и дооборудованию ВССН, проводимые по требованию заказчика авиатехники, производятся по согласованию с разработчиком ВССН и оформляются совместными решениями Росавиакосмоса, Минобороны России или ГСГА Минтранса России при участии заказчика авиатехники, финансирующей и эксплуатирующих организаций и изготовителя ВССН.

1.5. Сроки выполнения заказов на изготовление ВССН определяются контрактом на его поставку и должны учитывать цикловое технологическое время на изготовление серийного изделия с учетом необходимости дополнительного времени, связанного с увеличением объема работ по дооборудованию ВС.

1.6. Сроки изготовления дополнительного оборудования ВССН должны соответствовать срокам технологического цикла. По примененному дополнительному оборудованию организацией-разработчиком должны быть выданы заключения по результатам их испытаний.

1.7. Изготовление ВССН и их комплектование дополнительным оборудованием производится в соответствии с Госзаказом, Госконтрактом, техническим заданием, дополнительным техническим заданием, и утверждаемым Росавиакосмосом план-графиком изготовления ВССН, в котором определены сроки изготовления и поставки дополнительного оборудования.

1.8. С введением в действие настоящего Положения отменяется "Положение о порядке изготовления, испытаний и эксплуатации воздушных судов специального назначения", утвержденное Минавиапромом, Минрадиопромом, Минпромсвязи, МГА и Минобороны (ВВС) СССР 13.01.-19.03.86.

1.9. Настоящее Положение, включая п.1.8, не распространяется на ВССН, ТЗ на которые оформлены до его введения в действие.

2. Порядок изготовления и испытаний воздушных судов спецназначения и комплектующих изделий к ним

2.1. Изготовление ВССН и комплектующих изделий к ним производится только из новых узлов и деталей.

2.2. На ВССН устанавливаются комплектующие изделия, изготовленные и испытанные по серийной технологии за исключением авиадвигателей, ВСУ, главных редукторов и по специальному решению - лопастей несущего винта.

2.3. Техническая документация на изготовление ВССН разрабатывается организацией-разработчиком и организацией-изготовителем на основе технического задания, дополнительного технического задания, отражающего специфические отличия ВССН от сертифицированного образца ВС, и дополнения к Техническим условиям (ТУ) на контроль и приемку воздушных судов.

Дополнение к ТУ должно содержать перечень дополнительно устанавливаемого и прикладываемого оборудования, перечень дополнительной технологической оснастки, КПА и комплектующих изделий, перечень дополнительной эксплуатационной документации необходимых для проведения регламентных работ в процессе эксплуатации.

Дополнение к ТУ разрабатывается организацией-разработчиком и организацией-изготовителем, согласовывается с представительствами Заказчика в этих организациях и эксплуатирующими организациями и утверждается Росавиакосмосом и ГСГА Минтранса России или Минобороны России (ВВС) (по принадлежности ВССН).

Решение об объемах и порядке проведения дополнительных испытаний ВССН принимается совместно Разработчиком ВС, Заказчиком, Росавиакосмосом; ГСГА Минтранса России или Минобороны России в зависимости от ведомственной принадлежности ВССН.

2.4. Изготовление ВССН, их систем, агрегатов, узлов, деталей и комплектующих изделий, приемо-сдаточные испытания проводятся по действующей конструкторской и технологической документации с учетом требований настоящего Положения.

2.5. Особо ответственные технологические операции, а также сборка, отладка и испытания изделия должны выполняться высококвалифицированными работниками, прошедшими специальное обучение и аттестацию на право выполнения этих операций, имеющими опыт работы на данном рабочем месте не менее 6 месяцев и допущенными к упомянутым работам приказом по заводу.

Контроль и приемка технологических операций, деталей, узлов, агрегатов, систем производится ОТК в установленном порядке и по специальному согласованному перечню - представителем Заказчика в соответствии с техническим заданием и дополнительным техническим заданием.

2.6. Комплектующие изделия организаций-поставщиков, определяющие типовую конструкцию ВС, устанавливаемые на ВССН, на предприятии-изготовителе ВС проходят сплошной (100%) входной контроль на комплектность и отсутствие механических повреждений, а также на соответствие параметров по согласованному с представителем Заказчика на предприятии перечню. Инструкция по контролю комплектующих изделий согласовывается с организацией-изготовителем и представителем Заказчика на этом предприятии.

2.7. Работникам ОТК разрешается увеличивать время на контроль качества выполнения технологических операций при изготовлении ВССН в цехе окончательной сборки, а также при подготовке к полетам, по сравнению с временем выполнения тех же операций обычных ВС, но не более чем в 2 раза.

2.8. На ВССН должны быть выполнены бюллетени и проведены мероприятия по устранению недостатков, выявленных на воздушных судах аналогичного типа и подлежащих устранению к моменту передачи ВССН в эксплуатирующую организацию.

2.9. Все изготовленные и испытанные по серийной программе ВССН перед передачей их в эксплуатирующие организации должны налетать не менее 50 часов. Время серийных испытаний в полете засчитывается в указанный налет.

Указанный суммарный налет ВССН на предприятии-изготовителе может корректироваться специальной комиссией в составе руководителя организации, представителя организации-разработчика и представителя Заказчика по результатам эксплуатации и утверждаться в ГСГА Минтранса России и Росавиакосмосе.

Программа испытаний и профили полетов разрабатываются организацией-разработчиком ВССН, совместно с войсковыми частями 15565, 54799-Т, 11232, и согласовываются с ГТК "Россия", организацией-изготовителем, представителями Заказчика в организации-изготовителе и организации-разработчике.

Перечень выборочных и трассовых полетов и состав экипажа, который их выполняет согласовывается с представителем Заказчика в организации-изготовителе ВССН конкретно на каждый самолет (вертолет). Завершающими полетами 50-ти часовой программы должны быть приемо-сдаточные полеты.

В процессе выполнения 50-ти часовой программы разрешается производить полеты по проверке техники пилотирования экипажем организации-изготовителя и представителем Заказчика. В отдельных случаях полеты по 50-ти часовой программе могут выполняться с совмещением полетов по служебному заданию.

Результаты полетов анализируются по материалам расшифровки полетной информации СОК. Результаты анализа прилагаются к бортовой документации.

Во всех полетах, выполняемых организацией-поставщиком и представителем Заказчика, должен проводиться учет выявленных дефектов (недостатков). Выявленные дефекты (недостатки) должны быть устранены до передачи ВССН в эксплуатирующую организацию с составлением акта. Акт передается представителю Заказчика.

3. Эксплуатация воздушных судов спецназначения

3.1. Передача ВССН организациями-изготовителями и прием их бригадами эксплуатирующих организаций.

3.1.1. Приемка ВССН от организации-изготовителя должна производиться на основании извещения о готовности передачи, согласованного с представителем Заказчика на этом предприятии. Извещение направляется в ГСГА Минтранса России и ГТК "Россия" (по ВССН для ГТК "Россия") или войсковые части 25966 и 15565 (для ВССН для Минобороны России).

3.1.2. Организация-изготовитель обеспечивает в соответствии с Госконтрактом прием на свой аэродром, стоянку и выпуск самолетов с бригадой приемщиков, размещение за соответствующую плату бригады в гостинице, телефонной и другими видами связи на период выполнения работ по приемке ВССН.

3.1.3. При приемке ВССН бригада приемщиков руководствуется следующими документами:

- Основными условиями поставки продукции для военных организаций от 1997 года;

- Инструкцией по организации приемки и обеспечения перелетов воздушных судов ГА с организаций промышленности;

- Техническими условиями на изготовление, контроль и приемку воздушного судна с Дополнением к нему, определяющим облик ВССН;

- другими нормативными документами Росавиакосмоса, ГСГА Минтранса России, Минобороны России и ФСО России.

3.1.4. Представитель Заказчика и руководитель организации-изготовителя организуют изучение бригадой приемщиков конструктивных изменений принимаемых ВССН по сравнению с серийными ВС. Индивидуальные особенности ВССН отражаются в части 1 формуляра.

3.1.5. Организация-изготовитель организует осмотр ВССН бригадой эксплуатирующей организации в объеме периодического осмотра для ВС Минобороны России или в объеме не ниже периодической формы Ф-1 с опробованием двигателей по полному циклу и уборкой-выпуском шасси - для ВССН ГТК "Россия".

При необходимости организуется контроль систем, предусмотренный при периодическом техническом обслуживании.

Организация-изготовитель ВССН предъявляет одиночный комплект ЗИП, который должен быть сформирован из комплектующих изделий, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения. Срок консервации запасных частей устанавливается в ТУ (дополнении к ТУ) на поставку ВССН.

3.1.6. При обнаружении дефектов руководитель бригады эксплуатирующей организации составляет ведомость дефектов в 3-х экземплярах, которая представляется руководителю организации-изготовителя и представителю Заказчика. Третий экземпляр, подписанный представителем Заказчика, направляется в ГСГА Минтранса России или войсковую часть 25966 для информации.

3.1.7. Организация-изготовитель организует устранение выявленных при приемке ВССН дефектов и замечаний в сроки, предусмотренные действующими "Основными условиями поставки продукции для военных организаций", исчисляемые со дня получения ведомости дефектов руководителем организации.

При неустранении на ВССН дефектов в течение установленных сроков организация-изготовитель несет имущественную ответственность, предусмотренную Основными условиями поставки и Госконтрактом.

3.1.8. В случае временной передачи ВССН организации-изготовителю для устранения неисправностей, требующих заводских условий, переоборудования и дооборудования по требованиям заказчика по совместным решениям Росавиакосмоса, ГСГА Минтранса России (Минобороны России) и эксплуатирующей организации организация-изготовитель организует хранение и охрану ВССН, если оно будет находиться там до 10 суток, без оформления акта приема-передачи.

При нахождении ВССН в организации-изготовителе более 10 суток оно передается на хранение с оформлением акта.

При длительном хранении ВССН в организации-изготовителе оно организует обслуживание ВССН в соответствии с действующей эксплуатационной документацией по формам регламента.

3.1.9. Руководитель организации-изготовителя и представитель Заказчика после выполнения работ по устранению дефектов, а также переоборудования и дооборудования ВССН извещают руководство эксплуатирующей организации о готовности изделия к передаче и выполнению контрольного полета.

3.2. Техническое и конструкторское сопровождение эксплуатации ВССН, выполнение доработок:

3.2.1. В течение всего времени эксплуатации ВССН организация-разработчик, организация-изготовитель, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН и НИИ авиационной промышленности в соответствии с Госконтрактом осуществляют научно-техническое сопровождение эксплуатации в целях повышения надежности, безопасности полетов, а также создания максимально благоприятных условий для работы экипажа, работы и отдыха пассажиров ВССН.

3.2.2. Гарантийное обслуживание ВССН, находящихся в эксплуатирующих организациях, проводится бригадами организации-изготовителя ВС и представителями организации-разработчика с привлечением в необходимых случаях организаций-изготовителей комплектующих изделий.

3.2.3. Гарантийное обслуживание авиатехники, выполняемое организациями-изготовителями, включает:

- устранение неисправностей конструкции и систем ВССН;

- замену отказавших агрегатов, узлов и деталей, независимо от причины их отказов;

- ремонт (восстановление) ВССН, его систем и агрегатов, поврежденных в результате отказов;

- поставку комплектующих (готовых) изделий (узлов, агрегатов и деталей), необходимых для выполнения указанных выше работ, а также для возмещения израсходованных запасов из фонда эксплуатирующих организаций при выполнении этих работ;

- оказание помощи эксплуатирующим организациям, по выполнению сложных регулировочных и наладочных работ.

3.2.4. Обязанности и права организации-разработчика ВССН и организации-изготовителя ВССН в эксплуатирующей организации определяются требованиями Воздушного Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Минобороны России, Росавиакосмоса и ГСГА Минтранса России (в соответствии с ведомственной принадлежностью ВССН), а также другими действующими нормативными документами.

3.2.5. Основными обязанностями ответственного представителя (руководителя бригады) организации-поставщика ВССН в эксплуатирующей организации являются:

- обеспечение бесперебойной эксплуатации гарантийных ВССН и своевременный ввод их в строй при обнаружении неисправностей;

- организации своевременного и качественного выполнения доработок по бюллетеням и, в экстренных случаях, служебным запискам организации-разработчика или организации-изготовителя ВССН, согласованным с представителями Заказчика в организации-разработчике или организации-изготовителе ВССН;

- участие в определении причин неисправностей ВССН с привлечением в необходимых случаях представителей организации-разработчика;

- обеспечение работы бригады организации-изготовителя в соответствии с правилами и режимом, принятыми в эксплуатирующей организации (маркировка инструмента, разрешение на начало работ и т.п.);

- обеспечение устранения неисправностей в любое время суток по заявке эксплуатирующей организации (при острой необходимости);

- участие в целевых осмотрах, комиссовании и облетах ВССН (по согласовании с эксплуатирующей организацией);

ГОСТ Р 58849-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авиационная техника гражданского назначения

Civil aircraft. Development procedures. General provisions

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт разработан с целью определения основных положений в области порядка и содержания работ по созданию авиационной техники гражданского назначения в дополнение к требованиям воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.

В случае возникновения противоречий между настоящим стандартом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации [1], федеральные авиационные правила [2] и др.), применению подлежат последние.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения в области общего порядка создания авиационной техники гражданского назначения и наиболее важных видов работ, связанных с созданием и использованием опережающих научно-технических разработок, участием организаций прикладной науки в создании воздушных судов и их составных частей, взаимодействием между организациями - участниками жизненного цикла указанных изделий.

Стандарт распространяется на пилотируемые воздушные суда, предназначенные для серийного производства, их авиационные двигатели, воздушные винты, бортовые системы, агрегаты, авиационные материалы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 2.052 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения

ГОСТ 2.053 Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия. Общие положения

ГОСТ 2.102 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.114 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ 2.118 Единая система конструкторской документации. Техническое предложение

ГОСТ 2.119 Единая система конструкторской документации. Эскизный проект

ГОСТ 2.120 Единая система конструкторской документации. Технический проект

ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения

ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ Р 53394-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Термины и определения

ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом

ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой

ГОСТ Р 55860 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

ГОСТ Р 56129 (МЭК 62402) Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Управление номенклатурой устаревающих покупных комплектующих изделий

ГОСТ Р 56173 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к контролю первого изделия продукции авиационно-космического назначения

ГОСТ Р 56176 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Управление стабильностью ключевых характеристик

ГОСТ Р 57194.1 Трансфер технологий. Общие положения

ГОСТ Р 58048 Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий

ГОСТ Р 58054 Изделия авиационной техники. Управление конфигурацией. Общие положения

ГОСТ Р 58175-2018 Авиационная техника. Управление поставщиками при создании авиационной техники. Общие требования

ГОСТ Р 58339 Техника авиационная гражданская. Бюллетени. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием* выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины, определенные по [3], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

3.1.2 авиарегистр: Федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации".

3.1.3 авиационный агрегат: Составная часть воздушного судна (компонент, комплектующее изделие), обладающая взаимозаменяемостью и выполняющая определенную функцию в составе образца авиационной техники гражданского назначения.

3.1.4 безопасность полета: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

3.1.5 бортовое радиоэлектронное оборудование: Предназначенная для установки на борт воздушного судна совокупность информационных, вычислительных и исполнительных средств, полностью или частично выполняющих или использующих свои функции через соответствующее программное обеспечение в интегрированной вычислительной среде для выполнения задач, связанных с использованием воздушного судна по назначению.

ведущий научно-исследовательский институт по направлению: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация авиационной промышленности, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.

3.1.7 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

3.1.8 второстепенное изменение конструкции: Модификация, не отнесенная к главным изменениям конструкции.

3.1.9 главный конструктор по типу АТ: Должностное лицо головного разработчика АТ, назначаемое в установленном порядке и отвечающее за разработку типа АТ.

3.1.10 главное изменение конструкции: Модификация, которая может оказать существенное или иное, отличное от незначительного, влияние на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, эксплуатационные характеристики или на другие качества изделия, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой.

головной изготовитель: Юридическое лицо, отвечающее за обеспечение установленного качества выпускаемой продукции и осуществляющее координацию работ по изготовлению или ремонту ее составных частей.

3.1.12 головной исполнитель: Юридическое лицо, которое по договору (контракту) с заказчиком осуществляет организацию и координацию работ по исследованиям, разработке и изготовлению АТ или ее составных частей.

3.1.13 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком АТ, координирующее работу разработчиков составных частей АТ и отвечающее за разработку АТ в целом.

3.1.14 доказательная документация: Совокупность документов, содержащих результаты сертификационных работ, подтверждающих соответствие изделия применимым требованиям.

3.1.15 жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.

заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.

запасная часть: Отдельная деталь или сборочная единица, предназначенные для замены изношенных, неисправных или отказавших аналогичных частей объекта с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния.

изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 декабря 2018 года N 4855

В соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, ст.3291; 2007, N 1, ст.29, N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, ст.6244, ст.6245; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2019, ст.2023, ст.2024; N 30, ст.4590; N 48, ст.6733; N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318, N 53, ст.7585; 2013, N 23, ст.2882; N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, ст.1836, N 30, ст.4254; N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; N 29, ст.4342, ст.4356, ст.4379, ст.4380; 2016, N 1, ст.82; N 18, ст.2487; N 22, ст.3095; N 27, ст.4160, ст.4224; N 28, ст.4558; 2017, N 27, ст.3932; N 31, ст.4777; 2018, N 1, ст.75; N 32, ст.5105; N 32, ст.5135), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2000, N 17, ст.1875; 2010, N 28, ст.3705; 2015, N 49, ст.6976; 2016, N 8, ст.1130; N 42, ст.5929; 2018, N 37, ст.5763), пунктом 5.8.10 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2868; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 11, ст.1316; N 25, ст.3065; N 26, ст.3197; N 33, ст.4088; 2010, N 6, ст.649; N 9, ст.960; N 24, ст.3039; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; N 35, ст.4574; N 35, ст.4575; N 45, ст.5854; 2011, N 14, ст.1935; N 43, ст.6079; N 46, ст.6523; N 47, ст.6653; ст.6662; 2012, N 1, ст.192; N 37, ст.5001; N 43, ст.5874; ст.5886; 2013, N 16, ст.1966; N 23, ст.2909; N 33, ст.4386; N 38, ст.4817; N 45, ст.5822; 2014, N 9, ст.923; N 16, ст.1897; N 37, ст.4961; 2015, N 1, ст.279; N 2, ст.491; N 5, ст.821; N 14, ст.2118; N 23, ст.3334; N 26, ст.3901; N 27, ст.4080; N 40, ст.5563; N 44, ст.6136; N 49, ст.6976; N 51, ст.7352; 2016, N 2, ст.325; N 13, ст.1828; N 26, ст.4066; N 28, ст.4741; N 32, ст.5122; N 41, ст.5828; N 42, ст.5929; 2017, N 8, ст.1250; N 23, ст.3343; N 36, ст.5436; N 52, ст.8142; 2018, N 8, ст.1201; N 17, ст.2495; N 25, ст.3688; N 36, ст.5633),

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Бочарова О.Е.

Начальник Генерального штаба

Вооруженных Сил Российской Федерации -

первый заместитель Министра обороны

12 февраля 2019 г.

в Министерстве юстиции

13 июня 2019 года,

регистрационный N 54916

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
промышленности и торговли
Российской Федерации
от 5 декабря 2018 года N 4855

Федеральные авиационные правила подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов (далее - Правила) устанавливают порядок подготовки к полету экспериментального воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полетов в организациях экспериментальной авиации.

2. Настоящие Правила распространяются на всех субъектов правоотношений в области экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе на юридических лиц (организации экспериментальной авиации), осуществляющих разработку, производство и испытания авиационной техники, организацию летно-испытательной работы, выполнение полетов, управление полетами и их обеспечение.

Виды полетов

3. Виды полетов воздушных судов определяются Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации и подразделяются на следующие:

3.1. по правилам выполнения:

полеты по правилам визуальных полетов;

полеты по правилам полетов по приборам;

3.2. по использованию элементов структуры воздушного пространства:

трассовые полеты - по ВТ или МВЛ (перечень сокращенных наименований и обозначений, употребляемых в Правилах, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам).

маршрутные полеты - по маршрутам вне ВТ и МВЛ;

маршрутно-трассовые полеты - по ВТ или МВЛ и вне их;

аэродромные полеты - в районе аэродрома или в дополнительно выделенном воздушном пространстве под управлением органа ОВД аэродрома;

районные полеты - в пределах воздушного пространства одного района ЕС ОрВД;

зональные полеты - в пределах воздушного пространства одной зоны ЕС ОрВД;

3.3. по метеорологическим условиям выполнения:

в визуальных метеорологических условиях;

в приборных метеорологических условиях (в том числе в облаках, между слоями облаков, за облаками при облачности 6 и более октантов, над водной поверхностью вне визуальной видимости береговой черты, под облаками при нижней границе облаков или полетной видимости, в условиях, указанных в приложениях N 5 и N 6 к настоящим Правилам, над безориентирной местностью, исключающей возможность определения пространственного положения воздушного судна визуально в стратосфере);

3.4. по количеству воздушных судов:

3.5. по времени суток:

дневные - в период между восходом и заходом солнца;

ночные - в период между заходом и восходом солнца;

смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот;

3.6. по физико-географическим условиям, месту и способам выполнения:

над равнинной и холмистой местностью;

над горной местностью;

над безориентирной местностью и пустыней;

над водной поверхностью;

в полярных районах;

3.7. по высоте выполнения:

на предельно малых высотах - до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на малых высотах - свыше 200 м до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на средних высотах - свыше 1000 м до 4000 м включительно;

на больших высотах - свыше 4000 м до 12000 м включительно;

в стратосфере - свыше 12000 м.

4. По своему назначению полеты экспериментальных воздушных судов подразделяются на испытательные (исследовательские), вспомогательные, демонстрационные, полеты на специальные задания, контрольные и тренировочные полеты, облеты.

Испытательный (исследовательский) полет выполняется для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, вооружения, корабельных авиационных комплексов, парашютно-десантной и другой авиационной техники, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.

К испытательным (исследовательским) полетам также относятся демонстрационные, вспомогательные полеты, облеты авиационной техники и полеты на летную проверку средств связи и радиосветотехнического обеспечения полетов аэродрома, выполняемые по соответствующим утвержденным программам, а также инструкторские полеты для подготовки слушателей АУЦ ЭА и инструкторские полеты летного состава летно-испытательных подразделений организаций экспериментальной авиации, полеты для облета воздушных судов, выполняемые летным составом экспериментальной авиации на воздушных судах гражданской и государственной авиации, прошедших ремонт в организациях авиационной промышленности.

Вспомогательный полет выполняется для подготовки и обеспечения летных испытаний (для сопровождения, для осуществления видеосъемки, в качестве цели, на постановку помех и мишеней, на ретрансляцию, на десантирование, на дозаправку топливом в качестве танкера).

Демонстрационный полет выполняется для демонстрации летно-технических характеристик воздушных судов.

Полеты на специальные задания (спецзадания) выполняются для перегона авиационной техники, воздушной разведки погоды, подготовки слушателей авиационных учебных центров экспериментальной авиации - структурных подразделений организаций экспериментальной авиации, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала экспериментальной авиации методикам летных испытаний, обучения авиационного персонала заказчика, воздушных перевозок, поиска и спасания.

Контрольные полеты выполняются для проведения проверок членов летного экипажа ВС по видам летной подготовки, а также выполнения программ обучения управлению новым типом авиационной техники.

Тренировочные полеты осуществляются в целях тренировки членов летного экипажа ВС.

Облет воздушных судов выполняется для проверки работоспособности силовой установки и систем ВС после ремонта и замены агрегатов, регламентных работ (технического обслуживания), доработок. Облеты выполняются по программам облета, которые разрабатываются организацией-разработчиком для каждого типа ВС. На серийных ВС, проходящих испытания в организациях-изготовителях (на АРЗ), облеты выполняются по профилям полетов, разрабатываемым организациями - изготовителями ВС.

5. Испытательные полеты подразделяются на полеты с определением степени сложности и полеты без определения степени сложности. Степень сложности испытательных полетов устанавливается методическим советом ЛИП на основании методических рекомендаций Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и указывается в соответствующем разделе программы испытаний.

Виды летных испытаний

6. Летные испытания опытных (модифицированных, модернизирванных) экспериментальных воздушных судов подразделяются на:

предварительные (по программе первого испытательного полета, доводочные, заводские) испытания;

ГИ, ГСИ - для воздушных судов, создаваемых для целей государственной авиации;

СЗИ, СКИ - для воздушных судов, создаваемых для целей гражданской авиации;

СЛИ - для определения отдельных характеристик воздушного судна и бортового оборудования;

контрольные испытания первого серийного воздушного судна опытной серии и контрольно-серийные испытания первых самолетов серии.

Летные испытания серийных воздушных судов на соответствие ТУ подразделяются на предъявительские, приемо-сдаточные, периодические, типовые и квалификационные испытания.

Предъявительские испытания изготовленных ВС проводятся организацией-изготовителем перед предъявлением их для приемки представительству заказчика, потребителю или другим органам приемки.

По результатам проведения приемо-сдаточных испытаний изготовленных ВС принимается решение об их пригодности к поставкам и (или) использованию.

Периодические испытания образцов выпускаемых ВС проводятся через установленные промежутки времени или по мере изготовления серии ВС с целью контроля стабильности качества ВС и возможности продолжения их выпуска.

Типовые испытания выпускаемых ВС проводятся с целью оценки их эффективности и целесообразности вносимых изменений в конструкцию или технологический процесс.

Квалификационные испытания ВС проводятся при постановке их на производство с целью оценки готовности предприятия к производству.

7. При проведении летных испытаний опытных (модифицированных, модернизированных) воздушных судов, оборудования и систем вооружения, создаваемых для целей государственной авиации, по согласованию с заказчиком допускается совмещение ЛКИ и ГИ в один этап - ГСИ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: