Подложные недостоверные версии деяний и судьбы христа это

Обновлено: 28.04.2024

Малоизвестные факты об апокрифах, или Что скрывают запрещенные Евангелия? В христианской Библии есть четыре книги, называемые Евангелия. Эти канонические тексты повествуют о жизни Иисуса. Большинство из этих историй хорошо известны, и практически каждый христианин знает главные факты из жизни Спасителя. Однако, гораздо меньше людей может хотя бы вспомнить (не говоря уже о том, чтобы рассказать, о чем идет в них речь) хотя бы одно Евангелие, не попавшее в Библию. Тем не менее, они существуют.

Малоизвестные факты об апокрифах, или Что скрывают запрещенные Евангелия? В христианской Библии есть четыре книги, называемые Евангелия. Эти канонические тексты повествуют о жизни Иисуса. Большинство из этих историй хорошо известны, и практически каждый христианин знает главные факты из жизни Спасителя. Однако, гораздо меньше людей может хотя бы вспомнить (не говоря уже о том, чтобы рассказать, о чем идет в них речь) хотя бы одно Евангелие, не попавшее в Библию. Тем не менее, они существуют.

1. Евангелие от эбионитов

Евангелие от эбионитов. Раннее христианство изобиловало многочисленными сектами. Многие из них существовали максимум несколько сотен лет. Эбиониты были одной из таких сект, которая существовала со второго по четвертый век нашей эры. Они придерживались многих еврейских обычаев и традиций, даже после того, как большинство христиан этого не делали. Они также не соглашались с фундаментальными аспектами более широкой христианской философии.

Евангелие от эбионитов. Раннее христианство изобиловало многочисленными сектами. Многие из них существовали максимум несколько сотен лет. Эбиониты были одной из таких сект, которая существовала со второго по четвертый век нашей эры. Они придерживались многих еврейских обычаев и традиций, даже после того, как большинство христиан этого не делали. Они также не соглашались с фундаментальными аспектами более широкой христианской философии.

Примечательно, что большинство христиан считали Бога частью Святой Троицы, что эбиониты напрочь отвергали. Вместо этого они утверждали, что Иисус был не Богом, а всего лишь мессией. Это соответствовало бы еврейским обычаям, но не христианству. Неудивительно, что Евангелие от эбионитов было отвергнуто, когда была написана Библия. Его сочли слишком близким к иудаизму и устаревшим с точки зрения философии.

2. Евангелие от назарян

Евангелие от назарян. Назаряне были еще одной ранней сектой христианства. Они были назвали в честь Назарета, места рождения Иисуса. Ученые считают, что Евангелие от назарян было написано во втором веке, как и многие из Евангелий в этом списке. Как и эбиониты, назаряне также соблюдали еврейские обычаи и законы. Их Евангелие также подчеркивало еврейское происхождение Иисуса. Любопытно, что это Евангелие было написано на арамейском языке, на котором говорил Иисус.

Евангелие от назарян. Назаряне были еще одной ранней сектой христианства. Они были назвали в честь Назарета, места рождения Иисуса. Ученые считают, что Евангелие от назарян было написано во втором веке, как и многие из Евангелий в этом списке. Как и эбиониты, назаряне также соблюдали еврейские обычаи и законы. Их Евангелие также подчеркивало еврейское происхождение Иисуса. Любопытно, что это Евангелие было написано на арамейском языке, на котором говорил Иисус.

Когда составлялась Библия, это Евангелие было отвергнуто по многим причинам, схожими с теми, что и Евангелие от эбионитов. Кроме того, в то время мало кто по-прежнему читал или говорил на арамейском языке. Греческий язык стал официальным языком христианства . Сегодня сохранились лишь небольшие части этого Евангелия, переведенного на другие языки.

3. Евангелие от Филиппа

Евангелие от Филиппа. В Евангелии Филиппа утверждается, что оно было составлено одним из последователей Иисуса. Но оно существенно отличается по стилю и содержанию. Большинство Евангелие сосредоточено на повествовании жизни Иисуса, но это больше похоже на проповедь или трактат. В нем встречаются многие из знакомых понятий и христианских ритуалов (например, крещение), но автор ссылается на них скорее как на аллегории, чем как на настоящие ритуалы . В общем, это одно из самых сложных и трудных для понимания Евангелие в этом списке.

Евангелие от Филиппа. В Евангелии Филиппа утверждается, что оно было составлено одним из последователей Иисуса. Но оно существенно отличается по стилю и содержанию. Большинство Евангелие сосредоточено на повествовании жизни Иисуса, но это больше похоже на проповедь или трактат. В нем встречаются многие из знакомых понятий и христианских ритуалов (например, крещение), но автор ссылается на них скорее как на аллегории, чем как на настоящие ритуалы . В общем, это одно из самых сложных и трудных для понимания Евангелие в этом списке.

Вероятно, эта книга была отвергнута по нескольким причинам. Во-первых, ее философия сильно отличается от того, к чему привыкли большинство христиан. Также часть утверждений в этой рукописи даже не звучат как христианство, а скорее как другие религии древнего мира (например, манихейство).

4. Евангелие истины

Евангелие истины. Евангелие истины, вероятно, было написано во втором веке, возможно, древним христианским философом по имени Валентин. Название книги предполагает, что оно было написано для исправления идей в других Евангелиях. Однако, подобно Евангелию от Филиппа, эта книга не является истинным Евангелием. Оно не содержит описания жизни Иисуса или подробностей его деяний. Вместо этого он читается как проповедь или богословский текст.

Евангелие истины. Евангелие истины, вероятно, было написано во втором веке, возможно, древним христианским философом по имени Валентин. Название книги предполагает, что оно было написано для исправления идей в других Евангелиях. Однако, подобно Евангелию от Филиппа, эта книга не является истинным Евангелием. Оно не содержит описания жизни Иисуса или подробностей его деяний. Вместо этого он читается как проповедь или богословский текст.

Это Евангелие было отвергнуто из-за его содержания. Большинство из его текста трудно понять, но он явно очень отличающееся от канонических Евангелие. Его раскритиковали самые древние христианские писатели за его несоответствия, и Евангелие истины быстро провозгласили еретическим. Любопытно, что сегодня его текст доступен почти целиком.

5. Евангелие Спасителя

Евангелие Спасителя, в котором большая часть текстов повреждена. Это было одно из самых недавно открытых Евангелие. В 1997 году американские ученые исследовали архивы Берлинского музея. Среди стопки древних рукописей они нашли, по-видимому, фрагменты из никогда ранее неизвестного Евангелия. Большая часть текста была повреждена, но оставалось достаточно, чтобы понять, что представляла из себя полная книга. Подобно каноническим Евангелиям, в этой книге рассказывается история Иисуса, за исключением различных деталей.

Евангелие Спасителя, в котором большая часть текстов повреждена. Это было одно из самых недавно открытых Евангелие. В 1997 году американские ученые исследовали архивы Берлинского музея. Среди стопки древних рукописей они нашли, по-видимому, фрагменты из никогда ранее неизвестного Евангелия. Большая часть текста была повреждена, но оставалось достаточно, чтобы понять, что представляла из себя полная книга. Подобно каноническим Евангелиям, в этой книге рассказывается история Иисуса, за исключением различных деталей.

В это тексте Иисус делает много из того же самого, что и в Библии, но в другое время и в других местах. Например, его известная фраза «если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня» произносится во сне, а не в саду. Евангелие от Спасителя, вероятно, было написано во втором веке, но о нем почти нет исторических упоминаний.

6. Евангелие детства от Фомы

Евангелие детства от Фомы — апокрифический текст, содержащий истории о совершенных Иисусом Христом в детстве чудесах. Это Евангелие часто путают с более известным Евангелием от Фомы (которое будет упомянуто позже). На самом деле, неясно, кто и когда написал «Евангелие детства от Фомы» (этот текст не имеет ничего общего с Евангелием от Фомы). Это Евангелие заполняет пробелы, оставшиеся в четырех канонических Евангелиях, и фокусируется на годах детства Иисуса. Большая часть книги осталась неповрежденной и ее тексты можно прочитать и сегодня.

Евангелие детства от Фомы — апокрифический текст, содержащий истории о совершенных Иисусом Христом в детстве чудесах. Это Евангелие часто путают с более известным Евангелием от Фомы (которое будет упомянуто позже). На самом деле, неясно, кто и когда написал «Евангелие детства от Фомы» (этот текст не имеет ничего общего с Евангелием от Фомы). Это Евангелие заполняет пробелы, оставшиеся в четырех канонических Евангелиях, и фокусируется на годах детства Иисуса. Большая часть книги осталась неповрежденной и ее тексты можно прочитать и сегодня.

7. Евангелие от Петра

Евангелие от Петра — один из новозаветных апокрифов. Существовало в первые века христианства, но было отвергнуто церковью. В этом Евангелии утверждается, что оно было написано Петром, близким другом Иисуса и его учеником. Однако, это не так. Во-первых, это было написано, по крайней мере, через столетие после того, как жил Петр. Также оно использует все четыре канонических Евангелия в качестве источников. Текст был обнаружен в египетской гробнице в XIX веке.

Евангелие от Петра — один из новозаветных апокрифов. Существовало в первые века христианства, но было отвергнуто церковью. В этом Евангелии утверждается, что оно было написано Петром, близким другом Иисуса и его учеником. Однако, это не так. Во-первых, это было написано, по крайней мере, через столетие после того, как жил Петр. Также оно использует все четыре канонических Евангелия в качестве источников. Текст был обнаружен в египетской гробнице в XIX веке.

Ученые предполагают, что это Евангелие было популярным какое-то время, но позже оно было отвергнуто церковью. Многие из учений в тексте якобы устарели и еретичны. Например, утверждается, что Иисус не страдал на кресте.Как и большинство Евангелий в этом списке, из него сохранился только неполный текст.

8. Евангелие от Фомы

Евангелие от Фомы - самое известное Евангелие, не вошедшее в Библию. Эта книга, вероятно, была написана в первом или втором столетии нашей эры, но она потерялась на протяжении большей части истории. Она была вновь обнаружена в 1945 году крестьянами в Египте. С тех пор она является излюбленной темой множества исследователей. Евангелие от Фомы отличается от других Евангелий. Вместо того, чтобы рассказывать историю об Иисусе или даже выглядеть как проповедь, в нем содержатся Его изречения.

Евангелие от Фомы - самое известное Евангелие, не вошедшее в Библию. Эта книга, вероятно, была написана в первом или втором столетии нашей эры, но она потерялась на протяжении большей части истории. Она была вновь обнаружена в 1945 году крестьянами в Египте. С тех пор она является излюбленной темой множества исследователей. Евангелие от Фомы отличается от других Евангелий. Вместо того, чтобы рассказывать историю об Иисусе или даже выглядеть как проповедь, в нем содержатся Его изречения.

Кроме того, большинство из этих высказываний не фигурируют в Библии. Некоторые из них являются загадочными и даже противоречат высказываниям, содержащимся в официальных Евангелиях. Более того, в некоторых главах Иисус даже описывается как бог, но не человек. Ученые считают, что это была одна из главных причин, по которой книга была отвергнута.

9. Евангелие от Марии Магдалины

Евангелие от Марии Магдалины. Евангелие от Марии Магдалины было одним из самых важных и противоречивых Евангелий, которые были обнаружены за всю историю. Немецкий ученый купил его в Каире в XIX веке у коллекционера антиквариата. До тех пор никто не знал, что оно существовало. Причина, по которой это Евангелие является таким важным открытием, связана с его содержанием. Подобно многим Евангелиям, он повествует об истории жизни Иисуса, а также оно фокусируется на его ближайших последователях.

Евангелие от Марии Магдалины. Евангелие от Марии Магдалины было одним из самых важных и противоречивых Евангелий, которые были обнаружены за всю историю. Немецкий ученый купил его в Каире в XIX веке у коллекционера антиквариата. До тех пор никто не знал, что оно существовало. Причина, по которой это Евангелие является таким важным открытием, связана с его содержанием. Подобно многим Евангелиям, он повествует об истории жизни Иисуса, а также оно фокусируется на его ближайших последователях.

Однако, вместо того, чтобы сосредоточиться на 12 учениках, о которых знает большинство христиан, в это Евангелии рассказывается про Марию Магдалину. Вместо того, чтобы изображать ее как простую, раскаявшуюся женщину, она представлена как философ и лидер. Это говорит о том, что в раннем христианстве женщины играли более значительную роль, чем считалось ранее.

10. Евангелие от Иуды

Евангелие от Иуды - наиболее противоречивое Евангелие Евангелие от Иуды - наиболее противоречивое Евангелие, которое когда-либо было обнаружено. Текст, вероятно, был написан в четвертом веке и затем был утерян до XX века. Хотя большинство Евангелий названо в честь одного из последователей или учеников Иисуса, эта книга названа в честь одного из его антагонистов. В Евангелиях Нового Завета Иуда представлен как человек, который предал Иисуса за 30 серебряных монет. С тех пор он изображается как воплощение измены и худшего друга, которого только может иметь человек.

Евангелие от Иуды - наиболее противоречивое Евангелие Евангелие от Иуды - наиболее противоречивое Евангелие, которое когда-либо было обнаружено. Текст, вероятно, был написан в четвертом веке и затем был утерян до XX века. Хотя большинство Евангелий названо в честь одного из последователей или учеников Иисуса, эта книга названа в честь одного из его антагонистов. В Евангелиях Нового Завета Иуда представлен как человек, который предал Иисуса за 30 серебряных монет. С тех пор он изображается как воплощение измены и худшего друга, которого только может иметь человек.

Когда это Евангелие было впервые обнаружено, оказалось, что в нем Иисус изображен в отрицательном свете. Он оказался темной и угрожающей фигурой, вместо того чтобы выступать в роли главного героя. Еще еще более примечательно, Иуда, главный злодей в Библии , превращается в главного героя истории. В тексте говорится, что все это было частью плана Иисуса, а Иуда на самом деле был героем. По сути, многие из отрывков из этой книги оспаривают основы христианской веры.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

В число апостолов — наиболее близких Иисусу учеников, он придирчиво отобрал из множества любопытствующих, присоединявшихся к его странствию на какое-то время, следующих лиц:

1) самым первым стал Симон (переименованный учителем в Петра (по-гречески «камень» — «на этом камне воздвигну церковь свою», верил её основоположник);

2) брат Симона — Андрей (по легенде, впоследствии крестивший наших предков — восточных славян);

3) Иаков (старший, сын Зеведея);

4) его младший брат Иоанн (первый евангелист);

8) Иаков (тёзка одного из предыдущих, сын Алфея);

10) Иуда, сын Иакова;

11) Иуда Искариот (оказавшийся предателем); наконец,

12) Левий, он же Матфей (заместивший предателя уже после казни Иисуса и ставший вторым евангелистом).

Каждый из апостолов после смерти учителя возглавил целую общину его поклонников. Большинство первых последователей Христа оказались по-своему незаурядными людьми; именно благодаря их интеллектуальной и организационной активности христианство, в отличие от многих аналогичных сект того времени, не погибло, а распространилось, укрепилось в разных местах Римской империи. Даже гнусный предатель Иуда из города Кириафа своим ужасным примером (кончил свою молодую жизнь в петле) стал зримым предостережением тем, кто попытался бы пойти в христиане, а потом изменить им.

Иисус — выходец из семьи скромного достатка (его отец Иосиф был плотником, хотя их род восходил к иудейскому царю Давиду, откуда и должен был, согласно пророчеству, явиться мессия). Мать Христа Мария родила его не в родном городе, а в соседнем селении Вифлееме. Младенца удалось спасти от жестокого иудейского царя И́рода Великого, велевшего убивать всех новорожденных того года, потому что среди них, согласно такому же пророчеству, находился губитель его царства. Дожив лет до тридцати правоверным иудееем, Иисус затем круто изменил свою жизнь — стал странствующим проповедником. Водное крещение он принял от одного из своих предшественников — отшельника Иоанна (археологи недавно нашли его пещеру и водоём). Он первым признал в нём мессию. С тех пор Иисус странствовал по Иудее и Галилее, обращался к людям со своими поучениями. К нему присоединялись те или иные земляки, когда хозяйственные дела позволяли им на время покинуть свои дома и семьи. Молва приписывала Иисусу серию чудес (хождение по воде, превращение воды в вино, исцеление паралитика, даже воскрешение умершего). Его критика иудаизма, а особенно иудейского жречества встревожила и римские, и местные власти. Его арестовали и судили (за «подстрекательство к мятежу») вместе с уголовными преступниками, приговорили к смертной казни. Приговор церковного суда Синедриона утвердил римский прокураторПонтий Пилат, чьи солдаты распяли Христа на горе Голгофе («Череп»). Апостолы Христа утверждали, что после казни и похорон Христос чудесным образом воскрес и был вознесён на небо.

Группа первых поклонников Иисуса Христа была не первой и не единственной сектой, отколовшейся от иудаизма. В Палестине на рубеже старой и новой эр действовали несколько таких раннехристианских общин. Их идеология и образ жизни во многом совпадали. Они

Христиане уверены, что Иисус Христос совершил ни с чем не сравнимый подвиг, взойдя на крест и приняв на нем страшную смерть. Но ведь распятие, при всей его жестокости, было в те времена довольно распространенным видом казни! Что же такого особенного в страданиях Христа?

В 1968 году археологи впервые обнаружили погребение людей, распятых на кресте. В местечке под названием Гиват Ха-Мивтар (в Израиле) они нашли каменную урну с останками некоего Йоханана бен Ха-Гальгула, предположительно — I века по Р. Х. Пяточные кости казненного были пробиты насквозь — очевидно, железными гвоздями, а кости рук неестественно смещены: вероятно, руки осужденного на кресте были сильно растянуты и, скорее всего, тоже пробиты гвоздями.

Благодаря этой находке мы сегодня чуть лучше представляем себе, что это была за казнь — распятие.

Римляне переняли ее у Александра Македонского, а тот, как думают историки, — у персов. Римляне прибивали к крестам в основном рабов, совершивших нечто из ряда вон выходящее. Но бывали и массовые казни. После подавления восстания Спартака (73–71 гг. до Р. Х.) вдоль дороги из Капуи в Рим были установлены тысячи крестов с распятыми мятежниками — чтобы другим неповадно было. А в 70 году по Р. Х. император Тит распял тысячи иерусалимлян, восставших против Рима. Знаменитый политик и оратор Цицерон называл распятие на кресте жесточайшим и позорнейшим видом расправы: «Не только подвергнуться такому приговору и такой казни, но даже… хотя бы слышать о ней унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека».

Именно такой смерти был подвергнут Сын Божий.

Тезис 1.

Смерть Христа была не единственной в своем роде, но исключительной по жестокости

В Евангелии рассказ о казни Христа занимает всего несколько строк, и может сложиться впечатление, что все произошло довольно быстро. Но это, мягко говоря, не так. На самом деле распятие — многочасовая изощренная пытка, которая ежесекундно причиняет осужденному нестерпимую боль. У повешенного на кресте исчезали все желания, кроме одного — скорее умереть. Смерти он жаждал как избавления от нескончаемой муки.

Запястья и ноги осужденного пробивались большими четырехгранными гвоздями, причем руки оказывались выше головы. Тело на кресте провисало, так что кровь приливала к мышцам грудного пояса. Мышцы деревенели, судорога сдавливала грудную клетку, и человек начинал задыхаться. Чтобы просто набрать в легкие воздуха, ему приходилось упираться в гвозди, вбитые в ступни, и приподниматься. Тогда можно было сделать вдох, всякий раз — ценой обжигающей боли в руках и ногах. На руках гвоздями пробивались запястья, как раз в месте расположения нервных узлов… К этим мучениям добавлялась еще нестерпимая жажда. Нескольких секунд такого истязания могло хватить, чтобы у казненного не выдержало сердце.

Христос, Который страдал на Голгофе целых шесть часов, вероятно, умер как раз от разрыва сердца: на такую мысль наводят слова евангелиста Иоанна о том, что из ребра уже умершего Иисуса, пронзенного копьем, тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). По мнению современных медиков, речь идет о сгустках крови и жидкости из околосердечной сумки.

А случалось, что люди висели на крестах и по несколько суток! Случалось, птицы выклевывали у них, еще живых, глаза, бродячие собаки обгладывали на ногах пальцы.

Страшно. Но нужно представлять себе все эти терзания в подробностях, иначе действительно можно согласиться: да, смерть Господа Иисуса Христа была не такой уж и уникальной. Тысячи и тысячи людей умирали на крестах и до Него, и после. Да и в наше время нет-нет да и услышишь, что на Ближнем Востоке террористы опять распяли кого-то из местных христиан…

Однако нечеловеческая жестокость этой казни и запредельность страданий осужденных делают каждую такую расправу событием беспрецедентным. Невозможно рационально рассуждать о том, страдал ли Христос больше, меньше или наравне с другими распятыми. Такие страдания — по ту сторону всяких сравнений и человеческих оценок. Каждый приговоренный к кресту страдал безмерно. Каждая такая смерть — единственная и ни с чем не сравнимая.

И в нацистских лагерях заключенные терпели страшное. И в подвалах сталинского ОГПУ творилась жуть: иногда следователи подвешивали арестантов за ноги к крюку, ввинченному в потолок, так что те повисали вниз головой, и били их наотмашь табуретом… На садизм и жестокость люди вообще крайне изобретательны. И все самые нестерпимые, самые нечеловеческие муки, какие только знает история, вобрал в себя крест. Он их символ и полномочный представитель. И еще — доказательство того, что Бог лично измерил всю глубину человеческого страдания.

Тезис 2.

Христос знал заранее, какие страдания Его ожидают. И пошел на них добровольно

Будучи всеведущим Богом, Он всегда знал о страданиях, которые Ему предстояло перенести как человеку. Знал еще до того, как воплотился и стал Человеком Иисусом. В некотором смысле Он всегда пребывал на Голгофе и проживал те шесть часов невыносимой пытки, на которую обрекли Его Им же созданные люди.

Когда нам предстоит какая-то болезненная процедура или операция, мы боимся, но у нас по крайней мере остается надежда, что все в итоге окажется не так уж страшно, а может быть, нам дадут какое-нибудь обезболивающее и мы вообще ничего не почувствуем… У Христа никакой надежды быть не могло. Он знал, как все будет происходить, предвидел предстоявшую Ему пытку. Недаром в Гефсиманском саду Он страшится и тоскует, просит апостолов побыть рядом, пока можно, и признается им: Душа Моя скорбит смертельно (Мф 26:38). Недаром апостол Лука говорит: И был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:44).

А от обезболивающего Спаситель отказался: И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял (Мк 15:23). «Смесь вина со смирной — одуряющий напиток, похожий на тот, который еврейские женщины… из милосердия предлагали казнимым, — писал профессор Сергей Аверинцев. — Отказ пить этот напиток со стороны Христа — выражение готовности принять все мучения в совершенно трезвенном, бодрственном, сознательном состоянии ума и тела».

Знал Христос, конечно, и о том, что Он воскреснет. Он не воспринимал смерть как некую черную дыру небытия, поглощающую человека навеки. Но знание о грядущем воскресении не могло «отменить» ужаса Голгофы.

И в этом потрясающая уникальность Его страданий.

Тезис 3.

Страдания Иисуса Христа — это единственный в истории случай абсолютно безвинного страдания

Христос был единственным из всех живших на земле людей, за которым не было никакой вины. Никакой вообще Святоотеческое предание говорит, что непричастной греху была также Пресвятая Богородица: за всю жизнь Она ни разу не преступила волю Божию, за что и сподобилась чести стать Матерью Спасителя. Но и Она не была свободна от греха первородного — своего рода наследственной болезни, доставшейся всем людям от Адама и Евы и выражающейся, в частности, в предрасположенности к греховной жизни. Первородный грех не властвовал только над Самим Иисусом Христом, Который был зачат от Духа Святого и не имел греховной человеческой «наследственности» . Свою человеческую жизнь Он прожил абсолютно чисто, не погрешив ни в чем и ни разу, благодаря чему и смог стать чистой жертвой, тем непорочным агнцем, о котором пророчествовал семью веками ранее Исайя: Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9), но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис 53:5).

Со времени грехопадения Адама и Евы ни один человек даже самой праведной жизни не свободен от греха полностью. В этом легко убедиться, достаточно оглянуться на последний час нашей собственной жизни: мелкие грехи — спонтанное осуждение, раздражение, обида, невнимание к близким и т. п. — то и дело пятнают нашу совесть, а случаются ведь, увы, и инциденты более тяжелые. Даже святой апостол Павел признавался: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. …по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного… (Рим 7:19, 22-23).

За всю историю человечества из этого закона было одно-единственное исключение. Иисус Христос.

Участники IV Вселенского Собора, состоявшегося в 451 году в пригороде Константинополя Халкидоне, сформулировали учение о двойной Богочеловеческой природе Христа, в котором, в частности, говорится: «единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть… истинный Бог и истинный Человек… единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха…» (выделено автором статьи. — Прим. ред.). Сам Христос восклицал, беседуя с не веровавшими Ему иудеями: Кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин 8:46) А ближайшим ученикам, апостолам незадолго до распятия говорил: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Это означало: князь мира сего, родоначальник греха диавол не имеет со Христом ровным счетом ничего общего.

Первосвященники, книжники и иные вожди иудейского народа вынудили Понтия Пилата казнить Христа только по одной причине: они ужасно завидовали Его авторитету в народе и очень боялись лишиться власти. Но все их попытки спровоцировать Спасителя на какой-то неблаговидный поступок или резкое высказывание потерпели неудачу. Такими же беспомощными оказались их попытки уличить Его на суде хоть в чем-нибудь, заслуживающем наказания: пришлось звать лжесвидетелей, но и те с задачей не справились (ср.: Мк 14:55-59). Осудили Христа в итоге за «богохульство»: Он называл Себя Сыном Божиим, то есть говорил чистую правду.

Самые праведные люди, попадая в тяжелые обстоятельства, соглашались, подобно одному из распятых со Христом разбойников, что достойное по делам своим приемлют (ср. Лк 23:41). Преподобный Ефрем Сирин (306-373) оказался в тюрьме по ошибке, но ему было открыто, что страдает он не безвинно: много раз вспыльчивый характер мог довести его до преступления. Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич), прославленный как священномученик (1697-1772), написал на стене камеры, в которой окончил жизнь: «Благословен Смиривый мя».

А Христос претерпел казнь, о которой страшно даже читать, абсолютно безвинно. Он принес Себя в жертву за чужие грехи. И это делает Его страдания ни на что не похожими.

Тезис 4.

Вся земная жизнь Иисуса Христа была страданием и самопожертвованием. И страдания эти имели смысл!

В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть место потрясающей глубины и внутренней силы. Апостол говорит о Христе: Он… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:6-8). Сын Божий предельно смирил и унизил Себя — пришел на землю как человек и принял на Себя все последствия воплощения, вплоть до смерти, причем смерти самой страшной; так толкуют это место все отцы Церкви.

Богословие сообщает нам, что Бог ни в чем не нуждается, что Он вседоволен и всеблажен… Но родившись на земле как Сын Человеческий, Сын Божий с первых же минут жизни стал нуждаться буквально во всем: в человеческой заботе, в пище, в крове, в безопасности, в тепле… И уже в младенчестве Он имел далеко не все из перечисленного. На свет Младенец Иисус явился буквально в «походных» условиях, в помещении, которое обычно использовали как загон для скота. Вскоре после Его рождения Мать и отчим, праведный Иосиф, были вынуждены бежать с Малышом в Египет, чтобы избежать гибели от меча воинов царя Ирода. А позже, уже повзрослев, Христос говорил: даже лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20).

Распятие на кресте стало вершиной страданий Того, Кто пожертвовал Своим Божественным покоем и пришел в человеческий мир, уродливый, больной и агрессивный, чтобы спасти этот мир от верной погибели. Гигантскую пропасть, которая прежде разделяла Творца вселенной и грешного человека, а теперь сомкнулась на фигуре голгофского Страдальца, Церковь пытается осмыслить в удивительной красоты антифонах, звучащих в храме на утрене Антифоны Великой Пятницы — поэтические богослужебные тексты, которые звучат во время вечерней службы накануне Страстной Пятницы между 12 фрагментами Евангелия, повествующими о страстях Господа, то есть Его ночном аресте, осуждении, распятии и погребении Великой Пятницы. Вот один из самых известных:

«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый. Венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь. В ложную багряницу облачается Одеваяй небо облаки. Заушение прият, Иже во Иордане Свободивый Адама. Гвоздьми пригвоздися Жених церковный. Копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе… покажи нам и славное Твое Воскресение». (Перевод: Ныне повешен на Древе Имеется в виду деревянный Крест. — Прим. ред. Повесивший землю на водах. Терновый венец возлагают на Ангелов Царя. В фальшивую багряницу Багряница — пурпурная мантия, которую традиционно носили императоры. В данном случае имеется в виду эпизод, когда римские воины, получившие приказ распять Спасителя, отвели Его в свой лагерь и стали над Ним издеваться: собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф 27:27-30). облекается Покрывающий небо облаками. Стерпел удар по лицу Освободивший Адама в Иордане. Гвоздями пригвожден Жених Церкви. Пронзен копьем Сын Непорочной Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе… покажи нам и славное Твое воскресение!)

Воскресение Христово, последовавшее на третий день после Его смерти на Кресте, заставляет нас увидеть Его муки и смерть в совершенно непривычном ракурсе. Ведь как часто человеческие страдания — всего лишь скорбный результат уродливости, порочности наших человеческих взаимоотношений! Людей по заведомо ложным обвинениям сажают в тюрьмы; уничтожают на войнах, развязанных ради выгоды конкретных групп людей; калечат и убивают на улицах… И ведь ничего в мире эти страдания радикально не меняют: ужаснувшись содеянному, люди могут стать на время более терпимыми и осторожными (как случилось после Второй мировой войны), но быстро скатываются к прежнему.

А страдания Христа радикально изменили всю перспективу нашей жизни! Пройдя через смерть и воскреснув, Он открыл путь спасения из этого искореженного грехом мира для всякого человека. Любой человек, для которого Христос — Бог, Спаситель и главная основа в жизни, получает, благодаря Его крестному подвигу, спасение от греха и смерти и входит в жизнь вечную. В ту самую, о которой говорится еще в одном антифоне Страстной Пятницы:

«Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный».

Перевод: «Так говорит Господь иудеям: “Народ Мой, что сделал Я тебе, чем тебе досадил? Слепцам твоим Я дал увидеть свет; прокаженных твоих очистил; человека, лежавшего на одре, воздвиг. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем Ты Мне отплатил? За манну — желчью, за воду — уксусом; вместо любви ко Мне ко Кресту Меня пригвоздили. Уже не выношу более: призову верные Мне народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную»

И эта перспектива жизни вечной, в которой христиане не сомневаются, делает страдания Христа совершенно беспрецедентными и ни с чем не сравнимыми по своей значимости.

Из всех видов казни, которые существовали две тысячи лет назад, Господь избрал самую мучительную и страшную. Будучи Богом, Он пошел на невозможное для Себя — принял смерть. Так велика Его любовь к людям, так безгранична готовность жертвовать Собой для их спасения. Для нашего спасения.

В середине XIX века богословы увлеклись модной уже тогда психологией и попытались с этой точки зрения обосновать уникальность Христовых страданий. Так, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) предположил, что самым тяжелым для Христа стало бремя человеческих грехов, которые Он призван был принести на Голгофу. Это бремя, думал святитель Иннокентий, обрушилось на Спасителя всей своей тяжестью в Гефсиманском саду, отсюда и Его обращение к апостолам: душа Моя скорбит смертельно (Мф 26:38), и мольба: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф 26:39), и капли кровавого пота… «Страдания и смерть Сына Божьего были страдания и смерть, ни с чем не сравнимые по их важности и тяжести», — пишет архиепископ Иннокентий, потому что это «было совмещение всех страданий и всех смертей всех людей. Одни страдания совести… должны иметь лютость мучений адских».

Но и не пытаясь представить себе душевные терзания Сына Божия (что нам едва ли и удастся), мы можем убедиться в несоизмеримости Его мучений и смерти с любыми человеческими страданиями. Ведь Христос, будучи человеком, еще и Сам Бог — Тот, Кто существует в Вечности, Кто Сам называет Себя Путь и Истина и Жизнь (Ин 14:6), Кто к смерти абсолютно непричастен! И этот Бог входит в мир, Им же сотворенный, подчиняется всем условиям и ограничениям этого мира и добровольно идет на лютую казнь, не имея ни единой причины быть распятым, кроме одного только желания спасти людей, впустить их в Свою Жизнь! Он использует Свое всемогущество, чтобы Самому стать жертвой, лишь бы жертвами не стали мы. Ничего подобного мир никогда не видел и даже представить себе не мог! Вот почему в Страстную Пятницу христиане произносят те слова, которыми руководствуются и во все другие дни: «Поклоняемся страданиям Твоим, Христе». Вот почему страдания эти так уникальны и так значительны.

Иногда бывает так, что люди с большим уважением относятся к Иисусу Христу, но считают, что Его учение якобы было искажено учениками. При этом обычно называется одно имя: апостол Павел. Ведь это он стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем же он был, апостол Павел, и что он на самом деле сделал?

Фарисей, сын фарисея

Говорят, семь древнегреческих полисов оспаривали друг у друга право называться родиной великого Гомера. Что касается Павла, то свои права на него могли заявить три очень разных города: Тарс, Иерусалим и Рим. Тарс, где родился Павел, был столицей Киликии (нынешней юго-восточной Турции), эллинистическим городом со своей иудейской диаспорой. Отец будущего апостола принадлежал к колену Вениамина, и, наверное, потому назвал своего сына Савлом, или Саулом — в честь первого царя Израиля, происходившего как раз из этого колена.

А еще, как ни удивительно, отец Павла имел римское гражданство, перешедшее и к его сыну, — в те времена этой высокой привилегии римляне удостаивали лишь наиболее верных им представителей провинциальной верхушки. Все остальные жители провинции были просто подданными Рима, но гражданин приравнивался к самим римлянам, он подчинялся только римскому суду и римским законам. Это гражданство еще не раз пригодится апостолу во время его странствий.

Кстати, имя Павел — тоже римского происхождения, на латыни paulus означает «малый». Видимо, это второе имя было дано ему изначально как римскому гражданину, но в первый период жизни ему просто незачем было его использовать. И только когда он станет апостолом и будет путешествовать по многочисленным городам Римской империи, его будут называть так, и гонитель христиан Савл превратится в апостола Павла.

Помимо всего прочего, юный Савл, как и его отец, был фарисеем.

Сегодня мы употребляем это слово в основном в значении «притворщик, святоша», но тогда так называлось одно из направлений в иудаизме (позднее именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранялся все средние века и дожил до наших дней). Фарисеи были ревностными исполнителями и Моисеева Закона, и многочисленных преданий, возникших уже в последующие века. Их основной целью было хранение чистоты перед Богом, и среди них встречались далеко не только притворщики, хотя и таких хватало. Но многие фарисеи искренне старались соблюдать все многочисленные правила своей религии, надеясь, что так они удостоятся блаженства после смерти, когда Господь воскресит праведников для Своего вечного Царства. Простой народ мог недолюбливать фарисеев, но обычно относился к ним с большим почтением.

А его молодой ученик, как это часто бывает, не испытывал никаких сомнений. Он-то точно знал, что от Бога, а что нет! Позднее сам он напишет об этом так:

Вы слышали… что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал 1:13-14).

Сначала он был в тени, на вторых ролях — к примеру, люди, побивавшие камнями первого мученика Стефана, оставили его сторожить их верхнюю одежду. Но довольно скоро он выступил в самостоятельный поход.

По дороге в Дамаск

Почему Иисус явился именно Савлу, а не кому-то еще из гонителей?

Мы не знаем наверняка. Но можно предположить, что Савл честно и самозабвенно стремился послужить Богу так, как он понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных обид или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине, — и тогда Истина сама открылась ему. Вот Понтий Пилат, например, симпатизировал Иисусу, но отправил Его на крест, руководствуясь политическим расчетом, и говорить уже больше было не о чем.

Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова

Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова

Все изменилось в этот день для пылкого юноши. Сначала он, ослепший от удивительного видения, отправился в Дамаск, но уже совсем с другой целью — нашел там одного из христиан, Ананию, который исцелил его наложением рук. Теперь Павел уже сам проповедовал в синагогах Дамаска, что Иисус есть подлинно Сын Божий — именно за эти слова он некогда гнал христиан, именно за эти слова его потом обвинят в «изобретении христианства». Но из этой истории становится понятно, что такая проповедь давно уже звучала и в Дамаске, и в других местах, где были христиане, а Павел прославился потому, что пронес ее по множеству городов и очень подробно изложил в посланиях.

Но сначала нужно было выбраться из Дамаска: былые соратники не могли простить Павлу такой перемены, и поэтому сторожили его у городских ворот, чтобы убить, едва он выйдет из города. Местные христиане помогли: спустили его в корзине из окна дома, выходившего на городскую стену. Но вообще поначалу включиться в жизнь христианской общины ему было не так-то просто — слишком уж опасались христиане былого гонителя.

Даже до края земли

В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям).

Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27).

Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам.

Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6). Некоторые действительно принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Попробуем поставить себя на их место… Они живут среди язычников, главное, что выделяет их общину, — это неукоснительное следование Закону, данному Моисею на горе Синай, и разным обычаям предков. Стоит утратить их, думают они, и будет потеряно всё. И тут приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего у стен Иерусалима (невероятно!), и что теперь не так уже важен Закон, как принесенная Им жертва за наши грехи! Невозможно было такое терпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.

А Павел всё не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к иудаизму с его верой в Единого Бога и проповедью твердых нравственных норм. Они, тем не менее, не спешили совершать обрезание и принимать на себя все обязательства иудейской религии, и уж совершенно никак не чувствовали себя связанными всеми обычаями иудеев. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение этих обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только евреев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.

Путешествие в оковах

Последнее путешествие Павла имело конечной целью Рим, столицу величайшей империи. Павел давно хотел туда наведаться, но все не было случая, и вот однажды… Он как раз находился в Иерусалиме, куда периодически возвращался как в центр зарождающегося христианского мира: здесь была самая первая община, здесь обычно собирались апостолы. Именно здесь духовные вожди иудеев решили положить конец проповеди Павла и натравили на него толпу, обвинив его в… даже не очень понятно, в чем именно, но, во всяком случае, враги были уверены, что он заслуживает смерти.

Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова

Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова

Павел был взят под стражу командиром римского гарнизона — выглядело это скорее так, что он был взят под охрану. Тем не менее, раз против апостола было выдвинуто обвинение — значит Павла должны были судить. Его под стражей переправляли от одного местного правителя к другому, но какие-то внятные и серьезные обвинения так и не прозвучали, и все шло к тому, что Павла отпустят на свободу. По крайней мере, последний из судей, царь Ирод Агриппа, склонялся к этому — но Павел неожиданно потребовал суда у самого императора! Это была одна из привилегий римского гражданина, и никто не мог отказать ему в ней. С точки зрения обычного человека, требовать такого суда было безумием: это значило, что Павла под стражей немедленно отправят в Рим, и там он будет ждать до тех пор, пока у императора не появится время лично заняться его делом — ждать, может быть, не один год. И, разумеется, исход был совершенно непредсказуем, а все это время он оставался бы узником.

Но зато Павел прекрасно понимал: вся огромная машина римской государственности будет работать на него. Ему теперь гарантирован проезд в столицу и проживание в ней — что может быть лучше!

А оковы… что ж, он привык называть их «узами Христа» и вовсе не тяготился ими. К тому же обращение с ним было достаточно гуманным, а центурион, которому было поручено доставить Павла в Рим, проникался к нему всё большим уважением и однажды даже спас ему жизнь. Дело было так: корабль, перевозивший Павла и других узников в Италию, попал в шторм и сел на мель у берегов Мальты. Его уже разбивали волны, и охрана хотела перебить узников, чтобы они не бежали, но центурион ради Павла организовал спасательную операцию, и все остались целы. А для Павла это стало поводом проповедовать Христа еще и на Мальте!

Книга Деяний заканчивается прибытием Павла в Рим, но на этом не заканчивается история апостола. Он прожил еще два года в Риме в заключении, был освобожден, но не перестал проповедовать христианство — так что при императоре Нероне (в конце 60-х гг. н. э.) его ждал новый арест, новые обвинения и на сей раз смертная казнь. Церковь празднует память апостола Павла вместе с памятью апостола Петра 29 июня (12 июля нового стиля), признавая тем самым особую роль этих двух учителей христианства.

«Пишу вам, братие…»

Но самое интересное в апостоле Павле — его собственная личность, ведь это единственный из апостолов, кто оставил так много писем. В Новом Завете его имя носит целых 14 посланий (всех остальных книг, включая Евангелия — только 13), хотя, возможно, не все из них написаны непосредственно Павлом: так, Послание к Евреям несколько отличается и по стилю, и по содержанию от остальных. Но в любом случае, даже если что-то и было дополнено учениками, все Послания отражают характерное для апостола видение Бога и человека. Павел, кстати, собственноручно не писал писем: он диктовал секретарю, как это часто бывало в античные времена, а сам только подписывал свои письма кратким приветствием.

Некоторые из его посланий — настоящие богословские трактаты, и прежде всего — Послание к Римлянам. Именно его берут обычно за основу создатели различных трудов по богословию Нового Завета.

Но в основном послания обращены к конкретным общинам и даже отдельным людям, говорят об их особых проблемах, дают им подходящие советы.

Апостол Павел не был сухим теоретиком или морализатором, он погружался в кипение жизни, всё пропуская через сердце, ни к чему не оставаясь равнодушным. Может быть, закончить наш разговор об апостоле Павле стоит несколькими цитатами из его посланий, в которых особенно ярко видны его характер, темперамент, убеждения.

…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Флп 3:5-8, 12).

…мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор 6:9-10).

И, наконец, слова, которые могут нам объяснить, почему Павла часто называют «основателем христианства». Он вовсе ничего не «изобрел», но так говорил о себе: я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19-20).

Он показал с необычайной силой и яркостью, что это значит — быть христианином. Апостол Павел прожил действительно христианскую жизнь — и потому по его следам, как и по следам других апостолов, праведников и учителей, люди до сих пор приходят ко Христу.

Новый Завет полон пророчеств о будущем . Наиболее показателен в этом плане "Апокалипсис" святого Иоанна Богослова. Однако откровения о том, что будет; можно найти и в апостольских посланиях , и в Евангелиях.

В Евангелиях о событиях будущего говорит Сам Господь Иисус Христос. Наиболее объемной является эсхатологическая речь Спасителя, сказанная Им на горе Елеонской, сразу после исшествия Его из Иерусалимского храма и пророчества о его (храма) разрушении.

Йозеф Унтерберг (Джованни). Христос на Масличной (или Елеонской) горе. Хромолитография. XIX век. Изображения взято в открытых источниках.

Йозеф Унтерберг (Джованни). Христос на Масличной (или Елеонской) горе. Хромолитография. XIX век. Изображения взято в открытых источниках.

Понимая , что во время событий страстной седмицы Он просто не успеет предупредить учеников, Христос делает это на вершине Елеонской горы , с которой открывался прекрасный вид на храм и на Иерусалим. Там, на Елеонской горе , Иисус "наперед" говорит ученикам о том, что будет.

Эсхатологическая речь Иисуса занимает практически всю 24-ю главу Евангелия от Матфея (и всю 13-ю главу Марка). Поводом для этой речи становятся вопросы учеников. Последние задают Христу 3 вопроса : 1) "когда это будет (имеется в виду разрушение храма в Иерусалиме)"?, 2) "какой признак Твоего пришествия"? и 3) "кончины века?" (Матф.24:3).

На первый вопрос Спаситель не отвечает (то есть время разрушения храма Он не называет). Зато на два других вопроса (о признаках кончины века и Его пришествия) отвечает с исчерпывающей полнотой, начав, однако, не с первого, а с последнего (с перечисления признаков).

О времени и причинах разрушения храма можно узнать здесь: Почему в I веке от храма в Иерусалиме не осталось "камня на камне" (Матф.24:2).

Признаками кончины века у Христа становятся: 1) появление лжехристов и лжепророков , 2) войны и военные слухи, 3) восстания народов друг на друга; глады, моры и землетрясения, 4) появление болезней, 5) ненависть к христианам, 6) умножение беззакония и охлаждение любви и др.

В этой статье мы рассмотрим только первые два признака кончины века: появление лжехристов и лжепророков (наибольшее внимание уделив одному признаку - появлению лжехристов). Об их восстании Спаситель (по Матфею) говорит в двух местах 24 главы: 1) в ее начале и 2) в конце .

1) ". Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. " (Матф.24:4-5).

2) "Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки. " (Матф.24:23-24).

На первый взгляд, слова Христа вполне понятны. Он говорит о восстании самозванцев , которые присвоят себе чужое имя и статус. И придут в мир в овечьей одежде, будучи внутри хищными волками (Матф.7:15).

Однако при вдумчивом чтении возникают вопросы: 1. Кто такие эти лжехристы и лжепророки? 2. Как их опознать? 3. Когда они появятся? 4. Чем лжехристы отличаются от антихристов? 5. Как к этим лжехристам относиться? 6. Когда ожидать кончину века? Давайте разбираться.

1. Кто такие лжехристы и лжепророки? У экзегета Евфимия Зигабена "лжехристы те, которые выдают себя за Христа, а лжепророки – те, которые выдают себя за пророков" (Толкование на Евангелие от Матфея). Иначе говоря, лжехристы и лжепророки - это обманщики . Но далеко не рядовые, а глобального , мирового масштаба. Супер-мега-лжецы.

Почему? Потому что иудеи Ветхого Завета, согласно предсказаниям пророков (Ис.9:1-6; 11:1-10), постоянно уповали на лучшее будущее . Они ожидали прихода идеального царя - Машиаха (др..-евр. מָשִׁיחַ). Или « Помазанника » (это буквальный перевод еврейского слова "Машиах"). Или же Христа (это перевод еврейского слова "Машиах" на греческий язык). Согласно талмудической традиции, ожидали именно земного царя, который бы въехал в Иерусалим на белом коне , как победитель.

Зная об этом, подлинный Христос , царь Небесный; скромно въехавший в Иерусалим на осле , согласно пророчеству Захарии (Зах.9:9); предупреждает, что по Его отшествии лжехристы обязательно придут.

2. Как опознать лжехристов? Иисус дал ряд примет , по которым можно опознать самозванцев. Согласно предупреждению Христа, самозванцы , во-первых, будут говорить о себе : "Я Христос" (Матф.24:5). Во-вторых, найдут укрытие либо в " пустыне" , либо в " потаенных комнатах " (Матф. 24:26). Наконец, в-третьих, выступят отнюдь не простыми шарлатанами или фокусниками. Но, как говорит Матфей, "дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Матф.24:24).

Троицкий игумен Пантелеимон сравнивает ложные чудеса и знамения самозванцев с "чудесами" египетских жрецов (Троицкие листки игумена Пантелеимона).Эти жрецы (или маги) вполне так себе спокойно превратили свои жреческие жезлы в змей во время известного духовного состязания с пророком Моисеем при дворе египетского фараона. Цитата:

"Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями. " (Исх.7:10-12).

Справедливости ради скажем, что выиграть на состязании с Моисеем и Аароном египетским жрецам не удалось. Ибо змей , исшедший из жезла Аарона; пожрал тех змеев, которые вышли из жезлов египетских жрецов.

Проигрыш египетских чародеев в этом состязании обнаруживает главную примету всех лжемессий и лжепророков - искание собственной славы (а не славы Божией). В комментарии на духовный поединок при дворе фараона блаженный Августин Иппонский говорит, что чудеса магов и святых часто кажутся очень похожими, однако осуществляются с разной целью . Ибо первые (то есть маги) совершают чудеса, ища своей славы, а вторые (святые)- славы Божией ("О различных вопросах").

3. Когда появятся лжехристы и лжепророки? По времени лжемессии и лжепророки (о которых говорит Иисус) появились (или восстали) сразу после Его Вознесения и продолжают приходить в настоящее время.

В I веке лжемессиями стали Досифей-самарянин и Симон Волхв. Досифей-самарянин говорил о себе: "Я – Христос, которого под именем пророка предсказал Моисей" (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея). Что же касается Симона-волхва , то он, как говорят Деяния, выдавал себя за "великую силу Божию" (Деян.8:9).

В настоящее время миру являются новые лжехристы (и лжепророки). По списку, составленному профессором А. И. Осиповым , это "Кришнамурти, Порфирий Иванов, Сёко Асахара, Виссарион, Мун, Грабовой и др." (Осипов А. И. Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея).

4. Чем лжехристы отличаются от антихристов? Это совершенно разные понятия, по смыслу представляющиеся, однако, весьма похожими. Про антихристов неоднократно говорит святой Иоанн Богослов . В понимании святого Иоанна антихристы (во множественном числе) - это самые обыкновенные еретики. Они (еретики) "просто" неправильно учат о Христе. В 1 послании Иоанна антихристами называются те, кто не признает Христа Мессией и отвергает, что "Иисус есть Христос" (1Иоан.2:22). Во 2 послании антихристами именуются докеты , то есть те, кто отвергает Воплощение Иисуса и Его пришествие в мир во плоти.

5. Как следует относиться к лжехристам и лжепророкам? С величайшей осторожностью! В 4 стихе 24 главы Евангелия от Матфея Христос предупреждает: " Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас " (Матф.24:4). Иначе говоря, ложные чудеса супер-мега-обманщиков представляют реальную опасность для христиан и могут прельстить даже избранных.

Что неудивительно. Симон Волхв обольстил почти всю Самарию , пока туда не попал святой диакон Филипп (Деян.8:12). Волхв Елима, называвший себя "Вар Иисусом" (то есть сыном Иисуса), заслужил доверие проконсула Сергия Павла и собирался обольстить весь остров Кипр, да вот только был ослеплен святым апостолом Павлом (Деян.13:11).

6. Когда ожидать кончину века? С кончиной века все неоднозначно . Ибо у разных людей о ней разные представления. Ученики Христовы думали, как говорит свт. Иоанн Златоуст, "что вместе с разрушением Иерусалима будет и скончание мира". Современные христиане связывают кончину мира с закрытием храмов (все, наверно, помнят, что было год назад). У атеистов кончина мира - это новый "большой взрыв".

У Христа конец придет после всех упомянутых Им признаков кончины мира (появления лжемессий, войн, военных слухов и т. п.). Конкретно - после благовестия Евангелия всему миру. В речи на горе Иисус говорит: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Матф.24:14).

Итак, лжехристы и лжепророки - это самозванцы . Они выдают себя, когда действуют во славу свою , а не Божию. Таковых самозванцев в истории было много. Они весьма опасны, но кто предупрежден, тот вооружен.

P. S. Поскольку в Китае Евангелие до сих пор не проповедано (православная Церковь там есть, по словам иерея Дионисия Голубева, "в умственных построениях"), то о кончине мира, скорее всего, можно особо не беспокоиться. А вот беречься обольщения, конечно, все-таки нужно.

А что думаете о лжехристах и лжепророках , вы? Почему лжехристы будут прельщать даже избранных? Придет ли конец мира с просвещением Китая? Что думаете? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: