Технический регламент таможенного союза о безопасности маломерных судов нормы снабжения

Обновлено: 28.03.2024

В настоящее время на территории России и Беларуси введены ограничения на проведение работ по сертификации с международной аккредитацией. Несмотря на это, Русский Регистр в рамках принятых на себя обязательств продолжает выполнять весь комплекс работ по оценке соответствия и ищет новые пути развития для решения задач, стоящих перед нашими клиентами.

Ввиду стремительно меняющихся условий вся информация, размещаемая на официальном сайте, тщательно проверяется и актуализируется только тогда, когда мы убеждены в окончательности принятых решений и верности намеченных действий.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в центральный офис Русского Регистра или наши региональные представительства.

Технический регламент таможенного союза. О безопасности маломерных судов. Решение совета евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 33

Область применения

Настоящий ТР распространяется на выпускаемые в обращение маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, а также связанные с требованиями к ним процессы проектирования, строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидации и утилизации.

Перечень маломерных судов, спасательных средств и оборудования для маломерных судов, на которые распространяется действие ТР:

  • Маломерные суда.
  • Оборудование маломерных судов:
    • защищенное от возгорания оборудование для двигателей, устанавливаемых в корпусе, и кормовых приводных двигателей;
    • устройства защиты от пуска при включенном сцеплении для внешних двигателей;
    • рулевые колеса, механизмы управления и тросы в сборе;
    • топливные баки и шланги;
    • люки и иллюминаторы заводского изготовления.
    • Спасательные средства:
      • спасательные жилеты;
      • спасательные круги;
      • плоты спасательные.

      Действие настоящего ТР не распространяется на:

      • спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;
      • суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;
      • доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;
      • устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;
      • экспериментальные маломерные суда;
      • суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
      • прогулочные подводные лодки;
      • маломерные суда массой до 100 кг включительно.

      Формы оценки соответствия продукции:

      • классификация;
      • государственный контроль (надзор);
      • сертификация, схемы – «1с», «3с».

      Для информации

      Типовые схемы оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов приведены и описаны в Решении Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621. Каждый Технический регламент содержит исчерпывающий перечень схем подтверждения соответствия и может дополнительно содержать порядок применения таких схем.

      О БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

      ПРЕДИСЛОВИЕ

      2. Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов обеспечения свободного перемещения маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

      3. Если в отношении маломерных судов будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов, отличные, но не противоречащие требованиям, установленным настоящим техническим регламентом Таможенного союза, то маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов должны соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

      СТАТЬЯ 1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

      4. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, а также связанные с требованиями к ним процессы проектирования, строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидации и утилизации.

      Требования настоящего технического регламента Таможенного союза распространяются на маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов по перечню согласно приложению N 1.

      Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).

      5. Действие настоящего технического регламента Таможенного союза не распространяется на:

      а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;

      б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;

      в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;

      г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;

      д) экспериментальные маломерные суда;

      е) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;

      ж) прогулочные подводные лодки;

      з) маломерные суда массой до 100 кг включительно.

      6. Маломерные суда, оборудование для маломерных судов, спасательные средства, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должны соответствовать данному техническому регламенту Таможенного союза.

      СТАТЬЯ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

      7. В настоящем техническом регламенте Таможенного союза применяются следующие термины и их определения:

      живучесть маломерного судна (технического средства маломерного судна) - способность маломерного судна (технического средства маломерного судна) противостоять аварийным повреждениям, сохраняя в возможной степени свою плавучесть, эксплуатационные и мореходные качества (эксплуатационные свойства) в ситуациях, угрожающих безопасности маломерного судна, и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза;

      жизненный цикл маломерного судна (технического средства маломерного судна) - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния маломерного судна (технического средства маломерного судна) от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации (утилизации);

      классификация - форма оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, осуществляемая органом классификации маломерных судов;

      маломерное судно - судно, длиной не более 20 метров, и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения;

      машинные помещения - помещения, в которых размещены технические средства энергетической установки маломерного судна, оборудование;

      оборудование для маломерных судов - устанавливаемое на маломерные суда техническое устройство, необходимое для выполнения его основных и (или) дополнительных функций;

      орган (органы) классификации маломерных судов - организация (организации), осуществляющая полномочия органа классификации маломерных судов государства - члена Таможенного союза;

      остойчивость - способность маломерного судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия;

      проектант - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектно-конструкторскую документацию на маломерное судно;

      разряд водного бассейна - категория водных бассейнов в зависимости от их ветроволновых характеристик;

      серийно выпускаемые маломерные суда - маломерные суда промышленной постройки, объем выпуска которых составляет не менее 10 единиц одного типа в год;

      спортивные суда - суда, спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно или исключительно для занятий спортом, соревнований, тренировок, дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими видами спорта.

      судно на воздушной подушке - судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой;

      судно на подводных крыльях - судно, корпус которого при движении полностью или частично поддерживается над водой гидродинамическими силами, возникающими на погруженных в воду крыльях;

      сертификационные испытания - испытания репрезентативного образца (образцов) маломерного судна, оборудования, устанавливаемого на маломерные суда, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза типа маломерного судна или типа оборудования, устанавливаемого на маломерные суда;

      спецификационные (предусмотренные при проектировании) условия эксплуатации - состояние моря и ветра, при которых возможна безопасная эксплуатация маломерного судна;

      строитель маломерного судна - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, располагающее специальным оборудованием, оснасткой и специально подготовленным персоналом, которое строит, модернизирует, обновляет или ремонтирует маломерные суда, официально признает себя ответственным за безопасность построенного, модернизированного, обновленного или отремонтированного маломерного судна, если при эксплуатации не были нарушены ограничения, наложенные разработанным проектом либо иными документами, регламентирующими безопасную эксплуатацию маломерного судна;

      тип маломерного судна - маломерное судно с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленное одним строителем;

      техническая эксплуатация маломерных судов - комплекс организационных и технических мер, выполняемых для поддержания маломерных судов в исправном состоянии в течение всего срока их эксплуатации;

      технические средства маломерных судов - двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации маломерного судна, управления маломерным судном и его оборудованием;

      техническое обслуживание маломерных судов - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности маломерного судна, технического средства маломерного судна, иного технического объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

      уполномоченный орган государства - члена Таможенного союза - наделенный полномочиями национальный орган государства - члена Таможенного союза осуществлять классификацию и техническое наблюдение за маломерными судами;

      эксплуатант - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию маломерных судов и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза;

      эксплуатационная документация - совокупность документов, разработанных проектантом, изготовителем или эксплуатантом маломерных судов в целях обеспечения их безопасного применения по назначению и их безопасной утилизации;

      эксплуатация - стадия жизненного цикла маломерного судна, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем (проектантом), техническое обслуживание и ремонт маломерного судна без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации;

      экспериментальные маломерные суда - маломерные суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний маломерных судов и другой техники.

      СТАТЬЯ 3. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

      8. Маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза в соответствии со статьей 8 настоящего технического регламента Таможенного союза.

      Датой ввода в эксплуатацию маломерного судна является дата его государственной регистрации.

      Маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

      Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза при выпуске в обращение, являются:

      для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме классификации, - свидетельство о классификации маломерного судна;

      для маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме сертификации, - сертификат соответствия.

      СТАТЬЯ 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ, СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ И ОБОРУДОВАНИЮ ДЛЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

      9. Технические характеристики маломерных судов, выпущенных в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должны соответствовать заявленным техническим характеристикам и показателям, приведенным в сопроводительной технической документации строителя маломерного судна.

      Показатели безопасности маломерных судов не должны снижаться под воздействием внешних климатических и механических факторов, допускаемых условиями нормальной эксплуатации.

      10. На каждом маломерном судне строителем маломерного судна должна быть установлена и закреплена маркировочная табличка, которая должна содержать следующую информацию:

      а) наименование, местоположение (включая юридический адрес и страну) и фирменный знак организации - строителя маломерного судна или изготовителя;

      б) идентификационный номер по системе учета строителя маломерного судна;

      в) дату постройки маломерного судна;

      г) тип маломерного судна;

      д) номер (обозначение) проекта (при его наличии);

      е) максимальные грузоподъемность или количество людей на борту;

      ж) максимальная мощность двигателей (для маломерных самоходных судов);

      з) максимальная скорость движения (для маломерных самоходных судов);

      и) срок службы (при установлении).

      11. Требования безопасности к маломерным судам устанавливаются в зависимости от категорий сложности района плавания, в котором предполагается их эксплуатация. Перечни водных бассейнов в зависимости от разряда районов плавания устанавливаются уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза.

      Ограничения к маломерным судам по районам плавания установлены приложением N 3.

      Проектанты и строители маломерных судов должны учитывать гидрометеорологические условия в районах предполагаемой эксплуатации маломерных судов.

      12. Корпуса маломерных судов и их конструктивные элементы должны обладать прочностью и остойчивостью, позволяющей выдерживать нагрузки, которым они подвергаются в спецификационных (предусмотренных при проектировании) условиях эксплуатации.

      13. Долговечность материалов, применяемых для изготовления корпусов маломерных судов, деталей и узлов их технических средств должна соответствовать сроку их службы.

      14. Конструкция корпуса маломерного судна, размеры и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать:

      а) прочность и водонепроницаемость;

      б) остойчивость маломерного судна в соответствии с требованиями настоящего технического регламента Таможенного союза;

      в) надежность и безопасность технической эксплуатации корпусных конструкций;

      г) расположение и установку судовых технических средств, обеспечивающие их безопасную эксплуатацию и обслуживание;

      Проект*
      __________________________
      * Текст проекта представлен
      в авторской орфографии и
      пунктуации разработчика. -
      Примечание изготовителя базы данных.

      Технический регламент Таможенного союза

      "О безопасности маломерных судов"

      I. Область применения

      1. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза маломерные суда, а также связанные с ними процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидации и утилизации

      Требования технического регламента Таможенного союза распространяются на маломерные суда по перечню согласно приложению N 1.

      2. Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (здоровья) животных и растений, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно ее назначения и безопасности.

      3. Действие настоящего технического регламента Таможенного Союза не распространяется на:

      а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;

      б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;

      в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;

      г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;

      д) экспериментальные суда, если они не поступают на таможенную территорию государств - членов Таможенного союза;

      е) суда, построенные физическими и юридическими лицами для собственного использования, если они впоследствии в течение 5 лет не поступают на таможенную территорию государств - членов Таможенного союза;

      ж) каркасно-тканевые суда, суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;

      з) прогулочные подводные лодки.

      4. Материалы и изделия для маломерных судов, выпущенных в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза.

      II. Определения

      5. В настоящем техническом регламенте Таможенного союза применяются следующие термины и их определения:

      живучесть маломерного судна (технического средства маломерного судна) - способность маломерного судна (технического средства маломерного судна) противостоять аварийным повреждениям, сохраняя в возможной степени свою плавучесть, эксплуатационные и мореходные качества (эксплуатационные свойства) в ситуациях, угрожающих безопасности маломерного судна, и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза;

      жизненный цикл маломерного судна (технического средства маломерного судна) - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния маломерного судна (технического средства маломерного судна) от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации (утилизации);

      изготовитель - юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие от своего имени производство и (или) реализацию маломерных судов и ответственные за их соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза;

      изделия для маломерных судов - изделия, которыми укомплектовывается маломерное судно и без которых маломерное судно не может выполнять предназначенные ему функции: дельные вещи, мебель, технические средства маломерных судов, оборудование для обеспечения требуемых условий обитания персонала и пассажиров, охраны жизни и здоровья людей на борту маломерного судна, материалы для ремонта маломерного судна и его технических средств;

      классификация - форма, осуществляемая органом классификации маломерных судов оценки соответствия маломерных судов требованиям настоящего технического регламента;

      маломерное судно - судно, наибольшая длина которого не более 20 метров, с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек;

      машинные помещения - помещения и ведущие в них шахты, в которых расположены мастерские или размещены технические средства энергетической установки маломерного судна, оборудование;

      орган (органы) классификации маломерных судов - организация (организации), осуществляющая полномочия органа классификации маломерных судов государства - члена Таможенного союза;

      отстой маломерного судна - период, когда маломерное судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям;

      проектант - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектно-конструкторскую документацию на маломерное судно;

      разряд водного бассейна - категория водных бассейнов в зависимости от их ветроволновых характеристик;

      строитель маломерного судна - юридическое лицо, располагающее специальным оборудованием, оснасткой и специально подготовленным персоналом, которое строит, модернизирует, обновляет или ремонтирует маломерные суда, официально признает себя ответственным за безопасность построенного, модернизированного, обновленного или отремонтированного маломерного судна, если при эксплуатации не были нарушены ограничения, наложенные разработанным проектом либо иными документами, регламентирующими безопасную эксплуатацию маломерного судна;

      техническая эксплуатация маломерных судов - комплекс организационных и технических мер, выполняемых для поддержания маломерных судов в исправном состоянии в течение всего срока их эксплуатации;

      технические средства маломерных судов - двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации маломерного судна, управления маломерным судном и его оборудованием;

      техническое обслуживание маломерных судов - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности маломерного судна, технического средства маломерного судна, иного технического объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

      уполномоченный орган государства - члена Таможенного союза - наделенный полномочиями национальный орган государства - члена Таможенного союза осуществлять классификацию и техническое наблюдение за маломерными судами;

      эксплуатант - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию маломерных судов и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза;

      эксплутационная документация - совокупность документов, разработанных проектантом, изготовителем или эксплуатантом маломерных судов в целях обеспечения их безопасного применения по назначению и их безопасной утилизации;

      эксплуатация - стадия жизненного цикла маломерного судна, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем (проектантом), техническое обслуживание и ремонт маломерного судна без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации.

      III. Правила обращения на рынке

      6. Обращение маломерных судов на единой таможенной территории Таможенного союза возможно только после подтверждения их соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, требования которых на них распространяются.

      7. Маломерные суда, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должно быть маркировано знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

      IV. Требования безопасности к маломерным судам

      8. Технические характеристики маломерных судов, выпущенных в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должны соответствовать заявленным техническим характеристикам и показателям, приведенным в сопроводительной технической документации изготовителя.

      9. Маломерные суда должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в настоящей статьи и приложении N 2 в течение всего периода эксплуатации, при условии выполнения требований, установленных в сопроводительной технической документации изготовителя.

      10. На каждом маломерном судне строителем маломерного судна или изготовителем должна быть установлена и прочно закреплена маркировочная табличка, которая должна содержать следующую информацию:

      а) наименование, местоположение (включая юридический адрес и страну) и фирменный знак организации - строителя маломерного судна или изготовителя;

      б) идентификационный номер по системе учета строителя (изготовителя) маломерного судна;

      в) дату постройки маломерного судна;

      г) тип маломерного судна;

      д) номер (обозначение) проекта (при его наличии);

      е) максимальная грузоподъемность или пассажировместимость;

      ж) максимальная мощность двигателей (для маломерных самоходных судов);

      з) максимальная скорость движения (для маломерных самоходных судов);

      и) срок службы (при установлении).

      11. Требования безопасности маломерных судов устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна и района плавания, в котором предполагается их эксплуатация. Перечни водных бассейнов в зависимости от их разряда и их районов плавания устанавливаются национальным органом государства - члена Таможенного союза, уполномоченным на утверждение перечней водных бассейнов.

      Ограничения к маломерным судам по районам плавания установлены приложением N 3.

      Проектанты и строители маломерных судов должны учитывать гидрометеорологические условия в районах предполагаемой эксплуатации маломерных судов.

      12. Корпуса маломерных судов и их конструктивные элементы должны обладать прочностью и устойчивостью, позволяющей выдерживать нагрузки, которым они подвергаются в спецификационных (предусмотренных при проектировании) условиях эксплуатации.

      13. Долговечность материалов, применяемых для изготовления корпусов маломерных судов, деталей и узлов их технических средств должна соответствовать сроку их службы.

      14. Конструкция корпуса маломерного судна, размеры и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать:

      а) прочность и водонепроницаемость;

      б) допускаемые действующими нормативно-методическими указаниями параметры вибрации;

      в) остойчивость маломерного судна в соответствии с требованиями настоящего технического регламента;

      г) надежность, удобство и безопасность технической эксплуатации корпусных конструкций;

      д) расположение и установку судовых технических средств, обеспечивающие их безопасную эксплуатацию и обслуживание;

      е) предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатации и минимизацию загрязнения окружающей среды при авариях.

      15. Маломерные суда должны быть остойчивыми и непотопляемыми во всех случаях нагрузки, соответствующих спецификационным условиям их эксплуатации, предусмотренных проектами.

      16. Корпус и надстройки маломерного судна должны обладать достаточной прочностью, чтобы обеспечить безопасность находящихся на маломерном судне людей и грузов при его эксплуатации в водном бассейне соответствующего разряда. Для постройки корпусов допускается использовать следующие материалы: сталь, алюминий (его сплавы), дерево, стеклопластик, водонепроницаемые ткани. Корпус маломерного судна может быть изготовлен как из одного, так и из композиции нескольких материалов. Использование для постройки корпуса маломерного судна иных материалов допускается после согласования с уполномоченными национальными органами государств - членов Таможенного союза.

      17. Конструкция корпуса маломерного судна, изготовленного из металла, дерева и стеклопластика, рассчитанного для плавания в районах IV категории сложности 1-3 разрядов, должна предусматривать наличие набора, для маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах IV категории сложности 4-5 разрядов, - допускается безнаборная конструкция.

      Конструкция корпуса маломерного судна, изготовленного из водонепроницаемых тканей, для надувных маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах IV категорий сложности 1 разряда, должна предусматривать наличие жесткого днища.

      18. Фундаменты маломерных судов под главные двигатели, вспомогательные механизмы, передачи и устройства маломерных судов должны обеспечивать надежность их крепления при эксплуатации в любых условиях обстановки в районах плавания соответствующих разрядов.

      Высота транцев или выносных кронштейнов глиссирующих маломерных судов с подвесными лодочными моторами должна быть не менее 380 миллиметров. При наличии подмоторной ниши (рецесса) - в ней должны предусматриваться шпигаты.

      19. Маломерные суда должны иметь рулевые устройства или иные средства управления маломерными судами, обеспечивающие им необходимую маневренность.

      Несамоходные и гребные маломерные суда указанными устройствами допускается не оборудовать.

      При наличии на маломерных судах дистанционного рулевого управления должен предусматриваться аварийный рулевой привод, воздействующий непосредственно на баллер, либо сектор рулевого устройства.

      Самоходные маломерные суда с подвесными лодочными моторами мощностью 22,1 кВт и более должны быть оборудованы рулевым дистанционным управлением мотором в соответствии с требования изготовителя.

      20. На всех маломерных судах должны предусматриваться швартовые устройства, обеспечивающие их надежное закрепление у причальных сооружений или бортов других судов и возможность надежного крепления буксирного каната (троса).

      21. Все маломерные суда должны иметь устройства, обеспечивающие безопасную буксировку этих судов другим судном при сильном ветре и волнении в разрешенном для этого судна районе плавания.

      Буксирное устройство маломерного судна должно обеспечивать буксировку других аналогичных ему по водоизмещению или меньшего по тоннажу судна своими штатными средствами с помощью собственных движителей.

      Количество и номенклатура механизмов (изделий) буксирного устройства маломерного судна, а также расположение их на маломерном судне определяется при его проектировании в соответствии с конструктивными особенностями корпуса, спецификой его палубного оборудования и назначением маломерного судна.

      22. Маломерные суда должны быть спроектированы и построены так, чтобы с учетом типа, назначения маломерных судов и условий их эксплуатации минимизировать риск падения человека за борт и упростить процесс его поднятия из воды на борт.

      Для защиты пассажиров и экипажа от опасности падения за борт на маломерных судах предусматриваются ограждения (фальшборт или леерное устройство), поручни, переходные мостики, сходные трапы.

      Нормы снабжения маломерного судна: какие спасательные средства и сколько ракет должно быть в лодке

      Нормы снабжения маломерных судов определены приложением № 5 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».

      Так, суда, эксплуатируемые на внутренних водных путях, обязаны иметь на борту:

      1. По одному спасательному жилету на каждого человека, находящегося на борту. Однако, если судно относится к 4 категории сложности 5 разряда плавания (удаление от берега или места убежища до 500 метров), допускается их замена на спасательные нагрудники;

      2. Для судов наибольшей длиной корпуса до 6 метров — спасательный круг или спасательное кольцо с линем, для судов наибольшей длиной корпуса от 6 до 12 метров — спасательный круг, для судов наибольшей длиной корпуса от 12 до 20 метров — один спасательный круг с самозажигающимся буйком и один спасательный круг со спасательным линем.

      Нормы снабжения спасательными и сигнальными средствами маломерных судов морских районов плавания следующие:

      1. По одному спасательному жилету и теплозащитному средству на каждого человека, находящегося на борту;

      2. Спасательные круги 2 штуки — если на борту до 8 человек, а 3 штуки — если на борту от 8 до 12 человек;

      3. Один огонь поиска на спасательном круге;

      4. Один плавучий якорь на спасательном круге;

      5. Лини спасательных кругов длиной не менее 20 метров — 1-2 штуки;

      6. Парашютные ракеты красного цвета — 3 штуки;

      7. Фальшфейеры - 4 штуки белого цвета и 4 штуки красного цвета.

      Согласно ст. 10 Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ (утверждены приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487) (далее — Правила) применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

      Статья 11 указанных Правил предусматривает случаи, когда при плавании люди должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

      а) находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах); ,

      б) находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

      в) находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

      г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

      Несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», относится к неисправностям судна, с которыми запрещена его эксплуатация, что согласно ч. 3 ст. 11.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в размере от 15000 до 20000 рублей.

      Приморско-Ахтарское отделение ГИМС МЧС призывает законопослушных судоводителей неукоснительно соблюдать Правила пользования маломерными судами и административное законодательство России.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: