Подготовка прокурора к участию в рассмотрении уголовных дел в суде

Обновлено: 25.04.2024

2.1. Задачи и цели подготовки прокурора к участию в рассмотрении уголовных дел судом.

2.2. Основы организации подготовки государственного обвинителя к участию в судебном процессе.

2.3. Содержание и методика подготовки прокурора к участию в рассмотрении судами уголовных дел.

2.4. Планирование участия прокурора в судебном заседании.

2.1. Задачи и цели подготовки прокурора к участию в рассмотрении уголовных дел судом

Приказ Генпрокурора РФ от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судеб­ных стадиях уголовного судопроизводства» предписывает заместителям Генерального прокурора, территориальным и специализированным прокурорам всех уровней считать участие в рассмотрении уголовных дел в суде важнейшей функцией прокуратуры. Данное обстоятельство вытекает из требований действующего законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного или частно-публичного обвинения; при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора, а также в случае признания мировым судьей обязательным участие прокурора по делу, возбужденному потерпевшим (ст. 318 ч. 8 УПК РФ).

Требование об обязательном участии прокурора не ограничиваются судом первой инстанции. Аналогичная обязанность существует и в отношении участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами апелляционной (ст. 389.12 ч. 1 п. 1 УПК РФ), кассационной (ст. 401.13 ч. 2 УПК РФ) и надзорной инстанций (ст. 412.10 ч. 3 УПК РФ).

Жесткие требования предъявляются к руководителям территориальных и специализированных прокуратур всех уровней. Названный ранее приказ Генерального прокурора РФ № 465 обязывает руководителей назначать государственных обвинителей заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к судебному разбирательству. Поручения о поддержании государственного обвинения надлежит давать подчиненным прокурорам в письменной форме. В необходимых случаях предписывается создавать группы государственных обвинителей. Помимо этого, вменяется в обязанность руководителей прокуратур городов, районов и субъектов РФ лично поддерживать государственное обвинение.

Серьезные требования предъявляются и к государственным обвинителям, которым:

  • предписывается учитывать, что отказ от уголовного преследования невиновных и их реабилитация в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и поддержание обоснованного обвинения (п. 1 приказа № 465).
  • при оценке качества и эффективности участия прокурора в судебном рассмотрении дела следует исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленные активность, профессионализм, принципиальность и объективность в отстаивании своей позиции (п. 36 приказа № 465).
  • предписывается заблаговременно готовиться к судебному заседанию, беспристрастно оценивать, совокупность имеющихся доказательств, продумывать тактику своих действий. В необходимых случаях ходатайствовать перед судом о предоставлении времени для подготовки и обоснования своей позиции (п. 5 приказа № 465).

Реализация столь жестких требований возможна лишь при условии надлежащей подготовки прокурора к участию в судебном разбирательстве. Вместе с тем, к ак показывает практика, далеко не все государственные обвинители уделяют должного внимания подготовке к участию в судебном разбирательстве. Причины такой ситуации лежат либо в ошибках в управлении, когда горрайпрокуроры не могут оптимально распределить служебные обязанности между работниками прокуратуры, организовать планомерную работу коллектива, что приводит к большой загруженности (у государственного обвинителя нет возможности ознакомиться с материалами уголовного дела), либо из-за ошибок самого работника, недооценившего свои возможности и опыт, полагавшего войти в курс дела непосредственно в ходе судебного заседания имея на руках только материалы надзорного производства.

В этой связи следует согласиться с позицией В. А. Лазаревой, указавшей на то, что «пассивность прокуроров в судебном разбирательстве отмечают 70% федеральных судей районного звена. По этой причине исследование доказательств, а по сути, бремя доказывания обвинения, часто приходится принимать на себя самим судьям».

Если не уделять стадии подготовки надлежащего внимания, то непосредственно перед судебным разбирательством прокурор не сможет оценить в полном объеме и надлежащим образом всю совокупность информации, а значит, не сможет успешно решить стоящие перед ним задачи, например, сориентироваться в заявленных ходатайствах и дать квалифицированное заключение, предложить наиболее рациональный, оптимальный порядок исследования доказательств.

Таким образом, в ходе подготовки к участию в судебном процессе прокурор должен на основании изучения и оценки определенной полученной информации решить комплекс задач, которые можно сформулировать следующим образом.

В связи с этим следует обратить внимание на то, что заблаговременная подготовка государственного обвинителя к судебному заседанию имеет исключительное значение в работе прокурора поскольку именно на этой стадии прокурор должен получить и проанализировать имеющуюся информацию и на этой основе разработать стратегию и тактику своего участия в суде. В ином случае прокурор не сможет полноценно и активно участвовать в исследовании доказательств, реагировать на заявления и ходатайства стороны защиты, своевременно заявлять свои ходатайства.

О. Н. Коршунова подчеркивает, что «Государственный обвинитель сначала должен оценить имеющуюся в материалах уголовного дела информацию, затем — прогнозировать динамику процесса познания и далее — проанализировать, какая информация и какими законными способами может и должна быть исследована в суде, какая необходимая дополнительная информация и из каких источников получена, какие ходатайства и когда именно для этого должны быть заявлены, какие аргументы приведены для принятия решения судом об удовлетворении указанных ходатайств, в рамках каких судебных действий указанная информация может быть исследована судом».

По мнению О. Н. Коршуновой на основании изучения и оценки всей совокупности информации по уголовному делу для достижения цели подготовки к участию в судебном разбирательстве, государственный обвинитель должен решить целый комплекс задач:

1. Проверить соблюдение формальных, процессуальных правил, нарушение которых препятствует слушанию дела в принципе;

2. Уяснить следственную модель происшедшего (т. е. каковы, по мнению органа расследования, обстоятельства совершения преступления);

3. Проверить соблюдение принципа законности в ходе расследования, правильность оценки следователем собранных доказательств (их относимость, допустимость, достоверность и достаточность), правильность сделанных выводов. Установить наличие и характер пробелов предварительного расследования;

4. Решить вопрос о правильности квалификации содеянного;

5. Определить, имеются ли основания для проведения предварительного слушания и, при наличии оснований, спланировать участие в нем;

6. Спланировать участие в судебном процессе.

Следует отметить, что основные задачи, подлежащие решению государственным обвинителем, носят поисково-познавательный характер. Разноплановый характер и большой объем решаемых задач определяют и круг объектов изучаемых прокурором, а также средства, с помощью которых прокурор их изучает. К объектам познания можно отнести: обстоятельства происшедшего; криминалистическую характеристику преступления; обстоятельства, подлежащие доказыванию; личность подсудимого и потерпевшего.

К средствам познания относят непосредственные источники информации: письменные источники — документы (материалы уголовного дела, материалы ОРД, надзорное производство), законодательство РФ, судебная практика, специальная литература; информация от субъекта — следователя, сотрудника органа дознания, эксперта, потерпевшего, свидетеля и пр.

В юридической литературе принято выделять следующие этапы подготовки государственного обвинителя к участию в рассмотрении уголовного дела в суде:

1) изучение материалов надзорного производства;

2) изучение и анализ материалов уголовного дела, составление схем, выписок, таблиц, а также копирование отдельных процессуальных документов;

3) изучение нормативных правовых актов, решений Конституционного суда РФ, постановлений Пленума Верховного суда РФ, обзоров судебной практики, а также специальной методической литературы;

4) разработка позиции стороны обвинения по уголовному делу, прогнозирование вариантов позиции стороны защиты;

5) взаимодействие со следователем и сотрудниками органов дознания, беседа с потерпевшими, свидетелями стороны обвинения, специалистами, экспертами и иными участниками процесса;

6) комплексное планирование своей деятельности по поддержанию государственного обвинения с учетом отдельных этапов судебного разбирательства.

2.2. Основы организации подготовки государственного обвинителя к участию в судебном процессе

Государственное обвинение считается возбужденным с момента утверждения прокурором обвинительного заключения. Подготовка же к государственному обвинению фактически начинается с назначения государственного обвинителя.

Порядок назначения государственных обвинителей процессуально не урегулирован, поскольку данные действия носят организационный характер деятельности органов прокуратуры. Поэтому вполне логично, что отдельные действия по назначению государственного обвинителя регламентированы ведомственными нормативными актами.

В пункте 4 приказа Генпрокурора РФ от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» указано, что поручения о поддержании государственного обвинения следует давать подчиненным прокурорам в письменной форме. Следует отметить, что ранее существовала практика, когда поручения давались в виде резолюций на титульном листе надзорного производства. К сожалению, в настоящее время, несмотря на приказ Генерального прокурора РФ, значительная часть письменных поручений о поддержании государственного обвинения составляется горрайпрокурорами «задним числом», перед проверками надзорных производств вышестоящими прокурорами.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Учебное пособие

Курс лекций подготовлен коллективом кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и предназначен для использования в учебном процессе студентами, обучающимися по направлению «Юриспруденция» по программе бакалавриата.
В данном курсе рассматриваются теоретические, правовые и организационно-практические вопросы подготовки и участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
Особое внимание уделено освещению вопросов подготовки и тактики представления прокурором доказательств в судебном следствии, их исследованию наряду с доказательствами защиты, участию в судебных прениях. Содержание курса ориентировано на прочное усвоение студентами их обязанности в будущей практической деятельности всемерно содействовать суду в вынесении законного, обоснованного и справедливого решения по уголовному делу, объективности в оценке доказательств, недопустимости проявления обвинительного уклона при выполнении возложенной на них функции.
Усвоению содержания курса поможет использование контрольных вопросов для самопроверки знаний по каждой теме, изучение и усвоение дополнительно рекомендуемой литературы.
Законодательство приведено по состоянию на июнь 2018 г.
Рекомендуется для студентов, аспирантов, научных и педагогических работников.

 Усачев А.А.; под ред. Исаенко В.Н. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Учебное пособие

Усачев А.А.; под ред. Исаенко В.Н. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Учебное пособие

Усачев А.А.; под ред. Исаенко В.Н. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Учебное пособие

Курс лекций подготовлен коллективом кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и предназначен для использования в учебном процессе студентами, обучающимися по направлению «Юриспруденция» по программе бакалавриата.
В данном курсе рассматриваются теоретические, правовые и организационно-практические вопросы подготовки и участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
Особое внимание уделено освещению вопросов подготовки и тактики представления прокурором доказательств в судебном следствии, их исследованию наряду с доказательствами защиты, участию в судебных прениях. Содержание курса ориентировано на прочное усвоение студентами их обязанности в будущей практической деятельности всемерно содействовать суду в вынесении законного, обоснованного и справедливого решения по уголовному делу, объективности в оценке доказательств, недопустимости проявления обвинительного уклона при выполнении возложенной на них функции.
Усвоению содержания курса поможет использование контрольных вопросов для самопроверки знаний по каждой теме, изучение и усвоение дополнительно рекомендуемой литературы.
Законодательство приведено по состоянию на июнь 2018 г.
Рекомендуется для студентов, аспирантов, научных и педагогических работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Учебное пособие" ( Исаенко В.Н., Ищенко П.П., Колесников Е.В., Майдыков А.А., Усачев А.А.; под ред. Исаенко В.Н. ) охраняются законодательством!

Государственный обвинитель – это должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства в суде обвинение по уголовному делу.

В основе современного уголовного судопроизводства лежит конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст. 123 Конституции РФ). Принцип состязательности заключается в том, что один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. В соответствии с положениями закона прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является функция уголовного преследования.

На досудебных стадиях уголовного процесса уголовное преследование осуществляется в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях- в форме поддержания государственного обвинения.

Уголовно-процессуальный закон требует от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство гособвинителя в представлении доказательств являются решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Государственные обвинителя назначаются заблаговременно, чтобы обеспечить тщательное изучение уголовного дела. По наиболее сложным делам могут создаваться группы государственных обвинителей, с распределением их обязанностей в соответствии с особенностями уголовного дела.

Стадия подготовки к судебному заседанию является важным этапом уголовного судопроизводства и начинается с изучения материалов дела, где разрешается вопрос о возможности рассмотрения дела судом первой инстанции, выясняются обстоятельства, препятствующие дальнейшему движению производства по уголовному делу. На этой стадии государственным обвинителем проверяется законность и обоснованность следственных действий, проведенных на досудебном этапе, разрешаются вопросы организационно-правового характера, позволяющие провести судебное заседание без волокиты, с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Государственный обвинитель анализирует процессуальные документы на предмет законности проведенных процессуальных действий, исследует все доказательства, отсылка к которым указывается в обвинительном заключении. На совокупности имеющихся доказательств прокурор строит свое обвинение и делает вывод о степени фактической доказанности обстоятельств по уголовному делу.

Дополнительно государственный обвинитель знакомится с соответствующими нормами законодательства, постановлениями Пленума Верховного Суда, методической литературой. Тактика исследования доказательств в ходе судебного следствия продумывается заранее.

Судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, им определяется очерёдность предоставления доказательств. Первой доказательства предоставляет сторона обвинения, затем – сторона зашиты. Прокурор может ходатайствовать о вызове дополнительных свидетелей, экспертов, назначении экспертизы, истребовании вещественных доказательств и документов, производстве любых следственных действий, об исключении тех или иных доказательств, которые, по его мнению, получены в нарушение закона, и т.д.

После окончания судебного следствия суд переходит к судебным прениям, которые состоят из речей государственного обвинителя и защитника. В прениях также могут участвовать потерпевший и его представитель, гражданские истец и ответчик, а также подсудимый.

Произнесение судебной речи в прениях для гособвинителя является его обязанностью, от которой он не имеет права отказаться.

В обвинительной речи прокурора отражается общий характер совершенного преступления и степень его общественной опасности, излагаются фактические обстоятельства совершенного преступления, анализ и оценка доказательств, исследованных в ходе судебного следствия, анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, указание на квалификацию преступлений, оценка свойств личности подсудимого, предложения о мере уголовного наказания, порядке разрешения гражданского иска. При определении своей позиции о виде и размере наказания прокурор руководствуется требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учётом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание, назначении дополнительного наказания, возмещения причинённого материального ущерба, компенсации морального вреда.

Прокурор не поддерживает обвинение во что бы то ни стало. В своем решении он обязан руководствоваться обстоятельствами дела, сложившимися в суде. При этом он исходит из своего внутреннего убеждения и вправе в соответствующих случаях отказаться от обвинения частично или даже полностью.

Прокурор участвует в пересмотре приговора судом апелляционной инстанции, которым проверяется законность не вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам и сам вправе оспорить в апелляционном порядке любое судебное решение путем внесения апелляционного представления.

Суд кассационной инстанции рассматривает жалобы и кассационные представления прокурора на судебные решения, вступившие в законную силу. Участие прокурора в суде кассационной инстанции также обязательно.

Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением прокуратуры Оренбургской области

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

11 октября 2021, 10:30

Особенности деятельности государственных обвинителей

Государственный обвинитель – это должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства в суде обвинение по уголовному делу.

В основе современного уголовного судопроизводства лежит конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст. 123 Конституции РФ). Принцип состязательности заключается в том, что один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. В соответствии с положениями закона прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является функция уголовного преследования.

На досудебных стадиях уголовного процесса уголовное преследование осуществляется в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях- в форме поддержания государственного обвинения.

Уголовно-процессуальный закон требует от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство гособвинителя в представлении доказательств являются решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Государственные обвинителя назначаются заблаговременно, чтобы обеспечить тщательное изучение уголовного дела. По наиболее сложным делам могут создаваться группы государственных обвинителей, с распределением их обязанностей в соответствии с особенностями уголовного дела.

Стадия подготовки к судебному заседанию является важным этапом уголовного судопроизводства и начинается с изучения материалов дела, где разрешается вопрос о возможности рассмотрения дела судом первой инстанции, выясняются обстоятельства, препятствующие дальнейшему движению производства по уголовному делу. На этой стадии государственным обвинителем проверяется законность и обоснованность следственных действий, проведенных на досудебном этапе, разрешаются вопросы организационно-правового характера, позволяющие провести судебное заседание без волокиты, с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Государственный обвинитель анализирует процессуальные документы на предмет законности проведенных процессуальных действий, исследует все доказательства, отсылка к которым указывается в обвинительном заключении. На совокупности имеющихся доказательств прокурор строит свое обвинение и делает вывод о степени фактической доказанности обстоятельств по уголовному делу.

Дополнительно государственный обвинитель знакомится с соответствующими нормами законодательства, постановлениями Пленума Верховного Суда, методической литературой. Тактика исследования доказательств в ходе судебного следствия продумывается заранее.

Судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, им определяется очерёдность предоставления доказательств. Первой доказательства предоставляет сторона обвинения, затем – сторона зашиты. Прокурор может ходатайствовать о вызове дополнительных свидетелей, экспертов, назначении экспертизы, истребовании вещественных доказательств и документов, производстве любых следственных действий, об исключении тех или иных доказательств, которые, по его мнению, получены в нарушение закона, и т.д.

После окончания судебного следствия суд переходит к судебным прениям, которые состоят из речей государственного обвинителя и защитника. В прениях также могут участвовать потерпевший и его представитель, гражданские истец и ответчик, а также подсудимый.

Произнесение судебной речи в прениях для гособвинителя является его обязанностью, от которой он не имеет права отказаться.

В обвинительной речи прокурора отражается общий характер совершенного преступления и степень его общественной опасности, излагаются фактические обстоятельства совершенного преступления, анализ и оценка доказательств, исследованных в ходе судебного следствия, анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, указание на квалификацию преступлений, оценка свойств личности подсудимого, предложения о мере уголовного наказания, порядке разрешения гражданского иска. При определении своей позиции о виде и размере наказания прокурор руководствуется требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учётом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание, назначении дополнительного наказания, возмещения причинённого материального ущерба, компенсации морального вреда.

Прокурор не поддерживает обвинение во что бы то ни стало. В своем решении он обязан руководствоваться обстоятельствами дела, сложившимися в суде. При этом он исходит из своего внутреннего убеждения и вправе в соответствующих случаях отказаться от обвинения частично или даже полностью.

Прокурор участвует в пересмотре приговора судом апелляционной инстанции, которым проверяется законность не вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам и сам вправе оспорить в апелляционном порядке любое судебное решение путем внесения апелляционного представления.

Суд кассационной инстанции рассматривает жалобы и кассационные представления прокурора на судебные решения, вступившие в законную силу. Участие прокурора в суде кассационной инстанции также обязательно.

Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением прокуратуры Оренбургской области

УПК РФ Статья 246. Участие обвинителя

1. Участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно.

2. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

(в ред. Федеральных законов от 12.04.2007 N 47-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший.

4. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

5. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

6. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных интересов, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.10.2009 N 244-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел, как уже отмечалось, регулируется прежде всего ст. 35 Закона о прокуратуре. Однако эта норма имеет отсылочный характер, так как в п. 1 этой статьи указано, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным (в данном случае уголовно-процессуальным) законодательством РФ и другими федеральными законами. Из этого следует, что основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ.
Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации. Среди конкретных можно выделить две основные задачи. Ими являются: во-первых, обеспечение законности и обоснованности государственного обвинения (п. 4 ст. 37 УПК РФ); во-вторых, обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел. Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда частных, более узких задач. В их числе можно назвать в первом случае организацию участия прокурора в суде, обеспечение участия наиболее квалифицированного государственного обвинителя, обеспечение тщательной подготовки к судебному рассмотрению уголовного дела и т.д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность апелляционного и кассационного обжалования правовых актов, принятых судом по уголовному делу; обеспечение квалифицированного составления апелляционных, кассационных и надзорных представлений, участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряд других.

Действующее законодательство — Закон о прокуратуре и УПК РФ предусматривают два основных вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении:
1) собственно участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции;
2) надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу. Каждый из этих видов деятельности прокурора осуществляется в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Ввиду довольно существенного различия функций и полномочий прокурора в названных стадиях судопроизводства, рассмотрим каждую из них по отдельности.

Участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
Как известно, уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, в районных, городских судах, в судах субъектов РФ и в Верховном Суде РФ. Начинается рассматриваемая деятельность прокурора с того, что, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт, он в соответствии со ст. 222, 226 УПК РФ направляет дело в суд, которомуоно подсудно. Одновременно с этим обвиняемому вручается копия обвинительного заключения. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют. О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей.
Основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре и п. 1 ст. 37 УПК РФ осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Важно подчеркнуть, что, поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной — защитой — правами. Эти права определены прежде всего в ст. 246 УПК РФ.

Согласно ее требованиям прокурор, участвующий в судебном разбирательстве и поддерживающий государственное обвинение, представляет доказательства и принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Нетрудно убедиться, что перечисленные в ст. 246 УПК РФ полномочия прокурора соответствуют полномочиям, предоставленным законом (ст. 244) защите.

Из этого следует, что прокурор в судебном разбирательстве не осуществляет иных, кроме названных, функций, в том числе и функций надзора. Этот вывод полностью подкрепляется и положениями реализованной в новом УПК РФ концепции судебной реформы, провозгласившей и утверждающей принцип состоятельности судебного процесса.
В стадии предварительного слушания прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, В связи с решением указанных вопросов прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства.В подготовительной части судебного заседания прокурор может заявить ходатайство об отводе составу суда, высказывает свое мнение об аналогичном ходатайстве, заявленном другой стороной, заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ. Прокурор высказывает свое мнение о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников данного судопроизводства. Исключительно важное значение имеет активное участие прокурора в судебном следствии. Значимость участия прокурора на этом этапе судопроизводства повышается в связи с введением в последние годы новых форм судопроизводства, а именно суда присяжных, при котором бремя доказывания полностью возлагается на сторону обвинения.

В процессе судебного следствия прокурор обязан представить объективно и полно исследовать все доказательства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение. При этом прокурор определяет порядок исследования доказательств в суде, очередности допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов; участвует в осмотре вещественных доказательств, местности и помещений и т.п.
На основании исследования всех этих доказательств прокурор должен убедиться в их достаточности для вынесения подсудимому обвинительного приговора. В противном случае прокурор в конце судебного следствия должен заявить ходатайство о дополнении судебного следствия, в котором указать, какие доказательства необходимо дополнительно исследовать в судебном заседании. При этом прокурор указывает на доказательства, уже бывшие предметом судебного исследования, либо новые доказательства, которые судом еще не исследовались.
Выполняемая прокурором функция уголовного преследования наиболее полное и яркое выражение находит в обвинительной речи прокурора. В ней дается краткая характеристика фабулы дела, общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, доказательств вины подсудимого в совершенном преступлении, причин и условий, способствовавших совершению преступления. В обвинительной речи прокурор обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказывает свое предложение относительно меры наказания. Важно отметить, что прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, в частности, выступая в судебных прениях с речью, руководствуется не только требованиями закона, но и внутренним убеждением. Поэтому, если он в процессе судебного следствия и рассмотрения всех материалов дела в суде придет к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтвердилось, то в соответствии с п. 7 ст. 246 УПК РФ обязан отказаться полностью или частично от обвинения. При полном отказе от обвинения обвинительной речи, естественно, быть не может. Прокурор, в зависимости от конкретных материалов дела и результатов судебного следствия, подробно изложив основания и мотивы отказа от обвинения, может заявить ходатайство о возвращении дела на дополнительное расследование либо о прекращении дела. После выступления в прениях представителя защиты и других участников судебного процесса прокурор согласно п. 6 ст. 292 УПК РФ может выступить еще раз с репликой. В ней обычно прокурор уточняет свою уже высказанную позицию, в случае необходимости приводит дополнительные доводы к своей речи обвинителя.

Изложенный выше общий порядок участия прокурора в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции применяется в любом звене системы судов общей юрисдикции, т.е. в районных и городских судах; в судах субъекта РФ, в Верховном Суде РФ.
После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию — надзор за законностью приговоров, определений или постановлений суда, не вступивших в законную силу.

Правовой основой прокурорского надзора за законностью приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел и не вступивших в законную силу, является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ. Функция надзора в данном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда, не вступившие в законную силу. Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и п. 4 ст. 354 УПК РФ государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.

В ст. 354 УПК РФ подчеркивается, что прокурор вправе обжаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каждый приговор согласно ст. 297 УК РФ должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требований влечет для прокурора не только право, но и обязанность обжаловать каждый такой приговор. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может отозвать представление до начала рассмотрения его в вышестоящем суде (п. 3 ст. 359 УПК РФ).

В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 355 УПК РФ).

При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК РФ устанавливает, что представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд. Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются основания принесения представления и полной или частичной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нарушение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость назначенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора.
Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК РФ.
По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК РФ прокурор в кассационной инстанции обосновывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 377 УПК РФ после открытия судебного заседания и доклада дела одним из членов суда, прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора. Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор после выступления представителя осужденного, потерпевшего или иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, высказывает свое мнение относительно обоснованности жалобы.

В процессе участия в кассационном рассмотрении дела прокурор имеет право знакомиться с дополнительными материалами, представленными суду, заявлять ходатайства, представлять дополнительные материалы в обоснование представления. Определение кассационной инстанции по рассмотренному делу окончательно. В случае несогласия прокурора оно может быть обжаловано лишь в порядке надзора.

Оспаривание приговоров, определений и постановлений вступивших в законную силу
Правовой основой деятельности прокурора по оспариванию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений, суда по уголовному делу является п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре. В соответствии с этой нормой прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу и принести надзорное представление, если сочтут, что они незаконны или необоснованны. Если обжалование таких приговоров, определений, постановлений не входит в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением о вынесении представления к вышестоящему прокурору. Более подробно обжалование прокурором приговоров, определений и постановлений регламентировано в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 402—405, 407, 411, 412 УПК РФ). По смыслу закона обжалование в порядке надзора имеет исключительный характер. Поэтому в законе четко перечислены суды, имеющие право рассматривать надзорные жалобы и представления. Согласно смысла ст. 403 УПК РФ право на принесение надзорных представлений в порядке надзора имеют: а) Генеральный прокурор РФ и его заместители на приговоры, определения и постановления любого суда РФ за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ; б) прокурор субъекта РФ на приговор и определение районного (городского) народного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Исключительность надзорного обжалования подчеркивается и ст. 405 УПК РФ. В соответствии с ее требованиями обжалование и последующий пересмотр приговора, определения или постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела не допускается.

Надзорное представление на вступившие в силу незаконные приговор, определение или постановление районного (городского) суда, кассационное определение суда субъекта РФ приносится в президиум суда субъекта РФ и там рассматривается. Представления на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами РФ, на постановления судей судов субъектов РФ, если эти приговоры, определения и постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ на постановления президиумов судов субъектов РФ, приносятся Генеральным прокурором РФ (или его заместителем) в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Представления на вступившие в законную силу определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ приносятся Генеральным прокурором РФ в Президиум Верховного Суда РФ.

Для решения вопроса о внесении надзорного представления на вступивший в законную силу приговор, определения или постановления суда прокурор, имеющий право на принесение надзорного представления, может в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело. Районный (городской) прокурор также имеет право истребовать любое дело, но в случаях необходимости принесения представления в порядке надзора он входит с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору. Если прокурор, изучив истребованное дело, не находит оснований для принесения представления в порядке надзора, он возвращает дело в суд и сообщает заинтересованным лицам об этом.
При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает представление. В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ. В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено. Определения или постановления президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке надзора в указанном выше порядке. Постановление Президиума Верховного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит, за исключением случаев выявления вновь открывшихся обстоятельств.

Изменения в действующем законодательстве упразднилипрокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судахиз надзорных полномочий прокуратурыРоссийской Федерации.Однако, данные изменения существенно не затронули роли прокурора в участвующего в рассмотрении судами уголовных дел. Принятие нового УПК РФ обусловило и значимость прокуроров, поддерживающих государственное обвинение по уголовным делам обусловило признание генеральным прокурором РФ приоритета, данного направлений прокурорской деятельности.

В настоящее время участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел представляет собой самостоятельное ненадзорное направление прокурорской деятельности,- одной из составляющих функции содействия осуществления правосудия.

В соответствии с ч.4 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор, осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя.Поддержание прокурорами государственного обвинения является обязательным в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при рассмотрении дел частного обвинения, если они были возбуждены следователем либо с согласия прокурора дознавателем.

Предмет деятельности прокурора, участвующего в рассмотрении судами уголовных дел, выражает ее направленность на достижение целей и решение задач, стоящих перед прокуратурой в определенной сфере. Исходя из этого,предмет прокурорской деятельности в данном ненадзорном направлении прокуратуры следует определить, как обеспечение прокуратурой соответствия закону судебных актов и проведение государственно-правовой политики государства в уголовном судопроизводстве.

Основная деятельность прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, – осуществление уголовного преследования, реализующееся в виде поддержания государственного обвинения. Вместе с тем деятельность прокурора, принимающего участие в рассмотрении судами уголовных дел, сводится не только к доказыванию обвинения. Наряду с уголовным преследованием, прокурор осуществляет правозащитную деятельность (ч.7 ст.246 УПК РФ).Под государственным обвинением следует понимать основанную на законе, осуществляемую от имени государства деятельность прокурора – государственного обвинителя, направленную на обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства, вынесение законного и обоснованного судебного решения по каждому уголовному делу, соблюдение прав и законных интересов участников судебного разбирательства.

Прокурор не может быть заинтересован в осуждении невиновного, поскольку участвует в рассмотрении судами уголовных дел как представитель государства, обязанный активно содействовать судебным органам в установлении фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора. Обвиняя подсудимого в совершении преступления, прокурор, в то же время, обеспечивает его защиту от необоснованного обвинения и осуждения.

В отличие от стороны защиты, прокурор в судебном процессе выступает гарантом соблюдения прав и законных интересов всех граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства

В соответствии с принципом процессуальной самостоятельности государственного обвинителя его позиция в суде может находиться в противоречии с выводами обвинительного заключения (акта) по доказанности и объему предъявленного обвинения, а освобождение прокурора от санкционирования меры пресечения в виде заключения под стражу, продления сроков содержания под стражей, позволяет ему быть более независимым и объективным в оценке выводов органов предварительного следствия и дознания, как при утверждении обвинительного заключения (акта), так и в судебном заседании.

Цеди и задачи прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел обусловлены уголовных преследованием, осуществляющимся в форме государственного обвинения. Участвуя в рассмотрении судами уголовных дел, прокурор способствует полному и всестороннему исследованию доказательств, установлению всех обстоятельств дела, правильному применению действующего уголовного и уголовно-процессу анального законодательства, вынесения судом законного и обоснованного приговора.

Формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел достаточно многогранны. В соответствии с УПК РФ прокурор:

-принимает участие в качестве государственного обвинителя в рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции;

-обжалует судебные решения (приговоры, определения, постановления), не вступившие и вступившие в законную силу;

- принимает участие в рассмотрении уголовных дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;

- участвует в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел регулируется:

— Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

— Законом о прокуратуре РФ, определяющим задачи, стоящие перед органами прокуратуры, а также общие принципы ее организации и деятельности, которые относятся и к участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: