Подготовка к суду обломова

Обновлено: 20.05.2024

• развивать познавательный интерес к литературе, навыки свободного владения и оперативного комбинирования теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и ценностными знаниями и установками;

• формировать коммуникативные навыки путем работы в группах и коллективе;

• развивать творческие способности учащихся, воображение, память, внимание;

• способствовать формированию активной жизненной позиции.

План подготовки:

1. Договор о содержании, условиях, сроках проведения игры.

2. Коллективное планирование игры.

3. Распределение ролей, совместное создание условий проведения игры.

4. Игровое взаимодействие.

5. Рефлексивный анализ игры.

Вступительное слово модератора игры (знакомство с участниками, условия и план проведения).

Обвинительная речь в адрес Обломова

Мы застаем Илью Ильича лежащим на диване, тогда как его имущественные дела требуют немедленного разрешения. Принимая гостей, он так и не встает и не умывается. Только приезд Штольца заставляет его подняться с дивана. Он не читает, не пишет, не оканчивает план перестройки барского дома в Обломовке.

Даже когда в его жизни появляется Ольга Ильинская, Обломов перестает только спать, но не занимается никакой положительной деятельностью. Любовь окрыляет его, однако не приучает к труду. Обломов так и не сможет нанять квартиру, съездить в родовое имение, сделать официальное предложение Ольге.

Остановка в росте нравственных сил, дальнейшее угасание героя связано с его переездом на Выборгскую сторону в дом вдовы Пшеницыной. Там он вообще перестает мечтать, опускается, становится мещанином во дворянстве. Обломова легко обманывают и доводят почти до разорения Мухояров, Тарантьев и Затертый. Если бы не Штольц, Илья Ильич погиб бы значительно раньше. Правда, такой образ жизни свел его преждевременно в могилу в расцвете лет.

В таком бесславном конце виноват сам Илья Ильич. Свое существование он считал настоящей жизнью, барские замашки отражали полную зависимость его от слуг. Так что его гибель закономерна.

Приглашаются свидетели обвинения. Вопросы свидетелям обвинения.

Речь Тарантьева

С Обломовым мы земляки, старинные приятели. Частенько наведывался к нему в гости, когда тот жил на Гороховой улице. Бранил Захара за плохие сигары и вино, брал в долг вещи и не возвращал. Потом присоветовал переехать к моей куме на Выборгскую сторону.

Да, я грубиян, готов бранить всех на свете, мастер говорить, но не делать. Мой замысел ободрать Обломова как липку воплотил Мухояров, брат кумы Пшеницыной. Он и контракт по найму дома правильно составил, и заемное письмо в пользу сестры состряпал, и, благодаря управляющему Затертому, имение Обломова прибрал к рукам. Но тут вмешался этот Штольц, продувная бестия. Помешал мне совершить подлость и накопить деньжонок.

Речь в защиту Обломова

Илья Ильич, конечно, не расположен к ежедневному труду. Но ведь он барин, имеет право жить, как захочет. Его потребности обеспечивают крепостные люди. Да и заниматься пустопорожней деятельностью, как светские повесы или карьеристы-чиновники, он не хочет. Обломов лежит, сохраняя свое человеческое достоинство. На что раздробляется, рассыпается человек в погоне за соблазнами! Как часто торгует своим умом и воображением! Нет, Илья Ильич не такой.

В нем есть то, что ценится более всяких сокровищ – доброта, естественность, нежность. За всю жизнь он не обидел, не оскорбил ни одного человека. Конечно, он не удовлетворен, жаждет перемен. Однако Обломов ошибается, считая, что любовь женщины спасет его от сна души. Ольга не возродила лежебоку.

С самого детства Илья видел, что жизнь строится на получении удовольствий от пищи, любви и сна. Жалел, что сказка не жизнь, а жизнь не сказка. В доме Агафьи Пшеницыной он нашел свой идеал бытия – покой и бездействие. Никто, даже Штольц, не показал ему такой вид деятельности, какой бы устроил Обломова. Поэтому оставим его там, где он чувствовал себя органичнее всего. Менять Обломова не нужно. От этого он потеряет только свои достоинства.

Приглашаются свидетели защиты.

Вопросы свидетелям защиты.

Речь Ольги Сергеевны Ильинской

Мы познакомились с Ильей Ильичом в доме моей тетки Марьи Михайловны, у которой я жила на попечении. Андрей Иванович Штольц рассказал о нем и попросил заставить его больше читать, смотреть, узнавать, избавить от душевной спячки. Я спела арию « Casta diva (коста дива)» из оперы Беллини «Норма» и пробудила в Илье Ильиче любовь.

Я поняла, что нас многое сближает: естественность, несветскость, жажда духовных открытий, интерес к искусству. Вскоре я приняла решение воскресить Обломова. Конечно, мною двигало самолюбие: я, такая робкая и молчаливая, которую раньше никто не слушался, которая еще не начинала жить, сделаю это чудо, стану виновницей такого превращения! Но с этой Галатеей мне приходилось самой быть Пигмалионом.

Мы отправились на дачу, и Обломов всегда был рядом с нами. Начались свидания, мы признались друг другу в любви, но Илья решил поиграть с моими чувствами и написал злосчастное письмо, в котором отказывался от меня. Однако вскоре мы объяснились и примирились.

По приезду в Петербург я ожидала, когда же он сделает мне предложение, решит дела с квартирой и имением, но тщетно. Наши редкие встречи в театре и в городе не привели ни к чему. Мы расстались, и я счастливо вышла замуж за Штольца. Однако я навеки запомню кротость и нежность Ильи, его золотое сердце.

Мой эксперимент не удался – Обломов остался прежним и даже усугубил свое падение тем, что поселился у вдовы Пшеницыной. А я продолжила поиски тайны бытия, не удовлетворившись семейной идиллией.

Речь Захара

Барин мой начинает каждый день с крика: «Захар!». Конечно, я ленив от природы и по своему лакейскому воспитанию; начертал круг обязанностей, за который не выхожу. Да Илья Ильич – мастер говорить мудреные и жалкие слова, а до паутины и пыли ему дела нет. Давеча заикнулся о том, что «другой» уже бы и письмо к владельцу дома написал, и в имение бы съездил, а барин обозвал меня «ядовитым человеком».

Конечно, я неуклюж, неумел, вечно роняю посуду и всякие мелкие вещи, ведь я привык жить на свободе и работать грубыми инструментами. Помню Илью Ильича маленьким, я за ним ходил, когда он еще младенцем был. Люблю приврать: сказать-де, что барин мой ходит к вдове, что бьет меня и кричит, прибираю к рукам гривенники, но если понадобится жизнь за него отдать – я готов.

Несмотря на наружную угрюмость, я человек мягкого и доброго сердца. Не могу представить себе жизнь без барина. Когда Ильи Ильича не стало, меня выгнали из дома Пшеницыной. Просил у кладбища милостыню, там встретился с Андреем Ивановичем Штольцем, но отказался уехать в деревню: как оставить могилку барина без присмотра?

Речь Штольца

С Ильей мы знакомы с детства. Он, будущий владелец Обломовки, воспитывался в пансионе у моего отца, управляющего этим имением. Мать моя была русская дворянка, сам я православный и быт российской Обломовки знаю хорошо. Это я поставил диагноз болезни Ильи – обломовщина. Неоднократно предупреждал его: «Теперь или никогда!» Хотел, чтобы Илья поднялся со своего ложа, поехал за границу, решил дела с имением, предлагал работать вместе со мной, помогал, чем мог.

Я был уверен, что любовь к Ольге Ильинской пробудит Обломова, излечит его от душевной спячки, но все напрасно. Обломов неизлечим. Чувство к женщине не есть цель жизни, цель жизни – труд, в этом Ольга и Илья ошиблись. Но это «хрустальная, прозрачная душа, таких людей мало, они редки; это перлы в толпе».

Многие приятели Обломова и критики романа Гончарова невзлюбили меня, называли «бестией», «ходячей схемой». Но это от зависти к моей предприимчивости, деловитости. Не появилось еще на русской почве образа положительного дельца. Моя стихия – движение. Я антипод Обломова-домоседа. Илья очень ценил меня, говорил, что «Штольц – ум, сила, умение управлять собой, другими, судьбой».

Я рад, что Ольга стала моей женой, мы взяли на воспитание маленького Андрюшу, сына Ильи. Думаю, что сделаем из него настоящего человека.

Речь Агафьи Матвеевны Пшеницыной

Илья Ильич – настоящий барин, дворянин. Как только он нанял у нас часть дома, я все свое время стала посвящать заботе о нем. Я почувствовала, что у господина Обломова честное, верное сердце, за всю жизнь он не обидел ни одного человека. Я рада, что судьба свела нас. После сближения с Ильей Ильичом я похорошела, обрела смысл жизни в удовлетворении всех его прихотей.

Конечно, я не спою «С asta diva », зато такой водки и пирогов с грибами и цыплятами никто сделать не умеет! Илье Ильичу всегда нравилась моя полнота, я напомнила ему мечту детства, героиню русской сказки. Он понял, что стремиться ему больше никуда. Здесь он обрел свое счастье, у нас появился сынок. И когда братец с Тарантьевым и Затертым стали обкрадывать Илью Ильича, чтобы он всегда хорошо ел и ни в чем не нуждался, я заложила драгоценности, оставшиеся от первого мужа.

Я понимаю разницу между детьми от прежнего брака и нашим Андрюшей, поэтому и отдала его на воспитание Штольцам. Со смертью Ильи Ильича я осознала, что «Бог вложил в мою жизнь душу и вынул опять», но мне нечего больше желать, некуда идти. Свет жизни моей угас вместе с ним.

Последнее слово обвиняемого

Я, Илья Ильич Обломов, помещик средней руки. У меня во владении 300 душ. Мне принадлежит имение, состоящее из двух деревень – Сосновки и Вавиловки, которое носит общее название Обломовка. Впервые перед читателем я предстаю 32-33 лет от роду, лежащим на диване в халате из персидской материи и ровно ничего не делающим.

У меня два несчастья: меня гонят с привычной квартиры и староста прислал письмо, призывающее в имение. Я не пытался решить возникшие проблемы, а хотел отмахнуться от них, как от назойливых мух. Я понимал, что во мне скрыто хорошее, светлое начало, что я остановился в росте нравственных сил. Но деятельность франта Волкова, чиновника Судьбинского, литератора Пенкина не по мне.

Корни моей так называемой лени искать нужно в особом образе жизни. З00 крепостных обеспечивали мне с детства безбедное существование. Началось все с неумения надеть чулки, а кончилось неумением жить. Идеал бытия для меня – в обломовском образе жизни, где главное место занимали пища, сон и сказка. В Петербурге я устраиваю себе подобие такой жизни сначала на Гороховой улице, а потом нахожу его в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ольга Ильинская могла бы стать моей путеводной звездой, но я испугался новых обязанностей и вернулся к прежнему распорядку. Когда-то я просил Штольца: «Не брани меня, Андрей, а лучше помоги». Но, увы, даже старый друг оказался не в силах возродить меня. Да, он спас от разорения, но не от обломовщины. Спасибо, что позаботился о сыне. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится».

Слово председателю суда. Вынесение присяжными приговора обвиняемому. Подведение итогов ролевой игры модератором.

Мы с вами посмотрели два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова”.

ВОПРОС: На какие мысли наводит этот фильм?

(Ребенок резвый, шумный, почемучка и зрелый человек – халат, диван, тапочки)

Впервые в русской литературе И.А. Гончаров рассказал историю целой человеческой жизни – от колыбели до могилы. События в романе охватывают восемь лет, а вместе с экспозицией и эпилогом – 37 лет. Это целая человеческая жизнь.

ВОПРОС: Почему так затронуло сердце Обломова слово “Другой”?

Давайте еще раз перечитаем еще раз диалог Ильи Ильича и Захара

Диалог: Обломов и Захар (работа с текстом, конец 8 главы)

– Я думал, что другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно. – сказал Захар

Что? Что? – вдруг с изумлением спросил Илья Ильич, приподнимаясь с кресел. – Что ты сказал?

– Другой – кого ты разумеешь – есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается? Он, пожалуй, и переедет на новую квартиру.

– Что такое другой? – продолжал Обломов. – Другой, который сам себе сапоги чистит, одевается сам … и не знает, что такое прислуга; сам сбегает, сам в печке дрова помешает, сам пыль оботрет.
"Другой" работает без устали, бегает, суетится, не поработает, так и не поест. "Другой" кланяется, "другой" просит, унижается.

– Я "другой"! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги… Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался. Так как же это у тебя достало духу равнять меня с другими?

Он углубился в сравнение себя с "другим".

"Другой" и халата никогда не надевает, – прибавилось еще к характеристике другого; – "другой". – тут он зевнул. – почти не спит. "другой" тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело. А я! я. не "другой"!" – уже с грустью сказал он и впал в глубокую думу. Он даже высвободил голову из-под одеяла.

Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования…

В робкой душе его вырабатывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца.

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?

Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?

– Однако. любопытно бы знать. отчего я. такой. – сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем. – Да, отчего. Должно быть. это. оттого. – силился выговорить он и не выговорил.

Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался еще вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпенье безмятежно спящего человека.

Тема урока: “Отчего я такой. ”
(Анализ эпизода. “Сон Обломова”).
И.А. Гончаров “Обломов”.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и нравственной и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

урок-презентация 9 главы, проходящий в форме обсуждения; тестирование с использованием ИКТ.

Оборудование: Портрет И.А. Гончарова, фрагмент видеофильма “Несколько дней из жизни Обломова”

Все ищут отдыха и покоя…
И.Обломов. И.А.Гончаров “Обломов”

Нет, это не жизнь! Это не жизнь!
Это … обломовщина! А.Штольц. И.А. Гончаров “Обломов”

О чем говорят эпиграфы?

– Обломов и Штольц – герои-антиподы.

– Обломов и Штольц – главная антитеза в романе.

Сон Обломова – художественный прием автора.

1. Почему автор обращается к такому приему? (сон-подсознание, сон-мечта)
2. Где, в каких произведениях мы встречаемся с таким приемом? Сон Татьяны (вещий сон, Сны Веры Павловны, Раскольникова)
3. Что видит во сне Обломов, куда мы попадаем? Хорошо ли знаем текст?
4. Игра “Знаешь ли ты Обломовку?”

Словарная работа. Благословенный (благое + слово) – счастливый; уголок, островок (уменьшительно-ласкательный суффикс) – маленький, как тихая гавань, но ограниченный

1 часть сна.

День Илюши Обломова. Ему 7 лет.

(Коротко пересказываем, комментируем)

– Время суток: утро, полдень, вечер. Не менялся порядок.

– Окружение. Кто воспитывает.

Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу.

Там, став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы.

Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени. (Запах сирени – образ-символ – весна, пробуждение). Сирени отошли (разрыв с Ольгой, жирком оброс…)

Потом шли к отцу, потом к чаю.

Около чайного стола Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая, тряся от старости головой, прислуживала ей, стоя за ее стулом. Там и три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие-то старушки и старички. 1

Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.

После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.

Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. (Овраг – образ-символ – страх)

Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом.

Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтоб посмотреть оттуда на речку: но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней дозволяется ходить только "людям", а господа не ходят.

Он не внимал запрещениям матери и уже направился было к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его. Он бросился от нее к сеновалу, с намерением взобраться туда по крутой лестнице, и едва она поспевала дойти до сеновала, как уж надо было спешить разрушать его замыслы влезть на голубятню, проникнуть на скотный двор и, чего боже сохрани! – в овраг.

– Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно! – говорила нянька.

И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно.

Не все резв, однако ж, ребенок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним.

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю.

Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: готовится ужин. (Стук ножей – образ символ – сытость,Чехов “Ионыч”)

Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.

Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку, сама рисует мелом и наблюдает, чтоб Аверка не украл сукна; потом перейдет в девичью, задаст каждой девке, сколько сплести в день кружев; потом позовет с собой Настасью Ивановну, или Степаниду Агаповну, или другую из своей свиты погулять по саду с практической целью: посмотреть, как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее, которое уж созрело; там привить, там подрезать и т.п.
Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он видел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед…

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Гончаров любит обломовцев и слегка подшучивает над ними. Обломовцы – добродушные и естественные люди. Жизнь их подчиняется природным законам и по-своему гармонична. Но обломовцы не знают труда: еда и сон возведены ими в культ.

Обломов – плоть от плоти Обломовки: незлобив, несуетлив, но абсолютно и принципиально бездеятелен. Сама мысль о труде оскорбительна для Обломова. Обломов гордится тем, что он барин, обеспечен наследственным имением.

2 часть сна.

– Какой рисуется жизнь? (как сказка, земной рай) Докажите.

– Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок?

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, – да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.

Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих.

Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается

тайным вздохом:сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры.

Слушая от няни сказки о нашем золотом руне – Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, – и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца. Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно.

В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, – так сильна вера в чудесное в Обломовке! (Вспомните калиновцев из “Грозы”)

ВОПРОС: Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок? (ожидание чуда)

3 часть сна.

Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.

Он уж учился в селе Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.

У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше страдал золотухой, все детство проходил постоянно с завязанными глазами или ушами да плакал все втихомолку о том, что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечет ему.

Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.

Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.

Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?

Может быть, когда дитя еще едва выговаривало слова, а может быть, еще вовсе не выговаривало, даже не ходило, а только смотрело на все тем пристальным немым детским взглядом, который взрослые называют тупым, оно уж видело и угадывало значение и связь явлений окружающей его сферы, да только не признавалось в этом ни себе, ни другим.

Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду; что родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение, а подай-ка ему не скоро носовой платок, он накричит о беспорядках и поставит вверх дном весь дом.

Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить…

Вывод: Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествляет себя с героями сказок и легенд.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 10 класса. Представлен групповой вид работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-суд по литературе в 10 классе "Суд над Обломовым"»

Тема урока: «Илья Ильич Обломов: жертва собственных пороков или «обломок общества?» Мой суд над героем и обстоятельствами жизни.

Цели урока:
1.Обучающая:
Помочь учащимся ответить на вопрос о том, можно ли среди безобразия обломовщины сохранить «честное, верное сердце» с его чуждостью фальши, грязи, неприятием корыстной суеты
Учить анализу прозаического произведения, умению правильного выделения ключевых эпизодов, самостоятельному исследованию авторского текста, работе с материалом критических статей.
Обучать речевой характеристике героя, умению выделять изобразительно-выразительные средства языка.
2.Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
Формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам, желание давать им оценку.
Оборудование:
1.Цитатный материал, иллюстрирующий отношение к герою, его жизненным убеждениям (Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Е.Краснощекова «Обломов» И.А.Гончарова, А. И. Рыбасов «И.А.Гончаров»).
2.Весы. На одной чаше надпись: «Закон милосердия», на другой – «Закон справедливости».
Форма урока: урок – суд.
Распределение ролей:
Ученики: адвокат, свидетели. Группа «Защита» и группа «Обвинение».
Учителя русского языка и литературы: судья, секретарь судебного заседания, присяжные заседатели.
Эпиграф к уроку
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой…
А.С.Пушкин.
Родов дряхлеющий обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
А.С.Пушкин.

Судья.
Приглашается свидетель обвинения Пенкин.
Пенкин. Рассказ от первого лица «История знакомства с Обломовым»
Прокурор.
Обвиняемый, вы позволили себе критику в адрес Пенкина, называя его плохим литератором, не понимающим назначение литературы и не представляющим себе важной миссии писателя. Чем же отличаетесь от того же Пенкина вы ,когда ваша деятельность заканчивается всего лишь мечтами о результате или нападками на других? Не лучше ли начать с себя самого?
Обломов.
Мы спорили о литературе. Я ему советовал «…изобрази вора, падшую женщину, да и человека тут же не забудь. Где же человек-то? Вы одной головой хотите писать! Вы думаете, что для мысли не нужно сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку. изобразите вора, падшую женщину,…а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство?»
Прокурор.
Пенкин, вы подтверждаете, что именно об этом был разговор?
Пенкин.
Да, подтверждаю.
Адвокат.
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Обращаю ваше внимание на то, что Обломов намеренно не желал вступать в круг «деятельных людей», проще говоря, «мертвецов при жизни». Здесь трудно найти человека целостного, личностного. Господство материальных ценностей в этом мире заменило ценности духовные. Стремление занять весомое положение в обществе способами, разрушающими личностные качества человека, превратило этих людей в пустых и неинтересных обывателей. Так с кем же быть Обломову? Как проводить свой досуг с суетными карьеристами, черствыми и бессердечными? Может быть, и лучше оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца? Вспомним его слова: «Чем виноватее их, лежа у себя дома и заражая головы тройками и тузами?» « Все эти мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества? Разве спят они всю жизнь сидя?»

Группа «Обвинение»
Протестуем! Это не объясняет бездействие и лень обвиняемого. Вся его жизнь проходит только в мечтах о ней. Вспомним его слова «Ну вот, встал бы я утром…» Мечтать для него - значит трудиться: « Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений…»Этот план так и остался только в радужных мечтах.
Группа «Защита»
Просим обратить внимание присяжных заседателей на тот факт, что многое объясняется особенностями характера Обломова. Вспомним, как прошло его детство. Это дремлющая, умиротворенная Обломовка. Мальчика ограждали от повседневных забот, потакали во всех ребячьих прихотях. Не принято было в Обломовке решать проблемы, действовать. Здесь во всем царил покой и сказочное благополучие. С раннего возраста в нем воспитывался механизм бездействия. Обломов и привык получать результат, не затрачивая при этом собственных усилий и не проявляя инициативы. А ведь существует мнение, что важно воспитать миропонимание уже в детстве.
Прокурор.
Но теперь перед нами не маленький ребенок, а взрослый человек, который должен нести ответственность за поступки, обязан самостоятельно себя обеспечивать.

Группа «Защита».
Просим присяжных заседателей обратить внимание и на тот важный момент, что Илья Ильич вырос, и избалованный барчонок превратился в избалованного барина. Но это не его вина, а его беда. Теперь он понял, что сказок не существует, что в жизни все зарабатывается собственным трудом. Но в душе ему хотелось верить, что есть бескорыстность и доброжелательность в людях. Он создал свой внутренний идеал жизни, свою Обломовку. Ему так неуютно и суетно было в этом другом, чуждом ему мире. Вспомним, Обломов хотел жить так, как все: ходил на службу, знакомился с женщинами, бывал на приемах. Но среда, окружавшая его, слишком разнится с его внутренним миром. Пустые писатели, вульгарные дамы, картежники - все это фальшиво и лицемерно, хотя для Тарантьева, Алексеева, Пенкина считается полноценной жизнью. Обломов - добрый и искренний человек, и его душевные качества делают его чужим.
Прокурор.
Обвиняемый, если вам удалось сохранить свое внутреннее «Я», освободившись от влияния пагубной среды, почему все свободное время проводите на диване? Вы не развиваетесь, не занимаетесь приятными именно для вас вещами. У вас нет интереса к жизни.

Группа «Обвинение»
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Мы убедились из показаний свидетеля, что человеку привить или навязать чужую волю, как инъекцию. Штольц был бессилен. Воля появится у обвиняемого Обломова тогда, когда появится желание, цель.
Судья.
Приглашается свидетель обвинения Ольга Ильинская.
Ольга Ильинская. Рассказ от первого лица «История любви к Обломову».

Прокурор.
Обвиняемый, любили ли вы Ольгу? Почему же не женились, стали избегать встреч и свиданий?
Обломов.
Да, я полюбил, впервые в жизни почувствовал силу этого порыва души. Любовь изменила меня. Я похудел, стал следить за своим внешним видом, читать литературу, летел, как на крыльях, на свидание. Но Ольга стала требовать от меня все больше и больше : давала задания, назначала свидания на другом конце города. И я не выдержал такого ритма жизни, сдался в поединке с новой жизнью.

Прокурор.
Ваша честь, прошу заметить, обвиняемый сам признает, что любовь для него - романтическая мечта, грезы о красивой сказке наяву. Каждый день жить и наслаждаться бурными страстями, бежать на свидания – это так неестественно и мучительно для него. Обломов избегал встреч с Ольгой, потому что боялся признаться любимому человеку в слабоволии. Он не может стать всего лишь за три месяца знакомства деятельным и гибким, а его любовь столкнулась с жизнью и была обречена.
Группа «Защита»
Ольга, вы же любили не Обломова, а тот образ будущего Ильи Ильича, который сами придумали. Вы поняли, что задачу перевоспитания вам не осуществить, а вы уже любили себя в этой роли, бросили его на произвол судьбы. Именно вы изливаете на него всю горечь разбитых стремлений. Обломов, услышав от любимого человека самое больное, что он сам подчас таил от себя, снова опускает руки, отказывается от борьбы, добровольно уходит в себя, выбирает не жизнь, а пустое проживание без тревог, без страданий. Просим вызвать свидетеля Агафью Пшеницыну.
Судья.
Вызывается свидетель защиты Пшеницына Агафья Матвеевна.

Адвокат.
Вы, Агафья Матвеевна, любили обвиняемого Обломова. Расскажите о том, какой это человек?
Пшеницына. Рассказ от первого лица « История любви к Обломову».
Адвокат.
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена любовь душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. И Обломов обрел семью, родил сына.
Прокурор.
Но стал ли он счастливым? Обрел ли цель в жизни? Мы наблюдаем страшные перемены: жизнь в доме Пшеницыной еще более подавила в Обломове человека, он почти не вставал с дивана, нашел свой потертый от вечного лежания халат.
Судья.
Мы прослушали сторону обвинения и сторону защиты, теперь переходим к заключительным выступлениям Группы «Защита» и Группы «Обвинение»
Судья.
Сегодня на судебном заседании мы заслушали дело: «Кто же такой Обломов: жертва собственных пороков или « обломок общества? Выносим приговор. Побеждает группа учеников, которая аргументировано и логически верно выстроила линию защиты или обвинения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 10 класса. Представлен групповой вид работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-суд по литературе в 10 классе "Суд над Обломовым"»

Тема урока: «Илья Ильич Обломов: жертва собственных пороков или «обломок общества?» Мой суд над героем и обстоятельствами жизни.

Цели урока:
1.Обучающая:
Помочь учащимся ответить на вопрос о том, можно ли среди безобразия обломовщины сохранить «честное, верное сердце» с его чуждостью фальши, грязи, неприятием корыстной суеты
Учить анализу прозаического произведения, умению правильного выделения ключевых эпизодов, самостоятельному исследованию авторского текста, работе с материалом критических статей.
Обучать речевой характеристике героя, умению выделять изобразительно-выразительные средства языка.
2.Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
Формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам, желание давать им оценку.
Оборудование:
1.Цитатный материал, иллюстрирующий отношение к герою, его жизненным убеждениям (Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Е.Краснощекова «Обломов» И.А.Гончарова, А. И. Рыбасов «И.А.Гончаров»).
2.Весы. На одной чаше надпись: «Закон милосердия», на другой – «Закон справедливости».
Форма урока: урок – суд.
Распределение ролей:
Ученики: адвокат, свидетели. Группа «Защита» и группа «Обвинение».
Учителя русского языка и литературы: судья, секретарь судебного заседания, присяжные заседатели.
Эпиграф к уроку
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой…
А.С.Пушкин.
Родов дряхлеющий обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
А.С.Пушкин.

Судья.
Приглашается свидетель обвинения Пенкин.
Пенкин. Рассказ от первого лица «История знакомства с Обломовым»
Прокурор.
Обвиняемый, вы позволили себе критику в адрес Пенкина, называя его плохим литератором, не понимающим назначение литературы и не представляющим себе важной миссии писателя. Чем же отличаетесь от того же Пенкина вы ,когда ваша деятельность заканчивается всего лишь мечтами о результате или нападками на других? Не лучше ли начать с себя самого?
Обломов.
Мы спорили о литературе. Я ему советовал «…изобрази вора, падшую женщину, да и человека тут же не забудь. Где же человек-то? Вы одной головой хотите писать! Вы думаете, что для мысли не нужно сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку. изобразите вора, падшую женщину,…а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство?»
Прокурор.
Пенкин, вы подтверждаете, что именно об этом был разговор?
Пенкин.
Да, подтверждаю.
Адвокат.
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Обращаю ваше внимание на то, что Обломов намеренно не желал вступать в круг «деятельных людей», проще говоря, «мертвецов при жизни». Здесь трудно найти человека целостного, личностного. Господство материальных ценностей в этом мире заменило ценности духовные. Стремление занять весомое положение в обществе способами, разрушающими личностные качества человека, превратило этих людей в пустых и неинтересных обывателей. Так с кем же быть Обломову? Как проводить свой досуг с суетными карьеристами, черствыми и бессердечными? Может быть, и лучше оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца? Вспомним его слова: «Чем виноватее их, лежа у себя дома и заражая головы тройками и тузами?» « Все эти мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества? Разве спят они всю жизнь сидя?»

Группа «Обвинение»
Протестуем! Это не объясняет бездействие и лень обвиняемого. Вся его жизнь проходит только в мечтах о ней. Вспомним его слова «Ну вот, встал бы я утром…» Мечтать для него - значит трудиться: « Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений…»Этот план так и остался только в радужных мечтах.
Группа «Защита»
Просим обратить внимание присяжных заседателей на тот факт, что многое объясняется особенностями характера Обломова. Вспомним, как прошло его детство. Это дремлющая, умиротворенная Обломовка. Мальчика ограждали от повседневных забот, потакали во всех ребячьих прихотях. Не принято было в Обломовке решать проблемы, действовать. Здесь во всем царил покой и сказочное благополучие. С раннего возраста в нем воспитывался механизм бездействия. Обломов и привык получать результат, не затрачивая при этом собственных усилий и не проявляя инициативы. А ведь существует мнение, что важно воспитать миропонимание уже в детстве.
Прокурор.
Но теперь перед нами не маленький ребенок, а взрослый человек, который должен нести ответственность за поступки, обязан самостоятельно себя обеспечивать.

Группа «Защита».
Просим присяжных заседателей обратить внимание и на тот важный момент, что Илья Ильич вырос, и избалованный барчонок превратился в избалованного барина. Но это не его вина, а его беда. Теперь он понял, что сказок не существует, что в жизни все зарабатывается собственным трудом. Но в душе ему хотелось верить, что есть бескорыстность и доброжелательность в людях. Он создал свой внутренний идеал жизни, свою Обломовку. Ему так неуютно и суетно было в этом другом, чуждом ему мире. Вспомним, Обломов хотел жить так, как все: ходил на службу, знакомился с женщинами, бывал на приемах. Но среда, окружавшая его, слишком разнится с его внутренним миром. Пустые писатели, вульгарные дамы, картежники - все это фальшиво и лицемерно, хотя для Тарантьева, Алексеева, Пенкина считается полноценной жизнью. Обломов - добрый и искренний человек, и его душевные качества делают его чужим.
Прокурор.
Обвиняемый, если вам удалось сохранить свое внутреннее «Я», освободившись от влияния пагубной среды, почему все свободное время проводите на диване? Вы не развиваетесь, не занимаетесь приятными именно для вас вещами. У вас нет интереса к жизни.

Группа «Обвинение»
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Мы убедились из показаний свидетеля, что человеку привить или навязать чужую волю, как инъекцию. Штольц был бессилен. Воля появится у обвиняемого Обломова тогда, когда появится желание, цель.
Судья.
Приглашается свидетель обвинения Ольга Ильинская.
Ольга Ильинская. Рассказ от первого лица «История любви к Обломову».

Прокурор.
Обвиняемый, любили ли вы Ольгу? Почему же не женились, стали избегать встреч и свиданий?
Обломов.
Да, я полюбил, впервые в жизни почувствовал силу этого порыва души. Любовь изменила меня. Я похудел, стал следить за своим внешним видом, читать литературу, летел, как на крыльях, на свидание. Но Ольга стала требовать от меня все больше и больше : давала задания, назначала свидания на другом конце города. И я не выдержал такого ритма жизни, сдался в поединке с новой жизнью.

Прокурор.
Ваша честь, прошу заметить, обвиняемый сам признает, что любовь для него - романтическая мечта, грезы о красивой сказке наяву. Каждый день жить и наслаждаться бурными страстями, бежать на свидания – это так неестественно и мучительно для него. Обломов избегал встреч с Ольгой, потому что боялся признаться любимому человеку в слабоволии. Он не может стать всего лишь за три месяца знакомства деятельным и гибким, а его любовь столкнулась с жизнью и была обречена.
Группа «Защита»
Ольга, вы же любили не Обломова, а тот образ будущего Ильи Ильича, который сами придумали. Вы поняли, что задачу перевоспитания вам не осуществить, а вы уже любили себя в этой роли, бросили его на произвол судьбы. Именно вы изливаете на него всю горечь разбитых стремлений. Обломов, услышав от любимого человека самое больное, что он сам подчас таил от себя, снова опускает руки, отказывается от борьбы, добровольно уходит в себя, выбирает не жизнь, а пустое проживание без тревог, без страданий. Просим вызвать свидетеля Агафью Пшеницыну.
Судья.
Вызывается свидетель защиты Пшеницына Агафья Матвеевна.

Адвокат.
Вы, Агафья Матвеевна, любили обвиняемого Обломова. Расскажите о том, какой это человек?
Пшеницына. Рассказ от первого лица « История любви к Обломову».
Адвокат.
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена любовь душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. И Обломов обрел семью, родил сына.
Прокурор.
Но стал ли он счастливым? Обрел ли цель в жизни? Мы наблюдаем страшные перемены: жизнь в доме Пшеницыной еще более подавила в Обломове человека, он почти не вставал с дивана, нашел свой потертый от вечного лежания халат.
Судья.
Мы прослушали сторону обвинения и сторону защиты, теперь переходим к заключительным выступлениям Группы «Защита» и Группы «Обвинение»
Судья.
Сегодня на судебном заседании мы заслушали дело: «Кто же такой Обломов: жертва собственных пороков или « обломок общества? Выносим приговор. Побеждает группа учеников, которая аргументировано и логически верно выстроила линию защиты или обвинения

Виноградова Елена Викторовна

Тема проекта: Образ Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» Творческое название проекта: Суд над Обломовым Руководитель проекта: Виноградова Е.В., учитель русского языка и литературы Участники проекта: учащиеся 10в класса МОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области» 2008 - 2009

Основополагающий вопрос Обломов – инертный человек, или человек с «золотым сердцем»?

Типология проекта – ролево - игровой Категория учащихся – 10-е классы Предметная область – литература, критика, социология, театральное искусство Длительность проекта – 1 месяц

Этапы и сроки проведения проекта Наш проект рассчитан на 6 уроков. Для его проведения мы провели следующую работу: Внимательно прочитали роман И.А. Гончарова «Обломов»; 1 урок Познакомились с выдержками из статей Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», А.В. Дружинина «Обломов». Роман И.А. Гончарова», Д.И. Писарева «Обломов» 2 урок Прочитали высказывания А.П. Чехова о характере Обломова.3 урок Распределили роли по желанию для участия в проекте; 3 урок Стали собирать необходимый материал и готовить на его основе речь для выступления на заключительном уроке защиты проекта, уроке – суде. 4, 5 урок Провели суд над Обломовым. 6 урок

Роли участников проекта и темы для самостоятельных исследований: «Судья» - ведет судебное заседание. Исследует роман, анализирует статьи о романе, знает все факты «за» и «против» Обломова. «Обвиняемый Обломов» - исследует тему «Отчего я такой?», готовит речь в свою защиту. «Прокурор» - исследует вопрос «Обломов – инертный человек»,готовит обвинительную речь. «Адвокат» - исследует вопрос «Хорошо ли будет на земле без доброго чудака Обломова?», готовит речь в защиту Обломова. «Свидетели обвинения» - исследуют вопрос «Если бы Обломов не был лентяем, то кем бы он был?», подбирают факты для обвинения Обломова. «Свидетели защиты» - исследуют вопрос «Золотое сердце Обломова», подбирают факты для его защиты. «Молодое поколение» - исследуют вопрос «Обломов в 21 веке», проводят опрос ровесников, готовят речь, основанную на собственном мнении и мнении опрошенных.

Выводы прокурора Обломов – инертный человек. Совершенная инертность происходит от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. С малых лет он привыкает быть байбаком, благодаря тому, что у него и подать и сделать есть кому. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.

Выводы адвоката Илья Ильич не обсевок в поле. Это человек породистый: он красив и чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь. Он умен, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости. Хитрости в нем нет, нет и расчетливости, если он начинает хитрить, у него это выходит неловко. Лгать он не умеет или лжет наивно. В нем нет ни жадности, ни распутства, ни жестокости, с сердцем более нежным, чем страстным, он получил от ряда рабовладельческих поколений здоровую, чистую и спокойно текущую кровь – источник душевного целомудрия.

Выводы обвиняемого Обломова Я из богатого дворянского рода. Родился в Обломовке, рос на лоне прекрасной природы, окруженный любовью и заботой. В нашем краю нет ни морей, ни гор – только равнины и то в замкнутом пространстве. В детстве мне не позволяли даже одеваться самому. Труд считался наказанием. Следили лишь затем, чтобы я хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца. Я верил в Илью Муромца, лежавшего на печи и побеждавшего без труда, волшебным способом. Даже и сейчас мне порой грустно, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Я думаю, что во всем виновата среда, в которой я рос, и родительское воспитание. Но совсем пропащим человеком я себя не считаю.

Выводы свидетелей обвинения Судьбинский: Я считаю, что человек не приносящий пользу государству, как Обломов, не достоин называться настоящим гражданином. Волков: Я считаю жизнь Обломова неинтересной, никому не нужной. И в этом виноват он сам. Пенкин: Обломов всегда спорил со мной о пользе писательского труда, но больше ничего не делал. Он мог бы и сам что – нибудь написать, если бы захотел, но ему это неинтересно. Н.А. Добролюбов: по внешнему своему положению – он барин; у него есть Захар и ещё триста Захаров. И вот у него уже готово понятие, что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться с работою.

Заключительное слово судьи Мы увидели двойственность характера обвиняемого, привели доказательства как его инертности, так и его доброты. Смогли объяснить противоречия его поведения. И вот мои выводы: Илья Обломов действительно инфантилен, инертен, безволен, не способен к действию, медлителен. В его характере много так называемой «русской лени». Но при этом он честен, совестлив, добросердечен, кроток, стремится к идеальной жизни, почти сказочной, отсюда его мечтательность. Этого человека можно назвать человеком с «золотым сердцем». Взвесив все «за» и «против», приняв во внимание условия и требования времени, я вынес приговор.

Результаты проекта В результате работы над проектом мы провели: Суд над Обломовым Создали: Папку «Протокол заседания суда» с необходимыми материалами и конспектами речей всех участников проекта

Информационные ресурсы: И.А. Гончаров. Обломов. – М.: Просвещение, 1958. А.Г.Кутузов. В мире литературы - М.: Дрофа, 2006. Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? – М.: Просвещение, 1987. Д.И. Писарев. Обломов. Роман И.А. Гончарова. – М.: Детская литература, 1980. А.В. Дружинин. Обломов. – М.: Дрофа, 2006. С.М. Петров. История русской литературы 19 века. – М.: Просвещение, 1970. Н.Ю. Русова. Тайны произведения. – М.: Глобулус ЭНАС, 2005.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: