Подали в арбитражный суд что делать

Обновлено: 27.04.2024

В процессе ведения хозяйственной деятельности компании сталкиваются с различными спорами и конфликтными ситуациями. Это неизбежно, но иногда приводит к тому, что оппонент подает иск в суд против вашей компании. Согласитесь, ситуация очень неприятная, но при грамотном подходе из нее можно выйти с минимальными потерями, снизив возможные риски.

В этой статье мы расскажем, как себя вести, если грозит суд , какие нужно принять меры в первую очередь и общий алгоритм действия в подобных ситуациях.

Порядок действий, если на компанию подали в суд

Всех руководителей интересует: если подали иск в суд, что делать , в каком порядке, к кому обращаться за помощью и т.д. Опишем типичный алгоритм поведения в подобных ситуациях:

  1. Проверьте, что исковое заявление в суд действительно подано. Не секрет, что угрозы подать в суд часто выступают всего лишь одним из аргументов при ведении спора, и до реального иска дело не доходит. Если вы не получали извещений из суда, убедиться в том, подавался иск или нет, можно по телефону, обратившись в канцелярию.
  2. Соберите информацию о заявителе и его требованиях. Если все-таки сведения об иске подтвердились, нужно навести справки, кто инициировал судебное разбирательство и по какой причине он это сделал. Данные сведения не являются закрытыми – ваша компания как сторона процесса имеет право на ознакомление со всеми материалами дела. Запросите текст иска и получите из него необходимые данные – в дальнейшем они помогут правильно построить линию защиты и подготовиться к процессу.
  3. Оцените, насколько правомерны выдвигаемые требования. Достаточно часто можно столкнуться с тем, что компания, которая подала в суд, выдвигает абсолютно беспочвенные требования, которые не базируются на реальных фактах. Если это так, процесс защиты будет очень простым, если же требования обоснованы, придется приложить усилия, чтобы защитить интересы компании.
  4. Обратитесь за помощью к адвокату по арбитражным делам. В таких процессах квалифицированная юридическая помощь просто необходима: опытный юрист не только окажет консультации по необходимым действиям, но и проанализирует выдвинутые требования и риски для компании, предложит оптимальную стратегию достижения приемлемого результата. Мы советуем обращаться к юристу как можно раньше – сразу после того как узнали о судебном иске к вашей компании: чем раньше он начнет работу, тем больше вероятность положительного исхода дела.
  5. Подготовьте встречный иск. Вполне вероятно, что правда на вашей стороне, а нападение – вполне приемлемая тактика для защиты. Изложите все свои требования к оппоненту во встречном иске, и вполне возможно, вы не только избавитесь от выдвинутых претензий, но и сможете остаться в выигрыше. Подробнее о том, как подать встречный иск в суд , читайте ниже.
  6. Максимально подготовьтесь к судебному процессу. Соберите все документальные доказательства своей позиции, последовательно опровергающие все претензии, изложенные в исковом заявлении. Это понадобится даже в том случае, если вы уверены, что иск не обоснован – суд будет руководствоваться исключительно предоставленными документами. Грамотная подготовка – залог положительного вердикта суда.

Даже если в результате суд вынесет решение не в вашу пользу, это еще не конец спора – решение можно оспорить в апелляционном порядке. В апелляции также понадобится помощь грамотного адвоката, который подготовит необходимые документы и будет защищать вашу позицию.

Как подать встречный иск в арбитражный суд?

В случае, если вы имеете собственные требования к истцу, законодательство дает возможность подать встречный иск. Он может подаваться на этапе рассмотрения дела в судах первого уровня и очень редко – в процессе апелляции. Существует несколько оснований, которые позволяют подать встречное заявление:

  • если его принятие позволяет исключить удовлетворение исходного иска (в полной мере или частично);
  • если между исками есть очевидная связь, и их одновременное рассмотрение в суде позволяет ускорить и упростить принятие решения по спору;
  • если встречный иск относится к зачету требований по исходному иску и позволяет при принятии решения удовлетворить обе стороны.

Пример встречного иска: истец подает против вашей компании исковое заявление в арбитражный суд о взыскании задолженности по поставке в размере 100 000 рублей. Однако компания-истец сама имеет задолженность перед вашей организацией в размере 150 000 рублей. В этом случае встречный иск включает в себя требования взыскать данную сумму, и если оба иска будут удовлетворены судом, то компания, которая подала первоначальный иск, будет обязана выплатить вам разницу в 50 тысяч рублей, остальные требования взаимно зачтутся. Это упрощает взаиморасчеты между компаниями и позволяет быстро улаживать арбитражные споры.

Процесс подготовки и подачи встречного иска практически не отличается от обычного искового заявления в арбитражный суд, но есть несколько нюансов:

  • встречный иск подается в ту же инстанцию, куда был подан исходный иск, причем в нем явно указывается, что это встречный иск по определенному делу;
  • подать его может только то лицо, которое выступает ответчиком (или его доверенное лицо);
  • между двумя исками должна быть явная связь (то есть, они касаются одного и того же договора или связанных между собой договоров).

Прежде, чем составить и подать ответный иск, рекомендуется обратиться за помощью к адвокату по арбитражным делам . Он ознакомится с обстоятельствами дела, сутью выдвинутых требований и поможет составить встречное заявление, если для этого есть основания.

Если на вашу компанию подали иск в суд, не нужно паниковать – в большинстве случаев можно выйти из ситуации без серьезных потерь. Тактика защиты может быть разной, довольно распространенный прием – встречный иск к истцу. В любом случае, понадобится консультация хорошего адвоката по арбитражным делам .

Получите правовой экспресс–анализ вашего вопроса! Опишите вашу ситуацию в форме ниже, приложите документы и в течение 30 минут наши юристы подготовят ответ и свяжутся с Вами.

В процессе ведения хозяйственной деятельности компания иногда может столкнуться с тем, что против нее подали исковое заявление в арбитражный суд. Безусловно, такая ситуация не только очень неприятная сама по себе, но еще и грозит предприятию серьезными проблемами, если не будут приняты экстренные меры. Так как же правильно себя вести, если грозит суд? Что предпринять в первую очередь, чтобы защитить интересы компании, как построить дальнейшую стратегию действий и в итоге остаться победителем в данном споре? В данной статье мы разберемся с тем, что делать, если подали иск в суд против вашей компании, а также со всеми сопутствующими вопросами, которые могут возникать в процессе урегулирования конфликтной ситуации.

Порядок действий, если на компанию подали в суд

В споре, который угрожает судебным разбирательством, самое важное – это первые шаги, которые предпринимает сторона, против которой подали иск. Если все сделать быстро и грамотно, можно выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Что же можно предпринять на первых порах, когда вы только узнали о том, что против вас подано исковое заявление в арбитражный суд? Вот стандартный перечень действий в подобных ситуациях:

Выполнив указанные действия и заручившись поддержкой юриста по арбитражным делам, можно рассчитывать на положительное урегулирование спора. Кстати, не всегда стоит доводить до судебного разбирательства – ниже мы расскажем, как можно избежать такого исхода.

Урегулирование спора через процедуру медиации

Медиация – это один из способов урегулирования конфликтных ситуаций, не прибегая к судебному иску. И даже если заявление уже подано и находится в арбитраже, спор все еще можно разрешить без судебного вердикта. Что же представляет собой медиация? Это форма переговоров между конфликтующими сторонами, но с важным отличием от простых консультаций: процессом руководит медиатор, персона, которой одинаково доверяют обе стороны, но при этом она не представляет ни одну из них. Обычно в качестве медиатора выбирают опытного юриста, хотя в его роли может быть любой человек, который пользуется авторитетом у участников конфликта.

Как обычно проходит медиация? Стороны во время переговоров пытаются найти общие точки соприкосновения, компромиссные решения, а медиатор следит за тем, чтобы решения были, во-первых, в правовом поле, а во-вторых, что более важно, сам выдвигает возможные идеи мирного урегулирования спора. Если сторонам удается договориться, они скрепляют соглашение подписями, после чего спор в суде может быть остановлен. Для этого подается мировое соглашение и подтверждается судьей. После этого спор считается разрешенным, и сторонам остается только выполнить условия мирного соглашения, достигнутого ранее.

Рассмотрение дела в арбитражном суде: помощь арбитражного юриста

Если же договориться не удалось, и спор дошел до этапа слушаний в суде, и оппонент не хочет идти на мировую придётся отстаивать свои права в судебном режиме. В таких случаях не обойтись без помощи юриста по арбитражным делам, который сделает все, чтобы дело разрешилось в пользу его клиента. Вот лишь часть того, что может сделать опытный специалист в ходе судебных разбирательств:

  • сбор аргументов в вашу пользу – даже если вы уверены в том, что в сложившейся ситуации полностью правы, суду потребуются конкретные доказательства: документы, показания свидетелей, выводы экспертов и т. д. Грамотный юрист не только подскажет, какие доказательства потребуются в каждом конкретном случае, но и поможет их собрать;
  • составление встречного иска, как мы уже упоминали выше, это может быть очень эффективным вариантом защиты интересов компании в арбитражном споре. Юрист не только расскажет, как подать встречный иск в арбитражный суд, но и выполнит основную работу по подготовке такого иска;
  • поиск путей внесудебного урегулирования конфликта – существуют ситуации, когда мирное разрешение спора выгоднее всем сторонам, и юрист предложит максимум усилий, чтобы уладить спор без доведения его до судебной стадии, если это возможно. Это сэкономит средства и время всем сторонам и будет способствовать грамотному решению ситуации;
  • представление интересов во время судебных слушаний – грамотное представление позиции на суде – это уже половина дела. И только опытный юрист сможет правильно представить все доводы и добиться того, что вердикт будет вынесен в вашу пользу;
  • подача апелляций и кассаций – не всегда удается выиграть спор с первой попытки, и иногда приходится подавать апелляции на решение суда первой инстанции. В этих вопросах также поможет грамотный юрист, который учтет причины проигрыша и составит апелляционную жалобу так, чтобы повысить шансы на положительный результат.

Заключение

Если на вашу компанию подали иск в арбитражный суд, не стоит паниковать. Если действовать грамотно и слаженно, пригласить опытного юриста для помощи в процессе и доверить ему разрешение конфликта, есть большая вероятность не только выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями, но и выиграть процесс.

Иногда компания может столкнуться с ситуацией, когда против нее налоговая подает судебный иск в арбитражный суд. Безусловно, это очень неприятно, и если не отреагировать вовремя, последствия могут быть печальными, вплоть до ликвидации юридического лица. Однако если принять соответствующие меры, можно избежать негативных последствий и отстоять интересы организации в споре с налоговой. В данной статье мы разберемся с тем, что делать, когда налоговая подала иск в суд, в каких ситуациях это возможно, а также как не допустить развития подобных ситуаций в будущем.

По каким основаниям налоговая может подать иск в суд?

Для того чтобы налоговая подала в арбитражный суд исковое заявление, должны быть достаточные основания. В большинстве случаев речь идет о невозможности взыскать налоговые платежи, пени или штрафы с налогоплательщика другим путем, кроме как в принудительном порядке через суд. Однако при этом должны соблюдаться несколько условий:

  • правильное оповещение налогоплательщика о необходимости закрыть задолженность – требования внести платежи должны быть переданы лично представителю компании (при визите его в отделение ИФНС или заказным письмом), а также продублированы в личном кабинете на сайте ФНС. Если такого информирования не было, или оно не было выполнено должным образом, обращение в суд будет нарушением со стороны налоговой;
  • прошли сроки оплаты налогов со стороны предпринимателя – согласно законодательству, минимальный срок, который дается налогоплательщику на погашение задолженности по налоговым платежам, составляет 8 дней. После этого фискальная служба в теории может перейти к принудительному взысканию налогов, однако практика показывает, что такое встречается крайне редко – обычно у компании есть до 30-40 дней, чтобы рассчитаться по обязательным платежам в полной мере. И только по истечении этого срока ФНС может обратиться в арбитражный суд. При этом сроки отсчитываются с того момента, как налогоплательщик был уведомлен о необходимости внести платеж;
  • сумма задолженности превышает пороговое значение – налоговая может обратиться в суд с требованием принудительного взыскания задолженности с компании, если общая сумма ее долгов (сюда включаются как непосредственно налоги, так и пени, штрафы и прочие начисления) равна или превышает 3 тыс. рублей. По меньшим задолженностям обращаться в суд можно только в том случае, если срок неуплаты превысил 3 года.

Еще одним из вариантов причин, по которым налоговая обращается в арбитражный суд, может быть и принудительное банкротство компании. Если задолженность по налогам превышает 100 тысяч рублей (сюда также учитываются штрафы и пени), ФНС получает возможность обратиться в арбитраж с просьбой начать процедуру банкротства налогоплательщика. Далее, в процессе банкротства, задолженность будет возмещена путем ареста остатков на счетах компании и распродажи ее имущества. Очевидно, что для организации и ее руководства принудительное банкротство, инициируемое налоговой инспекцией, не сулит ничего хорошего (ответственность виновных за доведение предприятия до неплатёжеспособности может быть вплоть до уголовной), потому подобных ситуаций лучше не допускать.

Порядок разрешения споров с налоговой инспекцией в арбитражном суде

Если спор с налоговой дошел до судебной стадии, нужно приложить максимальные усилия для того, чтобы как можно быстрее его уладить, ведь последствия для компании в противном случае (особенно если вердикт суда будет не в вашу пользу) могут быть катастрофическими как для компании, так и для ее руководства. Какие же действия можно предпринять, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию? Вот список возможных действий:

  • попробуйте уладить конфликтную ситуацию с налоговой мирным путем – даже если иск уже подан, все равно на любом из этапов его рассмотрения может быть заключено мировое соглашение, при этом дальнейшие слушания по исковому заявлению будут прекращены. Обычно налоговая легко идет на подобное соглашение, но нужно иметь в виду, что для достижения мирного урегулирования придется выплатить всю сумму задолженности, и только после этого все претензии могут быть сняты. Если вы не согласны с требованиями со стороны налоговиков, этот вариант не подходит, и нужно переходить к следующим этапам;
  • подготовьте возражение на иск – возражение может быть хорошим инструментом для защиты своих интересов во время рассмотрения судебного иска. В возражении указывается, почему вы не согласны с выдвинутыми требованиями истца, и приводятся доказательства в защиту этой позиции. В случае с судебными разбирательствами с ФНС в возражении необходимо указать, что вы не согласны с обвинениями в неуплате налогов и с суммой, которую с вас требуют. В качестве доказательств приводятся налоговые декларации за последнее время, платежные документы, копии заключенных договоров и т. д., словом, все, что может подтвердить вашу позицию в споре. В случае, если судья сочтет ваши аргументы убедительными, иск налоговой будет отклонен до рассмотрения по сути;
  • примите участие в слушаниях по делу – даже если возражение было отклонено, всё равно можно отстоять свои интересы в суде с налоговой и добиться положительного результата, такого как снятие претензий или уменьшение суммы, которую налоговики пытаются взыскать. Но для этого нужно хорошо подготовиться: внимательно изучить исковое заявление, аргументацию, которую использовали юристы ФНС, а также заручиться поддержкой юриста по арбитражным делам. Среди его задач – изучение всей предыстории спора, сбор доказательств пользу клиента, участие во всех заседаниях, подача апелляций, ходатайств и т. д. Грамотный юрист сможет доказать, что требования налоговой к его подзащитному являются необоснованными и должны быть отменены. Для этого используются различные документы, показания свидетелей и другие аргументы, которые подтверждают правоту вашей компании;
  • подача апелляции на вердикт суда – если так произошло, что арбитражный суд признал правоту и обоснованность требований налоговой, а вы все равно не согласны, можно попытаться отстоять свою позицию, подав апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию. Но для подачи апелляции необходимо, чтобы у вас были определенные основания, как-то нарушения судом процедуры рассмотрения иска, неправильное применение норм законодательства или их трактовка, сомнения в непредвзятости суда, новые обстоятельства, которые могут повлиять на решение в споре, игнорирование тех или иных обстоятельств при вынесении решения и т. д. Апелляция подается в вышестоящую инстанцию (к примеру, апелляционный суд), где и происходит ее рассмотрение. В случае, если удастся убедить суд в неправомерности изначального решения, оно может быть отменено, изменено, или дело отправлено на повторное рассмотрение.

Стоит отметить, что до того, как в споре будет поставлена окончательная точка, требования налоговой можно не исполнять, и многие компании этим пользуются, подавая дополнительные апелляции кассации. Впрочем, такая практика не является хорошим примером для подражания и не всегда применима к конкретной ситуации.

Заключение

Судебные разбирательства с налоговой службой – хоть и неприятная процедура, однако при грамотном подходе из сложившейся ситуации можно выйти победителем. Чтобы повысить шансы на успешное разрешение арбитражных споров, рекомендуется заручиться поддержкой опытного юриста, специализирующегося на подобных делах.

Как добиться отмены решения: пишем жалобу правильно

Многие юристы пытаются включить в апелляционную или кассационную жалобу все возможные доводы, видимо, считая, что так она будет выглядеть убедительнее. Но эффект обычно обратный. Ведь чем выше инстанция, тем меньше времени у судей. Поэтому лучше указать 3–4 самых сильных аргумента, а если остались какие-то еще доводы, то оформить их схемами или таблицами для лучшего восприятия. Еще одна распространенная ошибка судебных юристов — писать иск, апелляционную и кассационную жалобы под копирку. Но это только навредит доверителю.

Добиться отмены или изменения решения суда можно с помощью апелляционного или кассационного обжалования. Согласно ст. 320 ГПК и ст. 257 АПК в апелляционном порядке обжалуются только акты, которые еще не вступили в законную силу. Апелляция имеет право проверить, верно ли первая инстанция применила нормы права и установила факты, которые имеют значение для дела. Апелляционная инстанция может оценивать имеющиеся в деле доказательства и принимать дополнительные, если сторона не могла предоставить их в суд раньше по уважительной причине (ст. 327.1 ГПК и ст. 268 АПК). Например, если первая инстанция необоснованно отказалась принимать или истребовать их.

В кассации обжалуются только акты, которые уже вступили в законную силу. В отличие от апелляции, кассационный суд только проверяет, правильно ли нижестоящие инстанции применили и истолковали нормы права. Он не может исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты (ст. 379.6 ГПК и ст. 286 АПК).

Основные ошибки и как их избежать


Учитывайте полномочия судов

Основная ошибка юристов состоит в том, что они не учитывают полномочия разных инстанций, говорит Борис Романов, адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов Профайл компании × Часто исковое заявление, апелляционную и кассационную жалобу составляют фактически одинаково. Но это редко помогает добиться отмены или изменения решения, утверждает эксперт.

Важно обращать внимание на перечень оснований для отмены судебных актов, который указан в ст. 330, ст. 379.7 ГПК и ст. 270, ст. 288 АПК, указывает Романов. Он советует внимательно изучить судебный акт, который обжалуется, выделить конкретные нарушения, допущенные судом, и составить план жалобы, советует юрист.

При этом в апелляционной жалобе можно рассуждать о фактических обстоятельствах дела и приводить соответствующие аргументы, поясняет Артем Синев, юрист корпоративной практики O2 Consulting O2 Consulting Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право Профайл компании ×

Ксения Пантелеева, заместитель управляющего партнера и руководитель регионального офиса Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × в Екатеринбурге, рекомендует в апелляционной жалобе:

  • уделить особое внимание противоречиям, допущенным судом при вынесении акта;
  • детально проанализировать предмет доказывания по делу и сопоставить его с нормами права и доказательствами, которые суд привел в пользу своих выводов;
  • оценить соответствие норм права, которые применил суд, обстоятельствам дела;
  • обратить внимание апелляции на доказательства, которые первая инстанция оставила без оценки;
  • оценить и правильно описать нарушения норм процессуального права;
  • повторно подготовить ходатайства, которые отклонил суд первой инстанции.

Иного подхода требует кассационная жалоба. Ее доводы должны указывать только на нарушение нижестоящими судами норм материального или процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, говорит Дина Шибзухова, руководитель практики разрешения споров K&P.Law | Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев K&P.Law | Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании ×


Заявители зачастую игнорируют полномочия судебных инстанций и копируют содержание кассационной жалобы из апелляционной. Они делают основной упор на переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

При подготовке кассационной жалобы в большей степени необходимо акцентировать внимание на том, верно ли суды применили нормы права, а еще соответствуют ли их выводы обстоятельствам и доказательствам в деле, считает Пантелеева.


Процесс обжалования судебного акта требует от юриста виртуозности при подготовке жалобы, поскольку результат ее рассмотрения во многом зависит от содержания и подачи материала.

Сокращайте и структурируйте

Стороны могут не добиться отмены или изменения решения, если изложат свои доводы сумбурно, говорит Синев. Содержание жалобы не последний фактор, от которого зависит исход дела. Чем лаконичнее составлен документ, тем проще судьям будет вникнуть в суть спора и вынести правильное решение, объясняет юрист.


Зачастую стороны готовят очень объемные жалобы, стремясь перечислить как можно больше аргументов в свою пользу. Но, учитывая высокую загрузку судей, особенно в столичных судах, у них, скорее всего, не будет возможности проанализировать все доводы такой жалобы.

Сергей Лисин, партнер BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4 место По выручке 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По количеству юристов Профайл компании ×


В жалобе не стоит подробно рассказывать историю взаимоотношений сторон и повторно указывать на факты, описанные судом первой инстанции. Достаточно вначале кратко объяснить обстоятельства дела, чтобы у суда сложилось общее понимание сути.


Детальные аргументы или недостатки судебных актов можно вынести в отдельные приложения и структурировать их в графики и таблицы.

Елизавета Капустина, руководитель практики ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) Профайл компании ×

Но и других материалов — фотографий, схем, таймлайнов и прочего — не должно быть слишком много, предупреждает Чудиевич. Реальные основания для пересмотра все же должны оставаться ядром апелляционной или кассационной жалобы, напоминает эксперт. Кроме того, юрист советует разделять процессуальные и материальные нарушения, начинать с самых сильных доводов и избегать общих формулировок без ссылок на доказательства и другие материалы дела.

При подготовке аргументации Синев советует исследовать судебную практику по аналогичным делам в регионе апелляционной и кассационной инстанции. В жалобе необходимо демонстрировать восприимчивость высших судов к позициям региональных судов, так как никакому судье не хочется, чтобы его акты отменялись, говорит эксперт.


Бывает и так, что по делу нет аналогичной судебной практики или она неоднородна. Тогда необходимо вооружаться всеми возможными аргументами: фактами, принципами права, целью законодательного регулирования, экономическими и социальными последствиями того или иного решения по делу.

Лисин отмечает, что для удобства суда в жалобе можно указывать и листы дела, на которых расположены важные доказательства.


Особенности процесса

С точки зрения процессуального законодательства, порядок рассмотрения дел и основания для отмены решений в СОЮ и арбитражных судах существенно не отличаются, но на практике разница есть, отмечает Борис Романов.

В арбитражных судах интересы сторон зачастую представляют профессиональные юристы, которые тщательно готовятся и представляют суду аргументированные правовые позиции. В СОЮ граждане часто действуют самостоятельно и не всегда могут донести важные обстоятельства спора и правовые нормы до первой инстанции, что часто приводит к ошибочным решениям, говорит Романов.

Поэтому на стадии обжалования апелляции и кассационные СОЮ больше времени уделяют изучению обстоятельств дела, в то время как в арбитражном судопроизводстве суды, в основном, сконцентрированы на праве, делится юрист.

Артур Аванесян, старший юрист юрфирмы Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 5 место По выручке Профайл компании × , указывает, что в СОЮ и арбитражных судах разные пределы рассмотрения жалоб.


Суды общей юрисдикции могут выйти за пределы доводов жалоб и проверить судебные постановления в полном объеме. В арбитражном судопроизводстве суды апелляционной и кассационной инстанций могут выйти за пределы жалоб только по заявлениям лиц, участвующих в деле.

По мнению Лисина, наиболее существенные отличия между СОЮ и арбитражными судами сейчас касаются восстановления пропущенных процессуальных сроков на подачу жалоб. В гражданском процессе этот вопрос разрешается судом первой инстанции, а в арбитражном — тем судом, который рассматривает жалобу. Кроме того, если АПК предусматривает предельный шестимесячный срок для восстановления пропущенных сроков, ГПК такой нормы не содержит, отмечает эксперт.

Несмотря на все попытки унифицировать обе судебные системы в целях «единообразия практики правоприменения», арбитражные суды традиционно более восприимчивы к новым правовым позициям, считает Синев. Они внимательнее следят за актами высших инстанций и лояльнее относятся к примерам из практики общей юрисдикции. В то время как для СОЮ основное значение имеют позиции суда субъекта и кассации.

Подаем жалобу правильно: памятка

Сроки и порядок подачи жалобы

Апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции на бумажном носителе или в электронном виде в течение месяца со дня принятия решения первой инстанцией (ст. 321 ГПК и ст. 257–260 АПК). В зависимости от категории дела этот срок может быть сокращен. Например, на апелляционное обжалование решения суда, которое принято в порядке упрощенного производства, дается всего 15 дней (ст. 232.4 ГПК и ст. 229 АПК).

Срок на обжалование акта также можно восстановить, если причины его пропуска были уважительными. Например, если лицо не могло подать жалобу из-за чрезвычайной ситуации (п. 12 Постановление Пленума ВС от 30.06.2020 № 13).

Лица, которые могут подать жалобу

В соответствии со ст. 320, 376 ГПК и ст. 257, 273 АПК подавать апелляционные и кассационные жалобы могут:

  • стороны и другие лица, участвующие в деле;
  • прокурор;
  • лица, которых не привлекли к участию в деле, но суд все равно разрешил вопрос об их правах и обязанностях.

Требования к форме и содержанию жалобы

При составлении жалобы необходимо учитывать формальные требования к ее содержанию (ст. 260 и 277 АПК, ст. 322 и 378 ГПК). В ней обязательно указать:

  • наименования суда и участников дела;
  • требования и основания, по которым обжалуется решение;
  • перечень документов, которые прилагаются к жалобе.

Иные документы

Оплата госпошлины

При подаче жалобы нужно заплатить пошлину. Ее размер отличается в зависимости от вида судопроизводства, оспариваемого акта и лица, которое подает жалобу. Например, в судах общей юрисдикции за подачу апелляционной или кассационной жалобы гражданину необходимо заплатить 150 руб., а организации 3000 руб.

Апелляционная или кассационная жалоба в арбитражный суд обойдутся в 3000 руб.

30 правил арбитражного процесса от Пленума Верховного суда

Верховный суд полностью обновил разъяснения по рассмотрению дел в первой инстанции по правилам Арбитражного процессуального кодекса — впервые за 25 лет. Пленум напомнил о добросовестности и процессуальной экономии, рассказал об общих правилах подсудности споров, уточнил требование о высшем образовании для представителей по экономическим спорам и рассказал, как правильно дополнять иски и истребовать доказательства у процессуальных оппонентов.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры и и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Чтобы суды избежали ошибок, Пленум объясняет: под «иной экономической деятельностью» надо понимать деятельность, связанную с созданием юридического лица, управлением или участием в нем, а также с «поддержанием на надлежащем уровне функционирования юридического лица, необходимого для достижения его уставных целей».

Если арбитражный суд понимает, что заявленный иск не относится к этим категориям, он должен возвратить его заявителю.

Некоторые дела рассматриваются в арбитражном суде вне зависимости от того, кто является истцом или ответчиком по ним. Например, это споры о ценных бумагах и о защите деловой репутации, корпоративные споры и банкротные дела (ч. 6 ст. 27 АПК).

Гражданина можно привлечь к участию в деле в качестве третьего лица — это не мешает рассмотрению спора.

Если суд возвратил иск из-за неподсудности дела судам общей юрисдикции, заявитель может обратиться в арбитражный суд и приложить к иску акт первого суда. В таком случае арбитражный суд обязан принять и рассмотреть такое требование по существу. При этом он должен зачесть госпошлину, заплаченную заявителем при обращении в суд общей юрисдикции.

При рассмотрении дел арбитражные суды должны учитывать основные принципы осуществления правосудия в России, напоминает ВС. К таким принципам, в числе прочих, относится добросовестность сторон.

Если суд понимает, что одна из сторон ведет себя недобросовестно, он не должен дожидаться, пока на это обратит внимание другая сторона. Злоупотребление правом может быть признано и по инициативе суда.

Процедура рассмотрения дела должна отвечать требованиям процессуальной эффективности и экономии. «Снижение уровня процессуальных гарантий в целях процессуальной экономии не допускается», — подчеркивает Пленум.

ВС напомнил, что иск можно подать по месту нахождения любого из соответчиков. Арбитражный суд не вправе вернуть иск лишь на том основании, что его можно было заявить по месту нахождения другого соответчика. При этом обязательно нужно заявить какое-либо требование к соответчику, по которому выбирается подсудность, иначе иск вернут.

Иск можно подать и по месту исполнения договора, о котором стороны договорились в соглашении. «Если в договоре прямо не указано место его исполнения или отсутствует адрес исполнения, подсудность дела определяется по общим правилам», — подчеркивает Пленум.

Еще стороны могут указать в договоре, в каком суде будет разрешаться их возможный спор. Соглашение об изменении подсудности не зависит от других условий договора. Поэтому в случае признания договора недействительным эта оговорка продолжит действовать, если, конечно, весь договор не был сфальсифицирован.

А если при заключении соглашения об изменении территориальной подсудности допущено злоупотребление правом, суд по ходатайству ответчика может передать дело на рассмотрение арбитражным судом другого региона.

Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

При этом корпоративные споры, связанные с оборотом недвижимости, должны рассматриваться в регионе регистрации компании. Правила исключительной подсудности также не применяются при оспаривании решений или действий Росреестра, регистрирующего права на недвижимость.

При принятии иска арбитражный суд должен оценивать только соответствие заявления требованиям к его форме и содержанию. Оценивать обоснованность исковых требований на этой стадии нельзя.

Суд может оставить иск без движения, если заявление не позволяет определить характер правоотношений сторон и обстоятельства их возникновения, а также если оно не содержит требования истца к ответчику со ссылкой на законы и другие акты.

Заявитель может произвести расчет взыскиваемой суммы прямо в иске либо оформить его в виде отдельного документа, который в таком случае нужно приложить к заявлению.

Истец может объединить в заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. То есть если в предмет доказывания по каждому требованию входят одни и те же обстоятельства.

В случае нарушения правил объединения нескольких требований в одном иске суд может выделить одно из требований в отдельное производство, а не возвращать весь иск целиком, подчеркивает Пленум.

Если арбитражный суд оставил иск без движения, он предложит заявителю представить дополнительные документы или информацию. Суд должен указать срок, на который он обездвиживает иск, с учетом времени, необходимого для устранения недостатков заявления. Здесь надо принять во внимание и время, которое уйдет на на отправку и доставку почтовой корреспонденции исходя из территориальной удаленности лиц, участвующих в деле.

Согласно правилам АПК, представители в арбитражных судах должны иметь высшее юридическое образование. Но диплом нужен не всем. Например, адвокатам достаточно предоставить арбитражному суду только удостоверение (или его копию) и доверенность.

Диплом также не потребуется помощнику юриста или адвоката.

Если у лица, участвующего в деле, есть представитель с юридическим образованием, то «наряду с ним к участию в арбитражном процессе в качестве представителей допускаются лица, не имеющие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности», — объясняет ВС. Такие представители пользуются теми же правами.

Кроме того, требование о высшем образовании не распространяется на патентных поверенных и прокуроров.

Арбитражные управляющие и представители по делам о банкротстве тоже не должны подтверждать свою квалификацию в суде.

Если юрист подает иск от имени организации, он должен приложить к заявлению копию документа о высшем образовании. Такая копия должна быть заверена либо нотариусом, либо работодателем истца, либо организацией-заявителем иска.

Поскольку информация о статусе адвоката содержится в реестре адвокатов, копия удостоверения адвоката заверения не требует.

Если иск подписан представителем, который не подтвердил свое образование копией диплома или удостоверения, суд оставит заявление без движения. У юриста будет возможность представить недостающий документ.

Для подачи в суд заявлений и ходатайств, для ознакомления с материалами дела и для получения исполнительного листа высшее образование не требуется, нужна только доверенность. Можно поручить такую работу курьеру или помощнику.

ВС напоминает: арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной участниками спора. Например, суд может самостоятельно изменить заявленное требование об убытках на требование о взыскании неосновательного обогащения.

Суд может принять к производству дополнительно предъявленные требования. Например, о применении последствий недействительности сделки в споре о признании этой сделки недействительной. Отдельный иск для таких требований подавать не нужно.

Если ответчик против дополнительных требований, суд может объявить перерыв в заседании, чтобы у стороны была возможность подготовить обоснованные возражения.

Истец может изменить основание или предмет иска, а также увеличить или уменьшить размер требований. Делать это нужно в суде первой инстанции или в апелляционной, которая рассматривает дело по правилам первой. Если вышестоящие суды вернули дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, изменение требований также возможно.

У ответчика есть право признать иск, но судья может его и не принять. Например, если он подозревает, что участники спора намерены совершить незаконную финансовую операцию при отсутствии спора о праве между ними.

Арбитражный суд может принять встречное исковое требование, если оно направлено к зачету первоначального. Непосредственная связь между встречным и первоначальным исками может отсутствовать. Например, в рамках одного дела могут быть рассмотрены носящие встречный характер требования об оплате по нескольким различным договорам, если имеются основания зачета требований из этих договоров.

Суд должен принять встречный иск и в случае, если его удовлетворение полностью или в части исключает удовлетворение первоначального иска. «Например, в случае предъявления требования о взыскании долга по договору может быть заявлено о признании этого договора недействительным», — объясняет Пленум.

Встречный иск также возможен в случаях, когда между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.

Например, в рамках одного дела суд может рассмотреть требование собственника о возврате переданной в аренду вещи и требование арендатора о возмещении стоимости произведенных им неотделимых улучшений.

Встречный иск можно подать без соблюдения требований о досудебном порядке урегулирования спора. Если первоначальному истцу потребуется время для подготовки возражений на встречный иск, суд отложит заседание или объявит перерыв.

Пленум рекомендует не затягивать с подачей встречного иска. Но если она «со всей очевидностью» направлена на затягивание процесса, встречный иск вернут. При этом у ответчика останется право на подачу отдельного иска.

Указание в иске на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, еще не означает, что их обязательно нужно привлечь к рассмотрению дела. Суд сперва должен выяснить, каким образом судебный акт, который может быть принят по данному делу, повлияет на права или обязанности такого лица по отношению к одной из сторон спора.

Доказательства, которые не были приложены к исковому заявлению и отзыву, нужно предъявить другим участникам спора до судебного заседания. Если этого не сделать, суд все равно должен будет их рассмотреть, но в таком случае на истца могут возложить бремя оплаты судебных издержек — вне зависимости от результата рассмотрения дела.

Арбитражный суд может истребовать необходимые для разрешения спора доказательства у любого лица, в том числе и у процессуального оппонента. Поводом для этого может стать ходатайство одной из сторон, но заявитель должен объяснить, для чего нужны эти доказательства и почему он не может получить их самостоятельно.

К уважительным причинам Пленум относит не зависящие от лица обстоятельства. Например, введение режима повышенной готовности в регионе.

Внутренние организационные проблемы лица, у которого истребуются доказательства, уважительными причинами не признают. Например, смену руководителя, отсутствие в штате юриста или необходимость согласования отправки доказательств с начальством или вышестоящим органом.

Если лицо, у которого истребовали доказательства, проигнорировало запрос суда, его могут оштрафовать по правилам ч. 9 ст. 66 АПК. Их все равно придется предоставить даже после штрафа.

Пленум напоминает, что судья, ведущий процесс, должен обеспечивать порядок в заседании. Для этого он может удалять из зала заседаний как стороны и их представителей, так и слушателей. В последнем случае судья может не выяснять личность таких граждан, например если они массово нарушают порядок.

ВС подчеркивает, что участники процесса должны заявлять все ходатайства в письменном виде. В случае если заявленное устно ходатайство, исходя из его предмета, требует письменного изложения, суд вправе отложить разбирательство или объявить перерыв, чтобы дать возможность подготовить его в письменном виде.

Суд вправе не рассматривать ходатайство, заявленное повторно тем же лицом и по тем же основаниям, напоминает Пленум.

Неоднократное немотивированное заявление одного и того же ходатайства при рассмотрении дела может стать основанием для удаления из зала суда или судебного штрафа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: