Почему выполнение гражданских обязанностей так важно для государства

Обновлено: 26.04.2024

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих предста­вителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

  • право избирать и быть избранным в органы государственной
  • власти и органы местного самоуправления;
  • право участвовать в референдуме;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право участвовать в отправлении правосудия.

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами госу­дарства, а также высшим непосредственным выражением власти на­рода являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граж­дан является свободным и добровольным.

Активное избирательное право (право избирать) у граждан Рос­сии возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пас­сивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представи­тельного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по дости­жении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признан­ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранно­го государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных си­стем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандат­ным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голо­сов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а из­бранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества подан­ных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государ­ственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государ­ственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой по­литической партии при условии его выдвижения.

Однако участие граждан в управлении делами государства вы­борами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с изби­рателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интере­сов граждан является возможность отзыва должностных лиц избира­телями. Правда такая возможность имеется только в отношении депу­татов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и обще­ственной жизни, имеющее обязательное значение для органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня проведения референдум может быть об­щефедеральным, региональным и местным.

Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямо­го и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют гражда­не Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К при­меру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссий­ского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет неча­стое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Важный механизм участия в управлении делами государства свя­зывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государствен­ной должности в соответствии с их способностями и профессио­нальной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификацион­ным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалифика­ционные требования включают в себя требования к уровню профес­сионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направ­лению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечива­ется применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификаци­онным требованиям.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосу­дия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разби­рательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном раз­бирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы фак­та, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитраж­ными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоот­ношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профес­сиональными судьями.

Почему выполнения гражданских обязоностей так важно для государства?


Без гражданской обязанности не было бы армии, не воспитывыли детей до 18 лет, происходили коррупционные злодеяния, был бы хаос, много нарушений и возможно даже анархия.

Правительство никак не может это допустить, т.

К не будет выполняться конституция, обязанности граждан.


Выполнение гражданских обязанностей очень важно!

Не выполняя своих обязанностей мы рискуем попасть под арест!


Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства?

Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства?

Почему наибольшее развитие гражданского общества получает в прававом государстве?


Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства?

Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства?

Почему наибольшее развитие гражданское общество получает в правовом государстве?


Назовите основные факторы : почему наше государство является не правовыми основные факторы : в нашем государстве нет гражданского общества?

Назовите основные факторы : почему наше государство является не правовым

и основные факторы : в нашем государстве нет гражданского общества.


Почему право на жизнь - это самое важное гражданское право?

Почему право на жизнь - это самое важное гражданское право?


Эссе на тему :«Какие из гражданских прав Вы считаете самыми важными и почему?

«Какие из гражданских прав Вы считаете самыми важными и почему?


Эссе на тему :«Какие из гражданских прав Вы считаете самыми важными и почему?

«Какие из гражданских прав Вы считаете самыми важными и почему?


Эссе на тему :«Какие из гражданских прав Вы считаете самыми важными и почему?

«Какие из гражданских прав Вы считаете самыми важными и почему?


Чем отличаются обязонности взрослых от обязонностей детей?

Чем отличаются обязонности взрослых от обязонностей детей?


Почему правовое государство невозможно без существования гражданского общества?

Почему правовое государство невозможно без существования гражданского общества?


Почему не может быть демократии без прав правового государства и гражданского общества?

Почему не может быть демократии без прав правового государства и гражданского общества?


Почти у всех нас похожие потребности, но из - за различий во мнениях у каждого из нас еще есть и индивидуальные потребности.


Ну мне кажется что это будет А, но это не точно.


Новых людей, новые передачи, не хотелось бы продолжительной реклами.


Познавательные программы для детей в игровой форме.


Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно - технологической и научно - педагогической деятельности.


Мама. Лишь одно только слово . А сколько в нем тепла и любви. Ведь для каждого "мама " это : опора, защита и друг! Сколько нежности , тепла отдает нам наша мама. Сколько радости и света день за днем приносит нам! Никогда я не забуду мамину забо..


Мама, мама дорогая! Ты единственная такая, Ты хорошая Ты красивая Ты всегда милая! ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ МАТЕРИ.


1 - 4 2 - 3 Ответ : 4, 3 P. S Введение фермерского хозяйства - это признак доиндустриального общ - ва.


Укаждого человека есть две родины : малая и большая. Малая — это город, улица, дом, где ты родился. Большая — это государство, страна, гражданином которой тыявляешься. А еще есть общая родина всех людей — планета Земля. Родинунужно любить и защищ..


В 7 : 00 утра встаю. В7 : 03 делаю зарядку. В 7 : 20 завтракаю. В 7 : 35 повторяю уроки. В8 : 00 иду в школу. В 13 : 40 обедаю. С 14 : 15 до 17 : 25 делаю уроки В 18 : 00 ужинаю. В18 : 20 смотрю телевизор(свободное время) В 22 : 00 ложусь спат..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.


Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей

Под этим пунктом можно понять тот факт, что права и свободы одного человека заканчиваются в том месте, где они начинаются для другого человека. Таким образом, обязанности человека и гражданиназаключаются в том, чтобы не мешать другому человеку, получать свою долю прав и свобод.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования

Некоторые обязанности гражданина лежат в плоскости его образованности. Каждый гражданин должен иметь хотя бы минимальное обязательное образование. Получение образования детей является обязанностью родителей или людей, которые их официально заменяют.

Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся тот факт, что каждый из нас должен не только чтить культурные и исторические памятники, но и защищать их от повреждений, чтобы сохранить для последующих поколений.

Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов

Обязанности человека и гражданина также заключаются во внесении налогов и сборов. Но только в том размере, что предусмотрен законом. При этом в конституции говориться, что у законов, устанавливающих новые налоги, нет обратной силы. Если же налог был посчитан неправильно, его можно оспорить или обжаловать.

Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов

Также обязанности гражданина предусматривают сохранение окружающей природы в хорошем состоянии. В первую очередь это касается её не загрязнения. Россия имеет много природных богатств, и было бы кощунством их потерять. Потому этот момент внесли в Конституцию.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

  • Некоторые представители талантливой молодежи. Им предлагается возможность отсрочить призыв. Но только не больше 500 человек в год.
  • Лица, которым их убеждения или религия не позволяет нести военную службу. Они могут использовать право пройти альтернативную гражданскую службу.

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.


М.А. ЮНУСОВ, Э.А. ЮНУСОВ, преподаватели кафедры гражданско-правовых дисциплин Челябинского юридического института МВД России Для современных демократических государств основополагающей идеей является идея правового государства; базовые принципы такого государства — социальный (наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина) и формально-юридический (последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения)[1].

М.А. ЮНУСОВ,
Э.А. ЮНУСОВ,
преподаватели кафедры гражданско-правовых дисциплин Челябинского юридического института МВД России

Для современных демократических государств основополагающей идеей является идея правового государства; базовые принципы такого государства — социальный (наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина) и формально-юридический (последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения)[1]. Не может быть демократии в отсутствии уважения к правам человека, и, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека[2]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы права человека ограждаются от опасности злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, но не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

Важнейшим смыслом прав и свобод человека выступает то, что каждый субъект, признающий за собой право иметь собственные ценности и осуществлять свои права и потребности, должен понимать, что и любой другой субъект имеет те же права, а также признавать свою обязанность не ущемлять эти права[3]. Правовые системы стран мира построены на основе равных для всех членов общества прав и обязанностей. И это естественно, ибо равенство прав и обязанностей означает справедливость как существенный принцип права.
Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции РФ в юридической науке уделяется большое внимание, то об обязанностях этого нельзя сказать. В Конституции РФ содержится лишь несколько статей, посвященных обязанностям. Между тем, не выполняя своих обязанностей, человек мешает другим гражданам осуществлять свои права. Проблема обязанностей оказалась весьма актуальной в наше время, когда Россия стоит на пути развития рыночных отношений и формирования правового государства и гражданского общества. Пока же наше государство сталкивается с массовым неисполнением гражданами своих обязанностей (например, уклонение от уплаты налогов и от военной службы).
Социальная ценность человека определяется не только тем, что ему предоставлены широкие права. Она измеряется и тем, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности. Наблюдается следующая закономерность: чем выше уровень правовой культуры народа, чем популярней идея правопослушания, тем меньше мелочных бюрократических предписаний издается в стране. Судья Л. Хенд (США) высказал верную мысль, что «конституция может действовать эффективно только тогда, когда она находится в сердцах и умах людей». Именно тогда можно позволить себе такую роскошь, как наличие пробелов в законодательстве, формулирование правовых предписаний лишь на уровне принципов, без их детализации, упрощение судопроизводства.
И наоборот, массовое неисполнение гражданами обязанностей влечет издание огромного количества строжайших нормативных актов, целевых программ, которые накапливаются, но вскоре забываются.
Вероятно, существует какой-то порог, за которым дальнейшее нормотворчество приказного характера становится бессмысленным.
В период кризисов расширяется сфера юридических обязанностей, вводятся, но вскоре обесцениваются санкции, причем применяются они вслепую и часто по отношению к тем, кто «подвернется под руку», чтобы создать иллюзию эффективности нарастающего государственного принуждения. В такие времена часто приходится слышать: много говорим о правах, мало — об обязанностях. Например, по мнению Н.И. Матузова, мы «преувеличиваем значение прав и свобод по отношению к обязанностям»[4]. Позже, уже в период перестройки, он утверждал, что необходимо «перемещение центра тяжести в научных исследованиях… с субъективных прав на юридические обязанности»[5].
Этой точки зрения придерживается и венгерский ученый Й. Виг, отметивший «чрезмерное внимание к правам и оттеснение на второй план обязанностей человека»[6]. Й. Виг связывает необходимость усиления роли обязанностей с необходимостью борьбы с преступностью. Он пытается опровергнуть тезис «разрешено все, что не запрещено», критикует презумпцию невиновности, ратует за смертную казнь, предлагает наряду с Декларацией прав и свобод человека и гражданина принять декларацию обязанностей, возмущается, что «под видом прав человека западная индустриальная цивилизация старается навязать всему миру свой образ жизни»[7].
Российское государство стремится к оптимизации механизма пользования основными правами и свободами человека и гражданина, декларируя приверженность идеалам демократии и верховенства права. При этом нельзя не заметить тенденцию развития в современном обществе такого феномена, как злоупотребление человеком и гражданином своими правами и свободами при полном игнорировании обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах Российской Федерации. Однако очевидно, что предоставление всем одних только прав без соблюдения обязанностей означало бы устранение всякой свободы и демократии, потому что свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей[8]. Выполнение человеком и гражданином обязанностей автоматически обеспечивает соблюдение прав и свобод, выступает необходимым способом правового регулирования, влияет на развитие и совершенствование правоотношений и общественных интересов.
По справедливому замечанию выдающегося русского ученого В.О. Ключевского, «права без обязанностей — юридическая нелепость, как следствие без причины — нелепость логическая»[9].
Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».
Тем не менее обязанностям как правовому поведению субъектов права уделялось и уделяется немного внимания как в теории, так и на практике, что также отмечают виднейшие философы и юристы, такие как Марк Туллий Цицерон, Л.И. Петражицкий, Л.Д. Воеводин и ряд других. Так, Л.И. Петражицкий отмечал: «Что касается постановки учения об обязанностях, то остается только констатировать, что это учение до сих пор, строго говоря, совершенно отсутствует»[10]. Кроме некоторых общих фраз на тему о том, что обязанность есть пассивная сторона правоотношения, и связанных с этим споров, что чему предшествует — право ли обязанности, или наоборот, и возможно ли существование обязанностей без корреспондирующих им прав, — литература ничего не дает»[11].
Л.Д. Воеводин также отмечает, что отсутствие в юридической науке полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом — в кажущейся простоте[12].
Профессор С. Капица говорит: «Обязанности, как и права, носят многоуровневый характер: перед другим человеком, социальной общностью, обществом и международным сообществом в целом. Обязанности человека также естественны и неотъемлемы для человека, как и права. Без них не может быть упорядоченных социальных связей и отношений, ответственности человека за свои поступки. Интересно подчеркнуть, что представители Востока, в первую очередь китайцы, индусы, японцы, —все подчеркивали примат долга и обязанностей человека, из чего уже следуют его права»[13].
Все сферы действия правового статуса личности в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и других людей.
Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут»[14].
Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества, государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей человека и гражданина раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.
Кроме того, в любой области жизни и деятельности существуют определенные обязанности. Еще Цицерон в своем трактате «Об обязанностях» указывал, что «хотя в философии многие важные и полезные вопросы были тщательно и подробно рассмотрены философами, широчайшее распространение, мне кажется, находит то, что они завещали и преподали нам насчет обязанностей. Ведь ни одна сторона нашей жизни — ни дела государственные, ни частные, ни судебные, ни домашние, ни случай, когда ты ставишь вопрос перед самим собой, ни случай, когда ты заключаешь соглашение с ближним, — не может быть свободна от обязанности. И в служении ей вся нравственная красота жизни; в пренебрежении к ней позор. И именно эти вопросы общи всем философам»4[15].
В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанности — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Юридическая обязанность не является формой выражения интересов, но представляет собой определенный способ их реализации посредством воздействия на поведение других субъектов правоотношения[16].
Стоит отметить, что увеличение субъективных прав граждан влечет за собой увеличение юридических обязанностей. Субъект правоотношений не может одновременно осуществлять все принадлежащие ему права. Поэтому и определенные обязанности у контрсубъектов будут возникать лишь тогда, когда оба участника правоотношений «войдут в сферу действия» права и у них сложатся определенные отношения по поводу обладания конкретным социальным благом. Однако понятно, что чем активнее субъект пользуется своими правами, тем больше обязанностей он порождает у противостоящих ему участников отношений[17].
В любом случае юридическая обязанность применительно к субъективным правам является своеобразной «зацепкой» для защиты права (ведь защищая его от нарушений, можно воздействовать на контрсубъектов только исходя из того, что они нарушили предписание, обязывающее их к определенному варианту поведения), эффективным элементом воздействия на правоотношения и общественные процессы.
Если правом можно поощрить человека (речь идет не о праве вообще, а об его регулятивном аспекте), то юридической обязанностью — сдержать его от определенных действий и прямо на него воздействовать[18].
Юридические обязанности непосредственно выражают важнейшую основу правового регулирования — необходимость обеспечения в обществе определенной организованности, четкого правопорядка. В плоскости юридических обязанностей право функционирует преимущественно в качестве мощного организующего, дисциплинирующего фактора. Именно с этой стороны юридические обязанности и являются выражением определенной социальной ответственности, общественного долга, соответствующего данным правоотношениям.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина, включая его основные права, свободы и обязанности, влияет как на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом, так и на формирование гармоничных отношений человека, общества и государства[19].
Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе обязанность характеризуется как одна из составляющих правового статуса личности; как вид и мера должного поведения; как гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; как фактор укрепления законности и правопорядка в выполнении функций государства.
Необходимо отметить также, что юридические обязанности — тот участок механизма юридического воздействия, через который юридический инструментарий связывается с государственным принуждением, с юридическими санкциями. Реально государственное принуждение в области права применяется за неисполнение той или иной правовой обязанности.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей. Если юридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Ответственность — социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой — стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности.
То, что в юридической литературе именуется позитивной (проспективной) ответственностью, как раз и представляет собой наряду с соответствующим элементом правосознания и законности аспект безусловной категоричности юридических и иных социальных обязанностей, требование строжайшего их исполнения и соблюдения.
В заключение следует отметить, что государство должно создать такие условия, чтобы его граждане выполняли свои социально-правовые обязанности не по принуждению, а добровольно, ибо государство сильно сознательностью масс. Граждане в свою очередь должны обладать возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению тех обязанностей, которыми они обладают. Ценность современного государства определяется его обязанностью служить людям как суверенным институтам: делать то, что нужно всему обществу, не ограничивая права, свободы и волеизъявления конкретного человека и гражданина.

Библиография
1 См.: Малько А.В. Правовое государство // Политология: Курс лекций. — М., 1999. С. 357.
2 См.: Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. — М., 1992. С. 5.
3 См.: Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — М., 2002. С. 33.
4 Матузов Н.И. Юридические обязанности и ответственность как элементы правового статуса личности // Конституция СССР и правовое положение личности / Под ред. В.М. Чхиквадзе. — М., 1979. С. 81.
5 Он же. Правовая система личности. — Саратов, 1987. С. 146.
6 Виг Й. Соотношение прав и обязанностей человека и проблема преступности // Государство и право. 1995. № 7. С. 45.
7 Там же. С. 47—49.
8 См.: Матузов Н.И. Социалистическая демократия как единство прав, обязанностей и ответственности личности // Советское государство и право. 1977. № 11. С. 139.
9 Ключевский B.O. Сочинения. — М., 1990. Т. 9. С. 65.
10 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 2000. С. 285.
11 Впрочем, кое-какие, хотя и весьма редкие и скудные, указания относительно природы обязанностей в юридической литературе можно найти.
12 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие — M., 1997. С. 136.
13 Российская газета. 2002. 16 окт.
14 Цит. по: Права человека / Отв. ред. Е.В. Лукашева. — М., 2001. С. 99.
15 Там же. С. 59.
16 См.: Малько А.В., Субочев В.В. Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения // История государства и права. 2004. № 5. С. 2.
17 См. там же. С. 3.
18 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. — М., 2003. С. 96—100.
19 См.: Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России: Учеб. — М., 2004. С. 343—344.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Государство обеспечивая права человека, взамен вправе устанавливать требования эталонного поведения человека и гражданина. И именно такое поведение закрепляется в нормативных правовых актах, причем в них же определяются санкции как мера ответственности за невыполнение установленных правил.

Обязанность - это то, как надо себя вести. Если не все понимают, что надо вести себя правильно, то включается механизм, который в законном виде есть только у государства, - это принуждение. Очевидно, что механизм принуждения может применяться лишь в строго определенных случаях.

Итак, обязанности - непременная составляющая правового статуса личности, тесно связанная с правами и свободами человека и гражданина. Именно поэтому обязанности закреплены в той же главе Конституции РФ, что и права и свободы. Вряд ли можно о ком-то сказать, что у него есть одни обязанности или только права (если, конечно, речь не идет о младенцах и маленьких детях).

Как и в случае с правами, разделяют обязанности человека и гражданина: одни из них вытекают из связи человека и государства (гражданства), другие не связаны с этим статусом и возлагаются на каждого. В Конституции РФ закреплены основные обязанности человека и гражданина, которые: носят всеобщий характер; не зависят от конкретного правового статуса лица; закрепляются на высшем, конституционном уровне, т.е. те, что обеспечивают нормальное функционирование самого государства и, в конечном счете, жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечет юридическую ответственность, установленную законом.

Особо подчеркнем, что ни один гражданин не должен уклоняться от исполнения своих обязанностей. Это правило в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей закреплен в ч. 2 ст. 6 Конституции РФ. Итак, основные обязанности это:

соблюдать Конституцию РФ и законы. Это касается не только людей (граждан и неграждан России), но и органов власти (государственной и муниципальной), должностных лиц, объединений. Конечно, все обязанности в итоге сводятся именно к соблюдению закона, тем более что несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечет за собой юридическую ответственность, установленную законами.

уважать права и свободы других лиц. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Это важнейшее условие свободы и правопорядка, направленное против гражданского эгоизма, пользования своими правами за счет других, а в итоге - против конфликтов и права сильного.

платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить федеральные, региональные и местные налоги обусловлена необходимостью пополнять бюджет. Важно отметить, что Конституция РФ обязывает платить налоги, только установленные законом, - все остальные сборы незаконны и не могут вменяться в обязанность граждан. Законы, которые устанавливают новые налоги и (или) ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ). Помимо налогов, надо платить еще и сборы, т.е. платежи за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления (например, государственную пошлину).

получить основное общее образование. Причем родители (или иные лица, их заменяющие) обязаны обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Нарушение этой обязанности не влечет какой-либо ответственности, так что это скорее напоминание о том, что если ваше чадо не получит основное общее образование, то жизнь его весьма усложнится.

заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. подчеркнем главное: человек несет личную ответственность за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Этого требуют нормы морали и простая забота о будущем. И это настолько важно, что пренебрежение обязанностью может повлечь за собой уголовную ответственность (например, по ст. 156 "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" УК РФ).

сохранять природу и окружающую среду.Заострим внимание на том, что эта конституционная обязанность распространяется и на дачников, и на любителей походов, и на пользователей земли общего пользования - все они при владении, пользовании и распоряжении своей землей обязаны воздерживаться от действий, способных нанести ущерб окружающей среде либо нарушить права и законные интересы других лиц. К этой же группе обязанностей относится необходимость гуманного обращения с животными, соблюдения санитарно-ветеринарных и зоологических требований. Кроме этого, оберегая животных от заболеваний, тем самым оберегают и людей, потому что некоторые болезни животных передаются и нам.

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.Речь идет не только о защите исторического и культурного наследия, бережном отношении к памятникам истории и культуры, но и о равном праве на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.

защита Отечества. Эта обязанность, безусловно, святая.Отметим, что это - обязанность гражданина, а не просто человека.

Вот в самом кратком виде то, что надо знать о наших обязанностях как меры минимально необходимого поведения, которое требуется для жизнеспособности государства и обеспечения нормального существования его граждан, включая защиту их прав. Заметим заодно, что обязанное лицо должно не просто пассивно подчиняться установленным правилам, но и активно участвовать в процессе реализации обязанностей, стараться сделать чуть больше того, что следует, а также стремиться к тому, чтобы воплощение в жизнь обязанностей стало свободным, созидательным.Согласитесь, что конституционные обязанности устанавливаются не просто так, а в интересах всего общества и каждого отдельного гражданина, в том числе нас с вами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: