Социальная сфера общества определяет отношения между гражданами и государством

Обновлено: 18.04.2024

Структура общества - это совокупность устойчивых координационных и субординационных связей между элементами содержания общества , которые обеспечивают его целостность и самодостаточность.

1. По субстратное™ (по основным представителям) общество состоит из системы индивидов, а также из групп, этнических, социальных , демографических, профессиональных, региональных и других общностей.

2. По способу организации жизнедеятельности и управления в структуре общества выделяются социальные институты и связи между ними. Они могут быть официальными (государственными) и неофициальными (негосударственными), различаются по предназначению и составу, конкретным организациям и другим основаниям.

3. По наличию в обществе различных отношений и многообразию деятельности его структуру составляют виды отношений: экологические, демографические, материально-производственные, социальные , политические, правовые, нравственные, эстетические, научные, религиозные, образовательно-воспитательные, семейные и др. Существуют также аналогичные виды деятельности.

4. В зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических или духовных потребностей выделяют два уровня жизни общества :

- материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень;

- духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни .

5. В зависимости от существования главных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются:

· материально-производственная сфера жизни общества ;

· социальная сфера жизни общества ;

· политико-правовая сфера жизни общества ;

· духовная сфера жизни общества ;

Существуют и другие сферы жизни общества . Особой сферой является военная жизнь общества .

6. Обобщенной характеристикой структуры общества следует считать подход, выделяющий три типовых элемента, обладающих своей спецификой и связями:

· функционирование сознания субъектов общества ;

· совокупность институтов общества ;

· система общественных отношений (деятельности).

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику,выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе. 2. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроляв данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне. 3. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством. 4. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственнуюжизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Г. Гегельназывал гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

Гражданское общество – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства . Р. Дарендорфназывал гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

1) интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);

2) инструментальную (коллективное целедостижение);

3) дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);

4) воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);

5) регулятивную (контроль, система норм и санкций);

6) коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).

Государство – это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.

Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы.

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Она включает в себя:

Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);

Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);

Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);

Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);

Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);

Коммунальное обслуживание - ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции);

Пассажирский транспорт, связь.

Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.

Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.

Задачи, цели и основные направления в социальной сфере

Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.

Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии - алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики.

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.

К элементам социальной сферы относятся:

Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;

Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);

Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;

Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;

Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:

учёт численности населения;

процентное соотношение полов;

Назначение социальной сферы

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

в развитии человеческих ресурсов;

обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;

социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.

Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:

здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;

образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;

социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям

культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;

спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.

Существующие проблемы и функции социальной сферы

Существующие проблемы социальной сферы

Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.

С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:

предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.

Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.

Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).

Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.

Функции социальной сферы

Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.

Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.

В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.

Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:

регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;

обеспечение безопасности граждан страны;

предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;

обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Основные статьи расходов в социальной сфере это:

социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

Управление социальной сферой

Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.

Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.

К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:

охрана здоровья и жизни населения страны;

обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;

обеспечение населения страны доступным жильем;

пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;

право на самовыражение и творческое развитие.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. , прямых указаний, применимых к учреждениям социальной сферы, в рекомендациях Роспотребнадзора немного. Однако .

. оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, Закон № 189-ФЗ закрепляет право . (наименование государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, значения нормативных затрат на ее . оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». [4] На момент подготовки статьи . оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – проект постановления, содержащего требования .

. об организации оказания услуг в социальной сфере. Согласно п. 3 – 5 Общих . механизмов организации оказания услуг в социальной сфере; порядок, условия и сроки применения .

. (Environmental, Social, Governance – окружающая среда, социальная сфера, корпоративное управление). Устойчивое развитие определяется . в целом – на окружающую среду, социальную сферу и экономику. Фактически речь идет .

. станут внедрять в традиционных областях социальной сферы (образование, социальное обслуживание, спорт . государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, определенные с учетом количества учреждений . негосударственных поставщиков к услугам в социальной сфере учреждения должны будут обеспечивать . негосударственных поставщиков к услугам в социальной сфере учреждения должны будут обеспечивать . оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». [3] См. проект постановления .

. Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства . совет; ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы; сократить расходы на содержание внебюджетных .

. предпринимательскую деятельность в производственной и социальной сферах, а также в сфере оказания . предпринимательской деятельности в производственной и социальной сферах, а также в сфере оказания .

. 1) медицинские, образовательные организации; 2) социальная сфера (дома престарелых, дома ребенка, дома .

. года. Есть нововведения и в социальной сфере. В материале расскажем о тех . года. Есть нововведения и в социальной сфере. В материале расскажем о тех .

. оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных .

. совет; ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы; сократить расходы на содержание за .

. организаций, связанных с охраной здоровья, социальной сферой, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой, а также .

Как минимизировать риск распространения коронавируса среди сотрудников организации? Какие меры профилактики принять? Как организовать рабочий процесс? В публикации представлены рекомендации Роспотребнадзора, а также прописан механизм перевода сотрудников на удаленную работу. Как минимизировать риск распространения коронавируса среди сотрудников организации? Какие меры профилактики принять? Как организовать рабочий процесс? В публикации представлены рекомендации Роспотребнадзора, а также .

. ВШЭ «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения» [2] (далее .

. следующими сферами деятельности: охрана здоровья; социальная сфера; образование; теплоснабжение; электроэнергетика и энергосбережение .


Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

6 класс, 8 класс, 10 класс

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для элементов сложноорганизованных систем есть специальное понятие — «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Сферы жизни общества

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица элементы сфер общественной жизни + примеры

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

потребности в общении с другими людьми;

потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • независимые средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Можно ли это правило считать моральной нормой? Или же это высшая моральная ценность?

На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

Объясните отличие таких духовно-нравственных категорий как «эгоизм» и «альтруизм».

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

1.Часть света или территории, имеющая границы и пользующаяся суверенитетом:

1) цивилизация, 2) общество,

3) страна, 4) государство;

2. Скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому:

1) прогресс, 2) революция,

3) регресс, 4) эволюция;

3. Синоним понятию «общественный прогресс»:

1) социальная революция, 2) общественный регресс,

3) общественное развитие, 4) социальная мобильность;

4. Сфера жизни общества, включающая в себя отношения людей по поводу власти:

1) экономическая, 2) политическая,

3) социальная, 4) духовная;

5.Признаки информационного общества:

1) формирование рыночной экономики,

2) рост социального неравенства,

3) развитие средств массовой коммуникации,

4) формирование демократического государства;

6. Показатели уровня развития духовной культуры:

1) объём создаваемых в обществе духовных ценностей,

2) качество духовной продукции,

3) достижения духовной культуры,

4) степень доступности к ценностям культуры;

7.Действия политической власти:

1) организация фестиваля народной музыки,

2) решение об участии страны в международной миротворческой деятельности,

3) собрание членов акционерного общества,

4) заключение договора между работниками;

8.Признаки тоталитарного режима:

1) государственный суверенитет,

2) источником власти является народ,

3) всесторонний контроль за жизнью общества,

4) свобода прессы;

9.Политическая деятельность человека:

1) трудоустройство, 2) проведение кинофестиваля,

3) благотворительная акция, 4) участие в выборах;

10. ВЕРНЫ ЛИ СУЖДЕНИЯ о разделении властей:

А. Для того, чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

1) верно только А 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения не верны;

11. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА В СКОБКАХ: Социальная группа – это__________

(класс, страна, производственное объединение, семья, этническая общность);

12. Социальные общности образуют:

1) социальную дифференциацию,

2) социальную мобильность,

3) социальную структуру;

13. Социальная группа - это:

1) любая совокупность индивидов, объединенных общим интересом,

2) объединение людей, основанное на коллективном владении средствами производства,

3) группы людей, различающихся по их месту в системе общественного производства;

14.Социальная опора тоталитарной власти:

15. Социальная стратификация – это:

1) система страт,

2) стремление людей к повышению социального статуса,

3) переезд в другую местность;

16.Люмпены – это:

1) квалифицированные рабочие,

3) слои населения, на входящие в определенный класс;

17. Переход из одной общественной группы и другую:

2) социальная мобильность,

3) номенклатурная судьба;

18. Социальная группа — это:

1) люди, объединенные общим интересом,

2) любой коллектив, с которым индивид соотносит свое поведение,

3) люди, работающие на одном предприятии;

19. ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках:

Реформа, модернизация, революции – это _____________

(формы развития, виды деятельности);

20. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ сфер общественной жизни и их составляющих

а) взаимодействие социальных групп и слоев,

б) деятельность государственных организаций,

в) мораль, религия, философия, деятельность научных и религиозных организаций,

г) отношения в процессе производства;

21. Результат учебной деятельности:

2) компьютерное обеспечение,

3) знание основ наук,

4) наглядные пособия,

6) умения применять знания,

7) практические навыки;

22. Социальная адаптация - это:

1) процесс приспособления человека к изменившейся социальной среде,

2) уход человека от контактов с действительностью в мир собственных переживаний,

3) стремление изменить окружающую действительность;

23. Проявление противоречивости общественного прогресса:

1) глобальные проблемы современности,

2) интернационализация высшего образования,

3) улучшение условий жизни людей,

4) колебания цен валютного рынка;

24. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ суждений об обществе:

1) общество является статической системой,

2) общество является совокупностью индивидов и орудий труда,

3) все элементы общества взаимосвязаны друг с другом,

4) общество является частью природы.

25. Признаки диалога как формы общения:

1) равный социальный статус участников,

2) признание мнений участников,

3) наличие конфликта,

4) доминирование одной точки зрения;

ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Считаете ли вы актуальной проблему подготовки молодёжи к браку? Является ли серьёзное отношение к обязанностям будущих супругов непременным условием благополучной семьи?

Опираясь на знания обществоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и тех, которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.

Существует мнение: «Брак – это не контракт между двумя людьми, брак – это контракт между супружеской парой и обществом». Выскажите своё отношение к этому суждению.

Ключ на тестовые вопросы:

22 Виды деятельности

19 Формы развития


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Итоговая контрольная работа по обществознанию в форме теста для оценки уровня освоения обучающимися основных имён, понятий, относящихся к курсу. Тест состоит из двух вариантов и ключа. В каждом варианте есть вопросы, где возможен один вариант ответа; задания на установление соответствия понятий и их определений, работу с текстом. Выполнение практических заданий требует от учащихся не только знания понятий, но умения рассуждать, правильно строить высказывание, давать свою оценку.

Данный тест может быть использован для промежуточной аттестации учеников по типу тестов для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 918 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 25.01.2020 13704
  • DOCX 72.2 кбайт
  • 24 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баданова Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

29 минут

«Порядок проведения иммунопрофилактики в рамках национального календаря прививок»

72 минуты

«Нетрадиционные уроки в современной школе»

20 минут

«Берта Ландау: Смысл семьи. Практики семейной логотерапии по Виктору Франклу»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: