Почему суды относятся к правоохранительным органам

Обновлено: 28.03.2024

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

  • охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

↑ Система правоохранительных органов, виды.

1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура

  • Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
  • Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
  • Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)

Правоохранительные органы РФ

  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание.
  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение расследования по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к её компетенции;
  • действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде).
  • Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.
  • Проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ.
  • Организационно-правовое обеспечение судебной реформы.
  • Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней.
  • Регулирование сферы правового обслуживания.
  • Осуществление контроля за исполнением законодательства
  • по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • по защите объектов, независимо от форм собственности;
  • по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
  • по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
  • Осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ.
  • Осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
  • Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу.
  • Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации.
  • Обеспечение сохранности государственных секретов в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов спецсвязи.
  • Обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений
  • Осуществление учёта налогоплательщиков.
  • Осуществление проверки соблюдения налогового законодательства.
  • Применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства
  • Обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды.
  • Пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей.
  • Стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
  • Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.
  • Охрана всех форм собственности.
  • Предупреждение правонарушений посредством:
  • Оказание юридической помощи гражданам и организациям.
  • Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:
  • Предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
  • выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях

↑ Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния
  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ
  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды
  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

↑ Судьи, их полномочия, компетенции.

Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.

Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).

Скажите пожалуйста кто входит в правоохранительные органы РФ. И входит ли туда адвокатура и таможня.

Скажите пожалуйста кто входит в правоохранительные органы РФ. И входит ли туда адвокатура и таможня.

Инга

Добрый вечер!

В правоохранительные органы входят система судов (Конституционный суд, система судов общей юрисдикции, арбитражные суды, суды субъектов РФ (мировые судьи, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ)), полиция, прокуратура, частные детективные и охранные агентства, нотариат, в том числе адвокатура, таможня.

Да, Инга, таможня относится к правоохранительным органам, по поводу адвокатуры спорные мнения, я думаю, что нет.

Систему правоохранительных органов
составляют институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную
защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных
государственных и негосударственных учреждений и неправительственных
правозащитных организаций.

Критерии,
которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:

– правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;

– правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в
произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и
процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их
допустивших, установлена юридическая ответственность;

– в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя
властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;

– законные и обоснованные решения правоохранительных органов
подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную
юридическую ответственность.

Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут
быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения
безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы
предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным
является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных
охранных и детективных служб.

Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе
органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С
этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями
данного вида государственной деятельности, обеспечивающих выполнение
стоящих перед ними задач: защита личности, общества, государства.

Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:

– обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений
предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и
иных нормативных актов;

– справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;

– выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;

– раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их
совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в
суде;

– исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;

– предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.

Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:

– конституционный (уставный) контроль;

– правосудие и судебный контроль;

– прокурорский надзор;

– выявление и расследование преступлений;

– исполнение судебных решений;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений;

– оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.

относятся ли суды к правоохранительным органам что вообще к ним относят(к правоохранительным органам ).

Здравствуйте. Сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие.

Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр. Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов. Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы.

Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;
Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;
Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

Как и кому составить жалобу на бездействие правоохранительных органов? Суд относится к правоохранительным органам или нет? И Служба судебных приставов относится ли к правоохранительным органам? И как на них жаловаться и кому?

Ответы на вопрос:

Порядок обжалования судебных актов регламентирован нормами процессуального права, для отдельных ситуаций он может отличаться.

Обжалование действий/бездействия судебных приставов возможно в порядке подчиненности (в вышестоящую службу судебных приставов либо вышестоящему должностному лицу) либо в судебном порядке, порядок регламентирован законом "Об исполнительном производстве"

Для более точного ответа необходимо больше информации.

Суд не является правоохранительным органом! Это правоприменительный орган. Порядок обжалования судебных актов установлен процессуальными кодексами. ГПЕ, АПК, УПК, КАС, КОАПРФ.

Жалобы на поведение и поступки судей обжалуются в Квалификационные коллегии судей регионов и в ВККС.

ФССП-является правоохранительным органом. Действия её сотрудников можно обжаловать в служебном и судебном порядке.

Можно подать жалобы через интернет.

В Прокуратуру через интернет приёмную

Основание: ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и ст.10 Закона О прокуратуре

В МВД РФ заявление можно подать через интернет приёмную

Основание: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

В следственный комитет РФ

Основание: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской ФедерацииСчастья Вам, добра и благополучия, с уважением коллектив ООО "ОРИОН".

Похожие вопросы

Помогите пожалуйста прояснить суть правоохранительных органов. Можно ли отнести, например, частное охранное агенство к правоохранительным органам, если они помогли задержать преступников. Или это будет только орган, способствующий правоохранительной деятельности? Вообще в правоохранительные органы входят только государственные органы?

Перед тем, как подать в суд, я написала жалобу на действия судебного пристава вышестоящему органу. Мне ответили, что не могут наказать пристава, так как он уволился. В заявлении я должна обжаловать действия судебного пристава или бездействие вышестоящего органа (служба судебных приставов), куда я обратилась в порядке подчиненности, требуя признать его бездействие незаконным? Или возможны оба варианта?

Если старший судебный пристав (начальник отдела) не отреагирует на жалобу о бездействии пристава куда жаловаться дальше?

Подал жалобу на постановление руководителя отдела службы судебных приставов в краевую службу судебных приставов, жалоба принята 13 октября. Сегодня позвонил чтобы узнать о ходе проверки по жалобе, судебный пристав заявил, что срок рассмотрения жалобы в соответствии с 59 фз 30 дней, я ей сообщаю, что срок рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 126 ФЗ Об исполнительном производстве 10 дней, она говорит, что это срок рассмотрения для административных жалоб. Кто прав и как мне действовать, чтобы ускорить рассмотрение жалобы по существу?

Статья 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает порядок подачи жалобы в порядке подчиненности. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

И только затем, в соответствии со ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве» на решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности, можно обратиться в суд общей юрисдикции в форме заявления (а не жалобы) об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов (ст.128 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

А возможно ли обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя непосредственно в суд общей юрисдикции в форме жалобы в соответствии со ст.441 ГПК РФ, минуя, таким образом, старшего судебного пристава?

Как оформить иск в суд о бездействии службы судебных приставов? (Уже были поданы жалобы в порядке подчиненности на бездействие судебного пристава на имя руководителя управления и в вышестоящую организацию. Бездействие признают, но ничего не делают.)

На протяжении 5 лет приходится приходится воевать с судебными приставами за их бездействие, и за 5 лет написано не мало жалоб. И вот недавно пристав исполнитель сказал, что хоть одна еще жалоба, то подаст в органы заявление для привлечения к ответственности за давление. Законно это или нет. В жалобах нет ничего криминального, а только факты бездействия судебных приставов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: