Почему суда садятся на мель

Обновлено: 28.04.2024

ПОСАДКА СУДНА НА МЕЛЬ Аварийная остановка судна вследствие касания грунта всем днищем или его частью при недостаточной глубине воды. После посадки на мель с ходу средняя осадка судна уменьшается, происходит некоторая потеря его водоизмещения, увеличивающая давление корпуса на грунт. Севшее на мель судно с течением времени погружается в грунт и "присасывается" к нему. Присасывание к грунту, трение о него бортов и днища, наличие выступающих частей на судне затрудняют его снятие с мели.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Смотреть что такое "ПОСАДКА СУДНА НА МЕЛЬ" в других словарях:

ПОСАДКА СУДНА — на мель, камни, рифы и пр. касание подводной частью судна мели и пр., не вызывающее необходимости у судна в посторонней помощи для выхода на чистую воду. Отсюда посадить судно. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское … Морской словарь

Посадка корабля на мель — (судна на мель) остановка корабля (судна) вследствие касания подводной частью корабля (судна) дна, камней, рифов. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Посадка морского (речного) объекта на мель — Посадка морского (речного) объекта на мель: навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна. … … Официальная терминология

посадка морского (речного) объекта на мель — Навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна. [ГОСТ Р 22.0.09 95] Тематики безопасность в… … Справочник технического переводчика

посадка — 3.55 посадка: Геометрическое соответствие деталей, включающее допуски на размеры деталей при их конструировании и сопряжении. Источник: ГОСТ Р 51365 99: Оборудование нефтепромысловое добычное устьевое. Общие технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

посадка морского (речного) объекта на мель — 3.2.4 посадка морского (речного) объекта на мель: Навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРОЧНОСТЬ СУДНА — Способность судна воспринимать действующие на него внешние силы без разрушения. Различают общую и местную П.С. Нарушение общей П.С. приводит к разрушению корпуса и, как правило, к гибели судна, местной П.С. к местным (локальным) повреждениям. При … Морской энциклопедический справочник

АВАРИЯ — (ит. avaria, от араб. авар (ит. avaria, от араб. авар повреждение, ущерб) в морском праве определенные случаи убытков, подразделяемых на общую и частную А. Под общей А. признаются убытки, которые были понесены вследствие произведенных намеренно и … Энциклопедия юриста

Авария (морское право) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авария (значения). Общая авария (англ. general average) в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасания судна, груза и фрахта; также … Википедия

Авария в морском праве — Общая авария (англ. general average) в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасания судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб. Убытки от общей аварии распределяются между … Википедия

может быть произведено своими силами и средствами, при помощи других судов и с применением технических средств, которые недоступны судну, особенно транспортному.
Существуют следующие способы снятия судов с мели:
а) самостоятельное снятие аварийного судна;
б) снятие аварийного судна с мели при помощи буксировки его другими судами и с помощью гиней;
в) снятие судна путем его отгрузки или размыва грунта;
г) снятие судна с мели при помощи судоподъемных понтонов.

Причины посадки судна на мель

Два сухогруза-контейнеровоза Celia и BSLE Sunrise на мели

Два сухогруза-контейнеровоза Celia и BSLE Sunrise на мели


Среди навигационных аварий посадка на мель стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель.
Основными причинами посадки судна на мель являются.

Действие экипажа судна севшего на мель

Контейнеровоз Apl Panama на мели

Контейнеровоз Apl Panama на мели


При возникновении ситуации, когда посадка судна на мель оказывается неизбежной, необходимо предпринять действия, уменьшающие тяжесть аварии. С этой целью в первую очередь следует поставить руль прямо и дать машине полный ход назад.

Действия экипажа судна после посадки судна на мель

Балкера Federal Kivalina на мели

Балкера Federal Kivalina на мели


Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть.
Далее необходимо: .

Силы действующие на судно на мели

Балкер кейпсайз Flash в грузу на мели

Балкер кейпсайз Flash в грузу на мели


Сила присасывания грунта возникает от продавливания корпусом судна грунта, в результате чего частицы грунта прилипают к корпусу, создавая эффект присасывания тем больший, чем большей вязкостью обладает грунт. Оценивается коэффициентом, зависящим от массы судна и от рода грунта.

Выбор способа снятия судна с мели

Балкер Ocean Breeze на мели

Балкер Ocean Breeze на мели


В зависимости от имеющихся средств для снятия судна с мели и от характера посадки применяются следующие способы и методы:
самостоятельно
работой своих машин;.

Снятие судна с мели с помощью двигателя

Сухогруз Sterno на камнях

Сухогруз Sterno на камнях


Если при посадке на мель не ощущалось удара о грунт; нет опасений, что корпус поврежден; и судно сохранило курс, которым оно следовало до посадки,обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду.

Способ дифферентования

Дифферент судна севшего на мель

Дифферент судна севшего на мель


Для определения количества груза, которое необходимо перенести из поврежденной части судна в противоположную оконечность судна, поступают следующим образом:
определяют дифферент до посадки на мель;.

Способ кренования

Севший на мель паром Риверданс

Севший на мель паром Риверданс


Для определения количества груза, которое необходимо переместить, чтобы получить требуемый крен, поступают следующим образом:
определяют изменение угла крена до и после посадки на мель;
определяют кренящий момент умножением крена на момент, кренящий на 1°;.

Снятие с мели способом разгрузки судна

Разгрузка контейнеровоза на мели

Разгрузка контейнеровоза на мели


Разгрузка судна сама по себе уменьшает давление на банку, так как она уменьшает вес судна. Однако это справедливо только для такого случая разгрузки, когда после снятия груза судно на свободной воде всплывает параллельно самому себе или всплывает так.

Снятие судна с мели с помощью якорей и гиней

Снятия балкера Pasha Bulker с мели

Снятия балкера Pasha Bulker с мели


Принимая решение о завозе якорей, нужно тщательно выбрать места их отдачи, имея в виду, что перекладка якорей судовыми средствами чрезвычайно затруднительна, а чаще всего невозможна. С учетом соотношения масс судовых якорей на направлениях стягивания применяют становые и запасной якоря.

Снятие с мели буксировкой

Снятие танкера с мели с помощью буксиров

Снятие танкера с мели с помощью буксиров


Этот метод съемки с мели довольно широко распространен, хотя и не столь эффективен.
Он заключается в том, что судно-спасатель (одно или несколько) подходит к потерпевшему аварию судну и на достаточном расстоянии от него.

Применение рывка

Снятия судна с мели рывком буксира

Снятия судна с мели рывком буксира


Очень часто при снятии севших на мель судов прибегают к рывку. Эта операция заключается в следующем: спасатель заводит на аварийное судно длинный буксирный трос, подходит кормой как можно ближе к снимаемому с мели судну и затем дает ход вперед с таким расчетом.

Разворот судна сидящего на мели

Разворот судна Boader сидящего на мели

Разворот судна Boader сидящего на мели


Часто, прежде чем тянуть судно с мели, требуется предварительно развернуть его в нужном направлении при помощи буксировщика. Кроме того, целесообразно развернуть судно, и в том случае, когда в районе посадки на мель имеются большие глубины.

Снятие судна сидящего на мели при помощи устройства канала

Посадка контейнеровоза на прибрежную отмель

Посадка контейнеровоза на прибрежную отмель


Посадка судов на прибрежные отмели, особенно в шторм, обычно сопровождается заносом судов грунтом, а в отдельных случаях выброшенное на мель судно после шторма оказывается даже на совершенно сухом месте, в десятках метров oт уреза воды.

Среди навигационных аварий посадка на мель (рис. 1) стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель. Основными причинами посадки судна на мель являются:

  • ошибки судоводителя (человеческий фактор) 90 %;
  • форсмажорные обстоятельства (метеоусловия) 5 %;
  • касание неизвестных препятствий 3 %;
  • недостаток средств навигационного обеспечения 1 %;
  • выход из строя главного двигателя или рулевого устройства 1 %.

Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к пор­там, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в Арктике).

Судно на мели

Рис. 1 Судно, севшее на мель

Наиболее частыми причинами являются:

  • незнание местных правил;
  • пренебрежение рекомендациями лоции;
  • плавание по буям без определения места судна по береговым ориентирам;
  • неудовлетворительный контроль за местом судна;
  • неудовлетворительное управление судном при маневрировании;
  • использование скорректированных карт и пособий;
  • небрежность при опознании берега и средств навигационного обеспечения;
  • пренебрежение требованиями хоро­шей морской практики при плавании в малоисследованных районах;
  • неиспользование эхолота при плава­нии вблизи берегов, особенно в мелко­водных районах.

Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам:

  • действие прижимного ветра (в сторону берега);
  • действие внезапного порыва на судно, стоящее на якоре;
  • дрейф судна вместе со льдом в сторону мели;
  • судно, лишенное возможности управляться под действием шторма;
  • преднамеренная посадка на мель в штормовых условиях.

Действия экипажа судна, севшего на мель

При возникновении ситуации, когда посадка судна на мель оказывается неизбежной, необходимо предпринять действия, уменьшающие тяжесть аварии. С этой целью в первую очередь следует поставить руль прямо и дать машине пол­ный ход назад. Как показывает опыт, в большинстве случаев данное решение яв­ляется единственно правильным, поскольку попытка уклониться от препятствия путем отворота может привести к посадке всем бортом и как следствие этого – к затоплению нескольких отсеков и повреждению винто-рулевой группы. Давать задний ход рекомендуется также в том случае, если посадка произошла неожи­данно и нет опасности повреждения винтов. Реверс должен быть выполнен немед­ленно после соприкосновения корпуса с грунтом. Тогда волна, образованная суд­ном, догонит и приподнимет его. При плавании на мелководье, где волнообразо­вание сильно выражено, это может дать незамедлительный результат: судно сой­дет с мели сразу же после посадки.

При угрозе выбрасывания на мель во время шторма, дрейфе с неисправными двигателями или при преднамеренной посадке следует заблаговременно принять максимально возможное количество балласта для увеличения осадки; удаление балласта во время снятия с мели уменьшает давление корпуса на грунт и соответ­ственно необходимое стаскивающее усилие.

При непреднамеренной посадке судна на мель вахтенный помощник ка­питана должен:

  • остановить главный двигатель, руль поставить в диаметральную плоскость суд­на;
  • объявить общесудовую тревогу: аварийные партии действуют согласно судово­го расписания по борьбе с водой;
  • дать команду о контрольной откачке из льял;
  • поднять в соответствии с МППСС огни или знаки – «судно на мели»;
  • зафиксировать в судовом журнале время касания грунта, курс и скорость перед посадкой, крен, координаты.

Посадка судна на мель может быть преднамеренной, когда есть угроза за­топления на большой глубине (например, в результате столкновения судов). Дей­ствия экипажа в этом случае:

  • объявить общесудовую тревогу;
  • выбрать место выброса на мель с учетом всех обстоятельств, которые имели бы положительный результат при снятии с мели;
  • уменьшить скорость судна до минимальной, но достаточной для управления судном;
  • в момент касания грунта руль поставить в диаметральную плоскость судна, не­медленно застопорить главный двигатель;
  • после посадки на мель заполнить носовые балластные танки, а при малом уклоне грунта заполнить и другие танки для уменьшения разворота судна лагом к волне.

Как при преднамеренной, так и при аварийной посадке судна на мель реко­мендуется использовать становые якоря. Вытравленные на большую длину Якорные устройства буксирных судов якор­ные канаты будут удерживать судно от дальнейшего смещения в сторону берега под воздействием волн, а также могут быть использованы для создания дополни­тельного усилия при снятии с мели.

Действия экипажа судна после посадки судна на мель

Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопо­жарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повре­ждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живу­честь. Далее необходимо:

  • сообщить в спасательно-координационный центр (СКЦ) об обстоятельствах по­садки на мель и докладывать об изменении обстановки каждые 2-4 часа;
  • установить связь с судами, находящимися поблизости;
  • принять все возможные меры для предотвращения загрязнения моря нефтепро­дуктами;
  • произвести расчет приливо-отливных явлений в месте посадки на мель;
  • постоянно производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках, при этом определять и вкус воды (пресная/соленая). Шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;
  • принять меры по заделке пробоины и откачке воды;
  • составить планшет глубин;
  • определить возможность самостоятельного снятия с мели или запросить по­мощь спасательной службы;
  • при приближении шторма или в штормовую погоду принять меры по закрепле­нию судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков.

Если при посадке на мель не ощущалось ударов о грунт, а контрольные от­качки из льял и проведенные замеры уровня жидкостей в цистернах и танках сви­детельствуют о том, что корпус не получил повреждений и судно сохранило курс, которым оно следовало до посадки, обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду. При необходимости де­лаются попытки “расшевелить” судно на грунте перекладкой руля с борта на борт и путем резкого и кратковременного изменения работы машины на передний ход.

При отсутствии положительного результата в течение 20−30 минут останавливают машину и проводят детальный сбор информации, необходимой для принятия более обоснованного решения по снятию судна с мели. По возможности спускается шлюпка и при помощи ручного лота производится промер глубин в окрестностях судна через каждые 10−15 м и определяется характер грунта.

Судовой лотлинь

Рис. 2 Ручной лот

Ручной лот (рис. 2) состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря вы­полняется в форме конуса высотой 25—30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидо­лом. При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта.

Разбивка лотлиня обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначаются кожаной маркой с топориками.

Разбивка лотлиня
Метры лотлиняМарки
5 ммарка с одним топориком
10 мкрасный флагдук
15 ммарка с двумя топориками
20 мсиний флагдук
25 ммарка с тремя топориками
30 мбелый флагдук
35 ммарка с четырьмя топориками
40 мжелтый флагдук
45 ммарка с пятью топориками
50 мбело-красный флагдук

В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом, второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый – с четырьмя.

Данные наносятся на планшет глубин (рис. 3), на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Полученные результаты поз­волят определить сторону, в которую нужно сдвигать судно, и укажут безопасные глубины для подхода спасателей. На планшете дополнительно должны быть указа­ны время и дата промера, состояние прилива, направление и скорость течения, ха­рактер грунта и другие данные по указанию капитана.

Разметка глубины

Рис. 3 Планшет для нанесения глубин

Одновременно как можно точнее снимается осадка носом, кормой и на ми­деле судна с обоих бортов. Сравнением глубин у борта судна с осадками в опреде­ленных точках корпуса по обоим бортам определяют место соприкосновения кор­пуса с грунтом. Осадка судна в момент перед посадкой на мель рассчитывается с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов.

Место касания грунта корпусом небольшого судна можно также определить способом подрезки (рис. 4), для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы.

Определение рельефа грунта

Рис. 4 Определение района касания корпуса судна и грунта

Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом. Затем их обтягивают, располагая параллельно шпан­гоутам, и делают отметки краской на борту судна. Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом. Недостаток этого способа заключа­ется в том, что подкильные концы могут зацепиться за выступы грунта В и С и дать неправильное представление о районе соприкосновения.

Водолаз детально обследует грунт и рельеф дна в месте посадки, район каса­ния грунта, повреждения корпуса и винторулевого комплекса. Если судно плотно сидит на грунте, соприкасаясь с ним большей частью днища, водолаз не сможет определить даже район повреждения. В таких случаях, если это возможно, водола­за следует опустить в затопленный отсек, где повреждение обнаружить легче.

Силы, действующие на судно на мели

Судно, сидящее на мели, испытывает действие нескольких сил, разных по своей природе:

Сила реакции грунта (давление веса судна на грунт, кН) – рассчитывается как потеря водоизмещения по разности осадок до и после посадки на мель.

  • g – ускорение свободного падения;
  • ΔD – величина потерянного водоизмещения вследствие уменьшения осадки судна.

Определяется при помощи грузовой шкалы судна.

Сила присасывания грунта возникает от продавливания корпусом судна грунта, в результате чего частицы грунта прилипают к корпусу, создавая эффект присасывания тем больший, чем большей вязкостью обладает грунт. Оценивается коэффициентом, зависящим от массы судна и от рода грунта. Для песка с галькой – 0,05−0,10; для вязкой глины – 0,25 и т. д.

Сила ударов волн при длительном воздействии приводит к разрушению корпуса (рис. 5). При снятии с мели, как правило, оказывают положительное влияние, раскачивая корпус и, тем самым, уменьшая силу присасывания и силу трения корпуса о грунт.

Судно на отмели

Рис. 5 Действие волн на корпус судна, сидящего на мели

Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения часто ведет к полному разрушению судна. Это происходит даже при ударах о ровный песчаный грунт. Однако в момент отрыва корпуса от грунта судно может быть снято с мели усилиями своей машины или подошедшими спасателями.

Сила ветрового давления учитывается только при снятии судна с мели стягиванием (при развороте не учитывается). Определяется с помощью формул, таблиц и графиков.


Развитие внутреннего туризма, как и предвещал президент, получило хорошие обороты за последние два года. И это ярко заметили жители юга России. Как негативно, те кто привык отдыхать в малолюдных местах, так и позитивно, те кто имеет бизнес на побережье. Как бы то ни было, деваться нам мало есть куда. Значит будем искать интересности у нас. А их к счастью сотни, а то и тысячи!
Сегодня, я расскажу о затонувших/севших на мель кораблях. К которым, к слову, можно практически подъехать на машине!

Сухогруз Рио Начну я, пожалуй, с самого популярного сухогруза Рио, севшего на мель, в близи поселка Кабардинка.

Сухогруз «Rio» был построен японской компанией Shikoku Dockyard в 1985 г. Первое его название — Super Venture, приписка — Панама. Такое наименование вместе с годом постройки судна выбито и на судовом колоколе. Последнее название (седьмое по счету) балкер получил за полгода до происшествия. Кстати, «Рио» в переводе с португальского означает «река».


Найденный судовой журнал начинается с записи от 26 ноября 2015 г. в порту Николаев. Через день, 28 числа сухогруз отправляется в Турцию, где проходит два порта и 12 декабря уходит в Албанию. 25 декабря «Рио» уже находится в г. Новороссийск, а Новый год встречает в Турции. Затем балкер следует по маршруту Новороссийск — Турция — Украина — Бейрут — Туапсе — Геленджик. Последняя запись в журнале датируется 24 марта 2016 г., сухогруз в это время стоял в порту Новороссийска.


Грузовой корабль ходил под флагом Тоголезской республики (Того), Западная Африка. Команда состояла из 21 человека (граждане Сирии и Румынии), которая во время происшествия не пострадала. И пока выяснялась степень катастрофы, она находилась на борту в ожидании решения судовладельца. Через некоторое время экипаж был эвакуирован, а сухогруз взят под охрану пограничниками.


Как добраться: В Кабардинке едем по ул.Мира до упора в сторону моря, дальше дорога поворачивает налево и начинается подъем в гору. Возможно вы упретесь в шлагбаум, но нам повезло и он был открыт. До шлагбаума идет бетонка, по которой проедет любой седан, но лучше кроссовер!


Дальше можно попробовать проехать как можно ближе к спуску к кораблю, и потом пешком. Трек не сложный, подходит даже детям. В сезон местные устраивают заброску на уазиках. Внимание в цену заброски не входит возвращение к вашей машине. Придется еще раз платить!
Координаты: 44.620018, 37.914322


Князь Багратионъ Это уникальный пассажирский теплоход, стоящий на берегу Крыма, недалеко от Судака.


Теплоход "Князь Багратион", как и печально известный "Титаник", построили в 1912 году. Судно длиной 90 и шириной 12 метров считается единственным сохранившимся из первой серии речных дизельных винтовых пассажирских судов, выпущенных в Российской Империи по заказу пароходного общества "Кавказ и Меркурий".


В 1919 году судно переименовали в "Память тов. Маркина" в честь погибшего годом ранее во время разведывательной операции революционера Николая Маркина.
В 1950-е годы теплоход капитально реконструировали. Он принадлежал Волжскому объединенному речному пароходству, был приписан к Астраханскому порту и до 1991 года работал на пассажирских линиях Волжского бассейна, в том числе на линии Горький — Астрахань.


В 1991 году все суда дореволюционной постройки были списаны. Затем "Князь Багратион" продали частному лицу с Украины. Судовладелец перевез его в Крым. Несколько лет в начале 1990-х помещения теплохода использовали как ресторан. Затем судно отбуксировали к мысу Меганом, где оно находится по сей день.

Как добраться: Из Судака есть асфальтовая дорога, по побережью в сторону Коктебеля и мыса Меганом, вдоль бывших детских лагерей и недостроенных санаториев. На одном из пляжей, на берегу стоит этот замечательный корабль.


Находится он в частном владении, но охранник представляет из себя старенького дедушку, готового на ваш страх и риск, т.к. внутри почти весь корабль прогнил, пустить вас за бутылочку беленькой! Тсссс… это секрет, я вам этого не говорил!
Координаты: 44.825267, 35.037696

Сухогруз Суров Этот сухогруз не так популярен, как Рио, но по моему мнению не менее красив. Особенно в шторм.


Судно буквально выбросило на берег между поселками Веселовка и Волна. В районе Тамани был очень сильный ветер, в море — мощные волны. Накануне экстренное предупреждение об экстремальных порывах ветра на Кубани выпустило МЧС.


Информация о том, что сухогруз относит на мель, поступила на пульт дежурного Новороссийского морпорта 25 декабря 2018 в 4:23. На борту находились 11 членов экипажа: два гражданина России и девять граждан Азербайджана. В 2:00 капитан судна запросил помощь, к сухогрузу выдвинулся буксир из Новороссийского порта. В 3:20 сухогруз сел на мель, через десять минут судно было обесточено. В 4:20 на борт начала поступать вода. В связи с этим было принято решение эвакуировать экипаж.


Как добраться: Находясь на Таманском полуострове продвигаемся к поселку Таманский (не путать с Таманью) вот такая белиберда.


Дальше направляйтесь прямиком к побережью. Но стоит поторопиться с посещением этого судна, его пилят на части и фото сделанные нами уже не актуальны! Если у вас кроссовер, то вы сможете подъехать к обломкам вплотную, если конечно там не будет техники!

Так безвестно канул в небытие корабль ZIYO KOC тоже севший на мель возле Кабардинки! Его распилили полностью, не оставив и следа!
Координаты: 45.115368, 36.780198


Ibrahim-Y Мало кто знает настоящие название этого корабля. Да это тоже очень популярное место, Мыс Тарханкут. И этот объект находится в море дальше всех мною описанных. К нему разве что только на лодке!


Судно сухогруз «Ибрагим Яким» под флагом Камбоджи двигалось с грузом 5,5 тыс. т металла из порта г. Николаев (Украина) в Турцию. Так же на борту сухогруза «Ибрагим-Яким» было 2,2 тысячи литров смазочных материалов и 40 тонн дизельного топлива.

В ночь с 17–18 декабря 2010 года сухогруз «Ибрагим Яким» попал в пятибалльный шторм в районе западного берега Крыма. Экипаж судна, состоящего из граждан Сирии и Индии, пытался встать на якорь вблизи мыса Тарханкут полуострова Крым. Но сухогруз штормом был сорван с якоря и сел на мель на расстоянии 750 м от мыса Тарханкут. Освещение корабля осуществлялось от машинной установки, крен составлял 20 градусов на правый борт и корабль получил пробоину.


Экипаж понял сложность сложившейся ситуации и в 10 вечера 17 декабря 2010 года в небо взмыла сигнальная ракета — был подал сигнал «SOS», что сухогруз «Ибрахим Яким» потерпел кораблекрушение.


Как добраться: Ехать из Евпатории до мыса Тарханкут почти 100км по не очень хорошей дороге. Это порядком двух часов. И это самая Западная точка Крыма. Этот корабль уже давно сделали достопримечательностью, и скорее всего, пока он сам не разрушится его не станут допиливать. Основную часть корабля уже отпилили. Осталось только, то что вы видите на фото. Доехать на машине можно до маяка, а дальше многочисленные катерки и кораблики отвезут вас к кораблю. Но лучшие фото получаются с небольшого мыса левее маяка.
Координаты: 45.348344, 32.485472


Красная Грузия И на последок, я оставил одно из моих любимых мест, затопленная во времена Второй Мировой Войны, канонерка "Красная Грузия". Его история уникальна и печальна, тем самым прибавив таинственности этому месту.


Корабль участвовал в обороне Одессы, в Керченско-Феодосийской десантной операции 25-26.12.1941 г., высадке десантов в Григорьевку 22.09.1941 г., Станичку и Южную Озерейку 04-07.02.1943 г.


27.02.1943 г. канонерская лодка "Красная Грузия" под командованием в 21 ч. 55 м. доставила маршевое пополнение в район Мысхако (плацдарм "Малая земля"). "Красная Грузия" уткнулась носом в берег и начала разгрузку.


В 23 ч. 23 м. канонерка была атакована Фашистскими торпедными катерами. Торпеда попала в левую часть кормы. Взрывом были выброшены за борт 130-мм орудие и пулемет. Артрасчеты погибли. Машинное отделение заполнилось паром. Аварийные партии пытались закрепить переборки и этим прекратить поступление воды. Удалось отключить котел, в противном случае он бы взорвался. Вода затопила артиллерийские погреба.
28.02.1943 г. в 01 ч. 20 м. канлодка села на грунт на глубине носом — 1,18 м, кормой — 4,76 м.


Прибывшие буксиры пытались стащить корабль с мели, но из-за усилившегося обстрела спасательные работы пришлось прекратить. В последующие дни авиация и артиллерия противника основательно разрушили "Красную Грузию".


После войны АСС ЧФ была срезана находившаяся над водой надстройка, сам же корпус корабля находился на грунте.


Как добраться: Из города Новороссийск едем в поселок Мысхако, Далее за "Гипер Лентой" пытаемся пробиться к побережью. На картах указанная дорога перекрыта шлагбаумом и стройкой нового коттеджного поселка, но поговорив с охраной и объяснив зачем мне нужно к берегу, я получил визу на проезд и подъехал к беседке на берегу обрыва к морю. Тут и оставили машину. Уже сверху видно нос корабля. Это все, что осталось! Вниз ведет полуразрушенная лестница из дерева. Мы встретили людей, которые утверждали, что пришли сюда с главного пляжа Мысхако. К самим останкам корабля можно доплыть, рядом с ним не глубоко, можно найти камни на глубине всего 1,5м. Но будьте предельно аккуратны, за время, что останки находятся в воде, края их были заточены штормами и песком в лезвие. Порезать руки, ноги и прочие части тела проще простого.
Координаты: 44.660291, 37.779293


Обязательно подписывайтесь на мой тревел блог в инсте: kostya.perezh

Посадка судов на мель (рифы или камни) происходит чаще всего во время тумана или ночью, а также при следовании в узкости или в месте, недостаточно огражденном. Причинами такого рода аварий обычно являются ошибки навигационного характера: ошибки в счислении места судна, неиспользование лота, эхо-лота, радиопеленгатора и гидрофона, если таковые имеются на судне, а также недостаточно внимательное или неправильное управление судном при следовании в узкости.

В частности, к навигационным ошибкам следует отнести такие, как ошибки при определении места судна по пеленгам или углам, неучтенные погрешности компаса и лага, ошибочно определенный компасный курс, неучтенные дрейф и течение, ошибочно замеченный отсчет показания механического или электрического лага, плохое управление рулем или ошибочно взятый рулевым курс.

К числу причин, влекущих за собой посадку судна на мель (камни или рифы), следует отнести еще неисправность навигационного ограждения и неточность карт, а также недостаточное снабжение судов необходимыми навигационными пособиями (картами, атласами и т. п.) и судовыми припасами (топливом, тросами и пр.).

Выше приводились случаи посадки судов на мель при плавании в тумане и указывались те обстоятельства, которые к этому приводили.

Учитывая изложенное, следует признать, что для предотвращения посадки судна на мель необходимо:

1. Во время тумана и ночью при нахождении судна вблизи берега или мелей обязательно использовать лот (эхо-лот), а также радиопеленгатор и гидрофон, если представляется возможность.

2. Во время тумана и ночью при отсутствии возможности надежно определиться, не приближаться к берегу и опасным местам, особенно при наличии прижимного ветра или течения.

3. Во время сильного ветра при наличии малой мощности машины, или при малой осадке (когда винт мало погружен в воду), или если имеется значительный дифферент на корму подальше уходить от подветренного берега и подветренных опасностей.

4. Возможно часто и тщательно определять место судна навигационными и астрономическими способами, а также по радиопеленгам и гидрофону, если они имеются на судне и представляется для этого возможность.

5. Возможно тщательно учитывать величину дрейфа и течения, беря последнее из соответствующих лоций, карт и атласов.

6. Возможно тщательно и часто определять поправку компаса и погрешность лага (механического или электрического).

7. Возможно чаще контролировать рулевого и обязательно проверять курс (по путевому и главному компасам) при смене рулевых и помощников капитана, а также после всякого временного изменения курса (например, при расхождении с встречным судном).

8. При учете показаний лага (механического или электрического) обязательно учитывать скорость по лагу за определенные промежутки времени и сравнивать ее с возможной скоростью судна при данных обстоятельствах. Таким путем возможно обнаружение ошибок в отсчетах и неправильных показаний лага, особенно если лаг механический и счетчик его помещается на корме и производство отсчетов поручается вахтенному матросу (см. аварию п/х «Лейтенант Краскин»).

9. Проверять курсы, проложенные на карте. Для выполнения этого требования помощник капитана, вступая на вахту, обязан сравнить заданный компасный курс по главному компасу с курсом, проложенным на карте. В случае обнаружения несоответствия компасного курса истинному об этом должно быть немедленно доложено капитану.

10. В случае обнаружения явно опасного положения судна вахтенный помощник обязан самостоятельно и немедленно принять меры к предотвращению опасности и одновременно известить капитана через вахтенного матроса о случившемся и принятых мерах. Так, например, если вдруг по носу или вблизи курса замечен бурун, риф или другая какая-либо опасность, то вахтенный помощник обязан, не докладывая капитану, самостоятельно принять меры к тому, чтобы предотвратить посадку судна на мель или рифы. В таком случае лучше всего немедленно дать машине полный ход назад и затем уже, сообразуясь с обстановкой, положить руль в соответствующую сторону. После этого необходимо через вахтенного матроса доложить капитану.

В таких случаях дорог каждый миг и своевременно принятые меры могут предотвратить серьезную аварию. Между тем известны случаи, когда при явно опасном положении судна вахтенный помощник, вместо того чтобы немедленно принять необходимые меры, пускался разыскивать капитана, теряя дорогое время. В результате - авария, которая при своевременно принятых мерах была бы предотвращена.

11. Наконец, к числу мер, имеющих целью предотвратить посадку судна на мель или прибрежные камни, следует отнести также и выставление ночью, во время тумана, снегопада и т. п. на бак дозорного (вперед смотрящего). Конечно, эта мера может принести пользу лишь в том случае, когда судно, оказавшись в ночную пору или во время тумана или пасмурности вблизи берега, имеет малый ход, когда при полном заднем ходе судно может быть быстро остановлено и отведено от опасности.

12. При плавании в малоисследованных местах необходимо соблюдать должную осторожность, а именно:

а) возможно чаще измерять глубины;

б) на мелководье идти малым ходом;

в) в ясную погоду полезно иметь дозорного на возможно большей высоте над палубой, благодаря чему мелкие места, отличающиеся более светлым цветом воды по сравнению с глубокими, будут раньше замечены; г) при входе в проливы, бухты и т. п. нужно идти самым малым ходом и, если позволяют обстоятельства, выслать вперед шлюпку для производства промера.

13. При плавании в узкостях для избежания посадки на мель в дополнение к приведенным выше правилам необходимо соблюдать следующее:

а) держаться середины фарватера и строго руководствоваться существующими знаками ограждения;

б) при наличии береговых знаков ограждения (створов, угловых освещений, маяков и т. п.) необходимо руководствоваться ими, а не буями, вехами и другими знаками на воде, которые в силу тех или иных причин могут быть снесены со своего места;

в) идти умеренным ходом, не превышающим рекомендованного лоцией или предписываемого местными правилами; лишь в некоторых случаях при наличии сильного течения неизбежно приходится идти полным ходом;

г) при прохождении узкостей (каналов, рек, шхер и т. п.) необходимо пользоваться картами самого крупного масштаба, чтобы иметь полное и ясное представление о характере фарватера и иметь возможность тщательно его изучить для самостоятельного следования данной узкостью или для контроля действий лоцмана - в случае наличия такового на судне;

д) соблюдать особую осторожность при следовании в извилистой и узкой части фарватера, особенно при наличии попутного течения или ветра;

е) перед тем как входить в ту или иную узкость, следует заранее учесть наименьшие глубины фарватера в соответствии с осадкой судна, а также моменты приливов, когда возможен безопасный проход судна в тех местах, где при отливе бывает недостаточная глубина;

ж) в тех случаях, когда проход той или иной узкостью, крупных изгибов фарватера, сильного течения и других причин, представляет те или иные трудности и когда для обеспечения благополучного хода предоставляется возможность воспользоваться помощью буксирного судна, этой возможностью не следует пренебрегать, так как расход на наем буксирного судна, когда судно на свободной воде, во много раз меньше того, который потребуется произвести в случае посадки судна на мель, не считая возможной (потери времени, а также и повреждений;

з) при производстве поворотов в каналах и вообще в узких местах необходимо пользоваться якорем, соблюдая крайнюю осторожность при маневрах машиной и учитывая действие ветра и течения.

14. Кроме мероприятий, имеющих целью предотвратить посадку судна на мель (камни, рифы), следует иметь в виду также и мероприятия, облегчающие и ускоряющие снятие судна с мели в случае посадки. К числу таких мероприятий надлежит отнести следующие:

а) в тех случаях и в тех местах, где возникает опасение, что судно может оказаться на мели, весьма полезно заранее заполнить водой балластные цистерны, а иногда и некоторые трюмы, если к этому представляется возможность: в случае посадки на мель достаточно бывает откачать воду и судно с мели сходит;

б) в подобных случаях в равной мере оказывается полезным уменьшение хода, если только это возможно; если судно село на мель при малом ходе, то больше вероятности, что оно сможет сойти с мели без посторонней помощи и во всяком случае оно получит меньшие повреждения, чем при посадке с большого хода.

Посадка на мель

Посадка на мель Судно садится на мель. Это почти так же неизбежно, как пустой бак в автомобиле. Для парусных плоскодонок, трейлерных яхт и катамаранов обычно это не связано с трудностями, в то время как для яхт с фиксированным килем проблемы могут быть существенными.

Снятие судна с мели с помощью стоп-анкера

Снятие судна с мели с помощью стоп-анкера Это легкий якорь с прикрепленными к нему цепью и прочной, длинной веревкой или тросом.Ваши действия:1. Надежно закрепите веревку на борту, привязав ее к тросу лебедки или перекинув через блок на мачте.2. Уложите оставшуюся ее

Снятие судна с мели с помощью раскачивания

Снятие судна с мели с помощью раскачивания Несколько человек берутся за борта и раскачивают судно из стороны в сторону, пока киль не высвободится из засосавших его ила

Снятие судна с мели с помощью перемещения центра тяжести судна

Снятие судна с мели с помощью перемещения центра тяжести судна Применяется в том случае, если судно не имеет двойного киля.1. Вся команда перемещается к одному из бортов и перетаскивает туда весь тяжелый груз.2. При максимальной высоте киля в кормовой части лучше

Снятие судна с мели с помощью прилива

Снятие судна с мели с помощью прилива Если судно снять с мели не удается, ждите следующего прилива. При этом:1. поставьте судно на якорь, не поднимая стоп-анкер;2. создайте искусственный крен, подвесив на обращенный к суше борт какой-нибудь балласт, например якорную

Правила поведения на борту судна, севшего на мель

Правила поведения на борту судна, севшего на мель 1. Примите меры по повышению остойчивости судна, увеличив количество балласта на палубе, привязав судно к сваям, вбитым с двух его сторон или – при каменистом дне – затопив судно.2. После начала прилива снова закройте

2. Подача и крепление буксиров. Наблюдение за работой буксирного судна и меры для предотвращения аварии

2. Подача и крепление буксиров. Наблюдение за работой буксирного судна и меры для предотвращения аварии В качестве буксирных концов лучше всего пользоваться манильскими или пеньковыми тросами кабельного спуска, которые благодаря своей эластичности хорошо пружинят. Это

VI. ПОДГОТОВКА СУДНА К РЕЙСУ И СЪЕМКА ЕГО С ЯКОРЯ 1. Мореходность судна

VI. ПОДГОТОВКА СУДНА К РЕЙСУ И СЪЕМКА ЕГО С ЯКОРЯ 1. Мореходность судна Независимо от того, отправляется ли судно в рейс с грузом или без груза, во всяком случае должна быть обеспечена мореходность судна как в порту отправления, так и на протяжении всего предстоящего

3. Меры для снятия судна с мели

3. Меры для снятия судна с мели В случае посадки судна на мель не следует давать немедленно ход назад и не пытаться сняться с мели, пока не будут установлены характер и размер повреждений подводной части судна.При посадке на мель в первую очередь необходимо установить,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: