Предмет науки государственного права зарубежных стран это

Обновлено: 28.03.2024

Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права, историей права и институтов и т. д.) имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII–XIX в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф. Савинъи и др.), которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста — во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Поста — в Германии, П. Г. Виноградова и Н. И. Кареева — в России и др.).

Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления явились работы русского ученого М. М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др.

В западной литературе по вопросам истории государства и права в XIX–XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной "Истории права" немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), "Панорамы правовых систем" (1928) и "Истории права" (1924) американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллтолъ, Р. Монъе, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по "праву знатнейших древних и нынешних народов", а в начале XX века (1907–1908 гг.) профессор В. Т. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках.

Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

Методология науки и курса истории государства и права. Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически-материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса (первобытно общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к широкому использованию в отечественной науке понятия "цивилизация", которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.

При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.

Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда обществ, например восточных, что и привело к безоговорочному признанию не только их социально-экономической и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций — Запада и Востока.

Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, "азиатской", системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.

В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и других подходов (частно научных, специальных методов), таких как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т. е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Использование сравнительного метода, напротив, позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение).

Поскольку государство и право уже на начальных ступенях своего развития представляют собой достаточно сложные социальные образования, в историко-правовых исследованиях важный эффект дает системный анализ, с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.

Периодизация истории государства и права. Материал учебного курса располагается в хронологической последовательности. В отечественной литературе принято выделять в истории человеческого общества, следующие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX в.). Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права. Авторами учитывалось то обстоятельство, что эволюция древних и средневековых обществ Востока шла особым цивилизационным путем, отличающим его от развития античных рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Это и делает в значительной мере условными применяемые в учебнике понятия — древность и средневековье в отношении стран Востока.

Авторы использовали данные понятия в чисто методических целях, в силу необходимости периодизации столь длительного исторического периода в развитии стран восточного мира. В основу периодизации были положены не формационные границы, а ряд важных цивилизованных, историко-политических, идеологических и других факторов.

По сравнению с предшествующим учебником авторы, используя цивилизационные подходы, больше внимания уделяют влиянию религии, идеологии, ценностных ориентации тех или иных народов на развитие государства и права в древности и средневековье.

Золото зарубежных стран

Золото зарубежных стран Открытие золотых россыпей на Урале и в Сибири имело не только практическое, но и теоретическое значение. В статье Амадея Бюра «О продолжении рудных месторождений на глубину», переведенной с французского языка («Горный журнал» № 4 за 1849 г.),

Раздел 1. История государства и права стран Древнего Востока

Раздел 1. История государства и права стран Древнего Востока Предисловие Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ Предмет истории отечественного государства и права – возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права Предмет истории государства и права История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и

Предмет истории государства и права

Предмет истории государства и права История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и правоведения. По тому, что изучает история государства и

Методология истории права

Методология истории права Как общественная наука, история государства и права описывает, исследует и осмысляет исторический процесс развития права и юридических институтов, следуя общим методологическим правилам, установившимся на данный период в социологической,

Периодизация истории государства и права

Периодизация истории государства и права Важный элемент любой исторической дисциплины, периодизация по-особому значительна в истории права. История государства и права менее всего событийна, это история принципов и установлений, т. е. по преимуществу институционная

Начало научной истории права и государства

Начало научной истории права и государства На исходе XVII в. немецкий философ Г. Лейбниц в трактате «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1667 г.) сформулировал новые задачи общего изучения истории права: они заключаются в общем разъяснении правового развития.

Развитие научной истории государства и права в XIX в.

Развитие научной истории государства и права в XIX в. С оживлением внимания к национальным историям правового развития, историческому изучению права древних народов, прежде всего Древнего Рима, в науке Европы развернулась специальная работа по критическому исследованию

Изучение истории государства и права в России

Изучение истории государства и права в России В дореволюционной России всеобщая историография государства и права существовала по преимуществу в виде двух параллельных дисциплин: сравнительного (или сравнительно-исторического) государствоведения и всеобщей истории

Тесты по истории государства и права России

Тесты по истории государства и права России Тесты предназначены для проверки знаний и закрепления изученного.В этих целях предлагаются как задания на выбор правильного ответа, так и тесты иных типов: определение хронологической последовательности, на группировку и

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ 1.1. Предмет истории государства и права Украины История государства и права Украины — это научная и учебная дисциплина, которая изучает:— эволюцию украинской общественной, государственной и правовой традиции

1.1. Предмет истории государства и права Украины

1.1. Предмет истории государства и права Украины История государства и права Украины — это научная и учебная дисциплина, которая изучает:— эволюцию украинской общественной, государственной и правовой традиции в целом;— развитие механизма государственной власти в

Наука конституционного права зарубежных стран – это одна из ветвей большой научной дисциплины, называющейся конституционным правом.

Систематически оформленные знания, касающиеся конституционно-правового регулирования отношений в социуме, которые формируются в сфере принадлежности организации и осуществления публичной власти, положения человека в области права.

Наука изучает и разрабатывает доктрины, касающиеся конституционных норм, выдвигает гипотезы, принимает во внимание рекомендации специалистов по правоведению относительно улучшения и совершенствования законов, процессов в политике, государственных институтов. Предметом науки является конституция.

Развитие науки конституционного права

Иностранное конституционное право стало самостоятельной наукой в начале XIX века. Наиболее активно оно развивалось в Западной Европе и Северной Америке. Его корни уходят в философские науки, социологию, юриспруденцию. Называлась наука по-разному. В Германии ее именовали «государственным правом», подчеркивая тем самым первичную роль государства в формировании правовых норм. В Англии применялся термин «конституционное право», который вбирал в себя идеи правового государства и главенства закона и конституции. В России тоже велись споры по поводу названия науки, поэтому в некоторых источниках встречается двойное название «конституционное (государственное) право зарубежных стран».

Конституционное право принадлежит к числу отраслевых юридических наук. Наука изучает нормы отрасли, их правоприменительную практику.

Функции конституционного права зарубежных стран

Наука выполняет следующие функции:

  • познания, имеет своей целью получение сведений достоверного характера о конституциях зарубежных стран и их нормах. Качественный учебный процесс не может обойтись без знаний науки;
  • прогноза, позволяет дать оценку и прогнозировать развитие государств в области права;
  • прикладная, дает возможность практического применения знаний;
  • коммуникации, позволяет общаться юристам, используя единую терминологию и понятийный аппарат.

Исследования в области конституционного права

Исследованиями занимаются специалисты высокого профессионализма, способствуя улучшению деятельности в сфере правотворчества, содействуя укреплению законности. В Советском Союзе изучение науки велось с идеологической точки зрения, поэтому часто политико-правовые отношения зарубежных стран рассматривались в негативном ключе. Ученые не имели возможности объективно оценить правовые системы других государств.

Сегодня методологическая база обновлена. Примечательны работы по конституционному праву иностранных государств ученых В.Н.Даниленко, В.Б.Евдокимова, Б.Н.Топорнина и многих других.

В городах страны открыты специализированные юридические вузы, среди них Институт государства и права Российской академии наук, Московский государственный институт международных отношений и др.

Для определения науки конституционного права прежде всего нужно установить само понятие конституционного права.

Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю господствующих политических сил.

Предметом науки конституционного (государственного)[1] права зарубежных стран является конституционное право конкретных стран или национальные государственно-правовые системы, изучаемые как в аналитическом, так и в синтетическом плане.

Система науки конституционное право зарубежных стран включает в себя:

1. характеристику конституционного права как отрасли и наук(включая историю конституционного права);

2. теорию конституции;

3. источники конституционного права;

4. правовой статус человека и гражданина;

5. характеристику организации и функционирования системы органов государства.

1. Познавательная функция осуществляется в результате анализа учеными конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений.

2. Критическая –выявляет недостатки законодательства, негативные стороны реализации конституционно-правовых норм.

3. Прогностическая – (предвидение последствий конституционно-правового регулирования, оценка последствий и перспектив).

4. Прагматическая функцияпроявляется в обосновании необходимости введения, совершенствования или упразднения отдельных конституционно-правовых институтов.

При изучении науки конституционного права зарубежных стран используются различные общенаучные и специально-юридические методы:

1. Формально-юридический метод (используется для анализа содержания конституционно-правовых норм).

2. Сравнительный или сравнительно-правовой метод (нацелен на сравнение аналогичных институтов разных стран). ОСНОВНОЙ

3. Исторический метод (позволяет оценить развитие отрасли, динамику науки за длительный период).

4. Социологический (данные социологов об обществе для оценки конституционно-правовых явлений).

5. Статистический (применяется для обработки больших массивов данных).

Государства современного мира (их около 200) характеризуются многообразием. Среди них есть государства – гиганты, например, Китай с 1,3 млрд населения и государства-карлики, например, Республика Науру в Океании, население которой не достигает и 7 тыс. человек; есть экономически развитые страны США, и государства, где до сих пор преобладает патриархальное хозяйство (Республика Чад в Уганде); страны с устойчивыми демократическими традициями (Франция), и государства с авторитарными (Сирия) и даже авторитарными (Корейская Народная Демократическая Республика) режимами. В подавляющем большинстве стран (кроме Бутана, Ливии, где нет конституций) наряду с другими отраслями права (гражданское, трудовое, уголовное) имеется конституционное право.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны – французское, индийское, бразильское, австралийское – и в каждой из них - свое. При употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, а также об учебной дисциплине.

Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права.

Конституционное право устанавливает государственное устройство, т.е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.

Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.

Конституционное право закрепляет и государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Исходя из этих соображений, можно дать следующее определение конституционного права, помня о том, что речь идет не о каком-то общем для всех зарубежных стран праве, а о национальном государственном праве.

По своему научному содержанию «История государства и права зарубежных стран» не являет собой науку самостоятельную, поскольку входит в области исторических наук и правоведения. «История государства и права зарубежных стран» изучает историческое развитие государства и права зарубежных государств. Сами же понятия – государство и право – могут быть объяснены через призму сопоставлений с другими формами человеческой культуры, так как выступают как явления общественной организации и истории не совпадающих, однако взаимообусловленных.

Государство – это особая организация политической власти, располагающая специальным аппаратом для выполнения функций управления, принуждения и выражающая общие, классовые или индивидуальные интересы населения страны. Право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливает и обеспечивает государство, призванных регулировать отношения между людьми и выражающих общие, классовые или индивидуальные интересы населения страны.

Так сложилось, что исторически государство и право развиваются параллельно, они тесно переплетены и обуславливают друг друга, поэтому предмет «История государства и права зарубежных стран» представляется общественной теоретической научной правовой дисциплиной. История и право теснейшим образом взаимосвязаны, а роль истории права далеко не ограничивается рамками собственного предмета. Государство и право выступают объектами изучения данной науки, что и выделяет данную дисциплину в особую неотъемлемую часть общей, практической юриспруденции.

2. Методология науки истории государства и права

зарубежных стран

«История государства и права зарубежных стран» призвана исследовать, изучить, осмыслить и описать исторический процесс развития права, при этом следуя определенным установившимся общим методологическим правилам.

Методом регулирования дисциплины «История государства и права зарубежных стран» является совокупность специфических приемов, способов, средств воздействия на участников этих отношений. В данной науке выделяют общелогические (применяемые всеми науками) и специфические (частнонаучные) методы.

К общелогическим можно отнести методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, рассуждения по аналогии, доказательства от противного, метод абстрагирования и т.д.

К частнонаучным – метод конкретно-исторического анализа (рассмотрение эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном временном отрезке), сравнительно-правовой метод (сравнение особенностей развития государства и права в разных странах), системный метод (исследование отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран), метод типологии (требующий из всего наблюдаемого отбирать и выделять характерное и типичное; когда государственно-правовые и политические факты никогда не излагаются сами по себе, а только при условии, что отражают какие-либо определяющие черты), метод периодизации (основанный на том, что государство и право проходят различные ступени развития, отделяемые друг от друга определенными рубежами), синхронистический метод (позволяющий установить взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и тоже время в разных государствах или в разных местах одного и того же государства), ретроспективный метод (дающий возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии полного состава источников, относящихся к изученному времени), сравнительно-исторический метод (основывается на признании повторяемости некоторых черт в государственно-правовой истории и ориентирует на изучение их путем сопоставлений), формально-юридический метод (предполагающий изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и конструкций; метод предполагает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права), статистический метод (исследующий количественные стороны историко-правового процесса, выявляя его закономерности, связанные с массовыми явлениями), метод актуализма (использующий современные знания для изучения прошлого, а также знания прошлого для изучения настоящего).

Историко-правовой наукой накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, а также широкий диапазон социально-политических установок и концепций, объясняющих происхождение и развитие государства и права. Вышеперечисленные методы и приемы исследования истории государства и права далеко не исчерпывают всего богатства и разнообразия ее методологии.

Термин «конституционное право» имеет троякое значение: отрасль действующего в той или иной стране права, то есть система юридических норм, правил, содержащихся в законах и иных нормативных актах и регулирующих определенную сферу общественных отношений; наука – совокупность знаний о действующем конституционном праве, материально представленная книгами, брошюрами, статьями; учебный курс, основы знаний о действующем конституционном праве и состоянии науки, предмет преподавания в высших учебных заведениях.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права. Речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права более чем 200 существующих в мире государств, так как в каждом из них существует свое конституционное право.

Конституционное право как отрасль праваконкретного государства – это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.

В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения – в трудовом праве, преступления и наказания – в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.

В обобщенном понимании, предмет конституционного права зарубежных стран – общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством. Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.

В разных странах существуют неодинаковые доктринальные подходы ученых по вопросу о предмете конституционного права, даже в одной и той же стране нередко существуют разные школы и направления.

Большинство ученых Великобритании видят суть последнего в регулировании управления государством, отношений граждан и основных органов государства, их главных функций. Административное право при этом понимается как аспект конституционного права.

В США считается, что конституционное право в самом общем виде (оставляя детали административному праву) регулирует управление государством, отношения граждан и правительства. В обобщенном виде сущностью конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе «фундаментальной свободы», что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти.

То есть по отношению к Великобритании и США можно говорить об определенном единстве в подходах, хотя существуют и отличия, обусловленные, прежде всего, тем, что в Великобритании нет института конституционного контроля. Англо-американский подход воспринят японскими учеными, а также в науке англоязычных стран, бывших британских колоний.

Иные взгляды по вопросу о сути конституционного права существуют во Франции. Французская доктрина на одно из первых мест в конституционном праве выдвигает политическую власть и политический режим. Французские авторы нередко заявляют, что важнейшей тенденцией общественного развития является процесс институционализации, то есть создание группировками людей различных общественных институтов, которые приобретают юридическое оформление: государства, политических партий, профсоюзов и т.п. Французская доктрина, с определенными изменениями, воспринята юристами бывших французских колоний.

В Италии одни авторы считают, что предметом конституционного права являются власть и права человека. Они также видят специфику данной отрасли права в регулировании политического поведения. Другие склоняются к более широкой трактовке, относя к предмету конституционного права политические партии, государство, свободу личности и «социальные образования».

Аналогичные взгляды распространены в Испании, хотя и в несколько ином плане. Конституционное право здесь считают нормативным элементом конституционной системы, который фиксирует, устанавливает, регулирует основные институты, относящиеся к общественной жизни. В целом здесь придерживаются широкой трактовки в отношении предмета конституционного права.

Такой же расширительный подход воспринят подавляющим большинством исследователей конституционного права России и Украины.

Немецкая наука в настоящее время оперирует двумя терминами: конституционное и государственное право, причем второе исторически предшествует первому. Немецкие ученые считают, что в узком смысле содержание конституционного права и государственного права совпадает, но все же они отличаются друг от друга: с одной стороны, конституционное право шире государственного права, так как конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает основы устройства негосударственной жизни (собственность, семья, охрана природы и др.). С другой стороны, государственное право это не только право государства. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы государственного управления, административного, финансового, процессуального права.

Различия в терминах конституционное право и государственное право обусловлены различными подходами в политико-правовой теории 17-19 вв. и, отчасти, национальной традицией словоупотребления. Термин конституционное право чаще встречается в странах с англосаксонской и романской правовыми системами, где раньше сформировался конституционный строй (Франция, США). Впервые название «конституционное право и политические институты» появилось во французской литературе в середине ХХ века. Понятие «государственное право» отражает германскую правовую традицию. Она была воспринята в царской России, а затем в СССР и бывших социалистических странах.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран употребляется термин «конституционное право». В Великобритании и некоторых других странах учебный курс называется «конституционное и административное право».

В мусульманских странах в учебных пособиях, издаваемых по вопросам конституционного права, особое внимание уделяется изучению Корана, религиозных норм, комментированию конституции. В современных исследованиях говорится, что отрасль «властных норм» изучает вопросы халифата, публичные власти, организацию государственного управления, армии, вопросы налогообложения, то есть вопросы, которые в других государствах регулируются в основном конституционным, административным, финансовым правом.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования регулирования – совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания - предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).

Конституционному праву известен также метод запрещения – предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения – предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».

Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: