Почему норвегия правовое государство

Обновлено: 26.04.2024

Общая характеристика государственного управления в Норвегии

Норвегия является унитарным государством, включающим в свой состав 19 областей, именуемых фюльке.

Во главе государства Норвегия находится Король, признаваемый Конституцией страны «священной и почитаемой особой», не несущей ответственности за свои действия. Король наделяется полномочиями законодательного и исполнительного характера, а также с 1913 года правом отлагательного вето. Король имеет право самостоятельного принятия нормативных актов, имеющих законную силу, в перерывах между сессиями Парламента в сфере промышленности, торговой деятельности, охраны правопорядка. По отношению к Парламенту Король также обладает определенными полномочиями, которые заключаются в:

  • открытии парламентских сессий;
  • выступлении на первом заседании сессии с тронный речью;
  • наличии права созыва чрезвычайных сессий Парламента.

Основываясь на советах Правительства, Король имеет право назначать и увольнять высших должностных лиц, реализовывать право помилования. Также Король принимает участие в решении вопросов внешней политики, в частности заключения и расторжения договоров с другими государствами, приема дипломатов, объявления военных действий и заключения мира.

На Короля возложены обязанности верховного главнокомандующего морскими и сухопутными вооруженными силами.

Особенности законодательной власти Норвегии

Осуществление законодательной власти в Норвегии возложено на Парламент, именуемый Стортинг. В состав Стортинга входит 165 депутатов, избрание которых осуществляется по партийным спискам в каждой фюльке. Срок полномочий депутатов Парламента составляет 4 года. Для избрания депутатов Парламента проводятся всеобщие выборы, основанные на принципе пропорционального представительства.

При осуществлении деятельности состав Парламента разделяется на две палаты:

Готовые работы на аналогичную тему

  • четвертая часть депутатов (41 человек) включается в состав верхней палаты Парламента;
  • оставшиеся депутаты (124 человека) образуют нижнюю палату Парламента.

Избрание депутатов в Парламент осуществляются гражданами, достигшими возраста 18 лет и проживающими на территории страны более 5 лет.

Граждане Норвегии могут избираться в Парламент при условии проживания на территории страны более 10 лет и наличия места жительства в конкретном избирательном округе.

Работа Парламента осуществляется в виде ежегодных сессий, начало которых приходится на первый будний день после 10 января. Продолжительность сессии не регламентируется и парламент сам определяет ее.

Заседания палат Парламента осуществляются автономно друг от друга. Для обеспечения легитимности решения палат Парламента необходимо наличие на заседании минимум половины депутатов.

Премьер-министр и министры имеет право на участие в парламентских прениях, однако они не наделены правом голоса на них.

Парламент Норвегии призван осуществлять следующие функции:

  • издание нормативно-правовых актов;
  • установление налогов и пошлин;
  • предоставление займов за счет государства;
  • реализация контрольных полномочий (осуществление контроля финансов, проверка протоколов и официальных отчетов Правительства, требование сведений относительно договоров, заключаемых монархом с другими государствами).

Рассмотрение законопроектов изначально осуществляется нижней палатой Парламента, после этого законопроект направляется в верхнюю палату Парламента, которая либо принимает их, либо отправляет на доработку и повторное рассмотрение в нижней палате.

В случае двукратного отклонения проекта верхней палатой проводится совместное заседание палат Парламента для его одобрения, которое требует положительного решения 2/3 депутатов. Принятые Парламентом законы утверждается королем.

Особый порядок рассмотрения в Парламенте имеют поправки Конституции. Рассмотрение этого вопроса допустимо только на первой, второй и третьей сессии вновь избранного Парламента. Предложенные поправки изучаются Парламентом с целью определения возможности их обсуждения. При положительном решении вопроса целесообразность поправок рассматривается на совместном заседании палат Парламента. Изменения в Конституцию вносятся, если поправки получили одобрение от 2/3 депутатов Парламента.

Исполнительная власть в Норвегии

Осуществление исполнительной власти возложено на Премьер-министра, Правительство, а также монарха. В состав Правительства включается Премьер-министр, возглавляющий его и являющийся лидером партии, имеющей парламентское большинство, и как минимум 7 министров, назначение и увольнение которых осуществляется монархом. Правительство в совокупности с монархом формирует Государственный совет.

Правительство имеет достаточно широкие полномочия, что обусловлено установлением в стране режима конституционной монархии, в результате которого большая часть полномочий монарха была передана Государственному совету.

Иерархия норвежских источников права. Норвегия как страна с чрезвычайно развитой правовой системой. Суть Конституции и конституционных обычаев. Особенности традиций, играющих важную роль в законодательстве государства. Акты органов исполнительной власти.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.09.2016
Размер файла 21,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Правовая система Норвегии

2. Конституция и конституционный обычай

3. Формальные законы

4. Судебная практика

5. Принципы, Традиции и Обычаи как источники права

6. Обосновывающие законопроект документы

7. Акты органов исполнительной власти

8. Международное законодательство и Конвенции

Большинство ученых-юристов считают скандинавское право особой разновидностью романо-германской правовой семьи или отдельной сферой континентальной системы права. Дело в том, что право стран Северной Европы активно пользуется юридическими конструкциями и понятиями романо-германской правовой семьи. Скандинавское право придерживается принципа верховенства закона.

Развитие права в Скандинавии шло собственным путем. Для исторического развития этих стран характерны следующие особенности: неразвитость управленческой иерархии; наличие свободных крестьян; демократические формы учета интересов различных слоев населения в рамках церковного прихода, что вело к компромиссным средствам решения возникающих социальных конфликтов; постоянное приспособление экономического развития к условиям патриархального общества -- в связи с чем в Скандинавии возникает централизованная система права, распространившаяся на всю территорию государства. Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права: особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны сотрудничают в области законотворчества, и этот процесс, начавшийся в конце XIX в., привел к появлению большого числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. Сотрудничество стало характерной чертой правотворчества в области брачно-семейного, договорного, деликтного права, права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Однако в публично-правовой сфере, в уголовном праве и процессе, в налоговом праве, в праве собственности на недвижимость, то есть в областях, с достаточно сильными местными традициями, такая кооперация выражалась слабее.

В скандинавских странах закон является основным источником права, и суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается существенное различие между системами скандинавского и общего права. Однако в Скандинавских странах весьма значительна роль суда. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства.

Судья в Скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах. Систему скандинавского права составляют датское, шведское и норвежское право. Указанные системы права являются самостоятельными. Тем не менее их общие исторические корни, тесная связь со временем викингов, влияние римского и германского права, схожий понятийный аппарат позволяют рассмотреть в рамках данной контрольной работы скандинавскую систему права на примере одной страны -- Норвегии.

1. Правовая система Норвегии

Иерархия норвежских источников права

Норвегия является страной с чрезвычайно развитой правовой системой. Своей властью государство стремиться охватить как можно большее количество отраслей жизнедеятельности общества. Своеобразие этой системы заключается в наличии в ней отдельного корпуса правовых норм, восходящих ещё к эпохе датского колониального владычества. Вплоть до сегодняшнего дня законодательство Норвегии включает в себя действующие по сей день отдельные постановления так называемого Норвежского уложения короля Кристиана V, датируемого 1685 годом. Значительный корпус права составляют законодательные акты, изданные в XVIII - XIX веке1.

Закон, как форма выражения права, признается норвежской доктриной самым главным её источником. Первое место в этом списке занимают Конституция и конституционные обычаи; второе -- формальные законы (или традиции); третье -- судебная практика Верховного Суда; четвертое -- материалы, обосновывающие законопроекты (помогают выяснить замысел и цели закона). Указанные четыре вида источников самые важные. На пятом месте в списке так называемые разумные оценки и правительственные акты, деловые обычаи и др. Важно иметь в виду то, что это ранжирование не является абсолютным, т.е. позволяется толковать источники, имеющие наивысшую юридическую силу, ограниченно, а источники, обладающие меньшей юридической силой, -- расширительно, если такое толкование разумно и не противоречит другим источникам2.

Такой юридический метод необходим для того, чтобы решать юридические вопросы. Единый подход к толкованию является существенным для обеспечения единого понимания того, что считать правильным и что является правильным или неправильным в обществе. Важным представляется то, что профессиональные юристы должны применять установленный и признанный метод для того, чтобы корректно оценивать юридические вопросы и принимать решения по ним в соответствии с установленной судебной практикой.

2. Конституция и конституционный обычай

Источником, имеющим наибольшую юридическую силу, являются Конституция и конституционный обычай. Никакие другие источники права не могут противоречить их положениям. Конституция в Норвегии была принята в 1814 г. В ней закреплены основные положения и принципы норвежского политического и государственного строя. Толкование Конституции и конституционного обычая редко оспаривается в судах, и даже разногласия с их положениями высказываются очень редко.

Конституционные обычаи в основном регулируют отношения между Парламентом (Stortinget), играющим важную роль в политической структуре Норвегии, и Правительством (например, система, регулирующая отношения по разделению полномочий между Правительством и Парламентом, называется «Парламентарный строй»3.

На этом же уровне находится также Европейская конвенция по правам человека, которая имеет «полуконституционный» ранг, что установлено статьей 3 Закона о правах человека.

3. Формальные законы

Законы, которые принимает норвежский Парламент, называются формальными законами и являются самыми часто применяемыми источниками в Норвегии.

Законы создаются согласно строго определенной процедуре: Правительство или группа депутатов обладают правом законодательной инициативы. Правительство назначает комиссию по законопроекту, которая разрабатывает текст нового закона, проводит исследования в целях обоснования необходимости принятия закона, указывает цель и назначение законопроекта, а также его возможные экономические и общественные последствия. Потом текст законопроекта вместе с обосновывающими материалами рассылается тем, чьи интересы он может затронуть, например, определенным организациям, объединениям. Текст законопроекта, разработанный комиссией, и мнения заинтересованных лиц рассматриваются экспертами в Министерстве юстиции. Эти эксперты пишут заключение под названием «предложения в законопроект» (lovproposisjon) со своими поправками. Далее законопроект вносится соответствующим министерством в Парламент. Текст законопроекта сначала рассматривается соответствующим комитетом Парламента, а затем поступает в Парламент. После принятия Парламентом законопроект направляется Королю на подписание. Подписание Королем -- формальность. Закон вступит в силу тогда, когда это будет предписано законом.

4. Судебная практика

Суды принимают решения на основании закона. Тем не менее суды посредством разрешения конкретных споров уточняют смысл закона и даже восполняют пробелы действующего законодательства. Такое «восполнение закона» называется прецедентом. Замысел и причина применения прецедента в скандинавских странах заключаются в том, что право должно быть единообразно, т.е. одинаковые дела должны решаться единообразно, и что необходимо выяснить нерешенные юридические вопросы. Прецедент развивается прежде всего на основании решений Верховного Суда. Нижестоящие суды могут также иметь значение, но не такое, как у Верховного Суда4. конституция законодательство исполнительный власть

5. Принципы, Традиции и Обычаи как источники права

Как правило, обычай регулируется и устанавливается судебной практикой. Из-за принципа законности это может быть только в сфере гражданского права, а не в публичном праве. Например, Закон о правонарушениях (The Law of tort) почти полностью отрегулирован обычаем.

Принципами являются правила, которые имеют более общий характер и могут быть использованы как средства толкования законодательства, когда для урегулирования отношений отсутствует точная правовая норма. Детальное содержание принципов раскрывается в судебной практике и юридической литературе. Принципы имеют силу, соответствующую формальному закону. Важным и часто используемым принципом является принцип лояльности между сторонами в коммерческих договорах. К тому же в публичном праве принцип законности важен для толкования законов

Традиции и обычаи играют важную роль в норвежском законодательстве. Существует два вида традиций (обычаев), признаваемых источниками права: это конституционный обычай и обычная традиция. Например, Конституционный обычай распространяется на отношения между Правительством и Парламентом. Как было сказано выше, по юридической силе он находится на одном уровне с Конституцией. Обычная традиция по юридической силе равна силе формального закона. В качестве примера обычной традиции можно привести требования возмещения убытков вследствие причинения вреда. Условия возмещения убытков были выработаны практикой в течение последних ста лет и по юридической силе равны формальному закону. Это означает, что указанная традиция может быть изменена только с принятием нового формального закона или при внесении поправки в Конституцию, если данная традиция представляет собой конституционный обычай5.

Преимущества системы традиций:

· Выработаны в ходе судебной практики;

· Большой практический опыт;

· Детальное и всестороннее регулирование отношений.

Отрицательная сторона традиций: сложность в понимания для лиц, не обладающих специальными юридическими знаниями.

6. Обосновывающие законопроект документы

Так называются те документы, которые создаются в процессе разработки. Их вес как источников права зависит от времени их принятия: чем ближе к принятию закона Парламентом документ создан, тем больший вес имеет документ. Эти документы являются источником права, поскольку в них определяются намерение и цели закона, обосновываются те или иные положения и формулировки, содержащиеся в законе. Указанные документы

облегчают уяснение закона и способствуют правильному толкованию и применению положений закона судами, административными органами, и всеми практикующими юристами в конкретных ситуациях.

Часто бывают случаи, в которых суд толкует специфические или общие положения документов законопроекта ограниченно, если появится обосно-ванное сомнение в толковании формулировки закона6. То есть, если есть конфликты между двумя источниками закона при решении конкретного юридического вопроса, то один из этих двух источников должен интерпре-тироваться ограниченным способом. Обычно суд ограничивает более низкий по своей юридической силе источник согласно Закону превосходящего прин-ципа. Однако есть много случаев, в которых суд использует принцип разум-ности, чтобы ограничить более значимые по своей силе источники закона. Например, они ограничивают утверждения в документах, разработанных в связи с принятием закона. Также сам текст закона может в определенных ситуациях интерпретироваться с ограничениями, если это поддержано и принципом разумности, и интерпретацией других правовых источников.

7. Акты органов исполнительной власти

Парламент принимает законы, которые часто имеют рамочный характер. Более детальное урегулирование отношений, закрепленных в за-конах, призваны осуществить акты, принятые органами исполнительной власти (например, постановления министерств). Таким образом, Парламенту не требуется предусматривать детальное регулирование общественных отношений. Законная сила постановлений исполнительной власти установ-лена формальными законами. Акты органов исполнительной власти, исходя из принципа законности, не должны противоречить или выходить за рамки законов. Указанный принцип означает также и то, что любое государствен-ное вмешательство в жизнь и деятельность граждан должно быть определено в формальном законе.

8. Международное законодательство и Конвенции

В Скандинавских странах международные акты не входят в национальную правовую систему, тогда как международные договоры являются составной частью правовой системы России и стран СНГ. В тех случаях, когда Парламент ратифицирует принятие конвенции, она не приобретает официально юридическую силу формального закона, а лишь признается источником права в соответствии с конституционным обычаем, согласно которому предполагается, что отечественное законодательство соответствует международному законодательству и конвенции. Но конвенции могут также приниматься и в форме формального за-кона. К примеру, Европейская конвенция по правам человека была принята в виде формального закона, что придало ей соответствующую юридическую силу (и даже с дополнением о том, что она имеет «полуконституционный» ранг). Таким способом был принят договор ЕЕС (European Economic Area), который регулирует экономические отношения между ЕС и Норвегией8.

Своеобразие Норвежской правовой системы заключается в наличии в ней отдельного корпуса правовых норм, восходящих ещё к эпохе датского колониального владычества. Вплоть до сегодняшнего дня, например, законодательство Норвегии включает в себя действующие по сей день отдельные постановления так называемого Норвежского уложения короля Кристиана V, датируемого 1685 годом. Значительный корпус права составляют законодательные акты, изданные в XIX и даже в XVIII веке.

Стоит отметить, что закон, как форма выражения права, признается норвежской доктриной самым главным её источником. Первое место в этом списке занимают Конституция и конституционные обычаи; второе -- формальные законы (или традиции); третье -- судебная практика Верховного

Суда; четвертое -- материалы, обосновывающие законопроекты (помогают выяснить замысел и цели закона). Указанные четыре вида источников самые важные. На пятом месте в списке так называемые разумные оценки и правительственные акты, деловые обычаи и др.

Важно понимать то, что это ранжирование не является абсолютным, т.е. позволяется толковать источники, имеющие наивысшую юридическую силу, ограниченно, а источники, обладающие меньшей юридической силой, -- расширительно, если такое толкование разумно и не противоречит другим источникам. Единый подход к толкованию является существенным для обеспечения единого понимания того, что считать правильным и что является правильным или неправильным в обществе. Также представляется крайне важным то, что профессиональные юристы должны применять установленный и признанный метод для того, чтобы корректно оценивать юридические вопросы и принимать решения по ним в соответствии с установленной судебной практикой.

1. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Учебник: М.: Юристъ, 2003. -- 448 с.

2. Хели Йонас (Heli Jonas) Краткий очерк о скандинавских источниках права и юридическая методика с позиций норвежского права, с.5-7//Труды молодых исследователей по сравнительному праву №3(8), 2010г

3. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

6. Хели Йонас(Heli Jonas) Краткий очерк о скандинавских источниках права и юридическая методика с позиций норвежского права, с.5-7//Труды молодых исследователей по сравнительному праву №3(8), 2010г

7. Хели Й., Указ.соч. С.3

9. Хели Й., Указ.соч. С.5

10. Хели Й., Указ.соч. С.7 - 8

12. Хели Й., Указ.соч. С.10-11.

Подобные документы

Понятие и виды источников гражданского права, их основные черты. Нормативные акты как источники права. Место обычаев, законов, подзаконных актов, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе источников гражданского права.

контрольная работа [35,7 K], добавлен 13.02.2009

Конституция – главный источник конституционного права и документ, который закрепляет основные институты этой отрасли права. Анализ статей Конституции Азербайджана, которые непосредственно являются основами нормотворчества органов исполнительной власти.

статья [21,9 K], добавлен 07.03.2011

Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы работы. Причины классификации органов исполнительной власти. Отличительные особенности Федеральных и Региональных органов исполнительной власти в РФ.

курсовая работа [42,7 K], добавлен 27.04.2015

Место и роль исполнительной власти в системе государственной власти на современном этапе. Особенности положения органов исполнительной власти субъектов РФ. Правовой статус органов местного самоуправления. Методы реализации исполнительной власти.

курсовая работа [33,9 K], добавлен 07.09.2016

Конституционный строй королевства Норвегия. Регулирование положения норвежских граждан, получение норвежского гражданства. Органы государственной власти. Территориальное устройство, местное самоуправление. Регулирование приграничного сотрудничества.


Dance Me to the End of Love -- Leonard C 14.09.2011 --> Смотрели: 130 (4)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

3949747_norge_flagg (350x304, 30Kb)

Общая характеристика правовой системы Норвегии

Правовая система Норвегии входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также «северной») правовую семью, сочетающую некоторые черты как романо-германской, так и англо-американской систем. Интересно то, что наряду с законодательством важным источником норвежского права являются обычаи, особенно в сфере торговли. Более того, им нередко отводится главная роль.

Обычаи часто служат существенными дополнениями к действующим законам. В качестве одного из основных источников норвежского права выступают и судебные прецеденты. В норвежской системе права важное значение придается работам ученых-юристов, трактующим положения закона либо судебные решения, а также материалам обсуждения законопроектов, позволяющим выявить «истинные намерения» законодателя (нередко именно этот вопрос становится предме том дискуссии в ходе судебных прений по конкретному делу).

Судебная система и органы контроля

Систему общих судов в Норвегии возглавляет учрежденный в XVII в. Верховный суд, состоящий из председателя и 17 судей, входящих в одну из двух палат. Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским (в коллегиях из 3 судей) и уголовным (в коллегиях из 5 судей) делам.

Стоит отметить, что Верховный суд, как правило, избегает оценивать фактические обстоятельства дела иначе, чем их квалифицируют нижестоящие суды. Суды провинций действуют в 5 крупнейших городах страны — Осло, Скине, Бергене, Тронхейме и Тромсё. Они выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суда первой инстанции.

Окружные и городские суды (их около 100 в стране) представляют собой центральное звено судебной системы; они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. Этим судам подсудны по первой инстанции все гражданские дела. Любопытно, что дела в таких судах судья рассматривает единолично либо (по требованию сторон) вместе с двумя непрофессиональными судьями. Кроме того в Норвегии принято, чтобы перед обращением в суд была предпринята попытка примирения сторон.

Дело разбирается в согласительном совете в муниципалитете (члены этих советов, избираемые на 4 года, как правило, не юристы). Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного решения. Наряду с общими в Норвегии имеются специальные суды, функционирующие в самых различных областях. Имеются суды по делам об опеке, суды по жилищным делам, где рассматриваются споры об аренде домов или квартир, и др. Как правило, все они состоят из 1 профессионального и 2 непрофессиональных судей, а их решения могут быть обжалованы в суды провинций либо в Верховный суд.

Особое место в системе судебных учреждений Норвегии занимает Суд импичмента, который в качестве первой и единственной инстанции рассматривает обвинения в преступных злоупотреблениях, выдвинутые против членов правительства, парламента или Верховного суда. Может пройти несколько десятилетий, прежде чем созовут очередной Суд импичмента.

Назначение на судейские должности в общие и в большинство специальных судов производится Королем по представлению министра юстиции пожизненно, но с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет. Для занятия судейской должности требуется сдача соответствующих экзаменов по юридическим дисциплинам в системе гражданской службы, наличие определенного опыта работы (в качестве адвоката, прокурора, судьи низшего суда) и достижение 30 - (Верховный суд) или 25-летнего возраста.

С 1962 г. в Норвегии введена должность Омбудсмана, избираемого парламентом на четыре года и призванного расследовать по жалобам граждан или по собственной инициативе все случаи «несправедливости» по отношению к гражданам со стороны центральных и местных властей либо отдельных гражданских служащих. Конституция 1993 г. учредила автономную Службу Защитника Народа (La Defensoria del Pueblo) — аналог института омбудсмана.

Защитник избирается и смещается Конгрессом большинством в 2/3 голосов. Срок полномочий — 5 лет. Служба Защитника Народа охраняет конституционные и фундаментальные личные права и такие же права сообществ, контролирует выполнение обязанностей государственной администрации и публичных служб перед гражданами. Защитник Народа может сделать доклад по просьбе Конгресса, не считая ежегодных докладов, которые он также представляет Конгрессу.

Уголовное законодательство в Норвегии, надо отметить, давно кодифицировано. Все преступные деяния разделены в кодексе на преступления, наказуемые более чем тремя месяцами лишения свободы, и проступки. Традиционная система наказаний в УК 1902 г. дополнена положениями о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам. Существенным дополнением к кодексу служил принятый в 1900 г. Закон об ответственности за бродяжничество, нищенство и пьянство.

Впоследствии УК 1902 г. неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, в том числе относительно названных мер безопасности (при Министерстве юстиции действует постоянная комиссия по обновлению уголовного кодекса). Расследование уголовных обычно ведет полиция.

Полицейские начальники вправе ограничиться, если речь идет о проступке, за который грозит штраф или лишение свободы на срок до 3 месяцев, официальным «предостережением» либо назначением штрафа без передачи дела в суд. При этом обвиняемый может отказаться от уплаты штрафа и потребовать судебного разбирательства.

Уголовное преследование в суде осуществляют по указанной категории дел полицейские служащие, по более серьезным делам — окружные прокуроры Расследование наиболее сложных уголовных дел, в особенности тех, где обвиняемому грозит пожизненное заключение, а также поддержание обвинения по ним осуществляется генеральным прокурором («генеральным адвокатом»). Он наблюдает также за деятельностью окружных прокуроров.

Выполнять обязанности защитника по уголовному делу или представителя интересов сторон в гражданском процессе могут лишь лица, получившие разрешение или права адвоката от Министерства юстиции. С 1902 года в Норвегии отменена смертная казнь за уголовные преступления , а с 1979 года – вообще за все преступления.

Согласно Закону о производственной демократии 1976 г. на предприятиях с количеством работников более 200 должны создаваться объединенные советы предприятия, включающие представителей администрации и профсоюза, если в него входит более 2/3 работников. Закон о защите рабочих и производственной среды 1977 г. требует, в частности, производить увольнение работников лишь «по справедливой причине». Действующее законодательство предписывает выплату «семейных надбавок» к заработной плате с учетом количества детей.

Семейное право. Первой из Скандинавских стран Норвегия ввела несколько прогрессивных принципов. К примеру, закреплено полное равенство имущественных прав супругов (Закон о семейной собственности 1927 г.), гражданский брак приравнивается по своим последствиям к церковному, установлены весьма либеральные правила развода (Закон о браке и разводе 1918 г. с поправками 1969 г.), внебрачные дети во многом приравнены к законнорожденным (законы о детях 1956 г.). В области наследственного права норвежское законодательство характеризуется стремлением закрепить права пережившего супруга и потомков по прямой линии независимо от того, идет ли речь о наследовании по закону или по завещанию (Закон о наследовании 1972 г.).

Норвегия представляется конституционной монархией. Главой государства является король. Королевский дом — династия Шлезвиг-Гольштейн-Зогденбург-Глюксбург:

  • Харальд V, король Норвегии с 17 января 1991 года, рожденный 21 февраля 1937 года; Соня, королева Н. (4 июля 1937);
  • Хокон, кронпринц Норвегии - 20 июля 1973 года;
  • принцесса Марта-Луиза - 22 сентября 1971 года.

Король Норвегии Харальд V установил, что принцесса Марта-Луиза после 1 февраля 2002 года утратила свой титул, все связанные с ним привилегии после замужества и её собственного решения продолжения работы в своей компании Prinsesse Martha Louises Kulturformidling.

В административном соотношении государство разделяется на 20 областей – «фюльке», в их численности и крупные города Берген и Осло.

Политическая система Норвегии

Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Норвегии является установление своеобразной балансировки меж политическими и социальными силами государства. Специфическому социальному классовому согласию содействовала действующая на тот момент двуполярная партийная политическая система, которая подверглась эрозии в последний момент. На одном полюсе располагаются социал-реформистская Норвежская рабочая партия (НРП с 1887 года) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социнтерн) и левые социалисты (Социалистическая народная партия — Sosialistiske Folkeparti, основанная в 1961 году); на другом — все правоцентристские буржуазные партии: Хёйре (Hoyre с 1885 года) — консерваторы, первая политическая партия страны — Венстре (Venstre — с 1884 года) — либералы, клерикальная Христианско-народная партия (ХНП — Kristelig Folkeparti, основанная в 1933 году) и Партия Центра (Senterpartiet, до 1959 года называлась Крестьянской партией, с мая и до конца 1959 года — Норвежской демократической партией, основанной в 1920 году). При этом балансе сил огромное влияние выдвигает популистская Партия Прогресса (ПП — Fremskrittspartiet — основанная в 1973 году), с которой пока отказываютв сотрудничестве как левые, так и правые партийные ячейки.

Готовые работы на аналогичную тему

Меж правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не существовало непримиримых противоречий. По факту образовалась, функционирует корпоративная система принятия решений, при этом роль координатора в данной структуре (государство — профсоюзы — предприниматели) взяли на себя представители властей, которые производят курс «социального партнёрства»: подписание коллективных договоров о зарплате и иных условий труда, деятельности судов труда, сглаживании конфликтов трудового характера. Основными звеньями партнерской системы являются, с одной стороны, соединения предпринимателей, а с иной с 1899 года общенациональное — Центральное объединение профсоюзов Норвегии (ЦОПН). Сотрудническая система меж государством и бизнесом дополнена также неформальными связями.

В централизованной структуре союзов предпринимателей основную роль сыграла Конфедерациянорвежских предпринимателей - 200 тысяч человек, а доминантное влияниеиспользуют Союз судовладельцев, Союз сельских хозяев-производителей, Промышленный Союз. В ЦОПН представляются свыше 40 отраслевых профсоюзов - 700 тысяч членов, а в Конфедерации норвежских служащих государства - 30 союзов отраслевого типа, даже профсоюз уникальный пенсионеров - 120 тысяч членов.

  • Кооперативный союз, который основан в 1906 году, 0,5 миллионов участников;
  • Объединение квартиросъёмщиков в 1939 году;
  • Рабочее просветительное объединение в 1931 году;
  • Рабочее объединение молодёжи в 1903 году.

Главные условия продажи рабочей силы разрабатываются один раз в два года путем переговоров между КНП и ЦОПН в форме общих и рамочных договоров. Первая базовая договоренность была заключена ещё в 1935 году, до настоящего времени служит в форме образцового «кодекса труда».

В 1960-х — начале 70-х годов разворачивалась острейшая борьба вне парламента вокруг проблематики членства Норвегии в «Общем рынке», её основным результатом стал отказ от вхождения в организацию. Референдум 1972 года по данной проблеме оказал специфичную «травму» партийной системе политики Норвегии. В результате референдума 1994 года противникам членства государства в Европейском союзе удалось добиваться собственной повторной победы.

Доминант НРП в норвежской политике сходилна нет в конце 1980 — начале 90-х годов. По итогам последнего раза выборов, производимых 10 сентября 2001 года, сложилось такое отношение сил:

  • НРП - 24,3% голосов - 43 депутатских кресла;
  • Хёйре- 21,2% голосов – 38 депутатских кресел;
  • Партия Прогресса - 14,6% голосов - 26 депутатских кресел;
  • СЛП - 12,5% голосов – 23 депутатских кресел;
  • ХНП - 12,4% голосов – 22 депутатских кресла;
  • ПЦ - 5,6% голосов – 10 депутатских кресел;
  • Венстре - 3,9% голосов – 2 депутатских кресла;
  • Партия Побережья - 1,7% голосов – 1 депутатское кресло.

На их основании сформировалось второе коалиционное правоцентровое правительство (Хёйре, ХНП, ПЦ, Венстре) при управлении Х.-М. Бунневиком. посреди партийных политических сил так же борьба идет в основном возле снижения налоговых ставок, роли социальных льгот и государства. В последний момент общественные движения противоборствуют за отрицательные последствия глобализации, которые нарушают традиционные устои.

После образования РФ обновились продуктивные связи в разнообразных сферах. Кульминация контактов - визиты президента Бориса Ельцина в Осло в 1996 году и короля Норвегии в Россию (Москву) в мае 1998 года. Важнейшим событием становится визит официального характера в Осло президента РФ В. В. Путина в ноябре 2002 года, по результатам этих общений с премьер-министром Х. М.Бунневиком подписалось Взаимное заявление, в нем стороны согласились расширить сотрудничество в северном регионе.

Меж ведомствами СССР, а позже Российская Федерация и Норвегия со своими интересами на протяжении 30 лет происходят консультации по регулированию вопросов делимитации, то естьвыделения границ Баренцева моря, охватывающих 155 тысяч квадратных километров, и укрепления раздельной линии с длиной 1700 км. Именно из-за уступок обеих их сторон, а так же их компромиссам к началу 2003 года дискуссия заходит приблизительно о 5% спорной территории шельфа и акватории.


Ключевые слова: Норвегия, политический режим, стабильность демократического режима, демократия, демократический режим, устойчивость политической системы, условия стабильности режима, степень управляемости, функции политической системы, демократические государства.

На сегодняшний день в мире существует более 200 государств, как признанных, так и не признанных мировым сообществом. У каждой из этих стран свое политическое устройство и определенный политический режим. Сегодня на карте мира можно найти государства, политический режим которых не подпадет ни под одну существующую классификацию, так как невозможно учесть все специфические особенности отдельно взятой страны. Но, как отмечал в своей книге Сэмюэл Хантингтон: самым важным из того, что отличает одну страну от другой в политическом отношении, является не форма правления, а степень управляемости. Демократические страны и диктатуры отличаются друг от друга меньше, чем отличаются те страны, политическая жизнь которых характеризуется… прочностью общественных отношений, легитимностью,…, стабильностью, от тех, где этого всего не достает [2. — p.1]. Таким образом, мы можем видеть, что государства, вне зависимости от режима, в первую очередь стремятся к устойчивости политической системы, а от режима уже будет зависеть разнообразие причин и условий, обеспечивающих ее стабильность. Под стабильностью политической системы можно понимать способность системы сохранять свои институты и продолжать осуществление основных функции в условиях изменяющейся среды. Стабильность политической системы обычно рассматривается как ситуативный параметр. Устойчивость режима, в отличие от стабильности, носит более долгосрочный характер и ее соотносят со стратегическими параметрами. Но, в любом случае, достижение устойчивости политической системы без политической стабильности едва ли возможно.

Сегодня все больше и больше стран стремятся к построению демократического режима, считая его оптимальным вариантом для обеспечения безопасности и соблюдения прав своих граждан. Кроме того, существует и так называемая теория демократического мира, согласно которой «демократические режимы не воюют друг с другом». Таким образом, стремление к демократии может объясняться и стремлением к построению глобальной безопасности и стабильных международных отношений. Но важно не забывать о том, что этого можно достигнуть лишь при условии реально существующего, устойчивого и стабильного демократического режима. Вопрос в том, как же достигнуть устойчивости демократической политической системы?

Этот вопрос можно рассмотреть на примере Норвегии. Выбор страны легко объяснить тем, что, по данным исследовательской компании «The Economist Intelligence Unit», Норвегия уже несколько лет подряд считается самой демократичной страной мира [9], а ее политический режим сохраняет устойчивость на протяжении более чем 60-ти лет. В чем же секрет такого успеха?

Во-первых, надо отметить, что Норвегия — страна с немногочисленным населением, но ее граждане активно участвуют в политической жизни своей страны. Население Норвегии немногим превышает 5 млн человек [4], но при этом в Стротинге, парламенте Норвегии, который состоит из 169 человек, представлены 8 политических партий. Также на политическую власть оказывают влияние различные общественные и лоббистские организации. Кроме того, в Норвегии используются так называемые гибкие списки (свободные, открытые). Гибкими называются такие списки, в которые избиратель может вносить изменения [7. — с. 277–278]. Применение открытых списков связано с существованием в Норвегии преференциального голосования, которое дает возможность голосующим высказать предпочтение определенным кандидатам, указанным в партийном списке.

Из приведенных выше фактов можно сделать вывод о том, что одним из факторов, объясняющих стабильность политической системы в Норвегии, является наличие эффективно осуществляемой функции «входа», то есть артикуляция и агрегирование интересов население осуществляется различными путями и, как следствие принятия во внимание интересов граждан, они, в свою очередь, оказывают поддержку существующей политической системе. Так, по различным статистическим данным, более 65 % населения доверяет правительству, а явка на выборах всегда высока и составляет более 75 %.

Для устойчивости любой политической системы также важно эффективное осуществление и функции «выхода». К функциям «выхода» можно отнести нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, контроль за их соблюдением. В Норвегии эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти. В случае, если решение, которое, например, может иметь форму законодательного акта, не до конца удовлетворяет граждан, у них есть возможность выразить свое несогласие, которое в виде требования вновь поступает на «вход».

В роли проводника обратной связи могут также выступать СМИ. Норвегия занимает одно из ведущих мест по количеству периодических печатных изданий на душу населения, а в рейтинге о состоянии свободы прессы в странах мира занимает первое место, наряду с Нидерландами и Швецией [8]. Кроме того, население в определенной степени может осуществлять контроль за деятельностью политических партий. В частности, надо отметить тот факт, что Норвегия — одна их первых Скандинавских стран, которая на законодательном уровне обязала политические партии опубликовывать отчеты о своей финансовой деятельности [7. — с. 254].

Важнейшим социальным условием стабильности демократии также является и обеспечение достаточно высокого уровня благосостояния граждан. Это позволяет смягчать социальные конфликты и снизить напряженность в обществе, достичь согласия, способствует преодолению социального неравенства. В Норвегии на 2014 год ВВП (ППС) на душу населения составлял около 60 тысяч долларов [1.], при этом показатель разницы в доходах самых бедных и самых богатых в Норвегии один из самых низких среди остальных стран с демократическим режимом. Так, доходы 10 % наиболее обеспеченных граждан Норвегии превышают доходы 10 % наименее обеспеченных граждан в 6 раз. Для сравнения можно привести значение этого показателя в Великобритании — в Соединенном Королевстве доходы самых богатых в 10 раз превышают доходы наименее обеспеченных [6]. Следует также отметить, что за последние несколько лет Норвегия прочно обосновалась в самом начале рейтинга ООН, как страна с самым высоким уровнем жизни. Кроме того, на протяжении уже более чем 30 лет Норвегия занимает первое место по показателям индекса человеческого развития [5.], который оценивает «уровень жизни» не только по национальному доходу, но с учетом индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса образования и индекса валового национального дохода по паритету покупательной способности (ППС). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Норвегии проводится довольно действенная социальная и экономическая политика, за счет чего достигается необходимый для стабильности демократического режима уровень доверия и поддержки правительства населением.

В заключение, надо отметить, что стабильность демократической политической системы обуславливается не только устойчивостью политических институтов, взаимоотношениями между ними и сбалансированностью элементов экономической системы, но необходимым условием являются и стабильные взаимоотношения между гражданами государства и его политической элитой.

На примере Королевства Норвегии мы видим, что для устойчивости демократического режима необходимо эффективное осуществление функций «входа» и «выхода» в механизме политической системы; также непременным условием является наличие обратной связи, которая является залогом существования демократии. Следующее условие — высокий уровень поддержки и доверия населения политическому руководству государства. Этого можно достичь при наличии сильной национальной экономики и проведением социальной политики, которая должна быть направлена на обеспечение высокого качества жизни граждан.

Сегодня в мире существуют десятки государств, конституция которых провозглашает их демократиями, но лишь небольшая часть из них обладает устойчивым политическим режимом. Для того, чтобы режим был стабильным и устойчивым, как видно на примере политической системы Норвегии, необходимо сочетание различных факторов — от социально-экономического развития государства и до эффективного функционирования политических институтов.

1. International Monetary Fund. Data and Statistics. World Economic Outlook Database, October 2014.

7. Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили / Е. А. Водяницкая, П. С. Гвоздев, И. А. Ракитская, А. Г. Орлов; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. — М.: РЦОИТ, 2011. — 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Норвегия, политическая система, демократический режим, политический режим, обратная связь, стабильность, демократическая политическая система, доход, население, политическая жизнь.

Ключевые слова

демократия, политический режим, Норвегия, стабильность демократического режима, демократический режим, устойчивость политической системы, условия стабильности режима, степень управляемости, функции политической системы, демократические государства., демократические государства

Норвегия, политический режим, стабильность демократического режима, демократия, демократический режим, устойчивость политической системы, условия стабильности режима, степень управляемости, функции политической системы, демократические государства.

Похожие статьи

Сравнительный анализ эволюции политических режимов.

Ключевые слова: третья волна демократизации, политический режим Аргентины, Грузия, Конституция Румынии, политические институты развивающихся стран. Политические режимы превалирующего числа современных государств базируются на демократических принципах.

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка.

6. Семигин Г. Ю. Антология мировой политической мысли. Политическая мысль в России. том 4, Москва.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, демократический процесс, демократия, иллюзия выборности, либеральная демократия, общественная.

Политическая социализация личности как гарант.

Политическая система и политическая жизнь общества. Под ред. В.Ф. Калины.

Причины и условия стабильности политического режима на примере демократического режима в Норвегии.

Модернизация в системе политического развития общества

Модернизация становится процессом политической, социально-экономической трансформации общества. Ее целевой предназначенностью является достижение стабильности и оптимальной динамичности.

Обеспечение политической стабильности в трудах профессора.

Политическая стабильность характеризуется демократизацией политической жизни общества, глубиной проявления реформ

В этом случае начавшаяся политическая конфронтация может и определенный политический режим власти, и гражданское общество.

Идеальна ли демократия? Аргументы за и против

Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод

В связи с данной коллизией практического применения демократического режима, возникает целесообразный вопрос, а является ли данный режим правления лучшим из всех существующих.

Анализ теории гибридных политических режимов и их.

Так, одни политологи относят гибридные политические режимы к субтипу демократии [12; 9]. Другие же напротив, классифицируют их как ослабленную форму диктатуры с формально существующим демократическим государственным аппаратом власти [11].

Сравнительный анализ эволюции политических режимов.

Ключевые слова: третья волна демократизации, политический режим Аргентины, Грузия, Конституция Румынии, политические институты развивающихся стран. Политические режимы превалирующего числа современных государств базируются на демократических принципах.

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка.

6. Семигин Г. Ю. Антология мировой политической мысли. Политическая мысль в России. том 4, Москва.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, демократический процесс, демократия, иллюзия выборности, либеральная демократия, общественная.

Политическая социализация личности как гарант.

Политическая система и политическая жизнь общества. Под ред. В.Ф. Калины.

Причины и условия стабильности политического режима на примере демократического режима в Норвегии.

Модернизация в системе политического развития общества

Модернизация становится процессом политической, социально-экономической трансформации общества. Ее целевой предназначенностью является достижение стабильности и оптимальной динамичности.

Обеспечение политической стабильности в трудах профессора.

Политическая стабильность характеризуется демократизацией политической жизни общества, глубиной проявления реформ

В этом случае начавшаяся политическая конфронтация может и определенный политический режим власти, и гражданское общество.

Идеальна ли демократия? Аргументы за и против

Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод

В связи с данной коллизией практического применения демократического режима, возникает целесообразный вопрос, а является ли данный режим правления лучшим из всех существующих.

Анализ теории гибридных политических режимов и их.

Так, одни политологи относят гибридные политические режимы к субтипу демократии [12; 9]. Другие же напротив, классифицируют их как ослабленную форму диктатуры с формально существующим демократическим государственным аппаратом власти [11].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: