8 правосубъектность государств и способы образования государств

Обновлено: 23.04.2024

Как уже отмечалось, государства являются первичными субъектами международного права, обладающими самой широкой правоспособностью, которая носит универсальный характер.

C точки зрения международного права под государством следует понимать такую организацию публичной власти, которая отвечает ряду определенных условий. Например, согласно Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 года, положения которой впоследствии были признаны международно-правовой доктриной, каждое государство должно иметь следующие признаки:

4)возможность вступать в международные отношения с другими государствами.

Если у государства отсутствует любой из перечисленных признаков, оно не может считаться таковым в международно-правовом смысле. Поэтому такие понятия, как “страна”, “нация”, “правительство” и т.д. нельзя считать тождественными понятию “государство”. Нетрудно заметить, что система принципов международного права направлена, главным образом, на охрану указанных составляющих любого государства. Все четыре признака государства связаны с таким его свойством, как суверенитет. Именно суверенитет “цементирует”, собирает воедино определенную территорию, проживающее на ней население и признаваемое этим населением правительство. Наконец, благодаря суверенитету государство получает международно-правовое признание и способность взаимодействовать с другими государствами.

Суверенитет как неотъемлемое, имманентно присущее государство свойство обусловливает и такое явление, как универсальность международной правосубъектности государств. Только государство обладает суверенитетом, поэтому только государство пользуется в международных отношениях всей полнотой прав и возможностей. К правам государства как субъекта международного права, в частности, относятся:

-право на признание его правосубъектности и на суверенное равенство с другими государствами;

-право на территориальную целостность и политическую независимость;

-право на осуществление собственной юрисдикции в пределах своей территории;

-право заключать международные соглашения и иными способами осуществлять сотрудничество с другими субъектами международного права;

-право на невмешательство в свои внутренние дела.

Обязанности государств в целом корреспондируют их правам и представляют собой юридическую необходимость воздерживаться от нарушения прав других государств. В наиболее общей форме обязанности государств можно сформулировать исходя из анализа системы принципов международного права: обязанность уважать территориальную целостность других государств, обязанность воздерживаться от применения силы в международных отношениях, обязанность разрешать международные споры исключительно мирными средствами, обязанность уважать права и свободы личности и т.д.

Наконец, универсальность международной правосубъектности государств предполагает наличие у них деликтоспособности, т. е. способности нести ответственность за нарушение международно-правовых норм. Подробнее об этом - в соответствующей главе.

С точки зрения международной правосубъектности существенное значение имеет классификация государств по форме государственного устройства. Как известно, государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. Унитарное государство характеризуется отсутствием в своем составе частей, обладающих признаками государственного суверенитета. Такое государство выступает на международной арене как единый и неделимый субъект. От его имени в международных отношениях выступают уполномоченные государственные органы, образующие единую централизованную систему. Внешняя политика в унитарных государствах относится к исключительной компетенции центральных органов, и внешнеполитический курс таких государств является общим для всех административно-территориальных единиц. Наличие у последних той или иной степени автономии, в том числе в области внешних сношений, не отменяет общего правила.

Несколько сложнее обстоит дело с федеративными государствами, которые характеризуются наличием в своем составе частей (республик, штатов, земель и др.), обладающих определенной независимостью от центральных властей. Федеративная форма государственного устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации при решении тех или иных вопросов внутренней и внешней политики. Степень такой самостоятельности определяется, как правило, основным законом страны или специальными законодательными актами о разграничении компетенции и полномочий между центральными и местными органами власти. В принципе, законодательство целого ряда федеративных государств сохраняет за субъектами федерации ограниченное право выхода на международную арену (заключение локальных соглашений, установление внешнеэкономических связей и т.п.). Например, статья 32 Основного Закона Германии закрепляет, что международные отношения относятся к ведению Федерации, однако федеральное правительство может давать землям разрешение на заключение договоров с иностранными государствами. Известно также, что будучи федеративным государством, СССР был представлен в Организации Объединенных Наций сразу тремя государствами-членами: собственно Союзом ССР, Украинской ССР и Белорусской ССР. 26 сентября 1991 года Казахстан (тогда еще входивший в состав Союза ССР) и Турция приняли двустороннюю Декларацию о принципах и целях взаимоотношений между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой. 30 июля 1991 года было подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Казахской ССР и Центром ООН по транснациональным корпорациям. Договорная практика Республики Казахстан включает соглашения республики с некоторыми субъектами Российской Федерации. В качестве примеров можно назвать Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о торгово-экономическом сотрудничестве от 20 августа 1997 года, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Татарстан о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества от 11 апреля 1996 года, Соглашение о принципах торгово-экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Чувашской Республикой от 1 сентября 1994 года и др. Однако Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года не предусматривает возможность заключения международных договоров с участием субъектов федерации. Поэтому в доктрине международного права доминирует точка зрения, согласно которой федеративное государство следует рассматривать в качестве единого участника международных отношений.

Что касается конфедерации, то она представляет собой, в отличие от федерации, не союзное государство, а союз государств. Как правило, государства объединяются в конфедерацию для достижения определенных внешнеполитических целей (например, для совместной обороны), поэтому в отдельных международных отношениях конфедерации выступают как самостоятельные субъекты международного права. В таких случаях конфедерацию следует рассматривать как одно целое образование, обладающее автономной волей и действующее непосредственно от своего имени. Вместе с тем, создавшие конфедерацию государства продолжают сохранять международную правосубъектность по всем вопросам, за исключением тех, которые были делегированы ими общим органам. В настоящее время трудно назвать хотя бы одну классическую конфедерацию, хотя формально Швейцария сохраняет это понятие в своем официальном названии.

С другой стороны, современный период развития международных отношений характеризуется появлением ранее неизвестных форм интеграции, что рождает дополнительные проблемы в сфере международной правосубъектности. Такие образования, как СНГ, Европейский Союз и ряд других, могут со временем трансформироваться в полноценные субъекты международного права.

Международная правосубъектность Республики Казахстан опирается на Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 года, Конституцию республики, а также подтверждена более чем десятилетней международной практикой. В Конституции Республики Казахстан провозглашен главный источник международной правосубъектности страны – ее суверенитет. Согласно статье 2, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, а государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. В качестве самостоятельного субъекта международного права Республика Казахстан заключает международные соглашения с другими государствами и участвует в деятельности различных международных организаций. 2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН, что является безусловным доказательством его международного признания. Важно подчеркнуть, что участие Республики Казахстан в международном сотрудничестве строится исключительно на общепризнанных принципах международного права и ориентировано на поддержание прочного, безопасного мира и достижение социального прогресса.

Особенностью международного права является то, что оно создается его основными субъектами, прежде всего, государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения.

Любому государству независимо от общественно-экономической формации, в которой оно существует, формы правления и административно-территориального устройства, политического режима свойственны определенные признаки. В международно-правовой литературе издавна используется понятие государства, характеризующееся тремя основными признаками - суверенная власть, население и территория. Государство, писал известный дореволюционный юрист-международник М.А. Таубе, - это «державный территориальный общественный союз (верховная власть + территория + население)».

Все эти признаки неразрывно связаны и определяют статус государства в мировом сообществе. Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства (критериев государственности) была дана в Межамериканской Конвенции о правах и обязанностях государства 1933 года. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими признаками:

1) постоянное население;

2) определенная территория;

4) способность вступать в отношения с другими государствами.

Перечисленными признаками обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения.

Отличительным политико-юридическим свойством государства как субъекта международного права является суверенитет. В современном международном праве общепризнано, что суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения и исчезает вместе с исчезновением самого государства. Государства могут иметь различные территориальные масштабы, экономическую мощь, политическую значимость, но как носители суверенитета, они все юридически равны. Соответственно каждое государство обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости.

Содержание суверенитета рассматривается с разных точек зрения и выражается в различных правовых категориях. Внутренний аспект суверенитета предполагает юридическое выражение самостоятельности государства, присущее ему верховенство на своей территории и неограниченной власти внутри страны. Внешний аспект означает независимость в сфере международных отношений и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершаемые уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Всем государствам, как основным (суверенным) субъектам международного права, свойственен одинаковый международно-правовой статус и объем международной правоспособности.

В отличие от других субъектов международного государства наделены юридической способностью иметь и осуществлять все права, связанные с участием в международных отношениях, т.е. они обладают универсальной правоспособностью. Правосубъектность других участников международных отношений проявляется главным образом в их взаимоотношениях с государствами.

Критерием определения основных (субъектно-видовых) прав и обязанностей государств большинство исследователей считают общие принципы международного права. Поэтому основу международно-правового статуса государства следующие права и обязанности:

право на суверенное равенство;

право на самоопределение, т.е. право самостоятельно решать свои внутренние дела, свободно выбирать свою социально-политическую систему и уважать такое право других государств;

право на территориальную целостность;

право создавать международно-правовые нормы, прежде всего, путем заключения международных договоров;

право вступать в сношения с другими государствами и субъектами международного права, осуществлять дипломатические и консульские отношения и иметь представительства;

право участвовать в международных конференциях и быть членом международных межправительственных организаций;

право на самооборону и применение санкций к нарушителям международного права;

обязанность уважать суверенитет других государств;

обязанность соблюдать принципы международного права (не вмешательство во внутренние дела других государств, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

В качестве субъектов международного права могут выступать различные по своему устройству государства – простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Унитарные государства участвуют в международных отношениях как единый субъект международного права, в связи с чем, вопроса о международной правосубъектности его составных частей в этом случае не возникает.

Федерация – это сложное союзное государство, представляющее собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральных законодательством рамках.

По вопросу международной правосубъектности субъектов федерации в науке международного права нет единого мнения. Исходя из концепции особого статуса субъектов международного права, составные части федерации не признаются субъектами международного права, т.к. лишены способности к самостоятельным международным действиям, включая, прежде всего, создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Сторонники антиэтатистского подхода, напротив, включают субъекты федерации в субъектный состав международного права, отмечая ограниченный объем их правоспособности.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Способы образования новых государств как субъектов международного права: смена государств одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого. В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.

9. Международно-правовое признание

Международно-правовое признание — формальный акт (действие) государства, констатирующий наступление определённых юридических последствийв сферемеждународных отношений; признание существующими государствами новых государств или правительств либо других дестинаторов признания в целях установления с ними официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных

Основными видами международно-правового признания являются:

признание восставшей (воюющей) стороны;

признание национально-освободительных организаций;

признание организаций сопротивления и др.

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образованиенезависимымисувереннымгосударством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства какого-либо государства, пришедшего к власти неконституционным путём (в результате революции,переворотаи/илигражданской войны), означает, что прежнее правительство более не считается представляющим данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение прежнегосубъекта международного права.

Признание государств и признание правительств именуется в доктрине международного права традиционными видами международно-правового признания; основными критериями признания в данном случае являются независимость признаваемого государства и самостоятельность нового правительства в осуществлении государственной власти. Предварительные или промежуточные виды признания (национально-освободительной организации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в эмиграции) применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании национально-освободительной организации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Признание государства представляет собой совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новыхгосударствкак субъектов международно-правовых отношений.

Вопрос о признании нового государства встаёт, когда это государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одногообщественного строядругим; б)национально-освободительной борьбынародовколониальныхи зависимых стран; в) слияния двух или нескольких государств или распада одного государства на два или несколько новых.

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, располагающего соответствующими полномочиями и компетенцией, и свидетельствующий о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международного праваи намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что оно считает власть, утвердившуюся в государстве неконституционным путём, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях в качестве представителя этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация—ООН— не имеет полномочий определять, является ли то или иное государственное образование государством.

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Международная правосубъектность государства универсальна. ; Это означает полномасштабное участие государства в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Вместе с тем каждое государство, как говорится в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, обязано уважать правосубъектность других государств.

С точки зрения современного международного права государство может быть определено как образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими анало­гичными образованиями.

Верховенство государства в пределах своей территории, самостоя­тельность и независимость во взаимоотношениях с другими госу­дарствами в своей совокупности составляют государственный суве­ренитет.

Государственный суверенитет, будучи по своей юридической при­роде международно-правовой категорией, представляет собой осно­ву, которая обусловливает общий международно-правовой статус государства, его права и обязанности. Обладание суверенитетом де­лает государства юридически равными между собой, обеспечивает им в рамках мирового сообщества независимость и самостоятельность.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН. В частности, п. 1 ст. 2 Устава гласит, что Организация Объ­единенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

4. Простые (унитарные) и сложные государства и их союзы

Государства в зависимости от своей территориально-организа­ционной структуры могут быть простыми (унитарными) исложными.

Простое (унитарное) государство представляет собой единое госу­дарственное образование с единой системой высших органов госу­дарственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права.

Отдельные области или регионы таких государств могут обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в облас­ти внешних сношений. Тем не менее они остаются интегрирован­ными частями унитарного государства и, следовательно, не могут рас­сматриваться в качестве субъектов международного права.

Классическое сложное государство – это федерация, состоящая из отдельных территориальных единиц – субъектов федерации, которые пользуются определенной политико-правовой самостоя­тельностью.

Степень самостоятельности субъектов федерации чаще всего определяется основным законом федерации – конституцией, феде­ративным договором либо договорами, относящимися к разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между федерацией и ее отдельными субъектами, в том числе в меж­дународной сфере.

Федерация, как правило, выступает в качестве единого субъекта международного права. Что же касается членов федерации, ее субъ­ектов, то они могут рассматриваться в качестве носителей в том или ином объеме международных прав и обязанностей только в случае, если это допускается федеральным законодательством (в той степе­ни, в которой они непосредственно и автономно от центральной власти участвуют в международных отношениях).

Конституционная система ряда стран с федеративным устрой­ством допускает возможность заключения субъектами федерации соглашений по широкому кругу вопросов с иностранными государ­ствами. Тем не менее в этих случаях власти субъектов федерации пользуются не собственными полномочиями, а действуют как органы федерального управления, которым соответствующие полномочия делегированы центральной властью. Международную ответственность за их действия несет федеративное государство в целом.

В современном международном праве преобладает определенная сдержанность в отношении объема международных прав и обязан­ностей, которыми могут пользоваться члены федерации.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года исключает, в частности, возможность самостоятельного заключения международных договоров субъектами федеративного государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 72), коорди­нация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ отнесена к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Аналогичное положение содержит Федеральный закон РФ о меж­дународных договорах РФ 1995 года, который относит заключение международных договоров к ведению РФ и устанавливает, что между­народные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ве­дению субъектов РФ, заключаются по согласованию с соответствую­щими субъектами Федерации.

Вместе с тем положения о признании за субъектами РФ некото­рых элементов международной правосубъектности закреплены в ряде договоров РФ с субъектами Федерации о разграничении полномочий. В частности, согласно Договору между РФ и Республикой Татарстан 1994 года, органы государственной власти Республики Татарстан могут участвовать в международных отношениях, устанавливать от­ношения с иностранными государствами, заключать с ними соглаше­ния, не противоречащие Конституции и международным обязатель­ствам РФ.

В число сложных государств по традиции включаются так назы­ваемые унии – реальные и личные. Реальная (органическая) уния возникает в результате слияния двух или нескольких государств в одно. При этом вновь образовавшееся государство становится новым

объектом международного права, а слившиеся государства теряют свой суверенитет и международную правосубъектность. Поэтому с международно-правовой точки зрения более корректно было бы говорить об изменении статуса государств и образовании нового государства. Примерами современных уний могут быть нынешняя Республика Йемен, образовавшаяся в 1990 году в результате слияния Народно-Демократической Республики Йемен и Арабской Респуб­лики Йемен, а также Сирийско-Египетская уния, созданная в 1958 году и прекратившая свое существование в 1961 году.

Личная (персональная) уния – своеобразный правовой реликт феодального прошлого, связанный с монархической формой прав­ления. Это династический союз двух или более государств, возглав­ляемый одним и тем же лицом – монархом. Каждое из входящих в такую унию государств продолжает оставаться самостоятельным субъектом международного права, включая право вступать в сноше­ния с другими государствами, независимо от унии.

Конфедерацией называется постоянный союз суверенных госу­дарств, каждое из которых сохраняет собственную международную правосубъектность.

В качестве субъекта международного права может выступать и сама конфедерация, однако в ограниченном виде. В рамках конфе­дерации могут создаваться совместные органы, обеспечивающие координацию деятельности государств-членов, а также выработку общих направлений сотрудничества в сфере политики, экономики, в правовых и социальных вопросах.

Ранее существовавшие конфедерации – Соединенные Штаты Америки (1776-1787 гг.), Швейцарская Конфедерация (1291-1798 гг.; 1815-1848 гг.), Республика Соединенных провинций в Нидерландах (1579-1795 гг.), Германский союз (1815-1866 гг.) – со временем эволюционировали в направлении федеративного устройства, хотя Швейцария и сохранила свое прежнее официальное название.

Субъекты международного права могут характеризоваться по природе правосубъектности. С этой позиции субъекты международного права делятся на первичные, к ним относятся государства и колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, и вторичные, создаваемые первичными. К ним относятся международные организации и квазигосударственные образования.

Еще одна черта, характеризующая субъект международного права - это объем его правосубъектности.

По объему правосубъектности субъект международного права делятся на государства, обладающие полной правосубъектностью и субъекты международного права, обладающие специальной правосубъектностью. К ним относятся: колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, а также международные организации и квазигосударственные образования.

Отличительной чертой субъектов международного права государств является их суверенность. Под суверенностью государства - государственным суверенитетом - понимается присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Такое свойство суверенности присуще исключительно государствам. Оно определяет их главные характерные особенности как субъектов международного права.

В силу своей суверенности государства ipso facto - лишь в результате одного факта своего существования - являются субъектами международного права. Международная правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений. Один лишь факт образования нового государства делает его субъектом международно-правовых отношений независимо от воли любых других субъектов международного права.

Международная правосубъектность государства существует в полном объеме на продолжении всего периода существования государства. Она прекращается лишь с прекращением данного государства в связи, например, с его вхождением в состав нового государства или разъединением на два или несколько независимых государств.

9. Международно-правовое признание (понятие, значение, виды).

Признание - односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более. Признание может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de facto.

Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Признание ad hoc - это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность.5 Однако эта теория полностью опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно подтверждающей, что любое государство независимо от признания или непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует. Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартенс. - Признанием его лишь констатируется его рождение". Л.А.Моджорян отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного права". Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, "будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет". Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: