Передовые методы технической эксплуатации на судах

Обновлено: 05.05.2024


ГОСТ Р 57692-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ

Термины и определения

System of technical maintenance and repair of ships. Terms and definitions

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 01.040.47, здесь и далее по тексту. -

Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО "ЦНИИМФ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта судов, кораблей и других плавучих средств.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на русском, немецком (de), английском (en) и французском (fr) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском, немецком, английском и французском языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым шрифтом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств.

Настоящий стандарт распространяется на судовые конструкции и технические средства всех типов судов, независимо от их назначения.

Термины и определения, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Для обеспечения реализации технического наблюдения за судами организациями, уполномоченными на осуществление классификации и освидетельствования судов, в своих Правилах используется терминология видов ремонта, единообразно применяемая международными Классификационными Обществами, что соответствует международным договорам Российской Федерации и отвечает положениям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Технического регламента "О безопасности объектов морского транспорта".

2 Термины и определения

Общие понятия

1 система технического обслуживания и ремонта судов: Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему.

System der technischen schiffsunterhalt und reparatur

system of technical maintenance and repair of ships

systeme de l'entretien technique et de la reparation du navire

2 техническое обслуживание судов: Комплекс работ или работа по поддержанию исправного или работоспособного состояния судовых конструкций и технических средств, выполненных без вывода судна из эксплуатации.

Примечание - Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния.

technical maintenance of ships

entretien du navire

3 ремонт судна: Комплекс работ по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени с выводом судна из эксплуатации.

reparation du navire

4 техническое состояние судна: Совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени.

ship technical condition

technique du navire

5 контроль технического состояния: Процесс получения данных, характеризующих техническое состояние судна в разные моменты времени, с использованием встроенных и переносных средств диагностирования и средств неразрушающего контроля.

6 качество ремонта судна: Степень соответствия технических средств, материалов, квалификации персонала и технологий для производства ремонта судна и его элементов требованиям стандартов качества, нормативной и технической документации.

quality of ship repair

7 качество отремонтированного судна: Степень соответствия совокупности технических характеристик отремонтированного судна или его элементов требованиям нормативно-технической документации.

quality of repaired ship

8 обменный фонд элементов судов: Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для замены неисправных элементов судна.

Tauschfonds der schiffselemente

exchange fund of ship components

Техническое обслуживание

9 периодическое техническое обслуживание: Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.

10 техническое обслуживание по состоянию: Техническое обслуживание, выполняемое на основе данных о фактическом техническом состоянии элементов судна.

maintenance according to condition

11 регламентное техническое обслуживание (по расписанию): Техническое обслуживание, выполняемое в объеме и с периодичностью, установленными в нормативно-технической документации изготовителя или судовладельца, независимо от технического состояния судна.

Reglementierte schif fsunterhaltung

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

12 техническое обслуживание с периодическим контролем технического состояния: Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической документации периодичностью и объемом, а объем других операций технического обслуживания определяется техническим состоянием элементов судна в момент контроля.

Wartung mit periodischer kontrolle des technischen zustandes

maintenance with periodic control of technical condition

l'entretien le technique de

13 техническое обслуживание с непрерывным контролем технического состояния: Техническое обслуживание, выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния, на основе применения методов и средств технической диагностики.

maintenance with continuous monitoring of the technical condition

Виды ремонта

14 капитальный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

Generalreparatur des schiffs

Примечание - Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

major ship repair

reparation generate du navire

15 средний ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов, ограниченной номенклатуры.

Mittlere reparatur des schiffs

Примечание - Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

average ship repair

reparation moyenne du navire

16 текущий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Laufende reparatur des schiffs

current ship repair

reparation courante du navire

17 заводской ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый на предприятии.

Betriebsreparatur des schiffs

yard ship repair

reparation du navire a l'usine

18 доковый (слиповый) ремонт судна: Ремонт подводной части судна, выполняемый на судоподъемном сооружении.

dock-side ship repair

reparation du navire en dock

19 межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов.

Schiffsreparatur zwischen der reisen

inter-voyage ship repair

reparation du navire entre les traversees

20 поддерживающий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы.

Unterstiitzungs-reparatur des schiffs

support ship repair

reparation supporte'e du navire

21 гарантийный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт.

Garantierte reparatur des schiffs

warranty ship repair

reparation de garantie du navire

22 аварийный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем.

Havarie-reparatur des schiffs

damage ship repair

reparation (du navire) d'avarie

23 восстановительный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием.

Wiederherstellungs-reparatur des schiffs

restoring ship repair

reparation de retablissement

регламентированный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.

Примечание - Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией.

ремонт по техническому состоянию: Плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием изделия.

Reparatur nach technische zustand

repair according to technical condition

reparation d'apres la condition technique

плановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Внедрение и широкое распространение передовых методов технической эксплуатации дизелей связаны с именами лучших механиков, которые первыми применили наиболее рациональные методы работы и ремонта судов и практически доказали возможность повышения эффективности использования еудовой техники. Инициатором движения за сокращение объема зимнего ремонта на основе изучения износов и грамотной эксплуатации судовых механизмов был механик пассажирского теплохода «В. Чкалов» Б. И. Бурлаков. Механик буксирного теплохода «Художник Греков» Ф. Г. Кузнецов обеспечил эксплуатацию судна без заводского ремонта в течение 11 лет, капитан-механик СЗРП М. А. Кравцов доказал на практике возможность работы с совмещением профессий судоводителя и судомеханика на крупнотоннажных грузовых теплоходах, капитан-механик грузового теплохода «Никополь» С. А. Солкин явился инициатором социалистического соревнования за высокую инженерную культуру обслуживания судовой техники.

Высокий уровень теоретической подготовки и практических навыков судовых экипажей, изучение ими передового опыта эксплуатации судов создали предпосылки’для перехода рт внедрения отдельных технических мероприятий к составлению планов научной организации труда ( НОТ ). Инициатором составления судового плана НОТ был экипаж грузового теплохода «Выкса» (капитан-механик Г. С. Малов).

План НОТ направлен на рост производительности труда и снижение себестоимости перевозок. Он предусматривает повышение инженерного уровня эксплуатации механизмов, сокращение простоев в портах, эстетику производства и повышение деловой квалификации членов судового экипажа.

Каждое судно работает в условиях, чем-то отличающихся от других судов. Поэтому передовой опыт эксплуатации требует творческой переработки или корректировки с учетом специфики данного судна. Примером этого служат планы научной организации технической эксплуатации теплоходов «Балтийский 60» (старший механик И. Д. Александров), «Умань» (капитан-механик И. А. Дружаев) и «Метеор 17» (механик В. Д. Лебит).

Экипаж теплохода «Балтийский 60» решил увеличить период эксплуатации судна. Внедрив систему непрерывных технических обслуживаний за всем судовым оборудованием, он довел период эксплуатации судна до 359 сут в год. Техническое обслуживание № 4 выполнялось поочередно для каждого цилиндра двигателя во время стоянок под грузовыми операциями, т. е. без вывода судна из эксплуатации.

Рациональной системой технического обслуживания механизмов и оборудования на теплоходе «Умань» длительное время поддерживалось хорошее техническое состояние судна. Ежегодно на зимний отстой этот теплоход ставился с отремонтированным и подготовленным к будущей навигации механизмами.

При освоении нового типа главного двигателя экипаж теплохода «Метеор 17» разработал и внедрил ряд эксплуатационных и технических мероприятий, позволивших повысить надежность дизеля и его моторесурс.

Коллектив завода имени Ленина пароходства «Волготанкер» и экипажи судов, приписанных к нему, явились инициаторами продления межремонтных периодов судов. Это значительный шаг вперед в борьбе за снижение трудоемкости ремонтных работ и себестоимости перевозок.

Повышение качества ремонта, своевременная подготовка сменных и запасных деталей заводом позволили экипажам судов увеличить продолжительность эксплуатации между текущими ремонтами до двух навигаций с проведением ежегодной осенне-весенней профилактики. Одновременно была увеличена и продолжительность эксплуатации двигателей между средними ремонтами.

Конечная цель НОТ — повышение производительности труда, увеличение объема и снижение себестоимости перевозок — достигается внедрением комплекса мероприятий, охватывающего все области производственной деятельности экипажей.

Комплексный план научной организации труда и технической эксплуатации теплохода, как правило, содержит следующие мероприятия, относящиеся к главным и вспомогательным двигателям:
— обеспечение рабочих мест необходимым инвентарем, материалами, инструментом, средствами механизации и автоматизации, запасными узлами и деталями, контрольно-измерительными приборами и оборудованием теплотехнического контроля;
— рациональное размещение систем, оборудования, инструмента, обеспечивающих оптимальные условия управления и экономное расходование топлива, смазки и других материалов;
— разработка и внедрение оптимальных режимов работы главных двигателей;
— проведение теплотехнического контроля не реже двух раз в месяц, выявление и устранение неисправностей при наличии отклонений параметров работы двигателей от нормативных;
— своевременное и качественное проведение технических обслуживаний силовых установок, систем, электро- и радионавигационного оборудования согласно календарным графикам, своевременный вызов специалистов БПУ ;
— своевременное проведение профилактических осмотров гребных винтов путем дифферентовки или кессонирования, правка винтов при наличии усиленной вибрации с вызовом плавучей станции технической помощи;
— контроль за износами, качественное проведение профилактических мероприятий на основе анализа износов, прогнозирование и разработка рекомендаций по продлению сроков службы основных механизмов, узлов и деталей;
— обеспечение в необходимом количестве сменно-запасными деталями для проведения профилактики и ремонта агрегатно-узловым методом;
— широкое использование газотурбинного топлива или смеси моторного и дизельного топлив, использование высокоэффективных сортов смазочных масел, снижение их удельного расхода.

Понятие о технической эксплуатации. Под технической эксплуатацией понимается комплекс мероприятий по управлению, контролю, обслуживанию и ремонту дизелей.

Техническая эксплуатация судовых дизелей включает:
— техническое использование, обеспечивающее техническую готовность дизелей к эксплуатации по назначению и работу с показателями, предусмотренными техническими условиями на поставку и инструкциями по эксплуатации;
— техническое обслуживание, обеспечивающее исправное техническое состояние дизелей и длительное поддержание в эксплуатации в заданных пределах их технико-эксплуатационных характеристик;
— ремонт, обеспечивающий восстановление до необходимого уровня частично или полностью утраченных в процессе использования технико-эксплуа-тационных характеристик.

Техническая эксплуатация дизелей на речных судах осуществляется судовыми экипажами в соответствии с Правилами обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания и ухода за ними, Правилами технической эксплуатации речного транспорта, руководствами по эксплуатации, техническими условиями на дефектацию и ремонт дизелей и другими нормативными документами.

Успешное выполнение поставленных перед экипажем судна задач возможно только в том случае, если машинный персонал будет хорошо знать конструкцию и правила обслуживания установленных на судне дизелей, своевременно и в полном объеме проводить техническое обслуживание, учитывать влияние эксплуатационных факторов на работу силовой установки, повышать технические знания и совершенствовать навыки.

В современных условиях наибольших производственных успехов в области технической эксплуатации судовых дизелей добиваются экипажи, в совершенстве овладевшие техникой, непрерывно повышающие знания и творчески-применяющие их на практике.

Организация службы машинной команды. Организация службы судового экипажа, внутренний распорядок, права и обязанности его членов определяются Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР .

Во главе экипажа стоит капитан. Заместителем его по технической части является механик судна. Механик ведает силовой установкой и всеми механизмами, обеспечивает их бесперебойную и безаварийную работу, а также выполнение графика движения судна. Непосредственно ему подчинена машинная команда.

Механик обязан:
— распределять работу между членами машинной команды, следить за выполнением ими своих обязанностей, за трудовой дисциплиной, соблюдением правил техники безопасности, инструкций и положений по технической эксплуатации механизмов;
— руководить обслуживанием силовой установки и ремонтно-профилактическими работами, которые производятся силами машинной команды без вывода судна из эксплуатации;
— составлять ведомости на зимний ремонт, обеспечивать высокое качество ремонта судна по графику;
— контролировать ведение судовой технической документации; обеспечивать получение запасных частей, топлива и материалов и следить за рациональным их расходованием;
— предотвращать появление дефектов в механизмах. В случае невозможности устранения дефектов силами машинной команды немедленно сообщать об этом через капитана линейному механику или механику-наставнику;
— обеспечивать выполнение нормативных эксплуатационно-технических показателей судна, регулярно проводить теплотехнический контроль;
— в случае необходимости привлекать работников береговых производственных участков ( БПУ ) к производству ремонтно-профилактических работ;
— организовывать изучение экипажем инструкций и руководств по эксплуатации и техническому обслуживанию судовых механизмов.

Помощники механика (первый, второй и третий) подчинены механику и отвечают за состояние механизмов, закрепленных за ними расписанием по заведованию.

Первый помощник является заместителем механика. Если механик временно отсутствует, его правами пользуется и выполняет обязанности первый помощник. Он ведет инвентарную и материальную отчетность по машинному отделению.

Мотористы подчинены механику и обязаны:
— подготавливать к работе и управлять главными двигателями и вспомогательными механизмами;
— обнаруживать неисправности в работе механизмов и средств автоматизации и принимать меры к их устранению;
— своевременно проводить техническое обслуживание закрепленных за ними механизмов, поддерживать чистоту и порядок на рабочих местах;
— выполнять слесарно-ремонтные работы по указанию механика или старшего по вахте.

На судах, работающих круглосуточно, экипаж распределяется, как правило, на три смены — вахты. Смена, несущая службу, называется вахтенной, сменяющая ее — подвахтенной. Вахту по судну возглавляет вахтенный начальник (капитан или штурман), а вахту по машинно-котельному отделению — старший по вахте (механик или его помощник).

Распределение членов экипажа по вахтам и время смены вахт (расписание вахт) утверждает капитан судна.

При бригадном методе работы время смены вахт устанавливает руководитель предприятия — владелец судна по согласованию с профсоюзной организацией.

Старший по вахте машинно-котельного отделения подчиняется вахтенному начальнику и отвечает за правильное использование механизмов в соответствии с требующимся режимом эксплуатации судна. В его обязанности входит:
— находиться у поста управления машинами, быстро и четко выполнять приказания вахтенного начальника;
— при вступлении на вахту лично убедиться в исправной работе силовой установки и сообщить об этом вахтенному начальнику;
— принимать меры к предупреждению повреждений механизмов, а при обнаружении их приступать к ремонту. В экстренных случаях, когда это требуется для предотвращения аварии, самостоятельно изменять режим работы механизмов с немедленным докладом вахтенному начальнику;
— следить за тем, чтобы члены вахты постоянно были на местах и выполняли свои обязанности;
— вести записи в машинном журнале;
— обеспечивать выполнение вахтенного плана и технических нормативов.

При работе судового экипажа с совмещением профессий обязанности механика возлагаются на капитана-механика, помощника механика — на штурмана-помощника механика, моториста — на рулевого-моториста>, старшего по вахте машинно-котельного отделения — на вахтенного начальника. Такое совмещение профессий называется прямым. Могут быть и другие схемы совмещения профессий.

Организация технического надзора. Техническая эксплуатация судов производится судовыми экипажами.

Руководство технической эксплуатацией осуществляет служба судового хозяйства пароходства ( ССХ ) или механико-судовая служба ( МСС ) управления канала и бассейнового управления пути ( БУП ). Основной задачей этих служб является организация выполнения судами основных технических показателей, повышение технического состояния флота и улучшение его содержания. Данные службы работают в соответствии с государственным планом перевозок и указаниями Минречфлота РСФСР .

В составе ССХ пароходства и МСС БУП а имеются отделы (группы) технического надзора, теплотехники, паспортизации и судоремонта.

Группа технического надзора обеспечивает правильную организацию технической эксплуатации, содержания и обслуживания флота в пароходстве и в его линейных подразделениях в целях выполнения судами эксплуатационно-технических нормативов. Наряду с этим она осуществляет контроль за работой БПУ по техническому обслуживанию флота, организует изучение и распространение передовых методов технической эксплуатации судов, разрабатывает планы повышения их технико-эксплуатационных качеств.

Для лучшей организации работы по техническому надзору самоходный флот делят на группы, которые закрепляют за групповыми инженерами-механиками. Они являются непосредственными руководителями капитанов и механиков по организации технической эксплуатации закрепленных групп судов; обязаны оказывать экипажам практическую помощь по всем техническим вопросам, возникающим во время эксплуатации.

Работу групповых инженеров-механиков по технической части объединяют главные специалисты или механики-наставники, каждый по своей специальности (по однотипным дизелям, по автоматике, по электрооборудованию и т. д.) в зависимости от технической оснащенности судов. Они изучают и распространяют передовые методы технической эксплуатации механизмов, обеспечивают проведение единой технической политики в пределах пароходства, осуществляют «контроль за техническим состоянием оборудования через групповых инженеров-механиков.

Срочный навигационный ремонт и береговое техническое обслуживание организует линейный механик, обслуживающий суда любого пароходства, прибывающие на его участок.

Группа теплотехники состоит из теплотехнических партий, теплотехнических лабораторий и топливной группы. В задачу данной группы входят: проведение теплодинамометрического контроля работы судов и обобщение результатов, разработка мероприятий по сокращению расходов топлива, смазки и затрат на них, разработка нормативов и составление планов потребности в топливе и смазке, контроль состояния дви-жительного хозяйства.

Групппа паспортизации организует составление технических паспортов судов, оформляет регистрацию (приписку) судов в судоходной инспекции, ведет учет технического состояния и баланс флота.

Группа судоремонта разрабатывает планы ремонта и расстановки флота на ремонт, слипования, обеспечивает промышленные предприятия необходимой для этого технической документацией, рассматривает и уточняет сметы на ремонт и модернизацию судов, ведает вопросами организации обменного фонда судовых механизмов.

Техническое и хозяйственное обслуживание транзитных судов осуществляют промышленные предприятия, к которым они приписаны. Эти предприятия должны обеспечивать надлежащее техническое состояние судов путем организации правильной технической эксплуатации и ремонта и своевременно подавать полностью подготовленные и укомплектованные суда пароходству для эксплуатации. Организацией обслуживания судов на промышленных предприятиях занимаются цехи технической эксплуатации флота, в состав которых наряду с другими специалистами входят групповые инженеры-механики и механики-наставники.

Организацией обслуживания судов местного флота, приписанных к портам и пристаням, занимаются отделы технической эксплуатации портов и пристаней через своих групповых инженеров-механиков.

Наряду с техническим надзором, который ведет судовладелец, установлен специальный надзор за флотом со стороны контролирующих организаций (Речного Регистра РСФСР , судоходной инспекции, военизированной охраны, санитарной инспекции, инспекции по охране водных ресурсов и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота).

Речной Регистр РСФСР осуществляет надзор за проектированием, постройкой и техническим состоянием судов через свои линейные инспекции и инженеров-инспекторов.

Технический надзор за судами, совершающими заграничные рейсы, а также плавающими в морских условиях, осуществляют совместно Речной Регистр РСФСР и Регистр СССР в соответствии с договором о взаимном сотрудничестве.

Для усиления технического надзора за содержанием судов на речном флоте введена система инспекторских осмотров, т. е. обязательного осмотра их в период навигации комплексными комиссиями из представителей паро-ходств и Речного Регистра РСФСР . Осмотры производят в соответствии с Положением об инспекторских осмотрах без вывода судна из эксплуатации. Результаты осмотра оформляют актом. Выводы комиссии доводят до сведения судового экипажа.

Ведение технической документации. Все суда должны иметь надлежащим „ образом оформленную судовую документацию.

Документы общесудового назначения хранятся у капитана судна, силовой установки — у механика; они же несут ответственность за сохранность и правильность их ведения.

Важнейшей частью судовой документации является документация по судовой силовой установке. Основным документом, отражающим особенности конструкции, эксплуатации и технического состояния дизеля, служит формуляр. Он содержит технико-экономические характеристики дизеля, рекомендуемые величины зазоров, результаты стендовых испытаний, характеристику материалов, из которых изготовлены ответственные детали, массу наиболее тяжелых из них, сведения о консервации дизеля, перечень штатного инструмента, приспособлений и приборов. В процессе эксплуатации в формуляр заносят сведения о причинах поломок деталей и мерах, принятых для их предупреждения, о количестве проработанных часов, результаты обмера изнашивающихся деталей и данные о заменяемых деталях. Формуляр составляет завод—изготовитель дизеля (для дизеля иностранной постройки — его владелец). При отправке дизеля другому владельцу или в капитальный ремонт вместе с ним передают и формуляр. Ведение в нем записей, касающихся эксплуатации и технических об-служиваний, возложено на механика судна и на ОТК заводов, производящих капитальный ремонт дизеля.

Для ежедневных записей о работе судовых механизмов предназначен машинный журнал. Записи в него на судах, работающих без совмещения профессий, производит старший по вахте машинного отделения. На судах, эксплуатирующихся с совмещением профессий, имеется единый вахтенный журнал. Ведение его возложено на вахтенного начальника.

По силовой установке в единый вахтенный журнал записывают:
— показания контрольно-измерительных приборов;
— сведения о дефектах в работе дизелей и мерах, принятых для их устранения;
— время проведения и объем работ по техническому обслуживанию;
— сведения о замене отработавшего масла;
— время пуска и остановки главных и вспомогательных дизелей;
— сведения о приеме на судно топлива и масла;
— данные о расходе топлива и масла;
— время работы вспомогательных механизмов.

Записи в вахтенном журнале делают чернилами. Ведение двух журналов (чернового и чистового) не допускается.

Механик (капитан-механик) судна составляет ежемесячный отчет о работе силовой установки. Он состоит из отчета по топливу, бланк которого имеется в машинном или едином вахтенном журнале, и отчета о результатах теплотехнического контроля главных двигателей в судовых условиях (или рапорта о работе силовой установки). Отчет по топливу содержит сведения о количестве принятого и израсходованного за месяц топлива и масла и об остатках их на судне по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, о количестве часов, отработанных главными дизелями на разных режимах, о результатах топливоиспользования (экономии или пережоге-топлива по сравнению с нормами), о количестве собранного и вторично использованного масла, а также сведения о расходе запасных деталей. К отчету по топливу прилагают копии квитанций на получение топлива и масла и высылают его на базу, к которой приписано судно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно высылают отчет о результатах теплотехнического контроля или рапорт о работе силовой установки.

Организация технической эксплуатации на судах регламентируется Уставом службы на судах (Уставом), Положением о технической эксплуатации морских и речных судов (ПТЭ), а также инструктивными документами Министерства инфраструктуры и судоходной компании.

Организация службы на судах должна основываться в первую очередь на единоначалии, поэтому Правилами технической эксплуатации морских и речных судов установлена ответственность капитана за техническую эксплуатацию судна. Однако с учетом того, что наиболее квалифицированным специалистом на судне в части технической эксплуатации является старший механик, в ПТЭ указывается, что капитан может передать общее руководство организацией работ по технической эксплуатации судна старшему механику. Такая передача не означает передачу ответственности от капитана.

ПТЭ закрепляют ответственность за техническую эксплуатацию судовых технических средств, систем, приводов и механизмов палубных устройств за старшим механиком. За старшим помощником закрепляется ответственность за техническую эксплуатацию корпуса, судовых корпусных конструкций, закрытий, помещений и палубных устройств судна.

Традиционно на отечественном флоте существует принцип закрепления за отдельными членами экипажа судовых технических средств и конструкций. Под заведованием понимается комплекс механизмов, конструкций корпуса, устройств, систем, снабжения и документации, закрепленных за лицом командного состава судна, несущим полную ответственность за техническую эксплуатацию в целом или за одну из ее частей (техническое использование или ТО). Распределение по заведованиям регламентируется Уставом судоходной компании и уточняется приказом капитана относительно конкретных элементов судна после его приемки.

Практически во всех судоходных компаниях мира существует принцип распределения элементов судна по заведованиям. Однако, во многих компаниях он имеет иную реализацию. А именно, существуют два заведования – старшего механика и старшего помощника, все остальные члены экипажа, в соответствии с Уставом компании, работают под их руководством. Такое распределение заведований объясняется упрощением управления процессами поддержания технического состояния и концентрацией всех необходимых полномочий у наиболее опытных и квалифицированных офицеров. Наиболее часто такая организация встречается при существенно сокращенных экипажах. Одной из причин широкого использования таких форм организации является недостаточное доверие менеджеров компании к уровню компетенции нанимаемых моряков.

Ответственность за техническое использование судна, СК и СТС несет вахтенный персонал.

В настоящее время на судах действуют две формы организации службы: линейная (рисунок 6) и линейно-функциональная (рисунок 7). Согласно линейной форме организации службы во главе экипажа судна стоит капитан, которому подчинены руководители служб: эксплуатации (старший помощник), технической эксплуатации (старший механик), радиотехнической (начальник радиостанции).

Каждому из руководителей служб подчиняются остальные члены экипажа. Так, старшему помощнику подчинены остальные помощники капитана и боцман, которому подчинены остальные рядовые члены службы эксплуатации. Старшему механику подчинены электромеханик и второй механик, руководящий остальными механиками и мотористами.

Рисунок 6 – Линейная структура управления ТЭ судна

Основной признак линейной структуры состоит в полном территориальном разделении функций между руководителями и подчиненными разных служб. Служба эксплуатации осуществляет техническую эксплуатацию включая ТИ, ТО и ремонта корпуса, помещений, устройств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб.

Служба технической эксплуатации осуществляет ТИ, ТО и ремонта всей энергетической установки и палубных механизмов. При этом планированием работ по ТО корпусной части руководит старший помощник, планированием работ по ТО энергетической установки руководит старший механик. Служба ТЭ включает две группы: группу ТЭ судовой энергетической установки (руководитель второй механик) и группу ТЭ электрооборудования (руководитель электромеханик). В число задач службы ТЭ входит обеспечение правильного технического использования СЭУ, а также поддержание её технического состояния.

Рисунок 7 – Линейно-функциональная структура управления ТЭ судна

В службу эксплуатации входит группа ТЭ корпуса, возглавляемая боцманом. Эта группа осуществляет поддержание технического состояния элементов конструкции корпуса и устройств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб. Учет и контроль состояния корпуса, другого перечисленного оборудования осуществляет старший помощник, он же отвечает за его правильное техническое использование.

Рядовые члены группы ТЭ СЭУ в процессе несения вахты подчинены вахтенному механику, а при выполнении ТО – второму механику. Рядовые члены группы ТЭ корпуса при нахождении на вахте подчинены вахтенному помощнику, а в остальное время – боцману.

Такая структура управления эксплуатацией судна, как отмечалось, является традиционной и соответствующей ПТЭ, установивших ответственность за ТЭ корпуса за старшим помощником. Традиционно на отечественном флоте действовала и линейно-функциональная структура управления. Такая структура была введена в связи с тем, что ответственность за техническое состояние всего судна, включая и корпус судна, Уставом службы на судах (1976 г.) была возложена на старшего механика. Введенные в действие ПТЭ (1996 г.) отменили это положение, передав ответственность за техническое состояние старшему помощнику. Следует отметить, что в тех же Правилах указывается на необходимость распределения судоходными компаниями элементов судна по заведованиям. Для выполнения этого требования необходимо внесение соответствующих положений в Правила судоходной компании, а это значит, что для окончательной передачи всех вопросов ТЭ корпуса старпому необходимо решение судоходной компании. Как отмечалось выше, такая передача может быть эффективна в одном случае: обязанность и ответственность передается компетентному лицу.

В то же время, если сравнить минимальные требования по компетентности к старшему механику, с одной стороны, и старшему помощнику – с другой, в существенно предпочтительном положении в части компетенции по ТО и ремонту будет старший механик. В связи с этим во многих компаниях как ранее, так и сейчас действует линейно-функциональная структура управления ТЭ судна. В этом случае ответственность за техническое состояние всего судна и его ТО возлагается на старшего механика (рисунок 7). На старшего помощника возлагается ответственность за ТИ корпуса, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб.

В такой структуре боцман под руководством старшего механика планирует работы по поддержанию технического состояния корпуса, устройств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования. Боцман осуществляет руководство этими работами и подчиняется старшему механику. Кроме того, боцман выделяет матросов для подготовки судна к рейсу, обеспечения вахты на мостике на ходу и у трапа на стоянке. Таким образом, за техническое обслуживание заведования боцмана отвечает кроме него старший механик, а за его техническое использование – старший помощник.

Ввиду того, что ТО и ТИ являются подсистемами ТЭ, исходя из линейно-функциональной структуры управления ТЭ судна, старший механик является функциональным руководителем по всем вопросам ТО судна и всем вопросам ТЭ СЭУ. Старший помощник является функциональным руководителем по всем вопросам ТИ корпуса судна, устройств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб.

Служба ТЭ судна обеспечивает техническую эксплуатацию судна в целом и поддержание его технического состояния. Общее руководство осуществляет старший механик, являющийся заместителем капитана по вопросам ТЭ. На него возложены ответственность за планирование и выполнение работ по ТО судна, рациональное расходование средств и СЗЧ, материально-техническое снабжение и ремонт, правильное ведение всей судовой документации по ТЭ, техническое состояние судна, составление ведомостей на ремонт судна. Старший механик по согласованию с капитаном устанавливает состав и численность службы ТЭ раздельно для ходового и стояночного режимов работы судна.

Старший помощник ведет учет технического состояния корпуса и устройств, готовит ремонтные ведомости по корпусной части, участвует в приеме работ по ТО и ремонту, предъявляет корпус судна и устройства освидетельствованию Регистром.

Основная цель создания на судах службы технической эксплуатации состоит в концентрации всех сил, осуществляющих поддержание технического состояния всего судна под одним функциональным начальником – старшим механиком. Такая структура особенно эффективна, в случае совмещения профессий рядового состава, так как значительно упрощается перемещение работников с палубы в машину и обратно, в зависимости от условий плавания и технической необходимости. Однако, в соответствии с требованиями ПДМНВ-78/95, у каждого моряка должен быть диплом, подтверждающий его компетентность и позволяющий ему занимать соответствующую должность. В то же время в конвенции отсутствуют требования к компетенции моряка, совмещающего должности вахтенного матроса и вахтенного моториста, а это приводит к необходимости наличия у моряка двух дипломов, если судоходная компания использует его труд на палубе и в машине.

Независимо от структуры управления, принятой в компании, при распределении СК и СТС по заведованиям обычно придерживаются традиционного деления, излагаемого в уставах судоходных компаний. Так, за 2-м механиком закреплено машинное отделение (МО) как часть корпуса судна, румпельное помещение, а также главный двигатель с системами, валопровод, дейдвудное устройство, винт, все балластные и водоотливные системы, системы пожаротушения, аварийно-спасательное оборудование МО, рулевая машина, холодильная установка и установка кондиционирования воздуха.

В заведование 3-го механика теплохода входят вспомогательные и аварийные двигатели, воздушные компрессоры, воздухохранители, топливная система. На паровых судах в его заведовании находится котельная установка с ее системами, опреснительная установка, система обогрева танков и помещений.

За 4-м механиком закрепляются палубные механизмы, вспомогательный и утилизационный котлы с их системами, общесудовые системы, опреснительная установка, система обогрева помещений и танков, установка биологической обработки сточных вод.

В заведование электромеханика входят все судовое электрооборудование, электрическая часть систем автоматизации и защиты, средства внутрисудовой связи, источники питания электрорадионавигационных устройств.

За 2-м помощником капитана обычно закреплены грузовые устройства и внутритрюмное оборудование, включая вентиляцию и механизацию. В заведовании 3-го помощника находятся штурманские, навигационные и гидрометеорологические приборы, морские карты, штурманские руководства, радионавигационные приборы.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ

Директор института В.Г.Фомин

Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин

УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1. Гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2. Инспекторский осмотр судна - проверка содержания судна специалистами судовладельца.

2.3. Испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4. Оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5. Освидетельствование судна - определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна - элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7. Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8. Техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9. Техническое обслуживание судна - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10. Эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.1. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

- безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

- безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

- сохранность перевозимых грузов;

- заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

- постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

- предотвращение загрязнения окружающей среды;

- соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов

Техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4.1. Задачи и функции судовладельца

4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4. Организация освидетельствования судов.

4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.

4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4. Члены экипажа должны:

4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания - старшего механика.

4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3. проверить наличие снабжения;

4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

4.3. Техническое использование судов

Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: