Отношения между государством и гражданами

Обновлено: 08.05.2024

Взаимоотношения человека и государства юридически оформляются как гражданство.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод личности.

Гражданство можно рассматривать как особого рода правоотношения, субъектами которых выступают гражданин и государство.

Личность, имеющая гражданство, вправе требовать от других граждан, органов государства, лиц, находящихся на государственных должностях, соблюдения своих прав и свобод, их охраны и защиты.

Главным документом государства является Конституция РФ, которая определяет основные принципы гражданства Российской Федерации:

  • единство;
  • равенство;
  • обладание всеми правами, свободами и обязанностями на территории РФ;
  • невозможность лишения или изменения гражданства;
  • защита граждан России за рубежом;
  • невозможность высылки или выдачи другому государству.

Конституция дает право иметь гражданство другого государства, данная возможность реализуется гражданином на основании ФЗ и международного договора РФ.

В Конституции закреплен еще один важный принцип, в соответствии с которым граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, пользуются правами и несут обязанности, как и граждане, кроме случаев, учтенных в законодательстве и международном договоре.

Понятие «каждый» в Конституции трактуется как обобщение, указывающее на то, что права и обязанности имеются как у граждан, так и неграждан РФ. В соответствии с основным документом, например, каждый имеет право требовать неприкосновенности личности и частной жизни.

Большинство прав принадлежит гражданам РФ. Статья 33 Конституции гласит о том, что граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в гос. органы и органы местного самоуправления.

Если совершено правонарушение или преступление гражданин несет ответственность по законам своего государства. Для иностранных граждан существуют другие правила.

Человек и государство признаются равноправными субъектами, которые имеют взаимную ответственность.

Термины «права» и «свободы» очень близки по значению. Это возможность человека совершать определенные действия, не противоречащие законам государства. Например, право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательства, а право на достойные условия труда в виде свободы общественных объединений. Если говорить о различиях между этими понятиями, то свобода – это отсутствие ограничений, а право – это наличие механизма реализации. Свобода дает автономию личности, например, свобода выбора религии.

Права человека и гражданина

Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют стержень статуса личности с точки зрения права.

Это права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он является человеком, членом сообщества людей. Права человека возникли с появлением необходимости обеспечения общих условий существования людей. Они являются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности человека и общества в целом. Данные права принадлежат каждому независимо от гражданства, они естественны и имеют неотчуждаемый характер.

Если права человека осуществляются свободно, гражданское общество имеет высокое развитие.

Права человека официально закреплены во внегосударственных документах: декларациях, международных пактах. Основные права и свободы находятся за пределами внутренней компетенции государств. Человек может использовать национальные механизмы, защищая свои права, направлять обращения в международные органы, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри государства.

В России существует институт права, который контролирует соблюдение прав и свобод – Уполномоченный по правам человека. Все правовые нормы этого института определены ФЗ.

Уполномоченный по правам человека – правовой институт, учрежденный в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами на местах и должностными лицами.

Изменения в обществе по-новому наполняют понятие свободы личности, влияют на ценностные ориентиры человека. В 1991 году была принята Декларация, которая стала базовым документом для всего законодательства, касающегося личности, и органичной частью Конституции РФ.

Права и свободы являются высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются государством в соответствии с принципами, которые признаны во всем мире, международными нормами и Конституцией РФ. Все основные права и свободы принадлежат человеку от рождения.

Понятия «человек» и «гражданин», которые используются в основном документе страны, различаются по содержанию.

На территории государства находятся не только его граждане, но и иностранцы, лица, не имеющие гражданства. В отношении них употребляется термин «человек», и речь идет об основных правах и свободах. Правовое положение иностранцев определяется национальными законами государства местонахождения и международными договорами.

У «гражданина» гораздо больший объем прав, политическими правами обладает только гражданин государства. Сюда же относится обязанность нести военную службу, защищать отечество.

В Конституции перечисляются права и обязанности граждан России, а также формы и средства их защиты. Все другие права основаны на конституционных правах и свободах. Права условно разделены на три основных группы.

Следует отметить, что все классификации прав носят условный характер, так как одно и то же право может быть отнесено к разным группам, например, личное право может быть еще и политическим, и относится к свободе художественного творчества.

Личные права

Права и свободы личного характера не привязаны к гражданству. Они являются фундаментом свободы, защищают личное пространство человека от вмешательства извне. Статьи 20-29 Конституции определяют их. К личным правам относятся:

Все личные права тесно связаны с естественным правом человека и выражают гуманистические основы жизни общества.

Особенностью личных прав является то, что они являются общими для всех людей независимо от государственной принадлежности, они не отчуждаются и принадлежат человеку от рождения, обеспечивают жизнедеятельность человека, его свободу и достоинство.

Статьи Конституции, касающиеся личных прав, отличаются декларативностью, носят общезакрепительный, программный характер, а механизм реализации этих прав обеспечивают федеральные законы.

Политические права

Данные права напрямую связаны с гражданством государства. Это зафиксировано в Конституции. Личные права касаются каждого человека, а политические адресованы гражданам государства. При помощи политических прав личность включается в государственную жизнь, в управление делами страны. Политические права призваны укрепить связь человека с государством, способствовать тому, чтобы человек был активен в политической сфере. В статьях 31-33 Конституции определены политические права и свободы. К ним относятся:

  • свобода слова, право на объединение в общественных организациях, право на митинги, демонстрации, шествия;
  • право право избирать и быть избранным;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на участие в отправлении правосудия;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Участвовать в управлении государственными делами человек может в различных формах, лично или через представителей. Граждане могут участвовать в референдумах, всенародных голосованиях, в выборах и пр.

Особенностью политических прав является, то, что они могут быть реализованы как коллективно, так и индивидуально и признаются государством наравне с личными правами.

Экономические, социальные и культурные права

Реализация данных прав позволяет обеспечивать человеку достойный уровень жизни, защищаться от экономического произвола, овладевать культурными ценностями общества. Сюда относятся:

  • право на предпринимательскую деятельность;
  • право частной собственности;
  • право распоряжаться своими способностями к труду;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на охрану здоровья и мед. помощь;
  • право на образование;
  • право на свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания;
  • право на благоприятную окружающую среду.

Другим видом классификации прав является деление прав на абсолютные и относительные.

Абсолютные права – личные права человека, ограничение или приостановление которых приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности и не допускается в государствах с демократическим строем.

Относительные права – права, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае ЧП или военного положения.

Государство предъявляет требования к личности, эти требования выражаются в форме юридических обязанностей. К таким обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и законов страны;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • забота о детях и престарелых родителях;
  • забота об исторических и культурных памятниках;
  • охрана окружающей среды;
  • получение основного образования.

Взаимная ответственность государства и личности

Между государством и личностью существуют правоотношения. Государство в лице его органов является гарантом осуществления прав, свобод и интересов граждан. Государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями органов гос. власти или должностных лиц в результате издания правового акта, не соответствующего законодательству, в результате незаконного осуждения или наложения административного взыскания. Такой вред возмещается из казны РФ или из казны субъекта РФ, МО в полном объеме.

Если гражданин совершил противоправное деяние, к нему применяются меры уголовной или административной ответственности.

Гражданин и государство являются носителями взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, на этой основе строится юридическая ответственность сторон.

Взаимоотношения человека и государства юридически оформляются как гражданство.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод личности.

Гражданство можно рассматривать как особого рода правоотношения, субъектами которых выступают гражданин и государство.

Личность, имеющая гражданство, вправе требовать от других граждан, органов государства, лиц, находящихся на государственных должностях, соблюдения своих прав и свобод, их охраны и защиты.

Главным документом государства является Конституция РФ, которая определяет основные принципы гражданства Российской Федерации:

  • единство;
  • равенство;
  • обладание всеми правами, свободами и обязанностями на территории РФ;
  • невозможность лишения или изменения гражданства;
  • защита граждан России за рубежом;
  • невозможность высылки или выдачи другому государству.

Конституция дает право иметь гражданство другого государства, данная возможность реализуется гражданином на основании ФЗ и международного договора РФ.

В Конституции закреплен еще один важный принцип, в соответствии с которым граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, пользуются правами и несут обязанности, как и граждане, кроме случаев, учтенных в законодательстве и международном договоре.

Понятие «каждый» в Конституции трактуется как обобщение, указывающее на то, что права и обязанности имеются как у граждан, так и неграждан РФ. В соответствии с основным документом, например, каждый имеет право требовать неприкосновенности личности и частной жизни.

Большинство прав принадлежит гражданам РФ. Статья 33 Конституции гласит о том, что граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в гос. органы и органы местного самоуправления.

Если совершено правонарушение или преступление гражданин несет ответственность по законам своего государства. Для иностранных граждан существуют другие правила.

Человек и государство признаются равноправными субъектами, которые имеют взаимную ответственность.

Термины «права» и «свободы» очень близки по значению. Это возможность человека совершать определенные действия, не противоречащие законам государства. Например, право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательства, а право на достойные условия труда в виде свободы общественных объединений. Если говорить о различиях между этими понятиями, то свобода – это отсутствие ограничений, а право – это наличие механизма реализации. Свобода дает автономию личности, например, свобода выбора религии.

Права человека и гражданина

Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют стержень статуса личности с точки зрения права.

Это права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он является человеком, членом сообщества людей. Права человека возникли с появлением необходимости обеспечения общих условий существования людей. Они являются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности человека и общества в целом. Данные права принадлежат каждому независимо от гражданства, они естественны и имеют неотчуждаемый характер.

Если права человека осуществляются свободно, гражданское общество имеет высокое развитие.

Права человека официально закреплены во внегосударственных документах: декларациях, международных пактах. Основные права и свободы находятся за пределами внутренней компетенции государств. Человек может использовать национальные механизмы, защищая свои права, направлять обращения в международные органы, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри государства.

В России существует институт права, который контролирует соблюдение прав и свобод – Уполномоченный по правам человека. Все правовые нормы этого института определены ФЗ.

Уполномоченный по правам человека – правовой институт, учрежденный в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами на местах и должностными лицами.

Изменения в обществе по-новому наполняют понятие свободы личности, влияют на ценностные ориентиры человека. В 1991 году была принята Декларация, которая стала базовым документом для всего законодательства, касающегося личности, и органичной частью Конституции РФ.

Права и свободы являются высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются государством в соответствии с принципами, которые признаны во всем мире, международными нормами и Конституцией РФ. Все основные права и свободы принадлежат человеку от рождения.

Понятия «человек» и «гражданин», которые используются в основном документе страны, различаются по содержанию.

На территории государства находятся не только его граждане, но и иностранцы, лица, не имеющие гражданства. В отношении них употребляется термин «человек», и речь идет об основных правах и свободах. Правовое положение иностранцев определяется национальными законами государства местонахождения и международными договорами.

У «гражданина» гораздо больший объем прав, политическими правами обладает только гражданин государства. Сюда же относится обязанность нести военную службу, защищать отечество.

В Конституции перечисляются права и обязанности граждан России, а также формы и средства их защиты. Все другие права основаны на конституционных правах и свободах. Права условно разделены на три основных группы.

Следует отметить, что все классификации прав носят условный характер, так как одно и то же право может быть отнесено к разным группам, например, личное право может быть еще и политическим, и относится к свободе художественного творчества.

Личные права

Права и свободы личного характера не привязаны к гражданству. Они являются фундаментом свободы, защищают личное пространство человека от вмешательства извне. Статьи 20-29 Конституции определяют их. К личным правам относятся:

Все личные права тесно связаны с естественным правом человека и выражают гуманистические основы жизни общества.

Особенностью личных прав является то, что они являются общими для всех людей независимо от государственной принадлежности, они не отчуждаются и принадлежат человеку от рождения, обеспечивают жизнедеятельность человека, его свободу и достоинство.

Статьи Конституции, касающиеся личных прав, отличаются декларативностью, носят общезакрепительный, программный характер, а механизм реализации этих прав обеспечивают федеральные законы.

Политические права

Данные права напрямую связаны с гражданством государства. Это зафиксировано в Конституции. Личные права касаются каждого человека, а политические адресованы гражданам государства. При помощи политических прав личность включается в государственную жизнь, в управление делами страны. Политические права призваны укрепить связь человека с государством, способствовать тому, чтобы человек был активен в политической сфере. В статьях 31-33 Конституции определены политические права и свободы. К ним относятся:

  • свобода слова, право на объединение в общественных организациях, право на митинги, демонстрации, шествия;
  • право право избирать и быть избранным;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на участие в отправлении правосудия;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Участвовать в управлении государственными делами человек может в различных формах, лично или через представителей. Граждане могут участвовать в референдумах, всенародных голосованиях, в выборах и пр.

Особенностью политических прав является, то, что они могут быть реализованы как коллективно, так и индивидуально и признаются государством наравне с личными правами.

Экономические, социальные и культурные права

Реализация данных прав позволяет обеспечивать человеку достойный уровень жизни, защищаться от экономического произвола, овладевать культурными ценностями общества. Сюда относятся:

  • право на предпринимательскую деятельность;
  • право частной собственности;
  • право распоряжаться своими способностями к труду;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на охрану здоровья и мед. помощь;
  • право на образование;
  • право на свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания;
  • право на благоприятную окружающую среду.

Другим видом классификации прав является деление прав на абсолютные и относительные.

Абсолютные права – личные права человека, ограничение или приостановление которых приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности и не допускается в государствах с демократическим строем.

Относительные права – права, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае ЧП или военного положения.

Государство предъявляет требования к личности, эти требования выражаются в форме юридических обязанностей. К таким обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и законов страны;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • забота о детях и престарелых родителях;
  • забота об исторических и культурных памятниках;
  • охрана окружающей среды;
  • получение основного образования.

Взаимная ответственность государства и личности

Между государством и личностью существуют правоотношения. Государство в лице его органов является гарантом осуществления прав, свобод и интересов граждан. Государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями органов гос. власти или должностных лиц в результате издания правового акта, не соответствующего законодательству, в результате незаконного осуждения или наложения административного взыскания. Такой вред возмещается из казны РФ или из казны субъекта РФ, МО в полном объеме.

Если гражданин совершил противоправное деяние, к нему применяются меры уголовной или административной ответственности.

Гражданин и государство являются носителями взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, на этой основе строится юридическая ответственность сторон.

Личность и государство – взаимообусловливающие явления, существующие в неразрывном единстве.

Личность – обладатель (носитель) прав, свобод и обязанностей, имеет возможность как непосредственно, так и через социальные институты влиять на государство. Так, личность посредством выборов участвует в формировании законодательных (представительных) органов государственной власти, обладает возможностью обжаловать действия и решения должностных лиц, нарушающих права личности, в судебном и ином порядке.

Государство также имеет большие юридические возможности влиять на личность. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», - закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Взаимная ответственность государства и личности – необходимый показатель их взаимодействия. Этот принцип выражает правовые и нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти, и конкретным гражданином. Это, в частности, проявляется в следующем.

1. В соответствии со статьей 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим предопределяется обязанность государства (ответственность) возместить причиненный вред в связи с наличием такого основания ответственности, как незаконные действия (или бездействие) соответствующих государственных органов (должностных лиц).

2. Статья 1069 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность государства возместить вред гражданину, если таковой был причинен в результате незаконных действий, либо бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа самоуправления.

3. Согласно ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу или незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, такой вред возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Следовательно, государство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб вне зависимости от причины нарушения прав гражданина.

Обязательность закона для государственной власти во взаимоотношениях с личностью проявляется и в фактах возложения дисциплинарной или уголовной ответственности на должностных лиц за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. При совершении гражданином противоправного деяния к нему применяются меры юридической ответственности, соответствующие тяжести совершенного правонарушения, либо правовосстановительные средства компенсационного характера.

Таким образом, гражданин и государство – носители взаимных обязательств, прав и обязанностей, в соответствии с которыми может строиться их взаимная юридическая ответственность.

Как видим, теория государства и права рассматривает лишь некоторые самые общие положения, характеризующие взаимодействие государства и личности. Основное ключевое звено такого взаимодействия – обеспечение необходимых условий для правильной нормальной жизнедеятельности общества. Для этого каждая из сторон рассматриваемого отношения («государство - личность») должна строить свои действия на основе права, принципа законности, ориентации на ценности демократического общества.

Контрольные вопросы по теме

1. Что означает понятие личность? Какова структура личности?

2. Как соотносятся понятия человек, личность, индивид?

3. В связи с чем в научной литературе утверждается, что личность формируется на определенном этапе исторического развития?

4. Почему категория «личность» имеет для правоведения исходно-ключевое значение?

5. Какие юридические понятия способствуют раскрытию связи личности и права?

6. Объясните смысл понятий «гражданин», «гражданство».

7. Назовите основные источники международного права, которые были положены в основу Декларации прав человека и гражданина, принятой в России в 1991 г.

8. Дайте определение правового статуса личности.

9. Назовите структуру правового статуса личности.

10. Раскройте конституционные принципы правового статуса личности.

11. Какие существуют виды правового статуса личности в зависимости от сферы их распространения по субъектам права?

12. Что означают личные конституционные права в РФ?

13. Назовите политические права и свободы, раскройте их содержание

14. Раскройте особенности экономических, социальных и культурных прав и свобод в РФ?

15. Что означает и в чем проявляется взаимная ответственность государства и личности?

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

Это обусловило существование двух основных подходов к соотношению категорий «государство» и «личность»:

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Итак, отношения личности и государства можно описать словом «многоаспектность», «многоплановость». Государство, с одной стороны, предоставляет различные права и свободы личности, с другой стороны, сдерживает их посредством норм права, тем самым предотвращая хаос, беззаконие, вседозволенность и сохраняя при этом коллективное благо, общественный и национальный вес.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: