Особенности земской и судебной контрреформы

Обновлено: 01.05.2024

Предпосылки и причины процессов либеральных реформ и реакционных контрреформ

Реформы Александра II

Контрреформы Александра III

Кризис российского крепостнического феодализма.

Стремление к сохранению незыблемости основ российского самодержавия.

Промышленная отсталость от Европы.

Необходимость промышленной модернизации.

Поражение в Крымской войне из-за военно-технической отсталости.

Необходимость сдерживания внешнеполитических соперников.

Рост социального напряжения в стране.

«Мягкотелость» правления царя Освободителя способствовали росту революционного террора.

Сущность реформ (1855 – 1881 гг.) и контрреформ (1881 – 1894 гг.)

Обусловленность реформирования и последующего за ним процесса контрреформ является особенностью истории государства Российского XIX века. Преемственная связь двух противоречивых явлений создала обстановку обострения классовой борьбы, возникновения и развития революционной ситуации.

Реформы Александра II

Контрреформы Александра III

19 февраля 1861 года – начало Великой Крестьянской реформы в России. Ликвидация крепостной зависимости крестьян, с наделением их землей за выкуп. Временное сохранение временнообязанного состояния.

Отменена подушная подать (1882 г.), прекращено временнообязанное состояние (1883 г.). Введен институт земских начальников и приостановлен процесс разрушения общины (1893 г.).

Реформы органов местного самоуправления: земская (1864 г.), городская (1870 г.). Всероссийское совещание земств (проект Лорис-Меликова).

Ограничение реальных полномочий земских и городских органов самоуправления (1890, 1892 гг.). Издание Манифеста о незыблемости самодержавия (1881 г.). Закрытие проекта о Всероссийском земском совещании (1882 г.).

Реформирование суда и судопроизводства (1864 г.). Введение суда присяжных и состязательности на судебных процессах.

Принятие положения о чрезвычайной и усиленной охране. Политические дела изымались из ведения суда присяжных.

Военное реформирование (1874 г.). Ликвидация рекрутской повинности и создание мобилизационного резерва. Создание системы военных округов.

Увеличение сроков службы для обладателей среднего и высшего образования, а также для вольноопределяющихся.

Либерализация (1863 г.) университетского устава, дававшая возможность широкой автономии для высших учебных заведений.

Введение нового (1884 г.) университетского устава существенно ограничивало автономию высших учебных заведений.

Либерализация (1864-1871 гг.) образовательного процесса начального и среднего уровней.

Ограничительные указы в получении образования некоторых неблагородных слоев населения («кухаркины дети»).

Реформирование издательского процесса. Смягчение правил цензурирования и появление элементов «гласности».

Закрытие целого ряда печатных изданий, ужесточение регламента цензуры.

Либеральные реформы открыли возможности для появления и развития различных политических движений (в т. ч. радикальных).

Контрреформы перекрыли возможности развития открытых оппозиционных общественно-политических движений. На зачищенном политическом пространстве начали появляться нелегальные (марксистские) организации.

Историческое значение реформаторской эпохи «царя – освободителя» и режима контрреформ «царя – миротворца».

Реформы Александра II

Контрреформы Александра III

Время правления императора Александра II

ознаменовано Великими реформами, отразившимися в либерализации всех сфер общественной жизни: политической, экономической, социальной и духовной.

Курс контрреформ императора Александра III

был направлен на восстановление расшатавшихся устоев самодержавия и возврат к принципам консерватизма в политической, социальной и духовной сферах.

Либеральные реформы Александра раскрепостили низы и тем самым расшатали основы абсолютной монархии. Попытка Александра путем контрреформ вернуть государство в дореформенное состояние через «закручивание гаек» привело к предсказуемым революционным потрясениям.

В советской и современной историографической науке период правления императора Российской империи Александра III (1881-1894 гг.) принято называть временем контрреформ (приставка «контр» – противопоставление).

Характерными особенностями его стали отклонения от либерального и во многом новаторского курса отца Александра III – императора Александра II, и возвращение к самодержавному строю. Император всячески укреплял собственную власть и придерживался консервативных ценностей, из-за чего получил поддержку у большей части дворянского сословия страны.

Причины контрреформ

Александр II был реформатором, он попытался решить крестьянский вопрос, провёл ряд реформ в образовательной, военной и земской сферах. Но решения его популярностью среди дворян не пользовались, поскольку ущемляли их интересы.

Недовольные нашлись и среди податного населения. Это привело к трагическим последствиям, и прежде всего, к кончине Александра II, ставшей результатом террористического акта. Наследник престола, новый император Александр III решил не продолжать курс, выбранный его отцом. Своё правление он начал с проведения контрреформ и возвращения к самодержавной политике своих предков. Причиной этого послужили:

боязнь революции (Европу продолжали сотрясать последствия революций 1845 -1849 гг.);

вольнодумство, распространившееся в студенческой среде (император не желал взращивать будущих революционеров, могущих поколебать его власть);

популярность просветительских и либеральных идей, в том числе и среди дворян;

слабость позиции дворянства (являвшееся опорой царской власти дворянство значительно измельчало, что ослабляло саму власть).

Власть не желала и не была готова к изменениям, поэтому всячески старалась им воспрепятствовать. Император провозгласил себя самодержцем, защитником традиций и основ российского общества, противником либерализации и приверженцем старого сословного слоя.

Направление контрреформ и их суть

Контрреформы коснулись следующих сфер и сословий русского общества:

Крестьяне. После реформы 1861 г., отменившей крепостное право, многие крестьяне покинули помещичьи владения, что уменьшило доходы дворян. Желая укрепить патриархальный строй на селе, императорская власть всячески препятствовала освобождению крепостных. В правление Александра III крестьянин не мог уйти от помещика, не выкупив землю. Если у крестьянина денег не было, он должен был остаться в поместье или же обратиться за помощью к созданному в 1882 г. Крестьянскому банку, а значит, взвалить на себя бремя по возврату взятой на покупку земли суды вместе с процентами. Это было невыгодно. Кроме того, власти препятствовали переезду крестьян в город. За возможность покинуть общину конкретным лицом, должно было проголосовать до 2/3 сельского схода, что было почти невозможно. Права участвовать в выборах глав земств крестьяне не получили.

Дворяне (помещики). В 1885 г. по приказу императора создают Дворянский банк. Цель его – поддержать дворян, заставить их вернуться к управлению заброшенными после крестьянской реформы 1861 г. поместьями.

Земства. Губернаторы получили власть над земствами, права которых были значительно урезаны. С 1889 г. земских начальников назначают из числа местных дворян, получивших судебные и административные функции (1890 – Положение о земствах). Начальник земства выбирал волостное правление, отменял и утверждал решения суда волости, мог оштрафовать крестьянина и даже арестовать его на срок до 7 суток. Несмотря на то, что органы земского управления были выборными и по факту всесословными, простые крестьяне участвовать в принятии решении права не имели.

Образование. Университеты закрыли свои двери для людей не благородного происхождения. Получить образование по новым правилам не могли женщины, евреи и представители низших сословий. Любые собрания и объединения студентов были запрещены, ликвидирован Студенческий суд. Младшую школу контролировал Священный синод. В 1884 г. был принят новый Устав, отменивший автономию Университетов, власти получили право назначать и снимать с должностей университетское начальство, преподавателей, определять программу обучения.

Суд. Правительство отказалось от системы мировых судей (выборного мирового судью заменил человек, назначенный земским начальником), зависимость суда от властей усилилась, в присяжные приглашают менее компетентных людей. Судебные заседания стали закрытыми, запрещалось печатать информацию о происходящем на суде в газетах, нарушался принцип гласности и разделения властей. Несовершеннолетние из зала суда изгонялись, а значит, не могли свидетельствовать по делам. В сложных случаях рассмотрением дела занималась Судебная палата.

Печатные издания. Вводится строжайшая цензура, учреждается специальная Верховная комиссия, состоящая из министров внутренних дел, юстиции и обер-прокурора. Члены комиссии могли закрыть газету или журнал, запретить печатать конкретную статью.

Контрреформы проводились под контролем самого императора, а также министра внутренних дел Лорис-Меликова, обер-прокурора Священного синода — К.П. Победоносцева и члена Государственного совета, министра просвещения и шефа жандармов Д.А. Толстого.

Плюсы и минусы в разных сферах

О положительных и отрицательных сторонах проведённых контрреформ смотрим в таблице:

Вторая половина XIX столетия — время правления двух российских императоров: Александра II и Александра III. С именем Александра II связано проведение крупномасштабных либеральных реформ, последствия которых попытался ликвидировать его сын своими контрреформами.

Причины реформ

Главной причиной преобразовательной деятельности Александра II стала отсталость страны, ярко проявившаяся в неудачной Крымской войне. Существенно тормозило дальнейшее развитие страны крепостное право, поэтому его отмена стала первоочередной задачей императора.

Манифест 1861 г.

«Положения» Манифеста были направлены на постепенную отмену крепостного права. До окончательного выкупа на волю крестьяне получали статус «временнообязанных». Они по-прежнему продолжали нести повинности перед помещиками (оброк и барщину).

Государство устанавливало норму для крестьянского надела при выкупе. В случае превышения нормы помещик мог «отрезать» землю в свою пользу. Земля давалась не в личную, а в общинную собственность. Крестьяне не имели права самостоятельно распоряжаться своим наделом.

Сумма выкупа делилась на две части:

  • 75-80% платило помещику государство в виде ссуды крестьянину;
  • 20-25% крестьянин выплачивал самостоятельно.

Ссуда крестьянам (6% в год) называлась выкупными платежами. Эти платежи растянулись на полвека и принесли казне большую прибыль.

При сохранении экономической зависимости крестьяне становились лично свободными и получали права:

  • выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • открывать собственное дело;
  • переходить в другие сословия и т. д.

Реформа самоуправления

В 1864 г. вводился институт земского самоуправления. Выборы в новые органы проводились по трем куриям: землевладельцев, горожан и выборных от крестьян. Преимущественными правами пользовались дворяне.

Земства занимались только местными вопросами:

В 1870 г. учреждались органы самоуправления в городах — городские думы. В их компетенции также находились только местные проблемы:

  • благоустройство;
  • городская торговля и промышленность;
  • здравоохранение и т. д.

Любое решение земств и городских дум могло быть приостановлено распоряжением губернатора.

Судебная реформа

В 1864 г. в России вводились новые судебные уставы, которые вобрали в себя самые передовые достижения западного судопроизводства:

  • бессословность;
  • несменяемость судей;
  • состязательность процессов;
  • учреждение институтов присяжных заседателей и адвокатов.

Реформы образования и печати

В 1864 г. частным лицам было разрешено открывать начальные школы. Вместе с этим вводился принцип сословного равенства в среднем образовании.

Большое значение имело учреждение нового Университетского устава (1863 г.), который даровал широкую автономию университетам:

  • самостоятельное решение научных, финансовых и других вопросов;
  • выборность учебных должностей.

В 1865 г. были значительно смягчены цензурные требования для московских и петербургских изданий.

Реформы в армии

Масштабные военные преобразования начались в 1862 г. и выразились в следующим мерах:

  • сокращении службы с 25 до 15 лет;
  • запрете физических наказаний;
  • учреждении нового военно-административного деления (15 округов).

Одновременно шло активное перевооружение российской армии.

Давно назревшей, основополагающей военной реформой явилась замена рекрутского сбора на всеобщую воинскую повинность (1874 г.).

Контрреформы

Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» (1881 г.) означал, что с либеральным курсом покончено. Внутренняя политика нового императора приняла ярко выраженный характер контрреформ.

Просвещение

В 1882 г. появились новые «Временные правила» для печати, устанавливающие жесткий надзор за периодическими изданиями.

В 1887 г. специальный циркуляр запретил принимать в средние учебные заведения (гимназии) детей низших сословий.

В 1884 г. была практически ликвидирована университетская автономия.

Аграрный вопрос

Для смягчения аграрного вопроса были приняты некоторые положительные меры:

  • перевод всех крестьян на обязательный выкуп;
  • снижение выкупных платежей.

При этом правительство больше заботилось о поддержке помещиков и стремилось сохранить общину в деревне.

Вернуть господство дворян в деревне был призван институт земских начальников (1889 г.), которые назначались правительством из дворян. Фактически земские начальники получили неограниченные полномочия.

Контрреформы местного управления и суда

В начале 90-х гг. были урезан бессословный принцип в земствах и существенно ограничены избирательные права горожан на выборах в думы. Благодаря этому резко возросло число помещиков в органах местного самоуправления.

В 1881 г. политические дела были изъяты из общего судопроизводства. В 1889 г. присяжные заседатели исключались из рассмотрения целого ряда дел.

Александр III намеревался полностью пересмотреть судебные уставы 1864 г., но под давлением общественности отказался от этой идеи.

Реформы Александра II, несмотря на всю их ограниченность, дали мощный толчок развитию России. При этом они не затрагивали дворянских привилегий и не нарушали общий сословный принцип.

Сохранение многих пережитков создавало условия для «шага назад». Это проявилось в контрреформах Александра III. Полностью реализовать реакционные планы все же не удалось, так как правительству приходилось считаться с изменившейся социально-политической ситуацией в стране.

Обстановка в стране конца 19 века описана четко и конкретно. Великая страна, ведущий импортер сырья, а в глубинке практически аборигены живут. И чем ситуация в России конца 19 века отличается от ситуации России начала 21 века?

Высоко ценимая либералами Крестьянская реформа хромала на «обе ноги». Она не закрыла феодализм в деревне, не решила социальные проблемы крестьян и не привела к мощному росту сельского хозяйства. Если бы не разгрузили перенаселенный центр и Черноземье в Новороссию и Сибирь, то взрыв был бы неизбежен.

Проблема пореформенной России, кажется, состояла в том, что приоритеты развития капиталистической экономики вытеснялись на окраины, оставляя крупнейшим русским землевладельцам возможности получать сверхдоходы по старой схеме. Особенные преференции давались на западном направлении.

А какие возможности для прорыва были. Такое большое количество земли на огромных просторах России! Государство могло жить в достатке и других кормить. Не было мудрой, продуманной политики в этом вопросе.

Государственная поддержка крестьянства — вот мера, которая могла бы сделать прорыв в Крестьянском вопросе. А в Росси все пускается на самотек: выживайте, как хотите.

Очень трудно вылезать из долгов. Нужно было в этом помочь крестьянам: дать какие-то подъемные, простить долги, раздать пустующие земли. Крестьянский вопрос нужно решать комплексно, а инициатива должна исходить от властей,

Да, ничего удивительного, что заработок из-за штрафов был меньше установленного. Тогда в России не существовало профсоюзов. Рабочие не были защищены нисколько. Прямо напоминает 90 годы в нашей стране. Главная беда была еще не только в маленькой зарплате и ненормированном рабочем дне, а еще и в полнейшей социальной незащищенности рабочих. Ведь если рабочий на предприятии получал травму или увечье, то он практически обрекался на голодное существование. Если же он был одинок, то его ждала очень незавидная участь и возможно короткий срок жизни. Хотя в то время милостыню подавали более щедро, и вера в Боги и Христа была не столько на словах, а больше в сердце народа.

Впечатлило то, что в 1890 году добывали около 4 млн. тонн нефти, а в 2013 уже аж 523 млн. тонн! Ну, сейчас ясно, куда все добывается-девается, а вот в позапрошлом веке, те же 4 млн. куда уходили. Топливо и смазка для чего в таких количествах, когда еще и смазывать-то нечего было, не говоря уже про топливо – для какого транспорта.

Слово « буржуазия » в советскую эпоху было чуть ли не ругательным. Но если посмотреть без влияния какой бы то ни было идеологии, именно буржуазия способствовала общественному прогрессу, развитию городов, промышленности, науки.

Характерная особенность русской экономики — долгое доминирование»дворянского» капитала. Купцы из «низов», каким бы капиталом они не обладали, всегда оставались «вторым сортом» и на одну планку с дворянами. Перелом начался в эпоху либеральных реформ 60-х. Лишь в 20 веке буржуины)) дорвались до власти: результат печален. Свалив монархию, они были сожраны еще большим хищником.

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl © 2014-2022 :: Контакты :: Карта сайта :: Все даты по истории :: Исторический лексикон :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны ::

Контрреформы Александра III

Контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора. Главная миссия по претворению этих контрреформ в жизнь была возложена на министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого.

Причины контрреформ

Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Выбор помогли сделать сторонники реакционной идеологии К. Победоносцев и Д. Толстой. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.

Еще одной причиной контрреформ стало то, что власть не была готова к быстрому развитию и изменениям. А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.

Император прислушался к рекомендациям Победоносцева и отправил в отставку главного либерала М. Лорис-Меликова, поскольку не согласился с его планом преобразований.

В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал К. Победоносцев.

Контрреформы Александра III

К.П. Победоносцев

Контрреформы

Крестьянский вопрос

Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.

Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в судебной системе

Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.

Пересмотр образовательной реформы

Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой. Принятый циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал до учебы в гимназиях детей простолюдинов. Начальная школа полностью контролировалась Святейшим синодом. В 1884 году был принят Университетский устав, который окончательно отменял университетскую автономию. Выросшая цена на образование также отсекла от учебы многих молодых людей.

Изменения в земствах

В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев.

Контрреформы Александра III

И.Е. Репин. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца

Полицейские меры

В 1881 году было принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усилило полицейско-административное давление. Областные и губернские власти получили право на любой срок вводить чрезвычайное управление и, соответственно, могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и средства массовой информации. Особое совещание при Министерстве внутренних дел могло без суда и следствия ссылать подозрительных личностей и держать их под арестом до пяти лет.

Итоги контрреформ

Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось.

Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.


03.02.2021 07.03.2021 Admin Романовы

Россия была не в лучшем положении в то время, когда Александр III взошел на престол. Государь столкнулся с безалаберным отношением своих подчинённых к законным обязанностям, финансовыми прорехами, хищничеством в некоторых учреждениях и внешними проблемами. Теперь эти проблемы стали задачами, стоящими на очереди решения нового Императора.

Однако, Александр III уже первым своим манифестом о вступлении на престол, и особенно манифестом от 29 апреля 1881 г., четко обозначил способы проведения внешней и внутренней политики. Император планировал дисциплинировать подчиненных – поддерживать порядок и укрепить власть, соблюдать справедливость и экономию, не забывать и исконные, русские начала, обеспечивать исполнение и беречь русские интересы. К слову, назывался документ «Манифест о незыблемости самодержавия», а его автором стал К. Победоносцев. Можно высказать точку зрения, согласно которой сын действовал врознь политическому направлению своего отца – Александра II. Он вступил на престол в возрасте тридцати шести лет и придерживался, наоборот, не либерализации России, кою внедрял предыдущий Император, а укреплению самодержавия монарха, централизации власти и четкого, слаженного управления «сверху».

Поводом для проведения контрреформ стала неготовность России к реформам и быстрому изменению. Нужно было перейти к более консервативной политике. Однако, Александром II был уже проделан ряд реформ, которые следовало нейтрализовать. Именно этим и занялся новый Император, пытаясь минимизировать либеральные действия предшественника. Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов.

Так как Александр II был убит, то Александр III тщательно избирал проводимую политику. Конечно же, никто бы не захотел оказаться на месте бывшего Императора. С выбором политики новому государю помогли К. Победоносцев и Д. Толстой, которые были сторонниками реакционной идеологии. В будущем, кстати, претворение замыслов в большей степени легло на плечи графа Дмитрия Андреевича Толстого, который занимал пост министра внутренних дел.
Важными в проводимой политике стали укрепление самодержавия, сохранение сословного строя, исконных традиций и основ российского общества, а также неприятие либеральных преобразований, проведенных предшественником, которые сейчас Император старался минимизировать, если не вовсе искоренить. Россия не была готова к столь резким изменениям. Однако, они уже безвозвратно начались, а именно: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Несмотря на это, вышестоящая власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.

Итак, контрреформы проводились в разных областях внутренней политики. Александр III провёл «контр-преобразования» в сфере образования, судебной сфере, а также не обделил вниманием крестьянский вопрос, и аппарат самоуправления.

Судебная конрреформа

В судебной реформе нового Императора четко прослеживается его приверженность идеи самодержавия. Стоит особого внимания «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», принятое в августе 1881-го года. Инициатором выступил К.П.Победоносцев – обер-прокурор Синода. Обозначенные в этом положении меры вымещали роль суда, делая Власть самым главным политическим институтом. Согласно документу, власть могла:

  • без суда и следствия выслать нежелательных лиц;
  • без суда закрыть учебные заведения из-за волнений студентов,
  • объявить любую губернию, уезд на положении «усиленной и чрезвычайной охраны» и тд.

Тем не менее, судебная контрреформа подвергала изменениям порядок проведения процессов дознания и предварительного следствия. Это, в первую очередь, привело к уменьшению полномочий штатных следователей.
Ещё в 1878 году, после «свержения» Мезенцева, который стоял во главе жандармского управления, выходит новый закон, который затрагивает ведение дел о государственных преступлениях. Согласно новому порядку, они передаются в полномочия военных судов. В военно-окружные суды передаются дела о сопротивлении властям, нападении на должностных лиц и хранителей правопорядка при исполнении.


Указом от 20 мая 1885 года с подачи Министерства юстиции были приняты полномочия Сената убирать или перемещать судей на нижестоящую должность. Таким образом, судебная власть всё больше становилась зависимой от светской. «Высшее дисциплинарное присутствие Сената» теперь могло изменять установившуюся иерархию в судебной структуре, корректировать с большей выгодой для себя кадры. Оставлять тех людей, которые придерживались сходных с властью позиций.

В феврале 1887 года появился следующий немаловажный указ: любое поступившее дело можно было объявить секретным. Это означает, что заседание по такому делу должно проходить в закрытом режиме. Самое главное – инициатором переноса статуса обычного дела на закрытое должно быть ни что иное, как начальство. «Любое дело по усмотрению начальства могло быть объявлено секретным». Ещё одно очевидное преимущество светской власти по регулированию судебных процессов и неприкрытое вмешательство непосредственно в их протекание.

Уже в 1889 году были ограничены права присяжных заседателей. Но власть не остановилась на достигнутом. Указом от 1891 года ограничена стала и открытость гражданского суда.

В 1889 году, кроме того, было принято «Положение о земских участковых начальниках». Это был удар по институту мировых судей. Согласно документу, выборность этих судей отменялась, уездные присутствия по крестьянским делам упрощались. Теперь не существовало в уездах мировых судей, а ввелась новая должность земских участковых начальников. В основном, их функции были упразднены и по существу это были больше полицейско-судебные обязанности. В частности, они могли рассматривать земельные споры, смотреть за общинным крестьянским самоуправлением и волостными крестьянскими судами. В их ведение переходили гражданские и уголовные дела, которые раннее входили в юрисдикцию мировых судов.

Стоит заметить, что в Москве, Петербурге и Одессе институт мировых судей был сохранён неизменно, в то время как земские участковые начальники выполняли теперь не судебную функцию, а и административные, и надзорные, и судебные, и полицейские. Это противоречило главному принципу реформы от 1864 года, согласно которому функции суда, полиции и администрации должны делиться на несколько ветвей, а не концентрироваться в одной государственной структуре/вестись одним исполнительным органом.

В 1892 году был наконец издан закон «О военном положении». Предпосылками его принятия был рост революционного, рабочего движения. Документ позволял вводить режим «опасных в революционном отношении» в местностях. Также он давал новые полномочия министру внутренних дел и генерал-губернатору. Тем, кто собирался сопротивляться властям, грозила действительная смертная казнь. Повстанцы легко могли обнаружить себя в петле.
Таким образом, судебная контрреформа 1864-го года усложнила и бюрократизировала судоустройство. Упрощен был институт мировых судей в уездах, сократились полномочия суда присяжных. В сельской местности и вовсе творился произвол, претворяемый в жизнь многофункциональными земскими начальниками. Требования к кандидатам в судьи только увеличились.

Контрреформа земского самоуправления

В первую очередь, была основана на интересах дворянства. Из-за уже упомянутого введения новых должностей земских начальников было также пересмотрено устройство земских и городских органов местного самоуправления. Таким образом, согласно новому Положению, вместо цензового принципа образования органов местного самоуправления, был составлен новый принцип комплектования кадров, а именно сословный принцип. Процесс избрания представителей претерпел значительные изменения, которые в последствии привели к изменению состава управленцев. Теперь в органах местного самоуправления большинство представителей были потомственными и личными дворянами.

Количество депутатов в земское собрание от крестьян существенно уменьшилось, а от дворян – наоборот, возросло. Губернатор мог назначить в земства представителей из числа крестьян-выборщиков. Параллельно усилен был контроль органов власти за работой земств и городских управлений. Функции администрации и судебной власти перешли к земским помещикам, которым, в свою очередь, были вынуждены подчиняться сельские и волостные сходы.
В апреле 1881-го года, составленный К.М.Победоносцевым «Манифест о независимости самодержавия», урезал права земств, да и того хуже – подчинял их контролю губернаторов. Городские думы были наполнены купечеством и чиновниками, в земствах заседали лишь отличившиеся, местные, богатые дворяне. А вот крестьянство вовсе потеряло право участвовать в выборах.

Таким образом, земская контрреформа 1890-го года укрепила контроль правительства, власти, над земством. Примечательно, что имущественный ценз теперь для горожан повышался, а для помещиков – понижался. В следствие этого ремесленники и мелкие торговцы не имели избирательных прав. Крестьянские гласные же теперь утверждали губернаторы. Однако, все эти меры не достигли своей цели, так как не смогли сместить духовенство и дворянство со статуса основной силы земского движения.

Подводя итоги, можно прийти ко мнению, что отчасти контрреформы Александра III действительно затормозили революционное движение в России. Но был не учтен тот факт, что социальные противоречия, накопившись, сделали обстановку ещё более взрывной, а особенно на селе, где царил произвол. Однако, волна протестных выступлений всё же пошла на убыль. Всё же, такой переход к самодержавной власти удался по большей части лишь благодаря поражению революционеров в 1881 году и слабости либеральной оппозиции. В сословном вопросе, однако, самодержавная политика не преуспела. Впрочем, не удалось достигнуть вершин и в области просвещения, печати и местного самоуправления, где, наоборот, могло стать только хуже.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: