Особенности возникновения и развития государства и права в месопотамии

Обновлено: 18.05.2024

Уже в IV тысячелетии до н.э. Шумер переживает период перехода от первобытного строя к классовому обществу. Виде-ется скотоводство, ремесло отделяется от земледелия, начинается обработка металлов. В семье и обществе утверждается господство мужа. Родовая община перерождается в территориальную (сельскую).

Постоянная потребность в регулировании разлива крупных рек, осушке затопленных и орошении засушливых районов вызвало необходимость сооружения большой и сложной иры-гаційної системы. Примитивная техника требовала использования труда большого количества людей. Поэтому пленных, захваченных во время военных действий, превращают в рабов.

Итак, на развалинах родового строя возникает классовое общество, а вместе с ним и государство.

Первые государства на территории Месопотамии возникают в начале III тысячелетия до н.э. Хозяйственными, политическими и культурными центрами государств были города, которые объединяли вокруг себя сельские поселения. Известны такие города-государства, как Эриду, Ур, Ниппур, Умма, Урук, Лагаш. По форме прав-ления их можно отнести к аристократических республик. Между городами шла конкуренция за господствующее положение.

Главы городов-государств избирались востоком, народными собрании-мы граждан или советом старейшин, что свидетельствует о пережит-ки патриархально-родовой демократии.

В финансовом ведомстве Древнего Шумера все су-воро учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Шумеры раньше других народов ввели десятичную и шістдесяткову систему пред-ку, применяли дроби, решали уравнения с двумя неве-домими.

В Шумере были составлены древнейшие законы и уставы.

Население Шумера состояло из богатой общинной знати, свободных равноправных общинников, рабов и других зависимых людей. В III тысячелетии до н.э. северную часть Месопотамии начали заселять аккадцы - выходцы из Древней Сирии. Они много чего переняли из культуры шумеров.

В шумерских городах-государствах проходила борьба за власть над храмовым хозяйством между жрецько-родовой и светской служивою знатью. Самым известным примером такой борьбы являются события в Лагаше в 2370 г. до н.э. Тогда в городе обострились отношения между знатью, с одной стороны, и общинниками, ре-місниками - с другой. Знать захватывала земли храмов, об-щинників, осуществляла насилие и беззаконие, вводила новые налоги. Народ под руководством Урукагіни восстал и пере-мог. Урукагіна ограничил власть чиновников, провел денежную реформу, вернул общинам и храмам ранее отобранную у них землю. Но правление Урукагіни было кратковременным. Через шесть лет режим Урукагіни был ликвидирован правителем соседнего города-государства Ентеменою.

Процесс становления государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на сто-летия. Как и в Древнем Египте, правители (енси и лугали) стремились объединить страну. Такая политика отвечала эконо-экономическим интересам, потребностям создания единой ирригационной си-системе, поэтому играла прогрессивную роль.

В конце ХХIV в. до н.э. Лугальзагеси, правитель Уммы, а позже и Уруку, сумел возглавить что-то вроде кон-федерации государств Месопотамии, но только как верховный жрец, а не монарх. Но это объединение оказалось коротким.

Саргон - первый из аккадських правителей - сумел объединить страну. Сепаратисты из числа номової знати потеряли ко-лишнюю могущество и влияние. Действовала единая система водо-снабжения. Власть правителя обожнювалась, как и власть фараона в Древнем Египте.

В Месопотамии жило два народа - шумеры и аккадцы. Это сказалось на развитии политических событий. Империя Саргона также существовала недолгое время. Изнутри ее ослабляли восстание угнетенных масс. Страна была завоевана племенами кутиев, хоть и ненадолго.

Около 2000 г. до н.э. Месопотамия была захвачена ко-чівниками - амореями.

формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время:2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Возникновение государственной организации на Ближнем Востоке.

2. Источники права и специфические правовые институты Древней Месопотамии. Законы Эшнунны (Билаламы), Липит- Иштара.

1. Законы Ур-Намму, общая характеристика

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

1. Актуализировать лекционный материал.

2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.

3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо выявить ключевые предпосылки и факторы возникновения древнейших государств Древнего Востока, а также проанализировать истоки, исторические условия их становления и развития, уделив внимание таким аспектам как географическое положение, природные условия и расселение жителей, границы, древних государств, социально-экономический, политический, культурный и духовный строй общества. На основе изученного материала следует систематизировать общие черты восточного типа государств.

Определить характерные черты и достижений Шумерской государственности. Это позволит чётко проследить её специфику, уникальность. Затем необходимо выявить общее и особенное в устройстве государственности Ассирии, Вавилона и Персии как наследников Шумерской цивилизации.

В завершение необходимо определить и проанализировать значение, место первых древних государств - в мировом историческом процессе.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо изучить источники права Древней Месопотамии, особое внимание уделить древнейшему из месопотамских законодательных мероприятий реформе царя Лагаша Уринимгины, Законам Шульги. Внимательно изучить одни из древнейших законодательных памятников Древнего Востока: законы Эшнунны (Билаламы) и Липит-Иштара.

III. Литература для подготовки к семинару:

Основная литература:

История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.

Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.

Дополнительная литература:

Лаврова И.А. Древнейшие цивилизации и их правовые системы: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2016.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М, 2012.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие цивилизации существовали в Древней Месопотамии?

2. Каковы причины возвышения и упадка Шумеро-аккадского
государства?

Само название «Месопотамия» по-гречески означает Междуречье. Через территорию Месопотамии действительно протекает почти параллельно две реки: Тигр и Евфрат. Южную часть Месопотамии, где течения рек сближаются (южнее современного Багдада – столицы Ирака), принято называть Двуречьем.

В V-IV тыс. до н.э. там поселяются племена шумеров, которые стояли на стадии зарождения государственности. В начале III тыс. до н.э. соседско-родовые общины объединялись вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную работу. Возникла надобщинная администрация – главный жрец и совет старейшин. Ее возвышению способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали округ из 3-4 поселений – ном.

На территории Двуречья в начале III тыс. до н.э. возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов и рядовых общинников в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, ее господствующего положения в обществе.

Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.

В это время Двуречье еще не было политически объединено и на его территории находилось около 20 небольших городов-государств. Наибольшую роль в истории Шумера сыграли города Ур, Урук, Лагаш, Киш Ларса, Ниппур, Сиппар и др.

В Шумере встречается два различных титула: лугаль и энси. Лугаль – царь какого-нибудь шумерского города-государства ни от кого независимого. Энси (патеси) – правитель города, признававший над собой власть другого политического центра, то есть какого-то лугаля. Должность энси была выборной, что дает основание называть древние города-государства Шумера некоторым исследователям аристократическими республиками. Энси имели культовые и военные функции, постепенно стали разбирать судебные дела, возглавлять работу по ирригации, сооружению храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства.

В середине 3-го тысячелетия до н.э. в Двуречье стали переселяться племена семитов – выходцев из Сирии, образовавших сильное государство Аккад на севере Месопотамии (за южными территориями сохранилось название Шумер).

Месопотамия в эпоху ранней древности, как и Древний Египет, пережила многовековую конкуренцию, борьбу номов, территориальных объединений, княжеств за политическое господство. Только в 24 в. до н.э. удалось создать что-то вроде конфедерации государств Месопотамии. Вслед за этим первый из аккадских правителей Саргон сумел объединить страну, при нем действовала единая система водоснабжения, номовая знать потеряла былое могущество и влияние.

Образованное в 24 в. до н.э. Саргоном централизованное государство имело признаки ранней монархии с сильной, почти деспотической властью правителя. Однако его империя была непрочной, она вновь распалась на отдельные царства.

Возобновление монархии начинается с возвышения города Ура и его правителя Шульги.

Политическая система династии Ура носила все признаки древневосточной деспотии, основанной на эксплуатации общинников и рабов. Правители имели большие земельные наделы, штаты чиновников, жрецов. Династия Ура существовала около двух веков и распалась на мелкие царства, между которыми шли бесконечные войны за главенство.

Наиболее значительная роль в истории Месопотамии выпала на долю самого молодого из этих городов – Вавилона. Из-за политического и культурного значения Вавилона в течение многих веков греки стали называть все Двуречье Вавилонией. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Месопотамии. Лишь жесткая и ловкая политика 6-го царя аморейской династии Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в 18 в. в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.

Хаммурапи был величайшим правителем древней Месопотамии. Он был прекрасным политиком. Его методами были: ведение дружбы, уговоры, угрозы, увещевания, обещания. Хаммурапи консолидировал страну, уделял большое значение строительству ирригационных и мелиоративных систем, развитию торговли.

При Хаммурапи и его династии в Вавилонском государстве сложилась законченная самостоятельная административная система.

Во главе стоял царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он ограничил независимость жречества, что не удавалось сделать ни одному правителю до него. Жречество всегда было самостоятельно, имело автономную от государства власть, обширные земельные наделы, рабов. Хаммурапи теперь сам назначал и контролировал деятельность служителей культа.

Власть вавилонского царя стала наследственной, хотя особого порядка наследования не было. Возможным было наследование престола женщиной царского или жреческих родов. Царь одновременно был военачальником.

Помощником царя был нубанда – главный чиновник, который имел свой аппарат. Он направлял и контролировал работы всех ведомств империи по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительству дамб, сооружению храмов, по управлению войском, сбору налогов, организации охраны общественного порядка.

2. Вавилон. Организация государственной администрации.

3. Законы Хаммурапи.

История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия /А.Н.Бадак, И.Е. Войнич и др. – Мн.: Харвест, 1998.

Эвелин Кленгель-Брандт. Древний Вавилон. \Пер. с нем. Б.М. Святского. – Смоленск: Русич, 2001.

Жидков О. А. История государства и права Древнего Востока. УДН. 1963.

Само название «Месопотамия» по-гречески означает Междуречье. Через территорию Месопотамии действительно протекает почти параллельно две реки: Тигр и Евфрат. Южную часть Месопотамии, где течения рек сближаются (южнее современного Багдада – столицы Ирака), принято называть Двуречьем.

В V-IV тыс. до н.э. там поселяются племена шумеров, которые стояли на стадии зарождения государственности. В начале III тыс. до н.э. соседско-родовые общины объединялись вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную работу. Возникла надобщинная администрация – главный жрец и совет старейшин. Ее возвышению способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали округ из 3-4 поселений – ном.

На территории Двуречья в начале III тыс. до н.э. возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов и рядовых общинников в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, ее господствующего положения в обществе.

Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.

В это время Двуречье еще не было политически объединено и на его территории находилось около 20 небольших городов-государств. Наибольшую роль в истории Шумера сыграли города Ур, Урук, Лагаш, Киш Ларса, Ниппур, Сиппар и др.

В Шумере встречается два различных титула: лугаль и энси. Лугаль – царь какого-нибудь шумерского города-государства ни от кого независимого. Энси (патеси) – правитель города, признававший над собой власть другого политического центра, то есть какого-то лугаля. Должность энси была выборной, что дает основание называть древние города-государства Шумера некоторым исследователям аристократическими республиками. Энси имели культовые и военные функции, постепенно стали разбирать судебные дела, возглавлять работу по ирригации, сооружению храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства.

В середине 3-го тысячелетия до н.э. в Двуречье стали переселяться племена семитов – выходцев из Сирии, образовавших сильное государство Аккад на севере Месопотамии (за южными территориями сохранилось название Шумер).

Месопотамия в эпоху ранней древности, как и Древний Египет, пережила многовековую конкуренцию, борьбу номов, территориальных объединений, княжеств за политическое господство. Только в 24 в. до н.э. удалось создать что-то вроде конфедерации государств Месопотамии. Вслед за этим первый из аккадских правителей Саргон сумел объединить страну, при нем действовала единая система водоснабжения, номовая знать потеряла былое могущество и влияние.

Образованное в 24 в. до н.э. Саргоном централизованное государство имело признаки ранней монархии с сильной, почти деспотической властью правителя. Однако его империя была непрочной, она вновь распалась на отдельные царства.

Возобновление монархии начинается с возвышения города Ура и его правителя Шульги.

Политическая система династии Ура носила все признаки древневосточной деспотии, основанной на эксплуатации общинников и рабов. Правители имели большие земельные наделы, штаты чиновников, жрецов. Династия Ура существовала около двух веков и распалась на мелкие царства, между которыми шли бесконечные войны за главенство.

Вопрос 2. Вавилон. Организация государственной администрации (19-6 вв. до н.э.)

Наиболее значительная роль в истории Месопотамии выпала на долю самого молодого из этих городов – Вавилона. Из-за политического и культурного значения Вавилона в течение многих веков греки стали называть все Двуречье Вавилонией. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Месопотамии. Лишь жесткая и ловкая политика 6-го царя аморейской династии Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в 18 в. в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.

Хаммурапи был величайшим правителем древней Месопотамии. Он был прекрасным политиком. Его методами были: ведение дружбы, уговоры, угрозы, увещевания, обещания. Хаммурапи консолидировал страну, уделял большое значение строительству ирригационных и мелиоративных систем, развитию торговли.

При Хаммурапи и его династии в Вавилонском государстве сложилась законченная самостоятельная административная система.

Во главе стоял царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он ограничил независимость жречества, что не удавалось сделать ни одному правителю до него. Жречество всегда было самостоятельно, имело автономную от государства власть, обширные земельные наделы, рабов. Хаммурапи теперь сам назначал и контролировал деятельность служителей культа.

Власть вавилонского царя стала наследственной, хотя особого порядка наследования не было. Возможным было наследование престола женщиной царского или жреческих родов. Царь одновременно был военачальником.

Помощником царя был нубанда – главный чиновник, который имел свой аппарат. Он направлял и контролировал работы всех ведомств империи по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительству дамб, сооружению храмов, по управлению войском, сбору налогов, организации охраны общественного порядка.

Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. — с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена убайдов-шумеров, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью.

21. Тесные связи «древней» Америки с «древней» Евразией хорошо известны Но начались они лишь в XIV–XV веках

21. Тесные связи «древней» Америки с «древней» Евразией хорошо известны Но начались они лишь в XIV–XV веках Сегодня накоплено много впечатляющих свидетельств тесной связи «древних» Майя с «древними» культурами Европы и Азии [6т2] гл. 6. Однако историки и археологи отодвигают

РЕЛИГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

РЕЛИГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Одновременно с древнеегипетской формировалась другая великая ближневосточная цивилизация — в Междуречье Тигра и Евфрата. Месопотамская (т. е. шумеро-аккадско-вавилоно-ассирийская) религия, основы которой заложили шумеры,

21. Тесные связи «древней» Америки с «древней» Евразией хорошо известны. Но начались они лишь в XIV–XV веках

21. Тесные связи «древней» Америки с «древней» Евразией хорошо известны. Но начались они лишь в XIV–XV веках Сегодня накоплено много впечатляющих свидетельств тесной связи «древних» Майя с «древними» культурами Европы и Азии [6т2], гл. 6. Однако историки и археологи

Города, государственность и христианство — важные факторы консолидации славянского населения Древней Руси

Города, государственность и христианство — важные факторы консолидации славянского населения Древней Руси Огромная роль в становлении древнерусской народности принадлежит городам и их жителям — городскому сословию. Начало процесса градообразования на

18. Тесные связи между «древней» Америкой и «древней» Евразией хорошо известны Но начались они не в «древности», а в XIV–XV веках

18. Тесные связи между «древней» Америкой и «древней» Евразией хорошо известны Но начались они не в «древности», а в XIV–XV веках Современные историки накопили массу свидетельств о тесной связи между «древними» культурами майя в Америке и «древними» культурами Европы и

Боги, судьба и люди в Древней Месопотамии

Боги, судьба и люди в Древней Месопотамии Мировоззрение месопотамцев было типичным порождением ближневосточной языческой древности. Абсолютных начал для месопотамцев не существовало, как и противопоставления разных уровней бытия: естественного –

Литература, наука и искусство древней Месопотамии

Литература, наука и искусство древней Месопотамии Важнейшим культурным достижением шумеров была словесно-слоговая клинопись, основанная на «ребусном» принципе (знак, обозначавший односложное слово, использовался также для обозначения соответствующего слога в составе

Часть Третья Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской

Часть Третья Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской СодержаниеРассказ 1. Сокровища царских гробниц в Уре.Рассказ 2. Сокровища Мари.Рассказ 3. Сокровище Вавилона.Рассказ 4. Статуи дворца царя Ассирии АшшурнасирапалаРассказ 5. Библиотека Ашшурбанапала.Рассказ 6.

Глава 1 Вода, земля и жизнь (экология древней Месопотамии)

Глава 1 Вода, земля и жизнь (экология древней Месопотамии) Вероятно, нигде больше влияние географии на историю не проявляется так заметно, как в странах, которые занимают пространство от Средиземного моря до Персидского залива и от Иранского нагорья до Аравийского

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства…

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы

Мировоззрение и культура Древней Месопотамии

Мировоззрение и культура Древней Месопотамии Перед тем как повести речь о месопотамской культуре, нам придется обратиться к достаточно пространному описанию духовного облика, т. е. мышления и ценностей людей древнего Ближнего Востока, в чье цивилизационное «поле»

Культура Древней Месопотамии

Культура Древней Месопотамии Грамота и школы Как мы уже упоминали, грамотность в Месопотамии была распространена довольно широко и очень уважалась. В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие о

§ 5.1. Государственность в Древней Индии

§ 5.1. Государственность в Древней Индии Древнейшие государственно-политические объединения В III — начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: