Особенности участия адвоката в производстве по административным делам об оспаривании кадастровой

Обновлено: 10.05.2024

1. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

2. В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный частью 1 статьи 241 настоящего Кодекса.

3. Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.

4. Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

5. Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

6. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

7. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

8. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

9. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

10. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

11. Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

12. Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

Комментарий к ст. 213 КАС РФ

Статья 213 КАС РФ регламентирует осуществление судебного разбирательства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Такое регулирование ранее содержалось в ст. 252 "Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов" ГПК РФ, а также в разъяснениях, данных в Постановлении Пленума ВС России 2007 г. N 48.

Часть 2 ст. 213 КАС РФ устанавливает специальный срок рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ в период избирательной кампании, кампании референдума, отсылая к ч. 1 ст. 241 данного Кодекса. Ранее сроки рассмотрения заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ устанавливались положениями ч. ч. 6 - 11 ст. 260 ГПК РФ, которые и вошли в указанную статью 241 КАС РФ.

В ч. 3 ст. 213 КАС РФ установлен специальный срок рассмотрения административного дела об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Данная норма закреплена соответственно ч. 3 ст. 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой суд должен рассмотреть жалобу на закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29 КАС РФ в суде первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ рассматриваются коллегиально, т.е. согласно ч. 1 указанной статьи - в составе трех судей. Иные административные дела об оспаривании нормативных правовых актов исходя из ч. 1 указанной статьи в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично.

Положения ч. ч. 4 - 6 ст. 213 КАС РФ регламентируют участие лиц в судебных разбирательствах по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Ранее в рамках такого регулирования положениями ч. ч. 1 и 2 ст. 252 ГПК РФ устанавливалось следующее: лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания (ч. 1); заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора; в зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания (ч. 2).

В отношении участия прокурора в п. 4 Постановления Пленума ВС России 2007 г. N 48 давались следующие разъяснения: в случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя, выступает с объяснениями и поэтому не дает заключения по делу; если прокурор не является заявителем, а вступает в процесс по делу о признании нормативного правового акта или его части недействующими на основании ч. 3 ст. 45 и ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, он участвует в судебном заседании и дает заключение после исследования всех доказательств по делу.

В п. 15 Постановления Пленума ВС России 2007 г. N 48 (в ред. Постановления Пленума ВС России от 9 февраля 2012 г. N 3) также разъяснялось следующее:

- с учетом того что основной задачей производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является обеспечение своевременной и эффективной защиты прав не только заявителя, но и неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие оспариваемого акта, судам не следует оставлять без внимания факты уклонения представителей органа или должностного лица, издавших этот акт, от явки в судебное заседание. В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа в пределах, установленных ч. 4 ст. 246 ГПК РФ. Фактам неявки представителя органа или должностного лица, издавших акт, может быть дана соответствующая оценка не только судом первой инстанции (ст. 226 ГПК РФ, ч. 4 ст. 246 ГПК РФ), но и при кассационном рассмотрении дела (ст. 336 ГПК РФ), в частности при обсуждении вопросов о представленных органом или должностным лицом новых доказательствах (ч. 1 ст. 358 ГПК РФ), а также при рассмотрении дела судом надзорной инстанции.

В положениях ч. ч. 7 - 9 ст. 213 КАС РФ определены обстоятельства, подлежащие установлению по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, а также регламентировано распределение обязанностей по доказыванию по таким административным делам. Ранее в ч. 1 ст. 249 ГПК РФ в качестве одной из общих особенностей производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, устанавливалось, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом в ч. 2 данной статьи указывалось, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

В п. 17 Постановления Пленума ВС России 2007 г. N 48 разъяснялось, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в т.ч. правила их опубликования. Как отмечалось там же, если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в т.ч. содержания оспариваемого акта.

В ч. 10 ст. 213 КАС РФ вошли следующие положения, которые содержались в ч. 3 ст. 252 ГПК РФ: отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу; признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Как разъяснялось в п. 27 Постановления Пленума ВС России 2007 г. N 48, если принимать во внимание эти положения ч. 3 ст. 252 ГПК РФ и учитывать, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем, утверждение мирового соглашения по делам данной категории недопустимо. Это правило и закреплено в ч. 12 ст. 213 КАС РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Там же установлено, что принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Часть 11 ст. 213 КАС РФ определяет последствия утраты нормативным правовым актом силы или его отмены в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта. В разъяснениях, которые были даны в п. 26 Постановления Пленума ВС России 2007 г. N 48, говорилось несколько об ином: при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта; однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В ч. 11 ст. 213 КАС РФ учтено Определение КС России от 12 июля 2006 г. N 182-О , согласно которому положения ст. 192 АПК РФ во взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 150 и ч. 5 ст. 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу, либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод.

СЗ РФ. 2006. N 40. Ст. 4204.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

Статья 246 КАС. Содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемые к нему документы.

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.

2. Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;

6) документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.

3. К административному исковому заявлению могут быть приобщены иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

4. При несоблюдении положений частей 1 и 2 настоящей статьи судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков.

5. В случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании статьи 129 настоящего Кодекса выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами.

Статья 247 КАС. Рассмотрение административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принимается к производству суда и рассматривается в порядке и сроки, установленные статьей 141 настоящего Кодекса.

2. Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. К участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

3. Суд вправе рассмотреть вопрос о привлечении к участию в административном деле иных лиц, чьи права могут быть затронуты принятым решением.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

5. Стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

6. Суд по ходатайству сторон в случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства, либо по своей инициативе в целях правильного разрешения административного дела вправе вынести определение об истребовании доказательств в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

Статья 248 КАС. Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

1. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

2. Если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления по существу не соответствует части 1 настоящей статьи, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании части 2 статьи 196 настоящего Кодекса.

Статья 249 КАС. Решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

1. Решение суда принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. Содержание решения суда должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.

3. В резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.

4. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им после изготовления решения.

5. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов.

6. Определение суда, вынесенное по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление.

7. Частная жалоба, представление на определение, указанное в части 6 настоящей статьи, рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения (квартиры) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2022) КАС РФ устанавливает порядок осуществления административного судопроизводства и, в частности особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В числе такого рода особенностей Кодекс предусматривает приложение к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих документов, указанных в ст. 126 КАС РФ, также положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н., Лагвилава Р.П.)
("Юстицинформ", 2018) Глава 25 КАС РФ определяет особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. ГПК РФ не содержал подобной самостоятельной главы. Более того, в данном Кодексе содержалось единственное положение, в котором непосредственно упоминались соответствующие споры, - в п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ устанавливалось, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Этот пункт был введен Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ, которым дела по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости исключены из компетенции арбитражных судов и отнесены к компетенции судов общей юрисдикции. Соответственно, в связи с принятием КАС РФ изложенный пункт Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ признан утратившим силу.

Нормативные акты: Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Конституционного Суда РФ от 09.03.2017 N 592-О
"По жалобе гражданина Данилюка Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью шестнадцатой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 3. Устанавливая порядок осуществления административного судопроизводства и, в частности, особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в числе такого рода особенностей приложение к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, также положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом (пункт 5 части 2 статьи 246).

Согласно ст. 3 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная:

  1. в результате проведения государственной кадастровой оценки;
  2. в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  3. при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

На практике от размера кадастровой стоимости могут зависеть:

- налоговая нагрузка на собственника объекта недвижимого имущества;

- цена выкупа земельных участков, находящихся в публичной (государственной и муниципальной) собственности;

- размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности;

- начальная цена предмета аукциона по продаже или аренде земельного участка;

- размер платы за снятие запрета на строительство и реконструкцию на земельном участке;

- размер административного штрафа по отдельным составам (п. 10 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) и др.

Информация о размере кадастровой стоимости содержится в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

Можно столкнуться с такой ситуацией, что размер кадастровой стоимости во много раз превышает рыночную стоимость или рассчитан с нарушениями, допущенными при проведении оценочных действий.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Особенности предъявления исковых требований:

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости или обжалование решений, действий (бездействий) Комиссии на основании п. 15 ст. 20 КАС РФ подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.

При выборе способа защиты права необходимо выбрать какой-то один способ, так как совмещение, например, таких требований как пересмотр кадастровой стоимости и признание нормативно-правового акта недействующим не представляется возможным.

Однако есть исключения, например, при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта. Таким образом, необходимо рассматривать каждый случай в отдельности.

В случае, если в течение рассмотрения дела государственный орган утвердил новые сведения о кадастровой стоимости объекта, Истец не в праве уточнять заявленные требования, для этого необходимо обратиться с новым исковым заявлением.

На стороне истца может выступать, как собственник недвижимого имущества, так и его арендатор, а также участник долевого участия в строительстве, независимо от согласия других сособственников и иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

На стороне ответчиков выступает государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Однако, в зависимости от выбранного способа защиты права, субъектный состав ответчиков может меняться.

Согласно закрепленной периодичности проведения государственной кадастровой оценки, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

В случае обжалования решения Комиссии, действуют сроки предусмотренные ч. 1 ст. 219 КАС РФ, а именно заявление должно быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При признании нормативно правового акта недействующим применяются сроки, предусмотренные ч. 6 ст. 208 КАС РФ, а именно в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

  • досудебный порядок урегулирования спора

В некоторых случаях необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

В случае оспаривания кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления досудебный порядок обращения в Комиссию является обязательным, в то время как для физических лиц такого условия нет.

Помимо копий правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости к заявлению необходимо приложить отчет об оценке, актуальный на момент обращения в суд. С 10 августа 2017 года признан утратившим силу п. 5 ч. 2 ст. 246 КАС РФ, согласно которому к отчету об оценке необходимо было прикладывать положительное экспертное заключение о соответствии последнего рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Отсутствие отчета является основанием для оставления иска без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, а в случае если недостатки не будут устранены - основанием для его возвращения (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ).

Подводя итог, следует отметить, что процедура оспаривания кадастровой стоимости имеет множество нюансов, с которыми столкнется лицо, чьи права были нарушены.

Своевременное обращение за квалифицированной юридической помощью поможет быстро и качественно разобраться в сложившейся ситуации.

1. Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

2.1. Органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.

3. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

4. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

5. Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Комментарий к ст. 245 КАС РФ

Глава 25 КАС РФ определяет особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. ГПК РФ не содержал подобной самостоятельной главы. Более того, в данном Кодексе содержалось единственное положение, в котором непосредственно упоминались соответствующие споры, - в п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ устанавливалось, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Этот пункт был введен Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ, которым дела по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости исключены из компетенции арбитражных судов и отнесены к компетенции судов общей юрисдикции. Соответственно, в связи с принятием КАС РФ изложенный пункт Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ признан утратившим силу.

В Постановлении Пленума ВС России 2015 г. N 28 даны разъяснения в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Как отмечено в п. 2 данного Постановления, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после введения в действие КАС РФ - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в т.ч. об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) , утв. Президиумом ВС России 13 апреля 2016 г., рассмотрение первых двух названных требований осуществляется в соответствии с правилами гл. 25 КАС РФ, последнего - по правилам гл. 22 КАС РФ.

В ст. 245 КАС РФ регламентировано обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Положения ч. ч. 1 и 2 данной статьи, предусматривающие право на обращение в суд с таким административным исковым заявлением, первоначально были закреплены соответственно положениям ч. ч. 1 и 2 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценочной деятельности в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ ), устанавливающим, что:

- результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права; и

- обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ч. 1);

- результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ч. 2).

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ части 1 и 2 ст. 245 КАС РФ (как и иные положения данного Кодекса) дополнены указанием на возможность обращения с административным исковым заявлением об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии. Тем же Законом в ст. 245 КАС РФ включена часть 2.1, предусматривающая право органов местного самоуправления, органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.

Такой случай предусмотрен новой частью 28 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценочной деятельности, введенной тем же Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ: решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в т.ч. связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. Такие же положения закреплены в новой части 22.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" , введенной тем же Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ принят в целях реализации Постановления КС России от 5 июля 2016 г. N 15-П , которым признано не соответствующим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценочной деятельности - в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в т.ч. связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

В ч. 3 ст. 245 КАС РФ установлен срок подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. С учетом положений данной части в п. 8 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 28 разъяснено следующее:

- согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона 1998 г. об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка;

- ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);

- пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда;

- решения и действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в срок, установленный частью 1 ст. 256 ГПК РФ, частью 1 ст. 219 КАС РФ.

Часть 4 ст. 245 КАС РФ в отношении правил подсудности рассмотрения административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административного искового заявления об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии отсылает к ст. 20 данного Кодекса, а именно к ее п. 15, устанавливающему, что административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

В части 4 ст. 245 КАС РФ также указано, что в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. Такое обращение в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования спора предусмотрено в изложенной выше норме ч. 1 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценочной деятельности, согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 3 указанной статьи для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в указанную комиссию не является обязательным (в прежней (первоначальной) редакции ч. 4 ст. 245 КАС РФ непосредственно указывалось, что исключением является случай, когда соответствующее заявление подано гражданином; данная часть изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ). Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 28, требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в указанную комиссию на индивидуального предпринимателя не распространяются.

Часть 5 ст. 245 КАС РФ устанавливает, что административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам гл. 22 данного Кодекса (т.е. главы, определяющей особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ. Данная часть изложена упомянутым выше Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данной части устанавливалось, что административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам гл. 22 КАС РФ.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: