Особенности тушения пожаров на морских судах в портах

Обновлено: 24.04.2024

3. Классификация судов и конструкция судна

Пассажирские
Грузопассажирские
Грузовые
Сухогрузные
Наливные
Корпус судна разделен на отсеки водонепроницаемыми продольными и
поперечными переборками, которые служат временным препятствием
огню при пожаре, обеспечивают прочность и непотопляемость судна.

4. Расположение палуб пассажирского судна

На палубах и платформах
судна размещены:
-насосные, электростанции,
пожарные станции,посты
управления механизмами;
-каюты, столовые,душевые,
кладовые, медицинские
блоки;
-помещения для
технологического
оборудования, грузовые
трюмы

5. Характеристика судовых помещений

Служебные
Жилищно бытовые
Специальные
Изоляционные материалы
судовых помещений:
-стекловойлок;
-пробковые плиты;
-асбестовые ткани;
-шлаковата;
-пенопласт;
-стекловолокно;
-пористый пластик.

6. Классификация судовых систем

Трюмные системы
водоотливная
креново – дифферентная
балластная
осушительная
Противопожарные
напорные
огнетушения
затопления
орошения
За зашивкой бортов и переборок проложены коммуникации судовых систем:
трубопроводы; электрокабели; воздуховоды; системы вентиляции,которые
способствуют быстрому распространению пожара.

7. Расположение судовых систем

Пожарная нагрузка в служебных и жилищно – бытовых помещениях
судов изменяется от 30 до 80 кг/ кв. м. Применение горючих материалов
на судах не должно превышать 45 кг на 1 кв. м . площади пола помещений.

8. Судовые системы

Бытовые
водоснабжения
вентиляции
отопления
освещения
канализации
Электросиловые
Принципы конструктивной противопожарной защиты судов предусматривают:
-сооружение вертикальных и горизонтальных противопожарных зон (палуб,
переборок, дверей, заслонок ).
-отделение машинных и служебных помещений от жилых;
- применение материалов , уменьшающих скорость распространения огня.

9. Помещения речных судов

Основные места
возникновения
пожара:
- жилые
помещения;
-служебные
помещения;
-машинные
отделения;
- сухогрузные
трюмы;
-нефтеналивные
отсеки.

10. Современное речное судно

Автоматические установки пожаротушения защищают помещения аварийных
дизель-генераторов, пожарных дизель-насосов,машинные отделения, наливные
отсеки для перевозки воспламеняющихся жидкостей.

11. Системы пожарной сигнализации

Сигнализация обнаружения пожара
Сигнализация оповещения о пожаре
Сигнализация предупреждения о
пуске системы объемного
пожаротущения
Выявление очагов пожара в трюмах и служебных помещениях
на ранней стадии развития и формирование сигнала о нем.
Подача мощных звуковых сигналов, хорошо слышимых
во всех помещениях судна.
Подача сигналов в помещения , где могут находиться
люди.

12. Основные принципы защиты от пожара

Предотвращение возможности возникновения
пожара
Ограничение распространения пожара
Защита путей эвакуации людей с
морского или речного судна
Вид автоматической системы пожаротушения:
-водяная; - паровая; порошковая ; - пенная;
углекислотная - зависит от назначения помещения.
Водяной системой оборудуют все суда с
энергетическими установками для пожарных
насосов.

13. Количество пожаров на судах в зависимости от их типов

Сухогрузные 41,5 %
Суда смешанного
класса
25,8%
Наливные
18,2%
Пассажирские 14,5%
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Сух_груз
См_кл
Наливн
Пассаж

14. Количество пожаров в помещениях судов

Машинно-котельное отделение
Грузовые трюмы
Жилые и служебные
28,6%
27,4%
44 %
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
МКО
Гру_тр
Жил_служ

15. Источники зажигания на судах

Открытое пламя, искры от огневых
работ
28,7%
Непотушенные спички, сигареты
18,9%
Неисправное электрооборудование
12,5%
30
25
20
15
10
5
0
Откр_пла
Спички
Элек_об

16. Скорость распространения горения (м/мин)

Жилые и служебные
помещения 0,4-0,5
Коридоры :
- при отделке
фанерой 1,4 – 1,8
- при отделке
пластиком 0,7 – 0,8
Вертикально по
трапам 2 – 2,5
2
1,8
1,6
1,4
1,2
1
0,8
0,6
0,4
0,2
0
Жилые
Кор_фан
Кор_пл
Верт_тр

17. Развитие пожара в трюме сухогруза

Характеристика
пожара:
-медленное развитие;
- сильное задымление;
- скорость
распространения 0,17
– 0,2 м/мин или
меньше;
- переход в другие
помещения путем
теплопроводности, а
также через
вентиляционные
шахты и световые
люки.

18. Горение в нефтеналивных трюмах судов

Факельное горение
Взрыв паровоздушной смеси
Деформация палубы
Выход горящей жидкости из судна
Распространение горения на другие
танки
Вскипание горящей жидкости
Температура в грузовых танках достигает 1100 град.C
Пожар на танкерах часто приводит к сильным повреждениям
и даже к гибели судна.
При взрыве резко увеличивается площадь горения из-за
выхода нефтепродукта из танка, его разлива и горения на
поверхности воды.Это ухудшает или делает невозможным
эвакуацию людей с горящего танкера.
Под действием взрывной волны возникают повторные
взрывы и пожары в смежных отсеках танкера.

19. Развитие пожара в машинно–котельном отделении

Скорость горения топлива и горючесмазочных
материалов в 2 – 2,5 раза больше чем у древесины
и пластиков.
Распространение пожаров в машиннокотельных отделениях судов объясняется их
конструктивными особенностями.
Площадь светового люка по отношению к
площади пола составляет менее 0,1,
что определяет интенсивность горения и
газообмен.
Поскольку МКО имеет связь с надстройкой,
то в течение 15 мин пожар распространяется
в надстройку .

20. Распространение пожара по трубам вентиляции машинно – котельного отделения

Температура в МКО
достигает 800-1000 град С.
МКО задымляется в
течение 2-3 мин.
По истечении 10 мин.
воспламеняется краска
и сгораемые материалы,
прилегающие к переборкам
соседних с МКО помещений .
Судно лишается средств
борьбы с огнем, так как
выходят из строя пожарные
насосы, силовая и осветительная сети судна.

21. Горение топлива в машинно – котельном отделении судна

Через 2-3 мин. – температура
повышается до 350 – 400 градусов С
Через 10 мин. – воспламенение
материалов в соседних помещениях
Через 15 мин. – распространение
пожара на надстройки судна

22. Разведка пожара устанавливает:

Угрозу людям,пути и способы их эвакуации
Действие стационарных систем тушения
Место и размеры горения
Пути распространения пожара
Степень задымления
Характер горящих грузов
Состояние палуб и переборок
Расположение судна по отношению к
береговым объектам и ветру
Необходимость и возможность отвода судна

23. Тушение пожара на судне. Проведение спасательных работ.

РТП по согласованию с капитаном горящего судна обязан:
оповестить всех пассажиров судна о сборе в определенных местах для перехода на берег;
подвести судно к берегу (причалу) так, чтобы можно было использовать всю длину борта при высадке на берег
спасаемых;
спустить спасательные шлюпки и плотики на воду;
предложить пассажирам надеть спасательные средства и успокоить их;
в темное время суток освещать место эвакуации прожекторами судна.

24. Тонкораспыленная вода часто с добавкой смачивателей используется для обеспечения продвижения в задымленных коридорах, шахтах и

Варианты подачи стволов на тушение пожара на судне
При тушении пожаров
водой внутри
помещений применяют
стволы Б и распылители.
Интенсивность подачи
воды 0,08 л/(с-кв.м).
Для тушения наружных пожаров в
надстройке
применяют мощные
стволы(А и лафетные) с интенсивностью
подачи воды 0,1. 0,12л/(с.кв.м).
Тонкораспыленная вода часто с добавкой смачивателей используется для обеспечения продвижения в
задымленных коридорах, шахтах и других подсобных помещениях, а также для создания завес в дверных
проемах, люках и т. д. Интенсивность подачи растворов смачивателей в воде в виде тонкораспыленных
струй 0,04. 0,06 л/(с-кв.м).

25. Тушение пожара в трюме на грузовом судне

Эти пожары — наиболее трудные
и сравнительно длительные.
Из-за сильного задымления
помещений и высокой температуры иногда сложно найти
очаг горения. В качестве
огнетушащих средств применяют
воду, растворы смачивателей,
пену различной кратности в виде
водяных и пенных струй.
Интенсивность подачи такая же,
как и для тушения веществ на
открытом пространстве,
воздушномеханической пены средней
кратности — 0,06. 0,1 л/(с-кв.м)
при расчетном времени тушения
15 мин.

26. Тушение пожара на пароходе в затоне

Всего на тушение было введено
11 лафетных стволов:
-5 стационарных с катеров;
- 3 переносных с катеров;
- 3 от автонасосов ПН-40;
и 15 стволов А.
Интенсивность подачи воды
0,3…0,4 л/(с. кв.м.),
Быстрое сосредоточение и
введение сил и средств на
тушение пожара позволили
его локализовать в течение
40 минут.

27. Проект пожарного катера (”Алмаз”)

28. Тушение пожара на танкерах. Боновые заграждения при растекании нефти

Организуют охлаждение
горящих танков, палубы и
бортов судна распыленными
струями
из стволов А и лафетных.
Интенсивность подачи воды
на охлаждение
металлических конструкций
0,2. ..0,5 л/ (с.кв.м.)
Для тушения пожаров
передвижными средствами
применяют воздушномеханическую пену средней
кратности с интенсивностью
подачи 0,1 . 0,15 л/(с-кв.м).

29. Затопление трюма при пожаре

На практике
используют способ
затопления горящих
трюмов водой, но лишь
в крайних случаях,
когда неэффективны
другие способы
тушения или
проникновение и
подача огнетушащих
средств в очаг пожара
невозможны

30. Пожарный катер

31. Последствие пожара на судне

32. Судовое электрооборудование после пожара

33. Сечение корпуса корабля по блокам

34. Надводный корабль

35. Подводная лодка

36. Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’

Начало пожара на БПК “Отважный”-11 ч.
ЭМ “Сознательный” и БПК “Бедовый”
и “Комсомолец Украины”идут к “
Отважному “ – 12 ч.
Корабли поддержки подошли к
горящему “ Отважному” – 12 ч. 10 мин.

37. Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’

Распространение пожара в нос
прекратилось в 12 ч. 20 мин.
БПК “Бедовый” начал буксировку
“Отважного” – 12 ч. 45 мин.
Взрыв мин в кормовой части горящего
БПК “Отважный” – 14 ч. 40 мин.

38. Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’

Корма БПК “Отважный” начинает оседать,
корабль начинает тонуть – 15 ч. 00 мин.
БПК “Отважный” тонет, оседая кормой
- 15 ч. 30 мин.
Буксирующий корабль БПК “Бедовый”
Готов отдать буксирный конец – 15 ч. 45 мин.

Тушение пожаров морских и речных судов в портах, доках и затонах.

Техническая характеристика судов и их пожарная опасность
Развитие пожаров на судах
Особенности тушения пожаров на судах

Классификация судов
и конструкция судна
Пассажирские
Грузопассажирские
Грузовые
Сухогрузные
Наливные
Корпус судна разделен на отсеки водонепроницаемыми продольными и
поперечными переборками, которые служат временным препятствием
огню при пожаре, обеспечивают прочность и непотопляемость судна.

Расположение палуб пассажирского судна
На палубах и платформах
судна размещены:

насосные, электростанции,
пожарные станции,посты
управления механизмами;

каюты, столовые,душевые,
кладовые, медицинские
блоки;

помещения для
технологического
оборудования, грузовые
трюмы

Характеристика судовых помещений
Служебные
Жилищно - бытовые
Специальные
Изоляционные материалы
судовых помещений:
стекловойлок;
пробковые плиты;
асбестовые ткани;
шлаковата;
пенопласт;
стекловолокно;
пористый пластик.

Классификация судовых систем
Трюмные системы
водоотливная
креново – дифферентная
балластная
осушительная
Противопожарные
напорные
огнетушения
затопления
орошения

За зашивкой бортов и переборок проложены коммуникации судовых систем:
трубопроводы; электрокабели; воздуховоды; системы вентиляции,которые
способствуют быстрому распространению пожара.

Расположение судовых систем
Пожарная нагрузка в служебных и жилищно – бытовых помещениях
судов изменяется от 30 до 80 кг/ кв. м. Применение горючих материалов
на судах не должно превышать 45 кг на 1 кв. м . площади пола помещений.

Принципы конструктивной противопожарной защиты судов предусматривают:
сооружение вертикальных и горизонтальных противопожарных зон (палуб,
переборок, дверей, заслонок ).
отделение машинных и служебных помещений от жилых;
применение материалов , уменьшающих скорость распространения огня.

Помещения речных судов
Основные места
возникновения
пожара:
- жилые
помещения;
служебные
помещения;
машинные
отделения;
сухогрузные
трюмы;
нефтеналивные
отсеки.

Современное речное судно
Автоматические установки пожаротушения защищают помещения аварийных
дизель-генераторов, пожарных дизель-насосов,машинные отделения, наливные
отсеки для перевозки воспламеняющихся жидкостей.

Системы пожарной сигнализации
Сигнализация обнаружения пожара
Сигнализация оповещения о пожаре
Сигнализация предупреждения о пуске системы объемного пожаротущения

Выявление очагов пожара в трюмах и служебных помещениях
на ранней стадии развития и формирование сигнала о нем.

Подача мощных звуковых сигналов, хорошо слышимых
во всех помещениях судна.

Подача сигналов в помещения , где могут находиться
люди.

Основные принципы защиты от пожара
Предотвращение возможности возникновения пожара
Ограничение распространения пожара
Защита путей эвакуации людей с морского или речного судна
Вид автоматической системы пожаротушения:
водяная; - паровая; порошковая ; - пенная; углекислотная - зависит от назначения помещения.
Водяной системой оборудуют все суда с энергетическими установками для пожарных насосов.

Количество пожаров на судах в зависимости от их типов
Сухогрузные 41,5 %
Суда смешанного
класса 25,8%
Наливные 18,2%
Пассажирские 14,5%

Количество пожаров в помещениях судов
Машинно-котельное отделение 28,6%
Грузовые трюмы 27,4%
Жилые и служебные 44 %

Источники зажигания на судах
Открытое пламя, искры от огневых работ 28,7%
Непотушенные спички, сигареты
18,9%
Неисправное электрооборудование 12,5%

Скорость распространения горения (м/мин)
Жилые и служебные помещения 0,4-0,5
Коридоры :
- при отделке фанерой 1,4 – 1,8
- при отделке пластиком 0,7 – 0,8
Вертикально по трапам 2 – 2,5

Развитие пожара в трюме сухогруза
Характеристика
пожара:
медленное развитие;
сильное задымление;
скорость распространения 0,17 – 0,2 м/мин или меньше;
переход в другие помещения путем теплопроводности, а также через вентиляционные шахты и световые люки.

Горение в нефтеналивных трюмах судов
Факельное горение
Взрыв паровоздушной смеси
Деформация палубы
Выход горящей жидкости из судна
Распространение горения на другие танки
Вскипание горящей жидкости
Температура в грузовых танках достигает 1100 град.C
Пожар на танкерах часто приводит к сильным повреждениям
и даже к гибели судна.
При взрыве резко увеличивается площадь горения из-за
выхода нефтепродукта из танка, его разлива и горения на
поверхности воды.Это ухудшает или делает невозможным
эвакуацию людей с горящего танкера.
Под действием взрывной волны возникают повторные
взрывы и пожары в смежных отсеках танкера.

Развитие пожара в машинно–котельном отделении

Скорость горения топлива и горючесмазочных
материалов в 2 – 2,5 раза больше чем у древесины
и пластиков.
Распространение пожаров в машинно-
котельных отделениях судов объясняется их
конструктивными особенностями.
Площадь светового люка по отношению к
площади пола составляет менее 0,1,
что определяет интенсивность горения и
газообмен.
Поскольку МКО имеет связь с надстройкой,
то в течение 15 мин пожар распространяется
в надстройку .

Распространение пожара по трубам вентиляции
машинно – котельного отделения
Температура в МКО
достигает 800-1000 град С.

МКО задымляется в
течение 2-3 мин.

По истечении 10 мин.
воспламеняется краска
и сгораемые материалы,
прилегающие к переборкам
соседних с МКО помещений .

Судно лишается средств
борьбы с огнем, так как
выходят из строя пожарные
насосы, силовая и осветитель-
ная сети судна.

Горение топлива в машинно – котельном отделении судна
Через 2-3 мин. – температура повышается до 350 – 400 градусов С
Через 10 мин. – воспламенение материалов в соседних помещениях
Через 15 мин. – распространение пожара на надстройки судна

Разведка пожара устанавливает:

Угрозу людям,пути и способы их эвакуации
Действие стационарных систем тушения
Место и размеры горения
Пути распространения пожара
Степень задымления
Характер горящих грузов
Состояние палуб и переборок
Расположение судна по отношению к береговым объектам и ветру
Необходимость и возможность отвода судна

Тушение пожара на судне.
Проведение спасательных работ.
РТП по согласованию с капитаном горящего судна обязан:
оповестить всех пассажиров судна о сборе в опреде-
ленных местах для перехода на берег;
подвести судно к берегу (причалу) так, чтобы мож-
но было использовать всю длину борта при высадке на берег спасаемых;
спустить спасательные шлюпки и плотики на воду;
предложить пассажирам надеть спасательные сред-
ства и успокоить их;
в темное время суток освещать место эвакуации про-
жекторами судна.

Тонкораспыленная вода часто с добавкой смачивателей используется для обеспечения продвижения в задымленных коридорах, шахтах и других подсобных помещениях, а также для создания завес в дверных проемах, люках и т. д. Интенсивность подачи растворов смачивателей в воде в виде тонкораспыленных струй 0,04. 0,06 л/(с-кв.м).

Варианты подачи стволов на тушение пожара на судне
При тушении пожаров
водой внутри
помещений применяют
стволы Б и распылители.
Интенсивность подачи
воды 0,08 л/(с-кв.м).
Для тушения наружных пожаров в надстройке
применяют мощные
стволы(А и лафетные) с интенсивностью подачи воды 0,1. 0,12л/(с.кв.м).

Тушение пожара в трюме на грузовом судне
Эти пожары — наиболее трудные и сравнительно длительные.
Из-за сильного задымления помещений и высокой тем-
пературы иногда сложно найти очаг горения. В качестве огнетушащих средств применяют воду, растворы смачивателей, пену различной кратности в виде водяных и пенных струй. Интенсивность подачи такая же, как и для тушения веществ на открытом пространстве, воздушно-
механической пены средней кратности — 0,06. 0,1 л/(с-кв.м) при расчетном времени тушения 15 мин.

Тушение пожара на пароходе в затоне
Всего на тушение было введено
11 лафетных стволов:
5 стационарных с катеров;
3 переносных с катеров;
3 от автонасосов ПН-40;
и 15 стволов А.

Интенсивность подачи воды
0,3…0,4 л/(с. кв.м.),
Быстрое сосредоточение и
введение сил и средств на
тушение пожара позволили
его локализовать в течение
40 минут.

Проект пожарного катера (”Алмаз”)

Тушение пожара на танкерах.
Боновые заграждения при растекании нефти
Организуют охлаждение горящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями
из стволов А и лафетных. Интенсивность подачи воды на охлаждение металлических конструкций 0,2. ..0,5 л/ (с.кв.м.)
Для тушения пожаров передвижными средствами
применяют воздушно-механическую пену средней кратности с интенсивностью подачи 0,1 . 0,15 л/(с-кв.м).

Затопление трюма при пожаре

На практике используют способ затопления горящих трюмов водой, но лишь в крайних случаях, когда неэффективны другие способы тушения или проникновение и подача огнетушащих средств в очаг пожара невозможны

Последствие пожара на судне

Судовое электрооборудование после пожара

Сечение корпуса корабля по блокам

Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’
Начало пожара на БПК “Отважный”-11 ч.
ЭМ “Сознательный” и БПК “Бедовый” и “Комсомолец Украины”идут к “ Отважному “ – 12 ч.
Корабли поддержки подошли к
горящему “ Отважному” – 12 ч. 10 мин.

Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’
Распространение пожара в нос
прекратилось в 12 ч. 20 мин.
БПК “Бедовый” начал буксировку
“Отважного” – 12 ч. 45 мин.
Взрыв мин в кормовой части горящего
БПК “Отважный” – 14 ч. 40 мин.

Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’
Корма БПК “Отважный” начинает оседать,
корабль начинает тонуть – 15 ч. 00 мин.
БПК “Отважный” тонет, оседая кормой
- 15 ч. 30 мин.
Буксирующий корабль БПК “Бедовый”
Готов отдать буксирный конец – 15 ч. 45 мин.

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.

Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

  • быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;
  • нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;
  • ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;
  • задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях - должностные лица завода.

Разведкой пожара на корабле определяются:

  • наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);
  • возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;
  • наличие и состояние электроустановок;
  • состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения;
  • возможность взрывов и отравлений.

Основными приемами тушения пожаров на кораблях являются:

  • подача огнетушащих средств непосредственно на поверхность горящего материала (для его охлаждения, ограничения доступа воздуха и защиты от воздействия пламени);
  • герметизация помещений (отсеков) и наполнение их инертными газами или веществами, тормозящими горение.
  • Для тушения пожаров на кораблях применяются следующие огнетушащие средства:
  • вода (пар);
  • воздушно-механическая и химическая пена;
  • углекислый и другие инертные газы;
  • жидкостные огнегасительные составы;
  • порошковые составы.

Для предупреждения распространения огня на рядом стоящие корабли и береговые объекты необходимо:

  • отводить горящий корабль от других кораблей и береговых объектов или отводить соседние корабли от горящего, особенно когда есть опасность возникновения взрыва;
  • защищать водяными струями соседние корабли и береговые сооружения;
  • ограждать и тушить топливо, разлитое на воде.

При тушении пожаров на кораблях необходимо вести постоянный контроль за количеством принятой в корпус горящего корабля воды, не допуская скопления ее в больших количествах, особенно в помещениях, расположенных выше ватерлинии. Для сохранения устойчивости и плавучести горящего корабля необходимо периодически удалять воду из отсеков.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В НАДСТРОЙКАХ, ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ОТСЕКАХ КОРАБЛЕЙ

Пожары в надстройках, жилых и служебных отсеках кораблей отличаются следующими особенностями:

  • быстрым повышением температуры из-за небольшого объема помещений;
  • быстрым распространением огня и дыма в другие помещения через перегородки, палубы, двери, коридоры и шахты;
  • затруднением проникновения в горящие и задымленные помещения из-за узких проходов и высокой температуры;
  • наличием электроустановок под напряжением.

Тушение пожаров в надстройках, жилых и служебных отсеках корабля производится водой или воздушно-механической пеной.

Для подачи водяных стволов используются дверные проемы, иллюминаторы, входные и световые люки верхних и нижних палуб. Тушение открытого огня и охлаждение нагретых конструкций надстроек, бортов и палуб производится водяными струями.

Для тушения пожаров внутри надстроек и отсеков применяется воздушно-механическая пена или распыленная вода.

Рукавные линии прокладываются наиболее удобным и кратчайшим путем. Рукава, поднятые на вышерасположенные палубы или надстройки, закрепляются рукавными задержками, шланговыми захватами или штертами (концами веревки) к леерным ограждениям или другим конструкциям корабля. Во избежание заломов и повреждений рукавов при прокладке их через комингсы (пороги) или выступающие корабельные конструкции применяются ограждения в виде лотков или других подсобных предметов.

Каждый работающий в отсеке должен иметь изолирующий противогаз и страхующий тросик, обеспечивающий связь со страховщиком, находящимся у входа в помещение (отсек).

При возможности герметизации отсеков тушение пожаров в них производится инертными газами и жидкостями, подаваемыми через вентиляционные раструбы, переборочные сальники и другие отверстия.

Одновременно водой охлаждаются палубы, борта и переборки горящих отсеков.

При вскрытии (разгерметизации) отсеков после прекращения горения на случай повторного загорания необходимо иметь наготове водяные или пенные стволы.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ БОЕПРИПАСОВ

Погреба корабельных боеприпасов имеют системы орошения и затопления.

При угрозе пожара или возникновении его в погребе с боеприпасами личным составом корабля производится орошение боеприпасов или затопление погреба путем включения системы.

При отсутствии экипажа на корабле и возникновении опасности взрыва во время пожара погреб с боеприпасами затапливается по приказанию командира спасательного отряда.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В МАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ И МОТОРНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ КОРАБЛЕЙ

Пожары в машинно-котельных и моторных отделениях отличаются следующими особенностями:

  • горением топлива и масла, что вызывает быстрый нагрев переборок и других корабельных конструкций;
  • возможностью образования взрывоопасных концентраций паров топлива;
  • горением изоляции электропроводки и электроустановок.

Тушение пожаров в машинно-котельных и моторных отделениях производится водой, пеной, паром или инертными газами и жидкостными огнегасительными составами.

При тушении пожара необходимо:

  • выключить приточную вентиляцию;
  • обесточить электроустановки;
  • перекрыть топливные и масляные трубопроводы;
  • остановить работающие двигатели, механизмы и котлы;
  • спустить воздух из баллонов, находящихся под давлением;
  • принять меры к герметизации входов, световых люков, вентиляционных раструбов и других отверстий;
  • охлаждать водяными струями борта, палубы и переборки.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ

Вследствие конструктивных особенностей подводных лодок тушение пожаров на них затруднено:

  • из-за небольших размеров входных люков;
  • из-за наличия в отсеках средств регенерации воздуха, боеприпасов и большого количества электрооборудования;
  • из-за быстрого повышения температуры и скопления дыма;
  • из-за возможности образования взрывоопасной концентрации водорода с воздухом в аккумуляторных отсеках и системах вентиляции;
  • из-за ограниченности стационарных и переносных установок пожаротушения.

Тушение пожаров на подводных лодках, как правило, производится путем заполнения помещений (отсеков) воздушно-механической пеной, а при герметизации отсеков - инертными газами или жидкостными огнетушащими составами.

Работа личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ по тушению пожара внутри отсеков производится только во взаимодействии с личным составом подводной лодки и при обязательном выполнении мер техники безопасности.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА СУХОГРУЗНЫХ СУДАХ

Пожары на сухогрузных судах чаще всего возникают в трюмах и характеризуются:

  • сложностью обнаружения очага пожара;
  • трудностью проникновения к очагу пожара из-за наличия груза;
  • возможностью выделения ядовитых газов при горении различных грузов.

Тушение пожаров на сухогрузных судах производится водой, воздушно-механической пеной, инертными газами и жидкостными огнетушащими составами.

При достаточно свободной укладке груза в трюмах тушение пожара производится водяными струями, подаваемыми непосредственно в очаг пожара через люки.

При невозможности проникнуть к очагу пожара через люки вырезаются отверстия в переборках, палубах или бортах.

Места для вырезания отверстий определяются по изменению цвета окраски или нагреву конструкций судна.

При невозможности потушить пожар водяными струями тушение производится путем заполнения трюма высокократной воздушно-механической пеной, инертными газами или жидкостными огнетушащими средствами при условии герметизации трюма (отсека).

Наибольшую опасность представляют пожары в трюмах со взрывчатыми веществами и боеприпасами: эффективность тушения зависит от быстроты подачи мощных компактных водяных струй.

При угрозе взрыва или быстрого распространения пожара трюм затапливается водой.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ НАЛИВНЫХ СУДОВ

Пожары на танкерах и нефтеналивных баржах характеризуются:

  • быстрым распространением огня и интенсивным горением;
  • возможностью образования взрывоопасных концентраций паровоздушных смесей в горящем танке и в танках, смежных с горящим;
  • возможностью вскипания и выброса темных нефтепродуктов из горящего танка.

Способы тушения пожаров в танках выбираются в зависимости от вида легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, температуры окружающей среды, уровня жидкости, объема и площади горения.

Основными огнетушащими средствами являются воздушно-механическая пена, а также распыленная вода.

При факельном горении нефтепродуктов пламя сбивается водяными струями.

Открытые люки, щели и различные отверстия закрываются крышками и брезентом, который обильно смачивается водой.

До начала пенной атаки и в ходе ее подаются водяные струи для охлаждения смежных с горящим танков, бортов, надстроек и переходных мостиков.

Тушение пожара в танках производится подачей расчетного количества пены.

При откачке нефтепродуктов из негорящих танков в них подаются углекислый или другие инертные газы.

Тушение пожаров в машинно-котельных и моторных отделениях, в жилых и служебных помещениях нефтеналивных судов производится так же, как и на кораблях, но принимаются следующие дополнительные меры:

  • герметизируются танки, закрываются двери, люки, иллюминаторы помещений;
  • в танки, смежные с горящим помещением, подаются углекислый или другие инертные газы;
  • интенсивно охлаждаются палубы и борта.

ТУШЕНИЕ ГОРЯЩЕГО ТОПЛИВА, РАЗЛИВШЕГОСЯ НА ВОДЕ

Горящее топливо, разлившееся на воде, следует тушить в тех случаях, когда имеется угроза распространения огня на корабли или здания и сооружения, расположенные на берегу.

Для предотвращения растекания по воде горящей жидкости устанавливаются боны.

Тушение горящего топлива на воде производится в зависимости от площади и направления горения следующим образом:

  • при небольшой площади горения противопожарные катера и суда располагаются у края горящего топлива и передвигаются челночным способом с наветренной стороны, а ствольщики береговых команд по берегу;
  • тушение производится мощными водяными струями путем перемешивания топлива с водой; при тушении небольших участков горящего топлива у берега могут применяться воздушно-механическая пена и распыленная вода;
  • при большой площади горения спасательные суда с включенной водозащитой, подавая мощные водяные струи впереди себя, проходят на большой скорости и расчленяют площадь горения на мелкие участки с последующим их тушением; при наличии ветра и течения для ограничения растекания топлива по воде спасательные суда водяными струями от лафетных стволов сужают площадь горения, а затем расчленяют ее на отдельные участки.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА КОРАБЛЯХ И СУДАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОКАХ

Тушение пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, характеризуется:

  • наличием около корабля и на нем большого количества различных сгораемых материалов (лесов, ремонтных материалов и т.п.);
  • неудобствами подхода, прокладки рукавных линий и подачи технических средств пожаротушения (вход на корабль имеется только с одной стороны по трапу, установленному с верхнего края стены дока);
  • большой высотой стен дока и самого корабля;
  • наличием на корабле открытых проемов, люков, дверей, иллюминаторов и различных систем;
  • отключением корабельных (судовых) установок пожаротушения.

Способы, приемы и технические средства тушения пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, определяются в зависимости от типа корабля.

При тушении пожара в первую очередь используется стационарная система водоснабжения дока с одновременным развертыванием сил и средств спасательного отряда и пожарных команд.

При наличии сгораемых кильблоков и бортовых упоров, применяемых для крепления корабля, принимаются меры к их защите.

является включение ручного извещателя в системе обнаружения пожара. Как указывалось ранее, при нажатии кнопки ручного извещателя на приемной станции в центральном противопожарном посту включается звуковая и световая сигнализация. Как правило, после проверки причины срабатывания извещателя, вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу.

Согласно Конвенции СОЛАС-74 общесудовая тревога (general alarm) подается в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала. Впоследствии экипаж оповещается, например, о пожаре в определенном районе.
Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в судовой колокол. При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги объявляют о том, что тревога учебная.
Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и с помощью вахтенных матросов выясняют у вахтенного помощника аварийного судна, какая требуется помощь и впоследствии предо­ставляют ее. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы.

Суда, стоящие лагом к аварийному судну или рядом с ним, усиливают надзор с целью предотвращения распространения пожара на них. Эти суда должны быть готовыми к отходу от аварийного судна.

При стоянке в порту, на судоремонтном заводе вахтенный помощник обязан иметь номера телефонов, знать способы связи с местными пожарными командами (портовыми, городскими), а также иметь возможность связаться с администрацией порта, капитаном судна и старшим помощником.

Схемы противопожарной защиты (Fire control plan ). На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения с четким обозначением постов управления для каждой палубы, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями классов А, В, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Эти сведения могут быть представлены в виде буклетов, находящихся у каждого лица командного состава.
Один экземпляр должен храниться в доступном месте на судне. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке государства флага и, если этот язык не является английским или французским, то они должны быть составлены на одном из этих языков.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению судовых средств, установок тушения и ограничения распространения пожара.

На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащященном укрытии, расположенном снаружи рубки.

Место сбора (Muster station). Местом сбора аварийной партии, включаем в расписание по тревогам, может быть крыло мостика, определенное место на главной палубе или место, которое представляется капитану наиболее рациональным. Но в любом случае это должно быть место, где аварийная партия может собраться очень быстро. Если на судне несколько аварийных партий, то каждая из них имеет свое место сбора.

Расписания по тревогам (Muster list). Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах и обязательно в рулевой рубке.

При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает включение следующих обязанностей различных членов экипажа:

- закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

- пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах и т.д.

При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит:

разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;

ввод в действие одновременно не менее двух - трех водоподающих стволов;

подача к месту пожара противопожарного инвентаря;

пуск судовых стационарных средств пожаротушения;

вскрытие и разбор конструкций;

закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиля­ционных систем.

Старший группы разведки обязан:

проводить разведку в течение всего времени пожара;

принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.п., путем передачи через связных получаемых сведений начальнику аварийной пожарной партии.

Связные группы (один - два человека) действуют непосредственно в очаге пожара согласно указаниям старшего группы разведки.

Подстволыцики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.

Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийных партий. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.

Члены экипажа, согласно расписанию по тревоге и приказанию главного (старшего) механи-ка, выполняют следующие обязанности:

готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, стационарную систе-му пенотушения:

герметизируют аварийные помещения перед пуском системы объемного тушения;

подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок; ломы, багры, топоры, слесарные и метал-лорежущие инструменты и работают ими;

готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный по-жарный насос;

подносят к месту пожара приборы переносного электро­освещения.

В зависимости от количества членов экипажа некоторые из них могут иметь сразу несколько обязанностей при тушении пожара.

При составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков, иллюминаторов, заслонок в воздуховодах, независимо от места пожара и для отключения естественной и принудительной вентиляции.

Расписание по тревогам составляется при участии помощника капитана по пожарно-технической части, подписывается старшим помощником капитана и старшим механиком и утверж-дается капитаном судна. Оно должно корректироваться при изменениях состава экипажа, а при большом количестве изменений должно быть составлено заново.

При стоянке судна в порту старший помощник капитана составляет стояночное расписание по тревогам, которое вывешивается у трапа. При составлении стояночного расписания следует учитывать, что во время стоянки судна в порту составляется расписание для 1/5 части экипажа, а при стоянке судна на внешнем рейде - для 1/3 части экипажа.

Члены экипажа, не включенные в стояночную пожарную вахту, но находящиеся на борту, по сигналу пожарной тревоги действуют согласно указанию вахтенного помощника капитана.

Если судно стоит в порту или на заводе, необходимо в стояночном расписании предусмотреть, чтобы в обязанность одного из матросов входил вызов по телефону или в случае срабатывания пожарной сигнализации береговой пожарной команды.
В стояночном расписании по тревогам распределение обязанностей должно быть таким, чтобы до приезда береговой пожарной команды была проведена разведка пожара и приняты все меры для его тушения.

Если пожар возник на российском судне, находящемся в иностранном порту, портовую пожарную команду вызывают только по указанию капитана судна.

Горящее судно RO-RO UND Adriyatik

Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром - быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

2) автоматическая и ручная спринклерная;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

8) система инертных газов;

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Водопожарная система - это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Рис. 3.1. Типовая линейная схема водопожарной системы:

1 - магистраль; 2 - ответвления; 3 - запорный клапан; 4 - пожарный пост; 5 -береговое соединение; б - кингстон; 7 - пожарные насосы

Типовая линейная схема водопожарной системы

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.

Рис. 3.2. Типовая кольцевая схема водопожарной системы: 1 - кольцевая магистраль; 2 - пожарный пост; 3 - пожарные насосы; 4 - кингстон; 5 - береговое соединение

Типовая кольцевая схема водопожарной системы

Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т - три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм 2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более .дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу .насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м - на открытых палубах.

Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м - у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав - наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить - порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: