Особенности судебных систем латиноамериканских государств

Обновлено: 26.04.2024

Латиноамериканское право развивалось во многом под влиянием романо-германской системы права – точнее, той ее ветви, которую часто называют «иберийской». И тем не менее есть много оснований для его выделения в отдельную правовую семью.

Одна из характерных черт правовых систем Латинской Америки – высокая степень региональной интеграции права, что служит бесспорным свидетельством обособления латиноамериканского права.

Латиноамериканские страны приступили к созданию общего рынка на рубеже 1950–1960-х гг. В 1960 г. была учреждена Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, в которую вошли Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу. В 1961 г. к Договору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. – Венесуэла, в 1967 г. – Боливия.

Помимо этого формировались более узкие региональные объединения – Центральноамериканский общий рынок (1960 г.), Андская группа (1969 г.), Карибская ассоциация свободной торговли (1968 г.).

С целью углубления интеграционных процессов страны Латинской Америки стали проводить начиная с 1986 г. ежегодные межправительственные совещания стран – участниц Группы Рио.

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Новый этап наступил в 1991 г. с созданием Южноамериканского общего рынка – МЕРКОСУРа ( Mercado Comun del Sur ). Его участниками на первом этапе стали Аргентина, Бразилия, Парагвай

и Уругвай 1 . В дальнейшем к МЕРКОСУРу на правах ассоциированных членов присоединились Боливия, Колумбия, Чили, Перу

Новое региональное объединение ставит цель не только экономической, но и политической интеграции. В декабре 2004 г. было принято решение о формировании в 2010 г. Парламента МЕРКОСУРа, в состав которого войдут по 18 представителей от каждого государ- ства-участника.

Важный фактор развития политической и экономической интеграции – все углубляющаяся унификация (гармонизация) латиноамериканского права. Ее цель впервые была сформулирована С. Боливаром. Но конкретное воплощение идея унификации права Латинской Америки получила только к концу XIX в.

В 1875 г. по инициативе правительства Перу было созвано совещание ведущих юристов Латинской Америки с целью выявления потребности в разработке единообразных кодексов в сфере частного права 2 . Приоритетным направлением было признано создание единообразных законов в сфере международного частного права. Было разработано несколько проектов. Но поддержки они не нашли. Более успешной была работа конференции в Монтевидео, созванной рядом государств Южной Америки в 1888 г. Ее итогом стали восемь проектов соглашений по вопросам гражданского, торгового, уголовного, авторского права, которые были ратифицированы Аргентиной, Боливией, Колумбией и Перу.

Однако наиболее крупной работой стал Кодекс Бустаманте – Кодекс международного частного права, принятый в 1928 г. на Панамериканской конференции в Гаване и ратифицированный 15 государствами 3 . Этот акт включал общую часть и четыре книги, посвященные

1 После утверждения парламентами Бразилии и Парагвая полноправным членом МЕРКОСУРа станет Венесуэла.

2 Garro A.M. Unification and Harmonization of Private Law in Latin America // American Journal of Comparative Law. 1992. № 40. P. 588.

3 Боливией, Бразилией, Чили, Коста-Рикой, Кубой, Доминиканской Республикой, Эквадором, Сальвадором, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Никарагуа, Панамой, Перу и Венесуэлой.

Глава шестая. Латиноамериканское право

вопросам международного гражданского, торгового, уголовного и процессуального права.

В последние годы одним из основных инициаторов унификации латиноамериканского права выступает Организация американских государств. Действующий в ее рамках Межамериканский юридический комитет за более чем вековую историю подготовил большое число проектов конвенций, соглашений, единообразных актов по вопросам не только международного частного права, но и доступа

к правосудию, права на информацию, предотвращения дискриминации и т.д. 1

Следует также отметить ряд других инициатив. Так, Иберо-амери- канским институтом процессуального права 2 в 1988 г. был разработан Иберо-американский модельный гражданский процессуальный кодекс, который впоследствии был воспринят многими государствами региона: Уругваем (1989 г.), Коста-Рикой (1990 г.), Колумбией (1990 г.), Перу (1992 г.), Мексикой (1993 г.), Аргентиной (1995 г.), Бразилией (1996 г.), Боливией (1997 г.), Венесуэлой (2003 г.).

В целом для латиноамериканского права характерен достаточно высокий уровень кодификации права. Эта традиция, заложенная еще в колониальную эпоху, была поддержана многими первыми конституциями государств Латинской Америки. Так, ст. 47 Конституции Боливии 1826 г. обязывала Сенат составить гражданский, уголовный, процессуальный, торговый и церковный кодексы 3 . Такая же задача была поставлена в первой Конституции Бразилии 1824 г. (ст. 179) 4 . Нормы о кодификации законодательства содержатся и в современных основных законах. Например, Конституция Чили 1980 г. включает норму о кодификации гражданских, торговых, процессуальных, уголовных и других отношений (ст. 60). А Конституция Колумбии 1991 г. по сути ставит задачу кодификации «всех отраслей законодательства» (п. 2 ст. 150).

2 Институт размещается в Монтевидео (Уругвай).

3 Constitutions that Made History. P. 167.

4 См.: Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие. С. 46–49, 51–59; Безбах В.В . Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (Правовое регулирование): Диc. . д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 75–100.

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Особенностью латиноамериканского права является сочетание механизмов, присущих не только романо-германскому, но и общему праву 1 . Вместе с тем оно использует много собственных правовых конструкций. Так, конституции существенно расширяют возможности применения процедуры amparo – исков с требованиями о принятии срочных мер по предотвращению нарушений либо по восстановлению прав и свобод. Конституции Бразилии (п. LXIX ст. 5 гл. 1 разд. II), Эквадора (ст. 94), Гондураса (ст. 182) и ряда других вводят такую конструкцию, как habeas data , обеспечивающую незамедлительное предоставление либо исправление информации о лицах, хранящейся в публичных и частных учреждениях.

Своеобразно развиваются и другие отрасли права. Так, анализируя особенности административного права, известный специалист М.А. Штатина отмечает, что в Латинской Америке практикой и текущим законодательством разработаны собственные национальные подходы к решению управленческих проблем. В результате создана своеобразная система регулирования публичной администрации, которая не может быть безоговорочно отнесена ни к одной из классических моделей административного права, действующих в современном мире 2 .

Такую же оценку можно высказать и в отношении других отраслей права. Так, если первые гражданские кодексы Латинской Америки в основном следовали моделям гражданских кодексов Франции и других европейских стран, то в дальнейшем все более отчетливо проявляется стремление латиноамериканцев к самостоятельной обработке правовой материи на основе собственных традиций, судебной практики, научных доктрин. Первыми стали гражданские кодексы Чили (1855 г.) и Аргентины (1869 г.). Вслед за ними появились такие самобытные акты, как гражданские кодексы Бразилии (1917 г.) 3 , Мексики (1928 г.), Перу (1984 г.), Парагвая (1987 г.). В дальнейшем именно

1 В частности, англосаксонский институт habeas corpus .

2 См.: Штатина М.А. Административное право в странах Латинской Америки: Монография. М.: Изд-во РУДН, 1994; Она же. Источники административного права в странах Латинской Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». М.: Изд-во РУДН, 2005. № 1 (17).

3 Принятию этого акта предшествовали несколько попыток создания Гражданского кодекса. В их числе следует особо отметить проект А.Т. Фрейтаса. В настоящее время в Бразилии действует новый Гражданский кодекс, принятый в 2003 г.

Глава шестая. Латиноамериканское право

эти акты служили основными образцами для кодификаций в других государствах Латинской Америки. Так, Гражданский кодекс Чили был рецепирован практически без изменений в Эквадоре (1857 г.), Венесуэле (1861 г.), Колумбии (1873 г.), Сальвадоре (1859 г.), Никарагуа (1867 г.) и Гондурасе (1880 г.).

Заметный отпечаток на развитие латиноамериканского права оказывает католическая церковь. Этот факт отражен во многих конституциях. Так, Конституция Парагвая 1992 г. признает «главенствующую роль Католической церкви в историческом и культурном развитии Нации» (ст. 82). Конституция Перу 1993 г. подчеркивает, что государство «признает независимость и автономию Католической церкви – важного элемента исторического, культурного и морально-нравственного развития Перу и оказывает ей содействие» (ст. 50).

О том, какую роль играет католическая церковь в жизни Латинской Америки, можно судить по следующим цифрам. Католиками

в Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Доминиканской Республике являются 95% населения, в Аргентине – 92%, в Колумбии – 90%, в Парагвае – 89,6%, в Панаме – 85%, в Перу – 81%, в Сальвадоре – 79,1%,

в Коста-Рике – 76,3%, в Мексике – 76,5%, в Бразилии – 73,6%,

в Уругвае – 58%, в Гватемале – 55% 1 . В общей сложности в Латинской Америке проживают около 40% всех католиков, что обусловливает особую их роль в католическом мире 2 . Многие вопросы брачно-се- мейных отношений, образования, благотворительности, этики регулируются либо контролируются церковью. Нередко священники берут на себя роль мировых судей, разрешая споры, возникающие у их паствы.

Во многом ту же роль играют традиционные учреждения – вожди и старейшины индейских племен. Обращаясь к этой теме, Донна Ли Ван Котт отмечает: «Несмотря на формальный запрет, традиционные правовые системы продолжали действовать везде, где сохранялись традиционные сообщества» 3 .

1 Данные приводятся по справочнику ЦРУ (CIA Factbook. 2008).

2 В Латинской Америке были рождены такие новые конфессиональные движения, как теология освобождения, которые при всех коллизиях с Ватиканом тем не менее во многом определяют его политику.

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

И только к середине ХХ в. государства Латинской Америки начинают постепенно признавать традиционное право. Так, Закон Эквадора 1937 г. «О коммунах» ( Ley de Comunas ) допустил возможность разрешения споров традиционными институтами, существующими

в сельских сообществах. При этом многие исследования показывали, что в отдельных сферах они практически полностью вытеснили государственные суды 1 .

Эту тенденцию или, точнее, особенность правовых систем Латинской Америки в конце ХХ в. отразили многие конституции. Первой стала Конституция Колумбии 1991 г., в которой были закреплены следующие нормы: «Органы власти коренных народов могут осуществлять судебные функции в пределах соответствующих территорий

в соответствии с присущими им нормами и процедурами при условии, что они не противоречат Конституции и законам Республики. Закон устанавливает способы совмещения действующей в отношении коренных народов особой юрисдикции с действующей судебной системой» (ст. 246).

Впоследствии нормы, допускающие действие традиционного права, были закреплены в конституциях Боливии (ст. 171), Эквадора (ст. 191), Мексики (ст. 2), Никарагуа (ст. 89), Парагвая (ст. 63), Перу (ст. 149), Венесуэлы (ст. 260).

Наиболее полно они раскрыты в Конституции Мексики 1917 г.: «Конституция признает и гарантирует право индейских народов

и общин на свободное развитие и, как следствие этого, на автономию, с тем чтобы:

1. Устанавливать внутренние формы своего совместного проживания и собственную социально-экономическую, политическую и культурную организацию.

2. Применять собственное обычное право в регулировании и разрешении своих внутренних конфликтов, подчиненное общим принципам настоящей Конституции…

3. Избирать в соответствии со своими обычаями, процедурами и традиционной практикой органы своей власти или представителей для осуществления собственных форм внутреннего управления, гарантируя участие в нем женщин на условиях равенства с мужчинами

1 Fernando G.S. Formas indigenas de administation de justicia // XII Congresso Internacional Derecho Consutudinario y Pluralismo Legal. 2000.

Глава шестая. Латиноамериканское право

в рамках, предусмотренных федеральным договором и суверенитетом штата.

4. Оберегать и обогащать свои языки, знания и другие элементы, образующие их культуру и самобытность.

5. Сохранять и улучшать условия проживания и оберегать свои участки земли в соответствии с положениями, установленными данной Конституцией.

6. При условии соблюдения форм и способов осуществления права собственности и владения землей, установленных настоящей Конституцией и соответствующими законами, а также прав, приобретаемых посторонними лицами или жителями общины, давать согласие на использование и извлечение природных ресурсов в местах обитания, занимаемых общинами, кроме тех, которые отнесены к стратегическим зонам в соответствии с настоящей Конституцией…

7. Избирать в муниципиях с индейским населением представителей

в муниципальный совет. Конституция и законы субъектов Федерации признают и регулируют эти права в муниципиях с целью усиления их участия и политического представительства в соответствии с их традициями и обычными нормами.

8. Полностью признавать судебную власть государства. Чтобы гарантировать это право, во всех судах при осуществлении процедур,

в которых они выступают в качестве индивидуальной или коллективной стороны, должны приниматься во внимание их обычаи и культурные особенности при уважении положений настоящей Конституции. В любое время индейцы имеют право получить помощь переводчика и защитника, которые знают их язык и культуру. Конституция и законы субъектов Федерации устанавливают особенности их свободного развития и автономии, которые наилучшим способом ограждают положение и устремления индейских народов каждого сообщества, так же как и правила признания индейских общин в качестве сообществ публичного характера» (ст. 2) 1 .

Обязательства по сохранению традиционных институтов закреплены и Конвенцией Международной организации труда 1989 г. «О коренных и племенных народах», ратифицированной большей частью государств Латинской Америки: Мексикой (1990 г.), Боливией и Колумбией (1991 г.), Парагваем и Коста-Рикой (1993 г.), Перу

1 Конституции государств Америки. Т. 1. С. 458–460.

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

(1994 г.), Гватемалой (1996 г.), Гондурасом (1995 г.), Эквадором (1998 г.), Аргентиной (2000 г.), Бразилией и Венесуэлой (2002 г.), Чили (2008 г.) 1 .

В заключение отметим усиление тенденции к обособлению латиноамериканского права, чему в немалой степени способствует стремление государств региона (Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Боливии, Чили и др.) сохранять независимость в вопросах внутренней и внешней политики.

Судебные системы латиноамериканских государств также формировалась под влиянием общего и романо-германского права.

Принципы построения и функционирования судебной системы государств Латинской Америки заимствованы, как уже отмечалось, из правовой системы США.

Формы деятельности и структуры верховных судов этих государств во многом напоминают судебную систему США.

Институт судебного контроля конституционности законодательства, заимствованный у романо-германского права, как уже отмечалось, функционирует во всех государствах Латинской Америки.

Например, в Колумбии эту функцию выполняет Конституционный суд, учрежденный в 1991 г., до этого данные функции принадлежали специальной палате Верховного суда. В Мексике в XIX в. сложился институт контроля за конституционностью законов в виде процедуры «ампаро», впоследствии воспринятой правовой доктриной и государственной практикой других государств континента. Суть этой процедуры заключалась в выдаче судом по заявлению лица приказа о защите прав, нарушенных актами или действиями государственных органов, противоречащими конституции. При этом решение, выносимое судом по делам о нарушении прав человека, носило строго индивидуальный характер, т.е. распространялось только на истца. Лишь в 1995 г. был введен институт конституционного контроля в его классическом виде»1.

В Аргентине функции органа конституционного контроля выполняют не только Верховный суд, но и суды общей юрисдикции всех уровней.

Для судебной системы государств Латинской Америки характерны единые принципы формирования и функционирования. Судебные органы этих государств являются независимыми и подчиняются только закону. Эта независимость обеспечивается целым рядом гарантий, хотя организационное руководство судами осуществляется министерством юстиции.

Для федеративных государств характерна двухуровневая судебная система.1 Например, судебную систему Бразилии формирует Федеральный Верховный трибунал, Высший трибунал правосудия, трудовые трибуналы и судьи, избирательные трибуналы

и судьи, военные трибуналы и судьи, трибуналы и судьи штатов, федерального округа и территорий.

Все судебные органы делятся на суды общей и специальной юрисдикции. Например, в Чили в систему общих судов входят Верховный суд, апелляционные суды, суды крупных исков и различные местные суды. К специальным судам относятся суды по делам несовершеннолетних, трудовые суды, военные суды в мирное время и ряд других. Система общих судов Эквадора состоит из Верховного суда, 35 провинциальных уголовных судов, 87 кантональных судов, 445 приходских. К специальным судам относятся суды по делам несовершеннолетних и трудовым спорам1.

В большинстве государств Латинской Америки судьи преимущественно назначаются. Например, назначение членов Верховного суда в Мексике является прерогативой президента республики с одобрения палаты сенаторов, а окружные и районные судьи назначаются Верховным судом сроком на 4 года. В Аргентине Федеральный Верховный суд, а также федеральные судьи, назначаются Президентом с согласия сената. Что касается остальных судей, то они избираются Советом судей посредством публичных конкурсов. В Бразилии судьи также назначаются. Так, судьей может быть лицо, имеющее стаж юридической деятельности не менее 10 лет. В этом процессе активно участвует организация адвокатов Бразилии. Конституция Бразилии закрепляет право на пожизненное пребывание в должности за судьями после двух лет работы.

В большинстве государств Латинской Америки функционирует система административной юстиции. Например, высшим судом административной юстиции Колумбии является Государственный совет. В Мексике функционирует развитая система административной юстиции через административные суды, наделенные соответствующими полномочиями для разрешения споров между должностными и частными лицами. Высшими органами административной юстиции Эквадора являются Финансовый трибунал и трибунал административных споров. В Боливии Верховный суд является высшим органом не только общей, но и административной юстиции.

Во многих государствах Латинской Америки учрежден независимый орган — Защитник народа, формируемый парламентом, целью которого является защита прав и свобод граждан от произвола государственных органов и их должностных лиц. В Перу создан автономный конституционный орган — Служба Защитника народа. Защитник избирается 2/3 голосов Конгресса на пять лет. Аналогичный орган функционирует и в Аргентине.

В области частного права правовые системы латиноамериканских стран можно объединить в две группы. В первую группу следует отнести правовые системы, которые практически полностью восприняли Французский гражданский кодекс и ограничились лишь его

Сюда можно отнести Гражданские кодексы Гаити (1825 г.), Боливии (1830/1975 гг.), Доминиканской республики (1845/1884 гг.) и, с некоторыми оговорками, Мексики (1870/1884, 1928/1932 гг.). Вторую группу составляет Гражданский кодекс Чили (1855 г.), который, несмотря на значительные заимствования из ГК Франции, подобно Гражданскому кодексу Аргентины, представляет собой вполне самостоятельное и оригинальное творение южноамериканского законодательства.

Что отличает латиноамериканское право от романо-германской системы? Это прежде всего сфера публичного права. Если, завоевав государственную независимость, страны Латинской Америки в поисках модели частного права обратили взоры к Европе, то конституционный образец они нашли в США. Конституции этих стран заимствовали американскую форму правления – президентскую республику и другие конституционные институты. У молодых государств Латинской Америки и не было иного выбора. Конституция США была в то время единственной писаной действующей Конституцией. Восприятие американского конституционного образца и дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. С последней связано особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов, дополненное использованием таких процедур (например, ампаро, заимствованное в испанском праве), которых не знает американская модель судебного конституционного контроля.

Четыре латиноамериканских государства являются федерациями – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, и, характеризуя право этих стран, следует учитывать разграничение компетенции между федерацией и ее членами. Можно сказать, что основная компетенция принадлежит федерации.

Ученые-юристы подчеркивают, что при изучении политической системы латиноамериканских стран во многих отношениях не следует отождествлять юридические формы с социальными реалиями.

Очевидно, это общее для всех стран положение в отношении латиноамериканских стран звучит особенно остро уже хотя бы потому, что в жизни этих стран значительное место занимают периоды военных режимов, чрезвычайных положений и т.п.

Латинская Америка сегодня освобождается, по-видимому, от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, нацио-

нального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.

Усиливается региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Бразилия стремится к региональной интеграции с целью образования Латиноамериканского Содружества Наций.

Судебные системы латиноамериканских государств также формировалась под влиянием общего и романо-германского права.

Принципы построения и функционирования судебной системы государств Латинской Америки заимствованы, как уже отмеча­лось, из правовой системы США. Формы деятельности и струк­туры верховных судов этих государств во многом напоминают судебную систему США.

Институт судебного контроля конституционности законода­тельства, заимствованный у романо-германского права, как уже отмечалось, функционирует во всех государствах Латинской Америки.

Например, в Колумбии эту функцию выполняет Конституцион­ный суд, учрежденный в 1991 г., до этого данные функции при­надлежали специальной палате Верховного суда. В Мексике в XIX в. сложился институт контроля за конституционностью зако­нов в виде процедуры «ампаро», впоследствии воспринятой пра­вовой доктриной и государственной практикой других государств континента. Суть этой процедуры заключалась в выдаче судом по заявлению лица приказа о защите прав, нарушенных актами или действиями государственных органов, противоречащими консти­туции. При этом решение, выносимое судом по делам о наруше­нии прав человека, носило строго индивидуальный характер, т.е. распространялось только на истца. Лишь в 1995 г. был введен институт конституционного контроля в его классическом виде» 1 .

В Аргентине функции органа конституционного контроля вы­полняют не только Верховный суд, но и суды общей юрисдикции всех уровней.

Для судебной системы государств Латинской Америки харак­терны единые принципы формирования и функционирования. Судебные органы этих государств являются независимыми и подчиняются только закону. Эта независимость обеспечивается целым рядом гарантий, хотя организационное руководство суда­ми осуществляется министерством юстиции.

Для федеративных государств характерна двухуровневая су­дебная система. 1 Например, судебную систему Бразилии формиру­ет Федеральный Верховный трибунал, Высший трибунал право­судия, трудовые трибуналы и судьи, избирательные трибуналы

и судьи, военные трибуналы и судьи, трибуналы и судьи штатов, федерального округа и территорий. Мексиканская судебная сис­тема делится на федеральные суды и суды штатов.

Все судебные органы делятся на суды общей и специальной юрисдикции. Например, в Чили в систему общих судов входят Верховный суд, апелляционные суды, суды крупных исков и раз­личные местные суды. К специальным судам относятся суды по делам несовершеннолетних, трудовые суды, военные суды в мир­ное время и ряд других. Система общих судов Эквадора состоит из Верховного суда, 35 провинциальных уголовных судов, 87 канто­нальных судов, 445 приходских. К специальным судам относятся суды по делам несовершеннолетних и трудовым спорам 1 .

В большинстве государств Латинской Америки судьи преиму­щественно назначаются. Например, назначение членов Верховно­го суда в Мексике является прерогативой президента республики с одобрения палаты сенаторов, а окружные и районные судьи назначаются Верховным судом сроком на 4 года. В Аргентине Федеральный Верховный суд, а также федеральные судьи, назна­чаются Президентом с согласия сената. Что касается остальных судей, то они избираются Советом судей посредством публичных конкурсов. В Бразилии судьи также назначаются. Так, судьей может быть лицо, имеющее стаж юридической деятельности не менее 10 лет. В этом процессе активно участвует организация адвокатов Бразилии. Конституция Бразилии закрепляет право на пожизненное пребывание в должности за судьями после двух лет работы.

В большинстве государств Латинской Америки функционирует система административной юстиции. Например, высшим судом административной юстиции Колумбии является Государственный совет. В Мексике функционирует развитая система администра­тивной юстиции через административные суды, наделенные со­ответствующими полномочиями для разрешения споров между должностными и частными лицами. Высшими органами админи­стративной юстиции Эквадора являются Финансовый трибунал и трибунал административных споров. В Боливии Верховный суд является высшим органом не только общей, но и административ­ной юстиции.

Во многих государствах Латинской Америки учрежден незави­симый орган — Защитник народа, формируемый парламентом, целью которого является защита прав и свобод граждан от произ­вола государственных органов и их должностных лиц. В Перу создан автономный конституционный орган — Служба Защитника народа. Защитник избирается 2/3 голосов Конгресса на пять лет. Аналогичный орган функционирует и в Аргентине.

Помимо законов и подзаконных нормативных правовых актов в странах Латинской Америки существуют и иные источники права. В частности, правовой обычай, роль которого различна. В Аргентине она больше, а в Уругвае меньше. Но в целом это субсидиарный источник права. Несмотря на то, что латиноамериканские государства в значительной степени заимствовали у США принципы построения и функционирования судебной системы, стоит отметить, что судебная практика не рассматривается здесь как основной источник права 1 .

Судебная система латиноамериканских государств испытала сильное влияние США. В частности, в Бразилии, как и в США, судебная система представлена судами двух уровней: уровня федерации и уровня штатов. Федеральным судам подсудны дела, связанные с заинтересованностью федеративного союза, правонарушениями, затрагивающими федеративную собственность, международными вопросами, а также правами индейцев. Конституция Бразилии 1988г. учредила Высший суд правосудия, призванный разгрузить Федеральный верховный суд. Последний состоит из 11 членов и осуществляет преимущественно конституционный контроль, а также рассматривает уголовные дела, возбужденные в отношении высших лиц государства. Высший суд правосудия является апелляционной инстанцией и судом в отношении губернаторов и судей среднего уровня. Нижестоящими по отношению к нему инстанциями выступают федеральные региональные трибуналы, федеральные судьи и учрежденные в 2001г. федеральные суды по мелким искам (с суммой иска до 60 размеров минимальной ежемесячной зарплаты или по правонарушениями, наказываемым на срок до двух лет лишения свободы или штрафом). К специализированным федеральным судам относят суды по трудовым спорам, избирательные суды и военные суды 2 .

Судебные системы штатов Бразилии в отличие от аналогичных судов США построены более или менее единообразно. Они включают в себя суды правосудия, суды первой инстанции, суды присяжных и суды по мелким искам. Мировые суды, находящиеся в основании судебной пирамиды, не являются судами в полном смысле этого слова: за ними зарезервированы полномочия по бракосочетанию и примирительные функции 1 .

Список рекомендуемой литературы:

Безбах В.В. Право собственности на землю в странах Латинской Америки: (Проблемы регламентации и преобразований) / В.В. Безбах; Гос. ком. СССР по нар. образованию. — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. — 142 с.

Государственно-правовые проблемы стран Латинской Америки: Сб. науч. тр. / Гос. ком. СССР по нар. образованию; Редкол.: О.А. Жидков (отв. ред.) и др. — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. — 134 с.

Доронина Н.Г. Унификация права стран Латинской Америки / Н.Г. Доронина // Законодательство и экономика. — 2002. — №10. — С.73-85.

Жидков О.А. Избранный труды / О.А. Жидков; отв. ред. Г.И. Муромцев, Е.Н. Трикоз. — М.: Норма, 2006. — 608 с.

Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки / О.А. Жидков — М.: Наука, 1967. — 175 с.

Малько А.В. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. — М.: Норма, 2008. — 352 с.

Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки: Сб. науч. тр. / Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы; Отв. ред. и авт. предисл. О. А. Жидков. — М.: УДН, 1983. — 169 с.

Правовое регулирование аграрных отношений в странах Латинской Америки: Сб. нормат. актов / М-во высш. и сред. спец. образования СССР; Сост., отв. ред. В. В. Безбах. — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987.—96 с.

Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Решетников Ф.М., Батлер У.Э., Бойцова В.В. и др.; Отв. ред. А.Я. Сухарев. — М.: НОРМА. Издат. группа «НОРМА - ИНФРА-М», 2000. — 833 с.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А.Х. Саидов; РАН, Ин-т государства и права. — М., 1993. — 148 с.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / А.Х. Саидов; отв. ред. В.А. Туманов – 2-е изд., доп и перераб. – М.: Юристъ, 2007. — 510с.

Чиркин В.Е. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки / В.Е. Чиркин, А. А. Тихонов, С. В. Рябов. — М.: Наука, 1982. — 193 с.

Шебанова Н.А. Правовое регулирование деятельности предприятий с участием иностранного капитала в странах Латинской Америки / Н.А. Шебанова // Советское государство и право. — 1989. — N 5. — С.122-127.

Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2т. Т.1, Основы: Пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кётц. — М.: Международные отношения, 1998. — 479 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: