Особенности судебного контроля в сфере исполнительной власти

Обновлено: 12.05.2024

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонении от заданных параметров.
Исходя из установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на самостоятельные ветви различают следующие виды государственного контроля: 1. президентский контроль; 2. контроль органов законодательной (представительной) власти; 3. контроль органов ИВ; 4. судебный контроль.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (часть 2 статьи 118 Конституции РФ).
Судебную власть характеризуют не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия ИВ.
Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за ИВ.
Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере ИВ (ФКЗ «О КС РФ» от 21.07.1994; Статья 115 Конституции):
• суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Правительства и органов ИВ субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов;
• разрешает споры о компетенции, включая споры между органами ИВ РФ и ее субъектами.
КС, выявив нарушения Конституции или / и законодательства, выносит представление. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения.
Решение КС по спору о компетенции между органами ИВ является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов.
Толкование Конституции, данное КС, является официальным и обязательным.
Поводом к рассмотрению и разрешению дел в КС является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства. Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав свобод вследствие применения или подлежащего применению законов конкретном деле. КС РФ лишен права начинать дела по собственной инициативе.
Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов ИВ имеют свои особенности.
Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.
Формой реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа ИВ, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.
При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов ИВ. Суд изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов ИВ и издаваемых ими правовых актов. При необходимости в выносимых судами решениях, определениях или постановлениях указывается, что суд признает акты управления незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд выносит частное определение. По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа ИВ.
Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений: о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов, и др.
Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных правонарушений.
Этот вид правосудия (арбитраж) позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства, защитить интересы предпринимателей, акционеров.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет виды, порядок создания и упразднения судов, основные принципы их деятельности) (в субъекта РФ могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, конституционные (уставные) суды).
Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.
Контрольные полномочия КС РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены КРФ и ФКЗ «О КС РФ» (разрешает дела о соответствии КРФ нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов).
КС РФ, выявив конкретные нарушения КРФ и законодательства может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц (представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, в месячный срок; КС РФ уведомляется о результате рассмотрения и мерах по его реализации).
Решение КС РФ по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих их компетенцию.
Толкование КРФ, данное КС РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Поводом к рассмотрению и разрешению дел в КС РФ является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, обеих палат ФС, одной пятой членов СФ или депутатов ГД, Правительства, ВС, ВАС, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (жалобы граждан рассматриваются в случае нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле).
Особенности форм контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти (контрольная функция осуществляется ими в процессе рассмотрения уголовных, гражданских, административных и иных дел).
При рассмотрении уголовных дел (особенно о должностных преступлениях) (суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела) (формой реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, способствовавшие нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение (обращается внимание органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер); субъект обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах).
При рассмотрении гражданских дел (суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти и издаваемых ими правовых актов, осуществляя контроль за их деятельностью – судами выносятся решения, определения, постановления (при необходимости в них указывается что суд, признавая акты управления незаконными, отменяет их)).
При рассмотрении административных дел (суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет предусмотренные законом административные наказания; при необходимости дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения).
Содержание контроля за деятельностью органов исполнительной власти, осуществляемого арбитражными судами (проверка при разрешении дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных нарушений) (если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных НПА со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц, арбитражный суд вправе вынести частное определение в их адрес).
Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны (принудительное исполнение осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом; немедленному исполнению подлежат решения о незаконности актов государственных органов).

Контроль в сфере государственного управления осуществляют суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют контрольные полномочия в процессе осуществления гражданского, уголовного и административного судопроизводства в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, определяющими порядок данного вида судопроизводства.

Сущность контрольной деятельности судов общей юрисдикции заключается в том, что они при рассмотрении конкретных дел оценивают законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконными, этот акт или его отдельная часть считаются недействующими.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется также судьями в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья выясняет следующие вопросы: не превышены ли компетенции органа исполнительной власти, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, а также ряд иных вопросов, связанных с деятельностью органов исполнительной власти, осуществляющих административную юрисдикцию.

Арбитражные суды выполняют свои функции, в том числе и контрольные, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. При этом основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при рассмотрении дел соответствия актов и решений органов исполнительной власти и должностных лиц требованиям законов. В случае установления фактов нарушения законов арбитражный суд может вынести частное определение в адрес соответствующих должностных лиц.

Вступившие в законную силу акты арбитражных судов - решения, определения, постановления арбитражных судов - обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

а) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Феде рации:

- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) разрешает споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

г) дает толкование Конституции Российской Федерации;

д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Рассмотрение и разрешение дел осуществляется Конституционным Судом в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Перед рассмотрением дела Конституционный Суд вправе истребовать тексты нормативных и других правовых актов, документы и их копии, а также другие материалы. Конституционный суд также вправе поставить вопрос о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам. Эти требования обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда Российской Федерации должны быть рассмотрены, и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду Российской Федерации в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда по делу, в зависимости от существа вопроса, выносится в форме постановлений, заключений или определений. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан несоответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Режим законности в сфере организации и функционирования исполнительных органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обеспечивается судебным контролем или правосудием, осуществляемым соответствующими судами.

Основное содержание судебного контроля в сфере публичного управления заключается в нормоконтроле, т. е. граждане РФ и иные уполномоченные лица могут оспорить в судах нормативные и индивидуальные правовые акты. Обеспечению законности осуществления государственного управления и местного

самоуправления способствует деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей и военных судов. Нормоконтрольная деятельность осуществляется судами посредством конституционного, административного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 46) устанавливает право граждан обжаловать в суд решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если они нарушают права и свободы граждан. Право гражданина обращаться в суд за защитой своих прав и свобод является важнейшим фактором укрепления гарантий прав граждан в области действия органов публичного управления. Роль судебной власти при рассмотрении споров, связанных с актами управления, в перспективе будет неизменно возрастать, так как судебный порядок рассмотрения споров имеет ряд неоспоримых достоинств перед административным порядком рассмотрения спора: суд — это специальный государственный орган, осуществляющий

контроль за законностью и обоснованностью решений; он не-зависим ни от одной ветви власти и имеет конституционные гарантии такой независимости; у него нет какой-либо заинтересованности в результате рассмотрения спора; он имеет четкую процессуальную форму рассмотрения спора; принципы судебного рассмотрения демократичны; гражданин и сам орган управления имеют одинаковые процессуальные права и обязанности.

Возможность суда проверять нормативные акты и его право признавать некоторые из них (или конкретные положения) недействующими (незаконными) позволяет сделать и более общий теоретический вывод о том, что судебная практика все более становится источником права. Судебное решение, принятое в результате рассмотрения дела о соответствии закону какого либо нормативного правового акта, становится также нормотворческим, так как оно формирует новые права и обязанности субъектов права, устанавливает недействительность, а следовательно, и неминуемую отмену определенных законодательных

положений (правил поведения).

Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам. Среди них дела, возникающие из публичных правоотношений (они перечислены в ст. 245 ГПК РФ): по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда. Подраздел III ГПК РФ называется «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Таким образом, законодатель не

использует традиционно применяемый в российской науке и в законодательстве термин «дела, возникающие из административных правоотношений». Следует заметить, что термин «публичные правоотношения» в ГПК РФ не определяется.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Контроль судов за деятельностью органов исполнительной власти

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие и цели Государственного контроля в сфере исполнительной власти.
  • 1.2. Сущность и виды государственного контроля.
  • 2.1. Понятие, признаки, отличия судебного контроля от других видов государственного контроля. Судебный контроль и судебный надзор.
  • 2.2. Развитие судебного контроля в России за законностью решений, действий (бездействия) органов власти.
  • 2.3. Цели, задачи, функции судебного контроля.
  • 2.4.Виды судебного контроля.

3. Соотношение и взаимодействие исполнительной и судебной властей.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Понятие власти прочно вошло в общественное сознание. Она расценивается как основная сила, обеспечивающая регуляцию различных процессов и взаимоотношений в группах разной численности. Благодаря наличию властных структур общество сохраняет целостность и единство. В нашем государстве традиционно принято говорить о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Они существуют параллельно, но в тесной взаимосвязи.

Общим для всех сфер государственного строительства, всех организаций и граждан, всех отраслей права является режим законности. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, в том числе высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятельности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридического образования у многих государственных служащих, для обеспечения режима правозаконности в деятельности государственной администрации нужны гарантии обеспечения законности.

В целях обеспечения реального осуществления законности в деятельности всех органов государства, служащих государствен¬ных органов и общественных организаций, граждан государство юридически закрепляет ее гарантии и возлагает на определенные государственные органы обязанности дозволенными правами и методами повседневно следить за тем, чтобы никто законность не нарушал.

В нашем государстве традиционно принято говорить о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной, судебной. Они существуют параллельно, но в тесной взаимосвязи. Обеспечение надлежащей защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций в спорах с органами исполнительной власти можно ожидать только в том случае, если деятельность органов исполнительной власти будет обеспечиваться эффективным контролем со стороны судебной власти.

Судебный контроль в сфере исполнительной власти является сложным многоплановым институтом права, который можно рассматривать и как важнейшую гарантию законности и дисциплины деятельности органов исполнительной власти, и как содержание административного судопроизводства, и как способ восстановления нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц, и как механизм взаимодействия судебной и исполнительной ветвей власти.

Данные обстоятельства свидетельствует о необходимости изучения проблем осуществления судебного контроля в сфере исполнительной власти.

  • - проанализировать вопрос места и роли исполнительного производства в гражданском (цивилистическом) процессе;
  • - рассмотреть правовую категорию «судебный контроль» в качестве одной из функций судебной власти;
  • - рассмотреть правовую природу судебного контроля за исполнительным производством, определить его виды, формы, предмет;
  • - исследовать процессуальную форму рассмотрения в судах дел об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей;
  • - рассмотреть особенности судопроизводства по делам о защите прав участников исполнительного производства.

Объект исследования – система отношений связанных с судебным контролем и исполнительной властью.

Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование основ судебного контроля и исполнительной власти.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных ученых по вопросам сущности судебного контроля и исполнительной власти.

Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет виды, порядок создания и упразднения судов, основные принципы их деятельности) (в субъекта РФ могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, конституционные (уставные) суды).

Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

Контрольные полномочия КС РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены КРФ и ФКЗ «О КС РФ» (разрешает дела о соответствии КРФ нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов).

КС РФ, выявив конкретные нарушения КРФ и законодательства может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц (представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, в месячный срок; КС РФ уведомляется о результате рассмотрения и мерах по его реализации).

Решение КС РФ по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих их компетенцию.

Толкование КРФ, данное КС РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Поводом к рассмотрению и разрешению дел в КС РФ является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, обеих палат ФС, одной пятой членов СФ или депутатов ГД, Правительства, ВС, ВАС, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (жалобы граждан рассматриваются в случае нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле).

Особенности форм контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти (контрольная функция осуществляется ими в процессе рассмотрения уголовных, гражданских, административных и иных дел).

При рассмотрении уголовных дел (особенно о должностных преступлениях) (суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела) (формой реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, способствовавшие нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение (обращается внимание органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер); субъект обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах).

При рассмотрении гражданских дел (суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти и издаваемых ими правовых актов, осуществляя контроль за их деятельностью – судами выносятся решения, определения, постановления (при необходимости в них указывается что суд, признавая акты управления незаконными, отменяет их)).

При рассмотрении административных дел (суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет предусмотренные законом административные наказания; при необходимости дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения).

Содержание контроля за деятельностью органов исполнительной власти, осуществляемого арбитражными судами (проверка при разрешении дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных нарушений) (если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных НПА со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц, арбитражный суд вправе вынести частное определение в их адрес).

Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны (принудительное исполнение осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом; немедленному исполнению подлежат решения о незаконности актов государственных органов).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: