Особенности процессуальной деятельности конституционного суда рб

Обновлено: 18.05.2024

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Иные государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь

Предложение о проверке конституционности акта должно содержать:

а) сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд;

б) наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);

в) основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;

г) позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

д) перечень прилагаемых документов [8, с.69].

К предложению могут прилагаться список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.

Председатель Конституционного Суда может созвать судей, работников Секретариата на совещание для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания.

Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

Принятие к производству закона для осуществления обязательного предварительного контроля его конституционности оформляется определением Председателя Конституционного Суда.

Рассмотрение дела о проверке конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля осуществляется в письменной форме в соответствии с пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» без приглашения в судебное заседание представителей палат Национального собрания Республики Беларусь

По результатам проверки конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд принимает решение, которое оформляется в виде отдельного документа.

Пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», определяет Конституционный Суд.

Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

а) по содержанию норм;

б) по форме нормативного акта;

в) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

г) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Также Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в РБ, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством.

57. Решения Конституционного Суда: понятие, специфика, виды актов (заключение, решение, послание, разъяснение, запрос, требование, представление) и их юридическая сила.

По всем вопросам, которые входят в компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, Конституционный Суд вправе принимать решения. Решением Конституционного Суда Республики Беларусь является любой акт, который был принят во время его заседания. В отличие от заключений, которые носят обязательный характер, решения Конституционного Суда носят рекомендательный характер. Итоговое решение принимается Конституционным Судом на закрытом совещании. Решение считается принятым только при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Все решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом в соответствии с Законом. Они имеют общеобязательную юридическую силу, являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Что же касается их оформления, то все решения оформляются в виде отдельного документа или протокольно. К решениям Конституционного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявлений, а также особые мнения судей. В ст. 24 Кодекса Республики Беларусь «О судопроизводстве и статусе судей» содержится перечень видов решений Конституционного Суда.

Многие ученые спорят о юридической природе решений Конституционного Суда. Одна группа ученых признает то, что решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются обязательными, однако не считает, что эти решения представляют собой источник права. Другая группа считает, что было бы ошибочным уменьшать роль решений Конституционного Суда, поскольку итоговые решения Конституционного Суда рассчитаны на многократность применения, распространяются на неопределенный круг лиц и кроме того, являются обязательными для всех субъектов права. Поэтому ученые этой группы утверждают, что в иерархии правовых актов решения Конституционного Суда Республики Беларусь занимают место сразу после Конституции и юридическая сила итоговых решений схожа с юридической силой Конституции Республики Беларусь. В то же время было бы ошибочно считать их юридическую силу равной, поскольку сам Конституционный Суд действует на основе Конституции и зависит от изменений и дополнений Основного Закона.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Государственные органы, не указанные в части второй настоящей статьи, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе мотивированно отклонить предложение о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным законом, указанным в части первой статьи 23 настоящего Кодекса.

Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, является основанием для отмены в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 376; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 189, 2/1089).

Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.

Статья 23. Порядок деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Порядок конституционного судопроизводства определяется законом.

Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 24. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь

По вопросам, указанным в частях второй и седьмой статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь принимает заключения.

По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения.

Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь.

Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа, решения Конституционного Суда Республики Беларусь – в виде отдельного документа или протокольно.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь, не согласный с принятым заключением или решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Особое мнение по желанию судьи публикуется в качестве приложения к заключению или решению Конституционного Суда Республики Беларусь в печатном издании Конституционного Суда Республики Беларусь.

Послания Конституционного Суда Республики Беларусь, его запросы, представления, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь, проверяя конституционность оспариваемого нормативного правового акта, устанавливает соответствие его Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

по содержанию норм;

по форме нормативного правового акта;

с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд Республики Беларусь не связан доводами и соображениями сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

При проверке акта Конституционный Суд Республики Беларусь имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом Республики Беларусь в соответствии с законом, указанным в части первой статьи 23 настоящего Кодекса, они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

88. Полномочия судов и судей. Статус судьи и гарантии его деятельности.

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь" Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года "О воинской обязанности и воинской службе" и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. N 186 Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Государственные органы, не указанные в части второй настоящей статьи, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе мотивированно отклонить предложение о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным законом, указанным в части первой статьи 23 настоящего Кодекса.

Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, является основанием для отмены в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 376; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 189, 2/1089).

Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.

Статья 23. Порядок деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Порядок конституционного судопроизводства определяется законом.

Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 24. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь

По вопросам, указанным в частях второй и седьмой статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь принимает заключения.

По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения.

Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь.

Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа, решения Конституционного Суда Республики Беларусь – в виде отдельного документа или протокольно.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь, не согласный с принятым заключением или решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Особое мнение по желанию судьи публикуется в качестве приложения к заключению или решению Конституционного Суда Республики Беларусь в печатном издании Конституционного Суда Республики Беларусь.

Послания Конституционного Суда Республики Беларусь, его запросы, представления, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь, проверяя конституционность оспариваемого нормативного правового акта, устанавливает соответствие его Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

по содержанию норм;

по форме нормативного правового акта;

с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд Республики Беларусь не связан доводами и соображениями сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

При проверке акта Конституционный Суд Республики Беларусь имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом Республики Беларусь в соответствии с законом, указанным в части первой статьи 23 настоящего Кодекса, они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

88. Полномочия судов и судей. Статус судьи и гарантии его деятельности.

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь" Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года "О воинской обязанности и воинской службе" и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. N 186 Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим.

Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.

При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.

Дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 26 настоящего Закона.

Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

При рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.

Конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон.

86. Конституционный Суд Республики Беларусь в системе органов судебной власти. Компетенция Конституционного Суда.

Правовую основу организации и деятельности Конституци­онного Суда составляют Конституция Республики Беларусь, За­кон "О Конституционном Суде Республики Беларусь", принятый Парламентом 30 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1997 годах), Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, утвержденный Конституционным Судом. Нормы этического характера для судей Конституционного Суда установлены Кодексом чести судьи.

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд воз­лагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Респуб­лики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в ко­торые входит Республика Беларусь, указов Президента Республи­ки Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, меж­дународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального проку­рора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, за­конам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицирован­ным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Прези­дента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституци­онности указанных актов как в целом, так и отдельных их поло­жений.

Согласно статье 38 Закона "О Конституционном Суде Рес­публики Беларусь" заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соот­ветствии с их компетенцией предложения о необходимости вне­сения в акты действующего законодательства изменений и до­полнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

В настоящее время Суд не имеет права возбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно, как уже отмечалось, пользовался в прошлый период.

С точки зрения сегодняшнего дня особенно хорошо видно, что "судебный субъективизм" в 1994—1996 годах, проявившийся в том числе и в возбуждении дел по усмотрению суда, не способ­ствовал в полной мере становлению Конституционного Суда, да­вал почву для обвинений в его адрес в необъективности и прист­растности. Думаю, что Конституционному Суду должна быть присуща сдержанность, действие в строгих рамках Конституции, вольности просто недопустимы. К этому обязывает и наша систе­ма права.

Всего в 1994—1998 годах Конституционным Судом Республи­ки Беларусь рассмотрено около 60 дел.

Проверке подвергнуто около 75 нормативных актов, в том числе: 24 закона, 6 постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, 18 указов и 1 распоряжение Президента Республики Беларусь, 8 постановлений Правительства Республики Беларусь, 5 постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, прочие акты. Признаны неконституционными около 50 норма­тивных актов.

Инициаторами производств о проверке конституционности нормативных актов являлись Президент Республики Беларусь, Председатель Верховного Совета, постоянные комиссии и группы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор Рес­публики Беларусь. По ряду дел, как уже отмечалось, производст­во возбуждалось по инициативе Конституционного Суда.

В Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован по­рядок реализации положений тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 года. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела Суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативно­го акта неконституционным.

К сожалению, с 30 марта 1994 года данная норма фактически не действовала: суды не входили с соответствующими предложе­ниями в Конституционный Суд. Многими это объяснялось отсут­ствием законодательной регламентации такого обращения. Хотя и в тот период нельзя было согласиться с такого рода объяснения­ми, так как были все условия для формирования соответствующей практики, чтобы снять всякие сомнения в законе от 7 июля 1997 года предусмотрено, что суд (общей компетенции или хо­зяйственный) при выявлении расхождений между Конституцией и подконституционным актом принимает решение в соответст­вии с Конституцией и после вступления в законную силу судеб­ного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Согласно закону Вер­ховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны сделать это в месячный срок со дня обращения к ним суда нижестоящей инстанции.

Наше законодательство в этой части несколько отличается от законодательства ряда других стран, в том числе государств СНГ: предполагается, что суд сразу выносит решение по делу, руковод­ствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается и воз­можность суда при рассмотрении конкретного дела приостано­вить производство по нему до вынесения вердикта Конституци­онным Судом по вопросу о конституционности нормативного акта. Следовало бы предусмотреть аналогичный механизм взаи­модействия судов (общей компетенции, хозяйственных) и Кон­ституционного Суда при установлении расхождений между меж­дународными договорами, действующими на территории Белару­си, и иными подконституционными актами с целью обеспечения реального верховенства первых над вторыми.

Здесь же замечу, что согласно Конституции в Республике Бе­ларусь сложилась следующая иерархия правовых норм: 1) Кон­ституция; 2) акты о толковании Конституции; 3) международные договоры; 4) законы и декреты Президента; особое место здесь занимают программные законы - об основных направлениях вну­тренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь (если обычные законы принима­ются большинством голосов от полного состава палат, то про­граммные - не менее двумя третями от полного состава палат); 5) указы Президента (часть третья ст. 137 Конституции); 6) по­становления Правительства и т.д.

В обновленном законе о Конституционном Суде Республики Беларусь сохранен ряд норм, имеющих важнейшее значение для развития правовой системы, а также предусмотрен ряд новых положений, которые призваны способствовать независимости Суда, совершенствованию его работы.

В статье 9 закона предусмотрено, что законы, декреты и ука­зы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правитель­ства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Ге­нерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридичес­кой силой, считаются утратившими силу в целом или в опреде­ленной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, здесь Суд получил большую свободу дей­ствий, что налагает на него и дополнительную ответственность. Ранее, например, если речь шла об актах, нарушающих права и свободы человека, то при признании Судом их неконституцион­ными, они считались не имеющими юридической силы в целом или в определенной их части с момента принятия соответствую­щего акта. Нетрудно представить, какие могли появиться пробле­мы, когда после многих лет действия такого акта он признавался неконституционным.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом о Конституционном Суде и Регламен­том Конституционного Суда. Заседание Суда является правомоч­ным при наличии не менее восьми судей.

В законе изменены сроки, а также процедура оглашения и принятия итогового решения Конституционным Судом. Ранее Суд сразу после окончания слушаний по делу уходил в совеща­тельную комнату для подготовки и оглашения решения. Сейчас в законе имеются иные нормы, в большей мере обеспечивающие принятие решения в спокойной обстановке. Так, по завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует по­следним. Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздер­жаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда счи­тается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, ре­шение считается принятым в пользу конституционности оспари­ваемого акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь, к сожалению, не может возбуждать производство по делам о проверке конститу­ционности нормативных актов, если предложение об этом исхо­дит от гражданина. Хотя я полагаю, что в перспективе к этому можно прийти: в Конституции наряду с закреплением основных положений статуса Конституционного Суда предусмотрено, что компетенция, организация и порядок деятельности Конституци­онного Суда определяются законом. На мой взгляд, в этой связи Суд может быть наделен дополнительными правами и обязаннос­тями.

В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Пар­ламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегод­ные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь де­ятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.

Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права.

Основные задачи

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь.

Полномочия Конституционного Суда

Конституционный Суд по предложениям Президента, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров дает заключения о толковании Конституции; о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных правовых актов других государственных органов.

Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения:

  • о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
  • о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом;
  • о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
  • о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд в двухнедельный срок дает заключения:

  • по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции;
  • по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Конституционный Суд по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения:

  • по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
  • по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией и законом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: